Главная страница 1
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный педагогический институт

имени М.Е. Евсевьева»

Рабочая программа учебной практики по генетике

2010-2011 учебный год

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Биология »

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (утвержден ____________) и учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Биология»), утвержденного Ученым советом МГОУ (от ________, протокол № __)

1. Цель учебной практики

Целью учебной практики является отработка у студентов профессиональных знаний и умений по генетике, способствующих более прочному усвоению теоретического материала, приобретению навыков экспериментальной работы, которая может быть продолжена в школе.
2. Задачи учебной практики

Задачами учебной практики бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Биология» являются:

- углубить и расширить полученные теоретические знания по предмету на конкретном живом материале;

- продемонстрировать проявление основных генетических закономерностей в природе, научить студентов, учителей, школьников искать и находить факты, требующие объяснения с позиций генетики;

- продемонстрировать те генетические последствия, которые сопровождают различные антропогенные воздействия на окружающую природу, в том числе загрязнение среды;

- познакомить студентов с исходным материалом для селекционной работы, с методами селекционной работы;

- привить студентам профессиональные навыки проведения генетического эксперимента на пришкольном участке, подготовить будущих учителей к проведению практических занятий со школьниками по курсу общей биологии.


3. Место учебной практики в структуре ООП ВПО
Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование».

Учебной практике предшествует изучение дисциплины «Генетика» профессионального цикла, вариативного компонента ФГОС ВПО, предусматривающая лекционные, семинарские и практические занятия. Учебная практика является логическим завершением изучения данной дисциплины.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении учебной практики:


  • должен владеть методами исследования генетического материала на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях;

  • уметь использовать знания фундаментальных основ и методов генетики в оценке состояния окружающей среды и для контроля биобезопасности продуктов фармакологической и пищевой промышленности;

  • должен знать генетические основы и методы селекции.

Учебная практика проводится на 3 курсе в VI семестре. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

Прохождение учебной практики является необходимой основой для последующего изучения теории эволюции, биотехнологии, прохождения производственной практики в школе, написания курсовых и дипломных работ.




  1. Место и время проведения учебной практики

Учебная практика бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Биология / Химия» проводится на базе биостанции педагогического института, Республиканской станции юннатов, Мордовской сельскохозяйственной опытной станции, кафедры общей биологии, анатомии и физиологии.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

– возможность изучения внутри- и межпопуляционной изменчивости;

– возможность изучения генетической структуры природных популяций растений;

– возможность знакомства с основными методами селекции: гибридизацией, гетерозисом, полиплоидией, мутагенезом и т. д.;

– возможность знакомства с генетической коллекцией разных форм культурных растений (гороха, злаков и др.), освоения методики проведения скрещивания и гибридологического анализа, изучения закономерностей наследственной и ненаследственной изменчивости.
Учебная практика проводится в течение одной недели. Группы формируются в составе 8-10 человек на одного руководителя.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики:


Общекультурные компетенции:

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

– готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

– готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8).
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

– способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

– готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

– способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
Специальные компетенции:

– способен оперировать основными биологическими понятиями, знаниями биологических явлений, закономерностей, законов, теорий и гипотез (СК-1);

– способен оперировать знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

– способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

– способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК-6);

– готов применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК-7);

– готов к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК-8)

В результате прохождения учебной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:



1) Знать

- основные формы изменчивости, их роль в эволюции видов, селекции растений и животных;

- о норме реакции, о влиянии факторов среды на формирование фенотипа;

- методики исследования качественных и количественных признаков;

- принципы классификации мутаций, характеристики основных мутагенов окружающей среды и их воздействие на генетический аппарат;

- основные генетические характеристики популяции, значение полиморфизма популяции в эволюции;

- основные способы размножения организмов, генетические значения митоза и мейоза;

- основные достижения в селекции растений, животных и микроорганизмов.
2) Уметь

- проводить статическую обработку результатов измерения количественных признаков;

- готовить растворы-фиксаторы, красители, питательные среды для проращивания пыльцы, изоляторы;

- проводить кастрацию и опыление цветков;

- готовить временные микропрепараты препараты;

- определять жизнеспособность пыльцы растений разными методами;

-проводить наблюдения за природными популяциями, определять частоту генов, генотипических классов, выявлять полиморфные формы в популяциях;

- проводить экскурсии в природу по основным генетическим темам


3) Владеть

- навыками самостоятельной работы с научной литературой;

- методами гибридологического, цитогенетического, биометрического и популяционного анализа принципами решения теоретических и практических типовых и системных задач, связанных с профессиональной деятельностью;

- способностью самостоятельного принятия решений при планировании зоотехнических исследований и реализации их результатов.


6. Структура и содержание учебной практики
6.1. Структура и трудоемкость учебной практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 1 зачетная единица, или 1 неделя, или 48 часов.




№ п/п

Разделы (этапы) практики

Недели

Общая трудоемкость

Формы текущего контроля

Кредиты

часы

1

Изучение модификационной изменчивости количественных признаков

1 день




8

Проверка дневников

2

Генетика популяций. Изучение генотипического и фенотипического полиморфизма в природных популяциях

1 день




8

Проверка дневников

3

Эколого-генетические исследования с использованием растительных тест-объектов

2 дня




16

Проверка дневников

4

Генетические основы селекций

1 день




8

Проверка дневников

5

Подготовка отчета по практике

1 день




8

Устный опрос



6.2. Виды деятельности студентов на учебной практике

1 этап:


– экскурсия «Изучение модификационной изменчивости на примере культурных и дикорастущих растений»;

– статистическая обработка результата измерения количественных признаков (построение вариационного ряда, вариационной кривой, определение констант вариационного ряда;


2 этап:

– экскурсия «Изучение рисунка серых пятен клевера», «Полиморфизм гетеростильных видов растений», «Изучение махровости на примере культурных и дикорастущих видов растений», «Изучение окрасок у некоторых видов (культурных, дикорастущих)»;

– зарисовка предложенных экземпляров листьев клевера и определение их генотипов или фенотипических радикалов, составление серий всех встретившихся аллелей.
3 этап:

- приготовление временных ацетокарминовых препаратов;

- проводят анализ фертильности растений по параметрам абортивности и прорастании пыльцевых зерен.
4 этап:

- работа на Мордовской с-х. станции;

- анализ структуры урожая как один из приемов селекционной работы.

5 этап:


- освещают во введении каждого раздела общие теоретические положения, касающиеся предмета изучения;

- максимально точно указывают места сбора данных и объекты исследований;

- подробно описывают методы сбора и обработки материалов;

- составляют, где это необходимо, схемы, рисунки и сводные таблицы по собранному материалу;

- производят анализ полученных результатов, используя статистические расчеты;

- каждый раздел должен заканчиваться выводами, где отражены основные результаты работы.




7. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Практика заканчивается итоговой конференцией, на которой студенты отчитываются о проделанной работе и предоставляют оформленный отчет.

На основании отчёта, студентам по окончанию практики преподавателем выставляется зачёт.




  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на учебной практике

Самостоятельная работа студентов в ходе учебной практики составляет … часов. В ходе самостоятельной работы студенты знакомятся с основными подходами и методами, используемыми в биологии для изучения природных объектов популяций и сообществ.



Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

  1. Популяционная генетика. Применение уравнения Харди-Вайнберга для расчета частот аллелей и генотипов в популяции человека.

  2. Мутационная изменчивость. Гомологические ряды в наследственной изменчивости.

  3. Геномные мутации. Полиплоидия у растений, произрастающих в окрестностях г. Саранска.

  4. Модификационная изменчивость и методы ее изучения. На примере размерности листьев у березы. Норма реакции генотипа.

  5. Пространственное подразделение популяций.

  6. Возрастная структура популяций доминантных видов растений, произрастающих в окрестностях г. Саранска.

  7. Экологический мониторинг.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
а) основная литература:

  1. Бакай, А. В. Генетика с основами селекции : учебник для вузов / А. В. Бакай, И. И. Кочиш, Г. Г. Скрипченко. - М. : КОЛОСС, 2007. – 448 с.


б) дополнительная литература:

  1. Алиханян, С. И. Общая генетика : учебник для вузов / С. И. Алиханян, А. П. Акифьев, Л. С. Чернин. – М. : Высшая школа, 1985. – 445 с.

  2. Дубинин, Н. П. Общая генетика / Н. П. Дубинин. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. : Наука, 1986. – 559 с.

  3. Бигон, М. Экология. Особи, популяции и сообщества: учебник для вузов. В 2 ч. Пер. с англ./ М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таунсенд. – М.: Мир, 1989. – 1–2 ч.


в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.vigg.ru/- сайт института общей генетики им. Н.И.Вавилова

humbio.ru/humdio/genetica –генетика



www.genoterra.ru/

www.iny.pas.ru/- институт молекулярной генетики

www.cytgen.com/ru/ - цитология и генетика (журнал)

www.twirpx.com/file/6436/

  • www.iegm.ru/ - институт экологии и генетики микроорганизмов


11. Материально - техническое обеспечение учебной практики
Микроскопы, оборудование для сбора и фиксации материала, собранного в полевых условиях, гербарные папки.
Автор: Маскаева Т.А., ст. преподаватель кафедры общей биологии, анатомии и физиологии, канд. биол. наук.

Программа одобрена на заседании Ученого совета факультета



(наименование факультета)
от ___________ года, протокол № ________.


Смотрите также:
Рабочая программа учебной практики по генетике 2010-2011 учебный год Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
131.13kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной музейной практики 2011-2012 учебный год Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование
183.14kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины охрана природы и рациональное природопользование Направление подготовки 050100 педагогическое образование
89.39kb.
1 стр.
Направление подготовки 050100 – Педагогическое образование профиль подготовки – бакалавриат
22.01kb.
1 стр.
Программа Историческое образование Направление 050100 Педагогическое образование
14kb.
1 стр.
Направление: «050100 – Педагогическое образование» Профиль: Художественное образование (Дизайн и компьютерная графика) Аннотация Рабочей учебной программы дисциплины «Дизайн-проектирование»
36.5kb.
1 стр.
Направление «050100 – Педагогическое образование Профиль: Художественное образование (Музыкально-компьютерные технологии) аннотация рабочей учебной программы дисциплины «Вокально-инструментальный ансамбль»
10.07kb.
1 стр.
Основная образовательная программа 050100. 62 Направление «Педагогическое образование» Профиль «Дошкольное образование»
1200.17kb.
5 стр.
Рабочая программа по предмету «Музыка» (учебный предмет) 6 класс (классы) 2010 2011 учебный год
246.51kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Музыка» (учебный предмет) 8 класс (классы) 2010 2011 учебный год
180.52kb.
1 стр.
Программа учебной практики прикладная химия Направление 050000 Образование и Педагогика
121.05kb.
1 стр.
Рабочая программа курса литературы в 8 классе на 2010 2011 учебный год 70часов
183.97kb.
1 стр.