Главная страница 1страница 2страница 3страница 4


Виды контроля

Входной контроль – тестирование.

Текущий контроль качества обученности студентов осуществляется в устной и письменной формах: анализ тематических и общегеографических карт, выполнение различных географических описаний территории, сдача географической номенклатуры, решение задач, построение схем и профилей, бассейновые расчеты водообмена, подготовка докладов, аннотаций статей, фронтальный опрос.

Рубежный контроль – экзамен

Итоговый контроль – экзамен
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1 Земля в солнечной системе и их место

в космическом пространстве
Общая физическая географии как система наук. Предмет, задачи, методы исследования в физической географии. Интегративная роль географии в современном мире.

Земля – планета Солнечной системы. Фигура, размеры и строение планеты. Процессы протекающие в недрах. Гравитационное и магнитное поле Земли.

Движения совершаемые Землей в пространстве, орбита Земли. Поступление солнечной радиации.
Модуль 2. Атмосфера и процессы в ней происходящие
Состав, строение и размеры атмосферы. Эволюция. Виды и преобразование солнечной радиации в атмосфере. Альбедо. Тепличный эффект. Радиационный баланс земли и его распределения. Тепловой режим подстилающей поверхности и атмосферы. Вода в атмосфере, и процессы ее перехода в разные формы. Облака. Осадки. Давление атмосферы и его распределение на Земле. Воздушные массы, их перемещение. Общая циркуляция атмосферы. Погода и Климат.
Модуль 3. Водная оболочка Земли – гидросфера.
Ее происхождение и эволюция. Современное состояние, объем, границы распространения, структура. Круговорот воды на Земле.

Мировой океан – часть гидросферы. Тепловой режим, динамика океанических вод. Проблемы, касающиеся Мирового Океана.

Воды суши, их структура. Подземные воды. Виды вод в почвогрунтах, водоносные горизонты. Происхождение и типы вод по условиям залегания. Охрана чистоты вод. Поверхностные воды: реки, озера, болота, ледники, и их характеристика. Режим водных объектов суши. Морфологические и морфологическая характеристика. Мониторинг поверхностных вод суши.

Модуль 4. Рельеф Земли

Понятия «рельеф, «формы рельефа», «типы рельефа». Планетарные мега-, макро-, мезо- и микроформы рельефа. Эволюция учения о рельефе. Основные факторы (климат, состав горных пород, геологические структуры, деятельность человека) и источники энергии рельефообразования. Эндогенные процессы: тектонические движения земной коры, виды этих движений и рельеф, с ним связанный, магматические процессы рельефообразования. Выветривание и денудация, Экзогенные процессы: флювиальные, карстовые (термокарстовые), гляциальные, абразионные, мерзлотные, эоловые и суффозионные. Поверхности выравнивания, склоновые процессы.

Понятие о геотектуре, морфоструктуре и морфоскульптуре.

Планетарный рельеф Земли. Основные элементы планетарного рельефа и закономерности их расположения. Соотношение площадей и высот (глубин) материков и океанов и причины эти соотношения обуславливающие.
Модуль 5. Рельеф Суши

Основные типы морфоструктуры (равнины и горы). Морфологические и генетические типы равнин – платформенные равнины и равнины нагорий.

Горный рельеф. Характеристика основных понятий. Генетическая классификация гор, их морфологические особенности, горизонтальное и вертикальное расчленение.

Классификация морфоскульптуры суши. Флювиальный рельеф, обусловленный эрозионной и транспортирующей деятельностью текущей воды. Рельеф, созданный временными водотоками (овраги и балки, сели и селевые потоки). Рельеф, созданный постоянными потоками: речные долины, ее элементы и эволюция, типы речных долин; речное русло и его морфологические элементы; поймы рек и их рельеф, типы пойм; надпойменные террасы и их основные элементы, типы террас. Карстовый рельеф, Условия образования карста, его типы, стадии развития, гидрография карстовых районов рельеф им образованный, термокарст и его проявление в зоне ММП, формы термокарстового рельефа, обусловленные сезонным и многолетним протаиванием и промерзанием пород. Суффозионный рельеф, формы суффозионного рельефа. Оползневой рельеф, условия и причины его образования, формы оползневого рельефа. Гляциальный рельеф, формы ледникового рельефа горных стран и равнинных областей. Мерзлотный рельеф, формы рельефа, связанные с морозобойными трещинами, морозной сортировкой грунтов, обусловленные пучением грунта, солифлюкцией. Рельеф аридных областей, обусловленный деятельностью ветра, эоловой аккумуляцией, дефляцией и корразией, эрозией и денудацией. Рельеф берегов, абразионная, транспортирующая и аккумулятивная роль ветровых волн в формировании рельефа, типы берегов, морские террасы.


Модуль 6. Рельеф Мирового океана

Основные геотектуры дна океана: подводная окраина материков, переходная зона, ложе океана, срединные хребты. Особенности прявления эндогенных процессов на дне океана: движение воды, мутьевые потоки, оползни, воздействие плавучих льдов, деятельность организмов, процессы растворения пород. Рельеф Подводной окраины материков, материкового шельфа, переходных зон, котловин окраинных морей, островных дуг, глубоководных желобов. Срединных хребтов и ложа океана.


Модуль 7. Биосфера
Границы, состав и структура биосферы. Ее основные функции. Круговорот вещества и энергии в биосфере. Почва – как компонент биосферы. Человек и биосфера. Мониторинг окружающей среды.
Модуль 8. Географическая оболочка.

Физико – географическое районирование

Понятие Географической оболочки и ее границы. Ритмичность Географической оболочки. Закономерности пространственного строения. Дифференциация Географической оболочки. Природные комплексы, их функционирование и элементы. Уровни дифференциации и соподчинение физико-географического районирования. Географические пояса и зоны. Ландшафт. Компоненты и структура ландшафта. Морфологические части и принципы их выявления. Устойчивость и инвариантность ландшафта. Круговорот вещества и энергии в ландшафтах.


Модуль 9. Материки и океаны – крупнейшие природные системы. Южные материки. Особенности их природы.

Материки и океаны – самые крупные природные территориальные и аквальные комплексы (ПТК и ПАК) в пределах географической оболочки Земли. Планетарные и региональные природные единицы. Южные материки. Географическое положение, размеры и конфигурация. История формирования природы. Строение поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Особенности экологии.


Модуль 10. Дифференциация южных материков на крупные природные регионы. Южная Америка

Особенности природы материка. Внеандийский Восток. Андийский Запад (Анды).

Модуль 11. Африка

Особенности природы материка. Северная Африка. Восточная Африка. Экваториальная Африка. Южная Африка.


Модуль 12. Австралия. Антарктида

Особенности природы материков. Австралийский Запад. Восточная Австралия. Антарктида – материк с экстремальными природными условиями. Международное сотрудничество в изучении природы Антарктиды.



Модуль 13. Северные материки

Общий обзор природы. Географическое положение, размеры. История формирования. Строение поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Структура почвенно-растительной зональности. Их роль как основы природопользования.


Модуль 14. Евразия

Особенности природы материка. Северная, Западная и Средняя Европа. Средиземноморье. Переднеазиатские нагорья. Юго-Западная Азия. Центральная Азия. Восточная Азия. Южная и Юго-Восточная Азия.


Модуль 15. Северная Америка

Особенности природы материка. Внекордильерский Восток. Кордильерский Запад. Центральная Америка.


Модуль 16. Мировой океан и его части

Атлантический океан. Из истории освоения и исследования. Строение котловины. Климат и воды. Органический мир. Экологические проблемы. Физико-географическое районирование. Острова.

Тихий океан. Из истории освоения и исследования. Строение котловины. Климат и воды. Органический мир. Экологические проблемы. Физико-географическое районирование. Острова. Океания.

Индийский океан. Из истории освоения и исследования. Строение котловины. Климат и воды. Органический мир. Экологические проблемы. Физико-географическое районирование.

Северный Ледовитый океан. Из истории освоения и исследования. Строение котловины. Климат и воды. Органический мир. Экологические проблемы. Физико-географическое районирование.
Модуль 17. Географическое положение и общая характеристика природы России.

Географическое положение и границы России. Рельеф и геологическое строение. Основные черты орографии и их связь с тектоникой. Важнейшие события четвертичного периода. Климат. Внутренние воды. Почвы, растительность и животный мир. Физико-географическое районирование.


Модуль 18. Характеристика физико-географических стран в зональном и региональном аспекте. Островная Арктика. Восточно-Европейская равнина. Кольский полуостров и Карелия.

Рельеф и геологическое строение. Климат и воды. Почвы, растительность и животный мир. Природные зоны и провинции. Природные ресурсы. Особенности природопользования. Степень устойчивости регионов к антропогенному воздействию. Геоэкологическая оценка.


Модуль 19. Кавказ. Урал.

Рельеф и геологическое строение. Климат и воды. Почвы, растительность и животный мир. Природные зоны и провинции. Природные ресурсы. Особенности природопользования. Степень устойчивости регионов к антропогенному воздействию. Геоэкологическая оценка.


Модуль 20. Западная Сибирь. Средняя Сибирь. Горы Южной Сибири.

Рельеф и геологическое строение. Климат и воды. Почвы, растительность и животный мир. Природные зоны и провинции. Природные ресурсы. Особенности природопользования. Степень устойчивости регионов к антропогенному воздействию. Геоэкологическая оценка.


Модуль 21. Северо-Восток России. Камчатка. Курилы. Юг Дальнего Востока

Рельеф и геологическое строение. Климат и воды. Почвы, растительность и животный мир. Природные зоны и провинции. Природные ресурсы. Особенности природопользования. Степень устойчивости регионов к антропогенному воздействию. Геоэкологическая оценка.


III. Организация самостоятельной работы.

Карта СРС


Ме-сяц

Учеб-ная

неде-

ля

Ко-

ли-чест-

во

часов

Учебное задание по модулю

Вид

контроля

Форма отчетности

Баллы

min – max

3 курс, 5 семестр

Модуль 1. Земля в Солнечной системе и их место в космическом пространстве

сентябрь

1




Подготовка к тестированию и выполнение теста.

Входной

Выполненный тест

3 – 5

2




Создание комплексной таблицы с характеристик планет Солнечной системы

Текущий

Таблица

3 – 5

3




Аннотации статей с новой информацией о Солнечной системе

Текущий

Доклад

3 - 5

Всего

часов в

модуле

10

Всего баллов

за модуль:

9 - 15

Модуль 2. Атмосфера и процессы в ней происходящие


октябрь

4

5


4

Строение и излучательная способность Солнца.

Текущий

Тест

3 – 5

6

Нагревание и охлаждение почвы.

Текущий

Устный опрос

3 – 5




6

4

Нагревание и охлаждение водоемов.

Текущий

Устный опрос

3 – 5




7

6

Подготовка к рубежному тесту

«Тепловой режим земной поверхности и атмосферы».



Рубежный

Тест

3 – 5

Всего

часов в

модуле

20

Всего баллов

за модуль:

12 - 20

Модуль 3. Водная оболочка Земли – гидросфера.


Ноябрь


8

4

Испарение влаги – как процесс.

Текущий

Устный опрос

3 – 5

9

4

Сток: поверхностный, подземный, временный, линейный, речной.

Рубежный

Тест (12 заданий)

3 – 5

декабрь

10-11

6

Характеристика местных ветров (в том числе на Байкале).

Текущий

Доклад

3 – 5

12

5

Речной бассейн, его морфометрические и морфологические показатели.

Рубежный

Письменная работа

3 – 5

Всего

часов в

модуле:

15

Всего баллов

за модуль:

12 - 20

Всего

часов в семестре

45

Всего баллов



33 - 55

3 курс, 6семестр

Модуль 4. Рельеф Земли

январь

3




Подготовка к тестированию и выполнение теста.

Входной

Выполненный тест

3 – 5

4




Создание комплексной таблицы

Текущий

Таблица

3 – 5

Всего

часов в

модуле

6

Всего баллов

за модуль:

6-10

Модуль 5. Рельеф суши

февраль

1

6

Морфоструктуры

Текущий

Контурная карта

3 – 5

2

6

Морфоскульптуры

Текущий

Письменная работа

3 – 5

Всего

часов в

модуле

12

Всего баллов

за модуль:

6-10

Модуль 6. Рельеф океана

февраль

3

6

Рифтовые зоны дна Мирового океана.

Текущий

Контурная карта

3 – 5

4

6

Подводные вулканические горы

Текущий

Реферат

3 – 5

Всего

часов в

модуле

12

Всего баллов

за модуль:

6-10

Модуль 7. Биосфера

март

1

3

Подготовка к тестированию и выполнение теста

Входной

Выполненный тест

3 – 5

2

3

Конспекты к семинару «Биосфера»

Текущий

Письменная работа

3 – 5

Всего

часов в

модуле

6

Всего баллов

за модуль:

6-10

Модуль 8. Географическая оболочка

март

3

4

Подготовка к коллоквиуму «Географическая оболочка»

Текущий

Письменная работа

3 – 5

4

4

Основные закономерности географической оболочки

Рубежный

Коллоквиум

3 – 5

Всего

часов в

модуле

8

Всего баллов

за модуль:

6-10

Модуль 9. Материки и океаны – крупнейшие природные системы.

апрель

1

2

Иерархия природных геосистем. Основные организационные уровни. Планетарный и региональный.

входной

тестирование

3 – 5

2

4

Южные материки. Номенклатура.

текущий

Контурная карта

3 – 5

Всего

часов в

модуле

6

Всего баллов

за модуль:

6-10

Модуль 10. Дифференциация южных материков на крупные природные регионы. Южная Америка


апрель

3

2

Составление комплексной физико-географической характеристики регионов Южной Америки.

текущий

Таблица

3 – 5

4

4

Написание реферата «Особенности природы Амазонии и экологические проблемы региона

текущий

реферат

3 – 5

Всего

часов в

модуле

6

Всего баллов

за модуль:

6-10

Модуль 11. Африка

май

1

2

Культурные растения – уроженцы тропиков

текущий

Письменная работа

3 – 5

2

4

Агроклиматические ресурсы Африки

текущий

Таблица

3 – 5

Всего

часов в

модуле

6

Всего баллов

за модуль:

6-10

Модуль 12. Австралия и Антарктида

май

3

2

Составление комплексной характеристики природных условий и ресурсов одного их физико-географических регионов Австралии (по выбору)

текущий

Письменная работа

3 – 5

4

2

Подготовка к семинару «Природа Антарктиды»

текущий

Конспекты к семинару

3 – 5




4

2

Общие закономерности природы южных материков

рубежный

тестирование

3-5

Всего

часов в

модуле

6

Всего баллов

за модуль:

9-15

Всего часов в семестре

68

Всего баллов за семестр

57-95

4 курс 7 семестр

Модуль 13. Северные материки

сентябрь

1

5

Подготовка к тестированию и выполнение теста.

Входной

Выполненный тест

3 – 5

2

10

Заполнение таблицы «Общие сведения о материках»

Текущий

Таблица

3 – 5

Всего

часов в

модуле

15

Всего баллов

за модуль:

6-10

Модуль14. Евразия

сентябрь

3

5

Физико-географическая характеристика Карпат.

Текущий

Коллоквиум

3 – 5

4

10

Природа горных стран – Тянь-Шаня и Памира

Текущий

Письменная работа

3 – 5

Всего

часов в

модуле

15

Всего баллов

за модуль:

6-10

Модуль15. Северная Америка

октябрь

1

10

Закономерности формирования структуры высотной поясности различных регионов Кордильер.

Текущий

Контурная карта. Орографические схемы горных стран. Высотные профили.

3 – 5

2

5

Географическая номенклатура

Текущий

Контурная карта.

3 – 5

Всего

часов в

модуле

15

Всего баллов

за модуль:

6-10

Модуль 16. Мировой океан и его части

октябрь

3

6

Составление таблицы «Общие сведения об океанах»

Текущий

Таблица

3 – 5

4

2

Подготовка к семинару «Особенности природы Океании»

Текущий

Конспекты

3 – 5




4

2

Контрольная работа

Рубежный

Тестирование

3-5

Всего

часов в

модуле

10

Всего баллов

за модуль:

9-15

Модуль 17. Географическое положение и общая характеристика природы России.


ноябрь

1

2

Подготовка к самотестированию

Входной

Выполненный тест

3 – 5

2

4

Изучение географической номенклатуры

Текущий

Контурная карта

3 – 5

3

4

Древние покровные оледенения

Текущий

Письменная работа

3 - 5




4

2

Роль снежного покрова в формировании природы

Текущий

Письменная работа

3 - 5

декабрь

1

2

Болота типичные природные комплексы

Текущий

Графическая схема и материалы сообщения

3 - 5

2

1

Итоговая контрольная работа

Рубежный

Тестирование

3 - 5

Всего

часов в

модуле

15

Всего баллов

за модуль:

18 - 30

Всего за семестр

70

Всего баллов за семестр

45 - 75

4 курс 8 семестр

Модуль 18. Характеристика физико-географических стран в зональном и региональном аспекте. Островная Арктика. Восточно-Европейская равнина. Кольский полуостров и Карелия.


январь

1



2

Подготовка к тестированию и выполнение теста.

Входной

Выполненный тест

3 – 5

2

Анализ схем физико-географического районирования

Текущий

Письменная работа

3 – 5

2



2

Природные зоны равнин и высотные пояса гор

Текущий

Контрольная работа

3 – 5

2

Островная Арктика

Текущий

Коллоквиум

3 - 5

3


4

Построение комплексного физико-географического профиля через Русскую равнину

Текущий

Карта-схема

3 - 5

3

Природа Кольского полуострова и Карелии

Текущий

Письменная работа

3 - 5

Всего

часов в

модуле

15

Всего баллов

за модуль:

18 - 30

Модуль 19. Кавказ. Урал


февраль

4

3

Географическая номенклатура

Текущий

Контурная карта

3 – 5

4

3

Подготовка сообщения об одном из заповедников Кавказа

Текущий

Чтение сообщения

3 – 5

5

3

Горные области Урала

Текущий

Письменная работа

3 - 5

Всего

часов в

модуле

9

Всего баллов

за модуль:

9 - 15

Модуль 20. Западная Сибирь. Средняя Сибирь. Горы Южной Сибири


март

5

2

Географическая номенклатура

Текущий

Контурная карта

3 – 5

6

4

Комплексная характеристика природных зон Западной Сибири

Текущий

Письменная работа

3 – 5

7

4

Влияние траппового магматизма на особенности природы Средней Сибири

Текущий

Письменная работа

3 - 5




8

5

Высотная поясность гор Южной Сибири

Рубежный

Контрольная работа

3 -5

Всего

часов в

модуле

15

Всего баллов

за модуль:

12 - 20


Модуль 21. Северо-Восток России. Камчатка. Курилы. Юг Дальнего Востока



апрель

9

2

Географическая номенклатура

Текущий

Контурная карта

3 – 5

10

4

Природные комплексы Северо-Востока

Текущий

Письменная работа

3 – 5

11

4

Вулканизм Корякско-Камчатско-Курильской страны

Текущий

Письменная работа.

Контурная карта



3 - 5




12

5

Подготовка к контрольной работе по теме «Дальний Восток»

Рубежный

Контрольная работа

3 -5

Всего

часов в

модуле

15

Всего баллов

за модуль:

12 - 20

Всего часов в семестре

54

Всего баллов за семестр

51 - 85

Всего часов по предмету

237

Всего баллов по курсу

186 - 310


IV. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Система оценивания результатов обучения

Дисциплина состоит из 25модулей. 21 модуль учебный и 4 – итоговых (экзамен). Всего студент в процессе обучения может набрать max – 2100 баллов, min – 1050. Из них 1790 баллов учебных – мах и 864 баллов – min, кроме того, он за экзамены он может получить 200-400 баллов. В процессе обучения студент оценивается помодульно. За аудиторную работу он может получить 664 – 1390 баллов и самостоятельную работу: 186 –310 баллов. Дополнительные баллы за СРС 15 – 20 баллов.


Программа контроля

Цель контроля: диагностика уровня обученности студентов по дисциплине.

Виды контроля: текущий, рубежный, итоговый.

Текущий – контроль освоения содержания СРС:



  • входной (тестирование),

  • конспектирование отдельных вопросов дисциплины,

  • решенные задачи и выполненные упражнения.

Рубежный – контроль освоения содержания разделов:



  • коллоквиум,

  • тестирование

  • контрольная работа

Итоговый – экзамен (5 семестр), экзамен (6 семестр), экзамен (7 семестр), экзамен (8 семестр).



Вопросы к экзамену (5 семестр)

1.Понятие о Вселенной. Разновидности небесных тел. Метагалактика. Наша галактика.

2.Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Образование Солнечной системы.

3. Земля. Ее размеры, Строение. Географические следствия размеров Земли.

4. Осевое вращение Земли и его следствия. Географическое следствие земных приливов.

5, Обращение Земли вокруг Солнца. Календарь

6, Пояса освещенности. Тропики и полярные круги.

7.Время (местное, поясное, декретное). Линия перемены дат.

8.Состав и строение атмосферы. Ее происхождение.

9.Солнечная радиация, ее виды. Изменение радиации в зависимости от угла наклона поверхности.

10.Альбедо. Эффективное излучение. Тепличный эффект. Радиационный баланс.

11. Температура воздуха, ее распределение по Земле. Тепловые пояса. Термический экватор, его миграции.

12.Влажность воздуха, характеристики влажности воздуха.

13.Конденсация и сублимация влаги на поверхности и в воздухе.

14.Облака. Условия их образования. Классификация.

15. Осадки, виды. Условия выпадения и закономерности распределения на Земле.

16.Снежный покров. Условия образования, границы распространения и роль в географической оболочке.

17.Давление. Единицы и методы измерения атмосферного давления. Изобары. Изменение давления с высотой.

18. Ветер. Скорость, сила, направление. Факторы, определяющие характеристики ветра.

19. Воздушные массы, их типы и классификация.

20.Понятие об атмосферном фронте. Типы фронтов.

21.Циклоны и антициклоны. Образование и связанные с ними типы погод.

22.Атмосферная циркуляция. Особенности общей циркуляции атмосферы в

тропических, умеренных, полярных широтах.

23.Погода. Классификация погод. Местные признаки и предсказание погоды.

Служба погоды.

24.Климат. Климатообразующие факторы. Классификация климата.

25.Гидросфера. Структура гидросферы.

26.Круговорот воды на земле. Большой и малый круговорот.

27. Мировой океан и его части.

28.Соленость вод Мирового Океана.

29.Волнения и течения Мирового океана. Роль течений в формировании климата.

30.Реки. Гидрографическая сеть и ее элементы. Питание и режим рек.

31.Озера. Происхождение и классификация озер.

32. Болота. Условия их образования.

33 Рельеф. Классификация рельефа по размерам и происхождению.

34. Экзогенные (внешние) процессы рельефообразования и формы рельефа с

ними связанные.

35. Эндогенные процессы рельефообразования и формы рельефа этими процессами созданные.

36.Устойчивые и подвижные участки литосферы..

37. Равнины и горы. Их классификация .

38. Почвы. Структура, состав, плодородие.

39.Биосфера. Современные представления о биосфере на основе концепции

Вернадского.

40.Дифференциация географической оболочки на крупнейшие ландшафтные комплексы (географические пояса, зоны).

41. Причины вертикальной и горизонтальной неоднородности ландшафтов.



Вопросы к экзамену (6семестр)

  1. Основные черты структуры и рельефа Южной Америки

  2. Климат Южной Америки.

  3. Внутренние воды Южной Америки.

  4. Почвенно-растительный покров Южной Америки.

  5. Особенности животного мира Южной Америки.

  6. Особенности пространственной дифференциации и физико-географическое районирование Южной Америки.

  7. Амазония.

  8. Бразильское нагорье.

  9. Гвианское нагорье.

  10. Внутренние тропические равнины.

  11. Ла-Платская область.

  12. Патагония.

  13. Анды.

  14. Основные черты структуры и рельефа Африки.

  15. Климат Африки.

  16. Внутренние воды Африки.

  17. Почвы и растительность Африки.

  18. Животный мир Африки.

  19. Северная Африка.

  20. Сахара.

  21. Экваториальная Африка.

  22. Восточная Африка.

  23. Южная Африка.

  24. Особенности природы Австралии.

  25. Северная Австралия.

  26. Северо-восток Австралии.

  27. Юго-восток Австралии.

  28. Центральная равнина.

  29. Западная Австралия.

  30. Юго-запад Австралии.

  31. Новая Гвинея.

  32. Новая Зеландия.

  33. Микронезия.

  34. Полинезия.

  35. Гавайские острова.


Вопросы к экзамену (7 семестр)

  1. Особенности географического положения Евразии. Уникальные размеры материка.

  2. Океаны у берегов Евразии.

  3. Основные этапы формирования природы Евразии.

  4. Геология и рельеф Евразии.

  5. Основные особенности климата Евразии.

  6. Особенности циркуляции Евразии. Основные пути движения циклонов.

  7. Осадки, их количество и режим их выпадения по сезонам годам.

  8. Климаты Евразии.

  9. Особенности распределения стока по Евразии.

  10. Наиболее крупные реки Евразии.

  11. Происхождение, размеры и водный режим озер Евразии.

  12. Современные почвенно-растительные условия Евразии.

  13. Распределение современной дикой фауны по территории Евразии.

  14. Особенности пространственной дифференциации и физико-географическое районирование Евразии.

  15. Исландия.

  16. Северная Европа.

  17. Фенноскандия.

  18. Британские острова.

  19. Среднеевропейская равнина.

  20. Горы и равнины средней Европы.

  21. Альпы.

  22. Карпаты.

  23. Средиземноморье.

  24. Пиренейский полуостров.

  25. Апеннинский полуостров.

  26. Балканский полуостров.

  27. Малоазиатское нагорье.

  28. Иранское нагорье.

  29. Юго-Западная Азия.

  30. Центральная Азия.

  31. Тибетское нагорье.

  32. Восточная Азия.

  33. Южная Азия.

  34. Гималаи.

  35. Полуостров Индостан.

  36. Полуостров Индокитай.

  37. Особенности географического положения Северной Америки. Размеры материка.

  38. Основные этапы формирования природы Северной Америки.

  39. Геология и рельеф Северной Америки.

  40. Общая схема циркуляции атмосферы над Северной Америкой. Осадки.

  41. Распределение температуры зимой и летом над Северной Америкой.

  42. Водный баланс Северной Америки.

  43. Реки и озера Северной Америки.

  44. Зональные типы растительности Северной Америки.

  45. Животный мир Северной Америки.

  46. Особенности пространственной дифференциации и физико-географическое районирование Северной Америки.

  47. Гренландия.

  48. Лаврентийская возвышенность.

  49. Северные субарктические равнины.

  50. Береговые равнины.

  51. Центральные равнины.

  52. Великие равнины.

  53. Аппалачи.

  54. Кордильеры.

  55. Мексика.

  56. Центральная Америка


Вопросы к экзамену (8 семестр).

  1. Географическое положение России.

  2. Границы России.

  3. Моря, омывающие территорию России.

  4. Моря Северного Ледовитого океана.

  5. Моря тихого океана.

  6. Моря Атлантического океана.

  7. Каспийское море-озеро.

  8. Накопление первоначальных географических сведений о территории России в русских источниках.

  9. Научные исследования территории России в 17-18 веках.

  10. Период крупных экспедиционных исследований в 19-20 веках.

  11. Советский период географических исследований до 1991 г.

  12. Современный период географических исследований.

  13. Основные черты орографии и их связь с тектоникой.

  14. Тектоническое строение и история развития.

  15. Связь полезных ископаемых с геологическим строением и тектоникой.

  16. Новейшие тектонические движения и морфоструктуры.

  17. Землетрясения и современный вулканизм на территории России.

  18. Древние оледенения.

  19. Основные типы морфоскульптуры.

  20. Факторы формирования климата.

  21. Климатические особенности холодного периода.

  22. Климатические особенности теплого периода.

  23. Соотношение тепла и влаги. Контрасты температур.

  24. Режим осадков.

  25. Климатическое районирование России и типы климатов.

  26. Хозяйственная оценка климата.

  27. Реки России. Общая характеристика.

  28. Типы рек по М.И. Львовичу (1964, 1971).

  29. Озера.

  30. Водохранилища и пруды.

  31. Болота.

  32. Подземные воды.

  33. Многолетняя мерзлота.

  34. Современное оледенение.

  35. Почвы. Условия почвообразования. Основные типы почв России. Почвенные ресурсы.

  36. Растительность. Типы растительности.

  37. Высотная поясность.

  38. Растительные ресурсы.

  39. Фауна России. Зоогеографические подобласти.

  40. Физико-географическое районирование. Схемы современного районирования. Основные таксономические единицы.

  41. Природные зоны и высотная поясность.

  42. Геологическое строение, история развития и рельеф Западной Сибири.

  43. Почвы, растительность и животный мир Алтая.

  44. Климат и воды Западной Сибири.

  45. Природные особенности Восточного Саяна.




  1. Почвенно-растительный покров и животный мир Западной Сибири.

  2. Природные особенности Западного Саяна.

48. Природные ресурсы и антропогенные изменения природы Западной Сибири.

  1. Геология и рельеф Средней Сибири.

  2. Природные особенности Забайкалья.

  3. Климат и воды Средней Сибири.

  4. Природа Сахалина.

  5. Высотная поясность в горах Средней Сибири.

  6. Природа Курильских островов.

  7. Рельеф и геологическое строение Северо-Востока Сибири.

  8. Природные особенности Тувинской котловины.

  9. Климат Северо-Востока Сибири.

  10. Почвы, растительность и животный мир южного Приморья.

  11. Роль многолетней мерзлоты в формировании ландшафтов Северо-Востока Сибири.

  12. Природные зоны Западной Сибири.

  13. Особенности водного режима рек Северо-Востока Сибири.

  14. Природа Среднеобской провинции Западной Сибири.

  15. Почвы, растительность и животный мир Северо-Востока Сибири.

  16. Природа Центрально-Якутской провинции Средней Сибири.

  17. Геологическое строение, история развития и рельеф Камчатки.

  18. Природа провинции Путорана Средней Сибири.

  19. Климатические особенности Корякско-Камчатской физико-географической страны.

  20. Природа Прибайкалья.

  21. Почва, растительность и животный мир Корякско-Камчатской страны.

  22. Природа Амурско-Буреинской провинции.

  23. Природа Байкальской горной страны.

  24. Ландшафтная провинция Станового нагорья.

  25. Природа Тунгусской провинции Средней Сибири.

  26. Ландшафтные особенности Приамурья.

  27. Высотная поясность Урала.

  28. Геологическое строение и особенности рельефа Кавказа.

  29. Особенности геологического строения и рельеф Урала.

  30. Физико-географическое районирование Кавказа. Природа Предкавказья.

  31. Климат Кавказской физико-географической страны.

  32. Реки и озера Урала.

  33. Реки и озера Кавказа.

  34. Растительность и животный мир Урала.



V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Основная литература

  1. Власова Т.В., Аршинова М.А., Ковалева Т.А. Физическая география материков: учебное пособие. – М.: Академия, 2005.

  2. Залогин Б.С. Мировой океан: Учебное пособие. М.: Академия, 2001.

Еремина Валентина Алексеевна. Практикум по физической географии материков и океанов : учебное пособие / В. А. Еремина, Т. Ю. Притула, А. Н. Спрялин. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 256 с

  1. Любушкина С. Г., Пашканг К. В. Землеведение и краеведение / учебное пособие для студ. Пед. вузов.-М.: Владос, 2002.

  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира: Учебное пособие в 2 кн. М.: Дрофа, 2004.

  3. Никонова М.И., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: учебное пособие. М.: Академия, 2000.

  4. Пашканг К. В. Практикум по общему землеведению / Пособия для студ. – географов пед. ин-тов.- Смоленск, 2000.

  5. Петрова Н.Н. География: современный мир. М.: ИНФРА-М, 2007.

  6. Притула Т.Ю., Еремина В.А., Спрялин А.Н. Физическая география материков и океанов. Учебное пособие для студ. Выс.учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издат. Центр Владос, 2003.

  7. Раковская Э.М. Физическая география России: Учебник: В 2 ч,. Ч. 2: Азиатская часть, Кавказ и Урал/ Э.М. Раковская, М.И. Давыдова. - М.: ВЛАДОС, 2001

  8. Раковская Э.М. Физическая география России: Учебник: В 2 ч,. Ч. 2: Азиатская часть, Кавказ и Урал/ Э.М. Раковская, М.И. Давыдова. - М.: ВЛАДОС, 2003

  9. Раковская Э.М. Физическая география России: Учебник: В 2 ч./ Э.М. Раковская, М.И. Давыдова. - М. ВЛАДОС. - (Учебник для вузов) Ч. 1: Общий обзор. Европейская часть и островная Арктика. - 2001.

  10. Раковская Э.М. Физическая география России: Учебник: В 2 ч./ Э.М. Раковская, М.И. Давыдова. - М. ВЛАДОС. - (Учебник для вузов) Ч. 1: Общий обзор. Европейская часть и островная Арктика. – 2003.

  11. Раковская Э.М., Давыдова М.И., Кошевой В.А. Практикум по физической географии России: Учебное пособие. М.: Владос, 2004.


Дополнительная литература:


  1. Грудинин Г.В. Методические рекомендации по проведению лабораторной работы «Климат и ландшафты Западной Сибири».– Иркутск: ИГПУ, 2004.

  2. Грудинин Г.В.Физическая география России и стран СНГ: Учеб. пособие/ Г. В. Грудинин, Е.М. Любцева. - Иркутск: ИГПУ, 2000.

  3. Исаченко А.Г. Экологическая география России.– СПб, 2001.

  4. Леви К.Г., Язев С. А., Задолина Н. В. и др. Современная геодинамика и гемодинамика (учебное пособие. – Иркутск, 2002).

  5. Тропический и субтропический пояс/ Н.Б.Кряжинская. – Вече, 2001.

  6. Умеренный пояс/ Н.Б.Кряжинская. – Вече, 2001.

  7. Экваториальный и субэкваториальный пояс/ Н.Б.Кряжинская. – Вече, 2001.

  8. Я иду на урок географии. Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2000.



http://australiaonline.ru

Http:// geo.1September.ru



Http://reserves.biodiversity.ru

Http://schools.keldysh.ru



Http://www.home-edu.ru/pages/bio_eco/materiki

Http://www.zambezi.ru

http://ladyfromrussia.com

http://de.wikipedia.org

Видиофильмы:

Дикая Африка. 1-3 ч.

Австралайзия. 1-3 ч.

Южная Америка. 1-3 ч.

Жизнь в холодильнике. Антарктида.

Природа мира.

Приложение 3

Технологическая карта обучения




№ п/п


Название модуля

Формы организации учебного процесса

лекции

Практические занятия

СРС

М 1

Земля в Солнечной системе и их место в космическом пространстве

Лекция – презентация, видеофильм

Решение задач. Выполнение заданий, графических работ

Тестирование, подготовка аннотаций, статей, создание комплексной таблицы

М 2

Атмосфера и процессы в ней происходящие

Традиционные лекции, лекции с участием студентов (сообщения), лекции презентации

Решение задач, анализ тематических карт, построение диаграмм, графиков

Тестирование, подготовка докладов, создание таблиц, карт-схем.

М 3

Водная оболочка Земли - гидросфера

Традиционные лекции.

Проведение бассейновых гидрометрических работ. Построение карт-схем. Анализ тематических карт. Решение задач.

Тестирование. Подготовка докладов. Изучение классификации.

М 4

Итоговый экзамен в 5 семестре

Составители:

кандидат географических наук,

доцент кафедры географии, зав. кафедрой Орел Галина Федоровна

кандидат географических наук,

доцент кафедры географии Тюменцева Елизавета Михайловна


Рекомендовано

На заседании кафедры_______________

Протокол № __от _______________200 _г.

Зав. кафедрой_________________________ ( )

Одобрено


На заседании УМК факультета___________

Протокол №__от ________________200 _г.

Председатель УМК____________________ (
Приложение 1
Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в учебной программе дисциплины на 200_/ 200_ учебный год.

В учебную программу дисциплины вносятся следующие изменения:

1.

2.

3.



Учебная программа дисциплины обсуждена и рекомендована на заседании кафедры _________________________

протокол № __ от ____________ 200_г.

Заведующий кафедрой _____________

( )


Внесенные изменения одобрены на заседании УМК факультета _________________________________

протокол № __ от ____________ 200_г.

Председатель УМК ______

( )

Внесенные изменения утверждены на заседании совета факультета _____________________________
протокол № __ от_________200_г.

Председатель совета___________

( )

Приложение 2
Протокол согласования учебной программы дисциплины с другими дисциплинами направления (специальности)

на 200_/ 200_ учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях (в пропорциях материала, порядка изложения и т. д.)

Решение кафедры

(протокол № , дата)























































































<< предыдущая страница   следующая страница >>

Смотрите также:
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050 100 (540100) естественнонаучное образование
581.63kb.
4 стр.
Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению
463.21kb.
3 стр.
Государственный образовательный
332.56kb.
1 стр.
В. Д. Шадриков " 10 " 03 2000 г
351.13kb.
1 стр.
Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника, профиль подготовки «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»
2026.58kb.
11 стр.
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Управление персоналом»
2162.89kb.
12 стр.
Министерство сельского хозяйства РФ
3269.49kb.
18 стр.
Образовательная программа магистерской подготовки по направлению 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс
8008.5kb.
53 стр.
Использование мультимедийных технологий при преподавании дисциплин профильной подготовки по направлению «Естественнонаучное образование»
46.14kb.
1 стр.
Основная образовательная программа 050100. 62 Направление «Педагогическое образование» Профиль «Дошкольное образование»
1200.17kb.
5 стр.
Профиль подготовки: «математическое образование» требования к результатам освоения основной образовательной программы
1132.27kb.
6 стр.
М. А. Шолохова утверждена 18 января 2012 г. Основная образовательная программа
235.82kb.
1 стр.