Главная | страница 1страница 2 «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ Гимназии № 88 ____________М.В. Смолонская Протокол педсовета №___ от « » ______ 2011
пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ гимназии № 88 «НЕПОСЕДЫ» на 2011 – 2013 гг. Информационная карта программы
Содержание программы: I. Пояснительная записка……………………………………………… II. Цель и задачи программы…………………………………………………… III. Возраст участников………………………………………………… IV. Срок реализации программы………………………………….. V. Возраст детей………………………………………………. VI.Формы и методы реализации программы…………………………. VII. Перечень организаторов программы…………………………… VIII.Участники программы………………………. IX.Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены………………………………………………………………………… X. Направления и виды…………………………………. деятельности………………………………………………………………… XI. Механизм реализации программы…………………………………… XII. Условия реализации программы……………………………………………… XIII. Режим дня лагеря……………………………………………………… XIV. Календарный план работы…………………………………………… XV. Диагностика……………………………………………………………… XVI. Ожидаемые результаты…………………………………………….…... XVII. Список используемой литературы………………………………..…… XVIII. Приложение. Положение о лагере……………………………………
Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся, Но вряд ли в жизни преуспеет тот, Кто жить готовясь в детстве не живёт. С.Я. Маршак. Каникулы - период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных. Каникулы дают возможность востребовать самые разнообразные таланты всех детей, независимо от социально-экономического положения родителей и учебной успеваемости самого ребенка. Если для мальчишек и девчонок каникулы - это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для взрослых – это время напряженной и трудной работы. И среди множества уже привычных и новых забот и проблем, по-прежнему выделяется наиболее важная: как сделать отдых детей ярким, запоминающимся и полезным. Дети созданы для Любви и Добра. Оторвавшись от обыденной домашней и школьной жизни, они обязательно должны попасть в царство Любви и Заботы, Игры и Дружбы. Именно такую обстановку готовы создать для своих мальчишек и девчонок пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Непоседы», педагоги МОУ Гимназии № 88. Воспитание детей – очень тонкое, сложное и ответственное дело. Оно направлено на всестороннее развитие ребёнка. Формирование личности ребёнка осуществляется в коллективе, жизнь которого строится на основе самодеятельности детей: в основе её лежит развитие таких качеств, как коллективизм, активность, самостоятельность. Современных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужна забота, понимание, внимание общества. Сегодня, при огромном скоплении проблем в жизни взрослых, социально-активных граждан, всё тревожнее звучит вопрос к ним: «Как нам жить сегодня, кем становится в будущем, каким оно будет?» Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма достиг таких размеров, что поневоле приходится задумываться, есть ли будущее у этого подрастающего поколения, и есть ли будущее у страны с таким подрастающим поколением. К сожалению, социальный паспорт города с каждым годом меняется далеко не в лучшую сторону, а значит, увеличивается число социально-незащищённых детей из многодетных и малообеспеченных семей. Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей - единственная возможность для наших детей не просто отдохнуть, но и получить полноценное питание, оздоровление, возможность реализовать свои способности, найти своё место в детском коллективе. Данные исследований подтверждают, что этот отдых – не просто единственно возможный, но может быть и престижный. Положительные отзывы со стороны детей и родителей о работе лагеря, высокое качество всех проводимых мероприятий, создание ситуации успешности для каждого ребёнка – показатели эффективности реализуемых воспитательных и образовательных программ. Мы стремимся охватывать организованным отдыхом максимальное количество детей, но в первую очередь, конечно, это относится к категории социально-незащищённых детей. Эти дети нуждаются в нашей помощи, особом внимании, материнском понимании, доброте, ласке, в том, чего они, зачастую лишены дома. Поэтому нами была разработана программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Непоседы», которая предусматривает и эмоциональную, интеллектуальную, предметно-творческую, оздоровительную деятельность и «социальное закаливание» личности. Так же проект направлен на формирование чувства гражданственности и патриотизма. Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей «Непоседы», существует в нашей школе уже более 10 лет, за это время сложилось много хороших лагерных традиций, появился интересный, перспективный опыт работы, зародилась и окрепла система лагерного управления и самоуправления (прил. № 1,2). Как показали диагностические исследования, проводимые в последние 2 года, среди ожиданий участников смен, наиболее значимыми сегодня являются: 1.Возможность демократического существования в условиях детского коллектива, что позволяет приобрести и развить такие социально значимые навыки и умения: - навык обретать друзей, вливаться и существовать в коллективе, -навык самостоятельно принимать решение, умение высказывать и отстаивать собственное мнение,
В связи с этим возникла необходимость в обновлении и совершенствовании организации отдыха и оздоровления участников лагеря. Первым этапом стало выявление педагогических условий формирования воспитательной среды детского лагеря, так как в современных условиях это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, изменение характера социально-экологических отношений в обществе, произошедшее в последнее десятилетие, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике общества и граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых путей развития систем образования, воспитания, досуга и отдыха детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается необходимость определения принципиально новых подходов к системе организации свободного времени детей в период школьных каникул. Во-вторых, кризис прежней организации детского досуга и отдыха, охвативший в последнее время практически всю систему летнего отдыха детей, распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения деятельности лагерей, содержание и формы оздоровительной работы. Наметилась тенденция к росту потребности в качественном изменении условий физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка. В-третьих, в условиях наметившегося перехода в воспитании детей от парадигмы педагогического воздействия к парадигме создания условий для саморазвития ребенка особо важное значение в организации педагогического процесса приобретает специально формируемая педагогическая среда как комплекс условий, необходимых для самореализации ребенка. В-четвертых, имеющиеся в современной теории и практике воспитания противоречия: между государственной и общественной потребностью в радикальном изменении воспитательной практики, наличием реальных предпосылок для ее преобразования и неготовностью большинства педагогических коллективов к использованию системных представлений о совершенствовании и обновлении процесса воспитания детей; между вероятностной сложноорганизованной природой воспитательных систем и жестко детерминированным, утилитарно-механистическим характером действий практиков и др. необычайно обостренных в условиях детского лагеря. Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей «Непоседы» - ставит во главу угла личность ребенка. Творчески работающие педагоги задумываются не только над тем, созданы ли условия для полноценного отдыха каждого ребенка в лагере, но и о том, насколько эти условия способствуют самореализации молодого человека, позволяют удовлетворить его внутренние потребности и устремления. Основу своей программы мы почерпнули в методиках коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов, О.С. Газман, С.Д. Поляков), творческого сотрудничества (Ш. Амонашвили, В. Матвеев, С. Соловейчик), глубинного общения (Г. Батищев), демократического разновозрастного взаимодействия детей (Л.В. Байбородова). Применяем в своей работе педагогический опыт В.И. Андреева «Педагогика творческого саморазвития». Реализация идей этих авторов в детско-взрослых сообществах не просто выявляет дополнительный педагогический потенциал, но и ориентирует на поиск нового содержания педагогического процесса детского лагеря, новых принципов в организации жизнедеятельности всего лагерного сообщества, новых подходов к обеспечению условий, необходимых для самоопределения и саморазвития личности. Чтобы воспитать информированных, думающих о сообществе граждан, не достаточно только говорить о демократических идеях, нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженого дерева, очищенного ручья, помощи ближнего… поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример. Реализуемая нами программа «Непоседы» рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Её направленность - социализация детей и подростков посредством познавательно-игровой, творческой, гражданско-патриотической и спортивно-оздоровительной деятельности в период каникул. В основу программы положены четыре ключевые концептуальные идеи, которые и предопределяют специфику реализуемой воспитательной модели.
Гражданско-патриотическое воспитание в рамках пришкольного лагеря, предполагает формирование основ знаний по праву, формированию правовой культуры и обучение проектной деятельности как универсальному средству реформирования и развития, поэтому выбранная форма детского самоуправления в лагере, в которой есть свой Президент со всеми своими полномочиями, свои министры, свои финансы является наиболее приемлемой. Дети не просто «играют во взрослых», они приобретают умения и навыки самоуправления, саморазвития, самореализации. (прил. № 4, 5) Структура самоуправления в лагере трёхуровневая.
Также для этой цели выбрано историческое направление «Изучаем историю!», где дети в игровых формах будут изучать историю нашей страны, края города и т.д. Во-вторых, наша оздоровительная программа разработана с максимальным учетом возрастных и психологических особенностей детей, деятельностно - практического потенциала их развития. Классными руководителями совместно с психологом школы собрана подробная информация на каждого ребёнка, в которой отражены особенности темперамента и характера ребёнка, его взаимоотношения в классном и школьном коллективах, особенности мышления, воображения, памяти. Эти данные учитываются при составлении плана работы, позволяют найти каждому ребёнку занятия по интересам, сделать отдых полезным, насыщенным, продуктивным. Наша школа – это большая, дружная семья, в которой старшие заботятся о младших, помогают им, добросовестно выполняют каждый свои обязанности. Поэтому и отношения между детьми в лагере – тёплые, доброжелательные. Периода адаптации и привыкания к новому коллективу нет, так как все дети хорошо знают друг друга, система взаимоотношений налажена, это позволяет полностью избежать как внутрилагерных так и внутриотрядных конфликтов в общении. В-третьих, мы стремимся оптимальным способом регламентировать физическую и умственную нагрузку детей, обеспечить реально выполнимый объем их занятости различными видами деятельности, создать, в целом, наиболее благоприятный для развития детей порядок дня, режим их труда и отдыха. С этой целью организованы математическое и филологическое направления, информационные технологии. Ребята с удовольствием смогут пополнить свои знания в математике, русском и английском языке, узнать больше о возможностях работы на компьютере. В нашей гимназии очень хороший школьный двор, на котором природа очаровывает своей красотой и неповторимостью, поэтому одним из основных направлений нашей воспитательной работы является экологическое. Для детей природа – это не просто окружающая среда, это часть жизни каждого ребёнка, часть его характера и души. Походы и экскурсии, организация работы на школьной экологической тропе – любимые занятия наших детей. Мы считаем, что главная задача системы отдыха детей в период каникул – пробудить у детей и подростков интерес к окружающему миру, желание побольше узнать и проанализировать постигнутое, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть добрыми, благодарными, отзывчивыми, зарядиться духовной и физической энергией. В–четвёртых, пришкольный лагерь позволяет обеспечить максимальную занятость активным отдыхом детей находящихся в трудной жизненной ситуации и социально – опасном положении, детей стоящих на внутришкольном учёте, детей из многодетных, малообеспеченных семей и т.д. Полноценное питание, витаминизация, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, работа школьного спортивного клуба «СПАРТА», позволяют значительно укрепить здоровье наших школьников, воспитать в них потребность к ведению здорового образа жизни. Нельзя представить полноценную работу лагеря без спортивного направления «Будущие олимпийцы» (прил. № 6). В начале и в конце лагеря дети проходят медосмотр, измеряется их рост, вес. При составлении плана работы учитывается группа здоровья ребёнка, его физические возможности. Мы стараемся развить не только силовые и скоростные качества детей, но и их выносливость, сплочённость. Немаловажным фактором является и психическое здоровье детей. Воспитатели и вожатые под руководством школьного психолога проводят минутки психологической разгрузки, игры и занятия на сплочение, психологические тесты и тренинги, изучают особенности личности, характера, темперамента детей. Слова «толерантность» и «толерантное поведение» стали нормой жизни каждого ребёнка. Принцип психологического комфорта в лагере складывается из:
Одним из условий здоровья ребенка является успешность его деятельности. Это достигается через создание для каждой возможности развиваться, соответственно, своим индивидуальным особенностям через личностно-ориентированный подход. Отношение к здоровью – один из основных показателей нравственности и гражданской зрелости человека. В этом смысле особой ценностью обладает педагогическая система знаний о защите от неблагоприятных для жизни природных факторов, поддержка физического и психологического здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий в практике образования и воспитания - один из путей сохранения и укрепления здоровья детей. Творческая деятельность наряду с потребностью к познанию служит основой развития личности и способствует развитию ее духовности. Не стоит забывать, что среди целого набора лекций, диспутов, бесед о здоровье наиболее важное место должны занимать ИГРЫ! В Конвенции о правах ребенка есть статья 31. Вот как она звучит: «Государства-участники признают право ребенка на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Слово «право» здесь понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил человека, как его узаконенную свободу на владение игрой — восьмым чудом света. Каждый ребенок, конечно, хочет быть лучше других. Главное — быть не хуже других. Только это избавляет его от комплекса не полноценности. Всегда ли помогает в этом отношении ребенку учение? Нет, не всегда. Игра — всегда. Замечательный врач Николай Амосов писал о том, что потребность в игре у детенышей и у взрослых — это имитация настоящих действий, вызывающих те же чувства. Пережить настоящие чувства, значит, почувствовать себя Человеком. В педагогике много назидания, риторики. У ребят выработался против них прочный иммунитет. Игра же несет пример для подражания: делай, как я, делай вместе со мной, делай лучше, чем я. Добрые человеческие качества и гражданское сознание вырабатывают у детей такими средствами, которые вполне отвечают естественным законам их развития. Лагерь — сам по себе есть большая, интересная игра. Что касается двигательных игр, то без них лето — не лето, жизнь — не жизнь. Если собрать все игры, что входили в нашу жизнь, — это и будет чистое доброе время жизни. Время, когда мы лучше всего понимаем и принимаем друг друга, когда бываем разными и нужными друг другу, что-то самозабвенно делаем, отдаем. I ![]() ЦЕЛЬ: Воспитание всесторонне развитой, свободной личности, способной ориентироваться в современном мире, развитие резервных возможностей детей и подростков через социальную адаптацию и самоопределение, воспитание лидеров, организаторов, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического, политического, культурного характера.Задачи программы:
III. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Э ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() IV. Возраст детей: Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Непоседы», рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, от 7 до 17 лет. V. Формы и методы реализации программы: Данная программа реализуется через использование групповых и индивидуальных форм работы, включающих практическую и теоретическую части, проведение бесед, экскурсии-похода, лабораторных работ, разработку социального проекта, реферата и т.д. 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
3. ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
4.: ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
5. ИНФОРМАЦИОНННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
6. НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:
7. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:
8. ОТ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ:
VI. Перечень организаторов программы: Заместитель директора по воспитательной работе; Педагогический коллектив: Педагог – психолог;
Программа «Непоседы» является составной частью Программы «Лето» МОУ гимназии №88, в которой конкретизируется деятельность педагогов, учащихся и родителей в летний период. Участники программы - дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет; педагогический коллектив МОУ гимназии №88, родительский комитет, инициативная группа детей школьного совета самоуправления. Преподаватели математики (2); Преподаватели русского языка (2); Преподаватели английского языка (5); Преподаватели информатики (2); Преподаватели физической культуры (3); Преподаватели начальных классов (9); Преподаватели истории (2)
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; - уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.
3. Культоросообразность воспитания:
4. Гуманизация межличностных отношений: - уважительное отношение между родителями и детьми; - создание ситуации успеха.
- организация жизнедеятельности учащихся в каникулярное время как одна из основ воспитательного процесса. 6. Дифференциация воспитания: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся. 7. Принцип открытости: - участие в процессе воспитания максимального количества социальных институтов и людей. 8. Непрерывность воспитания: - преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности в развитии ребенка. IX. Направления и виды деятельности:
X. Механизм реализации программы:
XI. Условия реализации программы:1. Нормативно-правовое обеспечение:
2. Материально-техническое обеспечение: 1. Площадки для проведения различных мероприятий. 2. Материалы для оформления и творчества детей. 3. Канцелярские принадлежности. 4. Аудиоматериалы и видеотехника. 5. Призы и награды.
3. Кадровое обеспечение:
4. Методическое обеспечение: наличие необходимой документации, программы, плана; проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены; коллективные творческие дела творческие мастерские индивидуальная работа тренинги деловые и ролевые игры и.т.д. XII. Режим дня лагеря: 8.20 – 8.40 – приём детей; 8.45 – зарядка; 9.00 - завтрак; 09.30 – занятия по группам; 10.20 – 12.20 – проведение мероприятий; 12.20 – 12.50 – прогулка, игры на свежем воздухе; 13.00 – обед; 13.30 – 14.10 – занятия в кружках; 14.10 – 14.20 – подведение итогов дня, дежурство по лагерю; 14.30 – уход домой.
следующая страница >> Смотрите также: Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей на базе моу гимназии №88
449.4kb.
2 стр.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей Нагорнова М. А., Директор оздоровительного лагеря
400.1kb.
3 стр.
Отчет о проделанной работе в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием
85.36kb.
1 стр.
Программа детского оздоровительного лагеря «Звездочка» при мбоу сош №9 с дневным пребыванием детей
441.5kb.
3 стр.
Программа по английскому языку «Funny English» для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
85.08kb.
1 стр.
Программа «крепыш» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
232.29kb.
1 стр.
Программа деятельности смены лагеря с дневным пребыванием детей «Регата Мечта»
519.29kb.
4 стр.
Му дод «Дом детского творчества» Проект лагеря с дневным пребыванием
74.48kb.
1 стр.
Отчет учителя биологии моу гимназии №32 города Калининграда
333.04kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Профильная смена «Экологическая тропа»
119.19kb.
1 стр.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №1 г. Зернограда Ростовской области на 2011- 2016 г г
371.64kb.
1 стр.
Программа развития моу гимназии №19 г. Королева Московской области 236.48kb.
1 стр.
|