Главная страница 1


Государственное образовательное учреждение

Политехнический колледж городского хозяйства

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПКГХ ВЫГОДЧИКОВА Л. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА

(ОПД.03)
для специальностей

210306 «Радиоаппаратостроение»

210308 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»

Санкт-Петербург

2007

Одобрено предметной Составлено в соответствии с

(цикловой) Государственными требованиями

комиссией к минимуму содержания и

протокол № __ уровню подготовки выпускника

от «___»_________2007 г. по специальностям 210306, 210308


Председатель П(Ц)К Заместитель директора по

учебной работе
Т.В.Двуличанская

М.Г.Рождественская

Автор: М.А.Журавлева – преподаватель ПКГХ

Рецензенты: О.В.Деревицкая – преподаватель ПКГХ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Электронная техника» составлена на базе примерной программы дисциплины «Электронная техника» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников колледжа по специальностям 210306 «Радиоаппаратостроение» и 210308 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники».

Базовыми дисциплинами для изучения дисциплины «Электронная техника» являются «Материаловедение, ЭРМиК», «Электрорадиоизмерения».

Учебная дисциплина «Электронная техника» является общепрофессиональной в системе подготовки специалиста в области аппаратостроения и ремонта радиоэлектронной техники.

Учебная дисциплина «Электронная техника» изучает электронные приборы, источники питания и преобразователи, усилители и генераторы, импульсные устройства.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны:

иметь представление:


  • о роли и месте знаний по учебной дисциплине при освоении основной профессиональной образовательной программы по конкретной специальности и в сфере профессиональной деятельности техника;

знать:

  • физические основы электронной техники;

  • устройства отображения информации;

  • типовые электронные устройства и принципы их действия;

  • основы микроэлектроники;

  • цифровые электронные схемы;

уметь:

  • рассчитывать по заданным условиям типовые электронные каскады;

  • применять полученные знания в практической деятельности.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требо­вания к формируемым знаниям и умениям. При изложении материала соблюдается единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков рабочей программой дисциплины предусматривается проведение практических и лабораторных работ. В ходе проведения лабораторных занятий студенты предварительно знакомятся с правилами проведения лабораторных занятий и получают инструктаж по технике безопасности.

Для развития творческой активности студентов рабочей предусмотрена самостоятельная работа студентов, тематика которой указана в программе.

Итоговый контроль знаний студентов по дисциплине проводится в форме зачета и экзамена по дисциплине.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА»

для специальности 210306 «Радиоаппаратостроение»


Наименование разделов и тем



Макс.

учебн.


нагруз-

ка студен-

та,

часы


Кол-во аудит. часов при очной форме обучения

Самост. работа студен-

та


Всего

лабор раб.

практ. занят.

1

2

3

4

5

6

Введение

2

2










Раздел 1. Электронные приборы

62

54

16

6

8

Тема 1.1. Физические основы электронных приборов

4

4










Тема 1.2. Полупроводниковые диоды

10

10

4

2




Тема 1.3. Транзисторы

24

24

10

4




Тема 1.4. Тиристоры

4

4

2







Тема 1.5. Оптоэлектронные приборы и приборы отображения информации

10

6







4

Тема 1.6. Интегральные микросхемы (ИМС)

10

6







4

Раздел 2. Источники питания и преобразователи

30

12







18

Тема 2.1. Неуправляемые выпрямители

4

4










Тема 2.2. Сглаживающие фильтры

8

2







6

Тема 2.3. Управляемые выпрямители

4

4










Тема 2.4. Инверторы

6

2







4

Тема 2.5. Стабилизаторы напряжения и тока

4










4

Тема 2.6. Преобразователи напряжения и частоты

4










4

Раздел 3. Усилители и генераторы

34

28

8

4

6

Тема 3.1. Усилители напряжения

8

8




2




Тема 3.2. Усилители мощности

2

2










Тема 3.3. Усилители постоянного тока

20

14

8

2

6

Тема 3.4. Генераторы гармонических колебаний

4

4










Раздел 4. Импульсные устройства

29

21

6




8

Тема 4.1. Электронные ключи и формирование импульсов

8

4







4

Тема 4.2. Генераторы релаксационных колебаний

4

4










Тема 4.3. Логические и запоминающие устройства

17

13

6




4

Всего по дисциплине:

157

117

30

10

40


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА»

для специальности 210308 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»

Наименование разделов и тем



Макс.

учебн.


нагруз-

ка студен-

та,

часы


Кол-во аудит. часов при очной форме обучения

Самост. работа студен-

та


Всего

лабор раб.

практ. занят.

1

2

3

4

5

6

Введение

2

2










Раздел 1. Электронные приборы

62

54

16

6

8

Тема 1.1. Физические основы электронных приборов

4

4










Тема 1.2. Полупроводниковые диоды

10

10

4

2




Тема 1.3. Транзисторы

24

24

10

4




Тема 1.4. Тиристоры

4

4

2







Тема 1.5. Оптоэлектронные приборы и приборы отображения информации

10

6







4

Тема 1.6. Интегральные микросхемы (ИМС)

10

6







4

Раздел 2. Источники питания и преобразователи

26

12







14

Тема 2.1. Неуправляемые выпрямители

4

4










Тема 2.2. Сглаживающие фильтры

4

2







2

Тема 2.3. Управляемые выпрямители

4

4










Тема 2.4. Инверторы

6

2







4

Тема 2.5. Стабилизаторы напряжения и тока

4










4

Тема 2.6. Преобразователи напряжения и частоты

4










4

Раздел 3. Усилители и генераторы

30

28

8

4

2

Тема 3.1. Усилители напряжения

8

8




2




Тема 3.2. Усилители мощности

2

2










Тема 3.3. Усилители постоянного тока

16

14

8

2

2

Тема 3.4. Генераторы гармонических колебаний

4

4










Раздел 4. Импульсные устройства

29

21

6




8

Тема 4.1. Электронные ключи и формирование импульсов

8

4







4

Тема 4.2. Генераторы релаксационных колебаний

4

4










Тема 4.3. Логические и запоминающие устройства

17

13

6




4

Всего по дисциплине:

149

117

30

10

32


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Характеристика учебной дисциплины и ее связь с другими дисциплинами учебного плана, ее роль в развитии науки, техники и технологии. Основные направления развития и применения промышленной электроники.

Надежность электронных устройств. Пути и значения микроминиатюризации электронных приборов и устройств. Понятие об электронной совместимости электронных устройств.
Раздел 1. Электронные приборы
Тема 1.1. Физические основы электронных приборов
Студенты должны:

знать:


  • физические принципы работы электровакуумных и полупроводниковых приборов;

уметь:

  • отличать полупроводниковые материалы от металлов и диэлектриков.

Виды и характеристики электровакуумных приборов. Собственная проводимость и способы образования примесных (электронной и дырочной) проводимостей полупроводников. Физические основы образования и вентильные свойства электронно-дырочного перехода. Вольт-амперная характеристика p-n перехода.



Тема 1.2. Полупроводниковые диоды
Студенты должны:

знать:

  • физические принцип работы полупроводниковых диодов;

  • схемы включения и характеристики выпрямительных диодов, стабилитронов, фотодиодов, светодиодов;

уметь:

  • в лабораторных условиях снимать характеристики

  • определять параметры полупроводниковых диодов.

Прямое и обратное включение p-n перехода, вольтамперная характеристика, пробой, его виды. Полупроводниковые диоды: выпрямительные, стабилитроны, фотодиоды, светодиоды, варикапы, конструкция, основные характеристики и параметры, условные обозначения.


Практическая работа № 1:

  • Исследование работы p-n перехода.

Лабораторная работа № 1:

  • Исследование работы выпрямительного диода.

Лабораторная работа № 2:

  • Исследование работы стабилитрона.


Тема 1.3. Транзисторы
Студенты должны:

знать:

  • принцип действия биполярных, полевых транзисторов и фототранзисторов;

  • схемы включения биполярных и полевых транзисторов, их характеристики, параметры, условные обозначения;

уметь:

  • снимать характеристики и определять параметры транзисторов;

  • пользоваться справочной литературой.

Биполярные транзисторы: устройство, принцип действия, характеристики, параметры, условные обозначения, схемы включения с общей базой, общим эмиттером, общим коллектором. Ключевой режим работы.

Полевые транзисторы: типы, схемы включения, принцип действия, характеристики, параметры.

Фототранзисторы, принцип действия, применение.



Практическая работа № 2:

  • Схемы включения биполярных транзисторов.

Практическая работа № 3:

  • Расчет h- параметров биполярного транзистора.

Лабораторная работа № 3:

  • Исследование работы биполярного транзистора с общей базой в статическом режиме.

Лабораторная работа № 4:

  • Исследование биполярного транзистора по схеме с общим эмиттером в статическом режиме.

Лабораторная работа № 5:

  • Исследование усилительных свойств биполярных транзисторов.

Лабораторная работа № 6:

  • Исследование амплитудно-частотной характеристики.

Лабораторная работа №7:

  • Исследование полевого транзистора с ОИ в статическом режиме.


Тема 1.4. Тиристоры
Студенты должны:

знать:

  • принцип действия диодных и однооперационных тиристоров, их характеристики, параметры и условные обозначения;

уметь:

  • снимать и исследовать характеристики тиристоров в лабораторных условиях.

Классификация тиристоров, их условные обозначения. Устройство, принцип действия диодных и триодных тиристоров, их характеристики и параметры. Коммуникационные процессы в тиристорах. Другие виды параметрических полупроводниковых приборов.
Лабораторная работа № 8:

  • Исследование параметров тиристоров.



Тема 1.5. Оптоэлектронные приборы и приборы отображения информации
Студенты должны:

знать:

  • принцип действия оптронов и возможность их применения;

  • принцип действия жидко кристаллических индикаторов, их условные обозначения;

уметь:

  • подключать схемы управления для приборов отображения информации.

Оптроны, составляющие их элементы, условное обозначение, классификация, области применения.

Фотоэлектронные приборы с внутренним и внешним фотоэффектом. Классификация и общие характеристики приборов для отображения информации. Устройство, принцип действия и условные обозначения газоразрядных, жидко кристаллических, электролюминесцентных индикаторов. Тиратроны: устройство, схемы включения, характеристика зажигания.
Самостоятельная работа:


  • Написание реферата на тему: «Оптроны и представления информации».

  • Подготовка доклада на тему: «Фотоумножители и их применение».



Тема 1.6. Интегральные микросхемы (ИМС)

Студенты должны:

знать:

  • классификацию интегральных схем;

  • особенности гибридных и полупроводниковых ИМС, их параметры и систему обозначений;

уметь:

  • различать параметры и системы обозначений аналоговых и логических ИМС.

Интегральные схемы – средства дальнейшей миниатюризации надежности электронной аппаратуры. Классификация ИМС гибридных и повышения и полупроводниковых ЯМС, параметры и система функциональная микроэлектроника. Особенности обозначений.

Технология изготовления пленочных элементов гибридных интегральных микросхем. Вопросы конструирования электронных устройств на ИМС с учетом требований электромагнитной совместимости.
Самостоятельная работа:


  • Конспектирование разделов учебника «Технология изготовления полупроводниковых и гибридных ИМС».

Раздел 2. Источники питания и преобразователи


Тема 2.1. Неуправляемые выпрямители
Студенты должны:

знать:

  • принцип действия однофазных (однополупериодных и двухполупериодных) и трехфазных (с нулевой точкой) и мостовых выпрямителей;

уметь:

  • производить упрощенный расчет выпрямителя с различными сопротивлениями нагрузки.

Классификация выпрямителей. Принцип действия однофазных выпрямителей, временные диаграммы токов напряжений, упрощенные расчеты выпрямителей с различными сопротивлениями нагрузки.

Трехфазные выпрямители, принцип действия, временные диаграммы.

Внешняя характеристика выпрямителей.


Тема 2.2. Сглаживающие фильтры
Студенты должны:

знать:

  • принцип действия емкостных и индуктивных фильтров;

  • определение коэффициента пульсации и коэффициента сглаживания;

уметь:

  • исследовать работу выпрямителей и фильтров в лабораторных условиях.

Пульсации тока и напряжения на выходе выпрямителя. Классификация фильтров. Фильтры с пассивными элементами: емкостные, индуктивные, их принцип действия. Коэффициенты пульсации, коэффициенты сглаживания. Г- образный и П- образный фильтры. Влияние фильтров на внешнюю характеристику выпрямителя.


Самостоятельная работа:

  • Конспектирование разделов учебника «RC- фильтры».


Тема 2.3. Управляемые выпрямители
Студенты должны:

знать:

  • принцип действия тиристорного выпрямителя на примере однофазной схемы;

  • временные диаграммы его работы;

уметь:

  • исследовать тиристорный выпрямитель в лабораторных условиях.

Классификация, принцип действия управляемых выпрямителей на примере однофазной схемы. Временные диаграммы. Особенности трехфазных управляемых выпрямителей. Система управления выпрямителями. Схема защиты промышленных выпрямительных установок.



Тема 2.4. Инверторы
Студенты должны:

знать:

  • назначение инверторов;

  • принцип действия автономных инверторов, ведомых сетью;

уметь:

  • исследовать схему инвертора.

Назначение инверторов, их классификация.

Инверторы, ведомые сетью, автономные инверторы. Схемы. Принцип действия. Применение инверторов тока и напряжения.
Самостоятельная работа:


  • Самостоятельное изучение разделов учебника «Применение инверторов тока и напряжения».


Тема 2.5. Стабилизаторы напряжения и тока
Самостоятельная работа:

Самостоятельное изучение данной темы.


Тема 2.6. Преобразователи напряжения и частоты
Самостоятельная работа:

  • Самостоятельное изучение данной темы.



Раздел 3. Усилители и генераторы
Тема 3.1. Усилители напряжения
Студенты должны:

знать:

  • параметры и характеристики усилителя переменного напряжения;

  • цепи автоматического смещения и температурной стабилизации;

  • виды обратной связи и ее влияния на параметры схем;

уметь:

  • исследовать работу усилителя в лабораторных условиях;

  • определять параметры усилителя.

Классификация усилителей, их параметры и характеристики, режимы работы. Графический анализ усилительного каскада. Выбор точки покоя и обеспечение требуемого режима работы. Температурная стабилизация. Усилительные каскады с общей базой и общим эмиттером. Обратная связь в усилителе. Однокаскадные и многокаскадные усилители. Усилители в интегральном исполнении.


Практическая работа № 4:

  • Режимы работы усилительных каскадов.


Тема 3.2. Усилители мощности
Студенты должны:

знать:

  • принцип действия усилителя мощности;

уметь:

  • исследовать усилители мощности.

Однотактные и двухтактные усилители мощности.

Усилители мощности с бестрансформаторным выходом и в интегральном исполнении. Графический анализ работы усилителя мощности.
Тема 3.3. Усилители постоянного тока
Студенты должны:

знать:


  • принцип действия усилителей постоянного тока (УПТ) с одним или двумя источниками питания; назначение операционных усилителей, их свойства и параметры;

уметь:

  • исследовать работу УПТ в лабораторных условиях.

Особенности работы УПТ с одним и двумя источниками питания. Дрейф нуля в УПТ. Дифференциальные усилители.

Операционные усилители: их свойства, применение. Интегральное их исполнение. Специальные виды усилителей на биполярных транзисторах.
Практическая работа № 5:


  • Схемы усилителей, напряжения, мощности, постоянного тока.

Лабораторная работа № 9:

  • Исследование статических параметров ОУ общего применения и их зависимости от глубины ООС.

Лабораторная работа № 10:

  • Исследование параметров ОУ в частотной области и их зависимостей от цепи коррекции.

Лабораторная работа № 11:

  • Исследование динамических параметров ОУ общего применения и быстродействующего.

Лабораторная работа № 12:

  • Исследование ОУ с программируемыми параметрами.

Самостоятельная работа:

  • Подготовка докладов на тему: «Динамические свойства операционных усилителей».

  • Оформление отчетов по практическим и лабораторным работам.


Тема 3.4. Генераторы гармонических колебаний
Студенты должны:

знать:

  • принцип действия LC,RC- генераторов;

  • генератор как преобразователь электрической энергии в электрические колебания необходимой формы, частоты и мощности.

Типы генераторов гармонических колебаний. Условия самовозбуждения автогенераторов. Принцип действия LC, RC генераторов. Кварцевая стабилизация частоты автогенераторов. Автогенераторы на интегральных микросхемах.



Раздел 4. Импульсные устройства
Тема 4.1. Электронные ключи и формирование импульсов
Студенты должны:

знать:

  • параметры импульсных сигналов;

  • принцип действия электронных ключей и простейших формирователей импульсов (ограничителей дифференцирующих и интегрирующих цепей).

  • о возможностях импульсных устройств.

Общая характеристика импульсных устройств, параметры импульсных сигналов. Диодные и транзисторные электронные ключи. Формирование импульсов: ограничители, дифференцирующие цепи, интегрирующие цепи.


Самостоятельная работа:

  • Конспектирование разделов учебника «Компараторы», «Таймеры».


Тема 4.2. Генераторы релаксационных колебаний
Студенты должны:

знать:

  • принцип действия мультивибраторов, генераторов линейно изменяющегося напряжения.

уметь:

  • исследовать схемы генераторов.

Классификация генераторов. Мультивибратор, одновибратор. Устройство, принцип действия, применение. Мультивибратор, одновибратор в интегральном исполнении. Генератор линейно-изменяющегося напряжения. Принцип действия, применение.


Тема 4.3. Логические и запоминающие устройства
Студенты должны:

знать:

  • принцип действия логических элементов «И», «ИЛИ», «НЕ» на диодных и транзисторных ключах;

  • принцип работы триггеров на транзисторах и в интегральном исполнении;

уметь:

  • исследовать и составлять различные логические схемы.

Логические элементы, основные понятия «И», «ИЛИ», «НЕ» на диодных и транзисторных ключах. Триггеры, устройство, принцип действия, применение. Основные понятия о счетчиках и дешифраторах. Применение логических элементов в электротехнических установках.


Лабораторная работа 13:

  • Исследование параметров базового логического элемента ТТЛ.

Лабораторная работа 14:

  • Исследование параметров базового логического элемента ЭСЛ.

Лабораторная работа 15:

  • Исследование параметров базового логического элемента КМДПТЛ.

Самостоятельная работа:

  • Подготовка доклада на тему «Микропроцессоры и микро-ЭВМ».

  • Оформление отчетов по лабораторным работам.


ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ



работы

Тема

Наименование работы



Коли-

чество


часов

1.

1.2

Исследование работы выпрямительного диода

2

2.

1.2

Исследование работы стабилитрона

2

3.

1.3

Исследование работы биполярного транзистора с общей базой в статическом режиме

2

4.

1.3

Исследование биполярного транзистора по схеме с общим эмиттером в статическом режиме

2

5.

1.3

Исследование усилительных свойств биполярных транзисторов

2

6.

1.3

Исследование амплитудно-частотной характеристики

2

7.

1.3

Исследование полевого транзистора с ОИ в статическом режиме

2

8.

1.4

Исследование параметров тиристоров

2

9.

3.3

Исследование статических параметров ОУ общего применения и их зависимости от глубины ООС

2

10

3.3

Исследование параметров ОУ в частной области и их зависимостей от цепи коррекции

2

11.

3.3

Исследование динамических параметров ОУ общего применения и быстродействующего

2

12.

3.3

Исследование ОУ с программируемыми параметрами

2

13.

4.3

Исследование параметров базового логического элемента ТТЛ

2

14.

4.3

Исследование параметров базового логического элемента ЭСЛ

2

15.

4.3

Исследование параметров базового логического элемента КМДПТЛ

2







Итого:

30


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ



работы

Тема

Наименование работы



Коли-

чество


часов

1.

1.2.

Исследование работы p-n перехода

2

2.

1.3.

Схемы включения биполярных транзисторов

2

3.

1.3.

Расчет h- параметров биполярного транзистора

2

4.

3.1.

Режимы работы усилительных каскадов

2

5.

3.3.

Схемы усилителей напряжения, мощности, постоянного тока

2







Итого:

10

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:

Гальперин М.В. Электронная техника, - М.: Форум- Инфра- М,2005


  1. Криштафович А.К., Трифонюк В.В. Основы промышленной электроники, - М.: Высшая школа,1985.


Дополнительная литература:


  1. Браммар Ю.А., Пашук И.Н. Импульсные и цифровые устройства…- М.: Высшая школа, 1999

  2. Гаркуша Ж.М. Основы физики полупроводников,- М.: Высшая школа,1981

  3. Герасимова В.Г. - Основы промышленной электроники, под ред. проф.М.: Высшая школа,1986

  4. Глебов Б.А Тутов Н.М., Чарыков Н.А. Полупроводниковые приборы,- М.: Энергоиздат, 1990

  5. Тугов Н.М., Шарунич Л.С. Оптоэлектроника.- М.: Энергоиздат, 1984

  6. Диоды, транзисторы, оптоэлектронные приборы: Справочник- М.: Энергия, 1983

  7. Харченко В.М. Основы электроники, - М.: Энергоиздат, 1982

  8. Цифровые интегральные схемы: Справочник - М.: Радио и связь, 1994





Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины электронная техника (опд. 03) для специальностей
278.01kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ»
52.33kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины операционные системы ооп: 230100. 62 Информатика и вычислительная техника
270.33kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «информатика» очно-заочная Форма обучения
167.69kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебной дисциплине Экономика наименование учебной дисциплины
804.65kb.
4 стр.
Рабочая программа Учебной дисциплины «Коррекционная педагогика» для специальности
266.8kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02.
480.67kb.
7 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины судебная фотография и видеозапись Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
90.44kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 03.
523.1kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для группы специальностей
314.75kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «моделирование при стратегическом планировании»
235.77kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины шифр и наименование дисциплины опд. Р. 04. Юридическая психология
542.48kb.
4 стр.