Главная страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


Цель курса: содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра через овладение системой знаний о фактах, механизмах и закономерностях социализации личности, взаимодействия людей в социальных группах, а также характеристиках самих групп.

Дисциплина «Социальная психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Изучение дисциплины «Социальная психология» опирается на знания, полученные студентами в ходе освоения «Психология человека», «Психология развития». Освоение дисциплины «Социальная психология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Педагогическая психология».

Содержание дисциплины: Социально-психологические явления. Социализация, социальное поведение, социальное познание, социальные качества личности; социальная психология личности. Социальный интеллект и социальная компетентность. Психологическая культура в различных формах взаимодействия людей. Виды и феномены взаимодействия, человек как субъект взаимодействия; общение и взаимодействие. Групповые феномены. Практическая социальная психология. Социальная психология в образовании.
Педагогическая психология

Цель дисциплины: сформировать у студентов систему профессиональных компетентностей бакалавра через освоение знаний о психологических закономерностях обучения и воспитания, о профессиональной педагогической деятельности, способах взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Содержание дисциплины: Психологические основы модернизации образования. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения. Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя. Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая). Обучение и развитие. Учебная деятельность. Психологическая поддержка и помощь детям в процессе обучения и воспитания. Психологические основы воспитания в условиях модернизации образования. Ученик как субъект учебной деятельности. Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения. Типы неуспевающих учащихся. Психологические детерминанты отставания в учении. Психологические характеристики профессии учитель. Профессионально важные качества. Педагогические способности. Личностные характеристики учителя и их влияние на процесс и результат труда. Профессиональное самосознание и самосознание педагога. Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя.
Модуль 2. Педагогика

Введение в педагогическую деятельность

Образовательная политика в России. Основные направления модернизации. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.


История образования и педагогической мысли

Цель курса: расширяет общий культурный кругозор; способствует формированию научного мировоззрения; формирует готовность к систематическому образованию. Являясь одной из важнейших частей педагогической науки, этот блок связан со многими общегуманитарными дисциплинами: историей, философией, социологией, что позволяет увидеть место образования в историческом процессе, исследовать закономерности генезиса педагогических концепций и систем.

Важность курса определяется его прогностическими возможностями. Это один из курсов, которые изучают студенты уже на первом году обучения, поэтому многие понятия, используемые при дальнейшем изучении педагогических дисциплин, вводятся именно в историческом контексте.

Основное содержание курса: Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.


Теоретическая педагогика

Целью курса является представление актуальной картины развивающейся области педагогики, с ее теорией; рассмотрение определенных современных тенденций, изменений и сопоставление с более ранними формулировками и взглядами, которых придерживаются педагоги других направлений.

Задачи: Развитие теоретических знаний по общей педагогике; Развитие у студентов коммуникативных умений и навыков, эмпатических способностей; Настоящая программа ориентирована, в целом, на подготовку свободного, гуманного, творческого учителя.

Изучение данного курса создает теоретическую основу для последующего усвоения других дисциплин педагогического цикла

Основное содержание курса: Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки и деятельности. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы педагогических исследований. Теории целостного педагогического процесса. Теории обучения и воспитания. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Возрастосообразность педагогического процесса. Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения. Многообразие образовательных программ.
Практическая педагогика

Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Технологии решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования; оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самоопределение). Оценка выбора решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.




Практикум по решению профессиональных задач

Цель практикума: подготовка студентов к профессионально – педагогической деятельности как системе сменяющих друг друга задач разного уровня, направленности, содержания. В связи с этим успешность профессионально-педагогической деятельности определяется, как умение педагога грамотно анализировать возникшую ситуацию, формулировать возникшие профессиональные задачи, выбирать и осуществлять верный вариант решения профессиональной задачи.

Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. Анализ собственной деятельности. Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Проектирование профессионального самообразования. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Использование разных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон и др.).
Модуль. Методика обучения и воспитания в дошкольном образовании

Методика обучения в дошкольном образовании

Цель дисциплины: сформировать целостное представление о сущности педагогического процесса обучения, его специфике в системе дошкольного образования.

В результате освоения дисциплины студент должен знать: сущность процессов обучения в системе дошкольного образования; психолого-педагогические теории обучения детей дошкольного возраста; основные принципы, методы, формы обучения детей дошкольного возраста; структуру и содержание основных педагогических технологий системе дошкольного образования на современном этапе; способы организации взаимодействия с различными участниками учебно-воспитательного процесса: коллегами, родителями, общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для совместного решения задач педагогической деятельности; уметь: рационально выбирать оптимальные формы, методы, средства обучения системе дошкольного образования; строить процесс обучения и развития детей дошкольного возраста с учетом необходимости формирования у них духовно-нравственных ценностей; использовать педагогические технологии для регулирования, совершенствования и контроля образовательного процесса; оценивать результаты внедрения инновационных технологий; владеть: профессиональными умениями и навыками для осуществления педагогической деятельности; навыками самообразования в области педагогической деятельности.
Методика воспитания в начальной школе

Цель курса – изучение теоретических и методических основ воспитания и технологических подходов в организации воспитательного процесса.

Задачи курса: ознакомление студентов с системным подходом в изучении теории и практики воспитания; изучение основных функций, форм и методов воспитания в ДОУ; вооружение студентов технологическими подходами в организации воспитательного процесса в классе.

Курс включает в себя сущностную, целевую и содержательную характеристику воспитания в целостном педагогическом процессе, его структурные элементы, базовые теории и состоит из разделов: методика воспитания; технология воспитания.

В данном курсе изучается содержание воспитания в ДОУ, его цели, содержание, формы и методы, предусматривается знакомство с воспитательными системами, с коллективом как объектом и субъектом воспитания, с деятельностью воспитателя в ДОУ.

Данный курс сконструирован так, что основополагающие теоретические знания служат фундаментом для формирования практических умений и навыков.


Педагогические технологии дошкольного образования

Цели освоения дисциплины: является формирование у студентов знаний об особенностях современных педагогических технологий дошкольного образования и умений реализовывать их.

В результате изучения курса необходимо: Уметь: осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; моделировать образовательный процесс в соответствии с современными концепциями дошкольного образования; использовать современные педагогические технологии; Владеть: способами проектной и инновационной деятельности в образовании; способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Знать: основные закономерности развития и социального становления личности ребенка раннего и дошкольного возраста; особенности инновационных педагогических систем и технологий обучения

Способен: обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования.


Методический практикум

Данная дисциплина направлена на формирование у студентов представлений и опыта организации планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду.

В ходе изучения дисциплины, будущие воспитатели знакомятся с программными документами, учатся их анализировать и оценивать с позиции реализации в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Центральной частью дисциплины является ознакомление студентов с видами планирования, с современными технологиями организации педагогического процесса в детском саду. Содержание дисциплины тесно связано с современными требованиями к содержанию дошкольного образования.

Цель курса – сформировать у студентов теоретических знаний и практических умений в области методической работы в ДОУ.

Задачи курса: сформировать у студентов теоретические знания: о сущности и содержании методической работы в ДОУ; о направлениях методической работы в ДОУ; о организации опытно-экспериментальной работы в ДОУ; о проведении мониторинга в ДОУ; сформировать умения оценивать, анализировать и прогнозировать явления педагогического процесса в ДОУ; анализировать и объяснять применяемые управленческие решения, используемые в работе методиста; выбирать эффективную стратегию, цели и задачи развития ДОУ; планировать учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
3.2.Вариативная часть, в т.ч. курсы по выбору
Современные средства оценивания результатов обучения

Целью курса является ознакомление студентов с современными средствами оценки результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Задачи дисциплины:


  • рассмотреть методы конструирования и использования гомогенных педагогических тестов; методы шкалирования и интерпретации полученных результатов; компьютерные технологии, используемые в тестировании;

  • определить психологические и педагогические аспекты использования тестов для контроля знаний учащихся;

  • развить умение составления и оценивания результатов тестовых заданий по своему предмету.

Основное содержание курса: Содержание понятия «качество образования» в отечественной и зарубежной образовательной практике. Первые шаги становления общероссийской системы оценки качества образования. Представления о качестве подготовки учащихся общеобразовательных школ. Показатели качества. Принципы отбора показателей качества. Международные программы по оценке образовательных достижений учащихся. Мониторинг качества школьного образования. Педагогический контроль, предмет и объект контроля. Принципы педагогического контроля. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Виды контроля (входной, текущий и итоговый). Формы и организация контроля. Оценка, ее функции. Связь оценки и самооценки. Понятийный аппарат тестологии. Понятие теста. Предтестовое задание. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов. Понятие трудности тестов. Дискриминационная способность заданий. Валидность, надёжность теста. Гомогенность и гетерогенность. Тестовая искушённость, генерализация. Компьютерное тестирование. Адаптированное компьютерное тестирование.
Методика научно-исследовательской работы

Дисциплина «Методика научно-исследовательской работы» относится к общенаучному циклу дисциплин. Ее цель - формирование знаний методологии научного исследования, место методологии в системе наук (предмет, содержание, принципы), проблемы методологического свойства в психолого-педагогических исследованиях, системный подход как общенаучная основа в педагогических исследованиях, личностно-деятельностный подход к исследованию образовательных систем, идеи синергетики в психолого-педагогических исследованиях, сущность компетентностного подхода в психолого-педагогических исследованиях в контексте концепции модернизации российского образования; умений в разработке стратегии исследовательского поиска и в построении категориально-понятийного аппарата научного исследования (объект, предмет, проблема, гипотеза, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность результатов).

Освоение дисциплины направлено на формирование у студентов, в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, следующих компетенций:

Содержание дисциплины включает темы: концептуальные основы организации научного исследования; этапы организации научного исследования; научные методы исследования; организацию, этапы, виды педагогического эксперимента.


Особенности муниципальной и региональной систем образования

Целью курса является формирование системы понятий раскрывающих сущность современной системы образования РФ, ее компонентов и уровней; ознакомление студентов со структурными подразделениями региональной и муниципальной систем образования, их особенностями и предназначениями.

Основное содержание курса: Структура современной системы образования РФ, вариативность её компонентов, об уровнях управления, роль региональной и муниципальной систем образования; инновационная деятельность в образовательных учреждениях различных регионов РФ; региональная система образования Омской области и свою муниципальную систему образования; сущность основных понятий, характеризующих муниципальную и региональную системы образования; разработка проекта, отражающие особенности муниципальной и региональной систем образования, составление карты «Характеристика деятельности муниципальной и региональной системы образования».


Основы саморазвития личности

Цель курса: формирование у студентов знаний об основных этапах, механизмах, формах и способах самопознания и саморазвития личности на основе современных методологических подходов, а также формирование готовности и способности студентов саморазвиваться как личность и профессионал.

Учебная дисциплина «Основы саморазвития личности» одна из первых среди изучаемых психологических дисциплин, которая является одной их базовых в процессе личностного и профессионального становления будущего бакалавра педагогики. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в ходе освоения дисциплины «Психологии человека».

Содержание дисциплины: Понятие самопознания и саморазвития. Историко-психологический обзор учений о самопознании и саморазвитии. Анализ взглядов на процесс самопознания и саморазвития в различных психологических направлениях: психоанализе, психосинтезе, гешталъттерапии и гуманистической психологии. Значение самопознания и саморазвития в жизни человека. Сферы и области самопознания и саморазвития. Самопознание и саморазвитие как процесс: цели, мотивы, способы, результат Понятие развития. Социальная ситуация развития. Психологические новообразования. Соотношение понятий развитие и саморазвитие. Проблемы саморазвития. Саморазвитие и жизненный путь личности. Понятие саморазвитие. Активность личности и жизнедеятельность как основные признаки саморазвития, их характеристика. Уровень развития самосознание как важная характеристика саморазвития Сознание и самосознание. Структура самосознания. Саморазвитие как процесс. Формы саморазвития. Самоутверждение. Самосовершенствование. Самоакутализация.

Содержание, структура и компоненты саморазвития личности студентов. Самопознание и саморазвитие взрослеющего человека. Общая характеристика личности и профессиональной компетентности педагога-психолога. Этапы профессионального развития. Психологические особенности профессионального самопознания педагога-психолога Средства профессионального самосознания (анализ, сравнение, оценка, самообразование, повышение квалификации). Психологические особенности профессионального саморазвития педагога-психолога.
Дошкольная педагогика

Цели курса - овладение студентами знаниями теоретических основ дошко­льной педагогики, сформирование профессиональных умений, необходимых для выполнения функциональных обязанностей специалиста дошко­льного образования.

Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника. Дошкольное образование как педагогическая система. Современные концепции дошкольного образования. Педагогическая концепция целостного развития дошкольника. Современные образовательные программы детского сада. Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ. Педагогические условия и средства развития ребенка в период дошкольного детства. Здоровье сберегающие технологии дошкольного образования. Субъект-субъектное взаимодействие как основа конструирования образовательного процесса ДОУ. Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образовательном процессе детского сада. Проектирование и решение педагогических задач, направленных на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности, творческой индивидуальности. Психолого-педагогические основы формирования готовности ребенка к школе. Педагогическая диагностика как средство оценки достижений ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие ДОУ с семьей, педагогическое консультирование родителей.
Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста

Семейная педагогика в отечественной и зарубежной теории и практике. Становление теории семейного воспитания в России. Зарубежные исследования по семейной педагогике. Источники знаний о семейной педагогике. Теории личности как основа построения индивидуальной стратегии семейного воспитания. Эволюция отношения к ребенку в разных культурах. Отражение проблемы семейного воспитания в культуре и искусстве. Отечественные и зарубежные исследования семейных укладов в теории и практике семейной педагогики: американская, европейская и азиатская модели. Национальные традиции как средство формирования родительской компетентности. Формирование родительской позиции. Факторы, влияющие на формирование стратегии семейного воспитания (общественно-социальные, психолого-педагогические, личностные). Влияние социокультурной среды на формирование родительской стратегии в семейном воспитании. Влияние прародителей и детского опыта на формирование родительской позиции. Влияние референтной группы на выбор стратегии взаимодействия с ребенком в семье. Влияние партнера по браку на характер взаимодействия с ребенком. Влияние личностных особенностей ребенка на формирование стиля взаимодействия с ним. Основные стратегии домашнего воспитания: отечественный и зарубежный опыт. Национальные традиции домашнего воспитания. Стереотипы семейного воспитания. Социально-психологическая характеристика современных родителей: ценности, стили родительского поведения, образовательные запросы, уровень психолого-педагогической компетентности.


Управление дошкольным образованием

Цель дисциплины: формирование у студентов знания, умения и навыки по организации работы в области дошкольного образования и руководству в различных его звеньях.

Развитие системы общественного дошкольного образования. Государственно-общественная система управления дошкольным образованием. Органы управления образованием. Дошкольное образовательное учреждение как объект управления. Функции управления ДОУ. Структура управления ДОУ. Организация деятельности ДОУ. Профессиональная компетентность руководителя ДОУ. Основные группы профессиональных задач руководителя ДОУ. Проектирование и осуществление профессионального самообразования педагогов ДОУ. Организация делопроизводства в ДОУ. Управление инновационной деятельности ДОУ. Управление качеством дошкольного образования. Педагогическая экспертиза. Экспертная оценка работы педагогов и руководителей ДОУ.
Дефектология

Цель курса: сформировать у студентов представления о различных видах нарушения физического и умственного развития детей, раскрыть особенности развития детей с отклонениями различных видов и принципы их компенсаторно - коррекционного обучения и воспи­тания.

Содержание курса: Цели и задачи курса. Норма и отклонения от неё в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном развитии человека. Комбинированные нарушения, их причины. Мировая статистика отклонений, нарушений развития человека. Основные ступени развития и социализации детей и подростков при наличии отклонений, задержек развития (медико-биологических, психологических, социально- психологических). Современные теории и системы воспитания и коррекции поведения лиц с проблемами в развитии. Система социальных институтов для оказания консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи. Адаптация детей с нарушениями в развитии к системе общего образования.
Анатомия и возрастная физиология

Дисциплина направлена на формирование способности осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в своей области знаний, руководствуясь современными достижениями теории анатомии и возрастной физиологии, с учетом анатомо-физиологических особенностей строения и функционирования систем органов и организма в целом детей различных возрастных и половых групп.

Курс «Анатомия и возрастная физиология» относится к базовой (обязательной части) «Естественнонаучного цикла».

Содержание дисциплины: Введение. Анатомия и возрастная физиология как наука, её задачи и значение. Клетка. Строение. Деление клетки. Строение, функциональное значение, возрастные особенности отдельных систем организма. Строение и функции тканей: эпителиальной, соединительной, нервной, мышечной Возрастные изменения, происходящие в организме. Понятие роста и развития. Общие закономерности роста и развития. Акселерация, ретардация. Понятие об онтогенезе. Критические периоды в постнатальном развитии детей и подростков. Факторы влияющие на рост и развитие. Строение и возрастные особенности скелета. Строение функции и возрастные особенности мышц. Гормональная регуляция функций организма и её возрастные особенности. Центральная нервная система. Значение нервной системы. Общая схема строения нервной системы. Морфофункциональная характеристика спинного и головного мозга. Рефлексы и рефлекторная дуга. Функциональная организация периферической и автономной (вегетативной) нервной системы. Физиология высшей нервной деятельности у детей и подростков. Процессы возбуждения и торможения в нервной системе.


Теория и практика читательской деятельности

Цель курса: является формирование литературоведческих знаний, совершенствующих читательскую деятельность студентов и организация самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

В результате изучения курса студенты должны: знать: основные понятия литературы и читательской деятельности; основные принципы анализа текста и принципы организации читательской деятельности в начальной школе. Уметь: анализировать тексты различных жанров; вести диалог с другими читателями в ходе обсуждения художественного произведения. Владеть: навыками анализа художественных текстов различных жанров; методами обучения младших школьников

Теория формирования типа правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности Н.Н.Светловской. Содержание читательской деятельности. Структура читательской компетентности Этапы формирования самостоятельной читательской деятельности. Продуктивное чтение и его основные параметры (субъектность, диалогичность, включенность, жанровость и стратегиальность). Методики обучения самостоятельной работе с книгой. Культура чтения и развитие читательского вкуса. Читательские интересы младших школьников. Особенности внеклассной работы по чтению в начальных классах.


Социальная педагогика

Цель курса: сформировать представления о теоретических основах социальной педагогики как интегрированной области знания, сформировать научные знания теории и практики социального воспитания.

Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет. Основные категории социальной педагогики. Краткий обзор истории социальной педагогики и социально-педагогической практики. Социальная педагогика как теория социальных отклонений. Семья, школа, улица как сфера социального самоопределения ребенка. Социализация личности. Социальное воспитание как педагогическая категория и целостный процесс. Концепция социального воспитания. Факторы социализации, их учет и использование в процессе воспитания. Семья как микрофактор и первичный институт социализации. Общественно-государственные институты воспитания как микрофакторы социализации. Неформальные подростковые и молодежные объединения как микрофактор социализации. Развитие и воспитание людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации: инвалидов, сирот, мигрантов, детей из неблагополучных семей, лиц с дефектами и отклонениями в развитии, лиц с отклоняющимся поведением. Профилактика девиантного поведения детей и подростков. Функции и этика социально-педагогической деятельности.
Основы педиатрии и гигиены

Дисциплина предполагает обучение студентов знаниям по профилактике развития заболеваний у детей и основам диагностики часто встречающихся функциональных расстройств, а также формирование необходимых систематизированных знаний и навыков в работе по охране и укреплению здоровья детей

Курс «Основы педиатрии и гигиены» относится к базовой (обязательной части) «Естественнонаучного цикла». Связь с другими дисциплинами: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия и физиология».

Содержание дисциплин: Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста. Особенности развития высшей нервной деятельности

Гигиена нервной системы. Рациональный режим жизни разных возрастных групп. Адаптация детей при поступлении в дошкольное учреждение. Психическое здоровье как фактор полноценного развития. Понятие о психокоррекции и психотерапии. Гигиена окружающей среды. Причины заболеваний и травматизма у детей, их влияние на организм. Острые инфекции и профилактика их возникновения в детских дошкольных учреждениях. Первая помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях. Функциональные нарушения высшей нервной деятельности у детей. Заболевания органов кровообращения и кроветворения. Болезни органов пищеварения. Патология мочевыделительных путей, эндокринных органов. Понятие об иммунитете. Воздушно-капельные инфекции у детей. Вредные привычки у детей: курение, употребление алкоголя, наркомания.
Поликультурное образование

Цель дисциплины - формирование критического мышления студентов в сфере знаний о развитии современной мировой школы.

Курс рассматривает развитие школы и педагогики за рубежом как единый мировой процесс. Он призван воспитать будущие поколения учителей в духе дружбы, взаимопонимания и уважения ко всем народам, населяющим нашу планету. Это проявление объективных тенденций взаимопроникновения, взаимообогащения национальных культур, формирование единого поля мировой культуры и опыта воспитания, единого мирового образовательного пространства.

Историко-культурные предпосылки поликультурного образования. Монокультурное образование и поликультурное образование. Многоэтничность Российской Федерации, движения «национального возрождения» и образование. Распространение идеологии мультикультурализма в педагогической среде. Этнокультурное образование, полиэтническое и поликультурное образование. Мультикультурное и межкультурное образование: различия и основные противоречия. Теоретико-методологические основы поликультурного образования. Конструктивизм как теория познания в поликультурном образовании. Теории развития в поликультурном образовании. Гуманистический подход в воспитании как ценностная основа поликультурного образования. Диалог и конструктивное равноправное взаимодействие как технологии поликультурного образования. Основные теоретические модели поликультурного образования: цели, принципы, содержание, методы. Мультиэтнического образование (Дж.энкс), мультикультурное образование (Я.ей, Г.В.алаткина), многокультурное образование (Г.Д.Дмитриев), культорологическое личностно-ориентированное образование (Е.В.ондаревская), диалог культур в образовании (В.С. Библер), собственно поликультурное образование (Г.И.айсина, К.рант, Л.Л.упрунова и др.). Языковое поликультурное образование (П.В.Сысоев) Психологические и социологические исследования как ориентиры при организации поликультурного образования (Ж. Пиаже, М.А. Холодная, А.Р. Лурия, Дж.Брунер, М. Коул). Кросс-культурная психология. Межкультурные стили конфликтного поведения. Билингвизм и языковые универсалии. Психология межкультурных отношений. Аккультурация и адаптация. Стереотипы и предубеждения. Психология социальной идентичности. Гражданская, этническая, региональная и культурная идентификации. Многоликость, контекстуальность и изменчивость социальной идентичности. Взаимодействие социальных идентификаций и проблема этноцентризма. Индивидуализация обучения как необходимое условие организации поликультурного образования. Основные технологии реализации учета культурно-психологических особенностей в поликультурном образовании. Проблема этноцентризма образовательных стандартов. Поликультурный подход к отбору содержания образования. Учет культурного разнообразия в планировании результатов образовательного процесса и оценке достижений ученика. Социально-психологические особенности поликультурного образования. Поликультурное образование как создание пространства эффективной межкультурной коммуникации в образовательной среде. Образовательная среда как фактор созидания и распространения культуры мира (Б. Риэрдон). Роль личности педагога в становлении культуры межнационального общения и культуры мира (А. Сыродеева). Технологии межкультурной коммуникации в образовании. Кросс-культурный менеджмент в образовательной среде как технология формирования культуры мира. Профилактика ксенофобии в циклограмме работы образовательного учреждения


Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Цель дисциплины: формирование системы представлений о целостном образовательном процессе и усвоение способов организации взаимодействия субъектов этого процесса. Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Общая и экспериментальная психология», «Социальная психология», «Психология развития».

Содержание дисциплины: Специфика построения психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Научные подходы к построению психолого-педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса. Цели и задачи психолого-педагогического взаимодействия. Критерии эффективности взаимодействия. Условия и механизмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие. Результаты построения психолого-педагогического взаимодействия. Способы и методы построения эффективного психолого-педагогического взаимодействия. Особенности психолого-педагогического взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса. Особенности психолого-педагогического взаимодействия: «ученик – учитель», «учитель – родители учащихся», «учитель – учитель», «учитель – специалист (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог)», «учитель - администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – ученик», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – родитель учащегося». Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия с разными возрастными категориями участников образовательного процесса. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия: в дошкольных образовательных учреждениях; в образовательных учреждениях начального образования; в образовательных учреждениях среднего и старшего образования; в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия: в дошкольных учреждениях; в общеобразовательных школах; в специализированных образовательных учреждениях (гимназия, лицей, кадетский корпус и т.п.); в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детских домах; в образовательных учреждениях предпрофильной и профильной подготовки (колледж, техникум, училище и т.п.). Методы исследования и повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

Историческое развитие нравственности. Национальный фактор в истории нравственности. Высшие нравственные ценности. Нравственные типы личности. Мораль и действительность. Объективное и субъективное в морали. Рациональный и эмоциональный уровни морального сознания. Структура сознания. Нравственная деятельность. Структура поступка. Моральная истина. Свобода и моральная ответственность. Понятие морального долга. Моральная самооценка личности. Нравственный прогресс. Нравственное воспитание. Этические нормы и принципы в психолого-педагогической деятельности. Принципы этики общения. Деловой этикет. Этические нормы. Основные понятия об этикете. Имидж делового человека. Культура еды. Этика делового телефонного разговора. Профессионально-этические нормы и принципы психодиагностических процедур, бесед, интервью, проведения тренингов. Принцип эффективности предлагаемых психолого-педагогических рекомендаций. Морально-этические принципы деятельности педагога, психолога: принцип объективности, научности выводов (принцип научной обоснованности); принцип соблюдения тайны (неразглашения результатов), конфиденциальности, принцип не нанесения ущерба, принцип ответственности (когнитивной ответственности). Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования. Основные этические принципы деятельности педагога-психолога. Специфика взаимодействия с администрацией. Специфика взаимодействия с педагогическим коллективом. Специфика взаимодействия с родителями. Этические проблемы работы педагога-психолога. Нормативно-правовые аспекты деятельности педагога-психолога образовательного учреждения. Закон РФ «Об образовании». Положение о службе практической психологии образования. Конституция РФ. Семейный кодекс. Права, обязанности и ответственность педагога-психолога образовательного учреждения. Должностные и функциональные обязанности педагога-психолога. Рабочая документация педагога-психолога образовательного учреждения.


Основы педагогического консультирования

Основы педагогического консультирования включает в себя изучение сопровождения ребенка в образовательном процессе, оказание педагогической помощи семье и различным группам населения в условиях решения задач воспитания и образования и, наконец, научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического и управленческого персонала школы. Предмет педагогического консультирования – процесс организации педагогического консультирования в образовательной среде.

Содержание дисциплины: Педагогическое консультирование как направление деятельности педагога. Педагогическое консультирование как форма поддержки, обеспечивающая профилактику проблемных состояний клиента. Специфика педагогического консультирования в зависимости от форм нарушений в процессах социализации. Консультационная поддержка подростков и родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации как направление профилактики и поддержки. Основные учреждения, причастные к сфере педагогического консультирования.
Конфликтология

Целью курса является формирование у студента целостного представления о сущности и природе возникновения конфликта. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в ходе освоения следующих дисциплин: социальная психология; психология развития. В ходе изучения данной дисциплины устанавливаются межпредметные связи, позволяющие осуществлять комплексный подход к формированию ряда компетенций, с дисциплиной: психология и педагогика развития детей.

Содержание дисциплины: Значение, предмет и задачи конфликтологии. Конфликт как тип трудных жизненных ситуаций: сущность и уровни проявления. Причины конфликта. Функции конфликта. Структура конфликта. Динамика конфликта. Методологические основы исследования конфликтов Применение методов психологии в конфликтологии. Внутриличностные конфликты: причины, последствия, типология. Семейные конфликты. Конфликты в условиях учебной деятельности. Конфликты между руководителями и подчиненными. Межгрупповые конфликты. Компетентное управление как фактор предупреждения конфликта. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Технология предупреждения конфликтов. Конструктивное разрешение конфликтов.
Модуль. Теория и методика дошкольного образования

Теория и методика развития речи детей

Программа курса направлена на помощь студентам в овладении ими знаниями основ дидактики для правильного и глубокого понимания задач речевого, математического, художественно-эстетического и экологического развития детей в дошкольном возрасте, а также, в рамках данной части курса, методикой речевого развития детей; методами и средствами работы, направленными на выявление резервов речевого развития детей дошкольного возраста; умениями диагностировать и прогнозировать речевое развитие детей.

Введение названного курса обеспечит концентрическое изучение профессионально значимого учебного материала и формирование основополагающих умений и навыков будущих педагогов дошкольных учреждений, расширение и углубление знаний психолого-педагогических теорий и систем, повышение уровня компетентности специалиста в области содержания и технологии дошкольного образования.

Система работы по развитию речи в ДОУ: современные программы развития речи; средства развития речи; методы и приёмы развития речи. Развитие словаря детей: понятие словарной работы; технология словарной работы в разных возрастных группах. Формирование грамматического строя речи: грамматический строй родного языка; особенности усвоения грамматического строя речи детьми; технология формирования морфологической стороны речи; технология формирования синтаксической стороны речи; технологии формирования способов словообразования. Воспитание звуковой культуры речи: особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками; этапы обучения правильному произношению. Развитие связной речи: понятие связной речи; обучение диалогической речи; обучение монологической речи, пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, рассказывание по игрушкам, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.


Теория и методика развития математических представлений, организации познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

Цель дисциплины - освоение студентами современных подходов и теоретических основ математического развития дошкольников.



Исторический обзор и современное состояние теории и методики математического развития детей дошкольного возраста. Общая характеристика основных этапов развития учебной дисциплины. Предмет, идеи и задачи учебного курса. Научные основы математического образования дошкольников. Связь учебной дисциплины с фундаментальными науками. Формы, средства и методы обучения математике в дошкольных учреждениях и семье. Специфика организации и проведения занятий по математике в разных возрастных группах. Понятие «свойства» и «отношения». Особенности познания свойств детьми дошкольного возраста. Этапы освоения свойств и отношений детьми дошкольного возраста. Особенности установления отношений детьми дошкольного возраста. Освоение форм предметов и геометрических фигур детьми раннего и дошкольного возраста. Задачи и содержание работы по организации познания свойств и отношений дошкольниками в разных возрастных группах. Понятие величины в математике. Особенности восприятия и познания величин дошкольниками. Особенности сравнения величин и установления отношений по величине у дошкольников. Освоение детьми дошкольного возраста размера и массы. Сравнение как способ освоения свойств и отношений детьми дошкольного возраста. Задачи и содержание работы по организации познания величин дошкольниками разных возрастных групп. Особенности восприятия и освоения пространственных и временных отношений детьми дошкольного возраста. Понятие о пространственных отношениях и пространственных ориентировках. Развитие у дошкольников способности к пространственному моделированию. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Особенности освоения детьми временных отношений. Пространственное и временное моделирование. Задачи и содержание работы по развитию пространственных и временных отношений у дошкольников разных возрастных групп. Освоение детьми количественных отношений, чисел и цифр. Возрастные особенности освоения количественных представлений в дошкольном возрасте. Концепции развития представлений о количественных отношениях, числах и действиях с ними в дошкольном возрасте. Освоение детьми умений воспринимать, сравнивать и оценивать группы предметов по количеству и числу. Освоение чисел и цифр. Освоение счета и измерения. Измерение и деление целого на равные части. Современные эффективные технологии развития числовых представлений у детей дошкольного возраста. Арифметические задачи. Методы и приемы обучения дошкольников решению простых арифметических задач. Освоение простейших зависимостей и закономерностей в дошкольном возрасте. Возможности восприятия и понимания детьми старшего дошкольного возраста простых функциональных зависимостей. Технологии, способствующие освоению детьми простых зависимостей и закономерностей. Проектирование процесса логико-математического развития детей дошкольного возраста. Развивающая среда – источник интереса к познанию математического содержания. Диагностика освоенности детьми дошкольного возраста математических представлений. Практическая реализация преемственности ДОУ со школой. Взаимодействие с родителями, как условие логико-математического развития детей. Организация педагогического процесса математического развития детей дошкольного возраста. Содержание и технологии обучения и развития у дошкольников математически представлений.
Теория и методика экологического образования детей

Курс нацелен на формирование профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования в области современной теории и практики экологического развития детей дошкольного возраста.

Экология как наука. Природа как самоценность, обучающая и воспитывающая функции природы. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения. Формирование экологической направленности личности дошкольника. Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики. Становление и развитие методики природоведческой работы с дошкольниками в трудах зарубежных и отечественных педагогов. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе. Проблемы и перспективы экологического образования. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях. Современные технологии формирования системных знаний дошкольников о природе. Технологии формирования эмоционально-положительного опыта общения детей с природой и готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Дошкольник как деятель в природе. Организация педагогического процесса экологического образования дошкольников: формы, методы, средства. Сравнительная характеристика форм экологического образования дошкольников. Методы экологического образования дошкольников. Средства экологического образования детей. Современные программы экологического образования дошкольников. Разработка идей экологического воспитания в современных комплексных и парциальных программах. Управление работой по организации экологического образования в ДОУ. Руководство работой по экологическому образованию детей в дошкольном учреждении. Психолого-педагогические основы организации исследования уровня экологического образования в ДОУ. Анализ программ оценки экологического образования детей дошкольного возраста. Сопровождение процесса экологического образования дошкольников в семье.
Теория и методика развития детского изобразительного творчества

Цель данного курса - подготовка бакалавров к педагогическому руководству процессом обучения изобразительной деятельности и развития художественно-изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Рисование (сюжетно-тематическое, декоративное рисование). Лепка (рельеф, барельеф, объемная скульптура). Аппликация, конструирование, ручной труд. Анализ детских рисунков. Плоскостное изображение (графика, живопись, композиция). Объемное изображение (скульптура, керамика). Художественные материалы и художественные техники используемые в изобразительной деятельности. Задания с использованием различных изобразительных материалов и художественных техник: акварель, гуашь, карандаш, уголь, сангина, пастель, фломастер и др. Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности. Особенности организации коллективного выполнения работы по изобразительной деятельности. Организация самостоятельной художественной деятельности дошкольников.
Теория и методика музыкального воспитания детей

Цель учебной дисциплиныовладение студентами на базе личной музыкальной культуры профессиональными музыкальными знаниями, умениями и навыками, методами и приемами музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Предмет и задачи курса. Философия детства как теоретическая основа музыкального воспитания и развития музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Музыкальное искусство и художественная деятельность как теоретическая основа музыкального воспитания и развития музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Современные идеи психолого-педагогической науки как теоретическая основа музыкального воспитания и развития музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Задачи музыкального воспитания детей. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания. Музыкально-дидактические игры и пособия. Характеристика музыкальных способностей. Развитие способностей в музыкальной деятельности. Контроль за развитием музыкальных способностей. Детская музыкальная деятельность. Ребенок как субъект детской музыкальной деятельности. Виды музыкальной деятельности. Особенности музыкальной деятельности детей. Организация процесса восприятия музыки детьми в ДОУ. Характеристика музыкального репертуара. Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия. Организация детской исполнительской деятельности в ДОУ. Пение. Ритмика (музыкально-ритмические движения). Игра на детских музыкальных инструментах. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей в ДОУ. Песенное творчество Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Творчество детей в игре на музыкальных инструментах. Формирование основ музыкальной культуры детей. Значение музыкально-образовательной деятельности в музыкальном воспитании детей. Методы и приемы формирования знаний о музыке. Формы организации детской музыкальной деятельности на занятиях и вне занятий. Виды музыкальных занятий. Занятия индивидуальные и по подгруппам. Фронтальные занятия. Роль и место музыки в быту детского сада. Музыка и физкультура. Музыка и развлечения. Музыка и праздник в детском саду. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей: функции заведующего детским садом, старшего воспитателя, музыкального руководителя и воспитателя. Музыкальное воспитание ребенка в семье. Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ребенка в семье. Диагностика музыкального воспитания и развития музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Теория и методика физического воспитания и развития детей

Цель курса: формирование профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования (воспитателей) в области современной теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста.

Методологическая и естественнонаучная основы методики физического воспитания как научной и учебной дисциплины. Методы исследования в методике физического воспитания ребенка. Системы физического воспитания. Современные проблемы теории физического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи физического воспитания и развития ребёнка. Средства физического воспитания и развития ребёнка. Гимнастика как средство и метод физического воспитания и развития ребёнка Подвижные игры с правилами как основное средство и метод физического воспитания и развития ребёнка. Спортивные упражнения и их роль во всестороннем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Формы организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Фитнесс-технологии в дошкольном учреждении: игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, ритмическая гимнастика, креативная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Оздоровительный бег. Экология физического воспитания дошкольников. Характеристика оздоровительных программ в системе дошкольного образования. Врачебно-педагогический контроль в дошкольном образовательном учреждении. Планирование физкультурно-оздоровительной работы. Связь семьи и детского сада в работе по физическому воспитанию.
3.3. Дисциплины по выбору
Технология социально-педагогического сопровождения детей группы риска

Цели курса: Образовательная: обеспечить усвоение студентами знаний технологий социально педагогического сопровождения детей группы риска; Организационно-педагогическая: создать условия для успешного овладения студентами знаниями и умениями по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки детей группы риска с применением технологий социально-педагогического сопровождения;

Задачи: расширить представления студентов о социально-педагогической деятельности; сформировать представления и понятия о технологиях социально-педагогической помощи и поддержки; обеспечить овладение умениями осуществлять социально-педагогическое сопровождение детей группы риска;
Адаптация выпускников на рынке труда

Цель: формирование знаний, умений и личностной готовности выпускников к действиям, направленным на достижение успеха в планировании своей профессиональной карьеры и трудоустройстве.

В результате освоения дисциплины: способность ориентироваться на рынке труда и занятости, имея представление о принципах планирования и развития карьеры; владение навыками составления резюме; владение навыками прохождения собеседования и ведения переговоров с потенциальным работодателем;

В результате изучения дисциплины студент должен: 1) Иметь представление: о ситуации на современном рынке труда; о принципах планирования и развития карьеры; о правовых аспектах взаимоотношения с работодателем. 2) Знать: способы поиска работы; принципы составления резюме, заполнения анкет и прохождения тестирования; психологические аспекты собеседования с работодателем. 3) Уметь: использовать полученные теоретические знания при поиске работы; оценивать предложения о работе; составлять резюме. 4) Иметь опыт (владеть): планирования карьеры; прохождения собеседования; самопрезентации при трудоустройстве.



Адаптация студентов в условиях образовательной среды вуза

Целью курса является: включение студентов-первокурсников к вузовской организации учебного и внеучебного процесса, включение в систему межличностных отношений, требований и норм студенческой жизни, традиций учебного заведения, и таким образом, социальная адаптация к условиям вуза.

От правильно и грамотно организованной адаптации зависят уровень академической успеваемости студента, умение правильно распределять свое рабочее время и время для самостоятельной подготовки, способность достигать психологической комфортности в условиях вуза.

Социальный статус студента требует от него выполнений социальных ролей, организации учебной и внеучебной деятельности, принятие социальных норм и правил данного учебного заведения, установление отношений с окружающими.

Содержание основного курса: Образовательная среда современного университета (Университетское образование: специфика, функции. Структура, традиции, возожности, предоставляемые студентам ОмГПУ, Тарского филиала). Формы организации учебной деятельности в ВУЗе Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления (Сущность самостоятельной работы в вузе, виды самостоятельной работы студента и формы ее организации, культура самостоятельной работы студента); Способы и формы оценки и контроля на основе перехода к системе зачетных единиц (Система зачетных единиц как инновационная форма организации учебного процесса, зачетные единицы в государственных образовательных стандартах нового поколения, балльно-рейтинговая система оценивания знаний и обеспечения качества учебного процесса
Психология семьи и семейных отношений

Цель курса: изучение роли семьи и семейного воспитания в социализации и личностном развитии ребёнка и родителей.

Содержание дисциплины: Определение семьи. Социально-психологическое содержание понятия «семья». Сущность брака и семьи. Функции семьи. Типологии семьи Особенности и проблемы современной семьи. Стадии жизненного цикла развития семьи: цели, задачи и состав семьи на каждом этапе Психология предбрачного периода. Мотивы заключения брака. «Гражданские» браки. Супружеские отношения. Психология влюблённости и любви. «Законы» супружеской гармонии. Культура отношений в семье. Психология интимных отношений Мужчина и женщина: различия и сходство Профилактика конфликтов в семье Дисгармоничные типы семей. Развод. Гармоничная, счастливая семья. Психология семейного воспитания. Семья как институт первичной социализации ребёнка. Понятия «социализация» и «воспитание» Готовность родителей к рождению и воспитанию ребёнка Родительские установки и стили воспитания. Гармоничное семейное воспитание Роль матери и отца в развитии ребёнка Воспитание детей в разных типах семей.Влияние нарушений семейных отношений напсихическое развитие детей. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребёнка в семье) как фактор развития личности ребёнка
Иностранный язык в профессиональном общении

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.


Технология разработки ЭОР

Определение понятий электронных образовательных изданий и ресурсов. Классификация электронных образовательных ресурсов. Методические принципы создания и применения образовательных изданий и ресурсов. Технология разработки и оценки электронных образовательных изданий и ресурсов. Телекоммуникационные средства для разработки электронных образовательных ресурсов. Электронные образовательные ресурсы для интерактивной доски.


ИКТ в предметной деятельности

Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные образовательные ресурсы учебного назначения: их классификация и дидактические функции. Проектирование, разработка и использование в школьном образовательном процессе информационных ресурсов учебного назначения. Образовательные информационные технологии и среда их реализации. Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства. Мировые информационные образовательные ресурсы. Информационные и коммуникационные технологии в области математики, в области экономики, в области физической культуры и спорта, в области развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, в области лингвистики, в области дизайна.


Психология дошкольного возраста

Цель дисциплины: формирование у студентов понимания психологических закономерностей и особенностей онтогенетического развития ребенка младшего школьного возраста.

Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла. Содержательно она закладывает основы знаний для освоения дисциплин базовой и вариативной частей профессионального цикла («Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическая диагностика», учебной и производственной практик, в процессе которых изучаются и осваиваются возможности методического решения вопроса об особенностях психического развития конкретного человека и их учета в процессе взаимодействия с ним. Учебная дисциплина непосредственно связана с дисциплинами «Психология человека», «Психология подросткового возраста».

Содержание дисциплины: Предмет и методы детской психологии. Оценка нормального психологического развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Роль деятельности в развитии личности ребенка. Концепция целостного развития ребенка как субъекта детских видов деятельности. Общение как средство развития ребенка. Игра. Психологическая природа игры, ее роль в психологическом развитии детской личности и приобщение к современному миру. Нравственное развитие. Психолого-педагогические условия эмоционально - нравственного развития ребенка. Стадии развития нравственного сознания. Развитие познавательных процессов и способностей. Развитие личности в дошкольном детстве. Особенности детской индивидуальности. Формирование характера. Проблема психологической готовности к школьному обучению.


Образовательные программы для детей дошкольного возраста

Целью данного курса является изучение методологических, методических основ, организационных особенностей данной образовательной системы, особенностей содержания и построения учебных дисциплин, ознакомление с учебно-методическим комплексом дошкольного образования.

Содержание дисциплины: Методологические и организационные особенности образовательной системы в целом и учебных дисциплин в отдельности: формирование действий, входящих в деятельность учения, формирование начальных логических знаний и действий, реализация личностно-ориентированных принципов обучения дошкольников; программы, учебно-методические комплекты в ДОУ. Образовательные программы для дошкольного возраста (исторический аспект). Нормативные документы системы дошкольного образования. Образовательные программы нового поколения для дошкольного возраста. Основные проблемы программного обеспечения дошкольного образования. Методики преподавания родного языка, математики, информатики, литературного чтения. Лекции, семинары, круглые столы, рефераты, презентации.
Психология гиперактивного ребенка

Цель дисциплины: формирование и развитие компетенций, направленных на овладение профессиональными умениями в оказании психологической помощи детям с отклонениями в развитии в преодолении психологических барьеров в образовательном процессе.

Содержание дисциплины: История развития проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностю. Медицинский аспект синдрома дефицита внимания с гиперактивностю. Социально-психологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Психологическая помощь детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Основные подходы к лечению и психологической коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностю. Игровая психотерапия в лечении и коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностю. Бихевиоральная психотерапия в лечении и коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностю. Арттерапия в лечении и коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностю. Нарративная психотерапия в лечении и коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностю. Семейная и родительская психотерапия в лечении и коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностю. Обучение и воспитание детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Особенности обучения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностю. Принципы воспитания детей синдромом дефицита внимания с гиперактивностю.
Психология экстремальных ситуаций

Цель курса: Сформировать целостное представление о психологии экстремальных ситуаций, ее основными понятиями, методами оказания экстренной помощи, организационными аспектами оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Данная дисциплина относится к вариативному циклу учебного плана. Учебная дисциплина «Психология экстремальных ситуаций» одна из первых среди изучаемых психологических дисциплин. Ее изучение базируется на Психологии человека. С данной дисциплиной связаны следующие дисциплины: психология развития, социальная психология, педагогическая психология.

Содержание дисциплины: Введение в психологию экстремальных ситуаций. Стресс: история изучения, понятие. Психология стресса. Влияние стресса на жизнь человека. Экстренная психологическая помощь. Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. Отсроченные реакции на травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство Психология переживания утраты.


Психолого-педагогическая диагностика

Цель дисциплины: овладение студентами теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками психодиагностической деятельности. Введение в психолого-педагогическую диагностику. Предмет и задачи психодиагностики как науки и практики. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики. Диагностические задачи и профессионально-этические нормы в психодиагностике. История психодиагностики в России и за рубежом. Области применения психодиагностики. Проблемы измерений в психолого - педагогических исследованиях. Классификация психодиагностических процедур. Методы психодиагностики. Типы психологических данных: L, Q, T- данные. Требования к пользователям и методическим материалам. Основные понятия психодиагностики. Особенности составления психологического портрета. Обратная связь. Психометрические основы психодиагностики: понятие нормы и интерпретации результатов. Номотетический и идеографический подходы. Критериально ориентированное тестирование. Психометрические основы психодиагностики: стандартизация результатов, надежность, валидность, достоверность и дискриминативность тестов. Психологическая диагностика индивидуальности. Диагностика личности: стандартизированные тесты, проективные психодиагностические методики. Диагностика интеллекта. Тесты достижений. Диагностика состояний. Диагностика сознания и деятельности. Психологическая диагностика отношений. Психологическая диагностика внутригрупповых и межличностных (семейных, межличностных и производственных) отношений.


Психология креативности

<< предыдущая страница   следующая страница >>

Смотрите также:
Основная образовательная программа 050100. 62 Направление «Педагогическое образование» Профиль «Дошкольное образование»
1200.17kb.
5 стр.
Основной образовательной программы
1085.65kb.
7 стр.
Направление: «050100 – Педагогическое образование» Профиль: Художественное образование (Дизайн и компьютерная графика) Аннотация Рабочей учебной программы дисциплины «Дизайн-проектирование»
36.5kb.
1 стр.
Программа Историческое образование Направление 050100 Педагогическое образование
14kb.
1 стр.
Направление «050100 – Педагогическое образование Профиль: Художественное образование (Музыкально-компьютерные технологии) аннотация рабочей учебной программы дисциплины «Вокально-инструментальный ансамбль»
10.07kb.
1 стр.
Личная подпись
192.12kb.
1 стр.
Направление подготовки 050100 – Педагогическое образование профиль подготовки – бакалавриат
22.01kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной музейной практики 2011-2012 учебный год Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование
183.14kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной практики по генетике 2010-2011 учебный год Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
131.13kb.
1 стр.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050 100 (540100) естественнонаучное образование
581.63kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины охрана природы и рациональное природопользование Направление подготовки 050100 педагогическое образование
89.39kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания
350.23kb.
1 стр.