Главная страница 1

Нижегородская государственная медицинская академия


Кафедра психиатрии и медицинской психологии

Методические разработки практических занятий по курсу: «ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»




СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



3 курс

2006

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
ЗАНЯТИЕ 1.

Тема: Психолого-педагогические аспекты деятельности врача.

Цель занятия: знакомство с психолого-педагогическими аспектами деятельности врача. Закрепление полученных на лекции знаний по истории психологии. Знакомство с организацией учебного процесса, требованиями к студентам.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

1-й час: знакомство с группой, ознакомление студентов с кафедрой, со структурой предстоящего цикла, основными требованиями к студентам. Выбор темы реферата. Ознакомление со списком основной и дополнительной литературы по предмету.

2-й час: Опрос студентов по лекционному материалу. Дидактическая игра «Таблица направлений психологии». Обсуждение роли психологических знаний в работе врача.
ЗАНЯТИЕ 2.

Тема: Ощущение и восприятие.

Цель занятия: ознакомление с методами исследования восприятия.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

1-й час: опрос студентов.

Вопросы:


  1. Понятие ощущения и восприятия.

  2. Характеристика и классификация ощущений.

  3. Восприятие, его свойства, иллюзии восприятия.

  4. Развитие восприятия в онтогенезе, особенности восприятия у детей раннего возраста.

  5. Значение восприятия во врачебной деятельности.

2-й час: самодиагностика восприятия (методика Мюнстерберга). Знакомство с методами выявления скрытых расстройств восприятия в клинике психических болезней (пробы Ашафенбурга, Липмана, Рейхарда). Знакомство с Тематическим апперцептивным тестом (ТАТ), его применением в клинике психических заболеваний.

ЗАНЯТИЕ 3.

Тема: Познавательные психические процессы. Память, мышление.

Цель занятия: ознакомление с методами исследования памяти, мышления, интеллекта.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 15 мин.

Вопросы:


  1. Виды памяти (словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная).

  2. Индивидуальные особенности памяти, факторы, определяющие эффективность запоминания.

  3. Наиболее частые причины изменения памяти в норме и при заболеваниях. Понятие мышления и интеллекта.

  4. Логические формы мышления. Операции мышления.

  5. Взаимосвязь познавательных психических процессов.

  6. Знакомство с основными нарушениями мышления (конкретность, склонность к детализации, опора на слабые признаки).

Знакомство с методами исследования памяти – 30 мин. Самодиагностика: запоминание 10 слов (по А.Р.Лурия). Ознакомление с методикой пиктограмм. Заслушивание реферата «Развитие памяти. Приёмы мнемотехники».

Методы исследования мышления – 30 мин.



  1. Методика классификации понятий – знакомство, применение в клинике.

  2. Самодиагностика, обсуждение использования в клинике следующих методик:

    1. исключение понятий,

    2. выделение существенных признаков,

    3. простые аналогии,

    4. сложные аналогии,

    5. вербальный синкретизм.

  3. Возможности метода пиктограмм для исследования нарушений мышления.

  4. Знакомство с методами исследования интеллекта – 15 минут. Методики Векслера, Кэттелла, Равена.



ЗАНЯТИЕ 4.

Тема: Эмоциональные процессы.

Цель занятия: ознакомление с методами исследования эмоционального состояния.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Психотехническое упражнение «Какой ты сейчас?» - 15 минут.

Опрос студентов – 30 минут.

Вопросы:


  1. Определение эмоций. Эмоции как регулятор поведения.

  2. Виды эмоциональных состояний.

  3. Психологическая характеристика и внешние проявления фундаментальных эмоций.

  4. Значение определения эмоционального состояния пациента в работе врача.

Знакомство с методами диагностики эмоциональных состояний – 40 минут.

  1. Методика определения фундаментальных эмоций К.Изарда – самодиагностика.

  2. Метод цветовых выборов М.Люшера – ознакомление.

Методы саморегуляции эмоционального состояния – 5 минут.

ЗАНЯТИЕ 5.

Тема: Темперамент.

Цель занятия: Ознакомление с методами исследования темперамента. Самодиагностика темперамента.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 15 минут. Вопросы:



  1. Темперамент как природная основа личности: понятие и основные свойства.

  2. Связь темперамента с соматотипом и типом высшей нервной деятельности человека.

  3. Роль темперамента в общении и организации стиля учебной и профессиональной (врачебной) деятельности.

Самодиагностика типа темперамента (опросник Айзенка), обсуждение результатов, рекомендации – 75 минут.


ЗАНЯТИЕ 6.

Тема: Характер.

Цель занятия: Ознакомление с методиками исследования характера.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 15 минут. Вопросы:



  1. Ценностные ориентации, отношения личности, направленность и характер человека.

  2. Акцентуации характера (по А.Е.Личко и К.Леонгарду), значение в практической деятельности врача.

Самодиагностика характера (методика К.Леонгарда), обработка, обсуждение результатов, практические рекомендации – 75 минут.

ЗАНЯТИЕ 7.

Тема: Личность.

Цель занятия: Ознакомление с методами исследования личности.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 30 минут. Вопросы:



  1. Отношение понятий: «темперамент», «характер», «личность».

  2. Психологическая структура личности.

Самодиагностика личностных качеств (16-факторный опросник Р.Кэттелла). Ответы на вопросы опросника – 60 минут.


ЗАНЯТИЕ 8.

Тема: Личность (продолжение).

План занятия:

Обработка опросника Кэттелла – 60 минут.

Подведение итогов, рекомендации по совершенствованию личности – 10 минут.

ЗАНЯТИЕ 9.

Тема: Целостный подход к изучению личности.

Цель занятия: Ознакомление с проективными (рисуночными) методиками иссследования личности.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:


Представление о проективных методиках, возможностях их применения в клинике – 10 минут.

Самодиагностика: рисуночные тесты «Нарисуй человека», «Несуществующее животное» и «Человек под дождём» - 20 минут.

Ознакомление с методикой интерпретации рисунка, выявление личностных особенностей по рисункам – 50 минут.

Демонстрация и обсуждение рисунков пациентов – 10 минут.



ЗАНЯТИЕ 10-11.

Тема: Психология общения.

Цель занятия: знакомство с вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 4 часа.

План занятий:

Психотехническая игра «испорченный телефон» (передача устного сообщения от одного члена группы к другому) – 15 минут.

Общегрупповая дискуссия на тему общения. Вопросы для обсуждения:


  1. Умение слушать партнёра как элемент эффективной коммуникации.

  2. Понятие об активном слушании как об обязательном коммуникативном навыке врача.

  3. виды невербальных средств коммуникации, их значение в общении и практической работе врача.

Психотехнические игры с элементами социально-коммуникативного тренинга – 2-е занятие.

ЗАНЯТИЕ 12.

Тема: Психология семейных отношений.

Цель занятия: Ознакомление с возможностями прективных методик при исследовании семейных отношений.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 15 минут. Вопросы:



  1. Обучение, воспитание, психокоррекция, их взаимосвязь.

  2. Психология внутрисемейных отношений.

  3. Семейное воспитание.

Самодиагностика – рисуночный тест «Семья», интерпретация результатов – 75 минут.

ЗАНЯТИЕ 13.

Тема: Психология малой группы.

Цель занятия: ознакомление с методикой социометрии.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Опрос студентов – 20 минут.

Вопросы:


  1. Понятие группы, малой группы.

  2. Социальные роли в группе.

  3. Внутригрупповые процессы и динамика развития отношений.

Самодиагностика – построение социограммы (методика Морено с 1-2 выборами), обработка результатов – 60 минут.

Подведение итогов, выявление деловых лидеров и «социально-эмоциональных специалистов» в группе.




ЗАНЯТИЕ 14-15.

Тема: Семинар: Психологические факторы эффективности лечебного процесса.

Цель занятий: ознакомление с психологией общения врача и больного, выявление психологических факторов эффективности лечебного процесса.

Место проведения занятий: учебная комната.

Время занятий: 4 часа.

План занятий:

Опрос студентов – 30 минут. Вопросы:



  1. Холистический (целостный) подход к изучению человека.

  2. Влияние психики больного на течение болезни и возможность обратного влияния.

  3. Ятрогенные заболевания.

  4. Понятие о психосоматических болезнях.

  5. Личность врача как фактор доверия к нему пациента.

Защита рефератов по теме занятия, обсуждение – 60 минут.

2-е занятие: тренинг типов слушания: пассивное и активное слушание. Эмпатическое слушание. Невербальное общение.

Рефераты на темы психологических факторов лечебного процесса.

ЗАНЯТИЕ 16.

Тема: Семинар: Психологический стресс и психосоматические заболевания.

Цель занятия: Ознакомление с понятиями психологического стресса и психосоматических заболеваний.

Место проведения занятия: учебная комната.

Время занятия: 2 часа.

План занятия:

Защита рефератов по теме занятия - 45 минут.



Дискуссия – 45 минут. Вопросы:

  1. Основные понятия в теории стресса: стрессор, стресс, дистресс, эустресс.

  2. Психосоматические и соматопсихические влияния.

  3. Психология лечебного процесса в стоматологии.

  4. Сложные вопросы в стоматологии – «обезличивание» больного, превалирование платных услуг.

Зачёт.



Смотрите также:
Психолого-педагогические аспекты деятельности врача
75.37kb.
1 стр.
Психолого-педагогические факторы в управлении
65.92kb.
1 стр.
I. Методический аспект изучения раздела «Генетика» в школьном курсе биологии
931.6kb.
5 стр.
Психолого-педагогические аспекты тестирования
78.59kb.
1 стр.
«Организационно-методические условия оздоровительных занятий в специальной медицинской группе с детьми школьного возраста»
283.47kb.
1 стр.
Лекция психолого-педагогические
355.35kb.
1 стр.
Психолого педагогические условия формирования конструктивного родительского отношения к наркозависимым юношам
441.23kb.
2 стр.
Психолого-педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями Цель
95.71kb.
1 стр.
Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания
312.73kb.
1 стр.
Н. В. Юдалевич педагогические аспекты гибкого адаптивного обучения в среде интернет на примере сдо
78.67kb.
1 стр.
Психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
374.95kb.
1 стр.
Методическая разработка опыт организации психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности при обучении математике
858.73kb.
3 стр.