Главная страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8

5.5. Требования к иным условиям реализации
основной общеобразовательной программы начального общего образования

5.5.1. Требования к информационно-образовательной среде образовательного учреждения


Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой – системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать участников образовательного процесса и обеспечивать их технологическими средствами, инструментами, культурными и организационными формами информационного взаимодействия, включая информирование, творчество, управление, мониторинг хода и результатов образовательного процесса и здоровья, доступ к источникам информации.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационную образовательную среду и обеспечивать информационно-технологическую поддержку образовательного процесса, в том числе:


  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

  • фиксацию хода образовательного процесса, размещение учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности учащихся, а также анализ и оценку педагогами работ учащихся;

  • доступ, в том числе по Интернету, к размещаемой информации для участников образовательного процесса (включая семьи учащихся), методических служб, органов управления образованием и ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать также обмен данными с системами административного управления, учета контингента учащихся и кадров, материального и бухгалтерского учета в учреждении, с органами управления образованием.

Эффективное использование информационной образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

5.5.2. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования


Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования должно быть направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса должны содержать параметры комплектности и качества оснащения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками, в том числе с электронным приложением как их неотъемлемой частью, учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам, курсам (модулям) основной образовательной программы на соответствующих языках обучения.

Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных и региональных хранилищах ЭОР.

Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам начального общего образования.

Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания.


5.5.3. Требования к оценке исполнения федерального государственного стандарта начального общего образования


При оценке исполнения Стандарта начального общего образования объектом оценки выступает качество образования в широком его понимании.

Как предмет оценки при этом рассматриваются:



  • адекватность отражения потребностей личности, общества и государства в начальном общем образовании в системе требований Стандарта;

  • условия реализации основной образовательной программы начального общего образования, включая ресурсное обеспечение образовательного процесса (в том числе его кадровое обеспечение), и их соответствие требованиям Стандарта;

  • реализуемые в образовательном процессе и достигаемые обучающимися результаты освоения основных образовательных программ общего начального общего образования и их соответствие всем основным требованиям Стандарта.

Оценка адекватности отражения потребностей личности, общества и государства в начальном общем образовании должна проводиться на регулярной основе в рамках мониторинговых социологических исследований. Результаты этой оценки должны использоваться для уточнения и корректировки основных механизмов, обеспечивающих эффективность функционирования Стандарта: учебного плана, планируемых результатов, программы формирования универсальных учебных действий, программ по отдельным учебным предметам, программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Оценка условий реализации основной образовательной программы начального общего образования должна проводиться на регулярной основе в рамках мониторинговых исследований, а также в ходе государственной аккредитации образовательных учреждений и мероприятий по контролю качества образования. Полученные результаты должны использоваться при оценке качества образовательных услуг, предоставляемых федеральной, региональными и муниципальными системами образования, отдельными образовательными учреждениями. Результаты этой оценки должны использоваться также для уточнения и корректировки требований к профессиональному педагогическому образованию.

Оценка результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна проводиться с целью получения информации о состоянии и тенденциях развития российской системы образования в целом, а также данных для оценки результатов деятельности региональных и муниципальных систем образования, образовательных учреждений и итоговой оценки выпускников начальной школы.

Предметом итоговой оценки в начальной школе должно быть достижение предметных и метапредметных образовательных результатов, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:



  • накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, их продвижение в достижении планируемых результатов;

  • оценки итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени, на момент окончания начальной школы.

Итоговая оценка в начальной школе является внутренней оценкой школы, проводимой на основе регламентированных процедур и инструментария, и направлена на оценку достижения выпускниками той части планируемых результатов, ответственность за которую распространяется Стандартом на обучающихся.

Результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе выпускников на следующую ступень общего образования.

В случае если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о том, что планируемые результаты достигнуты, решение о переводе выпускника на следующую ступень общего образования должно приниматься педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Во всех процедурах, направленных на оценку личностных результатов образования, состояния и тенденций развития федеральной системы образования, эффективности и результатов деятельности региональных и муниципальных систем образования, образовательных учреждений, квалификации работников образования, эффективности механизмов применения Стандарта, допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.



Оценка результатов деятельности федеральной, региональных и муниципальных систем образования должна проводиться по результатам мониторинга образовательных достижений выпускников на основе сопоставимого инструментария с учетом условий деятельности образовательных систем. Мониторинг должен осуществляться на основе выборки, представительной для России и субъектов Российской Федерации, или на основе генеральной совокупности (для муниципальных систем образования).

С целью выявления факторов, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений, мониторинг образовательных достижений должен сопровождаться сбором и анализом контекстной информации, отражающей особенности и условия деятельности образовательных систем (расположение образовательных учреждений, особенности структуры сети образовательных учреждений, особенности организации образовательного процесса, ресурсное обеспечение и др.).



Оценка результатов деятельности образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, осуществляемая в ходе проведения их государственной аккредитации, а также в рамках аттестации работников образования, должна проводиться на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов с учетом:

  • результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

  • условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;

  • особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также внутренняя оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов, в частности отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы данного образовательного учреждения.

5.5.4. Требования к организации управления реализацией основной образовательной программы в образовательном учреждении

Требования к организации управления реализацией основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении определяются Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и уставом образовательного учреждения.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений по реализации основной образовательной программы начального общего образования и нормативные сроки ее освоения регулируются и определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении или Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:



  • реализацию в полном объеме основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

  • качество образования своих выпускников;

  • жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

  • обеспечение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано ознакомить обучающихся и их родителей с правами и обязанностями при формировании основной образовательной программы начального общего образования. Инструментом, обеспечивающим реализацию прав и обязанностей, является договор между образовательным учреждением и родителями обучающихся с целью определения ответственности всех субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Управление реализацией основной образовательной программы начального общего образования строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Непосредственное управление реализацией основной образовательной программы осуществляет директор образовательного учреждения, прошедший соответствующую аттестацию.

Образовательное учреждение:



  • самостоятельно осуществляет процесс реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

  • определяет цели основной образовательной программы начального общего образования, учитывающие специфику образовательного учреждения, потребности обучающихся и их семей в оказании образовательной услуги, а также планирует результаты образования на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • разрабатывает и утверждает программу развития и воспитания обучающихся, в которой конкретизирует цели, задачи, содержание и методы воспитания младших школьников, включая развитие элементов ученического самоуправления, участие обучающихся в работе детских организаций, спортивных и творческих клубов и др.;

  • формирует образовательную среду, создает условия, необходимые для реализации основной образовательной программы начального общего образования, развития личности обучающегося на ступени начального общего образования;

  • обеспечивает обучающимся и их родителям возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося на ступени начального общего образования;

  • определяет содержание рабочих программ учебных курсов, предметов, программ внеурочной деятельности, формирует комплекты учебников из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе, и методических материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы начального общего образования;

  • осуществляет текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся на ступени начального общего образования;

  • осуществляет выбор образовательных технологий с учетом возрастных особенностей обучающихся, особенностей образовательного учреждения.

<< предыдущая страница   следующая страница >>

Смотрите также:
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование Москва 2009
681.05kb.
8 стр.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009
567.02kb.
8 стр.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся Начальное общее образование Москва 2009
566.65kb.
8 стр.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
443.38kb.
5 стр.
Образовательный стандарт основного общего образования по физической культуре
92.19kb.
1 стр.
Образовательная программа: «Внеурочная деятельность учащихся на ступени начального общего образования»
1028.62kb.
4 стр.
Образовательный стандарт начального общего образования по изобразительному искусству
530.25kb.
3 стр.
Законом «Об образовании»
1223.49kb.
6 стр.
Образовательный стандарт основного общего образования по физике
98.62kb.
1 стр.
Тюменский государственный
489.03kb.
4 стр.
Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту. Введен образовательный стандарт впервые учебной дисциплины
434.48kb.
3 стр.
1. Обучение как фактор развития личности
4733.01kb.
24 стр.