Главная страница 1страница 2страница 3
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Кандалакша




Паспорт комплексно-целевой программы


Наименование комплексно-целевой программы

«Приоритет - здоровье»

Заказчик

Совет общеобразовательного учреждения

Основные разработчики

Рабочая группа из представителей администрации и педагогов.

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.

Задачи

1. Создание механизма формирования и развития здоровьесберегающей, здоровьеформирующей, экологически комфортной образовательной среды образовательного учреждения.

2. Отслеживание положительной динамики заболеваемости детей за счёт создания здоровьесберегающей среды:



  • минимизация воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье учащихся;

  • своевременная диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья;

  • диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную;

  • выявление школьных трудностей, их анализ на основе закономерностей развития ребенка и поиск их преодоления;

  • выявление состояния здоровья детей с повышенной мотивацией к учебно-познавательной деятельности;

  • организация спортивно-оздоровительной работы.

3. Укрепление материально-технической базы школы, приведения условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами.

4. Разработка критериев оценки эффективности работы школы по программе "Приоритет - здоровье". Внедрение мониторинговой системы результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности.

5. Создание сквозных учебных программ на основе здоровьесберегающих образовательных технологий и включение их содержательной части в преподаваемые дисциплины.

6. Разработка технологии здоровьесберагающего сопровождения учащихся.

7. Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценностей и важности поддержания организма в здоровом состоянии, формирование чувства ответственности за своё здоровье и мотивации на здоровый образ жизни.

8. Обучение детей нормам здорового образа жизни (включая саморегуляции таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешен-ность и др.), развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков, системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни.

9. Повышение уровня информированности учеников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической и просветительской работы.

10. Повышение квалификации педагогов в вопросах организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса, обеспечение мотивации к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.




Сроки реализации программы

2009 – 2012гг.



Орган, ответственный за реализацию программы

Методический совет школы.


Источники финансирования

Бюджет, средства общественного фонда «Развитие».

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • Сформированность здоровьесберегающей, здоровьеформирующей, экологически комфортной образовательной среды образовательного учреждения.

  • Обновление содержательной и методической базы преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства.

  • Внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально-воспитательную работу здоровьесберегающих образовательных технологий.

  • Ориентация научно-методической и экспериментальной работы на реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий.

  • Содержание образования, обеспечивающее формирование и развитие культуры здоровья учащихся.

  • Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей. Положительная динамика состояния здоровья учащихся.

  • Позитивная динамика сформированности здоровьесберегающей компетентности учащихся и культуры здорового образа жизни.

  • Снижение в 1,5 раза заболеваемости школьников острыми респираторными заболеваниями.

  • Снижение на 20% количества психоэмоциональных расстройств.

  • Увеличение доли учащихся, охваченных спортивной работой.

  • Увеличение количества учащихся, принимающих участие в спортивных соревнованиях различного уровня.

  • Уменьшение количества учащихся, освобожденных от занятий физической культурой.

  • Уменьшение количества пропусков занятий по причине болезни.


Содержание комплексно – целевой программы.


  1. Пояснительная записка.

Быть здоровым – выгодно биологически, так как организм сохраняет более эффективно и долговременно свою природу. Быть здоровым – выгодно экономически, так как здоровые люди сохраняют трудоспособность, здоровые дети определяют экономическое развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Быть здоровым – выгодно эстетически, так как здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается цветущим видом, привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Очень трудно сохранить здоровье жителям городов и, конечно, в первую очередь детям. Положение усугубляет затянувшийся в нашей стране социально-экономический кризис, приведший к явному расслоению общества. Так, например, более 40% российских семей не имеют возможности купить своему ребенку путевку в санаторий. Особенно трудно живут сегодня многодетные и малообеспеченные семьи. Государственные пособия не решают их материальных проблем, неполноценное питание усугубляет и без того слабое состояние здоровья детей в таких семьях.

В современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья детей стало одной из острейших проблем. Каждое следующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. По статистическим данным в последние годы отмечается устойчивое ухудшение состояния здоровья детей. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, замедлили их физическое и личностное развитие, вызвали отклонение в социальном поведении. Анализ здоровья детей, поступающих в нашу школу, показывает, что


  • здоровыми из них являются всего 12%, 50% имеют различные функциональные нарушения, 38% хронические заболевания.

  • завершают школьное обучение – 19% условно здоровых детей; 90 – 92% выпускников школы находятся в «третьем» состоянии, то есть они еще не знают, что они больны;

  • только 8 – 10% выпускников можно считать действительно здоровыми. Таким образом, за школьные годы, включая и всю жизнь подростков вне учебного заведения, потеря здоровья составляет 9%.

  • по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, наиболее значительный прирост всех нарушений отмечен в 7, 10 и период от 12 до 17 лет, т.е. в школьные годы. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды составляет 12% в начальной школе, а в старшей – 21%.

  • результаты ежегодного медицинского осмотра показывают, что среди обучающихся школы наиболее распространены заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, ухудшение зрения, сколиоз (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

  • низкий уровень социальных навыков и психологической устойчивости подростков способствует наркотизации молодежи.

Одна из основных причин заболеваемости школьников, на наш взгляд, – недостаточная двигательная активность. При переходе из детского сада в школу двигательная активность детей падает почти на 50%. Нерациональное распределение физических нагрузок в первую очередь сказывается на функциональных резервах сердечно-сосудистой и дыхательной систем, иммунном статусе организма, устойчивости нервной системы к стрессам. Особую актуальность приобрели проблемы профилактики и разрешения последствий экзаменационного стресса при проведении единого государственного экзамена, роста информационных и стрессовых нагрузок в школе.

На сегодняшний день к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено здоровье населения в целом и особенно подрастающего поколения. Поэтому перед школой остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.

Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, так как она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы – Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности. В современном, динамично развивающемся обществе возрастает значение не только физкультурных занятий в школе, но и спортивной досуговой деятельности школьников как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.

Для обеспечения нормального роста и развития каждому ребёнку требуется ежедневная двигательная активность. Существуют рекомендации, что детям необходима энергичная физическая активность до 40 часов в неделю. Ежедневные систематические упражнения оптимизируют жизнеспособность. Такие дети будут иметь меньше жировых отложений, сильную и более эластичную мышечную систему и достаточную функциональную подготовку. Однако в современном обществе дети и подростки всё больше сталкиваются с ограниченными двигательными возможностями.

Постановка и разработка подходов к решению такой системной проблемы, как сохранение и укрепление здоровья школьников вызывает необходимость привлечения к ней педагогических специалистов различных профилей. В ходе многолетних исследований личных и профессиональных ценностей педагогических работников мы выяснили, что среди их личных ценностей категория «здоровье» в последние годы не только отчетливо проявилась, но и занимает в системе ценностей педагогов высокое ранговое место. А вот среди профессиональных оно практически отсутствует: процент учителей, номинирующих «здоровье учащихся» среди профессиональных ценностей, составляет всего 0,6%. Таким образом, школьный педагог в своих ценностных позициях по-прежнему ориентирован только на профессиональные качества и знания, которые он должен предоставлять ученику. Поэтому одним из важнейших направлений является привлечение педагогов к решению проблемы формирования ценностных приоритетов здоровья, которые составляют основу культуры здоровья и здорового образа жизни как у школьников, так и среди учителей. Организация обучения детей и молодежи с целью формирования у них потребности вести здоровый образ может заметно снизить поведенческие риски в ходе процесса социализации. Поэтому важно как теоретически, так и практически организовать такой обучающий процесс, который бы определял положительный вектор в естественном ходе социализации взрослеющего человека, совмещая его с формированием мотивации к здоровому образу жизни.

Если основная задача медицинских работников - выявление причин заболеваемости, то первоочередные задачи школы - профилактическая деятельность и рациональная организация учебно-воспитательного процесса, направленные на предупреждение возникновения заболеваний. Педагогический коллектив школы имеет возможность влиять на учебную нагрузку, обеспечивать оптимальный объем двигательной активности обучающихся, содействовать созданию психологического комфорта в школе и дома.

В ходе проблемно-ориентированного анализа образовательного пространства на предмет соответствия принятым нормам организации здоровьесберегающей среды школы, оценки качества школьного и пришкольного пространства, факторов образовательной среды, влияющих на динамику здоровья учащихся, выделен ряд проблем, решение которых будет способствовать созданию и формированию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды образовательного учреждения:



  • интенсификация учебного процесса (например, учебная нагрузка возросла на 25 часов в неделю, учебный день школьника увеличился до 13-14 часов в старших классах);

  • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям школьников;

  • несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса (например, несоответствие школьной мебели антропометрическим данным обучающихся; плохая освещенность, несоблюдение воздушно-теплового режима и др.);

  • отсутствие необходимого психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении;

  • недостаточная осведомленность родителей в вопросах сбережения здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;

  • плохая подготовка основной массы педагогов по вопросам охраны здоровья школьников;

  • недостатки в существующей системе физического воспитания, низкая двигательная активность школьников;

  • гипертрофированный приоритет больничной помощи в системе здравоохранения;

  • непопулярность здоровьесохраняющих стереотипов поведения;

  • отсутствие согласованности в действиях педагогов, психологов и медицинских работников по решению данной проблемы;

  • слабая интеграция между основным и дополнительным образованием в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Комплексно-целевая программа «Приоритет – здоровье» направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.

Являясь активными участниками программы, дети и подростки на практике познают, что устойчивая мотивация на здоровый образ жизни - это путь к воспитанию физически развитого, психически здорового и социально адаптированного школьника. В целом реализация программы позволит решить ряд важнейших задач:



  • создать механизм формирования и развития здоровьесберегающей, здоровьеформирующей, экологически комфортной образовательной среды образовательного учреждения;

  • отследить положительную динамику заболеваемости детей за счёт создания здоровьесберегающей среды, укрепить материально-техническую базу школы;

  • разработать критерии оценки эффективности работы школы по программе "Приоритет - здоровье";

  • внедрить мониторинговую систему результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности;

  • создать сквозные учебные программы на основе здоровьесберегающих образовательных технологий и включить их содержательную часть в преподаваемые дисциплины, разработать технологии здоровьесберагающего сопровождения учащихся;

  • воспитать у детей бережное отношение к своему здоровью, понимание ценностей и важности поддержания организма в здоровом состоянии, формирование чувства ответственности за своё здоровье и мотивации на здоровый образ жизни;

  • повысить уровень информированности учеников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической и просветительской работы;

  • повысить квалификацию педагогов в вопросах организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса, обеспечение мотивации к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

В ходе реализации программы будет проведена работа по созданию учреждения, в котором качество образования оценивается и с позиции сохранности здоровья обучающихся, в котором будет наблюдаться устойчивое повышение качества жизни в самих стенах школы на основе создания и формирования здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды. У учащихся школы будет сформирована потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни, способность управлять своим здоровьем и формировать его.
2. Способы достижения цели и задач.

Педагогические способы:

  • реализация здоровьесберегающего подхода в моделировании процесса обучения;

  • использование рекреативных технологий в создании здоровьеформирующих программ воспитательного пространства школы;

  • программы учебных предметов, создающих основы здорового образа жизни (ОБЖ, валеология, «Окружающий мир», ЛФК и др.);

  • в урочное время: исключать из традиционного урока элементы, нарушающие физическое здоровье учащихся, т.е. проводить физминутки, профилактику нарушения осанки и зрения и т.д;

  • наличие высокой компетентности в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса;

  • школьные программы спортивно-массовой, оздоровительной работы;

  • во внеурочное время: при сохранении традиционных для класса занятий, игр и увлечений увеличивать долю экскурсий, походов, привлекать к участию в работе школьное ученическое самоуправление, разнообразить кружковую, секционную деятельность спортивной направленности;

  • пакет диагностик состояния здоровья учащихся; анкеты, выявляющие склонность к вредным привычкам;

  • методические рекомендации классным руководителям по формированию у детей гигиенических навыков;

  • дни здоровья;

  • психодиагностика и психокоррекция (программы работы психолого-педагогической службы школы).


Психологические способы:

  • благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе школы, уровень культуры педагогов;

  • проведение диагностики здоровья учащихся и мониторинга происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья;

  • индивидуальные консультации;

  • тематические беседы;

  • игры, тренинги;

  • консультации для родителей и педагогов.


Физиологические способы:

  • соблюдение режима труда и отдыха;

  • подбор упражнений индивидуального комплекса утренней гимнастики с учетом особенностей развития организма;

  • познание возможностей своего организма посредством участия в спортивных соревнованиях, туристических походах, экскурсиях выходного дня и др.;

  • физические приемы тренировки воли, освоение приемов релаксации, физиологической саморегуляции в быту и др.


3. Основные принципы реализации программы:

  • демократичность (свобода выбора методов учащимися, планирование работы совместно с родителями, с учащимися, с педагогами, то есть прозрачность действий;

  • равенство (нет дискриминации, оскорблений друг друга, боязни неудач);

  • участие (вовлечение всех участников программы во все стадии планирования, реализации и оценки своих действий);

  • динамичность (развитие от простого к сложному);

  • целостность (способствует укреплению физического, умственного, социального, духовного здоровья);

  • интеграция (сотрудничество с другими организациями из различных областей);

  • измерение успеха (оценка своей деятельности);

  • системность (физическое развитие происходит не хаотично, а по определенной системе);

  • добровольность участия каждого учащегося;

  • участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей;

  • создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования;

  • способность педагогов к неформальному общению с учащимися;

  • сотворчество педагогов и детей;

  • максимальное развитие детской инициативы;

  • тесное взаимодействие с семьей.


4. Участники программы:

  • учащиеся;

  • классные руководители;

  • учителя-предметники;

  • школьный фельдшер;

  • специалисты психолого-педагогической службы – психолог, логопед, социальный педагог;

  • инструктор ЛФК;

  • хореограф;

  • родители;

  • педагоги дополнительного образования;

  • сотрудники центра медицинской профилактики, наркологического диспансера; центра планирования семьи, центра реабилитации;

  • сотрудники учреждений культуры города.


5. Механизм реализации программы.

Реализация программы осуществляется поэтапно:



  • I этап – аналитический (сентябрь 2009г. – декабрь 2009г.).

На I этапе проводится проблемно-ориентированный анализ образовательного пространства на предмет соответствия принятым нормам организации здоровьесберегающей среды школы: определяется исходное состояние проблемы (уровень проблемы, затруднения, система целей и задач, направленных на организацию здоровьесберегающего пространства школы), выделяются факторы образовательной среды, влияющие на динамику здоровья учащихся, оценивается качество школьного и пришкольного пространства, выявляются проблемы, решение которых будет способствовать созданию и формированию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды образовательного учреждения. Основными методами и формами работы школы на данном этапе Программы являются мониторинги, социологические опросы, анкетирование, диагностика, педагогическая рефлексия.

  • II этап – организационный (январь 2010г. – июнь 2010г.).

В ходе реализации II этапа комплексно-целевой программы «Приоритет – здоровье» проводится работа по созданию оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса. На этом этапе широко используются такие формы и методы, как педагогический совет, круглый стол, практические работы, дискуссии.

  • III этап – мотивационный (сентябрь 2010г. – сентябрь 2011г.).

В процессе реализации III этапа Программы будет проведен комплекс мероприятий с использованием разнообразных методов мотивации участников образовательного процесса на развитие культуры здоровья и формирование здорового образа жизни, освоение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. На этом этапе наиболее эффективными будут такие формы и методы повышения уровня информированности учеников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья, как тренинги, обучающие, практико-ориентированные, теоретические, проблемные семинары, инструктажи, лектории.

следующая страница >>

Смотрите также:
Паспорт комплексно-целевой программы
666.75kb.
3 стр.
Внеурочная деятельность учащихся в рамках реализации комплексно-целевой программы «Одаренные дети»
168.29kb.
1 стр.
Программа мб «Фрегат» на 2009-2010 гг. Томск-2009 Паспорт программы
65.18kb.
1 стр.
Проект Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
561.64kb.
2 стр.
Утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования
192.98kb.
1 стр.
Программа по здоровьесбережению содержание программы Паспорт программы Актуальность программы
128.68kb.
1 стр.
Программа "развитие образования в орловском районе на 2010-2012 годы" п. Орловский паспорт муниципальной долгосрочной целевой программы "
1064.97kb.
5 стр.
Программа модернизации образования моусош№9 г. Сердобска Паспорт программы Наименование программы
430.83kb.
4 стр.
Паспорт Программы I. Обоснование необходимости разработки Программы
923.15kb.
9 стр.
Паспорт программы наименование Программы
307.4kb.
1 стр.
Паспорт программы образовательная область: трудовое обучение
71.46kb.
1 стр.
Паспорт программы наименование программы
1822.27kb.
12 стр.