Главная страница 1
О нарушении прав человека в Грузии

(справка)

По информации МИД России1, нарушение прав человека со стороны государственной власти Грузии уже стали горячей темой внутренней политики этой страны, и это в то время, когда руководство Грузии продолжает позиционировать себя лидером развития демократии на постсоветском пространстве. Вопреки докладам Тбилиси в международные структуры о своих усилиях в построении демократического государства зарубежные и местные наблюдатели фиксируют в Грузии многочисленные случаи нарушения прав человека и норм демократии со стороны властей. В настоящее время в Европейском суде по правам человека находится в производстве более 30 исков из Грузии.

В регионах с компактным проживанием национальных меньшинств (азербайджанцев в Квемо-Картли, армян в Самцхе-Джавахетии, греков в Цалке) резко сократилось их представительство в органах власти на всех уровнях, антикриминальные мероприятия все чаще носят дискриминационно-этнический характер. Закон 2005 г. об органах самоуправления содержит положения о том, что каждая сельская и городская община может иметь в таком органе лишь одного представителя вне зависимости от того, сколько избирателей там проживает, что оценивается в регионах проживания национальных меньшинств как явное нарушение их прав и отсутствие демократии. Только в октябре 2005 г. Грузия ратифицировала Рамочную Европейскую Конвенцию по защите прав национальных меньшинств (обязательство ее подписать Грузия приняла при вступлении в Совет Европы в 1999 году). Однако при этом остается невыполненным целый ряд обязательств, в частности, возвращение в Грузию турок-месхетинцев. Закон 2005 г. об органах самоуправления содержит положение о том, что каждая сельская и городская община может иметь в таком органе лишь одного представителя вне зависимости от того, сколько избирателей там проживает, что оценивается в регионах проживания национальных меньшинств как явное нарушение их прав и отсутствия демократии.

С 1999 г. ОБСЕ рекомендует грузинским властям сформировать реальный список избирателей. Отсутствие такого списка в ходе промежуточных выборов в октябре 2005 г. не позволило проголосовать по официальной информации – 2%, а по экспертной – почти 20% избирателей. Венецианская комиссия Совета Европы критикует систему избрания органов городского самоуправления, а также другие аспекты избирательного процесса.

В нарушение действующего законодательства в 2004-2005 гг. были проведены массовые увольнения в госаппарате без выплаты содержания, в результате которых армия безработных пополнилась более чем на 40 тыс. человек, достигнув 300-тысячного рубежа. Проект нового закона «О труде» противоречит обязательствам Грузии перед Советом Европы. В нем, в частности, работникам запрещено выражение собственного мнения, ограничены права профсоюзов и граждан, увеличена рабочая неделя и сокращен отпуск. При этом значительно ущемляются права женщин.

На фоне роста социально-экономической напряженности в Грузии ухудшается криминогенная обстановка, растет число тяжких преступлений, противоправных действий, совершаемых несовершеннолетними. В то же время пробуксовывается объявленная властями кампания борьбы с криминальными авторитетами. Проваливается реформа правоохранительных структур. Судебная система Грузии находится в кризисе. Так, с момента «революции роз» 75% судей смещены с занимаемых постов, из них 30% уволены. Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодекс Грузии во многом противоречат Европейской Конвенции по защите прав человека (введены ограничения на присутствие в залах суда, уголовные дела возбуждаются на основе анонимных источников, отменен домашний арест). Наблюдатели отмечают неоднократные случаи прямого давления на суд со стороны исполнительной власти и нарушение презумпции невиновности.

Тбилиси отклонил проект реформы правоохранительной системы, подготовленной по линии ОБСЕ. Тем временем в Грузии институт предварительного заключения превращен в форму наказания. Применяемая там практика освобождения коррумпированных лиц от уголовной ответственности после того, как они заплатили солидные «откупные», противоречит общепринятым правовым нормам и представляет собой «государственный рэкет».

В декабре 2005 г. по Грузии прокатилась волна беспорядков в исправительных учреждениях, где заключенные протестовали против условий их содержания. В марте 2006 г. в тбилисской следственной тюрьме «вспыхнул» бунт, при подавлении которого было убито около десятка заключенных. И это не удивительно.

В 2006 г. Комитет ООН против пыток указал, что, несмотря на реформы законодательства, в Грузии сохраняется обстановка безнаказанности и запугивания, в частности в отношении чрезмерной силы, включая пытки и другие формы жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов, особенно до ареста и в ходе задержания, во время беспорядков в тюрьмах и в ходе борьбы с организованной преступностью. Отмечено большое число внезапных смертей в условиях содержания под стражей и отсутствие подробной информации о причинах смерти. При этом обращает внимание незначительное число обвинительных приговоров и дисциплинарных мер в отношении должностных лиц правоохранительных органов в свете многочисленных и широко распространенных утверждений общественности о применении пыток. Представителям же правозащитных НПО не предоставляется возможность осуществлять мониторинг в исправительных учреждениях.

Тбилиси продолжает ужесточать репрессии в отношении оппозиции. Широко используются такие методы давления, как тотальное прослушивание телефонных разговоров, слежка, незаконные задержания и аресты, угрозы физической расправы и ее применение (полиция и проправительственные хулиганы неоднократно применяли силу для разгона протестных выступлений). Недавнее громкое дело – заключение в следственный изолятор в июле с.г. лидера оппозиционного движения «Вперед, Грузия» И. Батиашвили по обвинению «в интеллектуальном содействии» мятежникам в Кодорском ущелье. В сентябре 2006 года власти Грузии провели масштабную спецоперацию по задержанию сторонников И. Гиоргадзе. Среди задержанных – лидер движения «Антисорос» М. Николеишвили, руководитель монархической партии Т. Жоржолиани, лидер организации «Грузинское движение В. Талахадзе. Всем им предъявлено обвинение в участии в заговоре с целью свержения государственной власти и завладении ею. Эти действия нанесли удар по той организованной части оппозиции, которая открыто выступала против курса президента М. Саакашвили и призывала к его отставке.

Власти оказывают мощное давление на СМИ. Так, только в 2005 г. были закрыты три телекомпании и около десятка газет, критиковавших руководство Грузии.

Усугубление ситуации с нарушением прав человека вызывает негативную реакцию широких слоев грузинского общества. Проявлением массовых оппозиционных настроений в стране стала самая масштабная с момента «революции роз» протестная акция в Тбилиси 9 марта 2006 г., когда на улицы вышли свыше десяти тысяч человек. Представители мелкого бизнеса протестовали против ужесточения налогового законодательства. К ним примкнули недовольные недавними поправками в кодекс законов о труде и закон о пенсиях, а также уволенные сотрудники Академии наук Грузии. Прозвучали и политические лозунги: смена состава правительства, прежде всего, - отставка министра внутренних дел В. Мерабишвили, ведомо которого многие рассматривают в качестве основного инструмента создаваемого в Грузии полицейского государства; ограничение полномочий резидента и повышение роли парламента в системе государственной власти. В июне-июле с.г. по всей Грузии прокатилась волна протестных акций против произвола судебных властей, ущемлении автономии Тбилиссоко госуниверситета, прав беженцев и мелких торговцев.

октябрь 2006 г.



1 Справка МИД России «О нарушениях прав человека в Грузии», исх. № 6273/4 ДСНГ от 26.10.06 г.



Смотрите также:
О нарушении прав человека в Грузии
49.79kb.
1 стр.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области и материалы Круглого стола
279.04kb.
1 стр.
Европейская система защиты прав человека
17.03kb.
1 стр.
К вопросу о системе конституционных принципов основных прав, свобод и обязанностей человека
291.69kb.
1 стр.
Круглый стол Развитие национальных институтов по защите Прав Человека —
116.63kb.
1 стр.
Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Порядок обращения в Европейский суд по правам человека
81.4kb.
1 стр.
Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
459.25kb.
3 стр.
Европейский механизм защиты прав человека: анализ правоприменительной практики Украины и России
126.31kb.
1 стр.
История принятия Конвенции о правах ребенка
46.57kb.
1 стр.
Тесты по истории России ХХ н ХХI века. 11 класс Москва «Экзамен» 2006
3970.7kb.
15 стр.
Согласия (совместно с Дж. Бьюкененом)
2607.09kb.
10 стр.
Доклад о состоянии прав человека в сахалинской области в 2009 году
982.86kb.
5 стр.