Главная страница 1

Социально-педагогическая служба МБОУ «СОШ №9»



«Наркомания: признаки и последствия»

Цели:

– показать родителям, что наркомания – дело не личное; формировать у них установки на здоровый образ жизни, культуру понимания проблемы наркомании и тяжелых последствий наркотической зависимости;

– обсудить причины, приводящие подростков к употреблению наркотиков;

– познакомить родителей с основными признаками и симптомами употребления ПАВ, возможными способами выхода из возникшей ситуации химической зависимости.


Наша страна стоит перед лицом опасного и безжалостного врага, имя которого – наркомания. В России около 4 миллионов потребителей наркотиков, преимущественно это молодые люди, которые только делают первые шаги в самостоятельной жизни.

Средняя продолжительность жизни наркомана, если речь идет об употреблении наркотиков внутривенно, составляет примерно 7–10 лет. Конечно, есть наркоманы, живущие пять, двадцать и более лет. Но есть и такие, которые погибают из-за наркотиков за 6–8 месяцев после начала регулярного приема.



Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, мысли, ощущения, настроение и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость.

Наркотики принято делить на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и нелегальные.



Легальные наркотики. К ним относится ряд лекарств, например транквилизаторы, которые выписываются строго по назначению врача, применяются лишь в период болезни.

Табак тоже относится к легальным наркотикам. Вызывая психическую и физическую зависимость, табак сильно влияет на здоровье человека, способствует развитию хронического бронхита, рака легких, желудочных заболеваний.

Алкоголь – наиболее опасное средство из легальных разрешенных наркотиков, так как он формирует не только психическую и физиологическую зависимость, но и значительно изменяет состояние человека, вплоть до клинических форм безумного и безрассудного поведения. Зачастую алкоголизм приводит к распаду психики и алкогольному слабоумию.

Запрещенные наркотики. Их особенность в том, что они очень быстро формируют психическую и физиологическую зависимость от их применения. Зависимость от запрещенного наркотика такова, что человеческий организм не может нормально функционировать без его приема. В этих случаях наркотик необходим человеку как воздух, и он стремится достать его любой ценой. Даже ценой человеческой жизни.

Наркомания – смертельное заболевание, при этом хроническое, прогрессирующее влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить его невозможно, к сожалению, часто вылечить это заболевание невозможно. Болезненное пристрастие к наркотику возникает потому, что он изменяет химическое равновесие в организме внутренних гормонов настроения (эндорфинов).

Физиологическая зависимость – при систематическом употреблении наркотиков организм нуждается в постоянной дозе для нормальной жизнедеятельности, иначе наступает абстиненция (ломка).

Психологическая зависимость – случай, когда для поддержки нормального психического самочувствия человеку постоянно требуется прибегать к употреблению наркотиков. Даже при отсутствии физиологической зависимости наркоману кажется, что без наркотиков ему сегодня не обойтись. Существует мнение, что психологическую зависимость вызывают лишь сильные наркотики (например, героин). Однако в зависимость можно попасть даже от «травки».



«Каким образом дети достают деньги на наркотики».

Наркотики и преступление – понятия нераздельные. Во время употребления наркотиков у наркомана пропадают не только социальные рефлексы, но инстинкт самосохранения, притупляется мораль, появляется полное безразличие к окружающим, человек ради очередной дозы готов на самый грязный и отвратительный поступок. Наркоман – примитивен и эгоистичен. Единственный стимул – стремление к одурманиванию и страх перед «ломкой». Спектр преступлений, в которых участвуют наркоманы, очень широк: продажа наркотиков, кражи со взломом, грабеж, воровство, нападение, убийство, проституция.

Наиболее частые методы, к которым прибегают подростки, чтобы достать деньги на «дозу». Зачастую родители не обращают на это внимания, безоговорочно доверяя своим детям, не задумываясь над тем, насколько правдивы их любимые чада.

Воровство. Воровать наиболее часто начинают у родителей, а потом у всех подряд. Деньги стараются воровать из толстых пачек, чтобы это было незаметно. Самое удивительное, что очень часто родители действительно не замечают систематических пропаж небольших денежных сумм.

Манипулирование. В этой группе объединяется ряд простейших форм поведения, направленных на то, чтобы выманить из родных и близких деньги, не прибегая к воровству.

«Шантаж» – выпрашивание денег под предлогом того, что случилось что-то страшное как с самим подростком, так и с его друзьями. Самый частый прием шантажа – рассказ о собственных долгах и угрозах для жизни, с ними связанных.

«Динамо-машина» – стратегия поведения направлена на то, чтобы выпросить деньги с помощью невыполняемых обещаний. «Я буду каждый день убирать квартиру, но сегодня мне нужны деньги», «Я поздравлю бабушку с днем рождения, но мне нужно для этого 500 рублей». Родители, как правило, не контролируют выполнения обещаний. Их успокаивают слова-обещания сами по себе. Таким образом подростку проще всего добиться денег от родителя или знакомого противоположного пола. Папы легче верят обещаниям дочек, а мамы – сыновей.

«Игра на понижение». Тактика поведения, направленная на выпрашивание маленьких денежных сумм под предлогом необходимой большой суммы. «Мама, дай 500 рублей, моей знакомой срочно надо купить лекарства…» Ну не можешь дать 500, дай, хотя бы, 100 рублей». Мысль, что большую сумму отдавать не надо, приносит родителям и знакомым облегчение, и они легко расстаются с маленькой суммой.

«Разделяй и властвуй». Чаще всего истории, которые подростки рассказывают родителям, с целью получить у них деньги, подразделяются на истории для пап и истории для мам. Польщенные «доверием» ребенка, мамы и папы ничего не рассказывают друг другу ни о «тайнах», ни о выданных ребенку деньгах.

«Вы должны знать, что…».

1. Внешние признаки употребления наркотиков:

– неестественные расширенные или суженные зрачки;

– покрасневшие или мутные глаза, замедленная невнятная речь;

– состояние опьянения без запаха алкоголя;

– плохая координация движений;

– заторможенность, погружение в себя или суперактивность;

– бледность кожи;

– хронический кашель.



2. Очевидные признаки употребления наркотиков:

– следы от уколов, порезы, синяки;

– свернутые в трубочку бумажки, фольга;

– маленькие ложечки, капсулы, бутылки;

– неизвестные таблетки, порошки.

3. Изменения в поведении:

– нарастающее безразличие, потеря интереса к участию в делах семьи;

– уходы из дома и прогулы в школе;

– ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться;

– бессонница, чередующаяся с сонливостью;

– сверхболезненная реакция на критику, немотивированная агрессивность;

– частая и резкая смена настроения;

– участившаяся просьба дать денег или появление сумм неизвестного происхождения;

– пропажа из дома ценностей, книг, одежды и других вещей или предметов;

– частые необъяснимые звонки, резко изменившийся круг друзей;

– «вранье» по любому поводу (но обманывает как-то лениво, не тратит усилий на то, чтобы ложь была правдоподобная).

4. Каковы последствия и осложнения?

– похудение, дефицит веса составляет до 30–40 кг;

– снижение иммунитета, смерть может наступить от любой инфекции;

– выпадение зубов, волос, ломка ногтей;

– телесные повреждения: нагноения, рубцы;

– энергетическое снижение: вялость, утомляемость;

– эгоцентризм, пренебрежение интересами самых близких людей;

– психическая опустошенность;

– рассеянность, затруднение концентрации внимания, нарастающие расстройства мышления, памяти.

Сегодня алкоголь и наркотики часто становятся частью молодежной субкультуры. Это реальность, в которой живут наши дети. Изолировать их от этой реальности, просто запретив гулять в неположенных местах, посещать дискотеки, дружить с теми, кто вам не нравится, употреблять наркотики, невозможно.



Как уберечь детей от этого зла?

 Учитесь видеть мир своими глазами, чаще вспоминайте о том, как вы были детьми.

 Учитесь слушать. Чаще выслушивайте своего ребенка, не отталкивайте его, общайтесь с ним.

 Говорите о себе, чтобы и ребенку было проще говорить о себе.

 Не запрещайте безапелляционно. Выражайте свое мнение, задавайте вопросы.

 Присматривайтесь к друзьям своего ребенка, проявляйте к ним интерес, старайтесь, чтобы ребенок стремился познакомить вас со своими друзьями.

 Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему помощь и поддержку.

 Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается решить их самостоятельно, помогите ему.

 Предоставьте ребенку все необходимые сведения о наркотиках (как отрицательные, так и положительные моменты). Помогите ребенку сделать правильный выбор между кратким мигом удовольствия и необратимыми последствиями для здоровья и жизни.

 Научите ребенка говорить «нет», чтобы ему легче было противостоять давлению сверстников.



Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики.

 Не отрицайте ваши подозрения. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте, если ваш ребенок даже попробовал наркотик, это не значит, что он наркоман.

 Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока не справитесь со своими чувствами.

 Не читайте мораль, ни в коем случае не угрожайте ему и не наказывайте ребенка.

 Поддержите вашего ребенка, проявите понимание и заботу.

 Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию, если ваш ребенок отказывается идти с вами, придите сами.

 Оставайтесь открытым для своего ребенка. Оказывайте ему поддержку.

Уважаемые родители помните, что близкие, теплые, доверительные отношения между родителями и детьми – лучшая защита от наркотиков. И самое главное правило – старайтесь быть для ребенка образцом для подражания.





Смотрите также:
«Наркомания: признаки и последствия»
75.02kb.
1 стр.
«Наркомания: признаки и последствия»
74.92kb.
1 стр.
Доклад часть II : молодежная наркомания
1551.06kb.
10 стр.
Наркомания и токсикомания Потребление различных наркотиков – наркомания —
23.47kb.
1 стр.
Лекция для родителей учеников 6-11 классов Алкоголизм и наркомания в подростковой и юношеской среде
167.17kb.
1 стр.
1. Формулировка и обоснование цели
172.03kb.
1 стр.
Тема выступления агитбригады
57.84kb.
1 стр.
Наркомания это ложное представление о свободе. Наркотики
31.04kb.
1 стр.
Урок по геометрии в 7 классе по теме: «Признаки равенства треугольников»
60.74kb.
1 стр.
Признаки равенства треугольников
41.48kb.
1 стр.
Наркомания эпидемия века. Не допустить беды! Слово учителя
27.53kb.
1 стр.
1. Понятие науки, её признаки и функции
910.44kb.
20 стр.