Главная страница 1



Мотивация и механизмы стимулирования персонала.

Содержание:



2.4 Внешнеорганизованная мотивация 4

Введение:

Актуальность исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к личности и ее роли в бизнес-процессах компаний, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой управления персоналом.

Понятие «мотивация» сейчас весьма популярно. Вызвать у себя мотивацию и суметь мотивировать других – вот о чем столько говорят и к чему так стремятся, ведь мотивация действительно важнейшая составляющая успеха. Фирма и предприятие берут на работу, прежде всего тех, кто остро заинтересован в ней и не скрывает этого. Персонал становится ключевым фактором повышения качества и производительности труда. Его роль в создании добавленной стоимости неуклонно увеличивается, что связано с изменениями условий конкуренции. Поэтому возникает необходимость разработки и внедрения новой системы мотивации.

Хотя мотивация сама по себе еще не обеспечивает успеха, добиться чего-либо без нее невозможною. Целью работы является определение силы и направленности мотивации и выбор метода стимулирования для конкретного подразделения на основе изученных теорий мотивации и методов стимулирования персонала. Объектом исследования являются преподаватели кафедры «Экономика промышленности и организация предприятий».

Глава 1. Мотивация как процесс

1.1. Понимание термина «мотивация»

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Че­тыре принципа достаточной причины» (1900-1910).

В настоящее время термин «мотивация» трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направлен­ность.

Исходя из выше изложенного мотивация - это процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону.

Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции пове­дения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы Выход из создавшегося положения состоит в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

1.2.Внутреннеорганизованная мотивация

Мотивация, обусловленная потребностями личности:

Рассмотрим этапы формирования мотива, когда стимулом является биологическая потребность личности, проявляющая себя в виде нужды, влече­ния (см. рис. 1).



Рис. 1. Этапы формирования мотива

Первый этап (стадия) — формирование первичного (абстрактного) мотива. Он состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой ак­тивности.

Вторая стадия формирования конкретного мотива — поисковая внешняя или внутренняя активность.

Задачей второго этапа мотивационного процесса является опреде­ление субъективной вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности. Другой важной задачей второго мотивационного этапа является предвидение (прогнозирование) последствий выбираемого пути достижения цели.

Третья стадия формирования мотива — выбор конкретной цели и формирова­ние намерения ее достичь. После рассмотрения различных вариантов удовлетво­рения потребности человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и способ ее достижения.

Итак, процесс формирования мотива как основания действия, поступка и побуж­дения к ним, начинается с возникновения потребности личности и заканчивается воз­никновением намерения и побуждения к достижению цели, если эта цель необходи­ма человеку.


2.4 Внешнеорганизованная мотивация


Под внешнеорганизованной мотивацией понимается воздействие (в основном оперативное, срочное) на процесс мотивации субъекта А со сто­роны субъекта Б (или группы других лиц, или средств массовой информации) с це­лью либо инициации мотивационного процесса, либо вмешательства в уже начатый процесс формирования намерения (мотива), либо стимуляции, увеличения силы по­буждения, мотива. Речь, таким образом, идет об условном названии, отражающем психологическое влияние извне на мотивационный процесс, а не о действительном формировании мотива посторонним человеком.

Глава 2. Определение и выбор метода стимулирования для преподавателей кафедры «Экономика промышленности и организация предприятий»

Для определения метода стимулирования трудовой деятельности был проведен социологический опрос среди преподавателей кафедры и выявлена ценностную ориентацию коллектива, сила мотивации, направленность мотивации, направления совершенствования работы по стимулированию работников.

2.1 Определение социальной структуры персонала кафедры.

Для решения поставленных задач я проанализировала социальную структуру персонала и поучила следующие выводы:

Возрастная структура:

Возрастная структура персонала характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в его общей численности. Анализируя анкеты для определения типологии мотивации труда и выбора типа стимулирования, заполненные девятнадцатью преподавателями, можно сделать следующий вывод о возрастной структуре кафедры ЭКО:

Где:


  1. сотрудники, возраст которых менее 30 лет. – 32%

  2. сотрудники, возраст которых менее 40 лет.- 21%

  3. сотрудники, возраст которых менее 50 лет. - 10%

  4. сотрудники, возраст которых более 50 лет. – 37%

Таким образом, можно сделать вывод, что на кафедре работают преподаватели всех возрастных групп, На возрастную группу свыше 50 лет приходится наибольшая процентная доля - 37%, меньший процент приходится на возраст 40-50 лет - 10%.

.Классификация по уровню образования:

Структура персонала по уровню образования также была составлена на основе анализа девятнадцати анкет.

Где:


  1. преподаватели с высшим образованием. – 74%

  2. кандидаты наук. – 21%

  3. доктора наук. 5%

Таким образом, преобладающее большинство составляют преподаватели с высшим образованием.

Стаж работы:

Стаж работы в данной организации характеризует закрепляемость кадров. Анализ анкет принес следующие результаты:

Где:


  1. преподаватели, стаж которые менее 10 лет – 42%.

  2. преподаватели, стаж которые менее 15 лет – 11%.

  3. преподаватели, стаж которые менее 20 лет – 0%.

  4. преподаватели, стаж которые более 20 лет – 47%.

То есть на кафедре наблюдается довольно высокая закрепленность кадров, но и доля молодых специалистов также достаточно высока.

Проанализировав результаты проведенного теста среди сотрудников кафедры, можно сделать вывод об общей структуре персонала: на кафедре работают преподаватели всех возрастных групп и преобладает высшее образование.

2.2. Выбор метода стимулирования

Проанализировав социальную структуру, можно перейти непосредственно к выбору метода стимулирования.

Для этого, вопросы, включенные в анкету, разбиваются на 4 подгруппы, каждая из которых включает определенный перечень вопросов и дает представление об идеальной работе, как работе, направленной в первую очередь на:

• Содержание работы (вопросы 7, 12, 17, 18).

• Общественную полезность (вопросы 9, 11, 13).

• Оплату труда (вопросы 5, 10, 15).

• Статус работника (вопросы 8, 14, 16).

• В этот перечень не включен ответ на вопрос 6, который является антимотивационным и означает отсутствие трудовой мотивации.



Эти подгруппы объединяются в две группы, первая из которых включает 1 и 2 подгруппы, а вторая включает 3 и 4 подгруппы. По каждой группе рассчитывается среднее количество баллов для каждого респондента, как среднеарифметическое. Результаты можно записать в виде таблицы:

№ Ре-спон-ден-та

1 подгруппа

2 подгруппа

Сред-ний балл

3 подгруппа

4 подгруппа

Сред-ний балл

Ответ на вопрос №6

7

12

17

18

9

11

13

5

10

15

8

14

16

1

2

2

2

2

2

2

2

2,00

2

1

2

1

2

2

1,66

2

2

3

3

3

3

2

1

2

2,42

3

2

2

2

2

3

2,33

3

3

2

3

2

3

2

2

2

2,28

3

3

2

3

2

1

2,33

2

4

3

3

2

2

3

2

2

2,42

2

1

2

2

2

2

1,83

2

5

3

3

3

3

3

3

3

3,00

3

3

3

3

3

3

3,00

3

6

3

2

2

2

2

2

3

2,28

2

1

2

2

2

3

2,00

2

7

2

2

2

2

2

2

2

2,00

2

2

2

2

2

2

2,00

2

8

3

3

3

3

2

2

3

2,71

3

1

2

2

2

2

2,00

2

9

3

2

3

3

3

3

3

2,86

3

1

2

1

3

2

2,00

2

10

3

2

2

2

2

1

2

2,00

2

2

3

2

3

3

2,50

2

11

3

1

2

2

1

1

1

1,57

3

1

3

1

2

2

2,00

3

12

3

2

2

2

3

2

3

2,42

2

1

2

1

3

3

2,00

2

13

3

2

2

3

3

2

3

2,57

3

2

2

3

3

2

2,50

2

14

2

3

3

1

2

1

3

2,14

2

1

2

2

1

2

1,66

2

15

2

2

2

2

2

2

2

2,00

2

2

2

1

2

2

1.83

2

16

3

3

3

3

2

1

3

2,57

2

1

2

2

2

2

1,83

1

17

3

2

3

1

2

2

2

2,14

2

3

3

3

2

3

2,66

3

18

3

3

3

3

3

3

3

3,00

3

3

3

3

3

3

3,00

3

19

2

3

2

1

2

2

3

2,14

2

2

3

2

3

2

2,33

3

Если рассчитанный средний балл:

• по первой группе выше среднего балла по второй группе, то для респондента наиболее важным является нематериальное стимулирование.

• по первой группе ниже среднего балла по второй группе, то для респондента наиболее важным является материальное стимулирование

• при равном количестве баллов в группах можно применять оба метода стимулирования.

Таким образом, можно определить, какой метод стимулирования является наиболее важным.

2.3.Определение силы и направленности мотивации

Для того, чтобы определить силу и направленность мотивации определяют средний балл по каждому респонденту. При подсчете среднего балла по каждому респонденту необходимо суммировать баллы по всем вопросам, перечисленным в анкете, а затем вычесть ответ на вопрос №6 (как антимотивационный), а затем разделить на общее количество вопросов. На основе среднего количества баллов производится классификация респондентов по силе мотивации и направленности мотивации. Следует отметить, что в данном случае анализируется не только важность для респондента того или иного фактора, но и возможность его удовлетворения.

По силе мотивации:

• Если средний балл находится в диапазоне от 2,7 до 2,0 включительно, то это сильная мотивация.

• Если средний балл находится в диапазоне от 1,99 до 1,3 включительно, то это средняя мотивация.

• Если средний балл находится в диапазоне от 1,29 до 0,7 то это слабая мотивация.

По направленности мотивы классифицируются на:

• Мотивы достижения (если средний балл превышает 1,9).

• Мотивы избегания (если средний балл находится в диапазоне 1.5-1,89).

• Отсутствие мотивации вообще (если средний балл не превышает 1.5).

После обработки результатов можно составить результирующую таблицу:



№ респон-дента

Сред. балл по группе

Метод стимулирования

Сред. балл по респон-денту

Сила мотивации

Направленность мотивации

1

2,00

Нематериальное

1,57

Средняя

Мотивы избегания

2

2,42

Нематериальное

1,64

Средняя

Мотивы избегания

3

2,33

Материальное

2,00

Сильная

Мотивы достижения

4

2,42

Нематериальное

1,85

Средняя

Мотивы избегания

5

3,00

Оба метода ст-я

2,57

Сильная

Мотивы достижения

6

2,28

Нематериальное

1,85

Средняя

Мотивы избегания

7

2,00

Оба метода ст-я

1,71

Средняя

Мотивы избегания

8

2,71

Нематериальное

2,07

Сильная

Мотивы достижения

9

2,86

Нематериальное

2,14

Сильная

Мотивы достижения

10

2,5

Материальное

1,93

Средняя

Мотивы достижения

11

2,00

Материальное

1,42

Средняя

Мотивация отсутствует

12

2.42

Нематериальное

1,93

Средняя

Мотивы достижения

13

2,57

Нематериальное

2,00

Сильная

Мотивы достижения

14

2,14

Нематериальное

1,64

Средняя

Мотивы избегания

15

2,00

Нематериальное

1,64

Средняя

Мотивы избегания

16

2,57

Нематериальное

1,93

Средняя

Мотивы достижения

17

2,66

Материальное

2,21

Сильная

Мотивы достижения

18

3,00

Оба метода ст-я

2,57

Сильная

Мотивы достижения

19

2,33

Материальное

2,00

Сильная

Мотивы достижения

Таким образом, можно сделать вывод, что на кафедре «Экономика промышленность и организация предприятий» наибольшее значение имеет система нематериального стимулирования, которая была описана выше, преобладает средняя или оптимальная мотивация(доля средней мотивации 58%), при которой эффективность деятельности является наивысшей, так как она не вызывает нарушений поведения и снижения эффективности деятельности. Преобладают мотивы достижения(58%), то есть активность работы поддерживается на уровне, позволяющем проявлять самостоятельность в работе и достигать поставленных целей.

Проранжировав вопросы по степени значимости для коллектива и возможности удовлетворения этих требований, можно отметить, что наибольшее значение для сотрудников имеют:

- интересная работа

- возможность выпускать квалифицированных специалистов

- возможность применить свои знания и способности

- хороший заработок.

Вопросы, которые имеют наибольшую возможность удовлетворения:

- возможность выполнить свой долг перед обществом, делать то, что необходимо

- возможность приносить пользу людям

- возможность быть самостоятельным в работе, решать самому, что и как делать

- возможность применить свои знания и способности.

Следовательно, можно предложить следующее сочетание материального и нематериального стимулирования:

1.Использование стратегии финансового подкрепления через определенный интервал времени. Подкрепление (премии, бонусы и прочее) осуществлять после определенного периода времени – раз в месяц, квартал, или год.

2.Ввести различные виды поощрения использующие различные формы для воздействия на рабочее поведение сотрудников, учитывая их индивидуальные особенности: возраста, стаж работы, уровень образования, личные качества и особенностей трудовой мотивации (силу и направленность).

Заключение:

В моей работы я рассмотрела основные мотивационные группы, провела сравнительный анализ наиболее известных теорий, дала четкое определение мотивации и рассмотрела ее виды, описала стадиальность мотивационного процесса, рассмотрела основные виды стимулирования персонала и провела исследование на кафедре «Экономика промышленность и организация предприятий». Целью данного исследования являлось определение метода стимулирования и типов мотивации преподавателей кафедры.

По окончанию моей работы можно сделать следующие выводы:

1. Мотивация - это процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.

2. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. "Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями".

3. На кафедре «Экономика промышленность и организация предприятий» наиболее действенным будет являться внедрение системы, сочетающей в себе нематериальное и материальное стимулирование, но преимущество должно быть отдано нематериальному.

Литература:

1. Механизмы стимулирования в организационных системах Д. Новиков, М, Синтег, 2004.

2.Теория управления персоналом - И. Дуракова., М: ИНФРА-М, 2003.

3. Мотивация, действие и перспективы будущего – Ж. Нюттен, М, Смысл, 2004.

4. Мотивация и мотивы - Ильин Е.П. , СПб, Питер, 2008.

5. Мотивация и личность- А. Маслоу, СПб., Евразия, 1999.

6. Мотивация трудовой деятельности - О. Касьяненко, СПб., СПбУЭФ, 2003.

7. Мотивация и деятельность – Х. Хекхаузен, СПб, Питер, 2003

8. Мотивация – Р. Нирмайер, М Зайфферт, М, Инфра-М, 2006.

9. Механизмы стимулирования в многоэлементных системах - Д. Новиков, А. Цветков, М, РАН, 2000.

10.Базовые системы стимулирования - Т. Кочиева, Д. Новиков, М, РАН, 2000.

11. «Соревнование как способ мотивации» - А. Чернов, Ведомости, 2008.

12. «Мотивация развлечением» - «Кадровый менеджмент», 2005.

.

Приложение Б.



Анкета

для определения типологии мотивации труда

и выбора типа стимулирования.
1. Фамилия __________________________             
   Имя ______________________________             
  Отчество
_________________________             
  

2. Возраст: 3. Образование 4. Стаж работы

А) до 30 лет А) высшее А) до 10 лет

Б) до 40 лет Б) К.Э.Н. Б) до 15 лет

В) до 50 лет В) Д.Э.Н. В) до 20 лет

Г) свыше 50 лет Г) свыше 20 лет
5. Степень удовлетворенности работой

А) Работой вполне доволен Б) Скорее доволен, чем не доволен

В) Работа для меня безразлична Г) Скорее недоволен

Д) Совершенно недоволен работой Е) Затрудняюсь сказать





С этой стороны отмечаем ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ВАС этих требований

С этой стороны отмечаем ВОЗМОЖНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ

Совсем не важно

Важно

Очень важно

Вопросы

Пол- ностью

Час- тично

Не по- зволяет

1

2

3

5. Хороший заработок

3

2

1

1

2

3

6. Работа должна оставлять время и силы, чтобы пользоваться всем, что дает жизнь

3

2

1

1

2

3

7. Интересная работа, доставляющая удовольствие

3

2

1

1

2

3

8. Возможность продвижения по службе

3

2

1

1

2

3

9. Возможность приносить пользу людям

3

2

1

1

2

3

10. Возможность получить жилье, устроить ребенка в садик, получить путевку

3

2

1

1

2

3

11. Возможность выполнить свой долг перед обществом, делать то, что необходимо

3

2

1

1

2

3

12. Возможность повышать квалификацию, пополнять

3

2

1

1

2

3

13. Возможность выпускать квалифицированных специалистов

3

2

1

1

2

3

14. Возможность заслуживать уважение окружающих

3

2

1

1

2

3

15. Возможность обеспечить достаток в доме, приобретать что захочется

3

2

1

1

2

3

16. Возможность общения с людьми 

3

2

1

1

2

3

17. Возможность применить свои знания и способности

3

2

1

1

2

3

18. Быть самостоятельным в работе, решать самому, что и как делать

3

2

1



Смотрите также:
Мотивация и механизмы стимулирования персонала. Содержание: 4 Внешнеорганизованная мотивация 4
334.21kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу повышения квалификации: «Мотивация и стимулирование труда персонала»
41.88kb.
1 стр.
Вопрос №7 Мотивация деятельности в менеджменте. Мотивация
20.42kb.
1 стр.
Рабочей программы дисциплины Мотивация и стимулирование трудовой деятельности
15.49kb.
1 стр.
Мотивация и мотивы спб.: Питер, 2000. 512 с
48.62kb.
1 стр.
Студенты факультета рекламы: мотивация выбора, мотивация обучения, оценка перспектив
208.54kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент»
874.28kb.
5 стр.
А. П. Гайдара Повышение мотивации учения учащихся младших классов
146.56kb.
1 стр.
Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства
96.02kb.
1 стр.
Тема 12 Тарифная система оплаты труда
139.2kb.
1 стр.
Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры
131.79kb.
1 стр.
Мотивация просоциального поведения 11 мотивация нормативного поведения
383.25kb.
2 стр.