Главная страница 1
Человек: мужчина и женщина

Почему Бог сотворил людей двух полов ?

Могут ли мужчины и женщины быть равными,

но при этом обладать разными ролями?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

В предыдущей статье мы отметили, что один из аспектов творения человека по образу Божьему заключается в его качестве мужчины и женщины: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27, курсив— У. Г.). Такая же связь между творением человека по образу Божьему и в качестве мужчины и женщины прослеживается в Быт. 5:1,2: «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, вдень сотворения их» (курсив— У. Г.). Это не единственный аспект, подтверждающий наше создание по образу Божьему, но важно то, что в Писании он упомянут в том же самом стихе, в котором говорится о первоначальном творении человека Богом.

Итак, создание человека в качестве мужчины и женщины говорит об образе Божьем 1) в гармонии межличностных отношений, 2) в равенстве по индивидуальности и значимости, 3) в различии по роли и авторитету.

А. Межличностные отношения

Бог создал людей не для того, чтобы они были изолированы друг от друга. Он создал нас по Своему подобию таким образом, что мы можем достигать единства в различных формах человеческого общения. Особенно глубоким единство может быть в семье (как в обычной семье, так и духовной — в церкви). Межличностное единство между мужчиной и женщиной в этом веке наиболее полно выражается в браке, где муж и жена, в определенном смысле, становятся единым целым: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Это единство носит не только физический характер; это также единство духовное и эмоциональное. Муж и жена в браке — это то, «что Бог сочетал» (Мф. 19:6). Сексуальная связь с кем-либо, кроме своего мужа или своей жены, — это особо тяжкий грех против своего собственного тела (1 Кор. 6:16,18-20). В рамках брака мужья и жены теряют исключительное право распоряжаться собственным телом, они разделяют это право со своим супругом или своей супругой (1 Кор. 7:3-5). «Должны мужья любить своих жен, как свои тела» (Еф. 5:28). Союз между мужем и женой не является временным — это союз на всю жизнь (Мал. 2: И—16; Рим. 7:2). Это не тривиальное явление, это глубокая связь, сотворенная Богом как олицетворение отношений между Христом и Церковью (Еф. 5:23-32).

Тот факт, что Бог сотворил две разные личности в качестве мужчины и женщины, а не просто одного человека — это один из аспектов нашей сотворенности по образу Божьему, так как в нем мы до определенной степени можем видеть множественность личностей в Троице. В стихе, предшествующем тому стиху, в котором говорится о нашем сотворении в качестве мужчины и женщины, мы видим самое первое ясное указание на множественность личностей Бога: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они...» (Быт. 1:26, курсив— У. Г.). Здесь есть определенное сходство — как между личностями Троицы до сотворения мира имело место общение, связь и разделение славы (см.: Ин. 17:5,24 и выше), так Бог создал и Адама и Еву таким образом, что они могли разделять любовь, общение и взаимное уважение в их межличностных отношениях. Конечно, отражение Троицы в человеческом обществе находит свое выражение различными способами, но оно, безусловно, изначально существует в этом тесном межличностном единстве брака.

Кто-то может возразить, что такое выражение множественности личностей в Боге не является полным, так как Бог — это три личности в одной, тогда как Адам и Ева сотворены как две личности в одной. Если Бог желал, чтобы мы отражали множественность личностей в Троице, почему Он не создал вместо двух личностей три, которые могли бы отражать межличностное единство Троицы? Во-первых, нам следует согласиться, что этот факт показывает неполноту аналогии между браком и Троицей. Во-вторых, хотя мы не можем точно установить причины, по которым Бог совершил то или иное деяние, о котором Писание не дает нам четких пояснений, мы все же можем выдвинуть Два предположения: 1) тот факт, что Бог — это три в одном, а Адам и Ева — лишь два в одном, может служить напоминанием о том, что Бог несоизмеримо более велик, чем человек, что Он обладает большей множественностью и большим единством, чем мы, творения; 2) хотя это единство и не в точности такое же, тем не менее семейное единство мужа, жены и детей также в некоторой степени отражает межличностное единство и при этом различия личностей между ипостасями Троицы.

Втрое возражение может быть выдвинуто на основании того факта, что Иисус не был женат. Не было жены и у Павла, по крайней мере во времена его апостольства (а возможно, и ранее). Кроме того, Павел в 1 Кор. 7:1,7—9, судя по всему, говорит о том, что христианам лучше не вступать в брак. Если брак — это столь важная часть нашего отражения образа Божьего, то почему Павел и Иисус не были женаты и почему Павел призывал людей к безбрачию?

Что касается Иисуса, то Его ситуация уникальна, поскольку Он в равной степени Бог и человек и полновластный Господь над всем творением. Он не был женат на одной женщине, Он взял Себе в Невесты всю церковь (см.: Еф. 5:23—32) и с каждым членом Своей церкви Он наслаждается духовным и эмоциональным единством, которое будет длиться вечно.

Ситуация с Павлом и его советом, обращенным к коринфским христианам, несколько иная. Павел не говорит, что вступать в брак не следует вовсе (см.: 1 Кор. 7:28,36). Он рассматривает брак как нечто благое, как право и привилегию, от которых можно отказаться во имя Царства Божьего: «По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. <...> ...Время уже коротко... ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:26,29,31). Таким образом, Павел жертвует одним из тех путей, которым он мог бы отражать подобие Богу (брак), ради того, чтобы придать большее совершенство иным путям отражения подобия Богу и более полно осуществлять цели Божьи в мире (т. е. осуществлять свои труды ради церкви). Например, его проповедь и учительство рассматриваются как рождение духовных «детей» и их воспитание в Господе (см.: 1 Кор. 4:14, где Павел называет коринфян своими «возлюбленными детьми»; также Гал. 4:19; 1 Тим. 1:2; Тит. 1:4). Кроме того, в целом все созидание церкви было процессом, в ходе которого тысячи людей приходили к прославлению Бога через более полное отражение Его качеств в своей жизни. Мы также должны помнить, что брак — это не единственный путь отражения единства и разнообразия Троицы в нашей жизни. Они отражаются также в единстве верующих в общении в церкви — и в подлинном церковном общении люди, не вступившие в брак (как Павел и Иисус), как и люди, состоящие в браке, могут участвовать в отношениях, которые отражают природу Троицы. Поэтому созидание церкви и труд ради увеличения ее единства и чистоты также усиливает отражение природы Бога в мире.

Б. Равенство в индивидуальности и значимости

Как ипостаси Троицы равны в их значимости и в их личностной полноценности (см. выше, гл. 13), так и мужчины и женщины сотворены Богом как существа, равные по своей значимости и индивидуальности. Когда Бог сотворил человека, он сотворил «мужчину и женщину» по Своему образу (Быт. 1:27; 5:1,2). И мужчины, и женщины в равной степени созданы по образу Божьему, и мужчины, и женщины отражают в своей жизни природу Бога. Это означает, что в жизни каждого человека мы должны видеть отражение некоторых аспектов природы Бога. Если бы мы жили в обществе, состоящем только из мужчин-христиан или только из женщин-христиан, мы не получили бы столь полного представления о Боге, как при созерцании благочестивых мужчин и благочестивых женщин в их взаимодополняющих различиях, которые лишь вместе отражают красоту сущности Бога.

Но если мы в равной степени созданы по образу Божьему, то мужчины и женщины, несомненно, в равной степени важны для Бога и в равной степени ценны для Него. Мы от века обладаем равной значимостью в глазах Бога. Тот факт, что Писание называет и мужчин, и женщин созданными «по образу Божию», должен исключить любое чувство гордости или униженности и любое представление о том, что какой-то пол «лучше» или «хуже» другого. В частности, в отличие от многих нехристианских культур и религий, никто не должен испытывать гордости или чувства превосходства только по причине принадлежности к мужскому полу и никто не должен чувствовать разочарование или унижение только по причине принадлежности к женскому полу. Если Бог считает нас равными по значимости, то это разрешает все прочие вопросы, так как суждение Бога — это истинный стандарт личностной значимости на все времена.

Когда Павел в 1 Кор. 11:7 говорит: «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа», он не отрицает тот факт, что жена сотворена по образу Божьему. Он просто говорит о том, что между мужчинами и женщинами есть важные различия, которые следует соблюдать в одежде и в поведении на собрании общины. Одно из этих различий заключается в том, что мужчина в своем отношении к женщине представляет Бога, каков Он есть, а женщина в этих взаимоотношениях показывает совершенство мужчины, от которого она была сотворена. Однако в обоих случаях Павел подчеркивает взаимозависимость мужчины и женщины (см. . ст. 11,12).

Наше равенство перед Богом, которое отражает равенство ипостасей Тро­ицы, должно естественным образом вести мужчин и женщин к взаимному ува­жению. Гл. 31 Книги Притчей Соломоновых — это прекрасная иллюстрация чествования благочестивой женщины:

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. <...> Вста­ют дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «Много было жен доброде­тельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Прит. 31:10,28—30)

Также и Петр призывает мужей «оказывать честь» своим женам (1 Пет. 3:7), а Павел подчеркивает: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же — от Бога» (1 Кор. 11:11,12). И мужчины и женщины значимы в равной степени; и те и другие зависят друг от друга; и те и другие достойны чести.

В новозаветной церкви личностное равенство мужчин и женщин подчер­кивается с новой силой. В Пятидесятнице мы видим исполнение пророчества Иоиля, в котором Бог обещает нам:

...Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши... и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. 2:17,18; цитата из Иоил. 2:28,29).

Святой Дух изливается на церковь с новой силой, и как мужчины, так и женщины получают дар особого служения. Духовные дары распределяются между мужчинами и женщинами, начиная с Пятидесятницы и в течение всей истории церкви. Каждого христианина Павел считает ценным членом тела Христова, так как «каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12:7, курсив мой. — У. Г.). После перечисления даров Духа он говорит: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11, курсив мой. — У. Г.). Также и Петр, обращаясь к многочислен­ным церквам Малой Азии, говорит: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10, курсив мой. — У. Г.). Здесь не говорится, что все верующие обла­дают одним и тем же даром; здесь сказано, что как мужчины, так и женщины будут наделены ценными дарами ради служения церкви и что нам следует ожи­дать широкого и свободного распределения даров как среди мужчин, так и среди женщин.

В связи с этим едва ли правильно будет спрашивать, чьи молитвы более действенны — мужчин или женщин, кто лучше воспевает хвалы Богу — муж­чины или женщины, кто обладает большей духовной глубиной в отношениях с Богом. Мы просто не можем дать ответа на все эти вопросы. Мужчины и женщины равны в их способности получать силу Святого Духа. В истории церкви были как великие мужи, так и великие служительницы Божьи. Как мужчины, так и женщины были замечательными воинами молитвы, они в равной степени покоряли как земные царства и власти, так и духовные твердыни властью Господа нашего Иисуса Христа.

Равенство перед Богом в новозаветной церкви в еще большей степени подчеркивается в церемонии крещения. В Пятидесятницу были крещены как уверовавшие мужчины, так и уверовавшие женщины: «Итак охотно приняв­шие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех ты­сяч» (Деян. 2:41). Это очень важно, так как в Ветхом Завете символом при­надлежности к народу Божьему было обрезание, которое совершалось толь­ко над мужчинами. Новый символ принадлежности к народу Божьему — крещение, преподающееся и мужчинам, и женщинам, еще раз доказывает, что и те, и другие должны рассматриваться как полноценные и равные чле­ны народа Божьего.

Равный статус всех членов народа Божьего Павел подчеркивает также в Послании к Галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облек­лись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гад. 3:27,28, курсив мой. — У. Г.). Павел подчеркивает здесь тот факт, что никакие классы лю­дей, например евреи, физически восходящие к Аврааму, или свободные, об­ладавшие большими экономическими и гражданскими свободами, не мог­ли претендовать в церкви на какой-то особый статус. Рабы не должны были считать себя униженными по отношению к свободным мужчинам и женщи­нам, а свободные не должны были считать свое положение более высоким, чем положение рабов. Иудеи не должны были считать себя выше эллинов, а эллины — ниже иудеев. Павел стремится к тому, чтобы мужчины не воспри­нимали образ мыслей окружавшей их культуры, и даже культуры иудаизма I в., и не полагали, что они обладают большей значимостью, чем женщины, или что они более ценны для Бога. Также и женщины не должны были чувст­вовать себя униженными или менее значимыми членами церкви. И мужчины и женщины, и иудеи и эллины, и рабы и свободные — все равны для Бога по значимости и ценности, равны в своей принадлежности к телу Христову, церк­ви, на все времена.

В практическом смысле это означает, что нам некого в церкви считать «людьми второго сорта». Идет речь о мужчине или о женщине, о еврее или о греке, о чернокожем или о белом, о богатом или о бедном, о здоровом или боль­ном, о сильном или о слабом, привлекательном или некрасивом, об интеллек­туальном или о малообразованном человеке — все они в равной степени цен­ны для Бога и должны быть настолько же ценны друг для друга. Такое равен­ство — замечательный аспект христианской веры, и это отличает христианство от большей части прочих религий, культур и сообществ. Подлинное достоин­ство благочестивого мужского и женского начала можно обрести только в по­слушании возрождающей мудрости Божьей, как она изложена в Писании.



В. Различие в роли

1. Взаимоотношения в рамках Троицы и мужское главенство в браке. Меж­ду лицами Троицы во всей вечности существовало равенство по значимости, индивидуальности и божественности. Однако между лицами Троицы суще­ствовало также различие по роли. Бог-Отец всегда был Отцом, и всегда отно­сился к Сыну так, как Отец относится к Своему Сыну. Хотя все три личности Троицы равны по силе и по всем прочим свойствам, Отец обладает большим авторитетом. В Троице Ему свойственна лидирующая роль, которой Сын и Святой Дух не обладают. В творении Отец говорит и полагает начало, однако сам труд творения совершается через Сына и поддерживается постоянным присутствием Святого Духа (Быт. 1:1,2; Ин. 1:1-3; 1 Кор. 8:6; Евр. 1:2). В тру­де искупления Отец посылает Сына в мир, Сын приходит, исполняет в послу­шании Отцу порученную Ему роль и умирает во искупление наших грехов (Лк. 22:42; Флп. 2:6—8). После того как Сын вознесся на небеса, Святой Дух нисходит для того, чтобы придать Церкви силу (Ин. 16:7; Деян. 1:8; 2:1-36). Ни Отец, ни Святой Дух не пришли для того, чтобы умереть за наши грехи. Ни Отец, ни Сын не излились на церковь в Пятидесятницу с новозаветной силой. Каждое лицо Троицы обладает особой ролью, или функциями. Таким образом, различия по роли и авторитету между лицами Троицы полностью со­четаются с их равной значимостью, индивидуальностью и божественностью.

Если люди должны отражать природу Бога, то нам следует ожидать, что среди людей также будут иметь место аналогичные различия по роли, даже в отношении самого основного из всех различий между человеческими суще­ствами — различия между мужчинами и женщинами. Именно это и открыва­ется нам в библейском тексте.

Павел ясно обозначает эту параллель, когда говорит: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава муж, а Христу глава Бог» (1 Кор. 11:3, курсив— У. Г.).

Как Бог-Отец обладает авторитетом, которому подчиняется Сын, хотя оба они равны по божественности, так и в браке муж обладает авторитетом, кото­рому подчиняется жена, хотя они равны в своей индивидуальности6. В этом случае роль мужчины подобна роли Бога-Отца, а роль женщины — парал­лельна роли Бога-Сына. Они равны по значимости, однако им присущи раз­личные роли. В контексте 1 Кор. 11:2—16 Павел рассматривает этот факт как основание для повеления коринфянам о том, чтобы они носили различную одежду, уместную для мужчин и женщин того времени, чтобы различия между мужчинами и женщинами в христианском собрании были внешне очевидны.



2. Указания на различия в роли до грехопадения. Но действительно ли эти различия между мужской и женской ролью были частью первоначального за­мысла Божьего, или они были введены как одна из составляющих наказания за грехопадение? Когда Бог сказал Еве: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16, курсив— У. Г.), не стал ли этот момент началом подчинения Евы авторитету Адама?
Представление о том, что различия по авторитету были введены лишь по­сле грехопадения, отстаивали различные авторы. Байлзикиан говорит: «По­скольку власть Адама над Евой возникла в результате грехопадения, она рас­сматривается как нечто сатанинское по происхождению не в меньшей степе­ни, чем сама смерть»10.

Однако если мы исследуем текст повествования о творении в Книге Бы­тие, то увидим многочисленные указания на различия пороли между Адамом и Евой, которые существовали уже до грехопадения.



1)Адам был сотворен прежде Евы. Тот факт, что Бог сперва сотворил Ада­ма, а затем спустя некоторое время — Еву (Быт. 2:7,18:23), предполагает, что Бог рассматривал Адама как главу семьи. О такой двухступенчатой процеду­ре не говорится в связи ни с одним из созданных Богом животных, однако здесь у Бога, по-видимому, был особый план. Сотворение Адама первым со­гласуется с ветхозаветным понятием «первородства», представлением о том, что первенец обладает правом лидерства в этом поколении семьи. Весь Вет­хий Завет подразумевает право первородства, даже в случаях его продажи или иной его передачи младшим членам семьи (Быт. 25:27-34; 35:23; 38:27-30; 49:3,4; Втор. 21:15—17; 1 Пар. 5:1,2). «Право первородства» при надлежит пер­вому из родившихся сыновей, и оно остается за ним, если только не вступают в силу особые обстоятельства". Тот факт, что мы правы, усматривая опреде­ленный смысл в сотворении Адама первым, и что этот смысл имеет отноше­ние к различиям пороли, которую Бог дал мужчинам и женщинам, подтверж­дается текстом 1 Тим. 2:13. Здесь Павел говорит, что в церкви управлять и учить должны только мужчины, и подтверждает свои слова указанием на то, что «прежде создан Адам, а потом Ева».

2)Ева была сотворена как помощник Адама. Писание уточняет, что Бог Еву создал для Адама, а не Адама для Евы. Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18, курсив — У. Г.). Павел рассматривает это обстоятельство как достаточно значимое, чтобы обосновать на нем различия между мужчинами и женщинами в поклоне­нии. Он говорит: «Не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:9, курсив — У Г.).

Это не подразумевает меньшей значимости, однако это ука­зывает на тот факт, что различия по роли существовали с самого начала.

В последнее время некоторые авторы доказывают, что сотворение Евы в ка­честве помощника Адаму не указывает ни на какие различия по роли или авто­ритету, так как слово «помощник» в Ветхом Завете часто употребляется для обозначения того, кто более силен или велик по сравнению с тем, кому он оказывает помощь. Ведь слово «помощник» в Ветхом Завете употребляется даже при описании Бога, Который помогает Своему народу. Однако суть заключается в том, что в каждом конкретном деле тот, кто помогает, занимает подчиненное или более низкое положение по отношению к тому, кому оказывается помощь (и не важно, о каком значении слова «помогать» идет речь — о ветхозаветном или о нашем современном). Это верно, даже когда я «помогаю» моему соседу-мальчишке починить его велосипед — это его ответственность и его задача, а я просто посильно участвую в этом, это не моя ответственность. Дейвид Клайнз говорит о том, что весь Ветхий Завет исходит именно из такого положения вещей:

Исследовав все случаи употребления этого слова в Ветхом Завете, я пришел к следующим выводам: хотя вышестоящие могут помогать ни­жестоящим, сильные могут помогать слабым, боги могут помогать лю­дям, в самом акте помощи они занимают подчиненное положение. Это означает, что они занимают второстепенную, подчиненную роль. Их помощь может быть принципиально важной, но они помогают в каком-то деле, которое является ответственностью кого-то другого. Они не сами выполняют эту задачу, и это даже не сотрудничество, так как для подоб­ных ситуаций существуют другие термины. В еврейской культуре быть помощником не значит быть равным13.



Другое возражение заключается в том, что еврейское слово, переведенное в Быт. 2:18 как «соответствующий», подразумевает, что Ева на самом деле за­нимала главенствующее положение, поскольку это слово в действительности означает «перед». Однако Реймонд С. Ортлунд справедливо замечает, что это еврейское слово не может означать «главенствующий», иначе Пс. 118:168 сле­довало бы понимать так: «Все пути мои главенствуют над Тобой»! Это слово означает просто «соответствующий»15.

3) Адам дал Еве имя. Тот факт, что Адам дал имена всем животным (Быт. 2:19,20), указывал на власть Адама над животным миром, так как в ветхоза­ветном мышлении право дать кому-либо имя подразумевало получить власть над ним (это становится очевидным, напр., когда Бог дает имена таким лю­дям, как Авраам и Сарра, или когда родители дают имена своим детям). По­скольку еврейское имя указывало на функции названного, Адам в именах называл характеристики или функции тех животных, которым он давал име­на. Поэтому, когда Адам сказал о Еве: «Она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:23), это также свидетельствовало о его главенствую­щей роли16. Это верным было до грехопадения, когда Адам называет Еву «же­ной», и точно также это истинно и после грехопадения, когда «нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20). Иногда говорят, что Адам на самом деле не называл Еву до грехопадения. Однако несомненно, что, назвав свою жену словом «жена» (точнее, «жен­щина». — Примеч. пер.; Быт. 2:23), Адам дал своей жене имя, точно так же, как он дал имена всем живым существам (Быт. 2:19,20). Иногда в Ветхом Завете имена своим детям дают матери, но это не отрицает того факта, что дарование имени символизирует власть над кем-то, поскольку и матери, и отцы обладают родительской властью над своими детьми.

4)Бог назвал человеческий род «мужчина», а не «женщина». Пояснения относительно того факта, что Бог назвал человеческий род «мужчина», а не «женщина», или каким-либо другим словом среднего рода, были даны в гл. 20. В Быт. 5:2 говорится, что «вдень сотворения их» Бог «нарек им имя: че­ловек» (т. е. «мужчина», «Адам». — Примеч. пер.). То обстоятельство, что человеческий род был назван словом, которое было также именем Адама, т. е. мужчины, а не женщины, предполагает главенство мужчины. Это напомина­ет обычай, по которому женщины в браке принимают фамилию мужа: этим подчеркивается главенствующая роль мужчины в семье.

5)Змей сперва обратился к Еве. После того как сатана согрешил, он начал пытаться исказить или испортить все, что Бог задумал и сотворил благим. Судя по всему, сатана (в виде змея), обратившись сперва к Еве, пытался из­менить соотношение ролей, искушая Еву стать главной, не подчинившись Богу (Быт. 3:1). Бог же, напротив, сначала обращался к Адаму (Быт. 2:15—17; 3:9). Видимо, Павел имеет в виду именно это изменение ролей, когда говорит: «Не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14). По крайней мере, это показывает, что сатана, обратившись сначала к Еве, пы­тался изменить порядок главенства в браке, установленный Богом.

6)После грехопадения Бог сперва обратился к Адаму. Бог обращался лично к Адаму еще до того, как была сотворена Ева (Быт. 2:15—17), и после грехопадения хотя первой согрешила Ева, Бог прежде пошел к Адаму и призвал его к ответу за совершенный "поступок:« И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» (Быт. 3:9, курсив — У. Г.). Бог воспринимал Адама как главу семьи, как человека, несущего ответственность за то, что происходит в семье. Заметьте, это произошло после того, как грех вошел в мир, но и до того, как Еве было сказано: «Он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16), т. е. до того момента, с которого, по мнению ряда авторов, началось мужское главенство в семье.

7)Адам, а не Ева, представлял весь человеческий род. Несмотря на то что Ева согрешила первой (Быт. 3:6), мы считаемся грешниками из-за греха Адама. Новый Завет говорит нам: «В Адаме все умирают» (1 Кор. 15:22; ср. ст. 49); «Пре­ступлением одного подверглись смерти многие» (Рим. 5:15; ср. ст. 12-21). Это указывает на тот факт, что Бог дал Адаму главенствующую роль в человечес­ком роде и что эта роль не была дарована Еве.

8)Проклятие исказило прежние роли. Наказав Адама и Еву, Бог не дал но­вых ролей или функций; грех привнес боль и исказил те функции, которыми люди обладали ранее. Так, Адам по-прежнему нес основную ответственность за обработку земли, но земля производила «тернии и волчцы», и он ел хлеб свой в поте лица своего (Быт. 3:18,19). Также и Ева по-прежнему была ответствен­на за рождение детей, но теперь это стало даваться ей через боль: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Затем Бог внес также конфликт и боль в отношения между Адамом и Евой, которые прежде были гармоничными. Бог сказал Еве: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над то­бою» (Быт. 3:16, курсив мой. — У. Г.). Сузан Фоу утверждает, что слово, пере­веденное как «влечение», означает «желание покорить» и что это слово подразумевает стремление Евы узурпировать власть своего мужа19. Если такое понимание слова «влечение» верно (а это, по-видимому, так), то это оз­начает, что Бог внес конфликт во взаимоотношения между Адамом и Евой и обусловил стремление Евы противостоять авторитету Адама.

Об Адаме Бог сказал Еве: «Он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Слово «господствовать», использованное здесь, обычно относится к монархическому правлению, а не к взаимоотношениям внутри семьи. Это слово, безусловно, не предусматривает причастности подчиненных к власти, оно обозначает скорее диктаторскую, абсолютную власть, а не взвешенное, заботливое правление. Оно предполагает скорее грубость, чем доброту. Смысл здесь таков, что Адам будет неверно использовать свою власть, грубо обраща­ясь со своей женой, и это вновь говорит о боли и конфликте в тех взаимоотно­шениях, которые прежде были гармоничными. Дело не в том, что до грехопа­дения у Адама не было власти; дело в том, что после грехопадения он злоупот­ребляет этой властью.

Итак, в обоих случаях речь идет об искажении взвешенного, смиренного главенства Адама и осознанного, добровольного подчинения Евы главенству, которое существовало еще до грехопадения.

9) Искупление во Христе вновь утверждает верный порядок творения. Если изложенное выше утверждение об искажении ролей после грехопадения вер­но, то в Новом Завете нам следует ожидать отмены болезненных аспектов во взаимоотношениях, возникших в результате греха и проклятия. Искупление во Христе должно вернуть прежний порядок: женщины не будут восставать против власти мужа, а мужья не станут применять свою власть с грубостью. Именно это мы и видим: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:18,19; ср.: Еф. 5:22-33; Тит. 2:5; 1 Пет. 3:1-7). Если бы подчинение жен мужьям было греховно, Петр и Павел не призывали бы христиан поддерживать в браке та­кую порочную практику! Они не говорят, например: «Пусть у вас в саду рас­тут тернии», или: «Пусть ваши роды будут настолько болезненными, насколько это возможно», или: «Отдалитесь от Бога, оставьте всякое общение с Ним.» Искупление Христа устраняет последствия грехопадения: «Для сего-то и явил­ся Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Заповеди Нового Завета, касающиеся брака, никоим образом не дают продолжения каким-либо элементам проклятия и не одобряют греховных аспектов человеческих взаимоотношений; они вновь утверждают порядок и различие ролей, которые изна­чально существовали в благом творении Бога.

В практическом смысле это означает, что по мере возрастания в зрелости во Христе мы все больше радуемся мудро установленному Богом различию в ролях супругов. Постигая библейское учение, как мужчины, так и женщины могут искренне сказать: «Так решил Бог, это прекрасно и справедливо, и я рад (рада) тому, как Бог сотворил меня, и доволен (довольна) той ролью, которую Он дал мне». В таком различии по роли в Троице и в семье есть вечная красо­та, достоинство и справедливость. Не задумываясь о понятиях «хуже» и «луч­ше», «важнее» или «незначительнее», как мужчины, так и женщины должны наслаждаться тем, как Бог создал их.



3. Еф. 5:21—33 и вопрос о взаимном подчинении. В гл. 5 Послания к Ефесянам читаем:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5:22-24).

В последние годы возникла дискуссия по вопросу о значении слова «по­виноваться» в этом отрывке. Утверждают, что оно здесь оз­начает «быть внимательным и почтительным; действовать по любви [по отношению друг к другу]». Если мы понимаем данный глагол именно в этом зна­чении, то получается, что не только на жену возложена ответственность подчиняться, так как и муж, и жена должны уважать и любить друг друга. Получается, что в этом отрывке не говорится о подчинении авторитету.

Однако такое значение для слова ??? не является нормативным; оно всегда подразумевает отношение подчиненности какому-то авторитету. В других случаях в Новом Завете оно употреблено для описания подчинения Иисуса авторитету Своих родителей (Лк. 2:51); о подчинении бесов учени­кам (Лк. 10:17 — здесь это слово явно не означает «действовать по любви, быть почтительным»); о подчинении граждан властям (Рим. 13:1,5; Тит. 3:1; 1 Пет. 2:13); о подчинении мира Христу (1 Кор. 15:27; Еф. 1:22); о подчине­нии Христу невидимых духовных сил (1 Пет. 3:22); о подчинении Христа Богу-Отцу (1 Кор. 15:28); о подчинении членов церкви ее руководителям (1 Кор. 16:15,16 [см.: 1 Клим. 42:4]; 1 Пет. 5:5); о подчинении жен мужьям (Кол. 3:18; Тит. 2:5; 1 Пет. 3:5; ср.: Еф. 5:22,24); о подчинении церкви Христу (Еф. 5:24); о подчинении рабов хозяевам (Тит. 2:9; 1 Пет. 2:18); о подчинении христиан Богу (Евр. 12:9; Иак. 4:7). Ни один из этих типов взаимоотношений не является взаимным; т. е. мужья никогда не подчиняются же­нам, власти — гражданам, хозяева — рабам, ученики — бесам и т. д. Вне Нового Завета это слово используется для описания подчинения и послушания солдат в армии старшим чинам.

Самый главный аргумент, выдвигаемый в пользу толкования слова «под­чиненный» как «внимательный, тактичный», — это употребление глагола в Еф. 5:18—21. Здесь Павел говорит христианам: «Исполняйтесь Духом... повинуясь друг другу». Многие авторы утверждают, что это значит, что каждый христианин должен повиноваться каждому другому христиани­ну, а жены и мужья в особенности должны «повиноваться друг другу». Такой тип отношений часто называют «взаимным подчинением», и сторонники этой теории подразумевают, что на жен не возложена особая и присущая только им обязанность повиноваться мужьям.

Однако последующий контекст ясно показывает, что Павел имеет в виду, когда говорит в Еф. 5:21 «...Повинуясь друг другу». Павел хочет сказать: «По­винуйтесь тем людям в церкви, которые наделены властью». Это ясно следу­ет из последующего текста: жены должны повиноваться мужьям (Еф. 5:22-24), однако о подчинении мужей женам ничего не говорится. Павел даже пове­левает женам повиноваться их «собственным мужьям» (Еф. 5:22), а не всем людям в церкви или всем мужьям! Дети должны повиноваться своим родителям (Еф. 6:1-3), однако о подчинении родителей детям ничего не говорит­ся. Рабам следует повиноваться хозяевам, но не хозяевам повиноваться сво­им рабам. Таким образом, в Еф. 5:21 не говорится о взаимном подчинении (в том смысле, что «все должны подчиняться всем»). Также и в Кол. 3:18,19

Павел говорит: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Госпо­де. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (см. также: Тит. 2:4,5; 1 Пет. 3:1-7).
Г. Замечания о практическом применении учения о браке

Если наш анализ верен, то у него должно быть и практическое примене­ние, особенно в рамках брака, а также в отношениях между мужчинами и жен­щинами в целом.

Когда мужья начинают вести себя эгоистично, резко, властно или даже жестоко, они должны помнить, что все это происходит в результате греха, в результате падения человека, что это действует разрушительно и противоре­чит целям Божьим. Такое поведение ведет к сложностям в жизни, и особенно в браке. Мужья должны исполнять новозаветные повеления о том, что им сле­дует любить своих жен, относиться к ним с почтением, уважать их и считать это своей самой главной ответственностью.

Точно так же и жены, когда они чувствуют возмущение, связанное с ав­торитетом мужа в семье, или когда они пытаются оспорить руководящую роль мужчины, должны помнить, что это результат греха и падения. Им не следует вести себя подобным образом, так как это приведет к печальным последстви­ям. Жена, которая стремится вести себя в соответствии с установлениями Бога, должна подчиняться мужу, соглашаться с его руководящей ролью в семье и радоваться этому.

Говоря об этом, нам не следует забывать, что есть и два других, почти про­тивоположных типа искажения библейского установления. Если тирания мужа и присвоение власти женой — это агрессивные заблуждения, то два дру­гих заблуждения связаны с пассивностью или ленью. Для мужа другой край­ностью будет полная пассивность или нежелание взять на себя инициативу в семье — т. е. быть, как говорится, просто «тряпкой». В рамках этого искаже­ния библейского установления муж становится настолько «внимательным» к своей жене, что позволяет ей принимать все решения и соглашается с ней, даже когда она подталкивает его к неверным поступкам (отметим такое поведение, среди прочих, у Адама, Ахава и Соломона). Часто такие мужья отсутствуют (физически или эмоционально) — дома их просто нет, — и все их время по­священо каким-то другим заботам.

Соответствующая ошибка со стороны жены, противоположная попыткам присвоить себе власть мужа, — это полная пассивность, нежелание участво­вать в принятии решений, нежелание давать оценку поступкам мужа, даже если он поступает неправильно. Подчинение авторитету не означает полную пассивность и согласие со всем тем, что говорит или делает человек, наделен­ный властью, — мы вовсе не в таком смысле подчиняемся власти работодате­ля или чиновника (мы, безусловно, можем быть не согласны с правительством но при этом подчиняться ему), или даже власти служителей церкви (мы мо­жем подчиняться им, даже если мы не согласны с какими-то их решениями) Жена, безусловно, может подчиняться авторитету мужа и при этом принимать активное участие в решениях, значимых для семьи.



Итак, мужьям следует стремиться к внимательному, любовному и забот­ливому главенству в семье. Женам надлежит стремиться к активному, созна­тельному и радостному подчинению авторитету своих мужей. Избегая оши­бочных крайностей и следуя библейским установлениям, мужья и жены смо­гут открыть для себя подлинное библейское содержание мужественности и женственности, во всем их благородном достоинстве и дополняющей друг дру­га необходимости, какими и сотворил их Бог, и будут отражать образ Божий в
своей жизни более полно.


Вопросы для самостоятельной работы

  1. Скажите искренне, кем лучше родиться — мужчиной или женщиной? Вы рады, что принадлежите именно к тому полу, с которым родились, или вы хотели бы принадлежать к противоположному полу? Как вы считаете, чего Бог желает от вас в этих чувствах?

  2. Вы можете искренне сказать, что люди противоположного пола настолько же ценны для Бога?

  3. До того как вы прочитали эту главу, вы думали о том, что отношения в семье отражают отношения личностей Троицы? Как вы считаете, такой взгляд полезен для темы семейных взаимоотношений? Вы можете сделать что-либо для того, чтобы ваша семья отражала природу Бога более полно?

  4. Как соотносится учение о различиях по роли между мужчинами и женщи­нами, изложенное в этой главе, с современными социальными учениями. Если между мнением большей части общества и учением Писания есть различия, то трудно ли, по вашему мнению, следовать учению Писания? Что может ваша церковь сделать для того, чтобы помочь вам в этом?

  5. Вне связи с вопросами о браке и романтических отношениях, считаете. вы, что Бог желает, чтобы вы наслаждались общением в группах других христиан , состоящих из мужчин и женщин? Как вы считаете, почему Бог помещает в сердце стремление наслаждаться таким общением? Является ли это одни отражений множественности в Троице, существующей наряду с единством Помогает ли это вам понять, почему незамужние и неженатые люди также должны принимать активное участие в делах церкви? Считаете ли вы, что религиозные группы в прошлом недооценивали или даже неправомерно запрещал подобное общение мужчин и женщин в христианской среде? И все же, каких опас­ностей следует остерегаться в таких ситуациях?

  6. Если вы женаты, довольны ли вы той ролью, которую Бог дал вам в браке? Если вы замужем, довольны ли вы той ролью, которую Бог дал вам в браке?


Смотрите также:
Объяснение и обоснование в писании
229.83kb.
1 стр.
Музыкальная терапия мантротерапия
1358.83kb.
7 стр.
Книга представляет собой систематизированное изложение основных библейских истин
5921.07kb.
35 стр.
Люди всегда верили в чудеса. Древний человек не знал причин грозы, дождя, смены времен года, дня и ночи и придумывал всему сверхъестественное объяснение
26.05kb.
1 стр.
Институциональная теория и экономическая психология: объяснение современных закономерностей общественного развития
150.87kb.
1 стр.
Обоснование и разработка эффективных методов лекарственного обеспечения на уровне высокоспециализированной медицинской помощи 6D 110 200 Общественное здравоохранение Диссертация на соискание ученой степени доктора PhD по
3066.8kb.
17 стр.
Конспект лекций по предмету новый завет введение понятие о священном писании нового завета
247.49kb.
1 стр.
Чертежи в системе прямоугольного проецирования
114.26kb.
1 стр.
Научно-практическое обоснование использования новых пробиотических препаратов в промышленном птицеводстве 06. 02. 04 частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства
956.55kb.
6 стр.
Научное обоснование процессуальной модели управления качеством сестринской помощи 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение
358.38kb.
1 стр.
Лекция №1. Тема: «Введение». Райгородецкая Галина Владимировна Доиндустриальный
40.76kb.
1 стр.
Обоснование путей и способов защиты оборудования орбитальных станций от микробиологических повреждений 14. 00. 32 авиационная, космическая и морская медицина
317.06kb.
1 стр.