Главная страница 1
Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности.
Современные подходы и требования к организации учебной деятельности.
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно – ориентированного подхода.

Особое место, роль и значение занимает в этом процессе урок. Здесь уместны слова С. Л. Соловейчика: « Урок есть искусство, его и надо доводить до уровня искусства. Бывают уроки и более интересные, чем любой спектакль… В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст».

Очевидно, что знание и соблюдение педагогических требований к организации учебного процесса намного повышают профессиональную компетенцию современного учителя. Да и дидактические принципы также предполагают наличие правил, соблюдение которых обязательно для нормальной организации учебного процесса и урока. Эта обязательность соблюдения правил и воспринимается как совокупность требований к уроку или учебному процессу в целом. Рассмотрение требований с двух позиций, подходов:


  1. общедидактического (с которым каждый из нас знаком по обучению в вузе, непосредственной собственной практике);

  2. раскрыть новые черты современного урока, преобразившегося в ходе смены педагогических позиций воспитания под влиянием новых педагогических идей.

Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил.

Первое правило: определение целей урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными. Так цели обучения предполагают формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. д. Например:

- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств;

- обобщить и систематизировать знания о …

-отработать навыки ( какие);

- устранить пробелы в знаниях ( какие);

-добиться усвоения учащимися каких – то понятий.

Цель воспитания – предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

Цель развития – предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, воли, самостоятельности.

Второе правило: уточнение типа урока.

По цели организации занятий они делятся на следующие типы: уроки изучения нового материала; уроки обобщения и систематизации знаний; комбинированные уроки; контрольные уроки учета и контроля знаний.



Третье правило: уточнение вида урока: урок - лекция; урок – беседа; киноурок; урок теоретических или практических самостоятельных работ; урок лабораторных работ; урок – экскурсия; урок –семинар; дидактическая игра; анализ ситуаций; устный и письменный опрос; контрольная работа; зачет.

Четвертое правило: выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями. Я назову только те методы, о которых говорится в рамках теории развивающего обучения:

-метод монологического или диалогического;

-метод эвристической беседы (отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организацией поисковой деятельности учащихся по ее решению);

- метод исследовательских заданий ( организация самостоятельной работы учащихся, подбор проблемных познавательных задач и заданий, имеющих практический характер);

- метод алгоритмических предписаний (инструктирование учащихся, подходит для лабораторных работ);

- метод программированных заданий ( пошаговая разбивка учебного материала в форме вопросов, задач и заданий, часто с выбором ответов).

И, наконец, пятое правило: определение структуры урока ( устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока), соответствующей целям и задачам, содержанию обучения.

Чаще всего используется следующая структура урока:



  1. Актуализация знаний – сделать знания актуальными, как бы « освежить» их в памяти. Кроме того, это и психологическая подготовка обучающего. Актуализация – понятие более широкое, чем опрос. Это может быть решение задач, чтение текста, самостоятельные работы, взаимопроверка и т. д.

  2. Формирование новых понятий и способов действий. Преподаватель объясняет новый материал или организует деятельность учащегося по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий.

  3. Формирование умений и навыков. Здесь происходит отработка навыков применения знаний.

  4. Домашнее задание входит в структуру урока как самостоятельный элемент и может быть дано на любом из этапов урока.

В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам обучения. Каждая « технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:

1) четкая целенаправленность урока;

2) достаточное организационное и материальное обеспечение;

3) оптимальный психологический режим;

4) оптимальный темп и ритм работы на уроке;

5) систематическая последовательность, преемственность, и завершенность учебных операций;

6) экономия времени на уроке;

7) непрерывный контроль и самоконтроль;

8) восстановление делового равновесия, при его нарушении;

9) закрепление и оценка знаний, умений;

10) непрерывное совершенствование учебного процесса.
Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности.

Вместе с тем нетрадиционному уроку как авторскому произведению присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими и управляемыми. Большинство учителей продолжают использовать технологию традиционного урока, который при умелой его организации может быть и воспитывающим, и развивающим.

Современный развивающий урок предполагает использование разнообразных форм и методов. Среди них лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником и другими источниками, постановка проблем и проведение экспериментов, опытов, лабораторных работ, семинаров, экскурсий, практикумов, зачетов. Сегодня школа, каждый учитель должны сориентированы не только на систему знаний, но ина самообразование учащихся.

Но эти требования далеко не очерчивают все те характеристики, которые приобретает сегодня урок под влиянием социальных, культурологических, педагогических изменений. Сегодняшний урок собирает в себе все проблемы школьного воспитания, отражает общий облик школы и состояние дела воспитания детей.



Ситуация современного урока – ситуация расставания с уроком строгим, характеризуемым проверенной регламентацией, исполнительностью учеников, точными очертаниями учебного материала, и встреча с малоизученным и не совсем знакомым свободным, характеристики которого рождаются благодаря усилиям педагога, выстраивающего урок.

Три постулата заложены в основании новой технологии урока.

Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика. Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адоптированная для детского восприятия. Но стратегия урока должна выходить за пределы простой передачи знаний. Ведь урок – это духовное общение группы, содержанием которого является научное знание.

Истина не вкладывается в ребенка как в мешок. Ее можно только постигнуть, наполнив личностным смыслом. И тогда многое в процессе обучения перестанет быть проблематичным с позиции запоминания.

Второй постулат новой технологии урока: « Урок есть часть жизни ребенка». Строгий урок предполагал забвение ее за порогом школы, максимальное устремление к знаниям. Свободный урок есть протекание 45 –минутного момента жизни, как продолжение ее домашней, уличной. Разумеется в других условиях.

Третий постулат современной технологии урока звучит так: « Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства». Свободный урок – это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Здесь, правда, одной доброй воли недостаточно. Очень многое зависит от профессионализма учителя. Поскольку урок – общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам наивысшие образцы культурного общения.

Что касается ситуации страха у ребенка перед учебным материалом, предстоящими усилиями, возможными неудачами, неловким положением, в котором может оказаться ребенок на уроке, то это неотъемлемая составляющая обязанности учителя. Педагог даже должен декларировать на уроке право « быть глупым « для каждого, в том числе и для себя, ибо «кто не боится быть глупым, имеет шанс стать умным, а кто молчит, боясь прослыть глупцом, так и остается таковым навсегда»

Поэтому педагог должен предварять любую форму работы фразой: « Если нам не понравится, мы можем заменить другой работой, ведь мы с вами хозяева положения» Необходимо настойчиво отодвигать мотив отметки в организуемой деятельности, а выдвигать на первый план мотив познавательный и нравственный. Чтобы реализовать на уроке данные культурные ценности, использую систему пяти организационных правил:

- доводить педагогические требования до своего логического конца, держа в поле зрения каждого ребенка;

-сопровождать педагогическое требование инструкцией; раскрывающей способы выполнения требования;

-предлагать положительную программу действий, выдвигая позитивные требования;

-предъявлять доступные для детей требования, в настоящий период их развития;

- переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное становление его личностного Я.

И конечно же не забывать авансировать детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Реальной помощью в движении ребенка к успеху может стать и скрытая инструкция: « Начать, наверное, лучше с … Тут главное, как вы помните…».Ситуация неуспеха – полярно противоположная величина ситуации успеха. Иногда и очень осторожно педагог может прибегнуть и к ней. Ее целесообразно применять, когда имеет место завышенные притязания учеников, которые в силу определенных причин явно превысили оценку своих достижений. Тогда ситуация неуспеха содействует рациональной активности, сравнительному оцениванию достигнутого.

Все эти принципиальные основания, по которым должен выстраиваться урок, могут и не совпадать с принципиальными основами семейной, дворовой, общественной жизни, в контекст которой вмонтировано ребенка его рождение. Такое несовпадение очень даже плодотворно, так как оно демонстрирует ребенку другой опыт, который находится за пределами его житейского опыта.

Имея в виду, что все эти позиции, гуманистические способы обучения и воспитания проникают в школу, в учебном процессе все же сохраняется противоречие между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно – познавательной деятельности каждого ученика, между необходимостью дифференциации образования и единообразием его содержания, между преобладающим объяснительно – иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. Причем обучение доминирует над учением. А учитель при этом выполняет три основные функции: информирующую (излагая новый материал), контролирующую (определяет уровень его понимания), оценивающую (выражает в баллах степень точности его воспроизведения школьниками).

Урок в большинстве случаев имеет объяснительно – иллюстративную структуру, у которой конечно же есть ряд положительных сторон (таких как организационная четкость, систематический характер обучения, разносторонность и обилие информации). Но слабых сторон у этой структуры больше:



  1. преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно – познавательной деятельностью школьников;

  2. превалирование фронтальных форм работы;

  3. шаблонное построение урока;

  4. доминирование монологической формы обучения, отсутствие возможности для организации самостоятельной поисковой познавательной деятельности обучающихся;

  5. перенесение большой тяжести работы на домашнее задание;

  6. отсутствие самостоятельности.


Учитель на уроке. Профессиональный опыт, мастерство, методическая «копилка».
Современная система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений: ив использовании новых программ и пособий, и в содержании образования, и в применении новых педагогических технологий. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу.

С другой стороны – безудержный рост объемов предметов ставит учащихся и учителей в безвыходное положение, так как выполнить в полной мере эти программы невозможно. Энциклопедичным становится общество, этого же хотят и от каждого школьника. Хотя при расширении объема информации человеческое учение должно бы сужаться, чтобы за короткую человеческую жизнь познать хоть что – то основательно.

И действительно, кого мы называем образованным человеком? Того, кто прочитал много книг, помнит много историй, умеет быстро решать математические задачки? Сегодня в традиционной школе образованность измеряется тестами, связной монологической речью, умением применять правильные формулы. Но показателем настоящей образованности – живого знания – должны быть: умение видеть проблему, ставить вопросы, способность рассматривать объект с разных точек зрения, предлагать нестандартные способы решения.

Ведь все мы прекрасно знаем, что дети, как и взрослые, научаются только тому, чему хотят научиться, и уж никак не отсутствие знаний тригонометрических функций делает выпускника неприспособленным к жизни. Таковым его делает отсутствие вышеперечисленных личностных качеств, умений, компетенций.

В результате возникают, казалось бы, непреодолимые противоречия между требованиями программы и конкретизацией учебного материала вокруг действительно важных проблем, между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно – познавательной деятельности, между преобладающим объяснительно – иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Первое противоречие - между сообразностью необходимых знаний и умений и требованиями школьной программы. Сдавая госэкзамены, аттестуясь, лицензируясь, мы, безусловно, руководствуемся в своей работе программными требованиями, рекомендациями. Кропотливо переработала материал, сконцентрировалась на действительно значимых вещах, стараюсь отходить от жесткой классно – урочной схемы.

Симон Львович Соловейчик выделял три силы, заставляющие ученика учиться: «Младшим школьником движет сила послушания. Средним – подростком- сила интереса, старшим – сила цели». С каким энтузиазмом отправляются новоиспеченные школяры в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели! И мы видим, как постепенно под воздействием объяснительно – иллюстративного метода и прямо пропорционально воспроизведенным учеником параграфами утрачивается пытливый блеск в глазах.

Второе противоречие – между объяснительно – иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что обучение у нас доминирует над учением. Причем учитель информирует, контролирует, оценивает. И, несмотря на то, что построение уроков носит проблемный, развивающий характер, только этого недостаточно, чтобы назвать наших учеников активными участниками учебного процесса. Стремлюсь сделать ученика не только участником урока, но и его соавтором. У ребят должна быть свобода выбора задания, уровня его сложности.

Если на каждом уроке, по любому предмету ученики будут заниматься интересной им деятельностью и при этом содержание этой деятельности будет для них личностно значимым. А пресловутые стандарты хоть и не позволяют сильно отступать, но в их рамках программный материал можно преобразовывать. И, пусть таким будет не каждый урок, но пусть такие уроки будут!

1.Педагоги любят повторять (особенно по поводу домашних заданий): « Повторение – мать учения». Но это не так. Основа обучения не повторение, а помощь ( когда мы хотим чему – то научиться, то ждем не того, что нас будут ругать или просто тренинга мы ждем, чтобы нам подсказывали, помогали, поправляли.

Помощь – основа обучения. Помощь от учителя, от учеников, от пособий, от шпаргалок. Все интуитивно ищут такой помощи, но мало кто находит. Но только чувство окруженности такой помощью, возможности получить ее своевременно, позволяет чувствовать себя спокойно, двигаться вперед уверенно, не боясь отстать, быть хуже других. Урок, по словам Ильина тоже помощь. Кому – то скорая, кому –то неотложная, а кому – то пока подождет». А как часто на уроке можно слышать: « Повтори еще раз! Ну, теперь ты понял это?» А что такое понять? Суметь повторить, пересказать? Приходит ли понимание от многократного повторения одного и того же? Скорее, речь идет о заучивании, а не о понимании. О заучивании формул, определений, выводов и резюме. И более того, эти сухие выводы и крученые формулировки мы называем понятиями. Школа, специализирующая на передаче «готовых» знаний, без таких понятий обойтись не может. Но наша с вами задача другая – не информировать а учит думать, и мы это стараемся делать. Для этого надо отказаться от любых готовых выводов, как от вещи бесполезной ( дети их не запоминают) и вредной, - создается иллюзия запоминания. Вместо выводов – факты. Моя задача не обобщать, а отбирать. Отбирать именно те факты, которые волнуют, производят впечатление – запечатлеваются.

Мысленные образы – хлеб мышления, здоровая пища для детского мозга.

2. Чем активнее позиция школьника на учебном занятии, тем больше центр познавательных усилий переносится на время школьного обучения, а объем домашнего задания должен сокращаться, приобретать вариативный характер. Домашнее задание может указывать на ту работу, которой можно заняться дома. Но по доброй воле никто не будет выполнять стандартное, нудное задание. Для этого оно должно быть интересным, творческим. Такое задание нужно придумать. Есть другой вариант – стимул для домашнего задания: желание уверенно чувствовать себя на завтрашнем уроке. Ведь завтра 5- 7 минут урока будет выделено на то, чтобы сделать то, что предлагалось подготовить дома. Причем эта работа коснется каждого. Конечно не всегда можно дать всем индивидуальные задания, но по группам возможно.

3. В дидактической норме принято, чтобы каждая учебная тема должна подвергаться рассмотрению пять раз, под пятью разными углами зрения. Такое многообразие этапов работы служит необходимым условием разноуровневой системы обучения, позволяющей разным детям учиться по – разному, но обеспечивающей каждому доступные и необходимые основы знаний. Сейчас принято говорить о «репродуктивном» и «творческом» уровне освоения. Причем, объясняя тему, чаще всего получается не выделять главное и концентрироватся на нем, а все лепить в кучу: и базовые сведения, и дополнительные, и сразу пытаться установить связь новых знаний с пройденным. В результате суть новых знаний тонет в очень непрочных знаниях прошлых. Поэтому выделяю три главных вида сложности при подаче материала и при его усвоении и при оценивании:

- знание базового минимума только на материале темы;

- умение устанавливать связь нового и пройденного ранее;

- овладение творческими приемами в использовании изученного материала, предложение нестандартных решений.

Эти вещи нельзя мешать друг с другом. Именно они осуществляют дидактический закон разноуровневости (когда разные возможности детей накладываются на структурное разнообразие учебной информации). Поэтому при подготовке любой темы предлагаемый учебный материал заранее должен распределяться по нескольким блокам:

- материал любого занимательного рода, позволяющего увлечь новой темой;

- очень четко выделенный базовый минимум темы, « самое главное»;

- задания и сведения, позволяющие связать новую тему с ранее изученными;



- проблемы, задания, вопросы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений (памятка по этапам).

4. Система дидактической защиты. Действительно ли школа может « всех научить всему»? Если иметь в виду базовый минимум, безусловно. Если вести речь об умении связывать, соотносить, совместно использовать знания по разным темам, то и это достижимо почти всегда. А вот вести на творческий уровень всех – на это претендовать, наверное, не стоит. Не все дети могут быть отличниками, тем более на каждом предмете. Да этого и не надо. Как хорошо, когда в школе каждый ученик хоть в чем – то да демонстрирует свои достижения. (Мы разнообразим: и музыка и хореография, и домоводство, и конечно же наши баллы, которыми ужасно плохо некоторые пользуются). И если школа не всегда может восстановить и развернуть в подростке все его таланты, то обучить его основам знаний по предмету любому, укрепить чувства человеческого достоинства, уважения к себе и другим она в состоянии. Ребенок не должен находиться в школе то в роли обвиняемого, то в роли подозреваемого. У него есть право на незнание и на обучение. Это обязанность учителя – знать, как помогать ученику, чтобы тот научился, ощутил успех. Стараюсь перераспределить акцент в своей деятельности с принципа требовательности на принцип помощи. Добросовестное, честное желание действительно помочь ребятам, не уличить, не унизить замечанием, а искренне помочь всегда себя оправдает.


Смотрите также:
Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
140.35kb.
1 стр.
Научное обоснование и пути повышения качества и эффективности экстренной медицинской помощи детскому населению области (региона) 14. 02. 03 общественное здоровье и здравоохранение
646.88kb.
4 стр.
«Внедрение системы менеджмента качества как инструмент повышения эффективности бизнеса»
1503.18kb.
16 стр.
Методическое обеспечение образовательного процесса как ведущая функция удод
900.81kb.
5 стр.
Пути развития учебной мотивации. Как сохранить учебную мотивацию и удержать интерес
143.9kb.
1 стр.
Различные пути в подготовке учащихся к написанию писем
151.59kb.
1 стр.
Урока Тема урока Тип урока Элементы содержания Виды учебной деятельности Домашнее задание
338.16kb.
1 стр.
Техническое творчество как средство развития конкурентоспособности и повышения качества инженерной деятельности
43.69kb.
1 стр.
Инновации как объект управления
59.37kb.
1 стр.
Различные пути в подготовке учащихся к написанию писем (в формате егэ) Часть 1 –написание личного письма
155.87kb.
1 стр.
Оптимизация трудовой мотивации среднего медицинского персонала как средство повышения эффективности профессиональной деятельности
465.3kb.
3 стр.
Повышение качества функционирования комбинированного нечеткого регулятора системы управления движением на базе применения интервальной нейтрософской логики
98.69kb.
1 стр.