Главная страница 1
Назад

Тема: «Напиши мне письмо…», или

Дружеское письмо как средство речевого общения.
Цели: Продолжить изучение российских традиций эпистолярного жанра,

сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного

языка, сформировать представление об эпистолярном наследии

творческой интеллигенции XIX века, об особенностях дружеского

послания, пробудить у подростков желание писать

письма друзьям.



Оборудование:

Альбом «Течение мелиховской жизни». – М.: Планета, 1989.

Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская

литература, 1989.

Собрание сочинений А. С. Пушкина в 10 томах. - М.: Правда, 1981.

Чехов А. П. Драматургия. Письма. – Воронеж: Издательство

Воронежского университета, 1983.

Портреты А. С. Пушкина, А. П. Чехова, Д. С. Лихачёва.


Ход урока:



  1. Организационный момент. Целеполагание.




  1. Постановка проблемных вопросов и предварительное их обуждение.

- Нужно ли современному молодому человеку уметь писать письма?


- 3ачем люди пишут письма друг другу?


  1. Слово учителя.

XXI век – век стремительный, век высоких технологий, космических скоростей, суперсовременных средств связи. Кажется, что в наше время уже не осталось места живому человеческому общению, дружеским письмам. Очень точно сказал об этом главный редактор «Учительской газеты» П. Г. Положевец: «Мы все разучились писать такие письма – не деловые, официальные бумаги, а настоящие личные письма, глубокие. Такие, как писали в XIX веке: где что ни строчка, то мысль, страсть, грусть, тоска по несбывшемуся, письма-исповеди, письма-признания, письма-покаяния…» Значит, перед нами встаёт задача восстановить то, что утрачено. Для этого нужно, прежде всего, познакомиться с советами академика Д. С. Лихачёва из книги «Письма о добром и прекрасном» «Как писать?»:

«Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо е з д и т ь. Чтобы научиться писать, надо п и с а т ь! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например)». Ещё следует взять на вооружение совет К. Г. Паустовского: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».




  1. Изучение нового материала.

Прежде чем приступить к собственному творчеству, следует познакомиться с классическими примерами дружеских посланий. Обращение к эпистолярному наследию творческой интеллигенции XIX века является не случайным, поскольку это наследие имеет большое значение для современной культуры. Письма театральных деятелей, учёных, писателей, художников – это своеобразный документ эпохи. Известно, что дружеская переписка часто становилась формой общественных и литературных бесед, в которых наиболее полно раскрывалась языковая личность, оттачивался русский литературный язык.

В данном случае под дружеским письмом мы понимаем частное неофициальное письменное общение, характеризующееся достаточной содержательной свободой, наличием стандартных эпистолярных элементов (обращение, подпись, а также дата, место написания) и предполагающее, как правило, получение ответа.

Особенно важное значение приобретает начальное обращение (ритуальный элемент письма), поскольку оно, как правило, определяет тональность письма в целом. Адресатные обращения обычно выражены оценочными прилагательными, притяжательными местоимениями, эмоционально-оценочными существительными. В качестве примеров можно рассмотреть произведения А. С. Пушкина.


Любезный именинник,

О Пущин дорогой!

Прибрёл к тебе пустынник

С открытою душой…

(«К Пущину»).
Брат милый, отроком расстался ты со мной –

В разлуке протекли медлительные годы…

(«Л. Пушкину»).
Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный

Твой колокольчик огласил.

(«И.И. Пущину»).


Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

(«19 октября»).

Все эти отрывки - из посланий Пушкина к близким и дорогим для него людям. Отношение своё поэт выражает такими словами, как любезный, милый, дорогой, бесценный, родной в соединении с притяжательным местоимением мой.

Из синтаксических средств дружеского письма следует также отметить подпись, вопросительные и побудительные предложения, конструкции с местоимениями в форме 2-го лица и др.
Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают наизусть стихи А. С. Пушкина «И. Пущину», «Няне», «Зимнее утро». (У остальных учащихся тексты этих произведений на столах).

Задание классу: Докажите, что данные тексты содержат элементы дружеского послания, охарактеризуйте их.
А теперь обратимся к творчеству непревзойдённого мастера эпистолярного жанра – А. П. Чехова. С подмосковным имением Мелихово связаны семь лет, которые, быть может, были лучшими во всей недолгой жизни Чехова. И летели отсюда во все концы письма – «превосходный духовный автопортрет Чехова с большой поправкой на самоиронию» (В. Я. Лакшин), письма, которые «мы читаем ныне как одно большое совокупное письмо, отправленное в будущее… нам, нынешним его читателям». Всего за годы «мелиховского сидения» Чеховым отправлено более тысячи писем. В них – жизнь великого писателя. Не случайно в состав Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова вошло и «Лопасненское почтово-телеграфное отделение» (г. Чехов), через которое прошли сотни писем Антона Павловича и его корреспондентов.

Демонстрируются фотографии почтового отделения в Лопасне, восстановленного на материалах чеховского времени. (Из альбома «Течение мелиховской жизни»).


Вот одно из дружеских посланий, отправленных А.П. Чеховым из Мелихова А. С. Киселёву, хозяину имения Бабкино, находившегося вблизи Воскресенска, земскому начальнику в Звенигородском уезде. С адресатом этого письма Чехова связывала многолетняя дружба.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть чеховское письмо:

А. С. Киселёву.

22 марта. Мелихово.

Милый обманщик, если бы Вы знали, с каким нетерпением мы ждали Вас, то препятствия, помешавшие ехать к нам, показались бы Вам сущим пустяком. Как Вы нас разочаровали!

Приехав на Лопасню, нужно нанимать ямщика в Мелихово. Цена ямщику 1р., а 1р. 25 к. – красная цена. Если же предварительно напишете, то можем выслать своих пегасов, ибо оных имеем и всячески стараемся, чтобы они не ели овса даром. Дорога от станции – 9 вёрст, всё время идёт лесом. Оврагов и круч нет, кругом тишь, гладь да божья благодать. Есть одна речка по пути, да и та воробью по колено; говорят мост есть…

<…>

Какая холодная, однако, эта весенняя теплота. Сегодня у нас утром было 8 градусов холода.

Привет всем Вашим и всему милому Бабкину, которое в тысячу раз симпатичнее нашего Мелихова…

До свидания!

Ваш А. Чехов.
<…>
И ещё отрывки из чеховских писем:
А. И. Сумбатову (Южину)

6 мая. Мелихово.

Милый Александр Иванович, из дальних странствий возвратясь, я нашёл у себя на столе письмо Вл. Ив. Немировича-Данченко. Будь добр, по возможности скорее сообщи мне его адрес.
Вл. И. Немировичу-Данченко

16 мая. Мелихово.

Милый Владимир Иванович, ловлю тебя на слове. Ты пишешь: «я до репетиций приеду к тебе переговорить». Так вот приезжай, пожалуйста. Приезжай, сделай милость! Мне так хочется повидать тебя, что ты и представить не можешь, и за удовольствие повидаться с тобой и потолковать я готов отдать тебе все свои пьесы.

<…>
Поистине, в письмах Чехова – вся его жизнь. Он очень разный в своих письмах - то смеётся, то грустит, то подтрунивает, то серьёзно даёт советы, то вежливо спорит, то спокойно соглашается со своими адресатами. Чеховское эпистолярное наследие насчитывает около 4400 писем. Это огромный, до конца не исследованный материал, позволяющий отчётливо представить гражданскую, нравственную, эстетическую позицию автора.


  1. Итог урока.

1. Обсуждение проблемных вопросов, поставленных в начале урока.

2. Заключительное слово учителя.
В жизни бывают минуты, когда человек вдруг ощущает такое одиночество, что становится нечем дышать. И нет от него никакого лекарства, кроме дружеского участья. И тогда мы спохватываемся, подобно герою романа В. Лихоносова «Когда же мы встретимся?»:
«Где наши друзья? Почему они молчат? Когда друг не пишет, нам кажется, что он обижается, либо слишком счастливо живёт. Что же случилось? Ни слова от друга: ни поздравления к празднику, ни банального привета. Что там вдали, чем занята его душа – никому не известно…»

Поэтому – пишите письма.




  1. Домашнее задание:

Напишите письмо человеку, которому вы доверяете, о чём-то дорогом для вас, сокровенном.


Назад


Смотрите также:
Напиши мне письмо…
65.93kb.
1 стр.
Работа ученицы 6 класса моу «Тишковская сош» Левашовой Ангелины 12 лет «Мой космос»
39.29kb.
1 стр.
Ответ: Письмо своему любимому начальнику
71.91kb.
1 стр.
Письмо 01- 13-3226/11-0-3 Комитета по образованию
11.23kb.
1 стр.
Урок развития речи 6 класс Тема: «Письмо» Цель: а подготовить учащихся к написанию сочинения-письма другу в разговорном стиле
59.3kb.
1 стр.
Планы анализа художественных текстов различного типа
62.51kb.
1 стр.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/176 Вопрос
29.58kb.
1 стр.
Рассказ провинциала I
1050.54kb.
7 стр.
Литературный вечер "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой"
138.94kb.
1 стр.
Дитер Лауэндштайн
3308.08kb.
28 стр.
Стр. I. Основная часть
64.62kb.
1 стр.
1. Практическая философия Канта. Значение выражения «моральный закон во мне». Максимы, импеативы
963.16kb.
6 стр.