Главная страница 1
Отчет о проведении научно-практической конференции

«Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде».
В Московском городском психолого-педагогическом университете 16 сентября 2009 года состоялась Научно-практическая конференция «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде».
Организаторы Конференции:

  • Департамент образования города Москвы;

  • Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ).

Целью конференции являлся анализ психолого-педагогического и правового содержания явления ксенофобии, национализма и экстремизма среди несовершеннолетних, обмен опытом в сфере проведения профилактических мероприятий с детьми и подростками.


Основные задачи Конференции:

  • создание условий участникам конференции для обсуждения на профессиональном уровне актуальных психолого-педагогические проблем столичного образования;

  • передача опыта и достигнутых результатов в исследовательской работы в области профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде участникам конференции;

  • издание по результатам сборника статей участников конференции.

Участники:


В работе Конференции приняло участие 350 человек, из них 40 человека подали заявку на участие с докладом. Выступали с докладом 37 человек.
В работе конференции приняли участие представители следующих образовательных учреждений:

  1. МГППУ

  2. МГПУ

  3. РГСУ

  4. Интернат 95

  5. СОШ «Школа здоровья» № 349

  6. СОШ №

  7. СОШ № 1719

  8. СОШ № 659

  9. СОШ № 1018

  10. СОШ № 1086

  11. СОШ № 1097

  12. СОШ № 1127

  13. СОШ № 1149

  14. СОШ № 1173

  15. СОШ № 1186

  16. СОШ № 1191

  17. СОШ № 11953

  18. СОШ № 1200

  19. СОШ № 1213

  20. СОШ № 1232

  21. СОШ № 1238

  22. СОШ № 1243

  23. СОШ № 1260

  24. СОШ № 1266

  25. СОШ № 1277

  26. СОШ № 1288

  27. СОШ № 1306

  28. СОШ № 1321

  29. СОШ № 1338

  30. СОШ № 1353

  31. СОШ № 1368

  32. СОШ № 1373

  33. СОШ № 141

  34. СОШ № 1420

  35. СОШ № 1429

  36. СОШ № 1470

  37. СОШ № 1486

  38. СОШ № 1498

  39. СОШ № 1500

  40. СОШ № 157

  41. СОШ № 1574

  42. СОШ № 1596

  43. СОШ № 16

  44. СОШ № 1605

  45. СОШ № 167

  46. СОШ № 1688

  47. СОШ № 1692

  48. СОШ № 1710

  49. СОШ № 172

  50. СОШ № 1743

  51. СОШ № 1747

  52. СОШ № 1770

  53. СОШ № 1804

  54. СОШ № 1909

  55. СОШ № 1933

  56. СОШ № 1935

  57. СОШ № 1945

  58. СОШ № 1978

  59. СОШ № 2014

  60. СОШ № 2020

  61. СОШ № 2035

  62. СОШ № 220

  63. СОШ № 223

  64. СОШ № 227

  65. СОШ № 262

  66. СОШ № 273

  67. СОШ № 292

  68. СОШ № 3

  69. СОШ № 315

  70. СОШ № 360

  71. СОШ № 363

  72. СОШ № 367

  73. СОШ № 377

  74. СОШ № 423

  75. СОШ № 425

  76. СОШ № 444

  77. СОШ № 448

  78. СОШ № 45

  79. СОШ № 496

  80. СОШ № 5 «Доверие»

  81. СОШ № 533

  82. СОШ № 539

  83. СОШ № 543

  84. СОШ № 575

  85. СОШ № 587

  86. СОШ № 589

  87. СОШ № 591

  88. СОШ № 592

  89. СОШ № 604

  90. СОШ № 630

  91. СОШ № 639

  92. СОШ № 64

  93. СОШ № 683

  94. СОШ № 696

  95. СОШ № 7

  96. СОШ № 70

  97. СОШ № 726

  98. СОШ № 728

  99. СОШ № 747

  100. СОШ № 790

  101. СОШ № 799

  102. СОШ № 8

  103. СОШ № 808

  104. СОШ № 868

  105. СОШ № 898

  106. СОШ № 9

  107. СОШ № 901

  108. СОШ № 909

  109. СОШ № 914

  110. СОШ № 922

  111. СОШ № 924

  112. СОШ № 928

  113. СОШ № 931

  114. СОШ № 941

  115. СОШ № 951

  116. СОШ № 999

  117. СОШ №1097

  118. СОШ №1168

  119. СОШ №1263

  120. СОШ №1318

  121. СОШ №1412

  122. СОШ №15

  123. СОШ №199

  124. СОШ №225

  125. СОШ №245

  126. СОШ №255

  127. СОШ №266

  128. СОШ №281

  129. СОШ №5

  130. СОШ №587

  131. СОШ №714

  132. СОШ №763

  133. СОШ №814

  134. СОШ №898

  135. СОШ №914

  136. СОШ «Лосиный остров» № 368

  137. СОШ № 367

  138. Гимназия № 1504

  139. Гимназия № 625

  140. Гимназия № 45

  141. Гимназия №1503

  142. Лицей № 1524

  143. Лицей № 1511 при МИФИ

  144. Лицей №1550

  145. Лицей № 1525

  146. Спецшкола №11 «Шанс»

  147. Интернат № 7

  148. Детский дом № 48

  149. ЦО 1490

  150. ЦО № 1811 «Измайлово»

  151. ЦО № 422

  152. ЦО № 1484 им. А.М. Горького

  153. ЦО № 1430

  154. ЦО № 1296

  155. ЦО № 1445

  156. ЦО №166

  157. ЦО № 654 имени А.Д.Фридмана

  158. СПО Колледж сферы услуг № 10

  159. СПО Строительный колледж № 38

  160. СПО Колледж сферы услуг № 29

  161. СПО Строительный колледж № 26

  162. СПО Колледж метростроя № 53

  163. МЦО

  164. ГКК №6

  165. ЦПМСС «Вера»
  166. ОМЦ ЮЗОУО ДО



  167. СВОУО

  168. ЮОУО

  169. СОУО

  170. ПКЦ

  171. ОМЦ ЗОУОДО

  172. ОУМЦ СВОУО

  173. ЦДТ «Матвеевское»

  174. КШ №1778

  175. ДПО Учебно-методический центр по профессиональному образованию

  176. ОУО

  177. ЮЗОУО ДО

  178. ЦППРиК «На Снежной»

  179. ЦППРиК «Тверской»

  180. Академия ФСБ

  181. ВОУО

  182. АНО УМО «Этносфера»

  183. СРЦ «Красносельский»

  184. МККК № 7

  185. УВД ВАО

  186. УВД СВАО

  187. УВД ЗАО

  188. АСУЛУ

  189. ВОУО

  190. Фонд «Пэндилл»

  191. Комитет общественных связей

  192. ДТ «ДИМ»

Формы работы конференции:





  1. Пленарное заседание:




  • Умрихина Марина Евгеньевна – заместитель руководителя Департамента образования города Москвы

Профилактика экстремизма, национализма и ксенофобии в системе столичного образования.

  • Рубцов Виталий Владимирович – ректор МГППУ, д.п.н., профессор, академик, действительный член РАО

Приветственное слово.

  • Попенков Владимир Иванович – первый заместитель начальника Управления координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы

Приветственное слово.

  • Войнова Светлана Владимировна – начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры города Москвы

Проблемы межведомственного взаимодействия в профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма несовершеннолетних.

  • Брод Александр Семенович – директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ

О современных тенденциях и особенностях проявлений экстремизма, ксенофобии и национализма в подростковой и молодежной среде.

  • Ениколопов Сергей Николаевич – заведующий кафедрой Криминальной психологии факультета Юридической психологии МГППУ, заведующий отделом медицинской психологии НЦПЗ РАМН, к.п.н., профессор

Психологические проблемы «преступлений ненависти».

  • Собкин Владимир Самойлович – директор Центра социологии  образования РАО, член-корр. РАО, д.п.н., профессор

Проблема межнациональной толерантности в подростковой среде

  • Дворянчиков Николай Викторович – декан факультета Юридической психологии МГППУ, к.п.н., профессор кафедры Клинической и судебной психологии факультета Юридической психологии МГППУ

О подготовке специалистов для работы с социально проблемными и юридически значимыми ситуациями.

  • Дозорцева Елена Георгиевна – заведующая кафедрой Юридической психологии факультета Юридической психологии МГППУ, руководитель Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, д.п.н., профессор

Ксенофобия: проблемы детей и взрослых.

  • Сафуанов Фарит Суфиянович – заведующий кафедрой Клинической и судебной психологии факультета Юридической психологии МГППУ, руководитель Лаборатории судебной психологии ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, д.п.н., профессор

Агрессия на почве ксенофобии: проблема психологических механизмов.

  • Хухлаев Олег Евгеньевич – заведующий кафедрой Этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета Социальной психологии МГППУ, к.п.н.

Негативный национализм в молодежной среде: социально-психологические причины (результаты экспериментального исследования).

  • Хечанова Любовь Евгеньевна – директор ГОУ Центр образования № 1429 ЦАО г. Москвы

Формирование толерантных установок у участников образовательного процесса в условиях адаптивной школы

  • Умняшова Ирина Борисовна – заведующая учебно-производственной лабораторией факультета Психологии образования МГППУ, к.п.н., старший научный сотрудник Психологического института РАО

Роль многопрофильной психологической службы в профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма в среде детей и подростков.
2.Тематические секции, направления и участники:
Секция №1. Социально-психологические аспекты профилактики ксенофобии, экстремистских проявлений и национализма в среде несовершеннолетних.

Руководитель секции – Хухлаев Олег Евгеньевич, заведующий кафедрой Этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета Социальной психологии МГППУ, к.п.н.

На секции анализировались результаты современных социально-психологических исследований в данной области, обобщен опыт применения социально-психологических данных в сфере профилактики.

Так же разрабатывались научные рекомендации по разработке и внедрению программ сопровождения детей-мигрантов, получающих образование в подведомственных образовательных учреждениях с целью адаптации и успешной социализации в условиях образовательного учреждения.



Секция №2. Система работы учителя как предметника и как классного руководителя по профилактике экстремизма, ксенофобии и национализма в среде учащихся.

Руководитель секции – Мириманова Мария Суреновна, ведущий научный сотрудник Центра экстренной психологической помощи МГППУ, к.п.н., профессор.

На секции проводился анализ зарубежного и отечественного опыта в совершенствовании системы воспитательной и образовательной работы в области профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в образовательной среде.

Так же обсуждались проблемы развития толерантности у несовершеннолетних как важной составляющей формирования уважения к культурам и традициям своего и других народов, а также анализ профессионально значимых качеств педагога.



Секция №3. Роль социальных институтов в организации профилактической работы образовательного учреждения в контексте превенции национализма, экстремизма и ксенофобии в среде обучающихся.

Руководитель секции – Чибисова Марина Юрьевна, доцент кафедры Этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета Социальной психологии МГППУ, к.п.н.

На секции рассматривались два содержательных аспекта профилактики национализма: активизация детской и родительской общественности в организации работы образовательного учреждения по профилактике экстремизма в среде обучающихся, аспекты межведомственного взаимодействия и вклад средств массовой информации в решение данной проблемы.

Секция №4. Организационно-управленческий ресурс администрации образовательного учреждения в процессе профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в среде обучающихся.

Руководитель секции – Коновалов Антон Юрьевич, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Ювенальных технологий МГППУ, руководитель направления «Школьные службы примирения» Общественного центра «Судебно-правовая реформа».

В работе секции рассматривались вопросы совершенствования деятельности администрации образовательного учреждения по профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма в среде обучающихся, с помощью модели профилактики экстремизма в образовательных учреждениях, основанной на восстановительной медиации.

Секция №5. Психологические основы и научно-методическое обеспечение профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой и молодежной среде.

Руководитель секции – Дозорцева Елена Георгиевна, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой Юридической психологии факультета Юридической психологии МГППУ, руководитель Лаборатории детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

На секции рассматривались научные и методологические основы феноменов ксенофобии, экстремизма и национализма, психологические аспекты методологии практической профилактической работы с детьми, подростками и молодежью.

Проводился анализ научных исследований в области проблем ксенофобии, экстремизма и национализма, на его основе сформулированы рекомендации по проведению исследовательских работ, методических разработок и программ повышения квалификации и переподготовки кадров в области юридической психологии.




  1. Круглый стол.

Руководители круглого стола:


Умрихина Марина Евгеньевна, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы.

Рубцов Виталий Владимирович, ректор МГППУ, д.п.н., профессор, академик, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки, лауреат премии Президента РФ и Правительства РФ в области образования, почетный профессор Висконсинского университета (Мэдисон, США).

Забродин Юрий Михайлович, проректор по научной работе МГППУ.

Итоги конференции:

По материалам Конференции будет выпущен сборник тезисов участников


Конференция отмечает высокий уровень представленных докладов. Отмечены лучшие сообщения, в которых рассматриваются наиболее актуальные темы, представлены материалы эмпирических исследований. По представлению ведущих секций были отмечены лучших доклады Конференции:

  1. Дозорцева Е.Г. (Юп, МГППУ)

  2. Пимонов В.А. (Юп, МГППУ)

  3. Коновалов А.Ю. (НИЛ Ювенальные технологии, МГППУ)

  4. Хухлаев О.Е (кафедра Этнопсихологии, МГППУ)

  5. Шевелева Ю.С. (Фонд «Центр Подвал»)

  6. Мириманова М.С. (ЦЭПП, МГППУ)

  7. Солотина Т.В. (ГОУ ДОУ комбинированного вида № 1524)

  8. Спиридонова Е.А. (ГОУ ЦО № 1486, г. Москва)

  9. Чибисова М.Ю. (кафедра Этнопсихологии, МГППУ)

  10. Кикина Ю.А. (ГОУ СОШ № 1032)

  11. Назаретян К.А. (Институт философии РАН)

  12. Балаева А.В. (НИЛ Ювенальные технологии, МГППУ)

  13. Женодарова Е.Д. (Управление социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», МГППУ)

По итогам конференции была принята резолюция.


Резолюция

городской научно-практической конференции

«Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма

в детско-подростковой среде»

16 сентября 2009 г.
Основой гражданского и демократического общества является признание права других национальностей, культур, вероисповеданий на уважение, принятие, а также соблюдение законности и правопорядка. Многовековые традиции России основаны на гуманистических нормах и принципах цивилизованных взаимоотношений разных культур, религий, социально-политических взглядов.

В настоящее время отмечается рост проявлений экстремизма и национализма, ксенофобских тенденций в обществе. В сложившихся социальных условиях наиболее чувствительны к подобным настроениям дети, подростки и молодежь. В связи с этим актуальны анализ и разработка психолого-педагогического и правового содержания профилактики ксенофобии, национализма и экстремизма в среде несовершеннолетних, обмен опытом проведения профилактических мероприятий с детьми и подростками по данной тематике. 

Следует отметить, что проявления ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде необходимо рассматривать как крайнюю форму девиации и асоциального поведения. Наиболее эффективными методами превенции этих феноменов являются методы комплексного психолого-социального и правового сопровождения несовершеннолетних.

Система образования обладает необходимым ресурсом проведения первичной профилактики проявлений ксенофобии и национализма, воспитывая детей в духе толерантности, а также может оказывать содействие субъектам активной профилактики экстремизма (правоохранительным органам, органам государственной безопасности и другим силовым ведомствам), деятельность которых регламентируется 11 статьей Конституции РФ, Уголовным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности», Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции», Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании», в решении данных вопросов.



На основе анализа и обсуждения докладов участники Конференции вынесли следующую резолюцию. С целью совершенствования системы профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде рекомендуется:
Органам государственной власти и местного самоуправления следует:


  1. Обеспечить условия для межведомственного взаимодействия и партнерских отношений всех субъектов профилактики экстремизма, национализма и ксенофобии в детско-подростковой среде для проведения системного мониторинга ситуации и противодействия различным формам экстремистских проявлений.

  2. Развивать и поддерживать элементы ювенальной юстиции как системы, обеспечивающей защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также использующей реабилитационные стратегии, ювенальные технологии и методы сопровождения.

  3. Внедрить программы адаптации для мигрантов, позволяющие наладить коммуникацию в новой социальной среде.

  4. Шире привлекать институты гражданского общества, в том числе правозащитные организации для профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в молодежной среде.

  5. Усилить контроль за недопущением появления материалов в отраслевых, территориальных СМИ, пропагандирующих ксенофобию, экстремизм, национализм.

  6. Разработать предложения в рамках законодательной инициативы и нормативно-правовой базы о заключении межправительственного соглашения по адаптации и поддержке мигрантов на уровне стран ближнего и дальнего зарубежья.


В сфере миграционной политики и работы с соотечественниками:


  1. Работа с соотечественниками за рубежом играет важную роль и имеет большое значение, следовательно, необходимо готовить кадры для эффективной психолого-педагогической поддержки соотечественников.

  2. Разработать систему и организовать работу в странах, из которых идут основные потоки миграции, которая включает в себя не только обучение русскому языку, литературе, истории РФ, но и социально-психологическую подготовку в рамках целостной программы адаптации.


В сфере образования и воспитания:


  1. Разработать городскую концепцию и программу по развитию толерантности и профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде от дошкольных образовательных учреждений до вузов.

  2. Обеспечить возможность обучения управленческих кадров и специалистов системы образования, а также специалистов других ведомств, являющихся субъектами профилактической работы, по программам повышения квалификации и переподготовки кадров в МГППУ (например, «Мастер межкультурной коммуникации», «Толерантность», «Правовое просвещение и развитие правосознания», «Восстановительный подход к решению конфликтов в школе», «Профилактика ксенофобии и экстремизма в подростковой и молодежной среде» и др.). Включить соответствующие программы в систему повышения квалификации в г. Москве.

  3. Разработать предложения по развитию Концепции психологически безопасной среды образовательного учреждения.

  4. Внедрить в школы г. Москвы Службы примирения, основанные на восстановительной медиации, как эффективные процедуры профилактики конфликтов, в том числе на национальной, религиозной почве.

  5. Стимулировать открытие экспериментальных площадок в образовательных учреждениях с целью апробации и внедрения новых методов, программ и технологий профилактической работы.

  6. Разрабатывать и апробировать модель многопрофильной психологической службы, в которой будет отработано взаимодействие психологов разных специализаций, в том числе признать необходимость психологического и правового просвещения учащихся и их родителей.

  7. Обеспечить трудоустройство и профильное распределение выпускников вузов в соответствии с их специализацией (этнопсихология, юридическая психология и т.д.), а также создать условия для включения студентов старших курсов соответствующих специализаций в практическую работу специалистов подведомственных учреждений.

  8. Рекомендовать методическим объединениям в процессе разработки программ гуманитарных предметов сделать акцент на вопросах толерантности и профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма.


В системе правоохранительных органов:


  1. Для взаимодействующих со школами инспекторов ПДН ОВД обеспечить возможность проведения совместных профилактических мероприятий со специалистами смежных ведомств, а также разработать отчетность, отражающую содержание профилактических мероприятий.

  2. Организовывать совместные просветительские встречи представителей органов внутренних дел, общественных организаций и научных групп со школьниками и родителями, студентами колледжей и высших учебных заведений по вопросам профилактики ксенофобии, национализма и экстремизма.

  3. Обеспечить возможность обучения управленческих кадров и специалистов органов правопорядка, являющихся субъектами профилактической работы, по программам повышения квалификации и переподготовки кадров в МГППУ («Мастер межкультурной коммуникации», «Толерантность», «Правовое просвещение и развитие правосознания», «Восстановительный подход к решению конфликтов в школе» и др.).


В области мониторинга и научных исследований:


  1. Создать исследовательскую группу, в состав которой должны входить специалисты разных ведомств, отвечающие за профилактику ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде.

  2. Разработать и апробировать программу межведомственного мониторинга ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде с целью выделения факторов риска по конкретным территориальным единицам, а так же разработать модель интегрального индекса, позволяющего отслеживать уровень выраженности данных явлений.

  3. Организовать научно-практическую площадку межведомственного взаимодействия специалистов на базе МГППУ, где будут разрабатываться технологии профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма.

  4. Обеспечить научно-методическую поддержку системе профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде.

  5. Сделать городскую конференцию по профилактике ксенофобии, национализма и экстремизма в детско-подростковой среде, организованную Департаментом Образования г. Москвы совместно с МГППУ, ежегодной, расширив контингент участников за счет специалистов различных ведомств.


В сфере средств массовой информации, издательского дела и индустрии массовых развлечений:


  1. Рекомендовать средствам массовой информации осуществлять регулярный мониторинг теле- и радиоэфира, печатных и электронных СМИ, Интернет-изданий и литературы с целью выявления попыток разжигания расовой, межэтнической, религиозной вражды и призывов к насилию.

  2. Использовать печать, радио и телевидение для изложения современных положений науки, значимых для системы профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде.




Смотрите также:
Отчет о проведении научно-практической конференции
150.84kb.
1 стр.
Отчет о проведении Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование медицинской помощи больным с нейротравмой и пострадавшим в дтп»
1273.52kb.
7 стр.
Отчет о проведении городской научно-практической конференции
56.8kb.
1 стр.
О проведении Всероссийской научно-практической конференции
55.3kb.
1 стр.
Резолюция Первой Межведомственной научно-практической конференции
64.8kb.
1 стр.
Диплом 1 степени Голландский опыт сельскохозяйственного производства 2
77.38kb.
1 стр.
Положение о ХIХ научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»
102.34kb.
1 стр.
Доклад на научно-практической конференции «Народный костюм: история и современность»
84.34kb.
1 стр.
Сборник статей итоговой научно-практической конференции 11-12 марта 2010 г. Казань-2010
3603.48kb.
42 стр.
Программа международной научно-практической конференции «Русский дом: проблема обустройства»
29.11kb.
1 стр.
Международной научно-практической интернет-конференции «инновации в образовании: пути и средства реализации» International Scientific- practical
6197.13kb.
30 стр.
Программа мероприятий научно-практической конференции «Научно-промышленная политика и перспективы развития Урала и Сибири»
99.2kb.
1 стр.