Главная страница 1страница 2

УДК 37.037.1:37.018.52 3:796.8 На правах рукописи




УСИН КУАТ АМАНГЕЛЬДИНОВИЧ


Повышение эффективности физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ с использованием национальной борьбы «қазақ күресі»
13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат
диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2010


Работа выполнена в Казахской академии спорта и туризма

Научный руководитель доктор педагогических наук

Анаркулов Х.Ф.


Официальные оппоненты доктор педагогических наук

Касымбекова С.И.


кандидат педагогических наук

Андасова Ж. М.



Ведущая организация Павлодарский государственный

университет им. С. Торайгырова




Защита состоится «28» августа 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу: 050022, г. Алматы, пр. Абая 83/85, факс: 8-7272-926805
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахской академии спорта и туризма
Автореферат разослан «___» июля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук Бектурганов О.Е.



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Здоровая нация – здоровая страна – таково главное направление Программы развития физической культуры и спорта на 2007-2011 гг. в Республике Казахстан. В данном контексте основные задачи работников образования, физической культуры и спорта состоят в формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль Казахских национальных видов спорта, народных подвижных игр и физических упражнений, направленных на подготовку всесторонне развитых, духовно богатых и морально чистых граждан республики, формирование у них активной мотивации о собственном здоровье и здоровье окружающих.

В выступлении Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева при представлении ежегодного Послания народу Казахстана (29 января, 2010 г.) отмечается о необходимости широкого и эффективного использования народных средств физического и духовного воспитания подрастающего поколения и указывается о имеющихся недостатках в этом деле.

Роль казахских народных средств физического воспитания в общеобразовательных учреждениях имеет большое политическое, экономическое и идеологическое значение, поскольку способствует укреплению здоровья, всестороннему физическому развитию, формированию навыков здорового (казахского) стиля жизни, совершенствования культуры двигательной деятельности, обеспечению психофизическую подготовку к жизнедеятельности и защите суверенности республики.

Сокращение физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, коммерциализация спорта, резкое уменьшение ассигнования и другие привели к снижению двигательной активности, развитию хронических заболеваний, к ухудшению психофизического развития, физической подготовленности подрастающего поколения.

Необходимость использования и популяризации Казахских национальных видов спорта, народных подвижных игр и физических упражнений среди школьников обусловлена не только запросами и правами личности детей, национальными, региональными и возрастными особенностями их развития, но и социальным законом государства на формирование здорового поколения.

Ситуация, создавшаяся в системе физического воспитания подрастающего поколения в республике, обусловлена создавшимися противоречиями между тем, что с одной стороны одним из принципов образовательной политики республики (закон об образовании РК) становится гуманистическая направленность обучения и воспитания, определяющая приоритет общечеловеческих ценностей, создание условий для всестороннего развития личности школьника на основе личностно-ориентированного подхода, а с другой – педагогика физического воспитания не обеспечивает создание научно-теоретического и методического знания, способного обеспечить инновационные преобразования в использовании наиболее популярных и эффективных народных видов физических упражнений в физическом воспитании в общеобразовательной школе с учетом национальных и современных требований к здоровью и физической подготовленности детей, к уровню их физической культуры.

Развитие инновационных процессов сдерживается из-за недостаточного программно-методического обеспечения эффективных средств и форм физического воспитания, так как существующие программы сориентированы на подготовку спортивных резервов и не рассчитаны на массовое использование в общеобразовательной школе.

Несмотря на достижения спортивной науки в школьной физической культуре, концептуальные подходы не нашли своевременного продолжения в современной теории и методике физического воспитания в Республике Казахстан. Это обстоятельство обусловило насущную потребность использования «қазақ күресі» в системе физического воспитания сельских общеобразовательных школ Республики Казахстан.

Актуальность темы, исследования также определяется:

- реализацией государственных документов: Закона Об образовании Республики Казахстан; О физической культуре и спорту; О Казахских национальных видах спорта; Концепции развития физической культуры и спорта; Программы развития физической культуры и спорта;

- неразработанностью проблемы с научно-педагогической точки зрения;

- высокой теоретической, методической и практической значимостью результатов исследования в современных условиях физического воспитания школьников;

- большой популярностью «қазақ күресі» среди учащейся молодежи.

Разработанность темы. В специальной литературе вопросы спортивной подготовки по борьбе в целях совершенствования систем физического воспитания в общеобразовательной школе представлены лишь в общепедагогическом аспекте, а известные попытки использования элементов борьбы и единоборства в 1970-1980 гг. П.Ф. Матущак, Х.Ф. Анаркулов в физическом воспитании школьников не нашли организационных и научно-методических решений.

Поэтому, наиболее актуальным является поиск возможностей повышения эффективности физического воспитания сельских детей, на основе использования национальной борьбы «қазақ күресі», это и обусловило выбор темы повышение эффективности физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ с использованием национальной борьбы «қазақ күресі».



Гипотеза исследования. Если использовать технико-тактические действия и движения национальной борьбы «қазақ күресі» как средство физического воспитания в сельской общеобразовательной школе, то это может существенно улучшить физическое развитие, физическую подготовленность школьников, так как активизирует учащихся к систематическим занятиям физической культурой, снизит уровень заболеваемости и значительно повысит эффективность физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ.

Проблема исследования заключается в необходимости разработки педагогической теории и технологии целенаправленного физического воспитания школьников на основе национальной борьбы «қазақ күресі» с целью создания условий для всестороннего развития личности.

Объект исследования – процесс физического воспитания в сельских общеобразовательных школах Республики Казахстан.

Предмет исследования – содержание и организация физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ на основе использования национальной борьбы «қазақ күресі».

Цель исследования – научно-методическое и экспериментальное обоснование содержания и организации физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ на основе использования национальной борьбы «қазақ күресі».

Теоретическую основу исследования составили основополагающие педагогические положения и концепции: теоретические основы личностно-ориентированного физического воспитания; теория развития двигательных качеств; современные концепции физического воспитания учащихся общеобразовательных школ; концепция контроля эффективности педагогического процесса.

Задачи исследования:

1. Изучить содержание физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ.

2. Разработать учебную программу физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школы на основе национальной борьбы «қазақ күресі».

3. Экспериментально обосновать методику организации физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ на основе учебной программы по физической культуре в общеобразовательной школе со спортивно ориентированным физическим воспитанием (қазақ күресі).

Решение поставленных в исследовании задач потребовало использования комплекса педагогических, социологических, медико-биологических и математических методов, адекватно отражающих различные стороны рассматриваемой проблемы.

Методы исследования.

- анализ и обобщение научно-методической литературы;

- опрос, анкетирование;

- экспертная оценка;

- интервьюирование;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- контрольные испытания физической подготовленности у учащихся;

- математический анализ сердечного ритма;

- статистические методы обработки полученных данных.



Теоретическая значимость исследования состоит в научно-методическом обосновании педагогических представлений о необходимости использования в научно-воспитательном процессе физического воспитания средство «қазақ күресі» для повышения уровня физической подготовленности, улучшения здоровья и формирования потребности учащихся к систематическим занятиям физической культурой и навыков, а также привитие навыков здорового образа жизни. Результаты проведенного исследования расширяют теорию и методику физического воспитания знаниями, умениями и навыками о возможностях оптимизации учебно-воспитательного процесса в сельских общеобразовательных школах Республики Казахстан на основе использования технико-тактических действий и движений «қазақ күресі», используемых для воспитания всесторонне развитой личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что реализация разработанной нами учебной программы по физической культуре в общеобразовательной школе со спортивно ориентированным физическим воспитанием (қазақ күресі), позволяет существенно повысить эффективность физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ Республики Казахстан; позволяет повысить уровень физического здоровья, физической подготовленности, формирование интереса к адаптивным занятиям физическими упражнениями. Результаты исследований могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации учителей физической культуры.

Связь работы с крупнейшими государственными научными программами и темами. Источники включают в себя официальные общегосударственные документы, законы: Об образовании РК; О физической культуре и спорте РК; Концепция развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан; Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 гг.; Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстан, 29 января, 2010 г. Кроме того, использовались соответствующие работы философского, педагогического, психологического, социологического, медико-биологического и правового характера.

Ведущая идея. Повышение эффективности занятий физической культурой учащихся сельских общеобразовательных школ Республики Казахстан.

База исследования. Кызылкакская и Панфиловская общеобразовательные школы сел Кызылкак и Панфилов Иртышского района, Павлодарской области.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и экспериментально обоснованы:

- содержание физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ (общие положения, принципы определения содержания учебной программы, структура программы, обоснование их содержания с учетом ориентированного физического воспитания);

- учебная программа: ориентированное физическое воспитание учащихся на основе «қазақ күресі», позволяющая существенно повысить объем двигательного опыта, формировать жизненно необходимые физические качества, улучшать состояние здоровья, повышать интерес к предмету «физическая культура»;

- методика реализации содержания учебной программы в физическое воспитание, которая включает в себя описание процесса формирования учебно-тренировочных групп по «қазақ күресі»: структуру, содержание и методические особенности учебно-тренировочных занятий; особенности оценки успеваемости учащихся спортивных классов; нормативно-правовые компоненты процесса реализации учебной программы.



Личный вклад диссертанта также заключается:

- в теоретическом и экспериментальном обосновании содержания учебной программы по физической культуре для сельских общеобразовательных школ Республики Казахстан;

- в выявлении возможности использования «қазақ күресі» в физическом воспитании учащихся сельских общеобразовательных школ;

- в определении эффективности использования «қазақ күресі» в физическом воспитании учащихся сельских общеобразовательных школ;

- в обосновании методики реализации содержания учебной программы в процессе физического воспитания учащихся;

- в разработке научно-методических рекомендаций и их внедрения в учебно-воспитательный процесс физического воспитания общеобразовательной школы.



Основные положения, выносимые на защиту:

1. Содержание физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ.

2. Учебная программа физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школы на основе национальной борьбы «қазақ күресі».

3. Методика организации физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ на основе учебной программы по физической культуре в общеобразовательной школе с ориентированным на «қазақ күресі» физическим воспитанием.



Обоснованность исследования. Исследование проведено с учетом приоритетных направлений совершенствования физического воспитания учащейся молодежи, подготовки гармонично развитых выпускников и поиска одаренных в спорте детей, путем обновлений средств, форм и методов эффективной физической подготовки учащихся. При этом были приняты во внимание сложившиеся объективные и субъективные трудности в физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ Республики Казахстан.

Обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями; многогранностью источников информации; всесторонним качественным и количественным анализом полученных экспериментальных данных.



Достоверность научных результатов исследования обеспечивается четкостью и обоснованностью методических позиций, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, объективностью экспериментальной работы, репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента, использованием статистических методов обработки результатов исследования.

Апробация работы. По материалам диссертации опубликованы 9 научных работ, в том числе 5 в международных конференциях и 4 изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Материалы диссертации доложены и обсуждены:

- на международных научно-практических конференциях: «Иртышский бассейн: современное состояние и проблемы устойчивого развития» (Павлодар, 2009 г.); «Национальные виды спорта в формировании социальной адаптации личности» (Павлодар, 2010 г.); Х – Сатпаевские чтения «Стратегический план 2020: Казахстанский путь к лидерству» (Павлодар, 2010 г.);

- в журналах Педагогический Вестник Казахстана Павлодарского государственного педагогического института, Вестник ПГУ Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова, Вестнике физической культуры ННПЦФК МОН РК, Казахской академии спорта и туризма в 2008-2010 гг.



Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 120 страницах машинописного текста, состоит из введения, четырех разделов, заключения. Список использованных источников включает в себя 190 наименований. Диссертация включает 22 таблицы, 5 рисунков, 4 приложений.

К работе прилагаются акты внедрения результатов исследования в учебный процесс сельских общеобразовательных школ и учебный процесс факультета физической культуры и спорта Павлодарского государственного педагогического института.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В первом разделе «Научно-педагогические предпосылки исследования» изучены предпосылки возникновения проблемы исследования и проведен анализ мнений авторов по проблеме совершенствования системы физического воспитания учащихся средней школы, формирования физической культуры и потребности поддержании высокого уровня двигательной активности.

По мнению Ю.Г. Телеугалиева [2000] в качестве одного из главных принципов, на котором основывается процесс физического воспитания, является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодежи на всех ступенях образования.

Между тем, в последние годы в системе образования наблюдается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи РК. По данным научных исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием [Т.А. Ботагариев, 2001 и др.].

По результатам исследования юношей призывного возраста около 40% из них по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние двенадцать лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось с 92,7% до 67%. В тоже время количество граждан, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, возросло с 4,5% до 22,3% и с 2,1% до 10,3% соответственно. Увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании. Преобразования, проводимые в системе образования, недостаточно затронули содержания физического воспитания учащейся молодежи. Его совершенствование на основе традиционных положений, когда в учебном процессе осуществляется решение задач преимущественно нормативного характера, не решает проблему формирования потребности в освоении ценностей физической культуры, как важного компонента общей культуры человека [С.И. Касымбекова, 2000; Э.К. Оспанов, 2000 и др.].


Во втором разделе «Методы получения собственного фактического материала» раскрываются использованные в работе методы исследования, описаны этапы организации и база исследования.

Исследование проводилось на базе Кызылкакской и Панфиловской средних общеобразовательных школ Иртышского района Павлодарской области РК. На первом, теоретико-поисковом этапе исследования (2007-2008 учебный год) изучалась и анализировалась научно-методическая литература, фактическое содержание занятий по предмету «физическая культура» в сельских общеобразовательных школах, формировался научный аппарат исследования. Проведено исследование физической подготовленности, функционального состояния и здоровья школьников.

На втором этапе (2008-2009 учебный год) разрабатывались теоретические основы содержания физического воспитания в средней школе, формировалась учебная программа физического воспитания на основе «қазақ күресі». Была начата экспериментальная работа по повышению эффективности физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ на основе национальной борьбы «қазақ күресі».

На третьем этапе (2009-2010 учебный год) проводился педагогический эксперимент по выявлению эффективности занятий физической культуры, проводимых на основе разработанной учебной программы. Осуществлялось совершенствование учебной программы в виде корректировки содержательной части, дополнения методической и диагностической ее части, подведены итоги.

В начале экспериментальных педагогических воздействий было проведено исследование вариабельности сердечного ритма учащихся экспериментальной группы с целью оценки возможностей их организма к адаптации физическими нагрузками на учебно-тренировочных занятиях. В ходе педагогического эксперимента два раза в учебном году (осенью и весной) проводились исследования физической подготовленности. Экспериментальную группу (ЭГ) составляли учащиеся 5-х классов Кызылкакской средней школы Иртышского района Павлодарской области РК, занимающиеся физическими упражнениями на основе экспериментальной программы. Контрольную группу (КГ) составляли учащиеся 5 классов Панфиловской общеобразовательной средней школы Иртышского района Павлодарской области. Они занимались в рамках традиционного физического воспитания и посещали школьные секционные занятия по футболу, баскетболу, легкой атлетике, лыжные гонки – два раза в неделю (таблица 1).

Таблица 1 – Характеристика педагогических условий физического воспитания учащихся




Педагогические условия ФВ учащихся КГ

Педагогические условия ФВ учащихся ЭГ

Два урока по 45 мин. + два занятия на основе вида спорта по 2 академ. часа в неделю

Тренировочные занятия на основе «қазақ күресі» три раза в неделю по 2 часа

Занятия проводит учитель ФК + тренер по виду спорта

Занятия проводит тренер-учитель по «қазақ күресі»

Формирование ФК учащихся средствами базовых видов спорта

Формирование ФК учащихся на основе базовых видов спорта и «қазақ күресі»

ОФП

Дозировка индивидуальная

Примечание: ФВ – физическое воспитание, КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа, ФК – физическая культура, ОФП – общая физическая подготовка




В третьем разделе «Использование национальной борьбы «қазақ-күресі»» в физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ Республики Казахстан» рассматривается новое направление в совершенствовании программ и системы физического воспитания учащихся средних школ с использованием «қазақ-күресі», разработанное на основе анализа работ ведущих ученых и практиков [Ж.М. Тулегенов, 1982; В.И. Лях, 1992, 1998; Ю.К. Бальсевич, 1996, 2003; Л.И. Лубышева, 2002; В.В. Пономарев, 2004 и др.], занимающихся решением проблем совершенствования физического воспитания школьников и обобщения уже имеющегося опыта работы по использованию «қазақ-күресі» в сельских общеобразовательных школах.

В подразделах третьего раздела дано подробное описание и обоснование общих положений разработанной программы, принципы определения содержания программы, расписаны структурные элементы и содержание программы, способы организации двигательной активности учащихся, методы определения и контроля физических нагрузок, структура и методические особенности проведения занятий по казах-курес и др.


В четвертом разделе «Эффективность использования национальной борьбы «қазақ күресі» в физическом воспитании учащихся» обсуждаются результаты собственных экспериментальных исследований по обоснованию эффективности разработанной программы использования «қазақ-күресі» в сельских общеобразовательных школах.

Динамика показателей физической подготовленности испытуемых экспериментальной и контрольной групп, наблюдаемая в течение 2009-2010 учебного года, приведена на рисунках 1, 2, 3, 4, 5 и в таблицах 1, 2, и 3.


2

Условные обозначения: 1 – исходные показатели КГ в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на максимальное количество раз, 2 – итоговые показатели КГ, 3 – исходные показатели ЭГ, 4 – итоговые показатели ЭГ


Рисунок 1 – Динамика показателя – сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах школьников
В течение 2009-2010 учебного года, как в экспериментальной, так и в контрольной группе произошли положительные изменения в физической подготовленности. Результаты математической обработки данных показали, что динамика физических кондиций в экспериментальной и контрольной группах по всем показателям является достоверной.

С целью сравнения эффективности традиционной системы физического воспитания и занятий по предложенной программе мы решили изучить достоверность разницы динамики уровня физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп. Учащиеся контрольной группы кроме двухразовых учебных занятий в неделю по физической культуре посещали тренировочные занятия по видам спорта (волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, футбол), которые проводились на базе школы. Таким образом, суммарный объем физкультурных занятий в неделю, как в контрольной группе, так и в экспериментальной составил 6 часов.



У

2

словные обозначения: 1 – исходные показатели КГ в поднимании туловища из положения лежа на спине на максимальное количество раз в течение 30 с, 2 – итоговые показатели КГ, 3 – исходные показатели ЭГ, 4 – итоговые показатели ЭГ


Рисунок 2 – Динамика показателя – поднимание туловища из положения лежа на спине в течение 30 с в ЭГ и КГ школьников
Результаты контрольных испытаний в сгибании и разгибании рук в упоре лежа, определяющие силовую выносливость, свидетельствуют, что осуществление учебного процесса по экспериментальной программе обеспечило достоверное улучшение результатов на 23,5%. Улучшение результатов свидетельствует о широкой возможности тренировок силовой выносливости мышц – разгибании рук. Средний прирост экспериментальной группы достоверно превышает прирост контрольной группы по данному показателю на 2,4 количестве раз.

Для оценки силовой выносливости брюшного пресса учащихся контрольной и экспериментальной групп мы использовали тест «Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 сек». Общий прирост у учащихся ЭК составляет 19,9%, а в КГ 16%. Достоверного различия средних арифметических значений прироста экспериментальной и контрольной групп не выявлено (Р > 0,05), хотя общее увеличение по этому показателю достоверно весомое в обеих группах.


2


Условные обозначения: 1 – исходные показатели КГ при выполнении прыжков в длину с места в см, 2 – итоговые показатели КГ, 3 – исходные показатели ЭГ, 4 – итоговые показатели ЭГ
Рисунок 3 – Динамика результатов выполнения прыжка в длину с места в КГ и ЭГ школьников
Прыжок в длину с места требует определенного уровня скоростно-силовых качеств и координационных способностей учащегося. По результатам этого теста видно, что значительный прогресс произошел в ЭГ. Результат увеличился с 164 до 175 см (10,6%). В контрольной группе улучшение результата составляет всего 6,1%. Статистический анализ результатов измерений позволил установить закономерный характер причин, вызвавших разницу прироста скоростно-силовых качеств и координационных способностей учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Оценивая результаты статистической силовой выносливости (тест «Вис на перекладине согнув руки»), можно говорить об эффективности деятельности по экспериментальной учебной программе. В экспериментальной группе наблюдается улучшение на 9,04 (с 29%). Пророст учащихся контрольной группы уступает почти в два раза и составляет 4,8 (с 17,6%). Различие средних арифметических значений прироста силовой выносливости за 2009-2010 учебный год в экспериментальной и контрольной группах достоверное (Р < 0,05).


2


Условные обозначения: 1 – исходные показатели виса на перекладине согнув руки в КГ (с), 2 – итоговые показатели КГ, 3 – исходные показатели ЭГ, 4 – итоговые показатели ЭГ
Рисунок 4 – Динамика продолжительности (с) выполнения виса на перекладине согнув руки в ЭГ и КГ школьников
Гибкость, определяемая по наклону туловища, из положения сидя, возросла в ЭГ на 26,3 %, а в КГ на 23,5 %. Таким образом, наблюдается существенный прирост уровня физической подготовленности по данному показателю, как в экспериментальной группе, так и в контрольной. Сравнительный анализ не выявил достоверных различий в приросте уровня гибкости, учащихся экспериментальной группы и школьников, занимающихся физическими упражнениями в рамках традиционной системы физического воспитания (Р > 0,05).

Результаты в беге на 1000 м в большей мере зависят от функциональных способностей и физического развития школьников (особенно массы тела). К концу учебного года наблюдается повышение уровня скоростной выносливости у учащихся ЭГ и КГ на 6,47% и 6,5% соответственно. Примененный нами метод статистических сравнений позволил установить, что наблюдаемое различие в приросте этой характеристики физической подготовленности в пользу КГ не достоверное (Р > 0,05).

Анализируя полученные данные можно сказать, что занятия по предложенной программе оказались более эффективными, чем занятия по традиционной программе физического воспитания. Это наглядно видно при сравнении динамики физической подготовленности ЭГ и КГ.

2

2



Условные обозначения: 1 – исходные показатели КГ в гибкости выполнения наклона вперед из сидя (см), 2 – итоговые показатели КГ, 3 – исходные показатели ЭГ, 4 – итоговые показатели ЭГ
Рисунок 5 – Динамика показателей гибкости при выполнении наклона вперед из сидя в ЭГ и КГ школьников
Для объективной оценки эффективности занятий по предложенной программе необходимо было сравнение динамики физических кондиций за экспериментальный период учащихся экспериментальной группы с контрольной группой учащихся, имеющих аналогичный объем организованной двигательной активности в неделю. Прирост уровня физической подготовленности экспериментальной группы превосходит динамику физических кондиций контрольной группы по всем показателям, кроме бега на 1000 м. Однако, достоверная разница приростов наблюдается только по таким показателям, как прыжок в длину с места, вис, на перекладине согнув руки и сгибание, разгибание рук в упоре лежа.

Большой прирост физических кондиций по пяти показателям ЭГ находит свою интерпретацию в том, что экспериментальная программа была сформирована на основе принципов спортивной ориентации. В этом случае все три занятия в неделю по 1,5 часа проводил учитель-тренер по қазақ күресі.

В противовес этому в КГ два занятия в неделю по 45 мин проводил учитель физической культуры и два занятия по 1,5 часа тренер по виду спорта (учитель физической культуры и тренер, т.е. два разных человека).
Таблица 2 – Динамика показателей физической подготовленности контрольной (КГ, n = 25) и экспериментальной (ЭГ, n = 25) групп в эксперименте

Показатель



группа

Прирост физической подготовленности

до

после

%



Р

эксперимента

Х ± m

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз

КГ

23,3±1,2

28,4±1,38

17,9

<0,05

ЭГ

24,4±1,48

31,9±2,07

23,5

<0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек., количество раз

КГ

20,5±0,6

24,4±0,78

16

<0,05

ЭГ

20,1±0,73

25,1±0,57

19,9

<0,05

Прыжок в длину с места, см

КГ

166,7±2,42

172,8±2,16

3,5

<0,05

ЭГ

164,4±2,85

175±2,71

6

<0,05

Вис на перекладине согнув руки, с

КГ

22,5±2,05

27,3±2,1

17,6

<0,05

ЭГ

22±2,37

31,04±2,34

29

<0,05

Наклон вперед из положения сидя, см

КГ

6,91±0,89

9,04±0,98

23,5

<0,05

ЭГ

7,33±0,98

9,95±0,92

26,3

<0,05

Бег на 1000 м, с

КГ

281,3±3,7

264,1±4,28

6,5

<0,05

ЭГ

275±4,7

258,3±21,9

6,47

<0,05

В беге на 1000 м прирост ЭГ уступает приросту КГ. На наш взгляд, это вызвано тем, что 28% детей КГ посещали секции по лыжным гонкам и легкой атлетике – это виды спорта, спортивный результат которых очень тесно коррелирует с результатами данного теста. Однако, разница приростов выносливости ЭГ и КГ в этом тесте не достоверна (Р > 0,05).


Таблица 3 – Динамика физических кондиций в контрольной и экспериментальной группах

Показатели



Прирост физических кондиций

ХЭГ ± m

n = 25


ХКГ ± m

n = 25


%

Р

Сгибание и разгибание рук – в упоре лежа, количество раз

7,5±1,10

5,1±0,50

5,6

< 0,05

Поднимание туловища – в положении лежа на спине за 30 с, количество раз

5±0,68

3,9±0,49

3,9

> 0,05

Прыжок в длину с места, см

10,6±1,41

6,1±0,77

2,5

< 0,05

Вис на перекладине согнув руки, с

9,04±1,28

4,8±0,61

11,4

> 0,05

Наклон вперед – в положении сидя, см

2,62±0,38

2,13±0,30

2,8

> 0,05

Бег на 1000 м, с

16,7±1,48

17,2±2,35

0,03

> 0,05

Использование средств «қазақ күресі» в условиях ориентированной формы организации физического воспитания в сельской общеобразовательной школе дают наибольший эффект в сочетании с разносторонней физической подготовкой и моторным обучением школьников широкому арсеналу двигательных действий и движений при параллельном освоении ими учебного материала традиционных программ физического воспитания учащихся сельской общеобразовательной школы.

Оценивая в целом рост физической подготовленности спортсменов по национальной борьбе «қазақ күресі», можно сказать, что он обусловлен комплексным влиянием морфологических, педагогических, психологических и демографических факторов. Одним из определяющих факторов является направленность учебно-тренировочных воздействий, рациональное использование средств физической подготовки, роль которой с ростом спортивного мастерства повышается, являясь важной базой для дальнейшего освоения национальных ценностей физической культуры и спорта.

В подразделе 4.3 обсуждаются результаты исследования влияние занятий по «қазақ-күресі» на заболеваемость испытуемых. Основными критериями оздоровительной эффективности экспериментальной программы служили показатели частоты заболеваний в течение учебного года и средняя продолжительность заболеваний, т.е. число дней, пропущенных по болезни (рисунки 6 и 7).


Условные обозначения: 1 – исходные показатели частоты заболеваемости учащихся ЭГ; 2 – итоговые показатели частоты заболеваемости учащихся ЭГ; 3 – исходные показатели частоты заболеваемости учащихся КГ; 4 – итоговые показатели частоты заболеваемости учащихся КГ

Рисунок 6 - Показатели частоты заболеваемости учащихся

До педагогического эксперимента между подростками контрольной и экспериментальной групп не было статистически достоверных различий по частоте и длительности заболеваний в течение учебного года. Результаты, полученные после педагогического эксперимента, свидетельствуют, что у учащихся, занимающихся по предложенной учебной программе, произошло значительное снижение частоты (33%) и продолжительности заболеваний (27%).

2

Условные обозначения: 1 – исходные показатели продолжительности одного случая заболевания учащихся ЭГ, 2 – итоговые показатели продолжительности одного случая заболевания учащихся ЭГ, 3 – исходные показатели продолжительности одного случая заболевания учащихся КГ, 4 - итоговые показатели продолжительности одного случая заболевания учащихся КГ


Рисунок 7 – Продолжительность одного случая заболевания учащихся
У учащихся контрольной группы уровень заболеваемости достоверно не изменился, однако наблюдалась тенденция к уменьшению количества дней, пропущенных по болезни (таблица 4). Эффективность использования қазақ күресі в физическом воспитании учащихся позволила: выявить вариабельности ритма сердца детей; характеризовать уровень физического здоровья учащихся; выявить влияния занятий по «қазақ күресі» на уровень заболеваемости, динамики интереса, мотивации и отношения учащихся к занятиям физической культурой на основе қазақ күресі.
Таблица 4 – Данные о заболеваемости учащихся экспериментальной и контрольной групп в течение педагогического эксперимента

Показатели


Этап исследования



ЭГ

КГ

Р


Х ± m

n = 25


Х ± m

n = 25


количество заболева-ний в течение года

До эксперимента

4,2±0,4

4,3 ± 0,6

> 0,05

После эксперимента

2,8 ± 0,2

3,9 ± 0,6

< 0,05

продолжительность выздоровления (дни)

До эксперимента

9,7 ± 1,1

9,8 ± 1,1

> 0,05

После эксперимента

7,1 ± 0,3

9,3 ± 0,8

< 0,05

Вышеуказанные изменения, обусловленные комплексным влиянием морфологических, педагогических, психологических и демографических факторов. Одним из решающих факторов является направленность учебно-воспитательного процесса, т.е. педагогических воздействий, рациональное использование «қазақ күресі».


следующая страница >>

Смотрите также:
Повышение эффективности физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ с использованием национальной борьбы «қазақ күресі»
400.18kb.
2 стр.
Совершенствование внеурочных форм физического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях
157.88kb.
1 стр.
Физического воспитания; характеристика общих принципов системы физического воспитания, цель и задачи системы физического воспитания
66.54kb.
1 стр.
Профессиональная ориентация школьников
283.86kb.
1 стр.
Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации
856.55kb.
4 стр.
Педагогическое внушение как средство повышения эффективности спортивной подготовки юных самбистов 12-14 лет 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
414.02kb.
2 стр.
Примерный перечень вопросов к экзамену по теории и методике физического воспитания дошкольников
30.26kb.
1 стр.
О письменных работах учащихся общеобразовательных школ по биологии и химии
107.07kb.
1 стр.
Распространенность минимальной мозговой дисфункции среди учащихся начальных классов общеобразовательных школ екатеринбурга
52.37kb.
1 стр.
Конкурс на лучшее сочинение (рассказ) на противопожарную тематику
60.74kb.
1 стр.
Доклад по реализации инициативы «Наша новая школа»
702.97kb.
2 стр.
Технология применения соревновательно игрового метода на уроках физического воспитания в Ахтмеской гимназии для активизации двигательной деятельности учащихся
21.32kb.
1 стр.