Главная страница 1


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский Государственный Аграрный Университет – МСХА
имени К.А. Тимирязева
(ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева)



Экономический факультет

Кафедра экономической кибернетики

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по организации и развитию учебной деятельности

проф. С.В. Золотарёв __________

“____”______________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МОДЕЛИРОВАНИЕ
ПРИ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ»

Наименование программы – Стратегический менеджмент

направления 080200 – Менеджмент

Срок обучения 2 года

Курс: I

Семестр: II


Москва 2010

Рабочая программа учебной дисциплины «Моделирование при стратегическом планировании»: Направление 521500 – Менеджмент: Магистерская программа – Стратегический менеджмент (срок обучения 2 года) / сост. Н.М. Светлов. М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2010.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока СДМ.03 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению «Менеджмент» (магистерская программа «Стратегический менеджмент») во II семестре.



Рецензент: к.э.н., профессор




Ю.И. Копёнкин

Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 521500 «Менеджмент» (степень «Магистр менеджмента»), утверждённого 10 мая 2000 г. Министерством образования Российской Федерации.


Составитель: д.э.н., доцент Н.М. Светлов

24 февраля 2010 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономической кибернетики ____________ 2010 г., протокол № __

Зав. кафедрой А.И. Филатов

(подпись) (ФИО)




Согласовано:

Председатель методической комиссии


магистратуры по направлению «Менеджмент» Д.С. Алексанов
«__» ________ 2010 г.

Декан экономического факультета Р.Г. Ахметов


«__» ________ 2010 г.

Заведующий выпускающей кафедрой – кафедрой планирования и прогнозирования АПК К.П. Личко


«__» ________ 2010 г.






СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1

Внешние требования

5

1.1

Требования основной образовательной программы к уровню освоения содержания дисциплины «Моделирование микро  и макроэкономических процессов»

7

2

Цели, задачи и особенности дисциплины

9

3

Организационно-методические данные дисциплины

11

3.1

Распределение учебных часов дисциплины по видам работ по семестрам

11

3.2

Примерный тематический план учебной дисциплины

12

3.3

Содержание разделов дисциплины

13

3.4

Лабораторно-практические занятия

16

3.5

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

16

3.5.1

Курсовая работа

16

3.5.2

Вопросы для самостоятельного изучения

20

3.5.3

Задания для самостоятельного выполнения

21

4

Рекомендуемая литература

22

5

Материально-техническое обеспечение дисциплины

23



1. ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1 Требования основной образовательной программы к уровню освоения содержания дисциплины


Реализация в дисциплине «Моделирование при стратегическом планировании» требований квалификационной характеристики, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей основной образовательной программы магистратуры в соответствии с ГОС ВПО по направлению 521500 «Менеджмент» (степень «Магистр менеджмента»), решений научно-методического совета факультета и университета, отечественного и зарубежного опыта учитывает следующее:

  1. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

  • предприятия и объединения различных организационно-правовых форм, функционирующие во II и III сферах аграрно-промышленного комплекса;

  • консультационные фирмы;

  • проектные организации АПК;

  • научно-исследовательские учреждения;

  • образовательные учреждения;

  • органы государственного управления и местного самоуправления.

  1. Выпускники магистратуры должны быть подготовлены к следующим видам профессиональной деятельности:

  • проведение научных и прикладных исследований проблем стратегического менеджмента;

  • преподавание дисциплин, относящихся к направлению «Менеджмент»;

  • ведение аналитической и консультационной работы в области стратегического менеджмента.

  1. Выпускник магистратуры по направлению «Менеджмент», освоивший магистерскую программу «Стратегический менеджмент», должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач по видам профессиональной деятельности:

планово-экономическая

  • разрабатывать перспективные планы предприятия и его подразделений;

  • разрабатывать бизнес-планы стратегических проектов (создание или реорганизация предприятия, освоение производства новой продукции или видов деятельности, технического перевооружения или реконструкции отдельных производств);

  • осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия;

проектно-экономическая

  • проводить технико-экономическое обоснование стратегических инвестиционных проектов;

  • осуществлять и обосновывать выбор объектов финансовых инвестиций;

организационно-управленческая

  • организовывать производственные процессы на предприятии АПК;

  • разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях; должностные инструкции;

  • проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;

  • разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат;

финансово-экономическая

  • разрабатывать перспективный финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств;

  • формировать планы инвестиций;

  • обосновывать потребность и выбор источников финансирования;

  • выбирать объекты финансовых инвестиций;

аналитическая

  • проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности объектов агробизнеса в интересах стратегического планирования;

  • проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;

  • определять тенденции развития предприятия;

  • проводить анализ бюджетов (сметы);

внешнеэкономическая

  • планировать стратегию внешнеэкономической деятельности предприятия (объединения, отраслевого союза);

  • определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности;

научно-исследовательская деятельность

  • проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия и технологического развития производства; научных основ организации производства и труда;

педагогическая

  • владеть методическими приемами чтения лекций, проведения практических занятий;

  • применять активные методы обучения.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель данной учебной дисциплины состоит в освоении теоретических знаний и формировании практических навыков разработки экономико-математических моделей, используемых при решении задач обоснования и выбора стратегий развития сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий, объединений и отраслей, подготовки и принятия стратегических плановых решений на основе результатов моделирования.

В результате освоения учебной дисциплины «Моделирование при стратегическом планировании» студент должен знать:



  • терминологию математического моделирования;

  • методику формулирования, решения, анализа и интерпретации результатов математических моделей основных объектов планирования в сельском хозяйстве;

  • приёмы модельного отображения связей, присущих реальным сельскохозяйственным производственным системам.

Студент должен иметь навыки:

  • самостоятельного составления, решения, анализа и интерпретации экономико-математических моделей сельскохозяйственных производственных систем;

  • самостоятельного выявления ошибок в модели;

  • понимания математических описаний моделей и самостоятельного составления их по имеющимся образцам;

  • обоснования адекватности модели;

  • использования программного обеспечения численного решения задач линейного и выпуклого программирования.

Студент должен иметь представление:

  • о наиболее существенных связях, присущих сельскохозяйственным производственным системам, требующих отражения в модели при заданной цели моделирования;

  • об использовании объективно обусловленных оценок для оценки адекватности модели, выявления резервов повышения эффективности, планирования взаимодействия с рынками ресурсов и продукции;

  • о методах векторной оптимизации и о согласовании взаимно противоречивых целей планирования.

Студент, приступающий к изучению данной учебной дисциплины, обязан владеть материалом учебных дисциплин «Математика», «Информатика», «Математическое программирование» и «Экономико-математи­ческое моделирование» в объёме, предусмотренном рабочими программами указанных учебных дисциплин для студентов бакалавриата по направлению «Менеджмент». Наличие требуемых знаний проверяется во время вступительных испытаний, по результатам которых производится зачисление в магистратуру.

Курс рассчитан на 12 часов лекций, 24 часа лабораторно-практических занятий и 84 часа самостоятельной работы.

Промежуточная оценка знаний и умений проводится с помощью контроля результатов выполнения практических заданий и контрольных работ.

Итоговый контроль в форме экзамена предусмотрен во II семестре.


3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Распределение учебных часов дисциплины по видам работ по семестрам


Таблица 1



Виды работы

Распределение учебных часов

II семестр

Всего

1

Общее количество часов по учебному плану

120

120

2

Аудиторная работа

36

36




Лекции (Л)

12

12




Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ)

24

24

3

Самостоятельная работа

84

84




Самоподготовка (СП)

24

24




Самостоятельная работа (СР)

33

33




Курсовой проект (КП)

27

27




Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

экзамен


3.2. Примерный тематический план учебной дисциплины


Таблица 2

Наименование разделов и тем дисциплины (укрупнённо)

Всего кол-во часов на раздел

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа
СР

Л

ЛПЗ

1

2

3

4

5

1. Линейная модель размещения сельскохозяйственного производства

22

2

8

12

2. Непараметрическая граница производственных возможностей в моделировании взаимодействия II и III сфер АПК

21

2

7

12

3. Применение систем моделей в практике стратегического планирования

6

1



5

4. Эколого-экономические модели

8

2

1*

5

5. Векторное программирование в планировании сельскохозяйственного производства

6

1



5

6. Линейная модель с булевыми переменными: оптимизация системы целей инвестиционной программы

13

1

4

8

7. Модели динамического программирования в долгосрочном планировании

8

1

2

5

8. Имитационные модели объектов АПК

9

2

2*

5

Курсовой проект

27





27

Итого по дисциплине

120

12

24

84

*) Включая время на проведение контрольных работ.

3.3. Содержание разделов дисциплины

1. Линейная модель размещения сельскохозяйственного производства


1. Цель моделирования. Постановка задачи. Система переменных и ограничений. Обоснование критериев оптимальности.

2. Математическое представление модели.

3. Источники данных и расчёт параметров модели.

4. Анализ оптимального плана. Транспортные потоки. Предельные затраты на перевозку. Сравнительная эффективность ресурсов.

5. Недостатки модели и направления её совершенствования.

2. Непараметрическая граница производственных возможностей в моделировании взаимодействия II и III сфер АПК


1. Сущность метода инкапсуляции данных.

2. Цель моделирования. Постановка задачи. Системы ограничений и переменных.

3. Обоснование целевой функции модели. Противоречие интересов двух сфер АПК и модельные подходы к его представлению.

4. Математическое представление модели.

5. Источники данных и расчёт параметров модели.

6. Анализ оптимального плана. Тенденции загрузки отраслей. Наиболее эффективные технологии сельскохозяйственного производства. Использование кредита. Транспортные потоки.

7. Недостатки модели и направления её развития.

3. Применение систем моделей в практике стратегического планирования


1. Организационные причины применения систем моделей. Трудности и перспективы разработки систем моделей и внедрения методологии системного моделирования.

2. Структура системы моделей АПК по П.П. Пастернаку.

3. Методика согласования субоптимальных планов при решении системы моделей сверху вниз.

4. Эколого-экономические модели


1. Эколого-экономическое моделирование по схеме «затраты-выпуск».

2. Субмодели эволюции экосистемы в составе моделей стратегического планирования.

3. Модель снижения нагрузки на окружающую среду со стороны сельскохозяйственной организации.

4. Учёт экологических факторов в модели взаимодействия II и III сфер АПК.


5. Векторное программирование в планировании сельскохозяйст­вен­ного производства


1. Задача векторного программирования и её интерпретация. Оптимумы по Парето.

2. Методы отыскания оптимумов по Парето и исследования пространства Парето: метод последовательных уступок, весовой метод, метод Канторовича (пропорционального прироста целей). Примеры задач.

3. Выбор оптимума по Парето при заданных уровнях насыщения.

4. Планирование конкурентных систем.


6. Линейная модель с булевыми переменными: оптимизация системы целей инвестиционной программы


1. Цель моделирования — выявление и использование синергических эффектов при программно-целевом планировании.

2. Дерево целей — основа методологии программно-целевого метода стратегического планирования.

3. Постановка задачи. Система переменных модели: цели и ресурсы. Система ограничений модели: бюджетные ограничения по источникам финансирования, потребность в ресурсах, заменимость ресурсов, несовместимость целей.

4. Математическое представление модели.

5. Анализ оптимальных множеств целей и ресурсов. Альтернативная стоимость привлечённых финансовых ресурсов.

6. Недостатки модели: отсутствие контроля перегруженности ресурсов и недостоверность эффектов, приписываемых целям. Необходимость случайных испытаний модели.


7. Модели динамического программирования в долгосрочном планировании


1. Метод критического пути в оптимизации срока содержания животного в основном стаде.

2. Применение метода критического пути для оптимизации севооборотов.

3. Формирование плана освоения севооборота с использованием динамического программирования.

8. Имитационные модели объектов АПК


1. Понятие об имитационных моделях. Особенности целей моделирования. Основное предположение имитационного моделирования.

2. Основы методологии разработки имитационных моделей. Обоснование форм связей, параметрическая идентификация, определение границ применимости, формирование коллекций моделей, статистические испытания, формулирование сценарных условий.

3. Структура имитационной модели АПК региона по С.О. Сиптицу.

4. Применение теории массового обслуживания в имитационном моделировании.

5. Инструментальные средства имитационного моделирования.

3.4. Лабораторно-практические занятия


Таблица 3




раздела

Лабораторно-практические занятия

1

2

3

5.

1

Линейная модель размещения сельскохозяйственного производства в межхозяйственном агропромышленном объединении

6.

2

Метод оболочки данных в моделировании взаимодействия II и III сфер АПК региона

7.

6

Обоснование системы целей инвестиционной программы с учётом эффектов взаимодействия

8.

7

Применение метода критического пути в моделировании севооборота

3.5. Самостоятельное изучение разделов дисциплины

3.5.1. Курсовая работа


Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний по изучаемой дисциплине и практических навыков самостоятельного составления и решения экономико-математических моделей, используемых в стратегическом менеджменте, развитие творческих способностей, формирование навыков использования материалов бухгалтерской статистической отчётности, справочной и нормативной литературы.

Тематика заданий связана с применением знаний, полученных при изучении учебной дисциплины «Моделирование при стратегическом планировании» для конкретных предметных областей.

Тема курсовой работы может быть предложена слушателем в зависимости от его профессиональных и научных интересов по согласованию с преподавателем. Результаты оформляются в виде рукописи установленного образца и защищаются слушателем в сроки, установленные методическими указаниями [12] либо учебно-методическим управлением университета.

Курсовая работа выполняется на фактических данных объекта исследования — как правило, с учётом места прохождения слушателем научно-исследовательской практики.

Объект моделирования может представлять собой:


  • предприятие АПК;

  • группу предприятий АПК, которые в курсовой работе могут рассматриваться как единый хозяйственный комплекс;

  • группу отраслей интеграционного формирования.

3.5.1.1. Примерное задание для курсовой работы

В процессе курсового проектирования слушатель должен:



  • сформулировать постановку задачи исследования;

  • на основе имеющихся литературных источников обосновать методику проводимого исследования;

  • на основе данных бухгалтерского финансового и управленческого учёта, налоговой и статистической отчётности, материалов Росстата и его территориальных органов сформировать эмпирическую базу разработки числовой экономико-математической модели;

  • сообразуясь с задачами долгосрочного планирования и спецификой объекта моделирования, представить его математически в форме системы линейных неравенств, связывающих переменные величины, соответствующие показателям долгосрочного плана, и целевой функции, линейно зависящей от этих переменных;

  • используя соответствующие экономико-статистические методы, обосновать параметры числовой экономико-математической модели;

  • посредством вариантных решений полученной задачи линейного программирования провести исследование оптимальных вариантов долгосрочного плана в зависимости от факторов неопределённости;

  • проанализировать полученные решения с целью объяснения различий между фактическими и плановыми показателями хозяйственной деятельности и обоснования управленческих решений, нацеленных на выполнение долгосрочного плана;

  • опираясь на результаты проведённого анализа, предложить и обосновать комплекс мероприятий перспективного развития агробизнеса на выбранном объекте.

Содержание, методика выполнения и требования к оформлению курсовой работы определяются методическими указаниями [12].

3.5.1.2. Примерный перечень тем курсовой работы



  1. Моделирование размещения производства в агропромышленном объединении.

  2. Моделирование размещения производства и финансовых процессов в агрохолдинге.

  3. Моделирование размещения сельскохозяйственного производства в административном районе.

  4. Моделирование взаимодействия сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в регионе.

  5. Разработка антикризисной программы развития сырьевой базы перерабатывающей промышленности в регионе с использованием эконо­мико-математического моделирования.

  6. Моделирование распределения средств бюджетной поддержки сельского хозяйства региона.

  7. Разработка аграрной антикризисной стратегии на региональном уровне с использованием системы моделей.

  8. Разработка аграрной антикризисной стратегии сельскохозяйственной организации с использованием системы моделей.

  9. Разработка аграрной антикризисной стратегии агропромышленного объединения с использованием системы моделей.

  10. Разработка системы моделей стратегического планирования сельскохозяйственной организации.

  11. Разработка системы моделей стратегического планирования кооперативного объединения крестьянских хозяйств.

  12. Разработка системы моделей стратегического планирования кооперативного объединения личных подсобных хозяйств граждан.

  13. Разработка системы моделей стратегического планирования агропромышленного объединения (агрохолдинга).

  14. Разработка системы моделей стратегического планирования аграрного сектора территориально-производственного комплекса.

  15. Разработка эколого-экономической модели стратегического планирования сельскохозяйственной организации.

  16. Разработка эколого-экономической модели стратегического планирования кооперативного объединения крестьянских хозяйств.

  17. Разработка эколого-экономической модели стратегического планирования кооперативного объединения личных подсобных хозяйств граждан.

  18. Разработка эколого-экономической модели стратегического планирования агропромышленного объединения (агрохолдинга).

  19. Разработка эколого-экономической модели аграрного сектора территориально-производственного комплекса.

  20. Разработка региональной программы социально-экономического развития с использованием векторного программирования.

  21. Разработка программы социально-экономического развития муниципального района с использованием векторного программирования.

  22. Разработка программы социально-экономического развития сельского муниципального округа с использованием векторного программирования.

  23. Моделирование состава региональной инвестиционной программы в динамике.

  24. Моделирование состава и реализации инвестиционной программы сельскохозяйственной организации.

  25. Моделирование состава и реализации инвестиционной программы агропромышленного объединения.

  26. Моделирование состава и реализации инвестиционной программы формирования аграрного кластера в регионе.

  27. Моделирование состава и реализации инвестиционной программы кооперативного объединения сельхозтоваропроизводителей.

  28. Имитационное моделирование функционирования аграрно-промышленного комплекса региона.

  29. Имитационное моделирование функционирования регионального рынка зерна.

  30. Имитационное моделирование функционирования регионального рынка молока.

  31. Имитационное моделирование функционирования регионального рынка мяса.

  32. Имитационное моделирование реализации антикризисной стратегии сельскохозяйственной организации.

  33. Имитационное моделирование реализации антикризисной стратегии агропромышленного объединения.

  34. Имитационное моделирование реализации региональной антикризисной стратегии АПК.

3.5.2. Вопросы для самостоятельного изучения


Форма контроля изученности вопросов, выносимых на самостоятельное изучение, — контрольная работа.

Раздел 1. Линейная модель размещения сельскохозяйственного производства


Особенности моделирования размещения сельскохозяйственного производства в народнохозяйственном масштабе.

Математическое представление модели.

Анализ оптимального плана.

Направления совершенствования модели.


Раздел 2. Непараметрическая граница производственных возможностей в моделировании взаимодействия II и III сфер АПК


Математическое представление модели.

Анализ оптимального плана.

Направления совершенствования модели.

Раздел 3. Применение систем моделей в практике стратегического планирования


Структура системы моделей АПК по П.П. Пастернаку.

Раздел 4. Эколого-экономические модели


Учёт экологических факторов в модели взаимодействия II и III сфер АПК.

Раздел 5. Векторное программирование в планировании сельскохозяйст­вен­ного производства


Планирование конкурентных систем.

Раздел 6. Линейная модель с булевыми переменными: оптимизация системы целей инвестиционной программы


Математическое представление модели.

Анализ оптимальных множеств целей и ресурсов. Альтернативная стоимость привлечённых финансовых ресурсов.



Недостатки модели: отсутствие контроля перегруженности ресурсов, неопределённость эффектов, приписываемых целям.

Раздел 8. Имитационные модели объектов АПК


Применение теории массового обслуживания в имитационном моделировании.

3.5.3. Задания для самостоятельного выполнения


Форма контроля выполнения заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения, — защита отчётов по соответствующим лабораторным работам [].

Раздел 1. Линейная модель размещения сельскохозяйственного производства


Отладка, решение модели и анализ оптимального плана согласно индивидуальному варианту задания [].

Раздел 2. Непараметрическая граница производственных возможностей в моделировании взаимодействия II и III сфер АПК


Отладка, решение модели и анализ оптимального плана согласно индивидуальному варианту задания [].

Раздел 6. Линейная модель с булевыми переменными: оптимизация системы целей инвестиционной программы


Отладка, решение, случайные испытания модели и анализ оптимального плана согласно индивидуальному варианту задания [].

Раздел 7. Модели динамического программирования в долгосрочном планировании


Применение метода критического пути в моделировании оптимального севооборота.

4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


а) Основная литература

  1. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве / Гатаулин А.М., Гаврилов Г.В. и др. СПб.: ИТК ГРАНИТ, 2009.

  2. Светлов Н.М. Альбом наглядных пособий по экономико-математиче­скому моделированию. М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимиря­зева, 2008.

  3. Светлов Н.М. Задания и методические указания к лабораторным работам по курсу «Экономико-математическое моделирование». М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимиря­зева, 2008.

б) Дополнительная литература

  1. Багриновский К.А. Основы согласования плановых решений. М.: Наука, 1977.

  2. Вентцель Е.С. Исследование операций: Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2007.

  3. Воркуев Б.Л. Анализ решений экономико-математических моделей. М.: Изд-во МГУ, 1987.

  4. Кайшев В.Г., Светлов Н.М. Совершенствование системы управления сырьевыми ресурсами мясной и молочной промышленности (вопросы методологии) // Международный сельскохозяйственный журнал, 2005, №5.

  5. Копёнкин Ю.И. Стохастические модели в сельском хозяйстве. М.: Изд-во МСХА, 2002.

  6. Моделирование экономических процессов / М.П. Власов, П.Д. Шимко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 409 с.

  7. Моделирование экономических процессов: Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) / Под ред. М.В. Грачёвой, Л.Н. Фадеевой, Ю.Н. Черемных. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  8. Огнивцев С.Б., Сиптиц С.О. Моделирование АПК: методология, теория, практика. М.: Энциклопедия российских деревень, 2003.

  9. Светлов Н.М. Курсовая работа по моделированию в стратегическом планировании: Методические указания. М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2010.

  10. Ôðàíñ Äæ., Òîðíëè Äæ. Ìàòåìàòè÷åñêèå ìîäåëè â ñåëüñêîì õîçÿéñòâå. Ì.: Àãðîïðîìèçäàò, 1987.

  11. Hardaker J.B., Huirne R., Andersen P. Coping with risk in agriculture. 2nd edition. 2004.

  12. Hazell, P. & R. Norton (1986) Mathematical programming for economic analysis in agriculture. Macmillan publishing company, New York.

  13. Romero, C. & T. Rehman (1984) Goal programming and multiple criteria decision-making in farm planning: an expository analysis. Journal of agricultural economics, 35, 177-190.

  14. Romero, C. & T. Rehman (1985) Goal programming and multiple criteria decision-making in farm planning: some extensions. Journal of agricultural economics, 36, 171-185.

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Программное обеспечение:

  • NetOp School;

  • Microsoft Office 2000 или выше;

  • Sunset software XA for Excel v.11 или выше.

Класс персональных ЭВМ, позволяющих по своим характеристикам эксплуатировать вышеназванное программное обеспечение, с установленной на них соответствующей операционной системой. Локальная вычислительная сеть.

Лекции необходимо проводить в аудитории, оборудованной проекционной аппаратурой для демонстрации компьютерных презентаций.


Программу разработал профессор кафедры экономической кибернетики, д.э.н. Н.М. Светлов



Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «моделирование при стратегическом планировании»
235.77kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины судебная фотография и видеозапись Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
90.44kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины моделирование учебного процесса преподавания иностранных языков в вузе
125.12kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «информатика» очно-заочная Форма обучения
167.69kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебной дисциплине Экономика наименование учебной дисциплины
804.65kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины финансовая математика Москва 2008
237.3kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ»
52.33kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» Направление 080800 Прикладная информатика
221.13kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология Для специальности
281.8kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины
46.78kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины
82.76kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности рабочий вариант: 1-310306 Экономическая кибернетика
148.6kb.
1 стр.