Главная страница 1


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»

Факультет электронной техники

Кафедра сетей связи и систем коммутации





«УТВЕРЖДАЮ»

_____________________

_____________________

«______»___________2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



«Системы коммутации»
Направление подготовки

210700 Инфокоммуникационные технологии

и системы связи
Профиль подготовки

Сети связи и системы коммутации
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

г. Саранск

2011 г.


  1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Системы коммутации» (СК) относится к числу специальных дисциплин для подготовки бакалавров по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Целью преподавания дисциплины СК является изучение принципов построения и функционирования систем коммутации различного назначения, построенных с использованием технологий коммутации каналов и коммутации пакетов.

В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться знания, навыки и умения, позволяющие самостоятельно проводить анализ информационных процессов в системах коммутации, знать системы сигнализации, нумерации, синхронизации, принципы технической эксплуатации систем коммутации.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Теоретической базой дисциплины СК являются основные положения дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов: теории вероятностей и математической статистики; информатики; общей теории связи; вычислительной техники и информационных технологий, основ построения инфокоммуникационных систем и сетей, а также специального цикла: системы документальной электросвязи; цифровые системы передачи; направляющие среды в сетях связи.

В свою очередь, предусмотренные программой дисциплины СК знания являются не только базой для последующего изучения других специальных дисциплин, но имеют и самостоятельное значение для формирования единого образовательного пространства при подготовке бакалавров по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- обладать способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-1);

- иметь навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; быть способным к компьютерному моделированию устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-2);

- обладать способностью использовать нормативную и правовую документацию, характерную для области инфокоммуникационных технологий и систем связи (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации МСЭ, стандарты связи, протоколы, терминологию, нормы ЕСКД и т.д., а также документацию по системам качества работы предприятий) (ПК-3);

- обладать готовностью к созданию условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи; готовностью содействовать внедрению перспективных технологий и стандартов (ПК-6);

- уметь организовать и осуществить проверку технического состояния и оценить остаток ресурса сооружений, оборудования и средств связи, применить современные методы их обслуживания и ремонта; обладать способностью осуществить поиск и устранение неисправностей, повысить надежность и готовность сетей, осуществлять резервирование, уметь составить заявку на оборудование, измерительные устройства и запасные части, подготовить техническую документацию на ремонт и восстановление работоспособности оборудования, средств, систем и сетей связи (ПК-10);

- уметь организовать доведение услуг до пользователей услугами связи; быть способным провести работы по управлению потоками трафика на сети (ПК-11);

- обладать готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике инвестиционного (или иного) проекта; уметь собирать и анализировать информацию для формирования исходных данных для проектирования средств и сетей связи и их элементов (ПК-13);

- уметь проводить расчеты по проекту сетей, сооружений и средств связи в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ; уметь проводить технико-экономическое обоснования проектных расчетов с использованием современных подходов и методов (ПК-14);

- обладать готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16).

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

- принципы построения и функционирования систем коммутации (ПК – 13);

- методы технического обслуживания оборудования систем коммутации (ПК – 10, ПК - 11);

- системы сигнализации, нумерации и синхронизации (ПК – 3, ПК – 6);

- методы проектирования систем коммутации (ПК – 14).

Уметь:

- разрабатывать проекты коммутационных станций и узлов (ПК – 2);

- применять на практике методы технического обслуживания систем коммутации (ПК - 10,

ПК -11);


- анализировать и прогнозировать трафик и показатели качества обслуживания (ПК – 1,

ПК – 16);

- применять на практике методы расчета объема коммутационного оборудования (ПК – 2).

Владеть:

- навыками обслуживания коммутационного оборудования (ПК – 10);

- методами расчета объема коммутационного оборудования (ПК – 13, ПК – 14).

- способностью самостоятельной работы на компьютере при проектировании систем



коммутации (ПК-14).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

7

Аудиторные занятия (всего)

90




54

36

В том числе:










Лекции

36

36

-

Практические занятия (ПЗ)

36




-

36

Семинары (С)

-




-

-

Лабораторные работы (ЛР)

18




18

-

Самостоятельная работа (всего)

126




24

102

В том числе:













Курсовая работа

30




-

30

Расчетно-графические работы

-




-

-

Реферат

-




-

-

Другие виды самостоятельной работы










Подготовка к лабораторным занятиям

18

18

-

Подготовка к практическим занятиям

36

-

36

Подготовка к зачету

6

6

-

Подготовка к экзамену

36

-

36

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)




Зачёт

Экзамен,

защита


КП

Общая трудоемкость: часы

зачётные единицы



216

6


78



138






  1. Содержание дисциплины


5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Задачи дисциплины.

Краткая история развития систем коммутации. Основные задачи дисциплины. Параметры речи и слухового восприятия.

2.

Оконечные устройства сетей связи.

Электроакустические преобразователи, принципы действия микрофонов и телефонов. Основные характеристики. Телефонные аппараты: основные элементы, принципы действия, основные характеристики. Использование компьютера в качестве оконечного устройства сетей связи.

3.

Принципы построения аналоговых систем коммутации


Назначение и принцип действия систем коммутации.

Коммутационные приборы аналоговых систем коммутации. Принципы построения коммутационных полей и управляющих устройств. Основные этапы работы управляющих устройств. Состав, классификация и кодирование функциональных сигналов. Способы и последовательность передачи функциональных сигналов. Этапы установления соединений. Основные недостатки аналоговых систем коммутации.



4.

Принципы цифровой коммутации каналов

Преобразование сигналов при импульсно-кодовой модуляции. Координаты коммутации. Принципы временной, пространственной и пространственно-временной коммутации. Обобщенная структура цифровой системы коммутации (ЦСК). Основные функциональные подсистемы ЦСК.

5.

Абонентские модули ЦСК

Основные функции комплектов аналоговых абонентских линий ЦСК – BORSCHT. Многочастотный способ набора номера – DTMF. Эталонная модель узкополосной цифровой сети с интеграцией служб (ЦСИС). Интерфейсы базового (BRI) и первичного (PRI) доступа.

6.

Принципы построения цифровых коммутационных полей

Классификация цифровых коммутационных полей (КП) по признаку последовательного использования в КП временной и пространственной коммутации. Принципы построения КП различных классов, сравнительные характеристики цифровых КП.

7.

Принципы построения систем управления в ЦСК

Архитектура систем централизованного, иерархического, и распределенного управления. Основные функции и алгоритмы систем управления. Сравнение систем централизованного, иерархического, и распределенного управления.

8.

Программное обеспечение ЦСК

Состав и функции программного обеспечения (ПО) ЦСК. Основные фазы жизненного цикла ПО. Этапы и уровни разработки ПО. SDL-диаграммы. Качество ПО. Примеры архитектуры ПО ЦСК.

9.

Сигнализация в ЦСК

Сигнализация по абонентским и соединительным линиям. Общеканальная сигнализация (ОКС 7): архитектура и стек протоколов, функции основных подсистем, форматы сигнальных единиц, сценарии обмена сигналами. Структура и режимы функционирования сети ОКС 7.

10.

Концепция сетей связи следующего поколения.

Сравнение технологий коммутации каналов и коммутации пакетов. Модель взаимодействия открытых систем. Анализ технологий коммутации пакетов. Трехуровневая модель сетей следующего поколения (NGN). Классификация и основные функции оборудования NGN. Принципы построения сетей доступа и ядра NGN.

11.

Системы коммутации и маршрутизации пакетов информации



Обобщенная структура системы коммутации и маршрутизации пакетов информации (СКиМП). Основные функциональные подсистемы и функции оборудования СКиМП. Поддерживаемые интерфейсы и протоколы. Взаимодействие систем коммутации каналов и коммутации пакетов.

12.

Проектирование систем коммутации


Разработка схем: организации связи, сети абонентского доступа, функциональной схемы ЦСК. Методы расчёта: интенсивности нагрузки, числа каналов, объёма оборудования. Размещение оборудования.

13.

Эксплуатационное управление системами коммутации


Основные функции эксплуатационного управления. Диалоговый язык общения «человек – машина». Принцип взаимодействия Агент/Менеджер. Концепция TMN. . Физическая и функциональная архитектура, иерархия протоколов TMN. Классификация функций уровней управления. Централизация технического обслуживания систем коммутации


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п



Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.

Сети связи







х

х

х










х

х

х







2.

Проектирование и эксплуатация сетей связи













х

х













х

х

х

3.

Сети и системы радиосвязи













х













х







х

4.

Теория телетрафика







х

х




х










х

х

х







    1. Разделы дисциплин и виды занятий




№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лек.

Пр.

зан.


Лаб

зан.


СРС

Все-го

1.

Задачи дисциплины.

2

-

-

4

6

2.

Оконечные устройства сетей связи.

2

-

4

8

14

3.

Принципы построения аналоговых систем коммутации

4

4

-

12

20

4.

Принципы цифровой коммутации каналов

2

2

-

6

10

5.

Абонентские модули ЦСК

2

4

2

14

22

6.

Принципы построения цифровых коммутационных полей

4

2

2

14

22

7.

Принципы построения систем управления в ЦСК

2

4

2

14

22

8.

Программное обеспечение ЦСК

2

2



4

8

9.

Сигнализация в ЦСК

4

4

-

10

18

10.

Концепция сетей связи следующего поколения.

4

-

-

10

14

11.

Системы коммутации и маршрутизации пакетов информации

4

4

6

10

24

12.

Проектирование систем коммутации

2

8

-

10

20

13.

Эсплуатационное управление системами коммутации

2

2

2

10

16



Итого:

36

36

18

126

216


6. Лабораторный практикум


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Число часов

1.

2.

Исследование электроакустических преобразователей

Исследование телефонных аппаратов



4

2.

5 - 7

Работа на учебных установках цифровых систем коммутации

6

3.

11.

Работа на учебных установках систем коммутации и маршрутизации пакетов информации

6

4.

13.

Техническое обслуживание систем коммутации


2


7. Практические занятия


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование темы практического занятия

Всего

часов


1.

3.

Принципы построения аналоговых систем коммутации

4

2.

4.

Принципы цифровой коммутации каналов

2

3.

5.

Абонентские модули ЦСК

4

4.

6.

Принципы построения цифровых коммутационных полей

2

5.

7.

Принципы построения систем управления в ЦСК

4

6.

8.

Программное обеспечение ЦСК

2

7.

9.

Сигнализация в ЦСК

4

8.

11.

Системы коммутации и маршрутизации пакетов информации

4

9.

12.

Проектирование систем коммутации

8

10.

13.

Эксплуатационное управление системами коммутации


2


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

1. Проектирование сети абонентского доступа.

2. Проектирование системы коммутации на сети с коммутацией каналов и пакетов.

3. Проектирование системы коммутации и маршрутизации пакетов информации.

4. Расчет объема оборудования сопряжения систем коммутации каналов и систем

коммутации и маршрутизации пакетов информации.

5. Расчет объема оборудования фрагмента мультисервисной сети связи.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Гольдштейн Б.С. Системы коммутации // Учебник для ВУЗов. СПб.:BHV-Санкт-

Петербург, 2003. – 314с.

б) дополнительная литература

1. Корнышев Ю. Н., Пшеничников А. П., Харкевич А. Д. Теория телетрафика// Учебник. –

М.: Радио и связь, 1996. – 272с.

2. Гольдштейн Б.С., Соколов Н.А., Яновский Г.Г. Сети связи // Учебник для вузов.-

СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2010. - 400с.

3. Телекоммуникационные системы и сети: Учебное пособие. В 3 томах. Том 3. – Мульти-

сервисные сети/ Под ред. В.П. Шувалова. – М.: Горячая линия – Телеком, 2005. – 592с.

4. Цифровые системы коммутации для ГТС// Под ред. В.Г. Карташевского и А.В.

Рослякова. – М.: Эко-Трендз, 2008. - 352 с.

5. Баркун М.А., Ходасевич О. Р. Цифровые системы синхронной коммутации. – М.: Эко-

Трендз, 2001. – 187с.


  1. Цифровые системы коммутации для ГТС/ Под ред. В.Г. Карташевского и А.В.

Рослякова. – М.: Эко-Трендз, 2008. – 352с.

7. Семенов Ю.В. Проектирование сетей связи следующего поколения. – СПб.: Наука и

Техника, 2005. – 240с.

8. Прозоров В. М., Стебленко А. И., Абилов А. В. Общеканальная система сигнализации

№ 7: Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия –Телеком, 2008. – 152 с.

в) программное обеспечение

1. Учебные установки систем коммутации с соответствующим программным

обеспечением.

2. Прозоров В. М., Абилов А.В. Сигнализация в сетях связи. – Электронное учебное

пособие на CD-диске. WWW.TECHBOOK.RU.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Нормативно – правовые документы Министерства связи и массовых коммуникаций

Российской Федерации – www. minsvyaz.ru.


  1. Рекомендации Международного союза электросвязи – ITU-T – International

Telecommunication Union – Telecommunication standardization sector – Сектор

стандартизации телекоммуникаций Международного союза электросвязи –МСЭ-Т -



http://www.rfcmd.ru/sphider/docs/ITU-T/ITU-T_Rec_List_A-Z_ANO_E.htm.

3. Рекомендации Европейского института стандартизации телекоммуникаций - ETSI -

European Telecommunications Standards Institute - www.etsi.org.

4. Документы инженерной рабочей группы Интернет – RFC IETF – Request For Comment -

Internet Engineering Task Force - rfc.com.ru.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Учебные установки систем коммутации.

2. Лабораторные макеты для исследования электроакустических преобразователей и

телефонных аппаратов.

3. Компьютерный класс, оборудованный персональными компьютерами.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Для обеспечения освоения дисциплины используются разработанные преподавателями кафедры методические материалы в форме конспектов, задач, тестов, контрольных вопросов, а также наглядные пособия в виде плакатов.

Лекционные и практические занятия рекомендуется проводить с использованием персонального компьютера и проектора.

Лабораторный практикум рекомендуется проводить с использованием реального оборудования или натурных макетов. При этом должны использоваться методические разработки кафедры, содержащие, помимо указаний по порядку выполнения работ, необходимые теоретические сведения и контрольные вопросы.



Курсовой проект (работа) должен выполняться с помощью компьютера с использованием стандартных пакетов программ.



Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Системы коммутации» Направление подготовки
204.66kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины правовые системы стран мира
86.1kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория телетрафика» Направление подготовки
174.17kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Сети связи» Направление подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
189.77kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) информатика направление подготовки 270800(строительство) Профиль подготовки
307.91kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «информатика» очно-заочная Форма обучения
167.69kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Цифровая обработка сигналов» Направление подготовки
118.61kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины нравственные основания права направление подготовки 030500. 68 «Юриспруденция»
233.09kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Физика, ен. Ф. 03 направление подготовки 190100. 62 Наземные транспортные системы
491.55kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины (модуля) Алгебра и геометрия Направление подготовки 230400 Информационные системы и технологии
206.6kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины физика и естествознание Направление подготовки: 222000. 62- «Инноватика»
385.9kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Дискретная математика» Направление подготовки
139.19kb.
1 стр.