Главная страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Акмолинская область

Щучинский район



Разработала учитель ИЗО:



Белоусова Н.И.

Окжетпесская СШ 2008 г.


Планирование урока для __5___ класса
Тема урока: Симметрия и асимметрия (первый урок)
Цель урока: выполнить симметричную композицию в технике набивка.
Задачи урока:


  • образователь­ная: познакомить с симметрией и асимметрией в изображении предметов и закономерностями построения композиций; продолжить формирование ЗУН по техникам акварели;

  • воспитательная: формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование гуманных отношений (вежливость, дисциплинированность, ответственность);

  • развивающая: развивать интеллект (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию); общие умения (работа с инструментами); познавательный интерес (новизна знаний, обновление полученных знаний); речь (овладение терминологией).

Тип урока:

> урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

> урок закрепления знаний;

> урок комплексного применения знаний;

> урок обобщения и систематизации знаний;

> урок оценки, проверки и коррекции знаний и др.

Методы обучения:

  • перцептивный аспект (передача знаний): словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрации, таблицы и др'.), практические (упражнения, тесты, диктанты, контрольные и самостоятельные работы и др.;__________________________

  • гностический аспект (проблемно-поисковые, репродуктивные): иллюстративно- объясни­тельные, проблемные, эвристические (частично-поисковые), исследовательские мето­ды.______________________________________________________________________

  • управленческий аспект (характер, степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности); работа под управлением, самостоятельная деятельность,__

  • мотивационный аспект: игры. учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, парадоксальность и т.п._________________________________________________________

  • аспект контроля: устный, письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный, ито­говый, текущий, с применением ТСО, программированный, тестовый.

ТСО: наглядности, худ. материалы, терминокарты.

Понятия, термины: симметрия и асимметрия, композиция, техники акварели, а-ля прима, по-сырому, заливки, лессировка, пуантилизм, смешивание техник, контраст, тональный и цветовой контраст, контур.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

Готовность учащихся к уроку.

II. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания

Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Актуализация техники запоминания (работа по терминокарте).

Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. Что объединяет все эти изображения?

Найдите термин в терминокарте.

Их объединяет то, что они симметричны.

Термин “симметрия” по гречески означает “соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей”.

Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная на зеркале половинка фигуры дополнит ее до целой. Потому такая симметрия называется зеркальной (осевой). Прямая, вдоль которой поставлено зеркало, называется осью симметрии. Если симметричную фигуру сложить пополам вдоль оси симметрии, то ее части совпадут. “Зеркальная (осевая) симметрия”

Симметрия часто встречается в природе, в предметах созданных человеком. Симметричны практически все транспортные средства, предметы домашнего обихода (мебель, посуда), некоторые музыкальные инструменты.

(Рассказ сопровождается наглядной демонстрацией).

III. Определение темы урока учащимися

Выберите термин, который можно употреблять со словом симметрией в изобразительной грамоте.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Контраст - сильно выраженная противоположность.

Контур - линия, ограничивающая изображение формы предмета.
Симметричная композиция

IV. Постановка цели и задачи урока.

Учащиеся сами теперь определяют цель и задачи урока.

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности путем решения проблемных задач

Мы рассмотрим ту симметрию, которую можно непосредственно видеть – симметрию форм, композиций.



Передача симметрии и асимметрии

1. РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна


Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий (ил. 1).

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины (ил. 2).

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.


2. Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан



3. В. ВАСНЕЦОВ. Бога


В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены.











64: а. Симметричная композиция,

б. Асимметричная композиция

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.









65: а. Симметричная композиция,

б. Асимметричная композиция

V. Показ образца учителем


Исполнение техники набивки. «Набивка» - нанесение краски с помощью нажима на поролон.



VI. Самостоятельная работа учащихся.
Работа в группах (симметричная композиция с 2 осями симметрии).

IV. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти учебного материала
Дополнительный материал:

В работе акварельными красками очень важ­ную роль играет вода. В акварели вода используется для того, чтобы сделать краску более жидкой или светлее. Чтобы сделать краску свет­лее, достаточно добавить в смесь большей воды, краска станет прозрачнее, а белая бумага, на которую ты положишь цвет, довершит эффект.
Существует четыре основных приёма работы акварелью.

Самый простой из них — «а-ля прима» (так называют его художники). Другими словами, цвет подбирается на палитре и после этого накладывается на соответст­вующее место рисунка. Это тот способ, ко­торым интуитивно пользуется всякий, взявший в руки акварель. Этот способ применяется и в гуаши.



Второй способ называется «лессировка».

Он заключается в том, что первоначально положенный цвет после просыхания обо­гащается другими цветами, которые на­кладываются сверху.

Этот способ применим только в акваре­ли, потому что большую роль играют здесь прозрачные свойства этих красок. Так, на­ложением одного цвета на другой получа­ется третий цвет.
Третий способ называется «пуанти­лизм» (от французского слова «пуант» — точка). Это рисование разноцветными маз­ками. Художники заметили однажды, что если чередовать разноцветные мазки, на­пример, жёлтого и красного цвета, то из­дали (или прищурясь) можно увидеть оранжевый цвет. Это оптическое смеши­вание цветов. Рисуя мазками, ты можешь получить несложные, но очень яркие и тонкие по цвету рисунки.

Четвёртый способ — по сырой бумаге. Художники называют этот способ просто — «по-сырому». Заключается он в том, что бумага предварительно смачивается. Ри­совать по ней нужно, когда она немного подвяла и утратила блеск, но ещё не вы­сохла окончательно.

Смешивание техник

Ты можешь смешивать не только различные приёмы акварели. Многие техники поддаются смешиванию. Ты можешь, например, смешивать акварель и гуашь. Только в смешивании необходимо соблюдать последовательность: сначала вести работу в одной технике, а потом в другой. Принцип смешивания техник основан на их совместимости (например, нельзя рисовать пастелью по восковым мелкам), а также на взаимном дополнении одной техники другой.


Запомни: главная цель смешивания техник — это взаимно обогатить каждую из них, нарисовать в каж­дой технике то, что нельзя нарисовать в другой.
Попытайся сочетать их, то есть использовать в работе две или три техники сразу, только делайте это не одновременно, а поочередно.

VIII Релаксация (уменьшение напряжение, расслабление, воз­вращение состояния психологического равно­весия).
VII. Определение темы следующего урока

Результаты работ оцениваются словесным поощрением учителя и самооценкой.

Составьте из букв слова “СИММЕТРИЧНЫЙ” различные слова.

Аукцион «Продажа полотна».


Симметрия (гречес.) - одинаковость в расположении частей от центральной оси, соразмерность, пропорциональность.

Асимметрия – нарушение симметричного строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии.
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Контраст - сильно выраженная противоположность.

Контур - линия, ограничивающая изображение формы предмета.

Техники акварели:


«а-ля прима» — живопись в один приём;
«лессировка» — наложение прозрачных сло­ев краски поверх просохшего красочного слоя;

«пуантилизм» — живопись раздельными чёт­кими мазками чистой краски;


«по-сырому» — живопись по сырой бумаге;
«заливка» - нанесение краски цветной каплей.
«набивка» - нанесение краски с помощью нажима на поролон.
Смешиванием техник называется использование разных техник в одной работе.

Запомни: главная цель смешивания техник — это взаимно обогатить каждую из них, нарисовать в каж­дой технике то, что нельзя нарисовать в другой.




Смотрите также:
Планирование урока для 5 класса Тема урока: Симметрия и асимметрия (первый урок) Цель урока: выполнить симметричную композицию в технике набивка
93.46kb.
1 стр.
Планирование урока для 5 класса Тема урока: Симметрия и асимметрия (первый урок) Цель урока: выполнить симметричную композицию в технике набивка
93.42kb.
1 стр.
Тематическое планирование по литературе для 11-го класса гуманитарного профиля. № урока Тема урока Урок 1
202.48kb.
1 стр.
Программа: Модальные глаголы и глаголы to be и to have. Тема: «Продукты» Тип урока: Урок-закрепление Вид урока: Урок-игра
195kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
229.24kb.
1 стр.
Урок тема «смертные боги» Форма урока: урок-лекция. Жанр урока: урок-презентация. Цель
55.8kb.
1 стр.
Урок по русскому языку в 8 классе Провела Захарова Н. Г. Тема урока: Предложения двусоставные и односоставные. Цель урока: Ход урока Поэзия Пушкина неиссякаемый источник
29.93kb.
1 стр.
Тематическое планирование № Наименование раздела программы Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) Количество часов Тип урока
135.98kb.
1 стр.
Календарно тематическое планирование № Наименование раздела программы Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) Количество часов Тип урока
132.44kb.
1 стр.
Урок физики в 11 классе Тема урока: Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц Тип урока: Урок изучения нового материала
26.46kb.
1 стр.
Конспект урока "Кристаллы в природе и технике"
136.76kb.
1 стр.
Урока: "Путешествие по дорогам сказок". Тема урока: Числа от 1 до 8 (закрепление). Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков
47.19kb.
1 стр.