Главная страница 1страница 2страница 3

Форма Альбома форм документов СМК

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

_______________ Е.С. Пенчук

«_____» ________________ 2009 г.


Инновационный МЕНЕДЖМЕНТ
Рабочая программа дисциплины

Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»
Кафедра «Менеджмент»

Курс

IV




Форма контроля:

Семестр

VII




VII семестр - экзамен

Лекции

34 час.







Практические занятия

34 час.







Самостоятельная работа

80 час.







Всего

148час.








НОВОСИБИРСК

2009

Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

Программу разработала:

Чередникова Людмила Евгеньевна,

канд.экон.наук., доцент, профессор кафедры «Менеджмент»

Программа одобрена на 2009-2010 учебный год на заседаниях кафедры «Менеджмент» (Протокол № 1 от «01» сентября 2009г.), и Научно-методического совета (Протокол № ___ от ______________ 2009 г.).

Зав. кафедрой

канд.экон.наук, доцент _____________________Л.Е.Чередникова

Действие программы продлено на ____________ учебный год со следующими изменениями (без изменений)____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки по специальности 080507.65 - «Менеджмент организации».

В соответствии с основной образовательной программой САФБД дисциплина «Инновационный менеджмент» должна содержать:



    • тенденции и разновидности развития,

    • управление развитием;

    • нововведения как объект инновационного управления;

    • инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты;

    • организация инновационного менеджмента;

    • разработка программ и проектов нововведений;

    • создание благоприятных условий нововведений;

    • формы инновационного менеджмента;

    • инновационные игры;

    • прогнозирование в инновационном менеджменте;

    • инновационный менеджмент и стратегическое управление.


1.1. Цели и задачи учебной дисциплины
Курс «Инновационный менеджмент» является дисциплиной специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

Предметом курса «Инновационный менеджмент» являются принципы, концепции, функции, методы и механизмы управления инновационными процессами на уровне государства, региона, организации. Современный этап развития общества, который получил название «экономика, основанная на знаниях», характеризуется динамизмом всех процессов, большим количеством разработок и инноваций, изменяющих общество, а информационные технологии позволили компаниям производить кастомизированные продукты, что перевело конкурентную борьбу на качественно новый уровень. Осуществляемая в России радикальная экономическая реформа требует высокого уровня подготовки менеджеров, их знание и владение ими методов и механизмов управления нововведениями, обеспечивающих конкурентоспособность организации в долговременной перспективе.

Изучение этого курса обеспечит студенту овладение знаниями, умениями и навыками планирования, организации, координации, контроля и регулирования, мотивации и руководства инновационными процессами.

Целью изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» является формирование у слушателей современных подходов к бизнесу и управлению изменениями в организациях и территориальных образованиям, которые ориентированы на наукоемкую продукцию и услуги, получение ими управленческих и правовых знаний в области инновационной деятельности.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:



    • формирование у студентов инновационного мышления, необходимых знаний и навыков для решения практических задач развития бизнеса в условиях турбулентности внешней среды;

  • обоснование важности и необходимости непрерывного поиска возможностей нововведений в организации, как основы устойчивого развития и обеспечения эффективности бизнеса;

  • представление современного уровня знаний в области создания и внедрения нововведений;

  • ознакомление с отечественным и зарубежным опытом управления инновационной деятельностью в компаниях;

  • формирование навыков разработки и реализации инновационных проектов и работы в проектных группах;

  • обеспечение понимания слушателями важности в необходимости правовой защиты созданной интеллектуальной собственности (изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, баз данных и других ее видов);

  • привлечение внимания к дополнительным возможностям бизнеса за счет обладания компанией объектами интеллектуальной собственности: промышленными образцами, оригинальным товарным знаком, фирменным наименованием.

Профессиональная подготовка современного менеджера должна включать три основных направления:

– общую экономическую подготовку;

– фундаментальную теоретическую подготовку по современным концепциям менеджмента, где инновационному и антикризисному менеджменту принадлежит особая роль, как областям знаний, практические разработки которых направлены на предупреждение кризисных ситуаций;

– углубленную специализацию по управлению инновационными процессами в соответствующей специализации менеджмента (административный менеджмент, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент).

Роль учебной дисциплины в подготовке бакалавров и специалистов обусловлена тем, что менеджеры несут ответственность за эффективное функционирование фирмы, ее обновление и адаптацию к высококонкурентной внешней среде и активно участвуют в управлении инновационными процессами как на уровне организации, бизнес-процессов и сфер деятельности, так и на уровне подразделения и отдельного рабочего места, поэтому и участвуют в формировании системы управления организацией. Знание методологии и технологии управления инновационной деятельностью, опыта успешно работающих компаний и организаций-банкротов создает условия для разработки уникальной стратегии, своевременной адаптации всех подсистем фирмы, реализующих стратегию.

В курсе изучаются формы и модели инновационного менеджмента, факторы эффективности нововведений, технологии управления инновациями, начиная от этапа генерирования идей до этапа их материализации и коммерциализации в виде новых продуктов/услуг, технологий, организационных изменений.



Учебная задача. Обеспечить усвоение студентами знаний в области методологии инновационного менеджмента, сформировать системное мышление, позволяющее эффективно решать практические задачи в области управления инновационными процессами в организации в соответствии с ее отраслевой спецификой и научно-техническими тенденциями развития общества.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» опирается на теоретические основы следующих дисциплин: «Философия», «Основы менеджмента», «Экономика организаций», «Экономическая теория», «Теория организации», «Организационное поведение», «Управленческие решения» и др.

Знания, полученные студентами при изучении курса «Инновационный менеджмент», используются при выполнении курсовых работ и проектов, дипломных проектов, в дальнейшей практической деятельности.

Учебная дисциплина «Инновационный менеджмент» в структуре основных образовательных программ относится к циклу специальных дисциплин.


1.2. Требования к уровню освоения дисциплины
По окончанию изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» студент должен:

иметь представление:

    • о тенденциях и разновидностях развития,

    • о принципах управления развитием;

    • о сущности нововведений;

    • о возникновении, становлении и основных чертах инновационного менеджмента;

    • о принципах организации инновационного менеджмента;

    • о содержании процессов разработки программ и проектов нововведений;

    • о подходах к созданию благоприятных условий нововведений;

    • о формах инновационного менеджмента;

    • об инновационных играх;

    • о прогнозировании и принципах разработки инновационных стратегий;

знать:

  • формы развития, индикаторы и факторы экономического роста;

  • тенденции и направления мирового экономического развития;

  • факторы устойчивого развития и формы развития организаций;

  • различные определения понятия «инновация», характеристики инновации;

  • модели инновационного цикла и закономерности инновационных процессов;

  • особенности инновационного менеджмента и его роль в развитии организации;

  • формы инновационного менеджмента;

  • современные концепции развития организации, особенности обновляющихся компаний;

  • взаимосвязь стратегического управления и инновационного менеджмента, прогнозирование тенденций научно-технического развития;

  • виды инновационных стратегий и условия их реализации;

  • организационное обеспечение инновационной деятельности;

  • значение инновационных программ и проектов и их место в системе управления нововведениями на предприятии и в организации;

  • особенности инновационных программ и проектов, их структуру и порядок разработки;

  • критерии отбора проектов и содержание экспертизы проектов;

  • методы оценки риска при осуществлении проектов;

  • методы оценки программ и проектов;

  • различия между рутинным бизнес-процессом и инновационным процессом;

  • содержание научно-технического потенциала организации;

  • новую роль персонала в компаниях, осуществляющих целенаправленные продуктовые, технологические, организационные и др. изменения;

  • подходы к организации деятельности и стимулированию персонала, участвующего в инновационных процессах;

  • методы мотивации персонала по созданию и реализации новшеств; способы преодоления сопротивления персонала осуществляемым изменениям;

  • требования к руководству инновационных фирм;

  • практику деятельности руководителей организации с точки зрения достижения инновационных целей;

  • опыт передовых компаний в области управления персоналом;

  • роль интеллектуальной собственности в экономическом и социальном развитии общества;

  • объекты права интеллектуальной собственности;

  • роль промышленной собственности в достижении стратегических целей и обеспечении конкурентоспособности организации;

  • принципы охраны объектов интеллектуальной собственности в России и за рубежом;

  • особенности рынка научно-технической продукции;

  • особенности маркетинговых исследований на различных этапах создания новой продукции;

  • порядок использования в коммерческой деятельности объектов промышленной собственности;

уметь:

  • выделять факторы эндогенного и экзогенного, а также экстенсивного и интенсивного развития;

  • использовать знания форм развития при определении миссии организации и выработки стратегии ее достижения;

  • оценивать масштабы будущих инноваций;

  • выявлять конкретные общественные потребности и предлагать проекты создания необходимых инноваций;

  • определять и оценивать источники развития;

  • оценивать жизненные циклы спроса, продуктов и технологий;

  • оценивать характер поведения фирм на разных этапах жизненного цикла продукта;

  • применять на практике основные положения управления технологическими разрывами;

  • разрабатывать предложения по продлению жизненного цикла продукции (технологии) для организации;

  • строить S-образные логистические кривые жизненных циклов продукции и технологии;

  • выявлять инновационные возможности для предприятий и организаций;

  • оценивать существующее состояние отрасли, в которой действует предприятие;

  • определять направления развития инновационной деятельности предприятия;

  • формулировать функции и основные обязанности инновационного менеджера в современной компании;

  • анализировать внешнюю среду организации с точки зрения поиска инновационных возможностей;

  • осуществлять и обосновывать выбор вида инновационной стратегии для конкретного предприятия;

  • использовать теорию инновационных игр для определения порядка действия участников (конкурентов) и возможных выгод и потерь при решении вопроса о выводе на рынок новой продукции;

  • выделять основные виды работ по разработке и реализации проекта;

  • формировать систему финансирования проектной деятельности;

  • разрабатывать и обосновывать инновационные проекты;

  • осуществлять экспертизу проектов;

  • разрабатывать сетевой и календарный графики реализации инновационного проекта

  • оценивать научно-технический и инновационный потенциал организации;

  • формулировать принципы реализации кадровой политики в инновационной деятельности;

  • определять направления стимулирования различных групп работников в организации;

  • использовать в практической деятельности положения федеральных законов по охране интеллектуальной собственности и предлагать варианты решений в зависимости от конкретной ситуации;

  • применить на практике методы оценки объектов промышленной собственности;

  • тенденции развития патентно-лицензионной торговли на мировом рынке;

  • особенности и структуру лицензионного договора;

  • факторы, повышающие и понижающие цену лицензии на изобретение;

  • определять направления использования в коммерческой деятельности объектов промышленной собственности

  • формировать стратегию ведения переговоров по реализации прав на объекты промышленной собственности;

  • разрабатывать комплекс мер по реализации изменений в организации;

владеть навыками:

    • анализа и формулировки тенденций научно-технического развития и выявления возможностей развития организации;

    • оценки технико-экономических показателей новшества;

    • проведения анализа потенциала организации и конкурентной среды и обоснования выбора инновационной стратегии предприятия;

    • оценки потенциала нового продукта и его рыночной ценности;

    • разработки комплекса мероприятий по организации разработки нового продукта.

    • разработки отдельных разделов инновационных программ и проектов;

    • применения различных методов оценки и отбора программ и проектов;

    • подготовки предложений созданию организационных условий для инноваций;

    • формирования проекта направлений развития научно-технического потенциала организации.

    • общения с научно-техническими сотрудниками, творческими работниками;

    • разработки вариантов материального и морального стимулирования работников научно-технической сферы;

    • работы с патентной информацией;

    • составления основных разделов договора на продажу или покупку объектов промышленной собственности;

    • конструировать систему управления инновационными процессами в организации;

    • проектирования систем стимулирования персонала, участвующего в инновационной деятельности, и выявления мотивационных типов персонала;

    • контроля этапов работ по внедрению инноваций в соответствии с календарным графиком реализации проектов и программ;

    • выработки собственного стиля руководства в зависимости типа инноваций и уровня сопротивления персонала изменениям;

    • формирования (проектирования) коммуникаций в инновационной системе, организации коммуникаций, определения и устранения препятствий обмену информацией между участниками инновационного процесса;

    • разработки альтернативных вариантов новшеств и их оценки;

    • управления проектной группой;

    • проведения оценки эффективности инновационной деятельности;

    • аналитической обработки научно-технической и экономической информации для принятия инновационных стратегических и тактических решений;

    • проведения совещаний, деловых игр по генерированию идей, разработке и оценке новшеств;

    • оформления результатов аналитической работы, презентации проектов и программ.


1.3. Виды занятий и методики обучения
Основными организационными формами обучения являются: лекции, практические занятия по обсуждению проблемных вопросов инновационного менеджмента, текущая самостоятельная работа по разработке курсовой работы.

Теоретическое обучение (лекции) организуются с использованием демонстрационного материала. Практические занятия проводятся в аудиториях, оснащенных компьютерной и мультимедийной техникой для работы с программными информационными системами, демонстрации схем и графиков, другого иллюстративного материала, использования обучающих тестов. Их цель – с помощью аудиовизуального представления ситуаций закрепить теоретические положения курса и обеспечить формирование практических навыков использования теоретического материала в процессе диагностики ситуации, оценки научно-технического и инновационного потенциала организации, разработке инновационной стратегии, программ и проектов и соответствующего комплекса мероприятий по их реализации. Используются следующие формы практических занятий: сообщения по теме, дискуссии, анализ конкретных ситуаций и кейсов, разработка учебных программ и проектов, их презентация и экспертиза.

Основными методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, методы активного обучения с помощью конкретных ситуаций, кейсов и т.д., что обеспечивает активное участие студентов в процессе изучения концепций, моделей и технологий инновационного менеджмента.

1.4. Виды и формы контроля
Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами основных положений дисциплины включает следующие виды контроля:

входной контроль проводится с целью проверки базовых экономических знаний и знаний в области основ менеджмента;

текущий контроль проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. Текущий контроль осуществляется в ходе самостоятельного решения студентами ситуационных задач и кейсов, заданий по каждой теме, а также посредством регулярного тестирования на ПК (электронная версия тестов формируется преподавателем);

итоговый контроль в форме экзамена (VII семестр) предусматривается по завершении учебного курса. На экзамене определяется уровень усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине в целом, качество сформированных у них базовых знаний, умений и навыков в объеме требований программы. Экзамен проводится в форме тестирования.



РАЗДЕЛ II. Тематический план

(Распределение часов)



Наименование тем




Всего

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Тема 1. Тенденции и разновидности развития. Управление развитием

12

2

2

8


Тема 2. Содержание инновационного менеджмента

16

4

4

8


Тема 3. Развитие продуктов и технологий

16

4

4

8


Тема 4. Интеллектуальная собственность в системе инновационного менеджмента

16

4

4

8


Тема 5. Рынок научно-технической продукции

16

4

4

8


Тема 6. Организация инновационного менеджмента

17

4

4

9


Тема 7. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

15

4

4

7


Тема 8. Управление инновационными проектами

16

4

4

8


Тема 9. Персонал организаций в инновационной деятельности

13

2

2

9


Тема 10. Создание благоприятных условий нововведений

11

2

2

7


Итого:

148

34

34

80


РАЗДЕЛ III. Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Тенденции и разновидности развития. Управление развитием
Определение понятия "развитие". Формы развития. Экзогенное и эндогенное развитие. Эволюционное и революционное развитие. Интенсивное и экстенсивное развитие.

Экономический рост как основа социально-экономического развития общества. Индикаторы и факторы экономического роста. Глобальная конкуренция как фактор экономического развития. Экономика, основанная на знаниях – современный этап развития общества.

Устойчивое развитие. Содержание и цели концепции устойчивого развития.

Мировые тенденции развития науки и техники, результаты их влияния на воспроизводственную структуру хозяйства. Наукоемкие технологии. Изменения в содержании и производительности труда.

Развитие организаций. Инновации как фактор развития современной организации. Отличия стабильного бизнес-процесса от инновационного процесса. Управление развитием.
Тема 2. Содержание инновационного менеджмента

Нововведения как объект инновационного управления. Определение понятий "инновация" или "нововведение". Основные черты нововведений: рыночная и научно-техническая новизна. Прио­ритет рыночной новизны. Нововведения в узком и широком смысле.

Источники нововведений и инновационный процесс. Модели инно­вационного процесса: инновационный цикл, кибернетическая модель инновационного процесса. Этапы инновационного цикла: наука (фундамен­тальные и прикладные исследования, проектно-конструкторские рабо­ты), производство (опытное производство и собственно производство продукции) и потребление (реализация и эксплуатация новшества). Характеристики инновационного цикла. Времяемкость инноваций. Скорость диффузии нововведений. Непрерывность инновационного про­цесса.

Классификация инноваций. Поддерживающие и подрывные инновации. Примеры инноваций. Экономические и социальные результаты ин­новаций.

Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты. Концепция инновационного менеджмента. Определение понятия «инновационный менеджмент». Характеристика инновационной деятельности. Особенности инновационного менеджмента на современном этапе.

Тема 3. Развитие продуктов и технологий
Понятие технологии. Разнообразие технологий. Классы важнейших технологий ХХI века.

Жизненные циклы продукта и технологии, их взаимосвязь с экономическими результатами работы организации. Меры по продлению жизненного цикла продукта.

Понятие «технологический разрыв». Зависимость между затратами на улучшение продукта или процесса и полученными при этом результатами. Объективные пределы развития технологий. Управление технологическими разрывами. Труд­ности определения момента перехода предприятия на новую техноло­гию. Перечень факторов, учет которых необходим для решения вопро­са о переходе на новую технологию. Действия фирм в пе­риод приближения к пределу своей технологии (технологическому разрыву). Преимущество «наступающих».

Тема 4. Интеллектуальная собственность в системе инновационного

Менеджмента
Интеллектуальная собственность как объект международного права. Международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности

Объекты авторского и смежного права. Особенности правовой охраны программ для ЭВМ и баз данных.

Объекты промышленной собственности. Изобретения. Ноу-хау. Полезные модели. Промышленные образцы. Правовая охрана топологий интегральных микросхем. Товарные знаки и знаки обслуживания. Фирменные наименования. Наименования места происхождения товара. Пресечение недобросовестной конкуренции. Роль патентных поверенных в защите промышленной собственности.

Тема 5. Рынок научно-технической продукции

Научно-техническая продукция и ее виды. Характеристика рынка инноваций.

Вступление мирового сообщества в период глобального рынка и экономическое соперничество стран. Коммерческая ценность нововведений. Роль патентно-лицензионной торговли на мировом рынке.

Патентно-лицензионная политика предприятия. Особенности патентования разработок за рубежом. Два вида деятельности предприятий по использованию научно-технических достижений: ис­пользование нововведений в собственном производстве и продажа ре­зультатов инновационной деятельности.

Этапы разработки новых продуктов и особенности маркетинговых исследований на каждом этапе.

Реализация научно-технической продукции, трансферт технологий. Структура договора на передачу прав на объекты промышленной собственности (лицензионного договора).

Формы платежей по лицензионному договору: платежи по роялти, паушальный платеж. Подходы к определению цены научно-технической продукции (на примере изобретений).

Тема 6. Организация инновационного менеджмента

Новые тенденции в деятельности и развитии организаций. Маркетинговая концепция развития организации и концепция «технологического проталкивания».

Про­изводство мирового класса. Технологически эффективное предприя­тие. Новая концепция превосходства. Факторы успеха нововведений.

Инновационная организация - предприятие XXI века.

Формы инновационного менеджмента.

Поведение фирм на рынке. Характеристика предприятий по типу стратегического конкурентного поведения: виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты. Инкубаторские организации. Венчурные фирмы. Малый бизнес в научно-технической деятельности. Изобретатели и исследо­ватели-одиночки.

Источники инновационных возможностей: неожиданное событие, несовпадение между реальностью и ее оценками, потребности производственного процесса; изменение в структуре отрасли и рынка, демографические изменения, новое знание, изменения в восприятии потребителей. Новые возможности российских предприятий.
Тема 7. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Прог­нозирование в инновационном менеджменте.

Стратегический подход – основа инновационного менеджмента. Оценка конкурентной позиции организации на рынке. Понятия научно-технического и инновационного потенциала организации. Оценка инновационного потенциала и инновационной активности организации. Анализ инновационного климата организации.


следующая страница >>

Смотрите также:
Программа дисциплины Специальность 080507. 65 «Менеджмент организации» Кафедра «Менеджмент»
386.62kb.
3 стр.
Программа дисциплины Институциональная экономика
393.7kb.
3 стр.
Программа дисциплины игровое моделирование деятельности предприятия для направления 080500. 62 «Менеджмент»
88.33kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление проектами Специальность: «Менеджмент организации»
1851.42kb.
9 стр.
Рабочая программа дисциплины
1230.05kb.
12 стр.
Специальность: 080507. 65 Менеджмент организации
109.97kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине муниципальный менеджмент Специальность 080507. 65 «Менеджмент организации»
604.15kb.
6 стр.
Программа дисциплины. Бухгалтерский Учет для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» подготовки специалиста
143.78kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Культурология»
602.33kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Корпоративный контроллинг и управление затратами специальность 080507. 65 «Менеджмент организации»
681.36kb.
4 стр.
Учебная программа по дисциплине «управленческие решения» Специальность: 080507 Менеджмент организации
165.04kb.
1 стр.
Примерная программа наименование дисциплины Экономика организации
234.75kb.
1 стр.