ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.3 «История государства и права зарубежных стран»
Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Форма обучения - очная
Уфа – 2011
Составитель: Гарипов Р.Ф., канд.ист.наук, доцент
Рабочая программа курса
«История государства и права зарубежных стран
» предназначена для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению бакалавриата 030300.62 «Юриспруденция». Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла (Б.3).
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030300.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 г. № 464.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права БАГСУ, протокол № _9_ от «_24__» _июня_ 2011 г.
Заведующий кафедрой ____________ ___Федько Р.А.__
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено Учебно-методическим советом ГОУ ВПО «БАГСУ»,
протокол № _2_ от «__29__» __июня__ 2011 _ г.
-
Цели освоения учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
Целями изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» являются: ознакомление студентов с предметом и задачами историко-правовой науки, основными разделами истории государства и права зарубежных стран; формирование целостного взгляда на государственно-правовые процессы и явления прошлого, развивающиеся за пределами нашей страны; сообщение основных сведений о государстве и праве для дальнейшего изучения отраслевых юридических курсов.
-
Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки ВПО 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464, и является базовой (общепрофессиональной) дисциплиной.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные как в средней общеобразовательной школе, так и в вузе в результате изучения дисциплин ООП подготовки бакалавра юриспруденции: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «Логика», «Правоохранительные и судебные органы».
Данная дисциплина изучается в I и во II семестрах и предваряет изучение отраслевых юридических дисциплин, таких, как «Конституционное право», «Гражданское право», «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право» и др.
-
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» способствует формированию у студента следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки ВПО 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464.
Процесс изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» направлен на формирование у студентов общекультурных компетенций (ОК):
а) общекультурные компетенции(ОК):
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности,
соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).
б) профессиональные компетенции(ПК):
в правотворческой деятельности:
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
в педагогической деятельности:
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: пути возникновения и развития государства и права стран Древнего Востока; особенности развития античной цивилизации и античных государств; основные институты римского права; два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока (исламский мир и Арабский халифат; Индия, Япония, Китай); мусульманское право; возникновение и развитие буржуазного государства и права на Западе; образование англосаксонской и континентальной правовых систем; государство и право новейшего времени в странах Западной Европы и США; государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX веке.
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, анализировать юридические действия в точном соответствии с законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации, правильно составлять и оформлять юридические документы.
Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализа современных государственно-правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)
Код дисциплины (модуля)
|
Название дисциплины (модуля)
|
Дидактический минимум содержания дисциплины (модуля)
|
Содержательно-логические связи
|
Коды формируемых компетенций
|
Коды и наименования учебных дисциплин (модулей), практик
|
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля)
|
для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает основой
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
5
|
Б.3.3
|
История государства и права зарубежных стран
|
1.Государство и право Древнего мира
2.Государство и право Средних веков
3. Государство и право Нового времени
4. Государство и право Новейшего времени
|
Б.3.1 Теория государства и права
Б.3.2. История отечественного государства и права
|
Б.3.4 Конституционное право
Б.3.6. Гражданское право
Б.3.7. Гражданский процесс
Б.3.9. Трудовое право
Б.3.10 Уголовное право
Б.3.11 Уголовный процесс
В.В.3.1.1 Парламентское право/Избирательное право
|
ОК-1, ОК-7, ОК-8,
ОК-9,
ПК-2,
ПК-19
|
Выписка из учебного плана
(на базе среднего полного (общего) образования)
Семестр
|
Трудоемкость
|
Лекции час.
|
Практич.
Занятия час.
|
Семинар
час.
|
Лаб.
работа час.
|
СРС
час.
|
Форма промежуточной аттестации зач./экз.
|
ЗЕТ
|
час
|
1,2
|
7
|
252
|
76
|
50
|
|
-
|
90
|
Зачет/
экзамен
|
Выписка из учебного плана
(на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля)
Семестр
|
Трудоемкость
|
Лекции час.
|
Практич.
занятия час.
|
Семинар
час.
|
Лаб.
работа час.
|
СРС
час.
|
Форма промежуточной аттестации зач./экз.
|
ЗЕТ
|
час
|
1,2
|
7
|
252
|
60
|
40
|
|
-
|
116
|
Зачет/
экзамен
|
4. Структура и содержание дисциплины.
Учебно-образовательный модуль дисциплины1
(на базе среднего полного (общего) образования)
Семестр
|
Недели семестра
|
Раздел дисциплины (модуля), темы раздела
|
Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)
|
Коды формируемых компетенций
|
Форма текущего контроля успеваемости, СРС (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекция
|
Практ. занятие
|
Лаб.зан.
|
Семинар
|
СРС
|
1
|
2-10
|
Модуль 1. Государство и право Древнего мира
|
20
|
12
|
-
|
-
|
24
|
ОК-2
|
|
1
|
2
|
Тема 1. Предмет и методология истории
государства и права зарубежных стран
|
2
|
-
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
1
|
3-4
|
Тема 2. Происхождение государства и права
|
2
|
-
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Устный опрос, защита докладов
|
1
|
5-6
|
Тема 3. Государство и право стран Древнего Востока
|
6
|
4
|
-
|
-
|
6
|
ОК-2
|
Подготовка мультимедийной презентации, устный опрос, дискуссия по теме
|
1
|
7-8
|
Тема 4. Государство и право Древней Греции
|
4
|
2
|
-
|
-
|
6
|
ОК-2
|
Подготовка мультимедийной презентации, устный опрос, дискуссия по теме
|
1
|
8-10
|
Тема 5. Государство и право Древнего Рима
|
6
|
6
|
|
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка мультимедийной презентации, дискуссия по теме, защита докладов
|
1
|
11-18
|
Модуль 2. Государство и право Средних веков
|
20
|
12
|
|
-
|
28
|
ОК-2
|
|
1
|
11-12
|
Тема 6. Государство и право франков
|
4
|
2
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка мультимедийной презентации, устный опрос, дискуссия по теме, защита докладов
|
1
|
12
|
Тема 7. Средневековое государство Франции
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2
|
ОК-2
|
Защита доклада по теме с использованием интерактивной доски, дискуссия по теме
|
1
|
13-14
|
Тема 8. Средневековое государство Англии
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Устный опрос, дискуссия по теме
|
1
|
14
|
Тема 9. Средневековое государство Германии
|
2
|
-
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Защита докладов, дискуссия по теме, устный опрос
|
1
|
15-16
|
Тема 10. Средневековое право стран Западной Европы
|
4
|
-
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
1
|
17-18
|
Тема 11. Средневековое государство и право стран Востока
|
4
|
4
|
-
|
-
|
6
|
ОК-2
|
Дискуссия по теме, устный опрос
|
1
|
18
|
Тема 12. Государство и право Византии
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
24-32
|
Модуль 3. Государство и право Нового времени
|
18
|
14
|
-
|
-
|
18
|
ОК-2
|
|
2
|
24-25
|
Тема 13. Государство Англии в Новое время. Буржуазная революция середины XVII в. и формирование конституционной монархии в Англии
|
4
|
4
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка мультимедийной презентации, защита докладов, дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
26
|
Тема 14. Государство США в Новое время. Война за независимость и образование США
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2
|
ОК-2
|
Защита докладов, дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
27-28
|
Тема 15. Государство Франции в Новое время. Революция конца XVIII в. и образование буржуазного государства во Франции
|
4
|
4
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
29
|
Тема 16. Объединение германских государств в XIX в. и образование Германской империи
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2
|
ОК-2
|
Подготовка мультимедийной презентации, защита докладов, дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
30
|
Тема 17. Образование буржуазного государства Японии
|
2
|
-
|
-
|
-
|
2
|
ОК-2
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
31-32
|
Тема 18. Возникновение и развитие буржуазного права в XVII-XIX вв.
|
4
|
2
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Защита докладов, дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
33-39
|
Модуль 4. Государство и право Новейшего времени
|
18
|
12
|
|
|
30
|
|
|
2
|
33
|
Тема 19. Развитие государства США в Новейшее время
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2
|
ОК-2
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
33
|
Тема 20. Развитие государства Великобритании в Новейшее время
|
-
|
-
|
-
|
|
2
|
ОК-2
|
Дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
34
|
Тема 21 Развитие государства Франции в Новейшее время
|
2
|
2
|
|
|
2
|
ОК-2
|
Дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
34-35
|
Тема 22. Развитие государства Германии в Новейшее время
|
4
|
4
|
|
|
2
|
|
Защита докладов, дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
36
|
Тема 23. Развитие государства Италии в Новейшее время
|
-
|
2
|
|
|
4
|
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
36
|
Тема 24. Развитие государства Японии в Новейшее время
|
-
|
-
|
|
|
4
|
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
37
|
Тема 25. Основные изменения в праве стран Запада в Новейшее время
|
4
|
2
|
|
|
4
|
|
Защита докладов, дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
38
|
Тема 26. Государство и право зарубежных социалистических стран.
|
2
|
-
|
|
|
4
|
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
38-39
|
Тема 27. Крушение колониальной системы и образование новых государств в странах Азии и Африки после II мировой войны
|
4
|
-
|
|
|
6
|
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
|
|
Итого:
|
76
|
50
|
|
|
90
|
|
|
Учебно-образовательный модуль дисциплины
2
(на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля)
Семестр
|
Недели семестра
|
Раздел дисциплины (модуля), темы раздела
|
Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)
|
Коды формируемых компетенций
|
Форма текущего контроля успеваемости, СРС (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекция
|
Практ. занятие
|
Лаб.зан.
|
Семинар
|
СРС
|
1
|
2-10
|
Модуль 1. Государство и право Древнего мира
|
20
|
12
|
-
|
-
|
24
|
ОК-2
|
|
1
|
2
|
Тема 1. Предмет и методология истории
государства и права зарубежных стран
|
2
|
-
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
1
|
3-4
|
Тема 2. Происхождение государства и права
|
2
|
4
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Устный опрос, защита докладов
|
1
|
5-6
|
Тема 3. Государство и право стран Древнего Востока
|
6
|
2
|
-
|
-
|
6
|
ОК-2
|
Подготовка мультимедийной презентации, устный опрос, дискуссия по теме
|
1
|
7-8
|
Тема 4. Государство и право Древней Греции
|
4
|
2
|
-
|
-
|
6
|
ОК-2
|
Подготовка мультимедийной презентации, устный опрос, дискуссия по теме
|
1
|
8-10
|
Тема 5. Государство и право Древнего Рима
|
6
|
4
|
|
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка мультимедийной презентации, дискуссия по теме, защита докладов
|
1
|
11-18
|
Модуль 2. Государство и право Средних веков
|
20
|
10
|
|
-
|
30
|
ОК-2
|
|
1
|
11-12
|
Тема 6. Государство и право франков
|
4
|
2
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка мультимедийной презентации, устный опрос, дискуссия по теме, защита докладов
|
1
|
12
|
Тема 7. Средневековое государство Франции
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Защита доклада по теме с использованием интерактивной доски, дискуссия по теме
|
1
|
13-14
|
Тема 8. Средневековое государство Англии
|
2
|
4
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Устный опрос, дискуссия по теме
|
1
|
14-15
|
Тема 9. Средневековое государство Германии
|
2
|
4
|
-
|
|
4
|
ОК-2
|
Защита докладов, дискуссия по теме, устный опрос
|
1
|
16
|
Тема 10. Средневековое право стран Западной Европы
|
4
|
-
|
|
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
1
|
17-18
|
Тема 11. Средневековое государство и право стран Востока
|
4
|
2
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Дискуссия по теме, устный опрос
|
1
|
18
|
Тема 12. Государство и право Византии
|
2
|
-
|
|
|
6
|
ОК-2
|
Подготовка докладов (в письменной форме), подготовка к тестам
|
2
|
24-29
|
Модуль 3. Государство и право Нового времени
|
12
|
8
|
-
|
|
26
|
ОК-2
|
|
2
|
24
|
Тема 13. Государство Англии в Новое время. Буржуазная революция середины XVII в. и формирование конституционной монархии в Англии
|
2
|
2
|
-
|
-
|
6
|
ОК-2
|
Подготовка мультимедийной презентации, защита докладов, дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
25
|
Тема 14. Государство США в Новое время. Война за независимость и образование США
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2
|
ОК-2
|
Защита докладов, дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
26
|
Тема 15. Государство Франции в Новое время. Революция конца XVIII в. и образование буржуазного государства во Франции
|
2
|
2
|
-
|
|
6
|
ОК-2
|
Дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
27
|
Тема 16. Объединение германских государств в XIX в. и образование Германской империи
|
2
|
-
|
-
|
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
28
|
Тема 17. Образование буржуазного государства в Японии
|
2
|
-
|
-
|
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
29
|
Тема 18. Возникновение и развитие буржуазного права в XVII-XIX вв.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Защита докладов, дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
30-37
|
Модуль 4. Государство и право Новейшего времени
|
8
|
10
|
|
|
36
|
ОК-2
|
|
2
|
30
|
Тема 19. Развитие государства США в Новейшее время
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
ОК-2
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
30
|
Тема 20. Развитие государства Великобритании в Новейшее время
|
-
|
-
|
-
|
|
2
|
ОК-2
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
32
|
Тема 21 Развитие государства Франции в Новейшее время
|
-
|
2
|
|
|
4
|
ОК-2
|
Дискуссия по теме, устный опрос
|
2
|
33-34
|
Тема 22. Развитие государства Германии в Новейшее время
|
4
|
4
|
|
|
2
|
|
Дискуссия по теме, устный опрос, защита докладов
|
2
|
34
|
Тема 23. Развитие государства Италии в Новейшее время
|
-
|
-
|
|
|
4
|
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
35
|
Тема 24. Развитие государства Японии в Новейшее время
|
-
|
-
|
|
|
4
|
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
36
|
Тема 25. Основные изменения в праве стран Запада в Новейшее время
|
2
|
2
|
|
|
4
|
|
Дискуссия по теме, устный опрос, защита докладов
|
2
|
36
|
Тема 26. Государство и право зарубежных социалистических стран.
|
-
|
-
|
|
|
6
|
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
2
|
37
|
Тема 27. Крушение колониальной системы и образование новых государств в странах Азии и Африки после II мировой войны
|
-
|
-
|
|
|
6
|
|
Подготовка докладов (в письменной форме)
|
|
|
Итого:
|
60
|
40
|
|
|
116
|
|
|