Главная страница 1


Министерство Образования Российской Федерации

НовГУ им. Я. Мудрого

Кафедра педагогики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По педагогике




Тема: ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

ВЫПОЛНИЛА:

Студентка 2 курса

ФФ, гр. 1222

Трофимова К. А.

ПРОВЕРИЛ:

к.п.н. доцент

Могилев В.А.


Великий Новгород

2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение 3




  1. Теоретическая часть 5




  1. Практическая часть 10




  1. Заключение 13




  1. Словарь 14




  1. Литература 15



  1. ВВЕДЕНИЕ

Воспитание ребенка в коллективе – важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытия ее внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими товарищами; считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту в различной деятельности детей. Дружба – одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого дети становятся более сердечными.

Забота о другом человеке – лучшее средство самовоспитания. Чем глубже желание утвердить добро в другом, тем больше человек видит, понимает, ощущает хорошее и плохое в самом себе. Сухомлинский В.А. считал очень важным для морального развития подростков то, что их дружба с другими людьми начинается с отдачи духовных богатств, потребность в человеке рождается желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое.

Как убеждают многочисленные факты, в подростковом возрасте большое значение имеет эмоционально-эстетическая сторона отношений: человека влечет к человеку потребность в сопереживании. И чем богаче, полнее духовная жизнь коллектива, тем более тонкие и крепкие нити связывают подростков отношениями дружбы.

Коллектив – это не какая-то безликая масса, он существует как богатство индивидуальностей. И если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдываются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он приносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди.

Поэтому при формировании детского коллектива, воспитании у ребят чувства коллективизма и дружбы особенно важен индивидуальный подход.

Много оригинальных мыслей об изучении ребенка, о понимании его духовного мира и методах воздействия на него мы находим в педагогических трактатах Жан-Жака Руссо, в практической деятельности Генриха Песталоцци, в опытах общественного воспитания детей, проведенных Робертом Оуэном.

Немалый вклад в развитие вопроса об индивидуальном подходе к детям внесли революционные демократы А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Критически используя педагогическое наследие прошлого, выдающиеся советсткие педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.

При этом Н.К. Крупская считала особенно важным изучение возростных и индивидульных особенностей детей. Развитие индивидуальных качеств каждого ребенка она рассматривала как обязательное и необходимое условие его всестороннего развития.

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении проблемы организации и воспитания детского коллетива. Он считал, что в процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. На много численных примерах своего практического опыта А.С. Макаренко доказал, что только в коллективе у ребенка могут быть воспитаны такие качества, как умение подчиниться товарищу, целеустремленность в практичесой деятельности, сила воли, честность, деловитеость, дружелюбие, гуманные чувства, но при этом он подчеркнул, что по отношению к каждому члену коллектива необходимо осущетвлять индивидуальный подход.

Проблемой индивидуального подхода также занимались советские психологи В.А. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Д.В. Эльконин и др.

Осуществление индивидуального подхода возможно при определенных условиях. Необходимым условием является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива, сплоченного, жизнерадостного. Зная особенности коллетива в целом и всех его членов в отдельности воспитатель может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим. Работа со всем коллективом и отдельными детьми должна рассматриваться как две стороны единого процесса.




  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В настоящее время , за неимением возможности летом отправить своих детей на побережье Черного моря или в деревню к деду, многие родители все чаще стали отправлять их в Детские Оздоровительные Лагеря (ДОЛ). Здесь ребенок сможет отдохнуть от шумного города, найти себе новых друзей, а воспитатель сделает все возможное, чтобы эта лагерная смена запомнилась ему надолго.

В результате развития ДОЛ перед воспитателем встает проблема: возрастает его роль в координации деятельности временного коллектива, ему необходимо суметь сплотить детский коллектив всего за 21 день.

Таким образом,объектом моего исследования является: детский коллектив и его психолого- педагогические особенности. Предмет исследования: процесс сплочения детского временного коллектива.

Воспитатель и члены отряда взаимодействуют в ходе единого воспитательного процесса, осуществляют свои воспитательные функции в пределах единого коллектива, что уже само по себе создает благоприятные условия для их совместной деятельности, направленной на нравственное воспитание детей, формирование правильных межличностных отношений внутри коллектива, создание положительного психологического климата в отношениях между воспитателем и воспитанниками.

Наконец, необходимость тесного контакта воспитателя и ребенка определяется также единым характером их деятельности, которая есть деятельность воспитательная.

Функциями воспитателя являются:


  • достижение нравственной направленности всех лагерных дел;

  • планирование, подготовка, проведение мероприятий в лагере;

  • обеспечение преемственности, последовательности, массовости, непрерывности в работе отряда;

  • учет интересов, способностей,склонностей детей;

  • формирование у ребенка умений и навыков организационной работы.

Во взаимодействии с детьми, помогая им и опираясь на них, воспитатель, в зависимости от конкретных условий и ситуаций, использует различные методы и средства: объяснение, инструктаж, рекомендацию, совет, предложение, моральную поддержку, просьбу. Он пробуждает у ребенка гуманные чувства, укрепляет их веру в собственные силы. К средствам воздействия относятся: упрек, осуждение, огорчение и поощрение, тревога за исход дела, доверие и благодарность, личный пример.

Методы, используемые воспитателем в работе с детьми, служат единственной цели- стимулированию, активизации деятельности ребенка, направлены на развитиет их инициативы и самодеятельности.

В связи с этим особое значение приобретает характер отношений воспитателя с ребенком. Взаимопонимание, сложившиеся между ними деловые и духовные связи существенно влияют на качество и эффективность воспитательной деятельности отряда в целом.

Для более успешной деятельности воспитатель ДОЛ должен стать для детей не только руководителем и организатором, но и старшим товарищем, другом, человеком, к которому бы все прислушивались, умеющим чувствовать настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать возникшие конфликты, умело предоставлять детям разумную свободу. Знание возрастных особенностей детей, особенностей их поведения помогает в процессе воспитательной деятельности.

Рассматриваемый возраст (13-16 лет ) представляет собой, в буквальном смысле, ''третий мир'', существующий между детством и взрослостью. Этот период очень важен в отношении физиологического и психологического развития, формирования личности, становления взаимоотношений подростка с окружающим миром. Биологически это период завершения физического и полового созревания. Бурное развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к себе. Меняясь сам, подросток меняет свои взгляды на окружающее и окружающих. Ощущая свое повзросление, открывая свой внутренний мир, он ищет ''сценарий'' своего нового поведения. Познавая мир, познавая себя в окружающем мире, подросток неизбежно рано или поздно сталкивается с вопросами: ''Кто же я в этом мире? Каково мое место в нем? Как относится ко мне мир? Как я сам отношусь к нему?'' Мир – это сфера взаимоотношений с окружающими людьми. Основные преобретения этого возраста связаны с изменением ведущего типа общения, ведущего типа деятельности.Двойственная сила психического развития подростка – решение внутренних противоречий , которые возникают в связи с активным взаимодействием подростка с социальной средой.

Общественная жизнь, общественная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста – это потребность в общении и в самоутверждении. Подросток включается в новую систему отношений и общения со взрослыми, занимая среди них новое место, выполняя социальные функции.

Деятельность в лагере – сфера взаимодействия и общения. Почти все дела и поручения предполагают активное сотрудничество всех членов отряда. То же самое можно сказать и об организации досуга… Взаимодействуя с коллективом, подросток получает информацию и о самом себе. Она может быть в виде прямых оценок, поощрения, осуждения. А может быть и косвенной. Если она положительная, то человек расценивает это как одобрение себя как личности. В противном случае у него возникает вопросы типа: «Что во мне есть такого, что другим не нравится?». Общение в коллективе сос сверстниками, совместная жизнедеятельность с ними позволяет подростку сопоставлять свое представление о себе и о чем угодно с мнением других, проверять свои выводы о себе, о людях… Причем делать это на основании слов, но и наосновании реальных поступках, последствий разных точек зрения, которыми продиктованы поступки.

Нужно учитывать, что на поведение и деятельность подростка существенное влияние оказывает мнение товарищей, что порождает у него стремление занять достойное место среди них. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищами подросток готов на многое: даже поступиться своими взглядами, убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. У подростка очень сильна потребность в одобрении, и он тяготеет к тем, кто его одобряет.

В коллективе подросток может получить опыт жизни в обществе в целом, возможность для обогощения ума и души, для реализации своих качеств, знаний, умений, способностей.

У разных подростков интеллектуальное, эмоциональное мировоззренческие изменения протекают по-разному. Это во многом определяется и тем, как воспитатель отряда учитывает влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение.

На каждого подростка стоит смотреть как на заведомо интересного человека, проявлять готовность искать в нем целый мир, загадочный и привлекательный, стремиться познать его, быть уверенным в том, что каждый подросток достоин уважения. Надо помнить, что к каждому подростку нужен свой подход, надо учитывать уровень его психического, физиологического, социального развития. Необходимо найти всем ребятам свое место, применение, «роль» в отряде, быть для них примером. Важно, чтобы действия воспитателя не расходились с его словами. Предъявляя требования к ребятам, необходимо вспомнить о соответствии этим требованиям самого воспитателя.

Также следует помнить, что у каждого подростка свой тип темперамента. Важно воспитать в нем общественно необходимые положительные черты личности и поведения, но не следует пытаться изменить темперамент.

Ребянок- главная фигура в лагере. Очень важно, чтобы он чувствовал здесь себя по-настоящему комфортно. А это в первую очередь зависит от умения воспитателя создать соответствующий микроклимат в отряде. Воспитатель – вожак детей, ведущий их по тропам жизни, старший друг, «значимый взрослый», который стоит у истоков детской самостоятельности, открывающий им в прстых делах необъятность мира.

На время пребывания детей в лагере воспитатель должен освоить множество ролей, и если он их осилит, значит ребенок проживет смену интересно и с удовольствием.

Всегда надо понимать, что дети очень чувствительны и ранимы. Ведь приезжая в лагерь, ребенок попадает в стрессовую ситуацию, он оказывается в новом сборном коллективе, отличном от домашнего, школьного, дворового, с новыми для него правилами. Находясь в стрессовом состоянии, одна категория детей легко идет на общение, им легче привыкнуть к новым условиям. Другая категория – это замкнутые, застенчивые дети. Они не могут сразу приспособиться к лагерным условиям – их пугает большая концентрация людей. Они обычно спокойны, но не включаются в работу отряда, они сторонятся и беспокойных товарищей, и шумных компаний. Они- одиночки. Воспитатель должен сделать все возможное, чтобы они быстрее освоились. Необходимо вдумчиво проникнуть в глубину личности таких подростков, где под прикрытием внешнего равнодушия, скрытности может протекать богатая эмоциональная жизнь. Подход к ним требует особого такта и осторожности: доброжелательная забота, внимание, включение в коллектив через подбор надежных товарищей. Их особенно полезно включать в живую активную работу, ставить им в работе, занятиях преодолимые препятствия – эти подростки порой недоверчивы, не верят в свои силы.

Если ребенок в первый раз оказался в лагере, то он потребует большого внимания к себе. Воспитателю надо помнить, что у такого ребенка отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен к самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию, новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети.

Если ребенок не в первый раз в ДОЛ, то возникает другая проблема: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает прошлое и позапрошлое лето, постоянно сравнивает нынешний лаерь с иными, противопоставляет себя другим детям. С ним могут быть проблемы в отношении сна в тихий час.

Физические и морально-психологические изъяны оказываются причиной появления у подростков комплекса неполноценности. Подросток должен быть уверен, что воспитатель – его ближайший требовательный друг, что он поможет ему справиться с трудностями, найти выход из сложного положения, что он может доверить ему свои тайны, получить совет, поддержку.

Попадая в лагерь, дети имеют шанс реализовать себя в том, чего бы они хотели. Эта уникальная возможность реальна только во временных детских коллективах. Атмосфера отрядного коллектива должна помочь ребенку раскрыть его творческие способности, пробудить в нем желание сделать что-то полезное для других. Важно в начале смены выявить потенциальных лидеров и операться на них в работе.

Взаимоотношения воспитателя и членов отряда – одна из самых трудных и тонких областей педагогического мастерства. Правильные контакты воспитателя и ребенка устанавливаются не сразу. Они формируются, развиваются в зависимости от многих условий: общией педагогической культуры лагеря, уровня развития детского коллектива, сложившихся традиций и др. но изначальным, а потому и определяющим фактором является Педагогический Такт (ПТ). Он имеет свою специфику, т.к. воспитатель взаимодействует с детьми, у которых еще только вырабатываются навыки поведения в обществе, отношения к труду, коллективной деятельности, к людям и к себе. ПТ предусматривает глубокое уважение самодеятельного характера лагерной организации, большое внимание ко всем начинаниям, детским делам, разумную помощь им в воспитательной работе, для него характерны сочетания требовательности и доверия к членам отряда, полное и решительное преодоление мелочной опеки и администрирования.

Воспитателю важно определить долю своего участия в проведении отрядных дел. Если необходимо помочь ребятам в подготовке мероприятия, он прежде всего установит, что они могут сделать сами, потом спросит у ребят, какая им нужна помощь, и продумает, как ее организовать. При обсуждении проведенного мероприятия выяснит у детей, есть ли возможность расширить круг дел, которые они могут выполнять самостоятельно, и учтет мнение ребят в дальнейшей работе.

Подросток очень чувствителен к тону, манере разговора, форме общения воспитателя с ним, и игнорирование важных моментов ПТ подавляет инициаттиву ребенка, подрывает основу самодеятельного характера организации отрядных дел.

Принадлежность к отряду беспорно обязывает ребят быть более ответственными, самостоятельными, взрослыми.

Ленин подчеркивал, что организации подростков «надо всячески помогать, относясь как можно терпеливее к их ошибкам, стараясь исправлять их постепенно и путем преимущественного убеждения, а не борьбы».

Ключ к умам и сердцам детей лежит в ПТ, а не в игнорировании их, пусть даже неправильных, просьб и предложений.

В любых ситуациях, когда ребята склонны принять или принимают неправильные решения, необходимо, чтобы предложения, советы, замечания воспитателя были логичны, аргументированы, давались в спокойной, мягкой, тактичной форме. Нельзя не учитывать обостренного самолюбия подростков, их повышенной чувствительности ко многому из того, что говорят и делают взрослые. Было бы неправильным считать, что тактичный подход означет пассивное следование за возрастными и индивидуальными ососбенностями каждого подростка. Наоборот, ПТ по отношению к членам отряда предполагает умение воспитателя преодолевать отрицательные черты в поведении ребенка, опираясь на положительное в личности, управлять развитием личности, учитывая происходящие изменения.

Выдержка воспитателя отнюдь не исключает право на гнев, но справедливое возмущение не должно повлечь за собой педагогической бестактности. Более того, соблюдение ПТ по отношению к ребенку в острых ситуациях становится мощным воспитательным оружием. Не крикливость, не угрозы, не пренебрежительный тон, а искренняя досада в голосе, выражение лица и даже поза воспитателя, возмущенного недостойным поступком подростка, наконец, сам факт, что ПТ не был нарушен, - все это ставит подростка на путь самоосуждения. Не прибегая к навязчивой назидательности аппелируя к совести ребенка, воспитатель может добиться того, что любой проступок будет пережит и прочувствован подростком.

ПТ как принцип отношения воспитателя к членам отряда должен быть непременно действенным, т.е. способствовать к повышению активности и инициативы каждого ребенка и сплочению отрядного коллектива в целом.

В ходе совместной работы могут сложиться ситуации, когда воспитатель должен и покритиковать подростка. Если критика справедлива, откровенна, корректна, если она вызвана заинтересованностью в успехе общего дела, сочетается с самокритикой, она необходима.

Таким образом, в отношении с подростками нужно стараться:



  • обращаться с ними как сличностями, уважать их. Вначале воспитатель должен узнать все о ребенке своего отряда, что любит, его таланты, реакцию в различных ситуациях.

  • Хвалить их, выделить отлично сделанную работу, лично или на линейке. Похвала в среде сверстников очень мощный стимул.

  • Воодушевлять их на выполение задачи.

  • Помочь им в решении проблем. Истенная заинтересованность в этой помощи не меньше самой помощи.

  • Критиковать и наказывать не меньше, чем поощрять. Нужно показывать, что уважение к человеку не изменяется даже при проступке. При изначальном уважении, доверии к членам отряда, отношении к ним как ко взрослым, обоюдном обращении на «ты» и по имени, некоторые стремяться перейти грань. Не грубо, но настойчиво необходимо вернуть их в прежние рамки.

Тема сплочения детского коллектива за короткий срок актуальна и сегодня. Проработав в ДОЛ «Гверстянец» воспитателем, я сама столкнулась с этой проблемой. Когда формируется новый сборный, да к тому же временный, детский коллектив, воспитателю надо быть готовым к тому, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия. Поэтому педагогическую гипотезу по разрешению данной проблемы можно сформулировать так: если воспитатель сможет выяснить, какое место занимает подросток в коллективе, и найти индивидуальный подход к каждому из них, то у него будет больше шансов сплотить дружный детский коллектив.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Чтобы жизнь в лагере запомнилась ребятам надолго, необходимо насытить ее различными делами. Самое большое удовольствие подростки получат, если будут сами ативно готовить и проводить все отрядные праздники. Задача воспитателя отряда – очень тактично раздать всем задания к подготовке того или иного праздника, скоординировать работу всех малых инициативных групп, обеспечить необходимым материалом. Важно составить план проведения мероприятий. Окрытие лагерной смены – традиционное событие. Поэтому в придумывании локоничного девиза, соответствующего символики отряда, его названия должны участвовать все ребята.

Существует много моделей организации детского досуга. Коммуникативный подход считается одним из перспективных в мировой педагогике. Цель таких моделей – развитие коммуникативных способностей у подростков, использование общения в качестве фактора воспитания, способствовать сплочению коллектива (коллективное творческое дело, дежурство по столовой). Один из вариантов коммуникативных методов – проведение огоньков. Важно, что огонек был местом задушевного общения (не путать с вечеринкой). Это не значит, что здесь нет песен, веселых историй и иронических шуток. Особое искусство – создать теплое, вечернее, задушевное общение. Воспитатель должен увидеть перед собой не воспитанников и детей, вверенных ему на время, а друзей, с оторыми он разделяет свою жизнь. Общение в ходе совместной деятельности коллектива становится содержанием образования, подростки усваивают особый ритм и сосбую атмосферу общения. Задача огоньков- рефлексия коллективной совместной деятельности, умение распределеять в коллективе содержание и объем работы, вступать в портнерские отношения. Огонек – важное средство в формировании личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам, к старшим. Огоньки очень важны на начальном этапе формирования коллектива. На огоньке собираются все ребята (но без принуждения). Воспитатель рассказывает об истории лагеря (рассказ непринужденный, неформальный, личностно-окрашенный, дополненый воспоминаниями и шутками), поет вечерние песни. Если в отряде подростков есть ребята, умеющие играть на гитаре или знающие хорошие песни, то гитара и право запева передаются по кругу.

Сюжеты огонька варьируются в зависимости от общего настроения и разговоров. Самое главное – «разбудить» у детей потребность к непринужденному общению и нтерес друг к другу. Очень важно, чтобы каждый смог высказаться.

Приведем пример тематического огонька «Расскажи мне о себе». Его следует проводить на второй день смены, когда возникает интерес знакомиться со всеми членами отряда, когда ребенок выбрал себя ближайшее окружение, когда сформировалась потребность вечернего общения.

Задача – углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда. При проведении огонька необходимо создать необычную обстановку (ребята идут особой «тропой», не лишенной «опасностей», а поэтому мальчики помогают девочкам). Самой лучшей формой беседы является круг. Сначала необходимо настроить детей небольшим вступительным словом воспитателя-ведущего, в котором он в непринужденной форме говорит о начале смены: «мы вам рады…», о традициях огонька. По традиции каждый рассказывает о себе – о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены. Очередность рассказов соблюдается с помощью символа – уголька от костра. Первым начинает разговор о себе воспитатель: рассказывая о себя, он дает «схему» (имя, чем занимается, хобби, о людях и об отношениях с ними), затем по часовой стрелке передает символ и рассказ продолжают ребята по кругу. Воспитатель вставляет паузы, чтобы разговор не был монотонным (песни, стихи, рассказы ребят из прошлых смен). Завершается огонек словами воспитателя, в которых он высказывает надежду, рисуя оптимистическую перспективу этой смены. Финал огонька – общая песня.

Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы в полготовке и проведении любого общелагерного мероприятия было занято как можно больше детей. Чрезвычайно важно, неудовлетворяясь внешней эффективностью общелагерных дел, определить их результативность по тем позитивным каественным изменениям, которые произошли в детском коллективе: какие отношения сложились между ребятами, помогали ил они друг другу в работе, испытали ли чувство удовлетворения от сделанного, возникло ли у них чувство гордости за коллектив своего отряда. Основными условиями, обеспечивающими высокие результаты коллективного участия в отрядном деле являются:


  • Значимость мероприятия;

  • Опора в его подготовке и проведении на воспитателя;

  • Учет индивидуального вклада аждого ребенка в общее дело;

  • Положительный эмоциональный настрой;

  • Педагогическая инструментовка отдельных этапов мероприятия;

  • Личное участие воспитателя.

Следует добиваться, чтобы наиболее важные и полюбившиеся ребятам общелагерные мероприятия стали традициями. Традиции в воспитательной деятельности – важнейший фактор в сплочении коллектива.

Поддерживать и закреплять традиции – вовсе не значит из года в год повторять одно и тоже. Обязательным условием возникновения и укрепления традиции является возможность ее развития, углубления, обновления содержания и формы работы.

В ходе совместной деятельности с подростком воспитателя ожидают некоторые педагогические ситуации.


СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Конфликтность как вызов обществу, упрямство, мнение сверстников выше мнения взрослых

Стремиться понять подростка, разобраться в мотивах их поведения.Сотрудничество с ними.

Замкнутость, агрессивность, отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, «уход в себя»

Тактично, целомудренно раскрыть подроскам красоту любви



Неподчинение взрослым, действия наперекор, критиканство. Действия опережают мысли

Попытаться понять подростка, осознать причины того или иного поступка, тактично направлять их действия в нужное русло

Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздрожительность. Интерес к себе


В индивидуальной беседе разъяснить подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы их было меньше. В коллективной беседе-находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их

Проявление чрезмерной самостоятельности

Учитывать это и предоставлять подростку подконтрольной самостоятельности



  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитателю не следует запрещать то, что он не в силах предотвратить. Он должен понимать, что долгожданное лето и время, проведенное в лагере, должны остаться в памяти подростка как замечательные воспоминания, которые впоследствии укрепят и облагородят его характер. Необходимо за этот 21 день стать подростку другом: человек, в котором рождается мужчина или женщина, не может жить без духовной близости с умудренным жизненным опытом человеком старшего поколения. Дружба со взрослым необходима подростку прежде всего как источник утверждения чувства собственного достоинства. Но чтобы быть другом подростка, нужно глубоко знать его духовный мир, сердцем чувствовать и откликаться на тончайшие мысли, желания, тревоги. Эти обстоятельства обязывают воспитателя каждую смену работать только на «отлично».



5. СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПОНЯТИЙ




Возрастные особенности - общие, типичные для детей одного возраста, особенности физического и психического развития.


  • Воспитательный процесс - процесс взаимодействия ребенка с воспитателем, направленный на формирование нравственных и умственных способностей; с учетом возможности самореализации ребенка.

  • Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Индивидуальный подход - тонкий психологический процесс, который сопровождается изучением возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  • Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социальноценной совместной деятельности высокого уровня развития.

  • Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов.
Объект исследования - тот объект, на котором проводится научное исследование.
Педагогическая гипотеза - научное предположение, которое подразумевает возможность решения данной проблемы.
Педагогическая ситуация - система психологически обусловленных факторов, сложившихся в процессе воспитательной деятельности, требующая от педагога знания возрастных особенностей детей и умения найти необходимый педагогический прием.
Педагогический такт - педагогический метод, предусматривающий уважение самодеятельного характера детской организации, большое внимание ко всем начинаниям, детским делам, разумную помощь им в воспитательной работе; для него характерны сочетание требовательности и доверия к ребенку, полное и решительное преодоление мелочной опеки и администрирования.
Подростковый возраст - противоречивый возрастной период, который очень важен в отношении физиологического и психологического развития, формирования личности, становления взаимоотношений подростка с окружающим миром.
Предмет исследования - волнующая проблема, которую необходимо решить в ходе исследовательской деятельности.

  • Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую сторону ее деятельности.


6. ЛИТЕРАТУРА





  1. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М.,1983 «Просвещение», с.100

  2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М.,1981 «Просвещение», с.9

  3. // Народное образование.1999, №5, с.230

  4. // Народное образование.2000, №4-5, с.128

  5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Изд. « Молодая Гвардия»,1979, с.214





Смотрите также:
Проблема психолого-педагогической коррекции поведения детского коллектива
212.93kb.
1 стр.
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
6539.39kb.
29 стр.
Методические рекомендации по психолого-педагогической практике Москва, 2008 Цель и практические задания практик
163.27kb.
1 стр.
Методический материал «Психологическая диагностика последствий жестокого обращения с детьми»
126.73kb.
1 стр.
Отчет о работе психолого-медико-педагогической комиссии
175.81kb.
1 стр.
«Организационная культура школы в решении проблем дисциплины, мотивации и кооперации»
1260.58kb.
7 стр.
Методические указания к психолого-педагогической практике Для студентов специальности «Организация работы с молодежью»
237.93kb.
1 стр.
Психолого-педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями Цель
95.71kb.
1 стр.
Проект рекомендаций по созданию нормативно-правовой базы психолого-педагогической оценки игровой продукции для дошкольных образовательных учреждений Разработка
676.78kb.
3 стр.
Лекции, час. Самостоятельная и индивидуальная работа, час Итого часов по теме Итого количество баллов
74.25kb.
1 стр.
Нп «сибирская ассоциация консультантов»
106.03kb.
1 стр.
2. Разделы плана Изучение психолого-педагогической литературы
100.06kb.
1 стр.