Главная страница 1
Мухаматрахимова Т.А.,

учитель русского языка

и литературы МОУ СОШ №9

г.Калининграда



Мотивировочная функция внесценического времени

в трагедии Шекспира «Гамлет»

Проблема художественного времени , рождённая на стыке философии и литературоведе-ния, приобретает особый смысл при изучении трагедии Шекспира «Гамлет».

События, которые составляют композиционную основу трагедии, могут происходить на глазах зрителя или невидимо совершаться между сценами и актами, поэтому в драматическом произведении мы различаем две формы художественного времени: «сценическое», которому в прозе соответствует «переживаемое» и «внесценическое», близкое к фоновому в прозе. Но если в прозе художественное время строится на непрерывном чередовании временных форм, незаметно переходящих одна в другую, то в драме сценическое и внесценическое время резко распадается на «видимое» и скрытое. Основная идейно-художественная функция внесценического времени состоит в том, чтобы подготовить и психологически оправдать те изменения, сдвиги, переломы в событиях и характерах, которые затем будут происходить на сцене. И сценическое и внесценическое время специфически функциональное. Внесценическую функцию художественного времени можно определить как мотивировочную.

Рассмотрим роль мотивировочной функции внесценического времени в процессе школьного анализа трагедии Шекспира «Гамлет».

Первый перелом в характере Гамлета, который мы обнаруживаем в начале 1акта, может удивить своей внезапностью учащихся; в самом деле, Гамлет вдруг начинает говорить со всеми ядовитыми намёками и загадками, становится раздражителен, даже груб с матерью и Офелией. Он разочаровался не только в других, но и в себе самом. Чтобы ответить на вопросы, когда и почему произошёл этот перелом в душевном состоянии Гамлета, нужно обратиться к внесценическому времени между первым и вторым актом. Прежде всего нужно определить его количественно. В данном случае есть прямое указание автора: в первом акте Гамлет размышляет: «До этого дойти! Два месяца как умер! Меньше даже», а в третьем акте он предлагает совсем иной отсчёт времени со смерти отца: «Вот посмотрите, как радостно смотрит моя мать, а нет и двух часов, как умер мой отец,» -говорит он Офелии, но та его поправляет: «Нет, тому уже два месяца, мой принц».

Значит, между первым и вторым актом, если учесть, что второй, третий и половина четвёртого актов идут на почти непрерывном сценическом времени, прошло два месяца. На этом внесценическом времени произошли события, которые повлекли за собой перелом в характере Гамлета. Внесценическое время психологически мотивирует и странные речи Гамлета, и недоверие его к Офелии, и монолог « Быть или не быть».



В начале пятого акта в характере Гамлета происходит новый перелом: печаль его становится ещё глубже и трагичнее, но сам он стал спокойнее, твёрже и добрее. Исчезли душевное смятение и мучительные сомнения. Чтобы понять, что произошло с Гамлетом, нужно снова обратиться к внесценическому времени между 4-й сценой четвёртого акта и 5-й сценой этого же акта. На этот раз мы не найдём в тексте трагедии прямого авторского указания на количество внесценического времени, но его можно вычислить из объёма внесценических событий. А произощло следующее: гонец, посланный в Париж к Лаэрту с известием о смерти Полония, передал Лаэрту письмо, и тот вернулся домой. Это перемещение заняло не меньше двух недель. В это же самое время произошло решающее событие в жизни Гамлета. Из письма Гамлета к Горацию мы узнаём, что «не прошло и двух дней», как он обнаружил письмо короля, подменил его и перепрыгнул на судно пиратов, а дальше он терпеливо выжидал время, достаточное, чтобы Розенкранц и Гильденстерн достигли берегов Англии и были казнены. И действительно, в тот же день,когда Гамлет открыто появился в Айсиноре, пришло известие об их казни. По объёму двух этих событий внесценическое время совпадает. Что же произошло с Гамлетом за эти две недели? Он прочитал письмо, в котором Клавдий предал его жестокой казни. Преступность короля была доказана, а вместе с ней соединилась цепь измен, предательств, злодейств, ведущая к трону. Следствие окончилось, приговор вынесен, возмездие созрело. Старый идиллический мир, по – новому осознанный Гамлетом, вернулся в свои берега. Так внесценическое время психологически мотивирует трагические переломы в сознании и душевном состоянии Гамлета.

Анализ художественного времени позволяет углубить не только литературно-теоретические, но и философские знания учащихся, т.к. позволяет рассмотреть время как процесс становления действительности.


Смотрите также:
Мотивировочная функция внесценического времени в трагедии Шекспира
29.6kb.
1 стр.
Загадка Шекспира
366.93kb.
1 стр.
Семинар «Творчество У. Шекспира»
8.27kb.
1 стр.
Ю. Г. Зеленецкий зеркало шекспира
732.28kb.
4 стр.
Власть (обращаясь к Гефесту): в прочтите отрывок из трагедии Эсхи
15.8kb.
1 стр.
Моцарт и Сальери. Михаил (редакция №2)
29.21kb.
1 стр.
Словарь а аналитическая функция (лат functio обязанность, назначение)
129.04kb.
1 стр.
«Книга «Сонетов» В. Шекспира как единое целое»
280.42kb.
1 стр.
Экзаменационные вопросы по курсу теория игр и исследование операций 9-й семестр, 5-й курс, 3-й поток
69.12kb.
1 стр.
«Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
69.76kb.
1 стр.
Определение: Функция F(x) называется первообразной функцией
41.06kb.
1 стр.
"Маленькие трагедии" цикл пьес Пушкина, включающий четыре трагедии: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 год)
31.44kb.
1 стр.