Главная страница 1
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Игровое моделирование деятельности предприятия

для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, специальности 080507.65 – «Менеджмент организации» подготовки специалиста

Автор: доцент Пронин А.З.

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Менеджмент» Управление проектами

Председатель Зав. кафедрой

Филонович С.Р.

__________________________ __________________________

" " 200 г. " " 200 г.

Утверждено УС факультета

менеджмента

Ученый секретарь

__________________________

" " 200 г.


Москва 2006

Введение
Активные формы обучения во всем мире признаны наиболее эффективными. Важное место среди них занимают компьютерные деловые игры. Опыт применения компьютерных деловых игр показывает, что те, кто преуспевает в виртуальном игровом пространстве, прекрасно ориентируется и в реальном бизнесе. Данный курс предполагает использование деловой игры «БИЗНЕС-КУРС: корпорация ПЛЮС». Эта игра отвечает мировым стандартам по управлению фирмой и, в то же время, учитывает российское законодательство. Ее суть - управление экономическим объектом, деятельность которого имитирует компьютер. Программа «БИЗНЕС-КУРС» получила гриф Министерства образования РФ «Рекомендовано в качестве учебного пособия для высших учебных заведений экономического профиля.

Коллективный вариант игры предназначен для проведения групповых занятий в компьютерном классе под руководством преподавателя. Участники коллективной игры разбиваются на команды, каждая из которой руководит своей фирмой, конкурируя с другими командами (фирмами) на рынке готовой продукции.

Цель курса «Моделирование деятельности предприятия» - формирование у студентов представления о предприятии как целостной социально-экономической системе, выработка умений и навыков, комплекса знаний, позволяющих эффективно управлять предприятиями с учетом меняющейся ситуации. В курсе «Моделирование деятельности предприятия» используются знания и умения, приобретенные студентами на протяжении всего обучения в бакалавриате.

В результате прохождения дисциплины «Моделирование деятельности предприятия» студенты должны проявить умение:



  • развертывать деятельность предприятия и получать первую прибыль;

  • формировать стратегию развития предприятия;

  • управлять предприятием в условиях инфляции, являющейся характерной чертой нынешней российской экономики;

  • решать вопросы, связанные с эффективностью инвестиционных проектов, связанных с приобретением и списанием оборудования;

  • принимать решения по оплате труда, найму и увольнению рабочей силы, приобретению и продаже сырья, изменению объемов производства;

  • выбора направления долгосрочных инвестиций;

  • выбора источников финансирования долгосрочных инвестиций;

  • управления оборотными активами и, прежде всего, денежными средствами.

  • и др.

1.Тематический план дисциплины








Название темы





Всего часов





Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа



Лекции

Сем. и практ. занятия

1


«БИЗНЕС-КУРС: корпорация ПЛЮС»

16


0

4


12


2

Моделирование деятельности предприятия

76

0

20

56

3

Основные решения, принимаемые в игре. Формирование и взаимосвязь показателей деятельности предприятия

16

0

4

12




ИТОГО

108

0

28

80



2. Формы контроля


Игра проходит с месячным шагом. В каждом плановом периоде (месяце) компьютерная программа представляет команде обширную информацию о текущем положении дел на фирме и внешнем окружении: данные бухгалтерского учета, управленческую финансовую и налоговую отчетность, разнообразные показатели финансово-хозяйственной деятельности. После тщательного анализа этой информации команда принимает управленческие решения на текущий месяц.

В игре имеется оценка эффективности управления (рейтинг), которая показывает интегральный результат деятельности фирмы (команды студентов) за плановый период, т.е. производится текущая оценка участия студентов в игре. Главная цель игровой команды - добиться наибольшего рейтинга к концу игрового курса и в итоге выйти на первое место.

В соответствии с рейтингом и местами фирм, команды студентов, представляющие эти фирмы получают следующие оценки:

1-3 место 8-10 баллов

4-7 место 6-7 баллов

8-10 место 4-5 баллов.

В течение игры студенты пишут домашнее задание в виде отчета о деятельности фирмы за определенный промежуток игрового времени. В зависимости от содержания отчета (полноты анализируемой информации, набора методов анализа, сделанных выводов об изменении поведения фирмы в игре) выставляется 10-балльная оценка.

Студенты получают зачет, итоговая оценка по которому складывается из оценок за отчет (30%) и оценки работы студента по рейтингу, полученному по окончании игры (70%).



3.Базовые учебники


  1. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 215 с.

  2. http://www.vkkb.ru



4.Содержание программы


«БИЗНЕС-КУРС: корпорация ПЛЮС».

Цель проведения курса-игры. Структура курса. Описание начальной ситуации и правил и процедур принятия решений в виртуальной организации и при выходе на виртуальный рынок. Возможности команд-предприятий по оценке текущих принимаемых решений и по анализу деятельности предприятия в предшествующих плановых периодах.



Моделирование деятельности предприятия.

Развертывание деятельности предприятия и получение первой прибыли. Управление предприятием в условиях инфляции (систематический рост цен на товарно-материальных рынках, высокие ставки процента на рынках кредитов и депозитов), являющейся характерной чертой нынешней российской экономики.

Производство трех видов продукции. Выбор оборудования, сырья, рабочей силы для производства продукции. Решение вопросов обеспечения качества продукции. Принятие решений об объемах производства, оплате труда, о списании оборудования, о продаже сырья со склада. Использование основных инструментов рыночной политики фирмы: цены продукции, качества продукции, расходов на рекламу, ставки комиссионных по сбыту.

Влияние решений фирмы по сбыту и от аналогичных решений всех остальных фирм на состояние рынка и фактическую долю рынка каждой фирмы.

Ключевыми проблемами финансового менеджмента: выбор направления долгосрочных инвестиций, выбор источников финансирования долгосрочных инвестиций, управление оборотными активами и, прежде всего, денежными средствами.

Финансовая политика фирмы: кредитная политика, депозитная политика, дивидендная политика, эмиссионная политика, фондовая политика. Фондовые операции с акциями крупных компаний. Банкротство фирм.

Отчетность предприятия. Учет, отчетность и анализ результатов деятельности. Управленческая отчетность по производству и сбыту: движение оборудования, состояние оборудования, производство продукции, производственная себестоимость, оплата труда, движение персонала, движение и качество запасов, продажа продукции, полная себестоимость, рентабельность продукции, движение денежных средств, движение кредитов, движение собственного капитала, доходность портфеля акций и др.

Вопросы налогообложения: налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на рекламу, налог на дивиденды, налог на пользователей автомобильных дорог.



С целью уяснения общей картины деятельности предприятия в программе деловой игры предусмотрен раздел «Сводный отчет», где собрана наиболее важная информация о результатах деятельности и финансовом состоянии предприятия.

Основные решения, принимаемые в игре. Формирование и взаимосвязь показателей деятельности предприятия. Анализ и планирование деятельности. Финансовый анализ и управленческий анализ. Финансовый анализ: показатели ликвидности, показатели финансовой устойчивости, показатели рентабельности, показатели оборачиваемости, показатели рыночной активности. Управленческий анализ: операционный анализ, структура налогообложения, анализ цены и структуры капитала, инвестиционный анализ.

5. Основная литература


  1. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2004. -336 с.

  2. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 491 с.

  3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия.- М.: ИНФРА-М, 2004. – 438 с.

  4. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: Академический проект, 2004. – 576 с.

  5. Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2004. - 640 с.

Дополнительная литература


  1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 280 с.

  2. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях.- М.: ФиС, 2005.

  3. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Бюджетное управление предприятием. – М.: Дело, 2005.

  4. Карпова Т.П. Основы управленческого учета.- М.: ИНФРА-М, 1997.

  5. Палий В.Ф. Организация управленческого учета.- М.: Бератор-Пресс,2003.

  6. Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). - М.: ИНФРА-М, 2004. – 256 с.

  7. Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации. – М.: Книга сервис, 2005.

  8. Финансовый бизнес-план./Под ред. Попова В.М. – М.: ФиС, 2002.

  9. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. - Ростов-на-Дону, Из-во «МарТ», 2004.

  10. Экономика предприятия. /Под. общ.ред. А.И.Ильина, В.П.Волкова. – М.: Новое знание, 2003. - 677 с.


Тематика домашних заданий,

выполняемых в виде отчета по моделируемой деятельности





  1. Анализ косвенных расходов в себестоимости продукции предприятия.

  2. Анализ использования материальных и трудовых ресурсов предприятия.

  3. Резервы снижения себестоимости продукции предприятия.

  4. Анализ показателей рентабельности.

  5. Резервы предприятия по использованию заемных средств.

  6. Анализ налогообложения предприятия.

  7. Анализ использования инвестиций на предприятии.

  8. Анализ ценовой политики предприятия.

  9. Анализ качества продукции и затрат на качество.

  10. Анализ использования прибыли предприятия.

  11. Анализ основных финансовых показателей.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины «Моделирование деятельности предприятия»




  1. Назовите основные стадии жизненного цикла продукта.

  2. В чем состоит главная цель рыночной политики Вашего предприятия?

  3. Что влияет на рыночный спрос Вашей продукции?

  4. Дайте определение акционерного общества, акции.

  5. Какие сведения содержит финансовая информация?

  6. Какие сведения содержит управленческая информация?

  7. Каково значение информации в управлении экономикой организации?

  8. В чем состоит принципиальное отличие акционерных обществ от иных форм предпринимательства?

  9. Назовите основные показатели, характеризующие состояние и движение основных средств (фондов).

  10. Что такое нематериальные активы и какова их роль в развитии предприятия?

  11. Как влияет наличие товарного знака на деятельность участников рынка?

  12. Что входит в затраты предприятий на рабочую силу?

  13. Что такое качество продукции, и какую роль оно играет в обеспечении конкурентоспособности?

  14. Что такое инвестиционная политика предприятия?

  15. Назовите основные источники снижения себестоимости.

  16. Перечислите основные ценообразующие факторы.

  17. В чем заключается процесс формирования затрат на продажи.

  18. Какие результаты деятельности предприятия образуют его итоговый финансовый результат?

  19. Каковы основные инструменты кредитно-денежного регулирования?

  20. Что означают показатели финансовой устойчивости?

  21. Что характеризует и как рассчитывается коэффициент рентабельности собственного капитала?

  22. Что положено в основу бухгалтерского баланса?


Автор программы А.З. Пронин


Смотрите также:
Программа дисциплины игровое моделирование деятельности предприятия для направления 080500. 62 «Менеджмент»
88.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины Информатика (автоматизация офисной деятельности) для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
294.92kb.
1 стр.
Программа дисциплины Методы проведения научных исследований в области менеджмента для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
168.57kb.
1 стр.
Программа дисциплины Концепции современного естествознания для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
293.7kb.
1 стр.
Программа дисциплины Управление организационными изменениями для направления 080500. 62 «Менеджмент»
610.3kb.
4 стр.
Программа учебной дисциплины «Инвестиционный менеджмент»
195.49kb.
1 стр.
Программа дисциплины Экономическая теория. Микроэкономика для направления 080500. 62 «Менеджмент»
452.91kb.
1 стр.
Программа дисциплины Психология для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки специалиста
176.6kb.
1 стр.
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
271.98kb.
1 стр.
Программа дисциплины Трудовые отношения и социальная организация российских предприятий для направления 080500. 68 «Менеджмент»
161.97kb.
1 стр.
Программа дисциплины Инвестиционный анализ для направления 080500. 62 «Менеджмент»
197.6kb.
1 стр.
Программа дисциплины. Бухгалтерский Учет для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» подготовки специалиста
143.78kb.
1 стр.