Главная страница 1
Петрова Тамара Николаевна

с. Кухаривка СОШ №9

Ейский район

Нравственный облик Наташи Ростовой, Марии Болконской и Элен Курагиной

( по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Форма проведения: групповая

Цели: 1) обучение анализу художественного образа;

2) развитие аналитического мышления учащихся, умения анализировать эпизод художественного произведения;

3) воспитание в учениках лучших человеческих качеств на примере героев романа « Война и мир».

Задачи: 1) дать сравнительную характеристику женских образов романа «Война и мир»;

2) воспитывать стремление искать ответы на непреходящие вопросы о добре и зле, искренности и лицемерии, о смысле человеческой жизни.



Оборудование: компьютер, проектор, карточки.
Эпиграф:

… что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором красота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.А. Заболоцкий

ХОД УРОКА
1

Вступительное слово учителя.

Прочитав роман, вновь и вновь листаем мы страницы « Войны и мира», перечитываем сцены, которые навсегда остались в памяти и вызвали к жизни немало поэтических строк.

Поговорим о персонажах романа Л.Н.Толстого, чьи судьбы , по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих».

Героини сегодняшнего урока – Наташа Ростова, Марья Болконская и Элен Курагина. Поговорим о нравственном облике женских образов романа « Война и мир».

Эпиграфом нашего урока стали слова Николая Заболоцкого ( чтение эпиграфа на экране).

Учитель: Так что такое красота в женщине?

И должна ли быть красивой её душа?

Каков идеал женщины у А.С. Пушкина?

( Ответ ученика: « русская душой», « сильная натура, искренняя, умеющая любить, романтическая женщина).



Учитель: Какой представлял идеальную женщину И.С. Тургенев?

( Ответ ученика : И.С. Тургенев представлял в своих произведениях женщину свободной, стремящейся стать соратницей своего мужа, способной на самопожертвование) .



Учитель: А каким был идеал женщины у Л.Н.Толстого?

Вспомним некоторые положения, отражающие воззрения автора.



Ответы учеников:

  1. Лев Толстой был глубоко убеждён, что человеку при рождении даётся в дар своеобразный сосуд-душа, чистая и незапятнанная. Чем дольше человек связан с природой, трудом, землёй, тем дольше этот сосуд остаётся чистым.

Соприкасаясь с важными моментами жизни, загрязненная душа очищается.

  1. Человек жизнь свою прежде всего должен расходовать на самоусовершенствование. И смысл жизни заключён:

1)во всепрощении;

2)в жизни для других;

3)в полном самопожертвовании.


  1. Женщина должна выполнять своё самое важное предначертание: быть женой и матерью. Если она их не осуществляет, она - пустоцвет.

Учитель. Исходя из этих взглядов Толстого, проанализируем женские образы романа,

а вы, ребята, на протяжении урока попытайтесь найти ответ на вопрос ( он на экране):

« Чем привлекает современного читателя нравственный облик положительных героинь романа?

Класс разделён на три группы: 1-я готовит материал по характеристике Наташи,

2-я – Марьи, 3-я – Элен, на столах таблички с именами героинь.

Учитель. Ребята, дома вы анализировали эпизоды романа, а теперь поделитесь своими впечатлениями о героинях.

(представитель каждой группы читает свою работу; дома пишут все).



Учитель. Это первые впечатления, сегодня мы больше узнаем о женских образах романа. Вспомним план, характеристики героя эпического произведения. (Высвечивается на экране):

ПЛАН

  1. Имя.

  2. Портрет.

  3. Речь

  4. Жизненные идеалы, поступки.

  5. Испытание любовью.

  6. Отношение к герою действующих лиц произведения.

  7. Позиция автора.

  8. Позиция читателя.

Учитель: Какое значение имеет имя толстовских героинь?

Ответ учеников: Наталья - русское имя, что подчёркивает простоту Натальи,
близость её к народным традициям.

Имя Марьи – Марии, тоже русское, оно встречается в народных сказках ( например, Марья Моревна), а также оно ассоциируется с именем святой. И в характере княжны Марьи подчёркнута вера в Бога, милосердие.

Элен - имя Елена, произнесённое на французский манер, что говорит об отдалённости её от традиций русского народа.

Учитель. Как с помощью портрета Толстой характеризует своих героинь?

Представители команд зачитывают эпизоды, где есть портретная характеристика героинь. Натальи – « Именины» с. 38 т.1

Марьи – « Лысые горы» с.85.т.1

Элен – « Салон Шерер» с.13.т.1



Учитель. Как речь помогает дополнить нравственный облик женских образов? Проанализируйте эти эпизоды ( раздаются карточки с указанными страницами).

Наташа ( именины, бал, святки с.64 т.1 вверху, с.148 т.2, с.217 т.2.



Вывод команды № 1: Речь Наташи изобилует эмоциональной лексикой ( «душенька», «такая прелесть», «голубчик», «папенька»), словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что говорит о её добром нраве, простоте. О восторженной натуре свидетельствуют восклицательные предложения ( «Весело!», «Я рада!»).
Речь Марьи( т.4 Эпилог гл.8, ч.1с.195, 99 т.1, гл.25, ч.1)
Вывод команды №2: Марья очень любит своих близких. К брату она обращается ласково «Андрюша», в её речи много положительно окрашенных слов ( «совершенный ребёнок», «такой милый»). Марья – верующий человек, поэтому часто говорит о Боге, о вере.

Речь Элен (т.1с.191 ч.3, гл.1.; с.212 .т.3.ч.3. гл.6).



Вывод команды №3: Речь Элен выдаёт её интересы: как бы ярче заблистать на светском небосклоне. Она говорит мало, часто на французском языке, потому что не обладает достаточным умом и отдалена от традиций своего народа. Её речь отражает её любования собой, пустую душу (« как я красива»), привязанность к светскому обществу.

Учитель. Чем живут наши героини, каковы их интересы, идеалы?

(Чтение по ролям, выразительное чтение, подготовленное дома).

1-я команда – « Ночь в Отрадном» с.118-119 т.2.

2-я команда – « Размышления о жизни» с.204-205 т.1

3-я команда – « Сватовство Пьера» с.198 т.1, с.191 т.1.

Выводы. Команда №1: Наташа близка к природе, земле. Она тонко чувствует красоту окружающего мира, радуется любому проявлению жизни и передаёт эту радость окружающим.

Команда №2: Княжна Марья очень любит брата, отца и племянника. Она готова пожертвовать своим личным счастьем во имя счастья своих близких.

Команда № 3: Элен думает только о своей красоте и о выгоде. Автор не изображает её на фоне природы, потому что она очень далека от неё, т.е., по Толстому, душа её очень загрязнена.

Учитель. Роман «Война и мир» посвящён участию русского народа в войне 1812 года. Как проявляют свой патриотизм героини произведения? ( Наташа- эпизод «Наташа и раненые» /пересказ/).

Вывод команды №1: Наташа отдала часть подвод раненым, потому что наделена душевной чуткостью, сопереживая чужую боль. Она осознала, что жизнь солдат, пострадавших в бою за Родину, безусловно, важнее домашнего скарба. Все родные согласились с Наташей.

Марья. «Сцена бунта в Богучарово» (пересказ).
Вывод команды №2: Всегда спокойная и, казалось, замкнутая в себе, княжна Марья была глубоко оскорблена предложением мадемуазель Бурьен пойти к французам и попросить у них помощи и убежища, спасаясь бунта крестьян. « Русская княжна не будет просить помощи у французов», - сказала княжна Марья.

Толстой умышленно подчеркивает слово «русская», противопоставляя его слову «французы». Антитеза является способом характеристики героини, одной из главных черт которой является любовь к Родине.



Элен. Эпизод «Салон Элен» (пересказ)

Вывод команды №3: После подписания мира с французами в 1807 году в салоне Шерер осуждали Наполеона за « стремление захватить весь мир», а в салоне Элен восхищались Бонапартом, видели в нём настоящего героя. Так не могла думать патриотка своей страны. Элен не интересовала судьба России.

Минутка релаксации.

Учитель: Ребята, а сейчас немного отдохните, расслабьтесь, послушайте прекрасную классическую музыку и полюбуйтесь удивительными произведениями мировых художников, отражающими женскую красоту. (Звучит музыка, на экран проецируются слайды с репродукциями картин).

Учитель. Способны ли наши героини глубоко и искренне любить?

Наташа. Эпизод «Записка кн.Марье» т.3.с.56,

Ответ команды №1: Да, Наташа способна на глубокое чувство. Она искренне любит Андрея. Поддавшись временному порыву, героиня совершает ошибку, после сватовства князя Андрея и его отъезда за границу, она влюбляется в Анатоля Курагина, бесчестного и легкомысленного человека. Наташа понимает, что поступает дурно, но ничего не может с собой поделать. Поэтому пишет записку Марье, где просит Андрея простить её. Она даже заболевает от своих страданий.

А вот Наташа у постели князя Андрея (с.291 т.3 ч.3 гл.32, чтение). Она очень меняется, когда ухаживает за князем Андреем, и никто не мог так ухаживать за ним, как Наташа, потому что любовь её искренна и всеобъемлюща.

Марья. Эпизод «Мысли о племяннике».т.4 в гл.1-й абзац с.17.

Ответ команды № 2: Княжна Марья всю жизнь отдаёт близким людям. Она способна на искреннее чувство. Вот героиня встречается с Николаем Ростовым( Т.4 с.18, чтение).

Лицо Марьи необыкновенно меняется. Её глаза опять « лучатся», т.е. излучают доброе человеческое тепло и заботу.

Элен. Т.1с.3, гл.2.с.198.

Ответ команды №3: Элен не способна любить вообще. У неё было очень много увлечений, романов, но она никого не любила. Даже во время объяснения с Пьером она ведёт себя нелепо(чтение).

Учитель. Выполнили ли героини своё главное предназначение- стать жёнами и матерями?

Ответ команды №1: Наташа выполнила. Она стала прекрасной женой Пьеру, у них дети и счастливая семья.

Ответ команды №2:Марья тоже выполнила своё предначертание: нашла счастье в семье, в браке с Николаем Ростовым.

Ответ команды №3: Элен не смогла стать ни хорошей женой, ни матерью. Она пустоцвет. Толстой выводит эту героиню из романа. Она умирает от сибирской язвы, что само по себе очень неприятно.

Учитель. Сейчас я прочитаю отрывки из текста, а вам предстоит узнать, о ком идёт речь.

1) с.201 т.4,с.202,203 т.4 – Наташа;

2) с.189 т.4,с.200,гл.6 –Марья;

3) с.193 т.1, т.4,с.7 –Элен.




Учитель: Ответьте письменно на вопрос: «Какую героиню вы назвали бы идеалом Толстого?» (Зачитывается по одной работе от команды).

Учитель: Согласно мировоззрению Толстого Наташу и княжну Марью можно назвать его любимыми героинями.

Они прошли сложный путь испытаний и стали богаче духовно.



  • Так что же привлекает современного читателя в этих образах?

Ответы учеников: В образах Наташи Ростовой и княжны Марьи подчёркнуты национальные черты русских женщин: душевная чуткость и щедрость, любовь, пробуждающая лучшее в других, человечность, самопожертвование, самоотдача.

Учитель: Многие поколения будут учиться у Наташи и Марьи их умению делать добро, способности любить, жить, чувствовать красоту окружающего мира, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

Чтение эпиграфа: «… что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Ребята отвечают на вопрос: Красота – это доброта, искренность, милосердие, правдивость. Это огонь человеческого сердца, согревающий окружающих людей.



Учитель: Наташа и Марья стали воплощением одной из главных идей романа: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды».

Используемая литература


1. Архангельский А.Н. Русская литература Х1Х века. М., Дрофа, 2003.

2. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого « Война и мир». М., 1978.

3.Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Книга для учителя. М., 1987.

4.Толстой Л.Н. Война и мир (в четырёх томах). М., Просвещение, 1981.

Репродукции

1.Боровиковский В. Портрет Марии Ивановны Лопухиной.

2.Брюллов К. Всадница.

3.Донген ван (Кес) Дама в чёрной шляпе.

4.Крамской И. Неизвестная.

5.Моне Клод Оскар Дама в саду.

6.Ренуар Пьер Огюст Девушка с веером.



7.Ренуар Пьер Огюст Портрет актрисы Жанны Самари.

8.Фрагонар Жан Оноре Поцелуй украдкой.


Смотрите также:
Нравственный облик Наташи Ростовой, Марии Болконской и Элен Курагиной по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
85.38kb.
1 стр.
Толстой Л. Н. Первый бал Наташи Ростовой «Война и мир» Роман "Война и Мир" является наиболее значимым произведением в творчестве Льва Николаевича Толстого. Множество человеческих судеб изображены в этом романе
20.98kb.
1 стр.
Именины Наташи Ростовой (Анализ эпизода из романа л н. Толстого «Война и мир», т. I, ч. I, гл. XV-XVII.)
43.37kb.
1 стр.
«Война и мир в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» ив повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Трансцендентальность проблемы в сопоставительном анализе»
71.73kb.
1 стр.
Викторина для учащихся 10 класса по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
54.78kb.
1 стр.
Урок по истории, литературе, мхк: «Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
146.31kb.
1 стр.
Программа абонемента «Войны и миры Льва Толстого»
7.6kb.
1 стр.
«Патриотизм состоит не в пышных возгласах » В. Г. Белинский. (По роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир») «Мы погибли бы, если бы не погибли»
88.05kb.
1 стр.
Народ и личность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
28.73kb.
1 стр.
Тема: Герои романа "Война и мир"
33.3kb.
1 стр.
Любимая героиня Толстого Роман-эпопею "Война и мир" я прочитал незадолго
27.92kb.
1 стр.
М. И. Кутузов является историческим персонажем произведения a л. Н. Толстого «Война и мир». B н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
131.61kb.
1 стр.