Главная страница 1

Голгофа Галицкой Руси
Более 100 тысяч галицких русинов были физически уничтожены Австро - Венгрией в начале ХХ века. Основная их вина - преданность Православию, общерусскому единству и языку. Правда о тех кровавых злодеяниях и истоках причастной им идеологии «украинства» не только восстанавливает исконную, русскую самоидентификацию некоторых сегодняшних украинцев, но и возвращает их из унии в спасительное лоно Православной Церкви.


Отдание памяти жертвам фашистских концлагерей, особенно в год 60-летия Великой Победы, – это уже международная традиция. В этот ряд логично стало Постановление Верховной Рады Украины «О 90-летии трагедии в концлагере Талергоф» принятое 8 октября 2004 года № 2084– IV. Этому событию, согласно Постановления Верховной Рады, Государственным Комитетом по телевидению и радиовещанию Украины должно быть обеспечено «широке висвітлення у засобах масової інформації». Фактически же его обошли молчанием, несмотря на депутатские запросы, напоминающие о необходимости выполнения решений высшей законодательной власти страны.

Отчего же современные идеологи Украины настойчиво раскручивают в СМИ тему голодомора 30-х, а вопиющий акт многотысячного и варварского уничтожения предков наших соотечественников - геноцида, сравнимого только со зверствами гитлеровцев, замалчивают? Анализ прошлого и реалий сегоденья наглядно показывают, что события тех лет имеют зачастую прямые исторические аналогии с современностью.

В начале ХХ века Галиция переживала период русского национального возрождения. О его масштабах красноречиво свидетельствует собравшая более 100 тыс. подписей русских галичан петиция в Венский парламент: «Высокая палата! Галицко-русский народ по своему историческому прошлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим смежные с Галицкой землей малоросским племенем в России, которое вместе с великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, то есть русский народ. Язык этого народа, выработанный тысячелетним трудом всех трех русских племен и занимающий в настоящее время одно из первых мест среди мировых языков, Галицкая Русь считала и считает своим и за ним лишь признает право быть языком ее литературы, науки и вообще культуры.». Далее в петиции приводились требования свободы изучения и преподавания русского языка, истории и права на русских землях, входивших в состав Австро-Венгрии (Ф.Аристов. Карпато-русские писатели. Т. 1. - Москва, 1916).

Столь же динамично стал развиваться процесс возвращения униатов в православие (на крупные церковные праздники до 400 крестных ходов прорывалось через австрийскую границу в Почаевскую лавру).



В ответ на рост русского возрождения в подвластных ей областях Австро-Венгрия развязала геноцид. Сначала было проведено несколько показательных процессов над священниками и мирянами, переходившими в Православие и говорившими по-русски. Это так называемые «Процесс Ольги Грабарь» (1882), первый и второй Мармарош-Сигетские процессы (1912-1914) над закарпатскими крестьянами, целыми селами переходившими в лоно Православной Церкви (более 90 человек осуждены, тысячи же крестьян несколько лет жили на осадном положении), процесс Максима Сандовича и Семена Бендасюка (1914), процесс доктора богословия Ф. Богатырца и «Дело братьев Геровских» на Буковине (1912-1914).

Затем, когда разразилась первая мировая война, начался массовый антирусский террор. Была создана сеть концлагерей. (Самый известный из них - Талергоф, близ г. Грац в Австрии.) В первое время было уничтожено более 60 тыс. человек, которым шили липовые дела в «государственной измене», более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. было уничтожено после первого отступления русской армии, в том числе уничтожено около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к Православию и России. Эти сведения приводит польский депутат Венского парламента А.Дашинский. (Все русские депутаты этого парламента были расстреляны.) ("Временник", Львов, 1938 г.)

Провокаторами этого геноцида были лидер украинских греко-католиков Андрей Шептицкий и «австро-украинская партия», совершившая при поддержке извне своеобразный «оранжевый переворот» в Галиции и физически уничтожившая русофилов, в том числе и значительное число Православного духовенства.

Эти кровавые события подробнейше описаны в четырех томах «Талергофского альманаха», изданного во Львове в 1924 г. В этой «пропамятной книге австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпато-русским народом во время всемирной войны 1914-1917 годов», которую нельзя листать без дрожи в руках, приводятся воспоминания многочисленных жителей восточной Галиции, Лемковщины (западной Галиции), Буковины и Закарпатья, пострадавших за преданность Православию, русскому языку и Отчизне. (полный текст «Талергофского альманаха» в сети Интернет - http://www.zaistinu.ru/old/ukraine/church/almanah1-x.shtml)

В «Талергофском альманахе» помещаются оригинальные австро-венгерские документы репрессивного характера, соответствующие приказы и распоряжения. Третья и четвертая части альманаха непосредственно посвящены воспоминаниям узников Талергофа, австрийского концентрационного лагеря для интернированных русинов, расположенного в одной из альпийских долин вблизи Зальцбурга.

Масштабы преступлений еще 14 июня 1917 года так же раскрыл в своей речи депутат австрийского парламента, чех Юрий Стршибрны, заявив, что в продолжение полутора лет вымерло 15% талергофцев, т.е. свыше 3000 галичан и буковинцев. Непосредственно в Талергофе, на кладбище «Под соснами», захоронено около 3 000 человек, погибших от холода, голода, избиений, холеры и тифа. Еще около 10 000 захоронений расположено за пределами официального участка.

Вот что писал об этих событиях галицко-русский историк В. Ваврик: «Австро-мадьярский террор сразу на всех участках охватил прикарпатскую Русь... Наши братья, вырекшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа... они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких наездников. Достаточно взять в руки украинскую газету «Дiло», издававшуюся для интеллигенции, чтобы убедиться в этом окончательно.

Сокальский уезд был поленом в глазах «украинских патриотов», поэтому доносы с их стороны сыпались на русских людей, как град из черной тучи... Педагог Стенятинский выдавал видных, деятельных крестьян в околице... В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник-униат Крайчик. В селе Сосница "мужи доверия" украинцы Михаил Слюсарь, войт Михаил Кушнир и другие донесли на своих односельчан, на основании их доноса крестьян повесили... Двоих - Николая Смигоровского и Андрея Гардого мадьяры-уланы привязали к своим седлам и волокли четыре километра до села Задубровы и обратно, потом повесили на вербах. В Станиславской тюрьме на Дуброве расстрелы шли с утра до вечера...

Талергоф... В дневниках и записках талергофских невольников имеем точное описание этого австрийского пекла. Первую партию русских галичан пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. До зимы 1916-го в Талергофе не было бараков. Сбившийся в кучу народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз... Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 года отметил, что 11 человек загрызены вшами. По всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели и без того люто потрепанные мученики, происходила "анбинден" - славная немецкая процедура подвешивания за одну ногу. Изъятий не было даже для женщин и священников...

Но все-таки пакости немцев не сравнятся с издевательствами своих же. Немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем, вроде официала полиции г. Перемышля Тимчука, доносчика и палача, который выражался о родном народе как о скотине. Он был правой рукой палача Пиллера, которому давал справки об арестантах. Тимчука, однако, перещеголял другой украинец - униатский попович Чировский, обер-лейтенант австрийского запаса... Все невольники Талергофа характеризуют его как профессионального мучителя и палача».

«В манифестах и воззваниях военные и административные власти обещали от 50 до 500 крон каждому, кто донесет на русина. На улицах и площадях галицких городов платные агенты выкрикивали: “ловить шпионов! Давайте их сюда на виселицы!” Партийные вожаки, ослепленные местью, на этот ядовитый клич приходили с добровольной помощью. И количество крови было чрезмерно обильно!» (В.Ваврик. Терезин и Талергоф. - Филадельфия, 1966 г.)

А вот свидетельство еще одного узника Талергофа, М.А. Марко: «Жутко и больно вспоминать о том тяжком периоде близкой еще истории нашего народа, когда родной брат, вышедший из одних бытовых и этнографических условий, без содрогания души становился не только на стороне физических мучителей части своего народа, но даже больше - требовал этих мучений, настаивал на них... Прикарпатские «украинцы» были одними из главных виновников нашей народной мартирологии во время войны» (Галицкая Голгофа. - США, Изд. П.Гардый, 1964).

Казалось бы, вопиющие факты кровавого террора и беспрецедентного пособничества в уничтожении единокровных братьев, которым тогда замарали себя сторонники идеологии украинства и унии, должны получить моральную оценку и осуждение всего современного украинского общества, и в особенности государственной власти. Однако украинскими официальными лицами этой трагедии дается другая, весьма показательная оценка: Председатель Госкомитета телевидения и радио Украины Иван Чиж пишет: «в лагерь попали, кроме лиц русофильской идеологии, много украинских патриотов», «русофильские круги в Галичине использовали трагедию лагеря Талергоф для создания культа мученичества русофилов», «исторический урок обозначенных событий далеко не однозначный». Директор Института украинознавства, Председатель Национального комитета историков Украины академик НАН Я.Д. Исаевич пишет: «считаем неоправданным с научной точки зрения и политически неверным напоминание годовщины основания Талергофского концлагеря в отрыве от общего контекста событий периода Первой мировой войны», «Если имеется в виду политика Австро-Венгрии, то она не сводилась к репрессиям относительно мирного населения, и, независимо от мотивов австрийской власти, положительной (!!!) оценки заслуживает сам факт поддержки венским правительством Союза освобождения Украины, разрешение на создание легиона украинских сечевых стрельцов, признания Австро-Венгрией УНР», «Целиком неправильным является тезис, что русинов преследуют только за то, что они считали себя “частью русского народа”. Сам термин “русский народ” неоднозначный и его употребление не способствует правильному пониманию сути событий», «…следует признать нецелесообразным отдельное воспоминание лишь годовщины основания Талергофского лагеря».



Эта позиция власти тревожна и многозначительна, поскольку те, кто не извлекают из истории уроков, те неизбежно повторяют ее ошибки, писанные зачатую кровью. Как эта Голгофа Галицкой Руси, забыть и позволить замолчать которую мы просто не имеем права.

(Подготовлено по материалам Интернет-сайтов zaistinu.ru, otechestvo.org.ua, ukrstor.com)


Смотрите также:
Постановление Верховной Рады Украины «О 90-летии трагедии в концлагере Талергоф» принятое 8 октября 2004 года №2084– IV
73.25kb.
1 стр.
Конституция принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года
668.22kb.
3 стр.
Кодекс украины (Ведомости Верховной Рады Украины
8019.43kb.
25 стр.
Решением Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 31 марта 2003 г. N 06-10/239
571.82kb.
4 стр.
Кодекс введен в строй с 1 июня 1985 года Постановлением Верховной Рады Украинской сср от 7 декабря 1984 года n 8074-X
3710.9kb.
31 стр.
Постановление Правления Национального банка Украины от 4 июня 2003 года n 233 Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
401.65kb.
3 стр.
Совет Безопасности Distr.: General 11 August 2006 Резолюция 1701 (2006)
79.94kb.
1 стр.
Мы учились у него жизни 1 октября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Фёдоровича Семко
129.46kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 26 октября 2000 г. №449-з о мобилизационной подготовке и мобилизации Принят Палатой представителей 2 октября 2000 года Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года Изменения и дополнения
192.18kb.
1 стр.
Постановление От 28 октября 2003 г. N 158 о введении в действие санитарных правил сп 6 45-03 "обеспечение радиационной безопасности при проектировании, строительстве
1362.23kb.
8 стр.
Итоговый документ покровских международных миссионерско-просветительских чтений «тысячелетние традиции просвещения под покровом премудрости божией»
134.76kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 18 июля 2004 г. N 305-з о нотариате и нотариальной деятельности принят Палатой представителей 22 июня 2004 года Одобрен Советом Республики 30 июня 2004 года
658.03kb.
4 стр.