Главная страница 1

НП «СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ»

http://sibac.info


ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В ПЛАНИРОВАНИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Кондрина Анастасия Алексеевна

специалист, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска

E-mail: nastyakondrina@mail.ru
В муниципальных образованиях продолжается совершенствование финансовых отношений между местными органами власти и предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги населению. Активное применение бюджетирования, ориентированного на результат, с целью оптимизации бюджетных расходов демонстрирует, что одним из условий поставленной цели является не только изменение концепции бюджетного планирования в отрасли, но и изменение управления в ней.

Бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает отказ от постатейного определения расходов, то есть не предполагает планирования бюджета на год. При таком подходе формирования бюджета департаменты, ведомства, управления, муниципальные предприятия определяют цели и задачи своей деятельности, готовят планы мероприятий, необходимые для достижения поставленных целей и задач, а также рассчитывают необходимый объем ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.) для фиксации расходных потребностей на определенный промежуток времени. Благодаря этому стало возможно внедрение среднесрочного планирования бюджета.

В рамках концепции программно-целевого бюджетирования бюджетные средства должны выделяться не на жилищно-коммунальное хозяйство, как на отрасль в целом, а на конкретные программы реформирования этого комплекса, то есть необходимо перейти от хаотичного «латания» дыр к реализации конкретных мероприятий по улучшению состояния жилищно-коммунального хозяйства [2 с. 10].

Эффективность развития жилищно-коммунального хозяйства зависит от качества организации и планирования бюджетных расходов местными администрациями. При этом наиболее рациональным способом планирования расходов бюджетов муниципального уровня является использование программно-целевого подхода, позволяющего определить систему целевых индикаторов и программ, позволяющих повысить эффективность муниципального управления и решать текущие задачи, ориентируясь на конечный результат.

Программно-целевой подход – один из основных методологических подходов в современной экономике, предполагающий четкое определение целей, формирование и осуществление комплекса действий, направленных на достижение этих целей. Данный подход является основой эффективного планирования расходов местного бюджета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку увязывает цели главных распорядителей бюджетных средств с ресурсами при помощи программ.

Планирование бюджетных расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве на основе программно-целевого подхода позволяет сконцентрироваться на достижении стратегических целей развития отрасли, организовать контроль, регулирование всех участников данного процесса.

Целесообразно выделить основные проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства:


  • жилищная (недостаточное количество жилья, его неравномерное распределение, несоответствие составу семей, низкий уровень обслуживания жилищного фонда, постоянный рост доли ветхого и аварийного жилья);

  • транспортная (недостаток транспортных средств и линий, нерегулярность движения, низкий уровень комфорта, недостаточный уровень благоустройства территории и состояния дорожной сети);

  • экологическая (ухудшение условий очистки воды и сточной жидкости, утилизация твердых бытовых отходов, состояние воздушного бассейна);

  • энергообеспечения (частое отключение систем энергообеспечения, аварийное состояние сетевого хозяйства);

  • социальная (рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг при их недостаточном качестве и сравнительно высоком уровне реальных денежных доходов отдельных слоев населения);

  • низкий уровень управления производственной и финансово-экономической деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства (падение производительности труда, невысокий уровень использования производственных мощностей, острый дефицит собственных оборотных средств, неудовлетворительное техническое состояние отдельных предприятий и др.) [1. с. 9].

Необходимость использования программно-целевого метода определяется сложностью и взаимозависимостью проводимых мероприятий, носящих межотраслевой характер, сжатыми сроками для решения указанных выше проблем в жилищно-коммунальном комплексе.

В соответствии с Постановлением Администрации города Омска от 24.12.2007 № 959-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Омска, их формирования и реализации, Порядка проведения мониторинга эффективности реализации долгосрочных целевых программ города Омска», Администрацией города Омска осуществляется реализация следующих долгосрочных целевых программ (далее - ДЦП) в области жилищно-коммунального хозяйства



  • ДЦП «Капитальные вложения в инфраструктуру муниципального образования городской округ город Омск Омской области» на 2009-2012 годы;

  • ДЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (2010-2020 годы) [3].

Паспорт целевой программы содержит следующие разделы: наименование, дата принятия решения о разработке, заказчик, исполнитель-координатор, разработчик, исполнители, цели и задачи, основные целевые индикаторы, сроки и этапы реализации, объемы и источники финансирования, основные ожидаемые конечные результаты, организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Объемы финансирования на каждый год и по каждой программе устанавливаются законом о бюджете. Они далеко не всегда могут совпадать с теми объемами финансирования, которые закладываются в процессе планирования в законе о бюджете на определенный год.

Так, Решением Омского городского Совета от 09.02.2011 №382 «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 22 декабря 2010 года 377 «О бюджете города Омска на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены объем расходов бюджета, в части касающейся жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию долгосрочных программ – 10356,6 тыс. руб.

Кроме того, органами местного самоуправления города Омска осуществляется реализация полномочий в рамках реализации планов мероприятий социально-экономического развития города Омска (далее – ПМ) в сфере жилищно-коммунального хозяйства:



  • ПМ по строительству и реконструкции сетей наружного освещения и световому оформлению города Омска;

  • ПМ по замене и модернизации лифтов в домах муниципального жилищного фонда города Омска;

  • -ПМ по капитальному ремонту зданий общежитий, находящихся в муниципальной собственности города Омска;

  • ПМ по совершенствованию похоронного дела в городе Омске;

  • ПМ по реконструкции муниципальных жилых домов первых массовых серий в городе Омске [3].

Таким образом, применение программно-целевого метода позволяет решить проблемы при планировании расходов бюджетов органами местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем разработки программ, планов мероприятий и достичь таких результатов, как повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования, увеличение объемов жилищного строительства, увеличение объема и повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и других.
Список литературы:

  1. Боброва Е.Ю. Управление инвестициями в жилищно-коммунальном хозяйстве: программно-целевой подход.: автореф. дис. к.э.н.\ Боброва Е.Ю. – Москва, 2009. – 27 с.

  2. Воробьева Е.Е. Бюджетирование в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования.: автореф. дис. к.э.н./ Воробьева Е.Ю. – Москва, 2007. – 23 с.

  3. Сайт Администрации города Омска [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.admomsk.ru/web/guest/main



Материалы международной заочной научно-практической конференции

«ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

11 АПРЕЛЯ 2011 г.



Смотрите также:
Применение программно-целевого подхода в планировании расходов местных бюджетов в области жилищно-коммунального хозяйства
54.43kb.
1 стр.
Об управлении жилищно-коммунального хозяйства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства калужской области
45.68kb.
1 стр.
Постановление Г. Гомель 22 марта 2011г. №4/6 о поощрении работников предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Гомельской области
198.39kb.
1 стр.
Освещение вопросов жилищно-коммунального хозяйства в печатных изданиях крупных городов сибири
778.16kb.
5 стр.
Доклад «Об актуальных проблемах защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Волгоградской области»
270.12kb.
1 стр.
Доклад на коллегию при департаменте жкх костромской области по вопросу «О финансовом состоянии предприятий жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в 2010 году»
87.52kb.
1 стр.
Информация из доклада министра торговли и бытовых услуг ур пономарева П. П. на торжественном мероприятии, посвященном – Дню работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства
22.57kb.
1 стр.
Законодательное собрание новосибирской области
26.62kb.
1 стр.
Доклад Все мы понимаем, что своевременная оплата населением жилищно-коммунальных услуг залог стабильности в работе предприятий городского жилищно-коммунального хозяйства
72.1kb.
1 стр.
Проект «Открытие малого предприятия по оказанию спортивных и развлекательных услуг в условиях малого города»
380.13kb.
1 стр.
Энергоэффективность и энергобезопасность на предприятиях промышленности и жилищно-коммунального хозяйства
478.56kb.
3 стр.
«реализация реформы жилищно-коммунального хозяйства на территории города Иванова»
90.31kb.
1 стр.