Главная страница 1


Вернуться назад

Глава 2. Психодиагностика мотивационных потенциалов личности и группы


Раздел 2
Диагностика парциальной мотивации личности и группы


2.2.1. Оценка мотивации организационного поведения 3

2.2.2. Диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов) 4

2.2.3. Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И. Д.Ладанов, В. А. Уразаева) 6

2.2.4. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности 7

2.2.5. Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан) 9

2.2.6. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан) 11

2.2.7. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи 15


2.2.1. Оценка мотивации организационного поведения


Назначение. Методика основана на мотивационной теории Херцберга для определения того, какие факторы (гигиенические или мотивационные) актуализированы у испытуемых. Зная это, можно наиболее эффективно воздействовать на их мотивацию.
Инструкция. Каждому участнику теста необходимо оценить по пятибалльной шкале степень важности для него каждого из 12 указанных ниже факторов, влияющих на его отношение к работе.


Очень важно

Важно, но не очень

Неважно

5

4

3

2

1

Крайними полюсами этой шкалы являются «Очень важно» (5) и «Неважно» (1), средней позицией – «Важно, но не очень» (4-2).


Опросник

Как вы оцениваете влияние каждого из следующих факторов на ваше отношение к работе?



  1. Интересное содержание работы.

  2. Хороший начальник.

  3. Признание проделанной вами работы, уважение к вам.

  4. Возможность продвижения по службе.

  5. Удовлетворенность личной жизнью.

  6. Престижная работа.

  7. Ответственная работа.

  8. Хорошие условия для работы.

  9. Разумные правила и процедуры, существующие в данной компании.

  10. Возможность самосовершенствования.

  11. Работа, которую вы можете хорошо делать и преуспевать в этом.

  12. Чувство безопасности, связанное с работой.


Обработка и интерпретация результатов

Для определения ведущего мотивационного фактора используется следующий ключ:


Ключ


Гигиенические факторы

Мотивационные факторы

Номер фактора

Балл

Номер фактора

Балл

2




1




5




3




6




4




8




7




9




10




12




11




Итого:




Итого:




Оценка доминирующего мотива производится на основе количественного доминирования одного из исследуемых мотивов.

Уровень того или иного личностно значимого мотива определяется по следующим количественным значениям:

20-30 баллов - высокий,

10-19 балов - средний,

1-9- низкий.

В случае незначительных межфакторных различий можно судить либо о несущественной значимости обоих факторов, либо об их сбалансированности.

2.2.2. Диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов)



Назначение. Настоящий тест составлен по типу семантического дифференциала. Он может применяться как для индивидуального пользования, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации. Возле каждого пункта опросника имеется шкала оценок в баллах от 1 до 7. В левой части теста представлены положительные факторы, характеризующие групповую мотивацию. В правой его части представлены факторы, отрицательно характеризующие групповую мотивацию.
Инструкция. Перед вами тест, содержащий 25 факторов (положительных и отрицательных), позволяющих оценить степень сформированности групповой мотивации. Просим вас внимательно оценить эти факторы и выбрать соответствующий балл (обведите кружком цифру, соответствующую вашим представлениям}, который характеризует состояние мотивации в группе, членом которой вы являетесь. Затем суммируйте все отмеченные баллы.

Желательно, чтобы это задание выполнили все члены вашей группы и был получен средний результат оценок. После этого обсудите выполненное задание к группе.


Бланк ответов


№ п/п


Преобладающие факторы

Оценка в баллах

№ п/п

Преобладающие факторы

1.

Высокий уровень сплоченности группы

7 6 5 4 3 2 1

1.

Низкий уровень сплоченности группы

2.

Высокая активность членов группы

7 6 5 4 3 2 1

2.

Низкая активность членов группы

3.

Нормальные межличностных отношения в группе

7 6 5 4 3 2 1

3.

Плохие межличностные отношения в группе

4.

Отсутствие конфликтов в группе

7 6 5 4 3 2 1

4.

Наличие конфликтов в группе

5.

Высокий уровень групповой совместимости

7 6 5 4 3 2 1

5.

Низкий уровень групповой совместимости

6.

Личностное осмысление организационных целей и их принятие

7 6 5 4 3 2 1

6.

Непринятие работниками организационных целей

7.

Признание авторитета руководителя

7 6 5 4 3 2 1

7.

Члены группы не принимают авторитета руководителя

8.

Уважение к компетентности руководителя

7 6 5 4 3 2 1

8.

Члены группы не отдают должного компетентности руководителя

9.

Принятие лидерских качеств руководителя

7 6 5 4 3 2 1

9.

Члены труппы не считают своего руководителя лидером

10.

Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем

7 6 5 4 3 2 1

10.

Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем

11.

Участие членов группы в процессе принятия решений

7 6 5 4 3 2 1

11.

Непринятие членами группы участия в обсуждении и принятии решении

12.

Есть условия для выражения творческого потенциала членов группы

7 6 5 4 3 2 1

12.

Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы


Обработка и интерпретация

Суть обработки результатов сводится к суммарному подсчету баллов по всем 25 утверждениям.

Уровням групповой мотивации соответствуют следующие показатели:

25-48 баллов - группа отрицательно мотивирована,

49-74 балла - группа слабо мотивирована,

75-125 баллов - группа недостаточно мотивирована на получение положительных результатов,

126-151 баллов - группа в достаточной степени мотивирована на достижение успеха в деятельности,

152- 175 баллов - группа положительно мотивирована на успех в деятельности.



2.2.3. Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И. Д.Ладанов, В. А. Уразаева)


Назначение. Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентации и их гармоничности в процессе формального общения.
Инструкция. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в опроснике утверждения:

а) именно так;

б) почти так;

в) кажется, так;

г) может быть, так.

В процессе работы с методикой старайтесь опираться на свой опыт общения с партнерами по деловому общению.

Процедура опроса выглядит следующим образом: рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.
Опросник

1. Мой партнер смотрит на предмет обсуждения всесторонне, учитывая и мою точкузрения.

2. Мой партнер считает меня достойным уважения.

3. Когда обсуждаются различные точки зрения, мы вникаем с партнером в дело по существу. Мелочи нас не волнуют.

4. Я уверен, что партнер понимает мои намерения по поводу создания хороших взаимоотношений с ним.

5. Мой партнер всегда по достоинству оценивает мои высказывания.

6. Мой партнер чувствует, когда в ходе беседы надо слушать, а когда говорить.

7. Я уверен, что при обсуждении конфликтной ситуации проявляю сдержанность.

8. Я чувствую, что партнер может заинтересоваться предметом моего сообщения.

9. Мне нравится проводить время в беседах с партнером.

10. Когда мы с партнером приходим к соглашению, то хорошо знаем, что каждому из нас делать.

11. Если обстановка того требует, то мой партнер готов продолжить обсуждение проблемы до ее выяснения.

12. Я стараюсь идти навстречу просьбам моего партнера.

13. Оба, мой партнер и я, стараемся угодить друг другу.

14. Мой партнер обычно говорит по существу, без лишних слов.

15. После обсуждения с партнером разных точек зрения я чувствую, что это идет мне на пользу.

16. Будучи расстроенным, я использую слишком резкие выражения.

17.Я стараюсь искренне понять намерение моего партнера.

18. Я вполне могу рассчитывать на искренность моего партнера.

19.Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от усилий обеих сторон.

20. После какой-либо ссоры с партнером мы обычно стараемся быть друг к другу внимательнее.

Обработка и интерпретация результатов
Диагностируемые коммуникативные ориентации определяются с помощью ключа.
Ключ

Ориентация на принятие партнера: 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20;

Ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера: 1,4, 6, 8, 11, 15, 19;

Ориентация на достижение компромисса: 3, 7, 10, 13, 16, 17, 21.

Диапазон каждой из шкал колеблется от 7 до 28 баллов.
Количественная значимость ответов (в баллах) определяется следующим образом:

а) Именно так - 4 балла;

б) Почти так - 3 балла;

в) Кажется, так - 2 балла;

г) Может быть, так - 1 балл.
О степени выраженности каждой из шкал можно судить на основании следующих показателей:

21 и более - высокая;

8-20 - средняя;

7 и менее - низкая.

Общий суммарный показатель, характеризующий абсолютную гармоничность коммуникативных ориентации, равен 84 баллам.

Уровни общей гармоничности коммуникативных ориентации могут быть представлены в следующем виде:

64 и более - высокий уровень;

30-63 - средний уровень;



29 и менее - низкий уровень.


2.2.4. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности


Назначение. Методика помогает определить ведущие потребности-мотиваторы личности. Методологической основой служит теория мотивации Д. Макклелланда, а также ряд ее более современных интерпретаций. Знание основных потребностей - исходный момент самомотивации, личностного менеджмента. Кроме того, зная ведущие потребности сотрудников и используя соответствующие стимулы, руководитель может повысить субъектно-деятельностную мотивацию.
Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Выразите свое согласие («полностью согласен» - ПС) или несогласие («не согласен» - НС) по пятибалльной системе. Свой ответ необходимо подчеркнуть либо обвести кружком.


Утверждения

ПС НС

1. Я прилагаю все усилия для того, чтобы улучшить показатели своей работы (учебы) по сравнению с тем, что было раньше.

5 4 3 2 1

2. Я получаю удовольствие оттого, что мне приходится соревноваться с кем-либо, особенно если я при этом выигрываю.

5 4 3 2 1

3. Я часто замечаю, что разговариваю со своими коллегами по работе на «нерабочие» темы.

5 4 3 2 1

4. Мне нравится выполнять непростую работу.

5 4 3 2 1

5. Мне нравится брать на себя ответственность.

5 4 3 2 1

6. Мне нравится, когда окружающие хорошо ко мне относятся.

5 4 3 2 1

7. Я хочу знать, насколько хорошо я выполнил то или иное задание в действительности.

5 4 3 2 1

8. Я конфликтую с людьми, которые совершают неприятные для меня поступки.

5 4 3 2 1

9. У меня хорошие отношения с коллегами по работе.

5 4 3 2 1

10. Мне нравится ставить перед собой реальные задачи и выполнять их.

5 4 3 2 1

11. Мне нравится иметь влияние на других людей и использовать это преимущество в своих целях.

5 4 3 2 1

12. Мне нравится принадлежать к каким-либо группам или входить в состав тех или иных организаций.

5 4 3 2 1

13. Я получаю удовлетворение от выполнения сложных заданий.

5 4 3 2 1

14. Я часто работаю над тем, чтобы контролировать происходящее вокруг меня.

5 4 3 2 1

15. Мне больше нравится работать в группе, чем в одиночку.

5 4 3 2 1


Обработка и интерпретация результатов

Для того чтобы определить ваши доминирующие потребности, заполните таблицу. Вам необходимо поставить то количество баллов, которое соответствует вашему ответу на каждый вопрос.



Достижение успеха в целом

Стремление к власти

Тенденция к аффилиации

Номер утверждения

Балл

Номер утверждения

Балл

Номер утверждения

Балл

1

4

7



10

13





2

5

8



11

14





3

6

9



12

15





Итого:




Итого:




Итого:




В сумме в каждой колонке должно получиться от 5 до 25 баллов. Та колонка, в которой сумма баллов будет наиболее высокой, и определит вашу доминирующую потребность - мотивационную доминанту личностной активности,

Об уровне выраженности каждой из трех шкал свидетельствуют следующие показатели:

19 и более - высокий;

8-18- средний;

7 и менее - низкий.

2.2.5. Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан)



Назначение. Аффилиация, по мнению Г. Меррея, - это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО), Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.
Инструкция. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+ 3 - полностью согласен;

+2 - согласен;

+ 1 - скорее согласен, чем не согласен;

0 - нейтрален;

-1 - скорее не согласен, чей согласен;

-2 - не согласен;

-3 - полностью не согласен.

Прочтите утверждения теста и оцените степень согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, соответствующую выбранному вами ответу. Не тратьте время на обдумывание ответов,Дайте тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте только после того, как вы уже оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработке результатов производится обсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты. В тесте не предполагается хороших или плохих ответов. Свободно и искренне выражайте свое мнение.
Шкала СП

1. Я легко схожусь с людьми.

2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться в одиночестве.

3. Если бы я должен был выбирать, то предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.

4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

5. Я говорю людям о своих переживаниях скорее часто, чем редко и по особым случаям.

6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.

7.Мне нравится заводить как можно больше друзей.

8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

12. Встречая на улице знакомого, я скорее стараюсь перекинуться с ним хотя бы парой слов чем просто пройти поздороваться.

13. Независимость и свободу от привязанностей я предпочитаю дружеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

17. У меня очень много близких друзей.

18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем неважно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.

20. Открытые эмоциональные люди привлекают меня больше, чем сердитые и сосредоточенные.

21. Я скорее предпочту почитать интересную книгу или пойти в кино, чем провести время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами или одному посещать достопримечательности.

23. Мне легче решать трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем когда обсуждаю ее с друзьями.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже в коллективе мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.

27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.

29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем попытаюсь с кем-то поделиться.

30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.
Шкала СО

1. Я стесняюсь идти в незнакомое общество.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада.

5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.

8. Если я попрошу кого-нибудь пойти со мной и он мне откажет, то я не решусь попросить

его снова.

9. Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно говорить людям «нет».

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе,

22. Временами я уверен, что никому не нужен.

23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выразился в мой адрес.

24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25. Меня очень легко задеть, даже если это незаметно со стороны.

26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

27. Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

28. Когда мне нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.

29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

31. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее активно включаюсь в беседу, чем держусь в стороне.

32. Я стесняюсь просить, чтобы вернули мою книгу или какую-то другую вещь, занятую у меня на время.


Обработка и интерпретация результатов

По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемого на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы,

Ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Баллы 1 2 3 4 5 6 7

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-» также приписываются баллы.

Ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Баллы 7 6 5 4 3 2 1
Ключ к шкале СП: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, -17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.
Ключ к шкале СО: +1,+2, +3, +4,-5, -6,+7,+8, +9,+10,-11,+12, -13,+14,+15,-16 +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.
На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале СО. Далее выделяются четыре группы испытуемых:

а) высокий - низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);

6) низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);

в) высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);

г) низкий - высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)

Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» - мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.

У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.


2.2.6. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)



Назначение. Мотивация достижения, по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться,: соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет, две формы - мужскую (а) и женскую (б).
Инструкция. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+ 3 - полностью согласен;

+2 - согласен;

+ 1 - скорее согласен, чем не согласен;

0 - нейтрален;

-1 - скорее не согласен, чем согласен;

2 - не согласен;

3 - полностью не согласен.

Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При том на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.
Тест — форма А

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

5.Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

6.Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить свою роль.

7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.

8. Я предпочел бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. Если бы я собирался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.

13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития умений, чем для отдыха и развлечений.

14.Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже с 50%-ным риском ошибиться, чем делать его так, как мне советуют другие.

15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 500 рублей и может остаться на таком уровне неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 300 рублей и есть гарантия, что не позднее, чем через полгода я буду получать 2000 рублей.

16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один с секундомером в руках.

17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.

18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим высказывания своего мнения.

19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достичь большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.

20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

21. Если бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.

22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно ее решить.

23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

25. Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чая все-таки приму в нем активное участие.

26. Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое задание, в успехе которого я уверен.

29. Я работаю продуктивнее, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.

30.Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
Тест — форма Б

1 . Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем зад легкие, которые знаю, что решу.

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять свою роль.

6. Более сильные переживания у меня вызывает скорее страх неудачи, чем надежда на успех.

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.

8. Я предпочла бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%т делу, достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собиралась играть в карты, то скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по сипам.

14. После неудачи я скорее становлюсь более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.

16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.

18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.

19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела.

20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.

21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы бы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем предоставить сделать это кому-то другому.

22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.

23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

24. Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

25. Я эффективнее работаю под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое задание, в успехе которого я уверена.

27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешла бы к задаче другого типа.

28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают на то, что и как выполнять.

29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.

30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Обработка и интерпретация данных

Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы.

Ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Баллы 1 2 3 4 5 6 7

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-» также приписываются баллы:

Ответы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Баллы 7 6 5 4 3 2 1
Ключ к форме А: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11. -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.
Ключ к форме Б: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.
На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% - мотивом избегания неудачи.
Бланк ответов

Профессия___________________ Пол______________ Возраст____________________






Полностью согласен

Согласен

Скорее согласен чем не согласен

Нейтрален

Скорее не согласен чем согласен

Не согласен

Полностью не согласен

1

2



3























2.2.7. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи


Инструкция. На приведенные ниже вопросы необходимо ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», то есть] «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, и является наиболее точным.
Опросник

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо заниженно легкие задания, либо нереально

рудные.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.



7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается,

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив при достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается

16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.


Ключ к опроснику:

1 балл получают ответы «да» на вопросы 1-3, 6, 10-12, 14, 16, 18-20; ответы «нет» на вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8-9 баллов ближе к боязни неудачи, а 12-13 баллов ближе к мотивации успеха.






Смотрите также:
Психодиагностика мотивационных потенциалов личности и группы Раздел 2 Диагностика парциальной мотивации личности и группы
256.66kb.
1 стр.
Взаимосвязь защитных механизмов личности с системной структурой мотивации старших подростков
169.37kb.
1 стр.
Диагностика мотивации как одного из факторов успешности обучения
80.59kb.
1 стр.
Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)
36.76kb.
1 стр.
Политическая социализация личности
170.29kb.
1 стр.
Критерии воспитанности личности школьника
29.72kb.
1 стр.
«Движение»
74.24kb.
1 стр.
Нфо «Мир через Культуру» Для группы второго года обучения, №037 моление о чаше
417.79kb.
3 стр.
Управление по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Краснодар
110.26kb.
1 стр.
Курс – II семестр IV раздел-7 Группы
68.1kb.
1 стр.
Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»
206.39kb.
1 стр.
Основные теории мотивации
345.34kb.
1 стр.