Главная страница 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №1 г. СОВЕТСКА

Моя семья в годы

Великой Отечественной войны

Работу выполнила

ученица 9 класса Ремнёва Ульяна

Руководитель: учитель истории

Шакола Анжелика Сергеевна

2010

Введение

Тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего. И это должен помнить каждый. В 2010 г. наша страна будет праздновать 65-летие Победы над фашизмом. Война отняла множество жизней, надежд, поломала судьбы людей и принесла лишь горе и слёзы. А ведь с каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от времён войны. Но время не имеет власти над народной памятью. И ещё многие поколения будут восхищаться героизмом людей, боровшихся с фашизмом. Мою семью война тоже не обошла стороной. Я задалась целью узнать о жизни родственников в это страшное время и более подробно познакомиться с историей моей семьи. В своём небольшом исследовании я использовала воспоминания Некрасовой Марии Фёдоровны, моей бабушки, и моего дедушки Некрасова Виктора Фёдоровича. Их рассказы я сравнивала с историческими данными, которые находила в справочной литературе и публицистических изданиях. Также я использовала документы из семейного архива. Так как фотографий военной поры отсутствуют в семейном архиве, то я отыскала в Интернет-ресурсах фотоматериал, который относится к изучаемому периоду для иллюстрации описываемых событий. Надеюсь, что моя работа будет иметь практическую направленность и может быть использована на уроках истории при изучении событий Великой Отечественной войны для освещения жизни тружеников тыла.



Глава 1. Военное детство моей бабушки.

Рано утром 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны, напала на Советский Союз, положив начало самому страшному периоду в истории нашей страны. Война обрушилась на жителей Казахстана, где жили мои родственники, так же неожиданно, как и на весь Советский Союз. Моя бабушка Некрасова Мария Фёдоровна родилась 16 февраля 1936 года в Восточном Казахстане, в селе Каспан Талдыкурганской области. Когда началась война, ей было всего 6 лет. В семье из пятерых детей она была почти самой старшей. Жили они в деревне. 1. Трудовая жизнь в деревне.

Во время войны в тылу люди испытывали огромные моральные и материальные трудности и потери. Работали не покладая рук, зарабатывали Победу. В деревнях люди работали сутками. Рабочий день моей прабабушки составлял 16 часов, а иногда и 20 часов в сутки - с 4 утра и до 12 ночи. Часто даже ночевали на работе и не приходили домой. Техники на полях почти не было, только косилки для сена, а убирали его уже вручную, своими силами, таскали, складывали в скирды. С 15 лет дети начинали складывать сено в скирды. А в 7-8 лет детей сажали погонять быков. Всю основную работу выполняли женщины и дети, мужчин почти не было. Юношей в возрасте 19 лет забирали на фронт. Из деревни ушло на фронт около 20 мужчин, в их числе и отец Марии Фёдоровны. Он служил в трудовой армии - через Ладогу под обстрелами возил хлеб в осаждённый Ленинград. Но однажды его лошадь обвалилась в яму. Если бы он её не вытащил, то мог бы быть судим военным трибуналом, но Фёдор Гордеевич вытащил лошадь ценой собственного здоровья. Он надорвался и был отправлен в госпиталь, после чего вновь возвращен в строй. Из отправившихся на фронт 20 мужчин, вернулись только трое. Когда начиналась хлебоуборка, косилки таскали на быках и скашивали колосья, скошенный хлеб складывали в копны, затем на быках косилки подтягивали к копне, и шёл обмолот зерна, потом к следующей копне и так до конца. После обмола, зерно увозили на ток, там перерабатывали и увозили на машинах на фронт. На хлеб зерна не оставляли, а только на семена. Питались очень плохо, обычно растительной пищей. В ступах толкли каши, отвар трав смешивали с овсяной крупой, варили овсяный кисель (из цельного овса), причём даже не очищая его от шелухи, вместо сахара ели сладкую свёклу. В деревне были и скотные дворы, и хлеб, и продукты, но всю провизию отправляли на фронт. Дети 5-6 лет уходили далеко в лес, в горы, собирали ягоды, травы и возвращались только поздно вечером. Сажали огороды, делали заготовки на зиму, этим и питались. Свой скот держать было не выгодно, так как были очень большие налоги. Если держали корову, то обязаны были сдать молоко и телёнка. В холода люди отапливались соломой, жали камыши и топили.

2.Деревенская школа.

Но несмотря, ни на что почти все дети из деревни ходили в школу. Полу разутые, голодные, пешком за 6 километров. По пути разжигали костры и грелись, сушили обувь. Тогда на ногах носили ватные тапочки сплетённые крючком. В школах сначала писали соком свеклы, на старых книгах, потому что не было бумаги, но сок прокисал, и тогда начали разводить сажу, старались развести молоком, чтобы лучше писала. Вместо карандашей писали перышками, привязанными к палочкам. Зимой ездили на телегах и быках, бывало даже, встречали волков, тогда все вставали и начинали кричать, шуметь, стараясь их отпугнуть. Когда возвращались из школы, чтобы не промочить ноги прыгали по проталинам, ели различную траву, за счёт неё и жили, никто не болел и не простывал. Из деревни не один ребёнок не бросил учиться.



3. Жизнь в городе.

В городе жилось ещё хуже. Была высокая смертность - люди умирали от холода и голода, не хватало продовольствия. Все имеющиеся в деревнях травы, огороды, ягоды здесь отсутствовали.

Глава 2. Воспоминания моего дедушки.

1.Жизнь в горах.

Мой дедушка Некрасов Виктор Фёдорович также поделился своими воспоминаниями и рассказал о жизни в горах. Во время начала войны ему было только 4 года. Когда объявили всеобщую мобилизацию, он с семьёй из 6 человек ехал в Усть-Чендагатуйский рудник в горах. В тот момент его отца забрали на фронт. На руднике им выдали комнату в бараке. Они жили почти на вершине гор рядом с рудником, в Восточно-Казахстанской области в городе Катон Карагайского района на границе с Китаем. Его мать пошла, работать на обогатительную фабрику, где трудилась по 16 часов в сутки. А старшего брата устроили на работу на рудник, где добывали вольфрам и молибден, руды, которые шли на выплавку сверхпрочной стали для танковой брани. Работали в шахте по 12 часов. Но долгий рабочий день отрицательно сказывался на здоровье, и многие люди погибли от силикоза (загрязнение лёгких). Рабочие с шахты числились как фронтовики. Часто люди трудились в шахтах по 24 часа в сутки, работали до изнеможения, потом там же на несколько часов засыпали и снова за работу. Деньгами зарплату не платили, а выдавали боны (золотые, серебряные и простые). В виду того, что на рудниках ничего не выращивалось: ни овощи, ни фрукты, ни зерновые культуры, все продукты привозили в сухом виде. В то время мой дедушка был ещё совсем маленький, даже в школу не ходил. С утра до вечера они с другом гуляли по горам, любовались великолепной природой. В короткое лето собирали ягоды, траву. Они часто спускались с гор к озеру, ловили рыбу хариус (рыба, которая водиться только в горах, в бурных реках), жгли костры. В основном в горах лежал снег, только три с половиной месяца люди наслаждались солнцем, остальное время была зима. Зимы там были суровые снежные. В это время дети в основном сидели дома и были предоставлены сами себе. Уже в 1945 году в апреле месяце домой вернулся отец после госпиталя. В июле месяце брат и мать Виктора Фёдоровича рассчитались и семья, спустившись с гор, уехала в город Катон Карагайского района. После окончания войны в первый же год стало значительно легче жить, появились продукты, отменяли большую часть налогов, стало развиваться частное хозяйство, в магазины стали поступать товары: продукты, сладости, одежда. Наконец-то стали возвращаться домой мужчины.

Заключение

Моё исследование помогло узнать много нового, интересного о жизни советских людей в годы войны в тылу. На уроках истории мы изучаем факты, которые изложены в учебниках, а живые воспоминания очевидцев тех событий помогают глубже осознать весь трагизм военного времени, история становится ближе и понятнее. Я горжусь тем, что мои прадеды с честью прошли все испытания, которые выпали на их долю. Как и многие советские люди, они мужественно воевали, защищая свою Родину, героически трудились, помогая приблизить Победу. Я обязательно расскажу об их нелёгкой жизни своим детям, чтобы не прервалась нить истории, чтобы они тоже помнили и гордились. Мне очень хочется, чтобы как можно больше людей стали интересоваться своей родословной, чтобы записывали истории, которые могут рассказать бабушки и дедушки. Время уходит, участников Великой Отечественной войны становится всё меньше. Их воспоминания бесценны также как и их награды. Они позволяют дополнить уже известные факты и узнать новые. И может быть тем школьникам, которым не очень интересно бывает на уроках истории, рассказы родственников, прошедших через многие испытания, помогут изменить своё отношение и к предмету, и к истории страны в целом.



Использованные источники

1.Воспоминания моей бабушки Марии Фёдоровны Некрасовой.

2.Воспоминания моего дедушки Виктора Фёдоровича Некрасова.

3.Фотоматериалы из Интернет - ресурсов.



Приложения

    1. Горы в Восточном Казахстане

    1. Горные рудники в Катоне



















Смотрите также:
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
69.85kb.
1 стр.
«Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
22.3kb.
1 стр.
Льных классов моу яринской сош социальный проект «Моя семья в летописи Великой Отечественной войны» Участники проекта
59.78kb.
1 стр.
Тульский край и моя семья в годы Великой Отечественной войны
60.67kb.
1 стр.
Социально-демографический портрет Чесменского района в годы Великой Отечественной войны
789.05kb.
4 стр.
Конкурс моя семья в годы великой отечественной войны колесников Евгений
20.91kb.
1 стр.
Сочинение «Моя семья в годы Великой Отечественной войне»
64.75kb.
1 стр.
Тема. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
54.04kb.
1 стр.
Великая отечественная война в судьбе моей семьи…
77.18kb.
1 стр.
Сочинение, посвящённое 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
18.23kb.
1 стр.
Оборонительные бои на Украине летом 1941 г по-прежнему остаются сравнительно малоисследованной страницей истории Великой Отечественной войны
156.86kb.
1 стр.
«70 лет начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Цели, задачи, результаты нападения фашистских агрессоров»
45.73kb.
1 стр.