Главная страница 1
ПИСЬМО НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3 апреля 2006 г. N 21-20/367
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В целях реализации положений, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 19 июля 2000 года "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности" (в редакции Закона Республики Беларусь от 11 декабря 2005 года) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 75, 2/201; 2005 г., N 196, 2/1165), Национальный банк Республики Беларусь направляет прилагаемые Рекомендации по организации внутреннего контроля в банках (небанковских кредитно-финансовых организациях) Республики Беларусь по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

Предлагаем учитывать данные Рекомендации при организации внутреннего контроля в банке (небанковской кредитно-финансовой организации).

С выходом данного письма не применяется в работе письмо Национального банка Республики Беларусь от 30.05.2002 N 23-14/7290.
Первый заместитель

Председателя Правления П.В.КАЛЛАУР



РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКАХ (НЕБАНКОВСКИХ

КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ) РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО

ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ

ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. При организации системы внутреннего контроля в банке (небанковской кредитно-финансовой организации) Республики Беларусь (далее - банк) необходимо располагать адекватной политикой, практикой и процедурами, которые обеспечивают соблюдение банками высоких этических и профессиональных стандартов, препятствуют умышленному или невольному вовлечению банка в незаконные финансовые операции.

2. Система внутреннего контроля в банке включает в себя контроль за предупреждением и пресечением действий, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, который обеспечивает минимизацию рисков (операционного, кредитного, правового, риска потери деловой репутации), связанных с опасностью хищения средств банка, наложения ареста на денежные средства и иное имущество, находящееся в банке, или конфискации находящихся в банке денежных средств и иного имущества клиентов, что может повлечь как прямые финансовые потери банка, так и косвенные - потерю доверия со стороны инвесторов и клиентуры, отток средств вкладчиков и кредиторов, отказ в предоставлении межбанковских ресурсов, привлечение к ответственности надзорными, налоговыми и правоохранительными органами.

3. В целях установления вышеуказанной системы внутреннего контроля в банке разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом банка Правила внутреннего контроля в банке в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности (далее - Правила внутреннего контроля).

4. Основным принципом разработки Правил внутреннего контроля следует считать обеспечение участия всех работников банка, независимо от занимаемой должности, в рамках их компетенции в выявлении в деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций, обслуживающихся в банке (далее - клиенты), финансовых операций, подлежащих особому контролю.

5. При разработке Правил внутреннего контроля следует учитывать требования Закона Республики Беларусь от 19 июля 2000 года "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности" в редакции Закона Республики Беларусь от 11 декабря 2005 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 75, 2/201; 2005 г., N 196, 2/1165) (далее - Закон), Положения об организации внутреннего контроля за проведением финансовых операций лицами, осуществляющими финансовые операции, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. N 352 (далее - Положение), Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. N 367 (далее - Инструкция), и настоящих Рекомендаций по организации внутреннего контроля в банках (небанковских кредитно-финансовых организациях) Республики Беларусь по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности (далее - Рекомендации).

6. Банку следует назначить должностное лицо (должностных лиц), ответственное (ответственных) за разработку Правил внутреннего контроля и их выполнение (далее - ответственное должностное лицо).

7. В банке с учетом особенностей его организации, основных направлений деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их финансовыми операциями, может быть создано или определено структурное подразделение по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

8. Реализацию системы внутреннего контроля следует осуществлять по следующим основным направлениям:

идентификация всех клиентов, отслеживание их деятельности в процессе обслуживания и формирование досье, содержащего информацию о деятельности и деловой репутации клиента;

выявление, документальное фиксирование факта осуществления финансовой операции, подлежащей особому контролю, и передача соответствующих сведений в орган финансового мониторинга.

9. Исходя из требований Закона, Положения, Инструкции и настоящих Рекомендаций, с учетом характера и основных направлений деятельности банка, клиентской базы и уровня типичных банковских рисков в Правила внутреннего контроля рекомендуется включить:

порядок идентификации лиц, совершающих финансовые операции;

процедуры по взаимодействию с государственными органами в целях более тщательного изучения клиента, а также выявления подозрительных финансовых операций;

критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций с учетом специфики деятельности банка;

программу повышения эффективности выявления в деятельности клиентов финансовых операций, подлежащих особому контролю;

порядок выявления и отнесения финансовых операций к подозрительным финансовым операциям в соответствии с требованиями абзаца второго части первой статьи 6 Закона;

порядок документального фиксирования финансовых операций, подлежащих особому контролю;

порядок заполнения специального формуляра, а также порядок его направления, хранения и учета;

процедуру, регламентирующую приостановление финансовых операций с денежными средствами или иных финансовых операций в соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 5 Закона;

порядок обеспечения хранения и конфиденциальности информации;

указание на должностных лиц, ответственных за организацию разработки и выполнение Правил внутреннего контроля;

требования к квалификации и подготовке соответствующих ответственных должностных лиц;

программу подготовки и обучения работников по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

10. Идентификация клиентов производится с учетом требований статьи 7 Закона.

11. Все потенциальные и имеющиеся клиенты банка могут быть разделены на четыре группы:

физические лица;

индивидуальные предприниматели;

организации;

банки-корреспонденты.

Для каждой группы клиентов банку рекомендуется самостоятельно разработать специальные формы - анкеты клиентов, подлежащие заполнению при открытии счета (счетов) в банке. В случае возникновения у работника банка подозрений в добропорядочности клиента последнему может быть предложено заполнить анкету расширенной формы.

12. При представлении клиентом необходимых банку документов они должны быть действительными на дату их предъявления.

13. Если у банка возникли подозрения или становится очевидным, что клиент, совершающий финансовую операцию, действует не от своего имени, то банк проводит идентификацию представителя, проверяет его полномочия, а также принимает меры по идентификации лица, от имени которого совершается финансовая операция.

14. На основании представленной клиентом информации банку следует оценивать уровень риска работы с данным клиентом. При высоком уровне риска банк может потребовать от клиента необходимую ему дополнительную информацию.

15. При идентификации клиентов - физических лиц заполняется анкета клиента, которая может содержать следующие данные:

фамилию, имя, отчество в соответствии с документом, содержащим паспортные данные, а также предыдущую, ранее используемую фамилию (девичью, фамилию до изменения);

гражданство;

дату и место рождения;

место жительства (прописки, регистрации), номер домашнего телефона, номер факса, адрес электронной почты;

реквизиты документа, содержащего паспортные данные;

место работы, должность, номер рабочего телефона;

предполагаемый характер взаимоотношений с банком (тип счета).

Банку рекомендуется проверять представленную информацию следующими способами:

подтверждением личности клиента посредством рассмотрения документов (паспорта, свидетельства о рождении и др.);

подтверждением места проживания (запросы в государственные органы (например, налоговые), задействование службы безопасности);

подтверждением достоверности данных о месте работы, номерах телефонов (контактирование с клиентом посредством телефона, писем и электронной почты до открытия счета клиенту);

подтверждением достоверности (юридической силы) документов, представленных для удостоверения личности (посредством задействования службы безопасности, запросов в государственные органы).

На основании представленной клиентом информации банку следует оценивать уровень риска работы с данным клиентом. При высоком уровне риска дополнительно собирается следующая информация о клиенте:

характеристика клиента (через имеющихся клиентов, знающих данного, и т.п.);

отношения с прежним обслуживающим банком (контакты с банком по поводу получения информации о клиенте);

источник средств, размещаемых в банке.

При разовых сделках с клиентами (без открытия счета), когда сумма сделки или нескольких сделок не превышает размеров финансовых операций, подлежащих особому контролю, предусмотренных законодательством, для их идентификации достаточно воспользоваться паспортными данными.

16. При идентификации клиентов - индивидуальных предпринимателей заполняется анкета клиента, которая может содержать следующие данные:

фамилию, имя, отчество в соответствии с документом, содержащим паспортные данные, а также предыдущую, ранее используемую фамилию (девичью, фамилию до изменения);

гражданство;

дату и место рождения;

место жительства (прописки, регистрации), номер домашнего телефона, номер факса, адрес электронной почты;

реквизиты документа, содержащего паспортные данные;

регистрационный номер и дату регистрации, наименование регистрирующего органа;

учетный номер плательщика;

предполагаемый характер взаимоотношений с банком (тип счета).

Банк проверяет представленную информацию следующими способами:

подтверждением личности клиента посредством рассмотрения документов (паспорта, свидетельства о рождении и др.);

подтверждением места проживания (запросы в государственные органы (например, налоговые), задействование службы безопасности);

подтверждением достоверности (юридической силы) документов, представленных для удостоверения личности (посредством задействования службы безопасности, запросов в государственные органы);

сбором деловой информации;

использованием сведений о клиенте как от государственных органов (предприятий), так и от частных лиц;

рассмотрением взаимоотношений клиента с предыдущим банком, в котором он обслуживался;

посещением клиента по месту его нахождения (деятельности);

контактами с клиентом по телефону, письменно или по электронной почте.

17. При идентификации клиентов-организаций заполняется анкета клиента, которая может содержать следующие данные:

наименование;

регистрационный номер и дату регистрации, наименование регистрирующего органа (при их наличии);

место нахождения (юридический адрес);

учетный номер плательщика;

фамилию, имя, отчество руководителей, главного бухгалтера организации и (или) иных уполномоченных должностных лиц, которым законодательством или руководителем предоставлено право действовать от имени организации;

номера контактных телефонов, электронный и почтовый адреса.

При изучении документов, в частности учредительных документов организации и документов, подтверждающих его государственную регистрацию, банк в целях более тщательного изучения клиента уделяет особое внимание:

оформлению учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента;

составу учредителей (участников) организации, определив лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами управления организации;

структуре органов управления организации и их полномочиям;

величине зарегистрированного уставного фонда организации, его имущества.

При проведении идентификации организаций банку следует истребовать для анализа более широкий перечень документов, характеризующих как самого потенциального клиента, так и характер, обороты и эффективность его деятельности.

При изучении документов, например, регистров учета, следует обратить внимание на соответствие денежного оборота, в том числе наличного, характеру деятельности изучаемой организации.

Банк может проверять представляемую информацию от клиентов посредством:

ознакомления с заверенной аудиторами отчетностью;

сбора информации о деловой репутации;

использования сведений о клиенте от государственных органов, организаций и частных лиц;

рассмотрения взаимоотношений клиента с предыдущим банком, в котором он обслуживался;

посещения клиента по месту его нахождения (деятельности);

контактов с клиентом по телефону, письменно или по электронной почте.

18. При установлении корреспондентских отношений с другими банками основное внимание следует обращать на признанность и известность последних в мировой финансовой системе.

В зависимости от различных критериев все банки-корреспонденты можно разделить на три группы:

первоклассные банки с общепризнанной в мире деловой репутацией. При установлении корреспондентских отношений с банками данной группы требование предоставления дополнительных документов и проведение дополнительной проверки является нецелесообразным;

банки менее высокого рейтинга и небольших размеров, малоизвестные в деловой среде. Идентификация таких банков требует дополнительных процедур: запрос в центральный банк страны регистрации этого банка или банк-корреспондент, принадлежащий первой группе;

малые, вновь созданные банки, зарегистрированные на территории оффшорных зон, а также стран, в отношении которых имеется информация о фактах нелегального производства наркотических средств на их территории, их сотрудничества с террористическими организациями и (или) о неучастии этих стран в международном сотрудничестве по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, о совершаемых в этих странах финансовых операциях, имеющих незаконный характер. Банки этой группы подлежат тщательной проверке.

Анкета клиента может содержать следующие данные:

полное наименование;

краткое наименование;

фирменное наименование (полное официальное) и сокращенное наименование (если имеется);

наименование на иностранном языке;

организационно-правовая форма;

регистрационный номер, страну и дату регистрации, наименование регистрирующего органа;

место нахождения (юридический адрес);

номера контактных телефонов и факса, адрес электронной почты;

банковские и государственные идентификационные коды (аналогичный уникальный идентификационный признак);

учетный номер плательщика (аналогичный уникальный идентификационный признак);

сведения об учредителях, лицах, которые имеют право давать обязательные для клиента указания либо иным образом имеют возможность определять его действия;

сведения об органах управления клиента (структура органов управления клиента и сведения о физических лицах, входящих в состав исполнительных органов);

сведения о корреспондентах клиента;

история, деловая репутация, сектор рынка и конкуренция (сведения, подтверждающие существование клиента (ссылка на международные рейтинговые агентства), сведения о реорганизации, изменения в характере деятельности, прошлые финансовые проблемы, деловая репутация на национальном и зарубежных рынках, присутствие на рынках, основная доля в конкуренции и на рынке, специализация по банковским продуктам и т.д.).

19. Все представленные в ходе идентификации документы рекомендуется группировать в досье клиента и обновлять по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Рекомендуется провести повторную идентификацию, если у банка возникли подозрения в достоверности ранее полученных сведений.

20. В целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности на ответственное должностное лицо могут быть возложены следующие функции:

20.1. разработка и представление на утверждение руководителя банка Правил внутреннего контроля, организация мероприятий по его осуществлению;

20.2. консультация работников банка по вопросам, возникающим при реализации мероприятий и выполнении Правил внутреннего контроля;

20.3. принятие решений об отнесении той или иной финансовой операции к финансовой операции, подлежащей особому контролю;

20.4. организация представления в орган финансового мониторинга специальных формуляров в соответствии с требованиями законодательства;

20.5. соблюдение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении своих функций;

20.6. оказание содействия уполномоченным работникам Национального банка Республики Беларусь при проведении ими проверок деятельности банка по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

20.7. представление органам управления банка письменного отчета по итогам работы за год по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности в рамках выполнения Правил внутреннего контроля;

20.8. обеспечение сохранности и возврат полученных от соответствующих подразделений банка документов;

20.9. выполнение иных обязанностей в соответствии с локальными нормативными правовыми актами банка.

21. Ответственному должностному лицу могут быть определены следующие полномочия:

21.1. получать от руководителей и работников структурных подразделений банка необходимые документы;

21.2. снимать копии с полученных документов, получать копии файлов, копии любых записей, хранящихся в вычислительных сетях и компьютерных системах;

21.3. входить в помещения структурных подразделений банка, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), и иные помещения;

21.4. давать указания, касающиеся проведения финансовой операции, подлежащей особому контролю;

21.5. иные права в соответствии с локальными нормативными правовыми актами банка.

22. Текущий контроль за проведением финансовых операций клиента следует осуществлять работникам банка в процессе исполнения возложенных на них обязанностей.

Банку рекомендуется отслеживать текущие финансовые операции клиентов, движение по их счетам, выявлять подозрительные финансовые операции, которые могут подвергнуть банк юридическому и операционному риску, риску потери деловой репутации.

23. Для отнесения финансовой операции клиента к финансовой операции, подлежащей особому контролю в соответствии с требованиями абзаца второго части первой статьи 6 Закона, банк должен понимать сущность деятельности клиента и руководствоваться собственными критериями подозрительности финансовых операций, при разработке которых за основу рекомендуется использовать критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям.

При выявлении подозрительной финансовой операции банку рекомендуется осуществлять свою деятельность в следующем порядке:

23.1. по данной финансовой операции работником банка составляется документ, содержащий сведения о финансовой операции, согласно приложению 2 к настоящим Рекомендациям (далее - Сообщение);

23.2. Сообщение передается ответственному должностному лицу;

23.3. при наличии оснований отнесения финансовой операции клиента к финансовым операциям, подлежащим особому контролю, ответственное должностное лицо принимает окончательное решение о признании финансовой операции клиента финансовой операцией, подлежащей особому контролю, и представлении сведений о ней в орган финансового мониторинга;

23.4. при выявлении подозрительных финансовых операций ответственное должностное лицо принимает решение о дальнейших действиях банка в отношении деятельности клиента и его финансовой операции.

24. При выявлении в деятельности клиента подозрительной финансовой операции банк может предпринять следующие действия:

24.1. обратиться к клиенту с просьбой о представлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл финансовой операции;

24.2. обеспечить повышенное внимание к иным финансовым операциям (сделкам) клиента, проводимым через банк.

25. Решение ответственного должностного лица по принятию действий, перечисленных в пунктах 23 и 24 настоящих Рекомендаций, оформляется соответствующей записью на Сообщении.

26. В целях эффективного осуществления внутреннего контроля банку следует обеспечивать условия сохранности документов, относящихся к финансовым операциям, подлежащим особому контролю, включая соблюдение сроков хранения, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

27. Работникам банка рекомендуется оказывать ответственному должностному лицу (работникам структурного подразделения по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности) содействие в осуществлении им функций в соответствии с настоящими Рекомендациями и локальными нормативными правовыми актами банка.

28. Работникам банка (в том числе ответственному должностному лицу), которым стали известны факты нарушений законодательства Республики Беларусь в области легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, допущенные работниками банка при осуществлении финансовых операций, рекомендуется доводить эти факты до сведения своего непосредственного руководителя.
Приложение 1

к Рекомендациям по организации

внутреннего контроля в банках

(небанковских кредитно-финансовых

организациях) Республики Беларусь

по предотвращению легализации

доходов, полученных незаконным

путем, и финансирования

террористической деятельности
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ

ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ




N
п/п

Описание

1

Проведение клиентом финансовой операции на сумму,
превышающую 5000 евро в эквиваленте (для физических лиц -
1000 евро и более), участник которой зарегистрирован или
имеет место нахождения в государстве (на территории), в
котором (на которой) действует льготный налоговый режим и
(или) не предусматривается раскрытие и представление
информации о финансовых операциях (оффшорные зоны)

2

Прохождение по счетам клиента денежных средств, значительно
превышающих реальные его возможности в бизнесе

3

Представление клиентом вызывающей подозрение информации,
которую невозможно проверить или данная проверка является
слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с
участником финансовой операции по указанным клиентом адресам
и телефонам

4

Немотивированный отказ или неоправданные задержки в
представлении клиентом сведений, запрашиваемых банком, либо
излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности

5

Проведение клиентом (кроме физических лиц) финансовой
операции с использованием счета, финансовые операции по
которому в течение более 6 месяцев были незначительными для
данного клиента либо не производились

6

Невозможность установления контрагентов клиента

7

Открытие в банке на имя одного клиента нескольких счетов
аналогичного характера <1> с поступлением на них денежных
средств

8

Финансовая операция не соответствует характеру деятельности
участников финансовой операции

9

Неоднократное в течение небольшого периода времени
проведение клиентом аналогичных финансовых операций <2>,
сумма которых в отдельности не превышает сумму, подлежащую
особому контролю, но в результате сложения превышает
указанную сумму (при условии, что деятельность клиента не
связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или
добровольных платежей); необоснованное дробление сумм
аналогичных финансовых операций, совершаемых клиентом

10

Разовое или неоднократное в течение небольшого периода
времени проведение клиентом финансовой операции (в размере,
превышающем либо непревышающем, но близким по значению к
сумме, подлежащей особому контролю), сопровождающееся
последующим: снятием денег наличными; покупкой иностранной
валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов;
переводом на счет клиента, открытый в другом банке, или в
пользу третьего лица, в том числе нерезидента; закрытием
счета либо прекращением по нему финансовых операций

11

Перевод денежных средств со счета клиента на его счет в
другом банке без видимого основания (например, без закрытия
счета; не в целях погашения кредита, полученного от другого
банка; при наличии равных или более низких процентных ставок
по вкладам (депозитам) или равные либо худшие условия
обслуживания в другом банке)

12

Проведение финансовой операции на основании документов,
вызывающих подозрение в их подлинности (достоверности)

13

Финансовая операция на сумму, превышающую 100 базовых
величин, в которой используется наличная иностранная валюта,
представленная купюрами малого достоинства

14

Прием для направления на инкассо наличной иностранной
валюты, платежных документов в иностранной валюте, имеющих
загрязнения подозрительного характера

15

Обмен купюр наличной иностранной валюты малого достоинства
на купюры большего достоинства на сумму, превышающую 100
базовых величин, и наоборот

16

Проведение финансовой операции с использованием наличной или
безналичной иностранной валюты, имеющей ограниченное
использование, на сумму, превышающую 100 базовых величин

17

Проведение финансовой операции на сумму, превышающую 100
базовых величин, с использованием денежной наличности в виде
банкнот (монет), изъятых или изымаемых из обращения в
соответствующем государстве или группе государств, но
подлежащих обмену

18

Проведение финансовой операции на сумму, превышающую 100
базовых величин, с использованием денежной наличности,
состоящей из множества (3 и более) валют

19

Перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за
границу или поступление денежных средств с анонимного
(номерного) счета из-за границы <3>

20

Финансовые операции клиента не имеют явного экономического
смысла либо не соответствуют характеру деятельности клиента,
и при этом не имеют целью управление ликвидностью или
страхование рисков

21

Разовая продажа (покупка) клиентом большого количества
ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных
бумаг, финансовых инструментов по ценам, существенно
отличающимся от рыночных, при условии, что клиент не
является профессиональным участником рынка ценных бумаг,
и / или ценные бумаги не передаются клиенту в погашение
задолженности контрагента перед клиентом

22

Регулярные финансовые операции по покупке с последующей
продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не
обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при
условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется
на приобретение высоколиквидных обращающихся на
организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент
удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг,
обращающихся на организованном рынке ценных бумаг)

23

Одновременное выставление клиентом поручений на покупку и
продажу ценных бумаг и других финансовых инструментов <4> по
ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен
по аналогичным сделкам

24

Осуществление финансовых операций, при которых один и тот же
финансовый инструмент многократно продается и затем
выкупается в сделках с одной и той же стороной

25

Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по
порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной
практики, используемой клиентом, или от обычной рыночной
практики

26

Необоснованная поспешность в проведении финансовой операции,
на которой настаивает клиент

27

Внесение клиентом в ранее согласованную схему финансовой
операции непосредственно перед началом ее реализации
значительных изменений, особенно касающихся направления
движения денежных средств или иного имущества

28

Частое внесение клиентом изменений в условия совершения
финансовой операции

29

Систематическое проведение клиентом высокорисковых
финансовых операций, результатом которых является постоянный
доход или постоянный убыток клиента

30

Существенное увеличение доли наличных денежных средств,
поступающих на счет клиента, если обычными для его основной
деятельности являются расчеты в безналичной форме

31

Использование предметов залога, не связанных с деятельностью
клиента

32

Замена клиентом обеспечения исполнения обязательства по
возврату кредита после предоставления кредита на обеспечение
в виде размещения на счете, открытом в банке-кредиторе или
другом банке, денежных средств в валюте кредита, иной валюте
или ценных бумаг на предъявителя

33

Погашение задолженности по кредитному договору, если условия
деятельности клиента и информация, которой в отношении
данного клиента располагает банк, не позволяют определить
источник финансирования кредиторской задолженности

34

Предоставление кредита на сумму, превышающую 100000 евро в
эквиваленте, под обеспечение в виде гарантии банков-
нерезидентов, сведения о которых отсутствуют в базах данных
(банковских альманахах), либо банков-нерезидентов группы "С"
и группы "D" <5>

35

Предоставление / получение клиентом займа (кредита) участнику
финансовой операции на условиях, предусматривающих
получение / уплату процентов и иных дополнительных платежей
в размере, существенно отличающемся от обычной рыночной
практики

36

Пренебрежение клиентом более выгодными условиями совершения
финансовой операции (тариф комиссионного вознаграждения,
ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам)
до востребования и т.д.); предложение клиентом необычно
высокого вознаграждения или вознаграждения, заведомо
отличающегося от обычно взимаемого при оказании такого рода
услуг

37

Возврат клиентом-резидентом ранее уплаченного аванса
нерезиденту (в том числе на сумму, меньше суммы 20000
базовых величин (для физических лиц - 2000 базовых величин),
но близкой по значению к данным суммам, по договору поставки
товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случаях, когда
финансовая операция резидента с нерезидентом носит разовый
характер (не повторяется по меньшей мере в течение шести
месяцев) и (или) не связана с основной деятельностью клиента
(на основании данных об основной деятельности клиента,
имеющихся у банка)

38

Уплата клиентом-резидентом нерезиденту неустойки (пени,
штрафа) за неисполнение договора поставки товаров
(выполнения работ, оказания услуг) или за нарушение условий
договора, если размер неустойки превышает десять процентов
от суммы непоставленных товаров (невыполненных работ,
неоказанных услуг)

39

Получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг,
результатов интеллектуальной деятельности) является
нерезидент, не являющийся стороной по договору,
предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров
(работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав
на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в
аренду)

40

Проведение финансовой операции с ценными бумагами на
предъявителя, не размещенными в депозитариях, на сумму,
превышающую 15000 евро в эквиваленте

--------------------------------



<1> Счета аналогичного характера - балансовые счета III порядка (трехзначные) согласно Инструкции по ведению бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 19 сентября 2005 г. N 283 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 172, 8/13232).

<2> Аналогичные финансовые операции - финансовые операции одного вида.

<3> Под использованием анонимного (номерного) счета следует понимать перевод средств за границу или поступление средств из-за границы, когда на основании информации, имеющейся у лица, осуществляющего финансовые операции, не удается установить (идентифицировать) личность, на имя которой либо от имени которой совершен данный перевод.

<4> Под финансовым инструментом следует понимать ценную бумагу, договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент у другой.

<5> Критерии отнесения банков к банкам группы "С" и группы "D" определены Инструкцией об экономических нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2004 г. N 92 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 121, 8/11272).
Приложение 2

к Рекомендациям по организации

внутреннего контроля в банках

(небанковских кредитно-финансовых

организациях) Республики Беларусь

по предотвращению легализации

доходов, полученных незаконным

путем, и финансирования

террористической деятельности
РЕКВИЗИТЫ СООБЩЕНИЯ
1. Наименование (Ф.И.О.) клиента.

2. Вид финансовой операции.

3. Наименование (Ф.И.О.) контрагента.

4. Сумма финансовой операции.

5. Основание отнесения финансовой операции к подозрительной.

6. Подпись (расшифровка подписи) и должность сотрудника, составившего Сообщение.



7. Дата составления Сообщения.


Смотрите также:
Письмо национального банка республики беларусь 3 апреля 2006 г. N 21-20/367 о направлении рекомендаций
260.39kb.
1 стр.
Рынка финансовых услуг для населения и малого предпринимательства в республике беларусь
1388.58kb.
8 стр.
Закон республики беларусь 20 июля 2006 г. №165-з о борьбе с коррупцией Принят Палатой представителей 23 июня 2006 года Одобрен Советом Республики 30 июня 2006 года
270.22kb.
1 стр.
Национальное собрание республики беларусь палата представителей
20.69kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 24 апреля 1992 г. №1629-xіі об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь Изменения и дополнения
139.16kb.
1 стр.
Информация о деятельности депутата Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва
202.28kb.
1 стр.
Инструкция о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями
718.17kb.
3 стр.
Закон республики беларусь 5 июля 2004 г. N 301-з о государственных символах республики беларусь
200.44kb.
1 стр.
Закон республики беларусь об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь Принят Палатой представителей Одобрен Советом Республики глава 1 общие положения
397.24kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 21 июля 2008 г. №419-з о государственной границе Республики Беларусь Принят Палатой представителей 27 июня 2008 года Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года
449.21kb.
3 стр.
Конституция республики беларусь 1994 года
563.66kb.
3 стр.
Закон республики беларусь 8 июля 2008 г. №366-з о внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей Принят Палатой представителей 28 мая 2008 года
725.8kb.
3 стр.