Главная страница 1


МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

А.С. Киблов,

заместитель начальника управления ЖКХ Могилевского облисполкома
Внимание к проблеме трудовой мотивации среди практиков то падает, то снова усиливается. Последние годы снова наметился рост интереса к ней не только со стороны специалистов по работе с персоналом, но и со стороны руководителей разного уровня. Показателем роста значения проблемы мотивации персонала для поддержания высокой эффективности в работе организации является, в частности, рост расходов, которые организации готовы нести, оплачивая услуги консультантов в сфере управления человеческими ресурсами. Это и понятно, организации стремятся усиливать и развивать свои нематериальные активы – в первую очередь это повышение потенциала человеческих ресурсов, которое реализуется в значительной степени именно через усиление мотивации персонала.

Правительство Республики Беларусь и Президент уже неоднократно заявляли о необходимости повышения конкурентоспособности белорусской экономики. Трудно поверить в то, что конкурентоспособность отечественной экономики может повыситься без повышения качества управленческой деятельности. Работа же руководителя не будет эффективной, если он не может добиться максимальной отдачи от своих подчиненных, если он не может управлять их мотивацией.

Цель данной работы изучить мотивацию персонала как фактор повышения эффективности производства.

Задачи:


  1. Рассмотреть понятие и сущность мотивации и стимулирования трудовой деятельности работников;

  2. Проанализировать содержательные и процессуальные теории мотивации;

  3. Сравнить эффективность различных методов мотивации и стимулирования персонала.

Объект исследований – мотивация персонала.

Предмет - мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства.

Мотив – внутреннее побуждение, заставляющее человека делать что-либо или поступать определенным образом.

Стимул – внешнее побуждение активности работника, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д. Стимулы становятся мотивами в том случае, когда они оказываются объективно значимыми. И отвечают потребностям работника, т.е. стимул не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.

Человек реагирует на многие стимулы, иногда не осознавая этого, т.е. бесконтрольно. Реакция на конкретные стимулы неодинакова у разных людей, поэтому стимулы должны разрабатываться с учетом действующих потребностей определенной личности.

Основным способом, который используется для привлечения человека к активной деятельности, является вознаграждение.

Вознаграждение — это все то, что человек считает ценным для себя. У каждого человека свои представления о шкале ценностей.

Вознаграждения подразделяют на внутренние и внешние. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это положительные чувства, которые человек испытывает в процессе работы. К ним относятся: уважение, дружба, осознание значимости выполненной работы.

Внешнее вознаграждение дается организацией: это продвижение по службе, символы служебного статуса и другое.

Мотивация, в организационном контексте – это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создается впечатление, что служащие работают только ради достижения общих целей организации, то все равно ведут они себя так потому, что уверены, что это лучший способ достижения собственных целей. Рабочие занимаются тяжелым физическим трудом, соглашаются работать дополнительные часы, выдерживают большое напряжение, и все, потому что уверены, что эти негативные аспекты их работы приемлемы, учитывая ту награду, которую они получают для себя и для тех, кто занимает важное место в их жизни.

Некоторые менеджеры превратно истолковывают личностную природу мотивационного процесса. Они уверены, что их действия по постановке целей, управлению компанией, выполнению различных заданий и соблюдению строгой дисциплины будут восприниматься подчинёнными как достойный пример, и будут вдохновлять их на работу, отвечающую ожиданиям руководства. В коротком периоде может оказаться, что такое поведение руководства и является ключом к мотивации [1].

Как показано на рисунке 1, простая модель процесса мотивации имеет всего три элемента: потребности, целенаправленное поведение, удовлетворение потребностей. Эти потребности представляют собой желание или стремление к определенному осязаемому или неосязаемому результату. Люди испытывают потребность в таких конкретных вещах, как одежда, дом, портфель ценных бумаг, большой офис и личная машина. Но они также нуждаются в таких «неосязаемых» вещах как чувство уважения, возможности личного роста и т. д.



Целенаправленное поведение

Потребности

Удовлетворение потребностей


Рисунок 1 − Процесс мотивации.

Пытаясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают ту или иную линию целенаправленного поведения. Работа в компании тоже представляет собой один из способов целенаправленного поведения. Попытки продвинуться на руководящую должность в компании — это другой тип целенаправленного поведения, направленного на удовлетворение чьей-либо потребности в признании.

Существует три основных содержательных теории мотивации, иерархия потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторная теория Фредерика Херцберга и теория мотивации Дэвида МакКлеланда. Хотя отдельные детали этих теорий и отличаются друг от друга, все три подхода могут помочь менеджеру создать благоприятную рабочую атмосферу для своих подчиненных. Взятые вместе, эти модели мотивации представляют собой хорошее руководство для направления усилий менеджера по мотивированию подчиненных в нужном направлении.

Абрахам Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек в одно и то же время имеет потребности всех пяти типов, но сила каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается иерархия потребностей. Маслоу утверждал, что основные пять типов потребностей почти всегда идут в порядке, показанном на рисунке 2.

Менеджер, который знает уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем и следовательно, может выбрать наиболее эффективный мотиватор.

Физиологические потребности состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции.



1 – физиологические потребности; 2 – потребность в безопасности; 3 – социальные потребности; 4 – потребности в уважении; 5 – потребности в самореализации и в самовыражении



Рисунок 2 - Иерархия потребностей Маслоу
Как только физиологические потребности удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие.

Когда достигнуто удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности, внимание человека перемещается на потребность в дружбе, любви и принадлежности. Как «социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят удовлетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путем вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путем сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной совместной деятельности.

На четвертом уровне в иерархии Маслоу находятся потребности в уважении, или личностные потребности. Эти потребности могут принимать две различные формы. Первая – это потребность в самоуважении, т. е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма – потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворить потребность в уважении, включают в себя почетные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе.

Когда удовлетворены потребности четырех нижних уровней, человек фокусирует свое внимание на удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

Процессуальные теории мотивации пытаются объяснить, как возникает целенаправленное поведение, как оно направляется, поддерживается и заканчивается. Независимо от того, как классифицируется содержание мотивации, менеджеру нужно понимать, как управлять им. Существует четыре основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания Виктора Врума, расширенная модель ожидания Лай-мана Портера и Эдварда Поулера, теория справедливости Дж. Стэйси Эдамса и теория усиления, популяризованная Б. Ф. Скиннером.

Теория ожидания Виктора Врума. Большинство современных процессуальных теорий мотивации рассматривают мотивацию как процесс управления выбором. Такое определение мотивации впервые дал Виктор Врум. Он утверждал, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации. Таким образом, согласно Вруму, для того, чтобы быть успешным менеджером, необходимо показывать подчиненным, что направление их усилий на достижение целей организации приведет к скорейшему достижению их личных целей.

Все психологические теории мотивации так или иначе рассматривают поведение членов организации, в основе которого лежит воздействие на личность работника, изучаются его реакции на стимулы.

Практический менеджмент опирается на определенные теории мотивации, которые могут быть разделены на две группы. Содержательные теории пытаются выяснить причины того или иного поведения человека. Часто их называют «теории потребностей». Процессуальные теории ставят во главу угла вопрос о том, как возникает тот или иной тип поведения, что его направляет, поддерживает и прекращает.

Методы мотивации труда аналогичны методам, используемым в управлении

персоналом вообще. Среди них есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами (производством, народным хозяйством в целом): экономические, организационно-административные, социально-психологические и большое количество конкретных частных методов. Управление персоналом и, в частности, мотивацией труда должно основываться на принципах системного подхода и анализа, что означает охват всего кадрового состава предприятия, увязку конкретных решений в пределах подсистемы с учетом влияния их на всю систему в целом, анализ и принятие решений в отношении персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды во всей полноте взаимосвязей.

С помощью данной группы методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления. Это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо.

Поэтому экономические методы, с одной стороны, должны вне зависимости от формы собственности стимулировать деятельность организации на удовлетворение потребностей общества, с другой стороны, они должны служить мотиватором для персонала организации [7].


В основе любого осознанного действия лежит определенный мотив, то есть осознанная потребность. Люди постоянно испытывают те или иные потребности и стараются их удовлетворить. По мере того как они решают свои проблемы, один тип поведения оказывается вознагражденным, а другой - нет. Поэтому, когда в следующий раз человек встречается с той или иной проблемой, он пытается он пытается ее разрешить тем способом, который ему уже однажды помог. Другими словами, степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на его поведение в сходных обстоятельствах в будущем [6].

Список использованных источников:


1 Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент / Лапыгин Ю.Н. - М.: Инфра-М, 2007. — 235 с.

2 Радугин А. А. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов / А.А. Радугин – М.: Центр, 2001. – 232 с.

3 Маслоу А. Мотивация и личность/ А. Маслоу – СПб.: 2008 – 352 с.

4 Содержательные теории мотивации [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=3&index=42

5 Бюссинг А. Мотивация и удовлетворённость [Электронный ресурс] / А. Бюссинг – Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru/Disc/Bussing_Motiv.htm

6 Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах/ Н. В. Самоукина – М.; Вершина, 2006.– 224 с.

7 Шапиро С. А. Мотивация трудовой деятельности.: учебное пособие / С. А. Шапиро– М.: 2003.– 232 с.

8 Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: учебно-практич. пособие / С. В. Шекшня – М.: Интел – синтез, 2004.– 426 с.


9 Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика/ Ветлужских Е.-М; Альпина, 2010. – 169с.





Смотрите также:
Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства
96.02kb.
1 стр.
Эффективная нематериальная мотивация подчиненных
29.62kb.
1 стр.
Программа по развитию мясного скотоводства как основа повышения эффективности производства говядины
73.42kb.
1 стр.
Оптимизация трудовой мотивации среднего медицинского персонала как средство повышения эффективности профессиональной деятельности
465.3kb.
3 стр.
Мотивация и механизмы стимулирования персонала. Содержание: 4 Внешнеорганизованная мотивация 4
334.21kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу повышения квалификации: «Мотивация и стимулирование труда персонала»
41.88kb.
1 стр.
Применение мотивации персонала для повышения эффективности работы коммерческого предприятия
560.78kb.
3 стр.
Благодарский И. И. Стимулирование сбыта, как фактор повышения эффективности розничных сетей
123.8kb.
1 стр.
Решение есть некоторый процесс, складываю­щийся из ряда отдельных актов и процедур. Его волевой фактор является одним из моментов, на­правляющих процесс выработки и принятия решения
237.66kb.
1 стр.
Проектное обучение – фактор эффективности повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики
122.73kb.
1 стр.
Академия медицинских наук украины
283.94kb.
1 стр.
Пути повышения эффективности производства молока при интенсификации животноводства и кормопроизводства 06. 02. 04. Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства
672.77kb.
5 стр.