Главная страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


ГОСКОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРОГРАММА «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ»

РАБОТНИКИ ВУЗОВ И СТУДЕНТЫ


НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аналитическая записка
по результатам исследования

Научный руководитель программы

«Общественное мнение»

доктор экономических наук

А.А. Овсянников
Научный руководитель исследования

зав. кафедрой социологии

Харьковского университета

Е.А. Якуба

1991 г.


Работники вузов и студенты на этапе перехода к рыночной экономике. Аналитическая записка по результатам исследования, 1991 г.

Данная работа выполнена по программе, разработанной социологами Харьковского университета. В её обсуждении и доработке проекта инструментария приняли участие Кухтевич Т.Н., Гегель Л.А. – Московский университет, Синов В.В., Симонов В.С. – Ленинградский финансово-экономический институт, Купрейчик Г.В. – Белорусский университет, Ростовцев А.Н., Бабочкин П.И. – Рязанский радиотехнический институт, Мосин В.И. – Тульский политехнический институт.

В работе над аналитической запиской участвовали научные сотрудники лаборатории социологических исследований Харьковского университета: Арбенина В.Л., Белохвостикова И.Ю., Кизилов А.И., Навроцкий А.И., Темкин М.В., Филинская Л.В., Чернецкий Ю.А., а также Гегель Л.А. – ст. научн. сотр. проблемной лаборатории образования и воспитания студенческой молодежи МГУ, Синов В.В. – ст. научн. сотр. лаборатории экономики и социологии кадрового обеспечения Ленинградского финансово-экономического института, Луговцева Б.Ч., Саунина Г.Ю. – м.н.с. Социологического центра Саратовского политехнического института.

Общее редактирование работы осуществлено Е.А. Якубой и В.Л. Арбениной.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
РАБОТНИКОВ ВУЗОВ И СТУДЕНТОВ 6

§ 1.1. Представления о путях социально-политического развития общества: взгляды, оценки, мнения 6

§ 1.2. Особенности экономического сознания преподавателей,
сотрудников и студентов вузов 15

1.2.1. Пути и формы экономических преобразований


в представлениях студентов и сотрудников 15

1.2.2. Целесообразные формы социально-экономического


устройства общества: мнения и представления 20

1.2.3. Потребность, источники и формы использования


экономических знаний 27

§ 1.3. Нравственные ориентиры:


тенденции изменения в современных условиях 29
ГЛАВА 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ ВУЗА И СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 36

§ 2.1. Материальное положение вузовских работников и студентов 36

§ 2.2. В поисках дополнительного заработка 44

§ 2.3. Рыночная экономика: ожидания и тревоги 50

§ 2.4. Выбор места работы и сферы деятельности (планы и намерения) 56

§ 2.5. Личностные особенности и их влияние на способность


«вписаться» в рыночные отношения 60

§ 2.6. Социальный портрет будущих предпринимателей 63


Выводы 68

ВВЕДЕНИЕ
В условиях коренного, качественного изменения системы социально-экономических отношений особую актуальность приобретают исследования экономического сознания отдельных социальных общностей. По состоянию экономического сознания можно судить об уровне зрелости социальных групп, о понимании их представителями собственных экономических интересов, потребностей, об их отношении к новациям в экономической сфере, о готовности социальных групп, отдельных личностей участвовать в новых формах хозяйственной деятельности. В целом на основе анализа экономического сознания правомерно делать вывод о подготовленности тех или иных преобразований в экономической сфере. По экономическому сознанию работников вузов можно судить о степени их готовности к участию в рыночных структурах и взаимосвязях, в какой-то мере – о проблемах функционирования вуза в системе рыночных отношений, хозяйственной деятельности и социального обеспечения преподавателей, сотрудников, студентов.

Изучение экономического сознания предполагает выявление отношения к направлениям и формам экономических преобразований, путям выхода из экономического кризиса, отношения к рынку, развитию частного предпринимательства, экономических форм деятельности вуза. Такое исследование требует анализа факторов, оказывающих воздействие на состояние сознание, выявление, в частности, влияния старых и новых экономических структур, нового политического и социального мышления, бытующей социальной мифологии, стереотипов сознания, качеств личности, материального положения, управленческой деятельности и др.

Изучение экономического сознания связано с целым рядом трудностей. Экономические представления функционируют в реальном массовом сознании не в виде четких научных категорий, а в качестве обыденного сознания и отличаются нечеткостью, размытостью и неоднозначностью. В понятия «рынок», «собственность», «аренда» и т.п. вкладывается зачастую различное содержание.

Существует определенная разорванность между восприятием идей экономических преобразований и оценки явлений, связанных с их практической реализацией. Своеобразная раздвоенность экономического сознания дополняется противоречием между ориентациями и реальным поведением. Это проявляется, в частности, в определенной инфантильности, нежелании, а зачастую и неумении реализовать на практике новые формы экономической деятельности, одобряемые и принимаемые на вербальном уровне.

Противоречивость экономического сознания и поведения, в конечном счете, объясняется столкновением новых и старых форм экономического развития, противоречием прошлого и настоящего.

Изучая экономическое сознание вузовских работников, следует иметь в виду относительно меньшую включенность высшей школы в хозяйственные связи, нематериальность конечного продукта, финансирование основных программ за счет государственного бюджета и т.д.

Существенно воздействие на экономическое сознание оказывает общее кризисное состояние общества и его сознания. Как и другие формы сознания, экономическое сознание ныне отличается неустойчивостью, непоследовательностью, ситуационностью. Исследовать его должно только в динамике, на протяжении длительного времени. Поэтому общий замысел исследования состоял в том, чтобы проследить динамику изменения экономического сознания вузовских работников и студентов в зависимости от изменяющихся условий на разных стадиях осуществления хозяйственной реформы.

На состоянии сознания работников вузов сказывается их материальное положение, источники доходов, формы приработков. Поэтому материальное положение тоже было предметом нашего внимания.

В качестве одного из факторов, воздействующих на экономическое сознание, рассматривались и особенности, качества личности.

Анализ состояния экономического сознания в его связи с деятельностью, поведением в экономической сфере под углом зрения изложенных выше теоретических посылок является центральной задачей нашего исследования.

Исследованием было охвачено 35 вузов различных регионов нашей страны. Было опрошено 880 студентов II – IV курсов и 660 вузовских работников. В числе последних – 12% руководителей высшего и среднего управленческого звена (ректоров, проректоров, деканов, зав. кафедрами, руководителей научных подразделений), 24% профессоров, доцентов, ведущих и старших научных сотрудников, 10% представителей учебно-вспомогательного персонала. Таким образом, среди опрошенных представлены все основные группы вузовского коллектива.

Логическим продолжением проведенного изучения будет исследование «Высшая школа в условиях развития рыночных отношений», планируемое на осень 1991 года. Оно позволит нам, помимо специального анализа функционирования высшей школы как социального института, получить еще один срез экономического сознания вузовских работников.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
РАБОТНИКОВ ВУЗОВ И СТУДЕНТОВ

§ 1.1. Представления о путях социально-политического развития общества: взгляды, оценки, мнения


Углубление экономического кризиса, рост политической нестабильности, обострение противоречий между центральной властью и добивающимися суверенитета республиками являются сегодня, пожалуй, главными особенностями общественной жизни, вокруг которых формируются идеологические установки массового сознания. События последнего времени (шахтерские забастовки, реакции населения на экономические меры союзного Кабинета Министров, вооруженные конфликты в «горящих точках», непоследовательность Президентских решений и т.д.) ускорили эволюцию взглядов различных общественных групп в пользу рыночного пути развития в экономике и парламентской модели западного типа в сфере государственно-правового устройства.

Результаты опроса вузовской интеллигенции свидетельствуют, что количество сторонников создания общества, аналогичного капиталистическому, как среди студентов, так и преподавателей заметно возрастает. Если, еще полгода назад (результаты опроса в 1990 г.) за развитие по капиталистическому пути высказывалось 26% преподавателей, научных сотрудников и 34% студентов, то сегодня на него ориентированы соответственно 40 и 46% респондентов. Данный тип ориентации оказался преобладающим. Увеличение сторонников западной модели экономического устройства идет за счет «рекрутирования» из числа тех, кто, согласно данным предыдущего исследования, поддерживал так называемый «третий путь», предполагавший возможность соединения преимуществ социализма с хорошими сторонами капиталистической системы.

В таблице 1.1 приведены в динамике мнения опрошенных о мерах по преодолению экономического кризиса. Характерно, что по результатам опроса 1991 года, только 18% студентов и 2 % преподавателей полагаются на возможности новых форм хозяйствования, основанных на государственной собственности, а проведенный обмен денежных знаков лишил иллюзий о преимуществах конфискационной денежной реформы почти половины ее сторонников среди преподавателей (10% голосов «за» в 1991 году, по сравнению с 18% – в 1990 году). Следует отметить также возросшую поддержку среди работников вузов частного предпринимательства (56 и 44 % соответственно).

Таблица 1.1

Меры по преодолению кризисных явлений в экономике, %

Студенты

Меры

Работники вузов

1990 г.

1991 г.

1990 г.

1991 г.

17

18

Развитие новых форм хозяйствования
на основе госсобственности

26

26

13

9

Проведение конфискационной
денежной реформы

18

10

1

3

Усиление роли центральных органов власти

4

4

32

35

Предоставление иностранному капиталу свободы действий в экономике

19

26

59

62

Развитие частного предпринимательства

44

56

26

25

Наведение государственными органами
порядка в обществе

35

32

15

18

Отказ от государственного регулирования
цен и заработной платы

18

20

5

2

Нормирование распределения товаров

4

3

61

57

Передача земли в частную собственность

46

50

12

22

Усиление государственного контроля
за предпринимательской деятельностью

15

20

Как и в предыдущем опросе, доминирующим (особенно среди вузовской интеллигенции) является мнение о необходимости сохранения нашего государства как союзного, но при значительном расширении и укреплении суверенитете республик. Несколько меньше сторонников такого пути среди студентов. Почти каждый пятый среди них считает, что решение экономических проблем будет более успешным при условии выхода республики из Союза.

динамика изменения мнений такова, что часть сторонников сильных, суверенных республик в составе Союза среди преподавателей и сотрудников перешла в ряды сторонников изоляционистов, среди студентов, напротив, в ряды уповающих на укрепление центральной власти (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Условия успешного решения экономических проблем, %

Условия

Работники вузов

Студенты

1990 г.

1991 г.

1990 г.

1991 г.

При условии укрепления союзного государства, расширения полномочий центральных органов Союза

12

12

8

13

При условии суверенитета республики в Союзном государстве

70

63

55

49

При условии выхода республики из Союза ССР

9

13

22

22

Затрудняюсь ответить

6

9

14

16

Анализ массового сознания студенчества и работников высшей школы позволил зафиксировать четыре типа ориентаций на пути социально-экономического и политического развития советского общества.

I тип «консервативный» (соответственно и группу респондентов, отдавшую предпочтение строгому следованию социалистическому выбору, мы обозначили «консерваторами»).

II тип «умеренно консервативный» (кредо сторонников этого типа – сохранение основ социализма при использовании некоторых черт западного (капиталистического) общества).

III тип «умеренно радикальный» (носители ориентаций этого типа обуславливают возможности перехода к капитализму необходимостью сохранения преимуществ социалистической системы).

IV тип «радикальный» (студенты и преподаватели, однозначно голосующие за западную модель общественного развития без каких-либо ссылок на социалистические принципы).

Мы попытались выяснить, являются ли заявленные вербальные позиции устойчивыми мировоззренческими установками, качественная определенность которых обнаруживается в оценках респондентами некоторых социально-экономических проблем: пути выхода из кризиса, факторов торможения перехода к рынку, роли государства в регулировании занятости и доходов, перспектив жизни в рыночной структуре.

Среди представителей первого типа преобладают мужчины: среди студентов, отнесенных к этому типу, их 52%, среди преподавателей – 72%, последние – в возрасте преимущественно 51-60 лет. Что касается женщин, то среди них приверженцев социалистической идеи – наименьшее количество, по сравнению с другими типами ориентаций.

Если в целом по массиву переход к рыночным отношениям посчитали неприемлемым для нашей страны 9% студентов и 7% преподавателей, то среди тех, кто ориентирован на «консервативный» путь развития нашего общества, таких значительно больше – фактически каждый пятый.

Выход из экономического кризиса (табл. 1.3) видится «консерваторам» посредством развития новых форм хозяйствования на основе государственной собственности, наведения порядка и укрепления дисциплины, усиления государственного контроля за предпринимательской деятельностью. Абсолютно неприемлемой для данной группы респондентов является возможность отказа от государственного регулирования цен и заработной платы (лишь 3 и 4% опрошенных назвали этот способ преодоления экономических трудностей), а среди преподавателей – «консерваторов» - предоставление иностранному капиталу свободы действий в отечественной экономике (только 3% – за). Вместе с тем, каждый пятый работник высшей школы убежден в необходимости усиления роли центральных органов власти (для сравнения, среди студентов таковых оказалось не более 3%). Вообще следует отметить, что консервативно ориентированная часть вузовских работников демонстрирует более крайние (не хотелось бы здесь использовать термин – «экстремистские») взгляды, чем их единомышленники-студенты: за передачу земли в частную собственность – 19% студентов и только 9% – преподавателей, за свободу частного предпринимательства – 32% студентов и 11% преподавателей.

Таблица 1.3

Представления о путях выхода из экономического кризиса


в зависимости от социально-политических установок респондентов, %




Студенты

Сотрудники

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Развитие новых форм хозяйствования на основе госсобственности

54

36

10

9

77

40

6

9

Проведение конфискационной денежной реформы

16

15

6

5

15

14

10

7

Усиление роли центральных органов власти

3

5

2

3

21

3

3

1

Предоставление иностранному капиталу свободы действий в стране

16

13

39

46

3

14

30

40

Развитие частного предпринимательства

32

42

80

69

11

44

69

76

Наведение порядка, укрепление дисциплины

48

42

18

18

61

47

23

19

Отказ от государственного регулирования цен и заработной платы

3

13

20

22

4

15

24

27

Нормированное распределение товаров

3

4

2

1

4

15

3

2

Передача земли в частную собственность

19

41

68

65

9

29

66

74

Усиление государственного контроля за предпринимательской деятельностью

32

34

10

15

43

35

10

13

I – «консерваторы» («Нужно строго следовать социалистическому выбору, решительно избавляясь от деформаций социализма»);

II – «умеренные консерваторы» («Необходимо сохранить основы социализма, переняв некоторые черты капитализма»);

III – «умеренные радикалы» («Надо переходить к капитализму, сохранив некоторые черты социализма»);

IV – «радикалы» («Нужно создавать такое общество, как в развитых странах»).

Причины торможения перехода к рыночной экономике (табл. 1.4) консервативно настроенная часть вузовской интеллигенции усматривает главным образом в отсутствии четкой программы такого перехода, а также в политической нестабильности, обострении межнациональных противоречий. В то же время факт активного сопротивления структур командно-административной власти признает лишь каждый пятый из числа опрошенных. Еще «скромнее» оценивается тормозящее влияние на переход к рыночным отношениям структурных особенностей отечественной экономики с явно выраженным монополизмом крупных предприятий и доминированием оборонной промышленности. Лишь 8% работников высшей школы связывает мучительность процессов перестройки экономики с ее подчиненностью идеологическим догмам прошлых лет, тогда как аргументы, объясняющие проблематичность прорыночной ориентации, каждый третий респондент находит в исторической и культурной самобытности нашего общества (идея «особого пути»).

Таблица 1.4

Факторы торможения перехода к рыночной экономике, %



Студенты




Сотрудники

I

II

III

IV

I

II

III

IV

65

60

60

52

Отсутствие четкой программы, непоследовательность экономической политики

76

74

67

59

13

16

10

13

Исторические и культурные особенности нашего общества

32

15

7

8

19

29

43

46

Сопротивление
командно-административных структур власти

21

35

44

56

35

46

40

37

Неготовность хозяйственников к деятельности в условиях рынка

36

34

25

20

13

10

15

20

Подчиненность экономики идеологии

8

18

34

44

45

34

23

24

Политическая нестабильность, обострение межнациональных противоречий

31

29

18

13

23

22

21

19

Деятельность мафии по дестабилизации экономики

31

16

5

16

6

25

26

25

Структурные особенности отечественной экономики (монополизм, большая доля оборонной промышленности и т.п.)

11

25

29

32

19

33

36

40

Отсутствие правовой основы и юридических гарантий

16

20

27

35

Нужно отметить, что характерной чертой консервативного сознания является его обращенность к государству как фактору стабильности и порядка. Именно с сильной централизованной государственной властью «консерваторы» связывают свои надежды на эффективное решение экономических проблем.

Абсолютное большинство членов этой группы рассматривают государство в качестве гаранта эффективной занятости («Государство должно гарантировать работу каждому желающему»), а около трети рассчитывают на активную государственную политику в области регулирования (правильнее будет, ограничения) доходов граждан (табл. 1.5).

Таблица 1.5



Роль государства в регулировании занятости и доходов граждан, %

Студенты




Сотрудники

I

II

III

IV

I

II

III

IV

68

41

22

23

Государство должно гарантировать работу каждому желающему

59

38

24

20

19

38

55

49

Государство, не гарантируя работу, создает систему помощи в трудоустройстве

25

44

53

54

3

6

7

12

Государство гарантирует временно неработающим лишь пособие
по безработице

11

6

13

14

6

12

13

14

Трудоустройство – личное дело каждого

4

7

8

10

54

83

91

90

Каждый человек должен получать доход, соразмерный результатам своей деятельности, даже если речь идет о миллионах

56

69

81

91

26

12

3

3

Государство не должно допускать появления слишком больших различий в доходах

33

19

3

5

Достаточно мрачным представляются «консерваторам» их собственные перспективы в условиях рыночной экономики (табл. 1.6). Среди них наибольший удельный вес тех, кто ожидает падения реальных доходов, снижения жизненного уровня, возможности потерять работу. Каждый третий считает, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, стабильности в жизни неизбежны при переходе к рыночному хозяйству. Очевидно, что такие ценности западной цивилизации, как возможность жить в свободном обществе, изобилие потребительских товаров, освобождение от эксплуатации со стороны государства, возможность зарабатывать без ограничений, простор для предпринимательства, явно не прельщают консервативно настроенные группы вузовской интеллигенции.

Альтернативу «консервативному» типу ориентаций составляет тип «радикальный», приверженцы которого видят будущее страны в сообществе развитых индустриальных держав мира.

Сторонниками «радикального» пути являются около половины студентов обоих полов и, что существенно, в возрасте до 20-ти лет. Надо полагать, что эти как раз то новое поколение, которому и придется активно развивать рыночные отношения.


Таблица 1.6

Жизнь в условиях рыночной экономики:


оценка собственной перспективы, %

Студенты

Перспективы

Сотрудники

I

II

III

IV

I

II

III

IV

19

26

31

38

Возможность зарабатывать без ограничений

15

16

25

32

29

31

32

40

Простор для предпринимательства, творчества, инициативы

7

25

24

33

45

46

32

25

Потеря социальных гарантий (сокращение системы бесплатного жилья, медобслуживания, образования…)

61

47

27

25

32

31

23

16

Падение реальных доходов, снижение жизненного уровня

53

42

34

25

45

39

25

21

Возможность потерять (не найти) работу

24

23

18

13

13

22

35

45

Перспективы жить в свободном обществе

16

25

42

59

13

6

1

3

Возможность подвергаться эксплуатации со стороны частных собственников

11

7

1

3

9

15

20

22

Изобилие продовольственных и промышленных товаров

12

16

26

25

6

4

15

21

Освобождение от эксплуатации со стороны государства

7

9

23

21

35

35

22

20

Отсутствие уверенности в завтрашнем дне, стабильности в жизни

36

21

19

19

За признание рынка в качестве единственно возможного пути развития высказалось 44% студентов и свыше половины (59%) преподавателей из тех, кого мы отнесли к группе «радикалов». Их позиции в вопросе о способах преодоления экономического кризиса (табл. 1.3) предельно бескомпромиссны: подавляющее их большинство за развитие частного предпринимательства, за передачу земли в частную собственность, свыше 40% – за предоставление иностранному капиталу свободы действий в экономике. Абсолютно неприемлемо как средство нормализации экономического положения для них развитие новых форм хозяйствования в государственном секторе.

Следует заметить, что представления о содержании антикризисной политики у «радикалов» и тех, кто занимает более умеренные позиции («умеренные радикалы») практически совпадают.

Главными факторами торможения экономических преобразований (табл. 1.4) сторонники радикальных подходов считают сопротивление командно-административных структур власти, а также отсутствие четкой программы выхода из кризиса у руководства страны. Каждый пятый студент и каждый второй работник вуза неудачи в экономической сфере объясняют ее подчиненностью идеологическим догмам. На отсутствие правовой основы и юридических гарантий предпринимательства как причины экономической стагнации указали 40% студентов и 35% преподавателей. Примерно каждый третий респондент обратил внимание и на архаичную структуру советской экономики: монополизм производителей и господство военно-промышленного комплекса.

Идея сильного государства не популярна среди радикально настроенной интеллигенции высшей школы. По мнению 43% студентов и 59% преподавателей, решение экономических проблем будет наиболее успешным при условии усиления суверенитета республики в составе Союза, а каждый третий из числа студентов за выход республики из состава СССР и создание независимых государств. По мнению «радикалов», вмешательство государства в частную жизнь должно быть минимальным (табл. 1.5): около половины респондентов считают, что государство должно помогать своим гражданам в решении проблем трудоустройства и не должно ограничивать легально получаемые доходы (лишь 3% студентов и 5% преподавателей считают, что задача государства – сдерживать имущественную дифференциацию среди населения).

Группа радикально настроенных респондентов достаточно оптимистична в отношении собственных перспектив в обществе, основанном на принципах частного предпринимательства (табл. 1.4). Свыше трети опрошенных рассчитывают на возможность получения высоких заработков, примерно половина – рассчитывают жить в свободном обществе. Вместе с тем, нельзя не отметить достаточно трезвые, взвешенные оценки сложностей, которые сулит рыночная система: 25% и студентов, и преподавателей не исключают возможность потери социальных гарантий, снижения жизненного уровня (16 и 25%), работы (21 и 13%).

«Умеренно-консервативный» тип ориентаций представлен преимущественно мужчинами-преподавателями (60% опрошенных) и женщинами-студентами (56%). Возраст первых колеблется в пределах 31 – 50 лет.

Абсолютное большинство представителей данной группы (50% студентов и 58% преподавателей) рассматривают переход к рыночной экономике в качестве одного из возможных вариантов перестройки народного хозяйства. Отвергают идею рынка как таковую лишь 8% из числа студентов, 4% – преподавателей и сотрудников.

Следует отметить, что большинство ответов респондентов отличается взвешенностью, отсутствием крайних позиций. Это особенно заметно при анализе мнений о путях выхода из экономического кризиса. Так, например, свыше 40% студентов рассчитывает на наведение порядка, укрепления дисциплины и … развитие частного предпринимательства, проведение земельной реформы, в том числе, передачи земли в частную собственность.

Главными факторами торможения рыночных реформ, по мнению «умеренных консерваторов», являются: непоследовательность экономической политики, неготовность хозяйственников к деятельности в условиях рынка, политическая нестабильность, структурные особенности отечественной экономики.

Возможность вмешательства властей в сферу регулирования доходов населения абсолютное большинство опрошенных отвергает.

Как это ни покажется странным, придерживающиеся умеренно-консервативых ориентаций – наименее идеологизированная часть всего исследовательского массива. На наш взгляд, эта категория респондентов стоит на позициях здравого смысла, реально оценивая свои перспективы в условиях перехода к рынку.

Анализ ответов респондентов, которых мы отнесли, исходя из их ориентаций, к типу «умеренно-радикальных», свидетельствует об их практическом совпадении с группой «радикалов». По-видимому, различия в выборе опрошенными приемлемой модели социально-политического устройства обусловлены исключительно семантическими нюансами, которые не фиксируются в иных рубриках исследовательского инструментария.

За исключением этой последней проанализированной нами группы все остальные характеризуются достаточно четким соответствием их взглядов выбранной модели социально-политического развития страны.

Так, сторонники социалистического выбора (не способные «поступаться принципами») идентифицируют приемлемую для них модель социального устройства с привычным набором «преимуществ» традиционного советского общества: господство государственной собственности, централизованное управление экономикой, наведение порядка и укрепление дисциплины, жесткие правила, регулирующие поведение предпринимательских групп. Трезво оценивая перспективы собственного существования в условиях рынка, «консерваторы» апеллируют к государству, как гаранту полной занятости и имущественного равенства. Таким образом, антирыночная ориентация и уравнительные взгляды – основные индикаторы консервативного сознания. Можно полагать, что в зависимости от ситуации эта группа будет, с той или иной степенью активности, противодействовать инновациям в экономике и политике, хотя, и это следует специально подчеркнуть, доля «консерваторов» среди работников и студентов высшей школы имеет тенденцию к снижению.

Как уже было отмечено, преобладающим типом ориентаций в нашем исследовании оказался «радикальный» тип (в совокупности с приверженцами «умеренно-радикальной» модели доля тех, кто выступает за построение общества, аналогичного западному, превышает 50%). Позиции радикалов однозначно «прорыночные»: развитие частного предпринимательства, приватизация средств производства, включая землю, свобода действий иностранного капитала. Препятствия, лежащие на пути строительства рыночной экономики, радикально настроенная часть студенчества и работников высшей школы усматривает в сопротивлении командно-административных институтов власти, в идеологизации хозяйственной жизни, в архаичности экономических структур.

Условие быстрого, эффективного решения экономических проблем – суверенизация республик. Государству в будущей системе сторонники данного типа отводят роль амортизатора неизбежных социальных и экономических издержек, защиты мало обеспеченных социальных слоев. Нравственный идеал «радикалов» – свободный человек (экономически и социально) в свободном обществе.

«Умеренные консерваторы» – группа опрошенных, стоящая на центристских позициях, совмещающих необходимость качественных изменений в экономике с укреплением порядка и дисциплины в обществе. На наш взгляд, когда реализация экономических реформ из сферы формирования целей будет перенесена в область практической политики, число сторонников умеренных взглядов может возрасти за счет пополнения из радикальной (умеренно-радикальной) части политического спектра.

§ 1.2. Особенности экономического сознания преподавателей,
сотрудников и студентов вузов


следующая страница >>

Смотрите также:
Общественное мнение
1011.66kb.
7 стр.
Программа «общественное мнение»
1659.16kb.
7 стр.
Программа «Общественное мнение»
138.66kb.
1 стр.
Кафедра связей с общественностью
65.92kb.
1 стр.
Глобальное изменение климата: кто виноват? и что делать? А. Б. Вебер
281.54kb.
1 стр.
Активное позиционирование библиотеки как центра общения молодых
60.7kb.
1 стр.
Методы сбора информации в социологии: эксперимент, опрос и интервью, наблюдение, использование статистики и документов
33.61kb.
1 стр.
Дмитрий Шостакович
73.31kb.
1 стр.
Отчет о деятельности Гражданского форума Уральского федерального округа в 2010 г
1314.68kb.
8 стр.
Программа проблемного организационно деятельностного семинара
25.91kb.
1 стр.
Рабочая программа История России. Раздел I. Возникновение и развитие Древнерусского государства Тема I. Русь Древняя. № п/п Тема урока Основное
94.87kb.
1 стр.
Общественное сознание как фактор демократизации: количественные и качественные оценки
127.93kb.
1 стр.