Главная страница 1

Аруцев А.А.


старший преподаватель
кафедры «Финансы, бухгалтерский учет и Аудит» ИЭАУ


Общие направления государственного регулирования малого предпринимательства

Отсутствие государственной поддержки малых и средних предприятий тормозит развитие государства, о чем свидетельствуют многие статистические показатели. Малый бизнес в подавляющем большинстве развитых стран создает значительную долю валового внутреннего продукта (более 50%) и обеспечивает рабочими местами большую часть населения (50-70% экономически активного населения). Достижение крупными промышленными предприятиями, в кооперации с представителями малого и среднего бизнеса (в рамках субконтрактных (кооперационных) отношений), высокой эффективности производства благодаря разделению труда, специализации, рациональному использованию имеющихся производственно-технологических мощностей и оптимизации использования всех ресурсов. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства у разных стран различны. В современной литературе используются много терминов характеризующих малое предпринимательство.

Анализируя опыт зарубежных стран в области поддержки и регулирования малого предпринимательства можно выделить следующее – государственные программы, направленные на регулирования деятельности малых предприятий в основном одинаковы, отличие в механизмах реализации конкретных мероприятий государства направленные на регулирование данного сегмента экономики. В первую очередь необходимо выделить основные принципы, присущи государственным политикам ведущих стран в области малого бизнеса:


  • Реализация государственной политики в области стимулирования развития малого предпринимательства через профильный орган власти (ведомство, агентство). При этом в ряде стран указанному органу сознательно создается максимально возможная автономность, независимость от органов власти, отвечающих за реализацию экономической политики в прочих сферах (например, США, Великобритания, Германия, Япония).

  • Специальная экспертиза, анализ регулирующего воздействия действующих и вновь принимаемых нормативных документов на предмет их воздействия (или потенциального воздействия) на сегмент малого и микропредпринимательства (например, Regulatory Impact Unit – отдел по анализу регулирующего воздействия нормативных актов – в Великобритании).

  • Полноценное информационное обеспечение и сопровождение мероприятий, реализуемых в рамках политики стимулирования развития малого предпринимательства (например, система SBA-Net в США – система информационной поддержки малого бизнеса)

Так же необходимо выделить наиболее распространенные и положительно себя зарекомендовавшие механизмы стимулирования развития малого предпринимательства:

1. Специальные режимы налогообложения для малых предприятий. Создание для малого предпринимательства преференциальных условий в области налогообложения.

Реализуется указанная мера различными способами – путем введения специальных налоговых правил для субъектов малого (а в ряде случаев и среднего) предпринимательства (например, во Франции), или применением общих правил с отдельными льготами для малых предпринимателей (США, Великобритания). Особенности налоговых режимов, применяемых к малым и в ряде случаев к средним предприятиям, в большинстве случаев сводятся к следующим преференциям:



  • Упрощенные комплекты документов и процедуры представления бухгалтерской и налоговой отчетности (например, Франция, Германия).

  • Налоговые скидки малым предприятиям (например, Франция, Германия).

Налоговые скидки могут предоставляться как в прямой, так и в косвенной форме. Прямая форма предполагает предоставление скидок предприятиям, удовлетворяющим критериям отнесения к субъектам малого бизнеса. Косвенной формой предоставления налоговых скидок малым предприятиям можно считать систему прогрессирующих ставок налогообложения, при которой наименьшие ставки применяются к предприятиям с наименьшей налогооблагаемой базой и в наибольшей мере нуждающимся в финансовых ресурсах (такая система применяется, в частности, в Германии, где нет нормативно закрепленных критериев отнесения к предприятиям малого и среднего бизнеса).

  • Стимулирование долгосрочных инвестиций и расходов на научные исследования и разработки посредством исключения их из налогооблагаемой базы.

В ряде стран малым (и не только малым) предприятиям предоставляется возможность вычета стоимости осуществленных инвестиций или затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы. В случае инвестиций в исследования и разработки вычеты из налогооблагаемой базы могут превышать размеры самих затрат (составлять более, чем 100% затрат на НИОКР).

2. Имущественная поддержка малых предприятий. В рамках оказания имущественной поддержки малому бизнесу, как правило, решаются проблемы обеспеченности предприятий помещениями и земельными участками для осуществления хозяйственной деятельности. В ряде развитых стран по отношению к субъектам малого предпринимательства применяются льготные режимы при приобретении объектов недвижимости. Такие льготы могут заключаться как в предоставлении прав первоочередного выкупа арендуемых помещений, земельных участков, так и в ценовых скидках при их приобретении у органов власти и местного самоуправления. Так, в Германии в рамках программы стимулирования разукрупнения холдингов малым предприятиям, выделявшимся из состава холдингов, недвижимость продавалась в кредит с отсрочкой платежей в первые годы существования фирмы (2-4 года). Земельные участки под объектами недвижимости при этом передавались малому предприятию в долгосрочную аренду с возможностью последующего выкупа.

3. Консультирование и обучение предпринимателей. Практически во всех развитых странах одной из наиболее приоритетных форм поддержки малого бизнеса является оказание консультационного содействия, организация обучения и площадок для общения предпринимателей и профессионалов в различных аспектах ведения бизнеса.

В частности, в США на постоянной основе действует система консультационных бюро руководящих работников в отставке, персонал которых составляют вышедшие на пенсию высококвалифицированные специалисты в области управления бизнесом. Отдельное внимание уделяется в США также развитию системы социально ориентированных центров предпринимательства – например, действует сеть консультационных центров для женщин, занимающихся бизнесом. Созданы «Институт бизнеса в Интернете» – виртуальный институт, предоставляющий бесплатные услуги по дистанционному обучению предпринимателей, и «Интернет-библиотека», на сайте которого размещены многочисленные исследования малых бизнесов. В странах ЕС консультационная деятельность организована через разветвленные сети государственных органов или общественных организаций, проводится обучение предпринимателей, оказываются консультации, устраиваются семинары и круглые столы. Так, в Германии эти меры реализуются, помимо прочего, с широким использованием сети торгово-промышленных палат.



4. Информационная поддержка малого предпринимательства. Особое внимание в странах с развитым сегментом малого предпринимательства уделяется информационной поддержке, в том числе распространению информации о наиболее актуальных для малого бизнеса вопросах, а также информационному обеспечению мероприятий, направленных на содействие его развитию. Так, в США, действует сеть информационных порталов «SBA-Net» («SBA» – «Small Business Administration», Администрация по вопросам развития малого бизнеса) в Интернет, которая объединяет сайты по следующим вопросам:

  • информация о возможностях взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;

  • информация о потенциальных инвесторах и кредиторах для малых и средних предприятий;

  • информация о возможностях развития международной торговли для экспортно-ориентированных МСП;

  • сведения о государственных и частных заказах на поставки продукции и услуг, а также о возможностях субконтрактации;

  • информация для малых инновационных предприятий – о предприятиях, занятых в научно-технической сфере, высоких технологиях и пр.

5. Финансовая поддержка малых предприятий. Основным механизмом поддержки малого предпринимательства в области финансовой поддержки является разделение рисков между частными кредитными организациями и государством. С учетом этого можно выделить следующие направления:

  • Гарантирование кредитов. Предоставление государственных гарантий по займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства. При этом в ряде случаев гарантирование займов на различные цели реализуется в рамках разных государственных программ – с учетом специфики тех или иных целей заимствования (пополнение оборотных средств, осуществление краткосрочных и долгосрочных инвестиций и т.д.) (США, Япония, Германия).

  • Субсидирование процентных ставок по кредитам. Субъекты малого предпринимательства могут получать кредиты по льготным ставкам. Величина разницы с рыночными ставками при этом покрывается за счет государственных субсидий

  • Стимулирование развития отдельных сегментов финансового рынка. В первую очередь речь о наиболее распространенных и востребованных малыми предприятиями финансовых продуктах – лизинг и венчурное финансирования.

  • Стимулирование развития микрофинансирования. Направление государственного регулирования на развитие доступа малых предприятий к кредитным ресурсам и микрофинансированию при помощи создания нормативно-правовых основ деятельности в области микрофинансирования, а так же создание неправительственных организаций и гарантированных фондов.

Другим эффективным механизмом поддержки малого и среднего предпринимательства является бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор – структура, которая берет на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного создания бизнеса и осуществляет поддержку на начальных стадиях развития с помощью создания благоприятных условий для становления. Бизнес - инкубаторы не только сдают предпринимателям помещения в аренду, но и содействуют успешному развитию фирмы. Бизнес - инкубаторы предоставляют комплекс услуг, который включает в себя:

  • Консультации по ведению бизнеса;

  • Офисные услуги;

  • Обучение в виде краткосрочных семинаров;

  • Психологическая поддержка;

  • Финансовая поддержка.

В мире существуют несколько ассоциаций бизнес - инкубаторов. В России – Национальное содружество бизнес - инкубаторов (НСБИ). В США – Национальная Ассоциация бизнес - инкубаторов (NBIA). В Польше – Ассоциация бизнес и инновационных центров. В Европе бизнес - инкубаторы называются Центрами бизнес - инноваций Бизнес - инкубаторы создаются при поддержке университетов, органов местного самоуправления или организациями, занимающимися экономическим развитием.

Роль ядерной энергетики в развитии экономики России.

Основной ресурс – энергия. Энергетика давно уже стала важнейшим атрибутом любого современного государства, своего рода мерилом мощи страны и благосостояния ее народа. Наиболее востребованные на сегодняшний день энергетические ресурсы, а именно нефть и природный газ, уран и уголь, сконцентрированы в одних странах мира, а используются, главным образом, в других странах. В тройку богатейших стран по доказанным запасам нефти входят Саудовская Аравия (23%), Иран (11%) и Ирак (10%). По природному газу эту тройку составляют Россия (27%), Иран (15%) и Катар (15%). В то же время, по потреблению нефти лидируют США (27%), Западная Европа (22%) и Япония (8,5%). В лидирующую тройку по импорту природного газа входят США (16%), Германия (14%) и Япония (13%).

Для России, в отличие от остальных стран мира за исключением, разве лишь, США, ядерная энергетика является не только средством удовлетворения собственной потребности в электроэнергии. Ядерная энергетика играет особую роль в жизни российского государства, как одного из мировых лидеров, к тому же обладающего богатыми запасами нефти и природного газа. Поэтому целесообразно рассмотреть не только стратегию развития российской ядерной энергетики, но и ее особую роль для страны. Россия является, как известно, самой холодной страной в мире. Применение атомных теплоэлектроцентралей и малых ядерных энергетических установок позволит обеспечить теплом и электричеством, как города, так и небольшие населенные пункты с соответствующей инфраструктурой и производством. Сравнительно дешёвая электроэнергия российских АЭС позволяет российскому правительству проводить щадящую тарифную политику в отношении цен на электричество для населения страны и, тем самым, избегать неприемлемого нарастания социальной напряженности.

Зачем нужна ядерная энергетика?

1) Российские запасы нефти и природного газа конечны. Каменного угля хватит на существенно больший срок, но его использование связано со множеством экологических проблем и огромными транспортными издержками. Органическое топливо в большинстве своем придется извлекать с материкового шельфа, из сланцев и битумных пород, что технологически очень трудно, а главное – дорого.

2) Причина не только в грядущем дефиците органического топлива, но и в необходимости снижения угрозы глобального потепления, обусловленной парниковым эффектом газообразных продуктов сгорания органики.

3) Не следует забывать о необходимости сохранения невосполняемых ресурсов для будущих поколений, особенно с учетом того, что нефть и природный газ используется не только в энергетике, но и в других областях, где они просто незаменимы.

4) Ядерная энергетика открывает перспективу экономически эффективного получения водорода – экологически чистого топлива.


Рис 1. Суммарный выброс парниковых газов:

1 – плохой уголь; 2 – хороший уголь; 3 – нефть; 4 – газ; 5 – солнце; 6 – гидроэнергия; 7 – биомасса; 8 – ветер; 9 – атомная энергия
5) Для того, чтобы обеспечить энергопотребление в мире на уровне хотя бы 30 % от современного потребления в развитых странах, необходимо удвоить генерирующие мощности

Мы видим, что электростанций атомные приносит России множество выгод. Особенно хотелось остановиться на экспортной составляющей. Во-первых, потенциальным предметом экспорта являются сами АЭС, как например, строящиеся Россией энергоблоки в Китае, Индии и Иране, ядерное топливо для этих энергоблоков и разрабатываемые в настоящее время стационарные и плавучие ядерные установки для получения электроэнергии и опреснения воды. Во-вторых, крупномасштабное развитие российской ядерной энергетики сможет обеспечить увеличение как экспорта собственно электроэнергии, так и экспорта нефти и природного газа, что немаловажно в условиях стремительного роста мировых цен на органику. К сожалению, эту простую истину не понимают в Минпромэнерго России, где искренне полагают, что новые АЭС объективно не нужны, так как в стране переизбыток электрогенерирующих мощностей: 150% по отношению к текущей потребности.



Увеличение населения и стремление к повышению уровня жизни требует удвоения производства энергии каждые 30-50 лет. Население Земного шара в ближайшие полвека будет неуклонно расти и, согласно последнему отчёту Комиссии ООН по населению, к 2050 году его численность достигнет уровня 9 миллиардов человек (на настоящий момент данный показатель составляет 6,3 миллиардов человек).

Прирост населения будет осуществляться исключительно за счёт неразвитых или плохо развитых регионов мира, доля которых в общем производстве энергии ничтожна. Таким образом, страны «третьего» мира, в случае применения обычных способов организации энергопроизводства, ожидает резкое, в несколько раз, снижение качества и уровня жизни. Даже при условии благополучия «развитых» стран, «давление» нищеты и безысходности со стороны «неразвитых» стран на «развитые» уже ко второму десятилетию нашего века станет разрушительным.

Для России при условии сохранения существующих тенденций будет воспроизводиться точно такая же ситуация, когда Москва и, в лучшем случае, 12 других крупных городов России будут являться такими же осаждёнными «островами» благополучия на фоне вымирающей демографически и экономически всей страны.

Согласно единодушным прогнозам специалистов, рост населения в условиях недостатка энергии приведёт к резкому снижению уровня обеспечения элементарных потребностей жизни и к одновременно резко усиливающемуся загрязнению окружающей среды.

Единственным видом энергии, которая допускает многократный рост экологически чистого энергопроизводства и любых производных от энергии ресурсов, является ядерная. Отсюда очевидно, что, во-первых, недопустимо свёртывать развитие ядерной энергетики и, во-вторых, абсолютный выигрыш получит та страна или коалиция стран, которая сделает ставку на сверхинтенсивное развитие ядерной энергетики не только для собственных нужд, но и для нужд большей части населения Земли – т.е. для стран «второго», «третьего» мира.

С усилением интернационализации и глобализации энергетики как отрасли, а также энергетической взаимозависимости стран, все больше становится ясно, что любая отдельно взятая страна, даже крупная и экономически могущественная, не в состоянии самостоятельно обеспечить свою национальную энергетическую безопасность. Энергетическая безопасность – состояние защищенности страны (региона), ее экономики от вызываемых внутренними и внешними причинами угроз дефицита в обеспечении необходимых собственных потребностей в энергии в нормальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.

Сторонники «Росэнергоатом» заверяют, что изменение формы собственности сделает ядерную энергетику России привлекательной для частного капитала. Однако пример РАО «ЕЭС» говорит о том, что эти ожидания напрасны ввиду длительности срока окупаемости (10-15 лет) и высокой вероятности экономического риска. В случае инновационных ядерных энерготехнологий срок окупаемости может достигать 25-60 лет, а какой «капиталист» согласится заморозить несколько миллиардов долларов на такой срок. Только государство может себе это позволить в понимании экономической, социальной и политической роли ядерной энергетики для России. Однако такое возможно лишь при условии, что рыночные» министры будут руководствоваться не только сиюминутными соображениями. Если уж на то пошло, одним из главных возражений экономики выдвигают именно тот факт, что она хорошо выполняет эту задачу. Она дает людям то, чего они хотят, а не то чего они должны хотеть по разумению какой-то группы. Существование свободного рынка не снимает, разумеется, необходимости правительства. Напротив, правительство необходимо и как форум для определения «правил игры», и как арбитр, толкующий установленные правила и обеспечивающий их соблюдение.

Экономические показатели производства электроэнергии на АЭС свидетельствуют о положительной тенденции развитии стоимости электроэнергии. Топливная составляющая в себестоимости электроэнергии АЭС более чем в 8 раз дешевле лучших тепловых электростанций. Себестоимость электричества от АЭС примерно вдвое меньше, чем у лучших электростанций РАО ЕЭС.

Значение развития ядерной технологии и атомной энергетики для России определяется её национальными интересами:

– ядерные технологии в рассматриваемый период остаются основой обороноспособности России;

– атомная энергетика без ограничений со стороны дешевого и общедоступного топлива открывает новые возможности в развитии экономики России;

– крупномасштабная атомная энергетика переносит центр тяжести в энергетическом производстве с топливодобывающих отраслей и транспорта топлива на современные наукоёмкие ядерные и сопутствующие неядерные технологии, а в экспорте – с топливного сырья на продукцию этих технологий, что даст новый импульс социальному и культурному развитию России;

– развивающаяся атомная энергетика позволит избежать опасностей, связанных с исчерпанием органического топлива и международными конфликтами из-за его источников, что будет способствовать стабилизации международной обстановки;

– вовлечение плутония из сокращаемых ядерных боеголовок и ядерного топлива (ЯТ) в сбалансированный по нему замкнутый топливный цикл быстрых реакторов будет способствовать режиму нераспространения; с переводом же в дальнейшем тепловых реакторов в торий-урановый цикл, построенный подобным образом, отпадёт нужда в технологиях обогащения урана и выделения Рu или 233U, что будет являться важной технологической предпосылкой к полному запрещению ядерного оружия и значительным фактором увеличения глобальной безопасности;

– способствуя безопасному экономическому и социальному развитию и сохранению среды обитания, атомная энергетика будет давать весомый вклад в рост продолжительности и качества жизни граждан России.



Слишком активное вмешательства со стороны государства, скорее всего, грозит атомной энергетике непомерными затратами и неконкурентоспособностью, в то время как слишком правительственный контроль чреват риском для оптимального уровня безопасности, эффективного обращения с радиоактивными отходами и ОЯТ и нераспространения. Кроме того, критически важным условием для успешного решения этих проблем является международное сотрудничество. Россия уже не один раз становилась кандидатом на место строительства международного могильника радиоактивных отходов. С этим надо бороться. Отсюда спектр негативных последствий.

Ядерная энергетика, несмотря на имеющиеся попытки ее дискредитации, остается одной из немногих экономически жизнеспособных и безопасных видов получения электроэнергии.


Смотрите также:
Общие направления государственного регулирования малого предпринимательства
133.07kb.
1 стр.
Аналитическая записка 4 Стимулирование роста доходов районного бюджета от малого бизнеса
89.01kb.
1 стр.
Аналитическая записка
30.51kb.
1 стр.
Виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Финансовая поддержка
45.74kb.
1 стр.
1. Малое предпринимательство как субъект экономики. Роль и значение малого предпринимательства в экономике
881.16kb.
5 стр.
Закон украины о государственной поддержке малого предпринимательства
107.71kb.
1 стр.
Пк-04-048-2010 «Новое в учете и налогообложении субъектов малого предпринимательства» Продолжительность занятий
55.23kb.
1 стр.
Информация о заседаниях советов (координационных советов) в области развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях в Свердловской области
311.17kb.
1 стр.
Памятка для предпринимателя по участию в конкурсе по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления из областного бюджета субсидий (грантов на создание собственного бизнеса) Срок подачи документов с «11» августа 2011г по
54.2kb.
1 стр.
Информационный обзор по вопросам малого предпринимательства на федеральном уровне
1098.08kb.
5 стр.
Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации
166.42kb.
1 стр.
Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности
562.83kb.
3 стр.