Главная страница 1
4 класс
Тип урока: Урок – панорама.
Тема: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Урок – панорама. Сюжетная композиция на тему стихотворения М.Лермонтова.
Основные цели и задачи урока:

  1. Дать детям представление об Отечественной войне 1812 года как о народной войне для России.

  2. Способствовать пробуждению гражданственного и патриотического самосознания учащихся.

  3. Развивать у детей зрительную компетентность в процессе эстетического восприятия картин батального жанра.

  4. Развивать творческое воображение учащихся.

  5. Формировать у четвероклассников умение рисовать сюжетную композицию согласно выбранному тексту стихотворения М.Лермонтова

Примерный ход урока.




  1. Организационный момент

1.Приветствие.

2.Проверка учащихся к уроку.


  1. Сообщение темы урока.


Учитель:

-Ребята, подумайте, какой юбилей исторического сражения нашей Родины мы будем отмечать в следующем году?

(ответы детей)

- Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Великая историческая битва русского народа за освобождение своего Отечества с французской армией под командованием Наполеона нашла отражение в произведениях искусства.




  1. Изучение нового материала

Беседа с детьми о войне 1812 года, как о народной войне для России. Певцами русской славы, выразителями патриотических чувств русского народа в период Отечественной войны 1812 года выступили многие деятели культуры и искусства А.С.Пушкин писал:

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад…

На защиту своего Отечества выступил весь народ, что стало причиной победы России в войне 1812 года. Великий русский полководец М.И.Кутузов это понимал, заявив: «Я счастлив, предводительствуя русскими! Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом!»


«Вся Россия в поход пошла»
«Вся война 1812 года со стороны России была народной, ибо она решила судьбу русского народа. Поэтому и армия сражалась тогда с небывалым подъемом – «Так, как сражаются лишь только в народной войне.» Но понятие «народная война» включает в себя главным образом непосредственное участие самого народа, что в 1812 г. с наибольшей силой проявилось после оставления Москвы.

На защиту Отечества народ поднимался в 1812 г. как свидетельствовали очевидцы «не по распоряжению начальства», а «сам собою» с первых же дней войны, хотя не везде сразу. Требовалось время для того, чтобы весь народ пришел в движение, тем более что средства связи тогда отставали от жизни: так, в Пензе о войне узнали через три недели после ее начала, а в Иркутске – когда Наполеон уже подходил к Москве. После оставления Москвы народ стал вооружаться уже повсеместно. «Ну, слава богу, вся Россия в поход пошла», сказал за Москвою И.Д.Якушкину старый солдат, точно определив смысл перелома в ходе войны». (Троицкий Н.А. 1812 – великий год России, Н.А. Троицкий. – М. 1988 – с.210-221).


Труд крестьян и работных людей в тылу.
«Авторы обобщающих трудов о 1812 г. обычно сводят участие масс о войне к партизанскому движению и ополчениям, тогда как «это были главные, но далеко не единственные формы борьбы народов России с наполеоновским нашествием». Еще ждет специального исследования труд крестьян и работных людей в тылу, особенно на военных заводах, - труд принудительный, почти каторжный) но в 1812 г., тем не менее, патриотический одушевленный, что позволило форсировать темпы военного производства. Тульский оружейный завод, обычно производивший 8 тысяч ружей в месяц, давал в августе и сентябре 1812 г. по 10-12 тысяч, а Киевский арсенал дал в 1812 г. продукции в 2 раза больше, чем в 1811 году. В труде на благо Отечества блеснули природной смекалкой и сноровкой русские мастеровые. Один из них – Хотин с Ниже-Исетского завода на Урале – летом 1812 г. изобрел железную пушку, которая разбиралась по частям так, что бомбардиры могли переносить ее на руках, не требуя лошадей. Но царские власти не дали ходу этому (как вероятно и многим другим) народному изобретению.

Крестьяне, мастеровые, дворовые не только вооружали армию, но и кормили ее, одевали, обували, перевозили для нее на своих подводах миллионы пудов военных грузов. (там же – с. 222-223).


Народное ополчение.
«Народ не просто откликнулся на царский манифест 18 июля о созыве ополчения, но даже определил царя: на Смоленщине крестьяне пошли в ополчение еще до манифеста. Из далекого Тобольска губернатор доносил в Петербург: «Здешних волостей все вообще способные носить оружие… готовы вступить в ополчение». Башкиры сформировали 20 конно-казачьих полков. Во «всеополчающиеся» губернии пришли в ополчение 100 тысяч ратников. Общая же численность народного ополчения составила по данным В.И.Бабкина 420297 человек. Самым многолюдным оказалось московское ополчение (34867 человек), за ним шли Петербургское (16426), Рязанское (15918) и т.д. Поволжские губернии дали 71 тысячу ополченцев, украинские – 74255. Все данные документированы.
Партизанское движение – самая действенная форма народной войны 1812 г.
«Еще более активной, чем даже ополчение, самой действенной формой народной войны 1812 было партизанское движение. Он с наибольшей силой воплотило в себе энергию, инициативу, патриотическое «остервенение» русского народ.

Собственно, в 1812 году, было два партизанских движения – армейское и крестьянское. Развернулись они почти одновременно и развивались параллельно, взаимодействуя друг с другом.


Д.В.Давыдов – легендарный герой.
«Денис Васильевич Давыдов (1784-1839) – сын екатерининского бригадира, двоюродный брат Н.Н.Раевского, А.П.Ермолова и декабриста В.Л.Давыдова, разносторонне талантливый и неотразимо обаятельный поэт, мыслитель и воин, воспетый, чуть ли не всеми звездами русской поэзии первой трети XIX века (включая А.С.Пушкина и ставший прообразом Василия Денисова в романе А.Н.Толстого «Война и мир» - был одним из самых популярных людей в России, чьи портреты украшали не только избы русского простонародья, но и к, примеру, кабинет Вальтера Скотта в Абботсфорде.»

Прежде чем возглавить партизанский отряд, Давыдов успел отличиться в регулярных сражениях от Мира до Бородина, но в ряд поистине легендарных героев Отечественной войны он встал именно как партизан, самый совершенный тип партизанского времени» (там же с.228).



«Дубина народной войны»
Главное командование русской армии и лично М.И.Кутузов учитывали народную войну в своих стратегических планах и старались руководить ею.

Русская армия черпала тогда силы в общенародной поддержке, а народ вдохновлялся поддержкой армии. Это и сделало губительной для французского нашествия «дубину народной войны», которая после сдачи Москвы «поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирал ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». (с.239).


«Не ходи на Москву!»
«Наполеон, проиграв войну 1812 года, тем самым, по словам из первых ее историков, Н.А.Окунева, «навсегда положил преграду всякому покушению Европы победить когда-либо русских на земле их».

Гитлер и его генералы в 1941-1945 г.г., хотя и учитывали, что идут «по следам Наполеона», надеялись избежать его ошибок». Но уже к зиме 1941 года они «начали перечитывать мрачный отчет Коленкура о событиях 1812 г.», а после битвы под Москвою «с ужасом вспоминали об участи, настигшей Наполеона перед отступлением из Москвы».

В наши дни судьбы Наполеона и Гитлера ставят на Западе рядом, если хотят прогнозировать возможное повторение их нашествий на Росси. 30 мая 1962 г. один из крупнейших военных авторитетов Запада английский фельдмаршал Б.Монтгомери, заявил в палате лордов в Великобритании: «Первое правило, начертанное на первой странице книги войны, гласит: «Не ходи на Москву», к чему ведет забвение этого правила, видно на примере и Наполеона и Гитлера» (там же – с. 312)
Расскажи:

- Какие строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова созвучны ощущению героики и трагизма, происходящих военных событий, отображенных на полотне Ф.Рубо?

- Какое отношение к участникам войны передал художник В.Верещагин в своих картинах? (В.Верещагин «Не замай!», «Дай подойти!», «Атака», «На Большой Смоленской дороге. Отступление…»

- Почему в цикле картин об Отечественной войне 1812 г. В.Верещагин выбрал сюжеты, посвященные как действующей армии, так и крестьянскому партизанскому движению?

- Какими художественными средствами передано состояние армии Наполеона, потерявший надежду на победу?

- Какое значение имеет зимний пейзаж в каждой из картин Верещагина?


3.Чтение учащимися отрывков из стихотворения «Бородино» М.Лермонтова, которые они выбрали для своих иллюстраций.

  1. Творческая работа над композицией с опорой на предварительные зарисовки, выполненные на предыдущем уроке.


Коллективно-групповая работа.
На листе ½ ватмана – работа в группе (3 группы по 2-4 человека) и группа из 10 человек –работа на полотне размером с ватманский лист, разрезанный и склеенный вдоль. Это дает вытянутый формат по горизонтали.

  • Рассмотри графические рисунки фигуры воинов русской армии в творческой тетради на с.54.

  • Определи сюжет собственной композиции, представь себе ее главных героев, детали воинского снаряжения.

  • Выполни поисковые композиционные зарисовки на больших листах и вытянутом полотне.




  1. Подведение итогов:

Организация коллективного просмотра рисунков детей, прослушивание суждений некоторых авторов о замысле иллюстраций, а также о том, как они понимают, в чем выразился народный характер войны 1812 года для России.



Использованная литература:


  1. Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс под ред. Т.Я. Шпикаловой.

  2. Троицкий Н.А., 1812 – великий год России (Н.А.Троицкий – М. 1988).

  3. Методическое пособие для учителя под ред. Т.Я. Шпикаловой. 4 класс.


Смотрите также:
Недаром помнит вся Россия про день Бородина…
65.41kb.
1 стр.
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина »
59.9kb.
1 стр.
«недаром помнит вся россия»
40.58kb.
1 стр.
Подготовила: Давыденко О. В. 2008 год. «Недаром помнит вся Россия »
52.44kb.
1 стр.
Дорогой вечности к тебе
2300.29kb.
11 стр.
Инструкци я по оперативному планированию поездной и грузовой работы железных дорог
529.1kb.
5 стр.
Святитель Игнатий Брянчанинов Слово о смерти
1488.95kb.
8 стр.
День международной солидарности трудящихся
67.13kb.
1 стр.
Міжнаро́дний день рі́дної мо́ви — день, який відзначають щороку 21 лютого, починаючи з 2000
144.67kb.
1 стр.
Высказавания о математике, науке, знании и преподавании
274.76kb.
1 стр.
Стенограмма программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение» М. Ситтель: Добрый день, я Мария Ситтель. В прямом эфире специальный проект телеканала «Россия» «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение»
1416.51kb.
10 стр.
Программа телеканала «Россия» «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение»
1170.19kb.
8 стр.