Главная страница 1страница 2страница 3страница 4


Общественная Инициатива

«Гражданин и Армия»
(российские правозащитные организации в поддержку военнослужащих, призывников и альтернативнослужащих:

действия по обеспечению верховенства закона)



д о к л а д

о нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в Российской Федерации в первом полугодии 2008 года

Москва

2008

Программа «Защита прав призывников и мониторинг случаев нарушения прав граждан при проведении призывов на военную службу» реализуется в рамках Общественной Инициативы «Гражданин и Армия» (Российские правозащитные организации в поддержку военнослужащих, призывников и альтернативнослужащих: действия по обеспечению верховенства закона), осуществляемой при поддержке Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации.



Мониторинг случаев нарушения прав и свобод граждан при призыве на военную службу в Российской Федерации выполняется при поддержке Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы и Комиссии по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей.

Автор-составитель сводного доклада – И.Е. Пальцев (Экспертно-правовое партнерство "Союз" тел. (8142) 78-50-30, 321@karelia.ru, Петрозаводск).


При проведении мониторинга и составлении доклада использовался опыт Правозащитного Союза Карелии.
Редакторы – С.В. Кривенко (Общественная Инициатива «Гражданин и Армия»),

Л.С. Левинсон (Институт прав человека).



Общественная Инициатива «Гражданин и Армия»

Контактные данные: (495)-771-0203; grarmy@gmail.com

Адрес для почтовых отправлений:

119331 Москва, а/я 41. ОИ «Гражданин и Армия» Кривенко С.В.

Электронный вариант доклада размещен на сайте ОИ «Гражданин и Армия»

www.army-hr.ru

Ответственность за содержание настоящего Доклада несёт исключительно Общественная Инициатива «Гражданин и Армия» и его содержание не может рассматриваться как отражающее официальную позицию Представительства Европейской Комиссии в РФ.


© 2008, Общественная Инициатива «Гражданин и Армия»

© 2008, Некоммерческое экспертно-правовое партнерство "Союз"
Тираж – 500 экз.



I. Введение


4

II. Организации, участвовавшие в проведении мониторинга


9

III. Основные виды нарушений прав человека, отмеченные в ходе мониторинга


11

Раздел 1. Нарушение сроков призыва и незаконные вызовы в военные комиссариаты


11

Раздел 2. Дезинформация призывников


15

Раздел 3. Нарушения прав граждан при медицинском освидетельствовании (обследовании)


22

Раздел 4. Нарушение процедуры работы призывных комиссий (в том числе присвоение военными комиссариатами полномочий призывных комиссий)


30

Раздел 5. Призыв граждан, имеющих отсрочки от призыва либо не являющихся призывниками


35

Раздел 6. Условия содержания призывников на сборных пунктах


42

Раздел 7. Прокурорский надзор за призывом


43

Раздел 8. Общественный контроль над призывом


46

IV. Выводы и рекомендации


48

1. Выводы


48

2. Рекомендации


49


I. введение

Проблема соблюдения прав граждан при проведении призыва на военную службу остается актуальной для современного российского общества.

Российская Конституция провозглашает защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ч. 1 ст. 59). Но при этом чётко указывается, что гражданин Российской Федерации обязан нести военную службу «в соответствии с федеральным законом» (ч. 2 ст. 59).

Данная конституционная норма означает, что и организация призыва, и само прохождение военной службы должны происходить только в строгом соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Отступления от этого порядка, в том числе в ходе призыва, превращают армию в зону произвола, что не совместимо с высоким статусом военнослужащего как защитника Отечества.



Соблюдение прав граждан при проведении мероприятий по призыву на военную службу – важный элемент военно-политических аспектов безопасности. В 1994 году Россия, в числе других государств-участников Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, приняла на себя ряд обязательств, зафиксированных в «Кодексе поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности», в том числе и следующее:

«Каждое государство-участник будет обеспечивать, чтобы набор или призыв личного состава на службу в его военных и военизированных силах и силах безопасности осуществлялся в соответствии с его правовыми и иными обязательствами в отношении прав человека и основных свобод»1.

Российское общество ожидает от государственных органов, ответственных за осуществление призыва граждан на военную службу, безусловного выполнения процедуры призыва, определенной законодательством РФ, которая как раз и призвана обеспечить высокий стандарт требований, предъявляемых к гражданам, призываемым на военную службу.

Вместе с тем, пока ощутимо противоречие между декларативными заявлениями должностных лиц о наведении порядка в сфере призыва и военной службы и реальными незаконными действиями представителей государства при проведении призывных мероприятий.

Участниками программы «Защита прав призывников и мониторинг случаев нарушения прав граждан при проведении призывов на военную службу» Общественной Инициативы «Гражданин и Армия» в период с 1 января по 31 июля 2008 года был проведён независимый мониторинг нарушений прав граждан при призыве на военную службу. В мониторинге, результаты которого представлены в настоящем докладе, приняли участие 24 региональных и межрегиональных правозащитных организаций, занимающихся защитой прав граждан в сфере призыва.

Источниками информации для доклада послужили обращения свыше 6200 призывников, членов их семей в организации, участвовавшие в мониторинге, а также материалы органов власти и управления, сообщения средств массовой информации, содержащие факты нарушений прав граждан, произошедшие в указанный период.

Доклад подготовлен на основе общепринятой международной практики подготовки докладов как государственными (межгосударственными), так и неправительственными правозащитными институтами, предполагающей неразглашение, в большинстве случаев, непосредственных источников информации. По такому же принципу составляются, в частности, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного по правам человека в РФ.

В докладе особое внимание уделено деятельности сотрудников военкоматов и призывных комиссий в связи с изменением в законодательстве о призыве, вступившим в силу с начала 2008г., а именно отслеживанием нарушений прав гражданин, возникшим из-за отмены целого ряда отсрочек от призыва.

Результаты мониторинга показали, что во всех без исключения регионах, где проводилось исследование, деятельность военных комиссариатов и призывных комиссий осуществляется с нарушениями закона, в отдельных случаях носящих грубый характер. Зафиксированы нарушения целого спектра конституционных прав граждан: от права на судебную защиту до права на охрану здоровья и права на образование.

При этом основной причиной нарушения прав граждан в сфере призыва на военную службу является несоблюдение органами власти и их должностными лицами действующих правовых норм.

Анализ общего числа обращений призывников позволил выявить статистику нарушений прав призывников.

Наиболее массовыми – 23,19% от общего количества нарушений, являются случаи нарушений прав граждан при медицинском освидетельствовании (обследовании).

Другие типы нарушений зафиксированы со следующей частотой:



  • дезинформация призывников сотрудниками военных комиссариатов и членами призывных комиссий, оказание психологического давления на граждан - 19,11%;

  • нарушения, связанные с осуществлением призывных мероприятий в отношении граждан, имеющих отсрочки от призыва в связи с обучением - 15,76%;

  • нарушение установленного порядка вызова в военные комиссариаты – 14,22%;

  • нарушения, связанные с отказом в приёме вносимых призывниками в военные комиссариаты документов - 8,79%;

  • нарушения установленных сроков призыва на военную службу - 6,97%.

  • нарушение процедуры работы призывной комиссии - 6,88%;

Имели место также случаи нарушений прав граждан на сборных пунктах, неправомерного изъятия у призывников паспортов и других удостоверяющих личность документов, принудительного незаконного доставления призывников в военные комиссариаты.

Как известно, даже в правовом государстве нельзя избежать случаев нарушений законности, однако должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина. Одним из таких механизмов является институт общественного контроля за деятельностью, в данном случае, военных комиссариатов и призывных комиссий. Для общества должны быть прозрачны все сферы государственной деятельности, за исключением сведений, отнесенных к охраняемой законом тайне. В первую очередь это касается государственных институтов, напрямую затрагивающих своей деятельностью права и свободы человека, в том числе органов, осуществляющих призыв граждан на военную службу.



При проведении мониторинга нарушений прав граждан при призыве на военную службу в 2008 году, информация по многим случаям выявленных нарушений (при получении согласия призывника, и когда это было необходимо для решения проблемы), направлялась в виде заявлений, обращений или запросов в адрес призывных комиссий, военных комиссариатов, органов прокуратуры, в судебные органы.

Значительную часть нарушенных прав граждан, обратившихся за помощью, таким образом, удалось восстановить.



Представляя настоящий доклад, ОИ «Гражданин и Армия» исходит из необходимости привлечения пристального внимания федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, судебной власти, органов местного самоуправления, российской и международной общественности, средств массовой информации к проблемам нарушений прав человека при осуществлении в России призыва на военную службу, необходимости изменения практики работы призывных комиссий и военных комиссариатов в интересах соблюдения прав граждан.

При этом основной целью представления настоящего доклада является не привлечение внимания органов власти к единичным случаям нарушений прав граждан, приведенным в тексте доклада. Как упоминалось выше, защита прав конкретных граждан происходит непосредственно в ходе мониторинга, во время призывной кампании. Смысл настоящего доклада – представление проблем, выявленных при анализе поступивших обращений граждан (в том числе анонимных). Общественные организации, широко распространяя данный доклад, имеют целью привлечь внимание в первую очередь органов власти, - с тем, чтобы последние учли выявленные проблемы и приняли комплексные меры, направленные на их разрешение.

Сообщество правозащитных организаций, принимающих участие в осуществлении Общественной Инициативы «Гражданин и Армия», исходит из того, что одно из обязательных условий повышения престижности военной службы в Российской армии и изменения отношения всего общества к военной службе – это безусловное соблюдение работниками военных комиссариатов и членами призывных комиссий законодательных норм, прав и свобод человека и гражданина при проведении призыва, т.е. изменение практики их работы.

Призыв граждан, не годных к военной службе по состоянию здоровья либо имеющих право на отсрочки или освобождение, несоблюдение человеческого достоинства призывников, их прав и свобод, дестабилизирует и общество и армию, провоцирует дальнейшую эскалацию беззакония.

Доклад содержит восемь разделов, в каждом из которых объединяются сходные группы нарушений прав граждан, отмеченные в ходе мониторинга.

Кратко перечислим эти разделы2.



1. Нарушение сроков призыва и незаконные вызовы в военные комиссариаты

В данном разделе приводятся случаи вызовов в военкоматы по вопросам призыва в период, когда призывная кампания ещё не началась. Отмечается, что нарушается порядок вызова в военные комиссариаты. Имеет распространение незаконная практика оказания психологического давления на близких родственников призывников для обеспечения их явки.



2. Дезинформация призывников

В разделе приведены факты сознательного сокрытия сотрудниками военных комиссариатов, членами призывных комиссий от призывников информации об их правах и даже прямой дезинформацией (в том числе через СМИ).

Отмечается, что в военных комиссариатах часто размещаются только плакаты и информационные объявления, содержащие выдержки из законодательства об обязанностях призывников, о наказании за уклонение от несения военной службы, но не об их правах.

Констатируется, что нередко выявляется нарушение установленного законодательством порядка работы с обращениями граждан. Не соблюдается обязательная регистрация обращений, призывникам отказывают в приёме подаваемых ими документов. Письменные обращения призывников не принимаются по надуманным основаниям.



3. Нарушения прав граждан при медицинском освидетельствовании (обследовании)

Информация данного раздела позволяет констатировать, что на военную службу нередко призываются граждане, которые, в соответствии с законом, должны были получить освобождение или отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Нарушения прав граждан при прохождении медицинского освидетельствования является самым распространенным видом нарушений.



4. Нарушение процедуры работы призывных комиссий (в том числе присвоение военными комиссариатами полномочий призывных комиссий)

В разделе рассматриваются нарушения процедуры работы комиссий, оказывающие негативное влияние на соблюдение законности при призыве.

Кроме того, поднимается проблема присвоения военными комиссариатами полномочий, возложенных законом на призывные комиссии, которые являются гражданскими структурами. Констатируется, что военные комиссариаты незаконно возлагают на себя несвойственные им по закону функции и полномочия, узурпируя компетенцию призывных комиссий, что, в конечном счёте, ведет к нарушению прав граждан.

5. Призыв граждан, имеющих отсрочки от призыва либо не являющихся призывниками

В данном разделе поднимаются проблемы осуществления призывных мероприятий в отношении граждан, которые не являются призывниками (в том числе несовершеннолетних) или должны, согласно законодательству, получить отсрочки или освобождения от призыва на военную службу.



6. Условия содержания призывников на сборных пунктах

Отмечается, что с 2005 года в некоторых регионах прослеживается положительная тенденция - руководство сборных пунктов по своей инициативе допускает на территорию пунктов представителей правозащитных организаций, знакомит со многими нюансами своей работы, в ряде регионах были организованы совместные проверки работы сборных пунктов. Однако эти тенденции не могут полностью решить проблемы нарушений прав граждан, связанных с их принудительным содержанием на сборных пунктах, в том числе проблем законодательных пробелов в данных вопросах.



7. Прокурорский надзор за процедурой призыва

Констатируется, что органы прокуратуры, как правило, своевременно реагируют на факты нарушений прав человека при призыве на военную службу. Однако отмечено, что нередко проводимые прокурорские проверки носят формальный характер и не всегда направлены на реальное обеспечение законности в сфере призыва.

Вместе с тем, прослеживается тенденция к налаживанию взаимодействия правозащитных организаций и органов прокуратуры, активизации работы прокуратуры по защите прав граждан в сфере призыва.

8. Общественный контроль за призывом

В этом разделе приведены примеры взаимодействия правозащитных неправительственных организаций (НПО) с органами власти. Оценены характер сотрудничества НПО с призывными комиссиями и военкоматами, возможность НПО инициировать публикации по проблемам призыва в средствах массовой информации.



Выводы и рекомендации

Приведенные в заключительном разделе выводы и рекомендации направлены на совершенствование законодательства, регулирующего призыв на военную службу, изменение негативной правоприменительной практики, совершенствование государственных контрольных и надзорных механизмов, а также установление эффективного общественного контроля сферы призыва.



Анализ деятельности правозащитных организаций по проведению мониторинга нарушений прав призывников в течение последних 5-х лет показывает, что указанная правозащитная работа, в определенной степени, приводит к положительной динамике, демонстрирующей уменьшение количества нарушений, к привлечению более серьезного внимания органов государства к проблематике нарушений прав граждан при призыве на военную службу.

Как отмечают многие региональные правозащитные организации, проводимый в течение последних лет мониторинг нарушений прав призывников возымел достаточно серьезное воздействие на органы власти, в частности, органы прокуратуры, военные комиссариаты и призывные комиссии. Можно констатировать постепенное успешное развитие диалога между властью и правозащитными организациями по вопросам призыва.

II. Организации, участвовавшие в проведении мониторинга

Субъект РФ

Название организации

Руководитель организации

Координатор в регионе

1.

Астраханская область

Астраханская региональная общественная организация «Комитет солдатских матерей»

Гарливанова Л.И.

Гарливанова Л.И.

2

Белгородская область

Шебекинская местная общественная организация «Гражданское согласие»

Щеглова Т.А.

Щеглова Т.А.

3

Брянская область

Брянская областная благотворительная общественная организация «Правозащитная ассоциация»

Комогорцева Л.К.

Кожевникова Д. А.

4

Волгоградская область

Волгоградская областная правозащитная общественная организация родителей военнослужащих «Материнское право»

Пономарева Н.А.

Пономарева Н.А.

5

Вологодская область

Вологодское региональное общественное Движение "Совет солдатских матерей"

Савоськина М.И.

Савоськина М.И.

6

Калининградская область

Калининградское региональное общественное движение «Комитет альтернативной гражданской службы» Калининградской области; «Комитет солдатских матерей Калининградской области»

Бонцлер М.В.

Мареев В.А.

7

Калужская область

Калужское региональное общественное Движение «За права человека».

Котляр Т.М.

Котляр Т.М.

8

Кемеровская область

Автономная некоммерческая организация «Южно-Сибирский правозащитный центр»

Бурмицкий М.В.

Бурмицкий М.В.

9

Костромская область

Костромская областная общественная организация «Комитет солдатских матерей»

Терехова Н.О.

Терехова Н.О.

10

Краснодарский край

Общественная организация Сочинский городской комитет солдатских матерей

Сердюкова Н.А.

Сердюкова Н.А.

11

Липецкая область

Липецкая областная общественная организация "Ковчег"

Селина Г.Н.

Селин Р.А.

12

Москва, Московская область

Некоммерческое партнерство «Межрегиональное Движение Солдатские матери»

Кузнецова Т.Н.

Корнеева И.Н.

13

Нижегородская область

Дзержинский правозащитный центр

Фельдштейн Э.З.

Фельдштейн Э.З.

14

Нижегородская область

Областная общественная организация «Нижегородский областной комитет солдатских матерей»

Жукова Н.С.

Коваленко О.В.

15

Орловская область

Общественная организация "Комитет солдатских матерей Орловской области"

Старовойтова В.В.

Старовойтова В.В.

16

Пермская область

Региональная общественная организация «Совет родителей военнослужащих Прикамья»

Вракина А.М.

Вракина А.М.

17

Псковская область

Псковская региональная общественная организация «Совет солдатских матерей»

Афанасьева В.В.

Гулевская Н.А.

18

Республика Карелия

Некоммерческое экспертно-правовое партнерство «Союз»

Пальцев И.Е.

Пальцев И.Е.

19

Республика Карелия

Региональная общественная организация «Правозащитный Союз Республики Карелия»

Табаков С.Н.

Табаков С.Н.

20

Республика Татарстан

Центр миротворческих и правозащитных действий

Алёткин Г.Н.

Алёткин Г.Н.

21

Рязанская область

Городская общественная организация «Рязанский комитет солдатских матерей»

Сенина Г.С.

Ананьева И.А.

22

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Региональная общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

Полякова Э.М.

Касьянчик О.М.

23

Хабаровский край

Хабаровское краевое общественное движение “Комитет солдатских матерей”

Решеткина В.В.

Береза М.В.

24

Челябинская область

Общественная организация «Ассоциация солдатских матерей» Челябинской области

Зинченко Л.Н.

Зинченко Л.Н.


III. Основные виды нарушений прав человека, отмеченные в ходе мониторинга
РАЗДЕЛ 1

Нарушение сроков призыва и незаконные вызовы в военные комиссариаты

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области воинской обязанности, является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. № 53-ФЗ (далее – ФЗ «ОВОиВС»). Закон определяет следующие сроки осуществления призыва – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря каждого года. В период между призывами граждане могут вызываться в военные комиссариаты только по вопросам воинского учёта, но не по вопросам призыва.

Однако на практике происходят вызовы в военкоматы для проведения мероприятий, связанных с призывом в период, когда призывная кампания ещё не началась.

Правомерность осуществления призывных мероприятий вне сроков призыва военные комиссариаты нередко обосновывают ссылкой на пункт 27 Инструкции по подготовке и проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе3. Однако подобная трактовка подзаконного акта не является состоятельной.

Согласно пункту 27 Инструкции подобные вызовы военкоматы вправе осуществлять только в рамках предварительного отбора граждан (допризывные мероприятия) и только для направления к прохождению медицинского обследования, а не для проведения медицинского освидетельствования в военном комиссариате. Более того, согласно этому подзаконному акту, военкоматы вправе вызывать лишь тех граждан, которые сами (или родители призывников) предъявили соответствующие жалобы на состояние здоровья, а также тех, которые, были признаны при первоначальной постановке на воинский учет не годными, ограниченно годными или временно не годными к военной службе по состоянию здоровья.

Вместе с тем, подобные досрочные вызовы для проведения медицинского обследования не могут, как это происходит на практике, подменять ни одну из стадий призыва, в том числе медицинское освидетельствование. Изучение гражданина должно быть завершено до начала очередного призыва, вызову на который эти граждане подлежат.

Поэтому объяснения сотрудников военных комиссариатов подобных досрочных вызовов, разъясняющие призывникам: что их «никто не призывает», а только проводят медицинское освидетельствование, является обманом. Так как, во-первых, до начала призыва граждан можно вызывать лишь для направления на медицинское обследование, а не для проведения медицинского освидетельствования в военкомате, во-вторых, вызывать можно лишь ограниченную группу граждан и далеко не каждого призывника, и, в-третьих, ни одна из стадий призыва не может осуществляться до начала призывной кампании.

Незаконность вызовов призывников на мероприятия по призыву до начала призывной кампании подтверждена состоявшимися актами прокурорского реагирования по фактам указанных нарушений.

В большинстве регионов, где проводился мониторинг, общее количество подобных нарушений, по сравнению с предыдущими призывами, снизилось. Однако в ряде регионов эта незаконная практика сохраняется.

Из информации, имеющейся в Нижегородском областном комитете солдатских матерей, можно сделать вывод, что мероприятия, связанные с призывом на военную службу, начали проводиться в военных комиссариатах Нижегородской области с февраля 2008 года.



Так, призывник К. был вызван в военный комиссариат Автозаводского района города Нижнего Новгорода повесткой на 25 февраля 2008 года для прохождения медицинского освидетельствования в рамках призыва 4.

Призывник Н. был вызван в военный комиссариат Канавинского района города Нижнего Новгорода не повесткой, а почтовой карточкой на 27 марта 2008г. для прохождения медицинского освидетельствования.5
В Автономную некоммерческую организацию «Хабаровский краевой правозащитный центр» в 1 полугодии 2008 года обратилось ряд призывников, которых вызвали повестками в военный комиссариат для прохождения мероприятий связанных с призывом на военную службу до начала призывной компании – в февраля и марте 2008 года.

Так, призывник Х., состоящий на учете в объединенном военном комиссариате Кировского и Краснофлотского районов г.Хабаровска получил повестку с предписанием явиться 27.02.2008 г. в военный комиссариат для прохождения мероприятий связанных с призывом.

Как заявил в своем выступлении на заседании призывной комиссии Республики Татарстан военный комиссар Республики Татарстан Сергей Погодин, уже на 27.03.2008 медкомиссии прошли 1751 человек, обучающийся в вузах республики, и 1297 человек, заканчивающих обучение в средних специальных учебных заведениях.6

В соответствии со статьей 31 ФЗ «ОВОиВС», на мероприятия, связанные с призывом на военную службу7, граждане вызываются повестками военного комиссариата, вручаемыми призывникам под расписку. Несмотря на данное однозначное определение процедуры вызова в военный комиссариат, она нарушается достаточно часто.

Значительная часть призывников8 получает повестки по почте (без росписи в их получении).

Так Призывник Л., проживающий в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, обнаружил повестку в почтовом ящике.

Призывник С. обучается по очной форме обучения в Липецком Машиностроительном колледже. 18.04.2008 г. С. получил повестку по почте от сотрудников Липецкого районного военного комиссариата, в которой была указана явка на 21.04.2008 г. для прохождения медицинского освидетельствования.

Призывники К.,П. и М. из г. Калининграда обнаружили повестки на призывную комиссию в своих почтовых ящиках. До этого эти призывники получали также по почте письма о явке в военкомат, но проигнорировали их.91011

Помимо передачи повесток через почтовый ящик, существуют иные незаконные способы вручения повесток:



В Нижегородском районе города Нижнего Новгорода призывник Л. обнаружил повестку в дверном проеме, так же повезло призывнику К. в Борском районе Нижегородской области.

А в Приокском районе города Нижнего Новгорода призывник Д. обнаружил повестку под ковриком у входной двери в квартиру.

Кроме того, многие призывники вызываются в военкоматы по телефону. При этом, при вызове призывников в военные комиссариаты по телефону часто не сообщается информация об истинной цели вызова, то есть о проведении призывных мероприятий. При этом от граждан скрывается информация о том, что в этом случае они не обязаны являться, наоборот, от сотрудников военных комиссариатов часто звучат угрозы привлечения к уголовной ответственности за неявку в военкомат по такому звонку.



Призывника М. для прохождения призывных мероприятий пригласили из объединенного военкомата Опочецкого района г.Пскова по телефону.12

Призывник С., проживающий в Богородском районе (Псковская область), вызывался в военный комиссариат по телефону. Призывник попросил принести ему повестку. В ответ на эту просьбу, он услышал угрозы возбуждения уголовного дела. Через несколько дней повестка была вручена призывнику сотрудником милиции. (В нарушение установленного законом порядка вручения повесток военного комиссариата).
Подобные проблемы широко освещалась в подобных докладах, представленных по итогам исследований проводимых в 2003 – 2007 г.г., тем не менее, мониторинг, проведенный в 2007 году показал, что они остается актуальными, и вызов в военные комиссариаты значительной части призывников, по-прежнему, происходит ненадлежащим образом.

Во многих регионах, где проводился мониторинг, распространены случаи, когда повестки передаются через родственников, соседей, иных лиц, от которых требуют расписываться за вызываемых граждан.



Так, призывника С. из г.Калининграда не было дома и повестку на призывную комиссию вручили его малолетней сестре.13

В Автозаводском районе города Нижнего Новгорода повестка вручена матери призывника Б.

В Богородском районе Нижегородской области бабушке призывника П. вручили повестку и направления на анализы.

В Московском районе города Нижнего Новгорода повестку вручили соседке призывника М.

Передавая повестки через родственников, сотрудники военных комиссариатов нередко вводят их в заблуждение, указывая, что обеспечение явки призывника в военный комиссариат – прямая обязанность родителя, установленная законом.

В весенний призыв 2008 года сократились случаи незаконного доставления призывников в милицию и военные комиссариаты и, зачастую, после военкоматов - непосредственно на сборные пункты для отправки в войска.

Так как весенний призыв 2008 года был достаточно «мягким», то есть не было угрозы срыва плана призыва, а на конец призыва был даже ажиотаж желающих идти на военную службу, серьезных нарушений с проникновением в жилища призывников выявлено не было. Это означает, что если даже явление встречалось, то оно не носило массовый характер.

В отдельных регионах выявлены случаи несоблюдения установленной формы повесток. Они неправильно или неразборчиво заполнены, из них часто невозможно установить цель вызова, повестки подписываются не военными комиссарами, а иными, не уполномоченными на то лицами, они бывают заверены печатями разного вида и содержания. Нередки случаи, когда призывники вызываются на мероприятия, связанные с призывом, документом, не являющимся повесткой, но содержащим требование явиться в военный комиссариат.

В г. Калининграде такие письма, не являющиеся повестками, были направлены по почте практически всем призывникам, большинство из которых по этим письмам явились в военный комиссариат.

Нарушая установленную форму, военные комиссары Фрунзенского, Красногвардейского, Калининского, Центрального и Московского районов Санкт-Петербурга также высылают в адрес призывников почтовые карточки и повестки ненадлежащей формы. Более того данные документы содержат вводящую гражданина в заблуждение, противоречащую законодательству информацию. В частности в почтовых карточках, высылаемых военным комиссаром Фрунзенского района, имеется следующее утверждение: «В случае неявки в соответствии со ст. 328 УК РФ Вы будете доставлены в военный комиссариат сотрудниками органов внутренних дел в принудительном порядке». Данное утверждение противоречит Конституции РФ (ст.ст. 21, 22, 59), ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 4 п.3), Кодексу об административных правонарушениях (ст. 27.2), ФЗ «О милиции», Приказ Министра обороны, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службы от 10.09.2007 № 366/789/197. Данное утверждение не только противоречит действующему законодательству, но и содержит в себе угрожающие, запугивающие интонации, которые лишь способствуют увеличению количества так называемых «уклонистов».



Призывник Г. (Фрунзенский район Санкт-Петербурга) получил вместо повестки установленной формы почтовую карточку с угрозой: « в случае неявки в соответствии сост. 328 УК РФ Вы будете доставлены в военный комиссариат сотрудниками органов внутренних дел в принудительном порядке».

В целом ситуация с соблюдением процедуры вызова граждан на мероприятия, связанные с призывом, напоминает замкнутый круг: призывники, не зная своих прав, а также опасаясь насильственных мер со стороны сотрудников органов внутренних дел и военных комиссариатов, часто не обращают внимание на такие «незначительные» нарушения своих прав, как порядок вызова в военные комиссариаты. А сотрудники военкоматов, в свою очередь, будучи уверены в своей безнаказанности и в безропотном поведении призывников, грубо нарушают процедуру, установленную законодательством. Вместе с тем, работниками военкоматов безосновательно используется возможность привлечения сотрудников органов внутренних дел для насильственного доставления призывников. При этом задержание и доставление призывников органами внутренних дел, осуществляется, как отмечено выше, с нарушением действующего законодательства.



Раздел 2

Дезинформация призывников

Одной из основных причин нарушений прав призывников является крайне низкие правовая культура и правосознание призывников и членов их семей, незнание последних изменений в законодательстве (изменение сроков призыва, отмена ряда отсрочек). Это обстоятельство усугубляется сокрытием от призывников информации об их правах и даже прямой дезинформацией, нередко с целью убедить призывника в безысходности ситуации, несмотря на имеющиеся правовые способы разрешения вопросов, а также психологическим давлением, запугиванием со стороны должностных лиц военкоматов.

Так, практически все обращения родителей призывников и самих призывников в Движение «За права человека» (Калужская область) сопровождались рассказами о дезинформации и угрозах со стороны должностных лиц военкоматов, об их грубом поведении, отказе в приеме документов и заявлений.

В весенний призыв 2008 года во многих регионах были выявлены многочисленные случаи, когда сотрудниками военных комиссариатов распространялась информация о том, что с 2009 года срок службы по призыву будет продлен до 2 лет 8 месяцев. И что призывникам очень «везет», что они призываются в 2008 году, так как срок службы, на который они призываются – всего один год.



Данная информация оказала серьезное влияние на количество желающих призваться. Предполагается, что именно желание любыми путями уйти служить в этот призыв оказало влияние на снижение количества жалоб в правозащитные организации.

Так, в весенний призыв 2008 года в организацию Совет солдатских материей Псковской области поступило меньше обращений призывников и их представителей по сравнению с прошлыми годами, так как в Псковской области была распространена дезинформация по поводу увеличения сроков службы с осени 2008 года до 3-х лет. В результате многие призывники, имеющие проблемы со здоровьем и отсрочки на обучение, сами обращались в военные комиссариаты с просьбой призвать их именно в этот призыв. В организацию поступали жалобы от призывников и их родственников (что крайне редко встречалось в прошлые годы), на то, что юношей после прохождения призывных мероприятий не отправляют в войска, а оставляют на осенний призыв, так как план призыва перевыполнен.

В организацию Солдатские матери Санкт-Петербурга также поступали звонки от граждан, которые «где-то что-то по этому поводу слышали»... А поскольку степень доверия в нашем обществе к различного рода подобным заявлениям достаточно высока, люди делали соответствующие выводы, хотя закон говорит о другом. Показательно, что военные никак не комментировали эту ситуацию, и лишь в конце июня, когда план призыва был практически выполнен, выступил представитель командования Лен ВО, который заявил, что информация об увеличении срока службы необоснованна.

В Движение «За права человека» (Калужская область) обратилась О.В.Потапова, находящаяся в положении беременности. Муж Потаповой Роман Анатольевич Потапов, житель г.Обнинска, учился на 3 курсе профлицея № 19 г. Обнинска. Потапова рассказала, что весной 2008 г. Романа вызвали повесткой в военкомат г. Обнинска: "Роману сказали, что если он не пойдет служить в армию в этот призыв, то на следующий год будут призывать на 2 года 8 месяцев". Услышав об увеличении со следующего года срока службы по призыву, Роман в мае забрал документы из профлицея. Он мог закончить 4-ый курс, но добровольно пошел в армию. На медкомиссии Роман не сказал, что у него с 10 лет хронический гастрит с ежемесячными обострениями, он с 1999 г. состоит на диспансерном учете по хроническому гастриту и нуждается в строгой диете. Медобследование было поверхностным, медкомиссия приняла решение, что Р. Потапов здоров - категория "А". 2.07.08

Потапов был призван Обнинском горвоенкоматом, направлен в войска в в/ч 6622 Б г. Тольяти, и вскоре попал в медсанчасть с обострением гастрита и температурой.

С вопросами о продлении сроков службы до 2 лет и 8 месяцев в Автономную некоммерческую организацию «Хабаровский краевой правозащитный центр» обратилось несколько призывников. Так, призывник З. после посещения военного комиссариата Центрального района Хабаровска сообщил маме, что ему сказали, если он не пойдет служить в этом году, в следующем ему предстоит служить 2 года 8 месяцев.

В Челябинской области слухи об увеличении сроков продолжительности военной службы с осеннего призыва 2008 года, заставили многих призывников скрыть заболевания, бросить колледжи, ВУЗы, поломать планы и надежды, которые могли осуществиться, если бы указанная дезинформация.

В Нижегородской области значительно увеличилось количество нарушений прав граждан при призыве в армию. Дезинформация призывников и их близких, стала ещё более масштабной, публичной и безнаказанной, что породило и более масштабное вымогательство взяток, размеры которых (от 60 до 120 тысяч рублей за диагноз «ограниченная годность») обсуждались практически публично. Некоторые граждане, поверив дезинформации, что служить со следующих призывов придётся не один год, а 2 года, 8 месяцев, перепуганные этой дезинформацией, предлагали взятки сотрудникам военкомата за то, чтобы их сыновей призвали именно в этот призыв.

Дезинформация касается и немногих оставшихся социальных отсрочек. Так, новая редакция ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает право получения отсрочки занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Однако, часто, вместо разъяснения этой нормы закона, призывнику дается ложная информация об отмене этой отсрочки:

Гражданин А., учащийся дневного отделения техникума, обратился в военкомат Дзержинска (Нижегородская область) с вопросом: если он перейдёт на вечернее отделение и будет работать, то положена ли ему отсрочка по уходу за нетрудоспособной, нуждающейся в уходе матерью, больной лейкозом, имеющей 2-ю группу инвалидности. Отца нет и нет других членов семьи, кто мог бы за ней ухаживать. Ему ответили, что такая отсрочка отменена. При отсутствии иного дохода, кроме пенсии матери по инвалидности (на которую и один человек не может прожить), совмещение работы и учёбы с уходом за матерью – единственная возможность жить и учиться.

В Республике Татарстан и ряде других регионов стандартной дезинформацией со стороны работников военкоматов является предложение призывнику пройти контрольное медицинское освидетельствование с целью уточнить диагноз. Призывник соглашается и доставляется на сборный пункт.



Так, по заявлению гражданина Синицина В.О., состоящего на учете в военкомате Московского и Кировского районов г.Казани 07.07.2008 года после прохождения медкомиссии в военном комиссариате ему было предложено проследовать для проведения окончательной медкомиссии в «Татвоенкомате». Призывник был доставлен на сборный пункт Республики Татарстан, где проходил медкомиссию. Как впоследствии выяснилось на этот момент уже было решение о его призыве на военную службу, о котором призывник не знал.14

Фактически призывники обманом заманиваются на сборный пункт с целью призыва в армию в нарушение действующего законодательства.

Как отметило многие организации – участники мониторинга, в военкоматах размещаются плакаты и информационные объявления, в основном содержащие выдержки из законодательства об обязанностях призывников, об ответственности за уклонение от призыва на военную службу, но никак не об их правах.

Вместе с тем, в отдельных регионах мониторинг привел к принятию мер по размещению в военкоматах информационных стендов, содержащих информацию о правах призывников и способах их защиты на основе разработанных правозащитниками плакатов о правах призывников и о праве на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Практически во всех регионах, где проводился мониторинг, выявлены многочисленные факты введения призывников сотрудниками военных комиссариатов в заблуждение по самым различным вопросам, касающихся их прав и свобод. В данном докладе не представляется возможным привести все формы и вариации подобной дезинформации по причине ее исключительной разнообразности.

Представители военных комиссариатов нередко вводят призывников в заблуждение относительно установленных законодательством отсрочек от призыва, права служить вблизи места проживания семьи, порядка и сроков обжалования решений призывных комиссий, порядка подачи заявления на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и многого другого.

Дезинформация используется, как один из способов лишить призывника законной отсрочки от призыва или права на освобождение от службы в мирное время, как «ограниченно годного» по состоянию здоровья, либо увеличить число призывников за счет граждан, не подлежащих призыву.

Призывник А. после окончания техникума в 2007 году поступил в институт и на основании п. 2а, ст.24 закона «О воинской обязанности и военной службе» ему была предоставлена отсрочка на обучение до 30.07.2012г. Несмотря на это, 20 апреля З. был вызван в военный комиссариат г. Пскова, где прошел призывные мероприятия. На заседании призывной комиссии юноше объявили, что он потерял право на отсрочку, так как в институт он поступил после окончания техникума, а с 2008 года отсрочка отменена и он подлежит призыву на военную службу.15

Незнание призывниками своих прав в условиях такой дезинформации создает широкое поле для коррупции при призыве. Регулярно становятся известны случаи взяточничества в военных комиссариатах. Как полагает ряд организаций – участников мониторинга, это - только видимая часть айсберга.



В феврале-апреле 2008 г. прокуратурой Арского района Республики Татарстан проведена проверка военного комиссариата Арского и Атнинского районов Республики Татарстан.

Проверка выявила должностные преступления начальника второго отделения военкомата. Будучи должностным лицом и злоупотребляя служебным положением за денежное вознаграждение (взятку) выдавал подложные военные билеты призывникам, освобождая их тем самым от военной службы. При этом военные билеты были полностью не заполнены, а личные дела этих призывников хранились отдельно, в кабинете начальника. После проведения беседы с призывниками в прокуратуре Арского района двумя призывниками написаны заявления о явке с повинной и добровольно выданы незаконно полученные военные билеты.16

Ложная информация причиняет особый вред в условиях ее распространения в средствах массовой информации официальными лицами военных комиссариатов или членами призывных комиссии. В этих случаях вводится в заблуждение неограниченный круг граждан, при этом они, как правило, полностью доверяют официальным интервью, опубликованным в информационных изданиях.



Во второй половине весеннего призыва во многих Калининградских СМИ появилась недостоверная информация о том, что со следующего призыва (то есть в осени 2008 года) срок военной службы увеличится до 2 лет и 8 месяцев. Такая информация вызвала панику среди призывников и их родителей, что объясняет ажиотажный спрос на военную службу, когда призывников стало (опять же по выражению одной из газет) «по несколько человек на одно место».17

Позитивным можно считать тот факт, что как показал мониторинг 2008 г., по сравнению с прежними периодами, количество публикаций в средствах массовой информации, содержащих недостоверные сведения относительно действующего законодательства о призыве, с 2007 года уменьшилось.

Во многих регионах, где проводился мониторинг, замечено стойкое нежелание сотрудников военных комиссариатов предоставлять призывникам необходимую информацию об их правах.

Отмечено, что отдельные нормативные акты, в частности Положение о военно-врачебной экспертизе сотрудники военных комиссариатов выдают за информацию «для служебного пользования», «секретную информацию», которую ни в коем случае нельзя показывать посторонним.

Для призывников крайне затруднительно получение в военных комиссариатах информации о возможности и порядке обжалования решений о призыве. Призывники нередко вводятся в заблуждение относительно своего права на обжалование решений призывных комиссий, действий (бездействия) военкоматов и их должностных лиц.

Отмечены случаи обмана призывников по поводу сроков обжалования решения о призыве. Чаще всего сотрудники военкоматов сообщают призывникам, что они не успеют обжаловать решение, так как должны сделать это в течение 5 дней после принятия решения, а за этот срок им не успеют выдать копию решения.

В ряде регионов, где проводился мониторинг, зафиксированы факты оказания психологического давления на призывников и членов их семей, в том числе угроз со стороны сотрудников военкоматов.

Призывник К. 6 июня 2008 года явился на призывную комиссию Светловского городского округа (Калининградская область). Там, узнав, что К. закончил всего 7 классов, ему поставили диагноз «олигофрения в стадии дебильности», обозвали «психом» и сказали, что К. надо насильно поместить в «психушку». После этого, а также попытки врачей в Калининградском психиатрическом диспансере запугать К., у него случился нервный срыв и он все время говорит о смерти.18

В Калужской области Движением «За права человека» зафиксирован случай необоснованного привлечения призывника к административной ответственности.



Пафнучев имел отсрочку по семейному положению от военной службы. Ежегодно в сентябре приносил справку о составе семьи в военкомат Октябрьского округа г. Калуги. 27 лет Пафнучеву исполнилось 25 апреля 2008 г. В сентябре 2007 г. в военкомате ему велели следующий раз явиться в военкомат для получения военного билета в конце мая. 27 мая 2008 г. Пафнучев пришел в военкомат, прошел медкомиссию, написал заявление на выдачу военного билета. После этого на Пафнучева составили протокол для уплаты штрафа. Протокол Пафнучеву на руки не дали, сумму штрафа и основания его наложения не назвали, сказали позвонить по телефону, после того, как военкомат подпишет протокол. Дали бумажку с реквизитами счета в банке. На следующий день Пафнучев позвонил, и ему назвали сумму 300 р., сказав, что если Пафнучев не уплатит штраф, ему не дадут военный билет. Пизывнику осталось непонятно, в чем состоит его правонарушение. Ему не выдали ни копию протокола, ни Постановление о штрафе. Тем самым Пафнучев лишен возможности обжаловать это Постановление. Движением «За права человека» направлен запрос в прокуратуру.

В соответствии с пунктом 6 статьи 28 ФЗ «ОВОиВС» председатель призывной комиссии объявляет призывнику решение, принятое в отношении его, и по требованию гражданина выдает ему копию решения. Данное право сотрудниками призывных комиссий часто не разъясняется, более того, на устные требования призывников о выдаче копий решений нередко отвечают отказом.



Так призывнику Ленинского района города Нижнего Новгорода К. и призывнику Борского района Нижегородской области И. уже долгое время не удается получить выписку из протокола призывной комиссии, оформленную в соответствии с действующим законодательством. Законодательство нарушается и председателем призывной комиссии города Нижнего Новгорода по Московскому району.

В апреле 2008 года председатель призывной комиссии города Нижнего Новгорода по Московскому району (резервный состав) Фомичев отказался выдать выписку из протокола призывной комиссии и дать письменный ответ на заявление призывника М.

В отношении призывника М. (Приморский район Санкт-Петербурга) было принято решение о временной негодности, однако копию решения, несмотря на многочисленные письменные запросы, призывник смог получить только в конце августа 2008 года, благодаря вмешательству Комитета по законности, безопасности и правопорядку (при Правительстве Санкт-Петербурга.

Объяснением подобных действий сотрудников военных комиссариатов может служить их стремление воспрепятствовать процессу обжалования неправомерных решений о призыве на военную службу. Ведь для обращения призывника с жалобой в вышестоящую призывную комиссию или в суд, требуется обосновать, что в отношении него принято решение о призыве, подтверждением чего служит копия решения призывной комиссии.

Выявлены случаи, когда сотрудники военкоматов безосновательно угрожают заведением в отношении призывников уголовных дел за уклонение от военной службы. Особенно это касается тех случаев, когда призывник собирается обжаловать решение призывной комиссии.

В Калининградской области нередко сотрудники военкоматов, говорят призывникам, что, несмотря на обращение в суд, против них будет заведено уголовное дело по уклонению, а также дежурная фраза: «С нами судиться бесполезно, все, кто пытались, дела в суде проиграли».

В отдельных случаях практикуется шантаж призывников отправкой в наименее привлекательные для несения службы местности.



В Калининградской области это особенно касается призывников, которые пытаются отстаивать свои права и обращаются в суды.

Одним из наиболее распространенных нарушений прав граждан при призыве является нарушение установленного законодательством порядка работы с обращениями граждан - не соблюдается обязательная регистрация обращений, призывникам отказывают в приёме подаваемых ими документов. Письменные обращения призывников не принимаются по различного рода надуманным основаниям. Это констатируется многими организациями - участниками мониторинга. Кроме того, установленная законом обязанность должностных лиц военных комиссариатов – на каждое обращение призывника предоставлять письменный мотивированный ответ – воспринимается сотрудниками военкоматов как нечто придуманное самими призывниками. В этих случаях, если же документы принимаются, то нет никакой гарантии, что они будут приложены к личному делу призывника.



Призывник В. (имеющий заболевание - язвенная болезнь 12пк) пытался зарегистрировать в военном комиссариате Нижегородского района города Нижнего Новгорода заявление на имя военного комиссара. Начальник 2-го отделения А.Ю.Маслов, который представился призывнику, как председатель призывной комиссии, сказал, если не весной, так осенью призывник уйдет служить в армию, а лично он добьется, что бы призывника осудили на 1 год условно.

Призывник Т. не согласен с решением призывной комиссии города Нижнего Новгорода по Советскому району. В военном комиссариате призывнику разъяснили на чье имя надо подавать жалобы в областную призывную комиссию. Вместо губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева, назвали председателем призывной комиссии заместителя военного комиссара Нижегородской области, начальника 2-го отдела полковника С.А.Григоряна.19

В Приморском районе Санкт-Петербурга также распространилась практика, когда граждане не получают ответы на свои заявления. Есть все основания полагать, что эти ответы готовят, заносят в книгу исходящей корреспонденции, сохраняют копию (на случай возможной проверки), но не отправляют гражданину.

Таким образом, работниками военкоматов нарушается ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". В ст. 12 закон устанавливает максимальный срок ответа на заявление граждан -30 суток.

Как показал мониторинг, система делопроизводства, действующая в военкоматах, недостаточно эффективна, подача гражданами документов затруднена, сохранность документов не обеспечивается в полной мере, что создаёт предпосылки для нарушения прав граждан.

Отмечены случаи жалоб призывников на пропажу документов из их личных дел. Возможно, это связано с большим документооборотом и высокой степенью вероятности неумышленной потери документов сотрудниками военкоматов. Тем не менее, существует вероятность намеренного изъятия из личных дел призывников документов, препятствующих их призыву.



Так, призывник М. 3 апреля 2008 года обнаружил в военном комиссариате Московского района города Нижнего Новгорода, что из его личного дела исчезли медицинские документы, подтверждающие наличие у него язвенной болезни.

В феврале-апреле 2008 г. прокуратурой Арского района Республики Татарстан была проведена проверка военного комиссариата Арского и Атнинского районов Республики Татарстан.

Анализ показал, что личные дела призывников находятся в неудовлетворительном состоянии, не имеются копии документов имеющих существенное значение, которые соответствующим образом не заверены.

В случае с призывником К. оказалось, что в личном деле кроме учетной карты призывника, свидетельства о рождении, незаполненного листа акта обследования жилищных условий больше не имеется никаких документов – сведения об отсрочке, вызове, рапорта должностного лица о проделанной работе и т.д. Кроме того, не имеется даже сведений о постановке на воинский учет.

С начала проведения мониторинга призыва на военную службу, обнародования фактов нарушений и написания подобных докладов (т.е. с 2003 года), анализ обращений граждан свидетельствует об общем снижении количества нарушений, связанных с недозволительным поведением сотрудников военкоматов. Так, меньшее число жалоб стало поступать на случаи грубости и хамства сотрудников военкоматов в отношении призывников и их близких.

Однако ситуация еще далека от идеальной. Причина тому в сложности доказывания, и, как следствие, применения мер к пресечению данной группы нарушений, допускаемых сотрудниками военкоматов, как правило, при устном никак не зафиксированном общении с призывниками – один на один.

В указанных условиях, когда доказывание фактов введения призывников в заблуждение затруднительно, актуальным и действенным средством снижения данных нарушений является правовое просвещение призывников. Так, на информационных стендах военных комиссариатов необходимо размещать не только материалы об уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу и положения об обязанности призывников, но и о правах граждан в этой сфере, о способах их защиты.



следующая страница >>

Смотрите также:
Программа «Защита прав призывников и мониторинг случаев нарушения прав граждан при проведении призывов на военную службу»
1084.72kb.
4 стр.
Защита экологических и земельных прав граждан и их объединений
2615.4kb.
18 стр.
Семинар «Защита прав женщин. Защита прав ребенка»
47.21kb.
1 стр.
Статья Цели и задачи трудового законодательства Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда
4220.07kb.
16 стр.
Докладу «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Башкортостан в 2010 году»
150.75kb.
1 стр.
3 Основная часть: 4 Основные понятия наследственного права 4
341.08kb.
1 стр.
Европейский механизм защиты прав человека: анализ правоприменительной практики Украины и России
126.31kb.
1 стр.
5 Правовая охрана и защита прав на нетрадиционные объекты ис правовая охрана прав на открытие в настоящее время практически не осуществляется
197.02kb.
1 стр.
О нарушении прав человека в Грузии
49.79kb.
1 стр.
«Союз споживачів України» – на захисті прав споживачів Як відомо, захист прав споживачів – це складова частина захисту прав людини
64.89kb.
1 стр.
История принятия Конвенции о правах ребенка
46.57kb.
1 стр.
Семинар 11. Вещные права
42.19kb.
1 стр.