Главная страница 1

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс

Муниципальное образовательное учреждение

«Железнодорожная средняя общеобразовательная школа №1»



Утверждаю:_______

Директор

«_____»__________20 г.


Согласованно:___________________ Зам. Директора по УВР «_____»__________20 г.

Рассмотрено на заседании МО

протокол №_____ от «_____»__________20 г.



Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий мир»

На 2011-2012 учебный год

Образовательная область: филология

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Учитель: Беклемешева Наталья Владимировна, Пешкова Оксана Владимировна

Количество часов в неделю по учебному плану: 4

Количество часов на 2011 -2012 год: 136

Составлен в соответствии с учебной программой (автор, название, год)

«Окружающий мир» А. А. Плешаков.

Сборник «Концепция и программы для начальных классов. «Школа России». Москва «Просвещение», 2008 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» автора А. А. Плешакова

Цели курса

Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:



  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.


Задачи курса:

  • Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

  • Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.

  • Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.

  • Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.


Общеучебные умения и навыки:

I. Организация учебного труда



  • Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.

  • Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

II. Работа с книгой и другими источниками информации



  • Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

  • Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

IV. Мыслительные умения



  • Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.

  • Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.

  • На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.

  • Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.

  • Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.

  • Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.

  • Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Период обучения

Количество часов

Диагностический и практический материал

1 четверть

18 часов

Практических работ – 4; экскурсий - 1

2 четверть

14 часов

Практических работ – 2; экскурсий – 1; тест - 1

3 четверть

20 часов

Практических работ – 3; тестов - 3

4 четверть

16 часов

Практических работ – 1; экскурсий – 2; тестов - 2

Итого:

68 часов

(2 часа в неделю)



Практических работ – 10; экскурсий – 4; тестов - 6





Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Где мы живём?

3

2

Природа

21

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

10

5

Общение

6

6

Путешествия

18




Итого:

68

Где мы живём? (3 часа)

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 час)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (10 часов)

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины посёлка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.

Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (10 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог)

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (6 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)



Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.



Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
В результате изучения окружающего мира учащиеся должны

знать:

  • сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;

  • основные сведения о своём городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

  • строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;

  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.


уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА




п/п

Тема урока

Практические работы

Стр.

ИКТ

Дата

1 четверть – 18 часов




Где мы живём? (3 часа)




1

Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём.




Уч.: 3-5

РТ: 3


Презентация из ресурсов Интернет




2

Россия – священная наша держава.




Уч.: 6-7

РТ: 3-4


Кроссворд по изученному материалу




3

Что нас окружает? Наше отношение к окружающему.




Уч.: 8-11

РТ: 5-6








Природа (21 час)




4

Живая и неживая природа.




Уч.: 12-15

РТ: 7-8


Презентация из ресурсов Интернет. Тест




5

Явления природы.




Уч.: 16-17

РТ: 9


ПТ: 3

Презентация




6

Как измеряют температуру?

Практическая работа № 1 «Измерение температуры»

Уч.: 18-19

РТ: 9-11


ПТ: 4







7

Что такое погода?




Уч.: 20-23

РТ: 12


ПТ: 5







8

В гости к осени.

Экскурсия № 1

Уч.: 24-25

РТ: 13


Слайд-шоу




9

Неживая природа осенью.




Уч.: 26-27

Презентация




10

Живая природа осенью. Перелётные птицы.




Уч.: 28-29

РТ: 13-14

ПТ: 6


Кроссворд




11

Звёздное небо.




Уч.: 30-33

РТ: 15


ПТ: 7

Мультимедийный диск «Астрономия детям»




12

Заглянем в кладовые Земли.

Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами»

Уч.: 34-37

РТ: 16


ПТ: 8







13

Про воздух




Уч.: 38-41

РТ: 17


Презентация




14

Вода в жизни человека




Уч.: 42-45

РТ: 18








15

Какие бывают растения?

Практическая работа № 3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав»

Уч.: 46-49

РТ: 19-20

ПТ: 9


Презентация из ресурсов Интернет.




16

Какие бывают животные?




Уч.: 50-53

РТ: 21-22

ПТ: 10-11


Презентация из ресурсов Интернет.




17

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.




Уч.: 54-61

РТ: 23-24









18

Дикорастущие и культурные растения

Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»

Уч.: 62-65

РТ: 25


ПТ: 12

Игра по изученному материалу




2 четверть – 14 часов




19

Дикие и домашние животные.




Уч.: 66-69

РТ: 26-27

ПТ: 13


Презентация из ресурсов Интернет.




20

Комнатные растения

Практическая работа № 5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями»

Уч.: 70-73

РТ: 28-29

ПТ: 14


Презентация из ресурсов Интернет.




21

Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Практическая № 6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка»

Уч.: 74-81

РТ: 30-32

ПТ: 15


Презентация из ресурсов Интернет.




22

Красная книга.




Уч.: 82-85

РТ: 33-34

ПТ: 16-17


Презентация из ресурсов Интернет.




23

Будь природе другом.




Уч.: 86-91

РТ: 34-35

ПТ: 18


Игра.




24

Обобщающий урок по теме «Природа». Тест № 1




Уч.: 92-93







Жизнь города и села (10 часов)




25

Город и село. Наш дом.




Уч.: 94-99

РТ: 36


Презентация из ресурсов Интернет.




26

Что такое экономика?




Уч.: 100-103

РТ: 37-38

ПТ: 19


Презентация из ресурсов Интернет.




27

Из чего что сделано?




Уч.: 104-109

РТ: 39-40

ПТ: 20


Презентация из ресурсов Интернет.




28

Строительство и транспорт. Виды транспорта.




Уч.:110-117

РТ: 41-45

ПТ: 21


Презентация из ресурсов Интернет. Кроссворд.




29

За покупками.




Уч.: 118-122

РТ: 4547


Игра по правилам поведения в магазине.




30

Культура и образование. Все профессии важны.




Уч.: 122-129

РТ: 48-50

ПТ: 22-24








31

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

Экскурсия № 2

Уч.: 130-133

РТ: 51-52

ПТ: 25


Слайд-шоу.




32

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.




Уч.: 134-137

РТ: 52-53



Кроссворд, игра.




3 четверть – 20 часов




33

Невидимые нити в лесу




Уч.: 138-139

РТ: 54


ПТ: 26







34

Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест № 2




Уч.: 140-141

Тест




Здоровье и безопасность (10 часов)




35

Строение тела человека.




Уч.: 3-9

РТ: 3-5


ПТ: 27

Презентация из ресурсов Интернет.




36

Если хочешь быть здоров




Уч.10-13

РТ: 5-7


ПТ6 28

Презентация из ресурсов Интернет. Внеклассное мероприятие.




37

Поговорим о болезнях.




Уч.: 14-17

РТ6 8-9


Презентация. Тест




38

Правила дорожного движения. Берегись автомобиля!

Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц»

Уч.: 18-25

РТ: 9-11


ПТ: 29

Игра.




39

Домашние опасности




Уч.: 26-28

РТ: 12-13









40

Пожар




Уч.: 29-31

РТ: 13-14

ПТ: 30


Презентация из ресурсов Интернет.




41

Лесные опасности




Уч.: 32-33

РТ: 15-18

ПТ: 31


Презентация из ресурсов Интернет.




42

Как нужно купаться?




Уч.: 34-35

РТ: 18-20

ПТ6 32


Внеклассное мероприятие.




43

Очень подозрительный тип




Уч.: 36-41

РТ: 20








44

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест № 3




Уч.: 42-43

Игра.




Общение (6 часов)




45

Наша дружная семья




Уч.: 44-49

РТ: 21


Творческие работы учащихся.




46

В школе




Уч.: 50-54

РТ: 22-23









47

Правила вежливости




Уч.: 54-57

РТ: 23-24

ПТ: 33


Игра из ресурсов Интернет.




48

День рождения

Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета»

Уч.: 58-61

РТ: 24-25

ПТ: 34


Тест по правилам этикета.




49

Мы – зрители и пассажиры.




Уч.: 62-65

РТ: 26


Игра.




50

Обобщающий урок по теме «Общение». Тест № 4




Уч.: 66-67







Путешествия (18 часов)




51

Посмотрите вокруг




Уч.: 68-73

РТ6 27-29



Презентация из ресурсов Интернет.




52

Для чего нужен компас?

Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу»

Уч.: 74-75

РТ: 29-32

ПТ: 35








4 четверть – 16 часов




53

Формы земной поверхности.




Уч.: 76-79

РТ: 32-33









54

Водоёмы




Уч.: 80-84

РТ: 34-35

ПТ: 36


Электронная энциклопедия «Атлас чудес»




55

В гости к весне.

Экскурсия № 3

Уч.: 84-89

РТ: 36-39

ПТ: 37








56

Путешествие по родной стране




Уч.: 90-93

РТ: 39-41

ПТ: 38


Заочная экскурсия




57

Что такое карта и как её читать?

Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты»

Уч.: 94-95

РТ: 41-43









58

Путешествие по Москве




Уч.: 96-99

РТ: 43-46



Заочная экскурсия




59

Московский Кремль




Уч.: 100-106

РТ: 46-49









60

Город на Неве




Уч.: 106-111

РТ: 49-52



Заочное путешествие




61

Путешествие по Оке




Уч.: 112- 115

РТ: 52-53

ПТ: 39








62

Путешествие по планете




Уч.: 116-127

РТ: 53-58



Слайд-шоу.




63

Страны мира




Уч.: 126-131

РТ: 59-60

ПТ: 40








64

Путешествие в космос




Уч.: 132-135

РТ: 60-61



Мультимедийный диск «Астрономия детям»




65

Впереди лето

Экскурсия № 4

Уч.: 136- 137

РТ: 62-64

ПТ: 41








66

Обобщающий урок по теме «Путешествия». Тест № 5




Уч.: 138-139

Презентация.




67

Итоговый тест № 6 за учебный год




ПТ: 42-47







68

Повторение и обобщение изученного







Игра.




КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


урока

Вид работы

По теме

24

Тест № 1

Природа

34

Тест № 2

Жизнь города и села

44

Тест № 3

Здоровье и безопасность

50

Тест № 4

Общение

66

Тест № 5

Путешествия

67

Тест № 6

За учебный год



ЛИТЕРАТУРА
Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 368 с.

Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2008, 144 с.


Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2008, 144 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010, 48 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2 класс,

Разработки уроков «Окружающий мир 1-3 кл.»

Мультимедийный диск «Астрономия детям»

Электронная энциклопедия «Атлас чудес»

МОУ «Железнодорожная СОШ №1»

Лист корректировки календарно-тематического планирования 20_ –20_ учебный год

Учитель: _____________

Предмет: _____________

Класс: _______________.



Содержание корректировки /тема урока

№ урока \ дата

Причина корректировки.


1.









Смотрите также:
Программа Окружающий мир 2 класс
302.5kb.
1 стр.
Рабочая программа (дополнительное образование) кружок «Зеленая планета» (расширение курса «Окружающий мир» ) для учащихся 7-8 лет
261.79kb.
1 стр.
Программа для начальной школы и 5 класса «Окружающий мир – глазами души»
210.46kb.
1 стр.
Уроках курса «Природоведение» и«Окружающий мир»
419.12kb.
3 стр.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" умк «Школа России» программа А. А. Плешакова "Мир вокруг нас". для 1 класса
247.09kb.
1 стр.
Тесты для проверки техники чтения Тексты для чтения
74.91kb.
1 стр.
Урок «Окружающий мир: Млекопитающие.» 1 «А» класс уч. Пенькова Е. А. Тема: Млекопитающие. Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельной основе. Цель
57.85kb.
1 стр.
Программа курса «Окружающий мир»
498.98kb.
2 стр.
-
5640.32kb.
15 стр.
«Волшебный мир кристаллов»
240.01kb.
1 стр.
«Формирование познавательного интереса младших школьников к предмету «Окружающий мир» средствами информационных технологий»
132.07kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Архангельская оош» Хохольского района на период 2011-2015 год
2225.27kb.
9 стр.