Главная страница 1


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


«Вологодский государственный технический университет»

(ВоГТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________ Тритенко А.Н.

«___»______________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

физика и естествознание
Направление подготовки: 222000.62– «Инноватика»

Профиль подготовки: «Инновации и управление интеллектуальной собственностью»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Факультет: производственного менеджмента и инновационных технологий

Кафедра: физики

Вологда

2011 г.

Составители рабочей программы

Профессор, д. ф.-м. н.,профессор _________________ /Богданов В.И../
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры физики

Протокол заседания № ___от «__»___ 20__ г.


Заведующий кафедрой

«___»________20___г. _________________ /Богданов В.И./



(подпись)

Рабочая программа одобрена методическим советом электроэнергетического факультета.

Протокол заседания № ___от «__»___ 20__ г.

Председатель методического совета


«___»________20___г. _________________ /Бабарушкин В.А./

(подпись)

СОГЛАСОВАНО:


Заведующий кафедрой экономики и технологии производственных процессов
«___»________20___г. _________________ /Шичков А.Н../

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  • представить естествознание как феномен мировой культуры, уделяя особое внимание фундаментальным концепциям физики, сформулированных в настоящее время наиболее определенно среди других естественных наук;

  • достигнуть понимания специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, понимания задач и возможностей рационального естественнонаучного метода;

  • сформулировать представление о физической реальности, физической картине мира, о принципах универсального эволюционизма.


2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к ­­­­­­­­­­­­­­математическому и естественнонаучному циклу ООП ВПО, изучается в 1 и 2 семестре.

Для освоения данной дисциплины необходимо изучение следующих дисциплин и частей ООП.

Высшая математика.

1. Векторная алгебра.

2. Матрицы и определители. Системы линейных уравнений.

3. Математический анализ. Элементарные функции. Показательная функция. Логарифмическая функция. Степенная функция. Тригонометрические функции.

4. Комплексные числа. Комплексная плоскость. Геометрическая интерпретация поля С комплексных чисел. Функции комплексного переменного.

5. Теория пределов.

6. Дифференциальное исчисление. Производная. Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной, её геометрический и механический смысл. Дифференциал функции. Признаки постоянства, возрастания и убывания функции на промежутке и в точке. Максимум и минимум. Необходимое условие экстремума. Достаточное условие максимума и минимума.

7. Интегральное исчисление для функции одной переменной. Неопределенный интеграл. Первообразная функции и неопределенный интеграл, его свойства, таблица формул интегрирования. Методы интегрирования: непосредственное интегрирование, замена переменной и по частям. Определенный интеграл. Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла. Свойства определенного интеграла, теорема о среднем значении. Интеграл с переменным верхним пределом и его свойства.

8. Дифференциальные уравнения первого и второго порядка.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовности студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, включают следующее:

знать: аналитическую геометрию и линейную алгебру; ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; дифференциальные уравнения;

уметь: оценивать численные порядки величин; использовать методы теоретического и экспериментального исследования;

владеть: методами решения алгебраических уравнений (систем); дифференциальных уравнений; производной и интеграла.

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: философии, механики и технологии, электротехники и электроники.


3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате изучения дисциплины «Физика и естествознание » студент должен



знать:

фундаментальные понятия, законы классической и современной физики в области механики, термодинамики, электричества, магнетизма и атомной физики, историю и тенденции развития естествознания (ОК-7) ;



уметь: использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-7) ;

владеть: способностью воспринимать научно-техническую информацию ( ПК-13).


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 ЗЕТ ( 216 часов)

Семестр №

Трудоемкость

РПР, курсовая работа, курсовой проект

Форма промежуточной аттестации

Всего

Аудиторная

СРС

Экз.

ЗЕТ

час.

час.

час.

час.

1

6

82

Лекции- 16 ч.

Практика-16 час.



50




РПР 1

зачет

2

134

Лекции- 18 ч.

Практика-36 час.



44

36

РПР 2

экзамен




п/п


Результаты
обучения



Семестр, раздел / тема.
Виды учебной деятельности.
Краткое содержание


Образова-тельные технологии

Неделя

Трудоем-кость,
час


Форма
текущего
контроля


1

2

3

4

5

6

7

1 семестр 




Тема : 1. Введение. Две культуры

Знать основные понятия и роль физики в естествознании.

Лекция 1. Естествознание-система наук о природе.





1-2

2

 

СРС: Особенное место физики в современном естествознании.




1-2

2




Знать и понимать цели и задачи и структуру курса физики.

Практическое занятие 1: Цель, задачи и структура курса физики – основы современного естествознания.




1-2

2




СРС: Структура современной физики




1-2

3

Проверка

Владеть представлением о научном представлении и двух культурах.

Лекция 2: Естественнонаучная и гуманитарная культура. Научный метод. Специфика рационального мышления.

Интернет-

ресурсы


3-4

2

 

СРС: Специфика научного метода.



3-4

3




Уметь отличать различия в двух культурах.

Практическое занятие 2: . Две культуры.




3-4

2




СРС: Объяснить термин «Две культуры»




3-4

2

Проверка




 Тема: 2. Важнейшие закономерности развития физики

Знать ,как формировалось научное знание о мире.

Лекция 3: Становление научного знания. Коперник, Бэкон, Декарт, Галилей, Ньютон -как родоначальники классической стратегии естественнонаучного мышления.

Интернет-ресурсы

.


5-6

2

 

СРС: Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.




5-6

4




Владеть представлениями о формировании картины мира

Практическое занятие 3: Механическая картина мира – парадигма классического естествознания.




5-6

2




СРС: Представить примеры понятия «парадигма»




5-6

3

Проверка

Знать фундаментальные понятия механики Ньютона

Лекция 4: Научные революции в развитии естествознания: гелиоцентрическая система мира (Коперник). «Начала» Ньютона – фундамент классической парадигмы.

Интернет-ресурсы


7-8

2




СРС: Физика и технологические революции (паровая, электрическая, атомная, информационная)




7-8

4




Уметь видеть отличия в развитии человечества,связанные с появлением новых представлений в физике

Практическое занятие 4: Научные и технологические революции, обусловленные развитием физики.




7-8

2




СРС: Примеры технологических революций




7-8

2

Проверка

Знать историю развития естествознания.

Лекция 5: Открытия физики в XIX веке.




9-10

2

 

СРС: Применение электромагнетизма.




9-10

2




Знать основные понятия и законы термодинамики

Практическое занятие 5: Особенности учения о теплоте (термодинамика).




9-10

2




СРС: Развитие представлений о теплоте




9-10

2

Проверка

Уметь формулировать новые представления о пространстве и времени

Лекция 6: Пространство и время. Принципы симметрии и законы сохранения, их связь со свойствами пространства и времени, относительности.

Интернет-ресурсы


11-12

2

 

СРС: Постулаты механики Ньютона и СТО




11-12

3




Владеть представлениями о понятиях пространства и времени в механике Ньютона

Практическое занятие 6: СТО- новые представления о пространстве и времени.





11-12

2




СРС : Четырехмерный мир




11-12

3

Проверка

Владеть сведениями об открытиях физики на рубеже ХХ века.

Лекция 7: Открытия физики на рубеже XX века и неклассическая стратегия познания, отсутствие наглядных представлений, принцип неопределенности.

Интернет-ресурсы


13-14

2

 

СРС: Стохастический характер явлений природы.




13-14

4




Владеть представлениями о двух физических реальностях в классической физике

Практическое занятие 7: Идеи дальнодействия и близкодействия. Две физические реальности. Модель поля в электромагнитных явлениях.




13-14

2




СРС: Электромагнетизм –две реальности




13-14

3




Уметь описать тенденции в развитии естествознания

Лекция 8: .Панорама современного естествознания




15-16

2

 

СРС: Выполнение РГЗ




15-16

5

Проверка

Знать явления природы, которые не были поняты перед началом ХХ века.

Практическое занятие 8: Противоречия классической физики на рубеже XIX –XX века.




15-16

2




СРС: Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация




15-16

6

Зачет




2 семестр




Тема: 3. Образ природы в квантовой физике.

Владеть пониманием того, что физика-это также наука моделирования

Лекция 1: Физическая реальность –это обобщенная модель природы. Модели в механике. Законы Ньютона.

Интернет-ресурсы


1-2

2

 

СРС: Лапласовский детерминизм.







2




Знать основные модели в механике Ньютона.

Практическое занятие 1: Моделирование природы в классической механике.




1-2

2




Практическое занятие 2: Понятие состояния в классической механике




1-2

2




СРС: Понятие состоянии а задачах о движении тела, брошенного под углом к горизонту.




1-2

2

Проверка







Владеть знаниями об истории развития электромагнетизма

Лекция 2: Классическая физика – электромагнетизм. Идеи дальнодействия и близкодействия. Понятие поля. Фарадей и Максвелл.

Интернет-ресурсы

3-4

2

 

СРС: Лапласовский детерминизм. Социальный физикализм.




3-4

2




Знать, что физика-наука, основанная на эксперименте.

Практическое занятие 3: Понятие измерения и его погрешность




3-4

2




Практическое занятие 4: Модель осциллятора. Колебания в среде. Волны.




3-4

2




СРС: Ньютон и Лаплас: скорость звука в газе.




3-4

3

Проверка







Знать, почему классическая физика не смогла объяснить законы теплового излучения.

Лекция 3: Проблемы классического синтеза конца XIX века. Противоречия между электромагнетизмом, термодинамикой. Гипотеза Планка. Корпускулярно-волновой дуализм.




5-6

2

 

СРС: Фотоны.







2




Владеть пониманием ТОО, чем отличается термодинамика от молекулярной физики.

Практическое занятие 5: Особенность тепловых явлений, молекулярная физика и инженерия




5-6

2




Практическое занятие 6: Инновации, внесенные развитием электромагнетизма




5-6

2




СРС: Описание состояния в термодинамике и молекулярной физике.




5-6

2

Проверка

Знать, какие новые представления о мире внесла квантовая механика

Лекция 4: Квантовая механика. Волны де Бройля. Соотношение неопределенности. Волновая функция.




7-8

2

 

СРС: Туннельный эффект




7-8

2




Владеть понятиями квантовой механики.

Практическое занятие 7: Тепловое излучение. Представление Планка.




7-8

2




Практическое занятие 8: Фотоны, идея квантового генератора




7-8

2




СРС: Применение лазеров.




7-8

2

Проверка

Владеть пониманием того, что квантовая физика измерила мир.

Лекция 5: Цивилизационная значимость квантовой физики: атомная энергетика, микро- и наноэлектроника, компьютеры и лазеры.

Интернет-ресурсы


9-10

2

 

СРС: Сверхпроводимость.




9-10

2




Знать какие изменения внесла квантовая физика в представление о научной картине мира

Практическое занятие 9: Человек и квантовый мир. Потеря наглядности.




9-10

2




Практическое занятие 10: Квантовая механика-инженерная наука.

Интернет-ресурсы


9-10

2




СРС: Квантовая механика и информатика.




9-10

2

Проверка

Знать представление об обратимых и необратимых процессах.

Лекция 6: Динамические и статистические закономерности. Энтропия и вероятность.




11-12

2

 

СРС: Стрела времени




11-12

4




Знать какие инновации появились с развитием квантовой физики.

Практическое занятие 11: Инновации, внесенные развитием квантовой физики.




11-12

2




Практическое занятие 12: Применение сверхпроводимости в ХХ веке.




11-12

2




СРС: Высокотемпературная сверхпроводимость.




11-12

2

Проверка




Тема: 4. Эволюционные представления в естественно-научной картине мира.

Владеть пониманием того, почему связаны эволюция Вселенной и фундаментальные взаимодействия.

Лекция 7: Эволюция Вселенной и фундаментальные физические взаимодействия

Интернет-ресурсы


13-14

2

 

СРС: Теория Большого взрыва. Элементарные частицы




13-14

3




Знать историю развития представлений о Вселенной

Практическое занятие 13: Представление Фридмана и Гамова о эволюции Вселенной.




13-14

2




Практическое занятие 14: Теория Большого взрыва. Реликтовое излучение.

Интернет-ресурсы


13-14

2




СРС: Выполнение РГЗ




13-14

4

Проверка

Знать, что означают понятия самоорганизация,синергетика.

Лекция 8: Самоорганизация. Моделирование сложных систем..




15-16

2

 

СРС: Синергетика.




15-16

4




Владеть понятиями геосферы,биосферы.

Практическое занятие 15 : Возникновение и динамика взаимосвязанных геосфер.




15-16

2




Практическое занятие 16 : Влияние космических циклов на биосферу и человека (Чижевский, Гумилев)

Интернет-ресурсы


15-16

2




СРС: Устойчивость биосферы.




15-16

2

Проверка







Знать, как развивалось представление об эволюции.

Лекция 9: Принципы универсального эволюционизма.




17-18

2

 

СРС: Прогнозирование на ХХI век.




17-18

3




Владеть пониманием о целостной культуре

Практическое занятие 17: Наука и будущее человечества.




17-18

2




Практическое занятие 18: Путь к целостной культуре.




17-18

2




СРС: .Перспективы создания целостной культуры.




17-18

3

Проверка














Общий объем дисциплины 


 




216




Аудиторная нагрузка 







86







СРС

94

 

ИТОГО

в том числе:

Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация

36

Экзамен, зачет











5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


    1. Разделы / темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и / или промежуточной аттестации


темы

п/п

Тема, контрольные вопросы

1 семестр

Тема: Введение. Две культуры.




    1. Сформулировать определения естествознания, физики. Объяснить цели и задачи

естествознания, физики.

1. 2.Объяснить термин «две культуры» В чем специфика научного метода в естественнонаучной и гуманитарной культуре.

Тема: Важнейшие закономерности развития физики.




2.1. Объяснить особенности естественнонаучного мышления. Сформулировать, что такое корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

2.2. Как связаны научные и технологические революции? Привести примеры из ХIX

и ХХ веков.



Тема: Открытия физики в XIX веке.




3.1. Какие открытия в физике были сделаны в XIX веке? Что лежит в основе термодинамики?

Тема:




3.2. Что отличает классическую механику Ньютона и СТО? Какие постулаты лежат в основе СТО?

Тема:




7.1. Что означает неклассическая стратегия познания? В чем отличие в понятии состояния для классической и квантовой механики?

Тема:




8.1. Какие противоречия в классической физике возникли на рубеже XIX и XX веков? Как они были разрешены?

2 семестр

Тема: Образ природы в квантовой механике.




9.1. Какие физические модели используются в механике? Как связаны законы Ньютона и законы сохранения?




Тема:

10.1. Представить примеры использования модели материальной точки в механике Ньютона. Как описывали изменения состояния материальной точки в школе?



Тема

11.1. Что означает дальнодействие и близкодействие в электромагнетизме? Как и зачем вводится понятие погрешности в физических измерениях?

Тема:




12.1 Что такое осциллятор? В чем отличие колебаний от волн?

Тема:

13.1. В чем отличие термодинамики от молекулярной физики?

Тема:

14.1.Инновционное значение закона электромагнитной индукции. Уравнения Максвелла и электромагнитные волны.

Тема




15.1. Как связаны гипотеза Планка и законы теплового излучения? Роль и значение квантовой механики.

Тема:

16.1. Как связаны переходы между состояниями электронов в атомах и идея квантового генератора?

17.




17.1. Объяснить, какие изменения в развитие цивилизации внесла квантовая физика.

18.

Эволюционные представления в естественно-научной картине мира.

18.1. Почему взаимосвязаны эволюция Вселенной и фундаментальные физические взаимодействия? В чем заключаются идеи Фридмана и Гамова?

19.




19.1. Что такое реликтовое излучение? Как оно было подтверждено на опыте?

20.




20.1. Что означают термины: самоорганизация , синергетика ?

21.




21.1. Сформулируйте основные идеи Гумилева и Чижевского.

22.




22.1. Как связаны развитие науки и будущее человечества?

    1. Расчетно-графическое задание (РГЗ)

№ РГЗ

Семестр,

тематика, содержание



Трудоемкость, час

1

2




1 семестр

1.

Проблема двух культур и современный цивилизационый кризис




2.

Интуиция и логика в искусстве и науке.




3.

Роль Ф.Бэкона, Р.Декарта и Г.Галилея в становлении основ научной рациональности




4.

«Начала» Ньютона – фундамент классической парадигмы.




5.

Учение о теплоте (Клаузиус, Карно) и технологическая революция (паровая)




6.

Учение об электричестве и магнетизме и технологическая революция (электрическая)




7.

Классическая стратегия естественно-научного мышления.




8.

Структурные уровни организации материи.




9.

История классического естествознания в лицах :

Аристотель, Н.Коперник, Г.Галилей






10.

История классического естествознания в лицах :

И.Ньютон, Х.Гюйгенс






11.

История классического естествознания в лицах :

Т.Юнг, О.Френель.






12.

История классического естествознания в лицах :

С.Карно, Р.Клаузиус.






13.

История классического естествознания в лицах :

Дж.К.Максвелл.






14.

История классического естествознания в лицах :

Л.Больцман.






15.

Фундаментальные физические представления о пространстве и времени.




16.

Роль математики в физической науке.




17

Законы сохранения и симметрия пространства, времени.




18

Фундаментальные модели в классической физике.




19.

Релятивистский мир.




Темы РГЗ представляются по выбору, трудоемкость РГЗ №1 5 часов

2 семестр

1.

Проблемы классического синтеза: механика и термодинамика.




2.

Проблемы классического синтеза: термодинамика и электромагнетизм.




3.

Пространство и время в классической механике и СТО.




4.

Взаимосвязь теории и эксперимента в классической и квантовой физике.




5.

Принципы относительности Галилея и Эйнштейна.




6.

Квантовая физика и XX век.




7.

Квантовая физика и информатика.




8.

История физики и естествознания XX века в лицах:

П.М.А.Дирак.






9.

История физики и естествознания XX века в лицах:

Э.Шредингер («Что такле жизнь с точки зрения физика»)






10.

История физики и естествознания XX века в лицах:

В.Гейденберг («Часть и целое»)






11.

История физики и естествознания XX века в лицах: Г.Вейль.





12.

История физики и естествознания XX века в лицах:

Э.Вигнер («Этюды о симметрии»)






13.

История физики и естествознания XX века в лицах:

А.Д.Сахаров






14.

История физики и естествознания XX века в лицах:

Я.Б.Зельдович






15.

История физики и естествознания XX века в лицах:

Н.А.Козырев






16.

История физики и естествознания XX века в лицах:

П.А. Флоренский






17.

История физики и естествознания XX века в лицах:

Чижевский






18.

Необратимость тепловых процессов и стрела времени.




19.

Эволюция Вселенной и реликтовое излучение.




20.

Современные концепции геосферных оболочек.




21.

Экологические функции литосферы.




22.

Устойчивость биосферы.




23.

Человек, биосфера и космические циклы.




24.

Принципы универсального эволюционизма.




Темы РГЗ представляются по выбору, трудоемкость РГЗ №2 4 часа





6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Перечень рекомендуемой литературы

Библиографическое описание по ГОСТ

Количество экземпляров в библиотеке ВоГТУ

Наличие литературы на кафедре и других библиотеках

ОСНОВНАЯ
1. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов.- М.: ВЛАДОС, 2000.-511 с.

2. Карпенков, С. Х. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / С.Х.Карпенков. - Изд.7-е,перераб.и доп..-М.: Высш.шк., 2005. - 534 с.

3. Лозовский, В. Н. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. Н. Лозовский, С. В. Лозовский.- Изд.2-е, исп. СПб.: Лань, 2006. - 224 с.


50


17

19





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


1. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. -5-е изд.,перераб. и доп..-М.: Academia, 2003. - 607 с.

2. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В. М. Найдыш. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2005. – 619 с.

3. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. В. Свиридов. – 2-е изд., перераб. и доп.- СПб: Питер,2005 . – 348 с.

4. Рузавин, Г. Н. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Г. Н. Рузавин. – М.: Гардарики, 2005 .- 303 с.

5. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания:

учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. -7-е изд.,перераб. и доп..-М.: Academia, 2006.-606 с.



20

1



2

1
1








Программное обеспечение

и Интернет-ресурсы

1. Программа тестового контроля знаний.

2. Сайт кафедры физики http://www.physics.vstu.edu.ru.

3. Виртуальный лабораторный практикум.



1

Кафедра физики



Ответственный за библиографию ____________________



7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



п/п

Перечень основного оборудования

Нумерация

разделов/тем

1

2

3

1.

Компьютеры

1-4

2.






Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, а также с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 220000.62 «Инноватика» и согласно учебному плану указанного направления и профиля подготовки «Инноватика и управление интеллектуальной собственностью»





Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины физика и естествознание Направление подготовки: 222000. 62- «Инноватика»
385.9kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Физика, ен. Ф. 03 направление подготовки 190100. 62 Наземные транспортные системы
491.55kb.
2 стр.
Рабочая программа дисциплины «проектирование пассивных зданий» Направление подготовки: 521701 «Архитектура»
206.92kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины постановка научного эксперимента (название дисциплины) Направление подготовки «Биология» 020200. 68
315.87kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «Лесоведение и луговедение» Направление подготовки: «Биология», 020200. 68
315.04kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «Современные проблемы биологии» Направление подготовки: «Биология», 020200. 68
186.79kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины моделирование экосистем Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
265.11kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Нарратив в социальном познании Направление подготовки 030600 история Профиль подготовки общий
190.28kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины Методы математической физики Направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника
240.19kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины правовые системы стран мира
86.1kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины компьютерное проектирование (наименование дисциплины) Направление подготовки
229.47kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины охрана природы и рациональное природопользование Направление подготовки 050100 педагогическое образование
89.39kb.
1 стр.