Главная страница 1страница 2страница 3
Оглавление

Раздел I. Эссе «Мое педагогическое кредо»…………………………………….3

Раздел II. 2.1. Обоснование выбора педагогической технологии……………...6

2.2. Описание технологии модельных уроков…………………………………..7

2.3. Этапы работы по внедрению технологии………………………………….15

Раздел III. Модельный урок по теме «Многообразие птиц и их экологические группы»…………………………………………………………………………...17

Раздел IV.4.1. Прогресс детей в ходе работы по направлениям деятельности педагога………………………………………………………………………......31

4.1.1. Динамика успеваемости и качества знаний……………………………..31

4.1.2. Итоги контрольных работ УУО………………………………………….31

4.2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемому предмету………………………………………………………………………….32

4.2.1. Система внеурочной деятельности………………………………………32

4.2.2. Участие учащихся на олимпиадах……………………………………….32

4.2.3. Участие учащихся на НПК……………………………………………….33

4.2.4. Позитивные результаты деятельности педагога в качестве классного руководителя……………………………………………………………………..37

4.2.5. Лучший кабинет биологии………………………………………………..41

4.2.6. Общественная работа, хобби, семья……………………………………..42



Раздел V. Распространение опыта работы……………………………………...43

5.1. Наличие собственной системы методических разработок………………..43

5.2. Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей……………………………………………………………………………….43

5.3. Участие в проведении мастер – классов, круглых столов, конференций..43

5.4. Участие в инновационной деятельности…………………………………...45

5.5. Прохождение повышения квалификаций…………………………………..46



Раздел VI. Официальная оценка работы педагога……………………………...47

6.1. Отзыв Бурнашевой А.Ф……………………………………………………..47

6.2. Отзыв Кычкиной И.В………………………………………………………..50

6.3. Отзыв родителей учащихся………………………………………………....54

6.4. Отзыв ученика………………………………………………………………..55


ГАБЫШЕВА
САРГЫЛАНА МИХАЙЛОВНА- УЧИТЕЛЬНИЦА БИОЛОГИИ БАЛЫКТАХСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Образование: высшее, БГФ ЯГУ, 1990 г.

Педстаж: 18

УПД: высокий

Награды:


  • Благодарственное письмо Министерства образования РС (Я)

от 26.03.2001.

  • Благодарственное письмо Чурапчинского УУО, экспертная комиссия II региональных агрочтений от 28.03. 2005.

  • Благодарственное письмо Регионального координационного центра «Шаг в будущее», Мегино – Кангаласское УУО от 12.01.2006.

  • Благодарственное письмо Национального Фонда «Бар5арыы» РС (Я), координационный центр «Шаг в будущее» по РС (Я), Амгинское МУО от января.2007.

  • Грамота УУО Мегино – Кангаласского улуса от 19. 02. 2008.

  • Почетная грамота УУО Мегино – Кангаласского улуса

  • от 14. 05. 2008.



Раздел 1
Эссе «Мое педагогическое кредо»

Наш мир – это еще не раскрытая полностью тайна, а урок проникновение в неведомые тайны наук. Каждый день я прихожу к своим ученикам, общаюсь с ними, делюсь своими мыслями и опытом. Полностью вкладывая все свои знания и умения, стараясь оставить свой след в воспитании подрастающего поколения я стремлюсь вместе со своими учениками открывать новое в обыденном, глубокое в простом, удивительное в скучном. Только так можно найти путь к раскрытию способностей ребенка: в этом заключается вся соль учительской профессии.

Мой класс, мои ученики, моя школа – это своеобразная биосфера, в котором есть свои характерные признаки, микроклимат, развитие.

Мой предмет – биология. Познавая биологию, каждый открывает для себя тайну природы. И для этого, каждый учитель должен найти тонкий подход, свою манеру ведения урока, свою технологию.

Новая социальная ситуация предъявляет сегодня к школе высокие требования. Многие ведущие исследователи проблем обучения в школе выделяют следующие современные тенденции в образовании:


  • к более глубокому осознанию образовательных уровней, т.е. рассмотрения каждого из них как органической части системы непрерывного образования. Эта тенденция может обеспечить преемственность не только между школой и вузом, но и между вузом и будущей профессиональной деятельностью студентов;

  • к компьютеризации и технологизации обучения; тенденция, которая значительно повысит интеллектуальную деятельность учащихся;

  • к внедрению активных методов и форм обучения, предполагающих включение в деятельность учащихся элементов проблемности, научного поиска, самостоятельной работы;

  • к использованию активных приемов обучения: игровых, стимулирующих общение, организующих творческую и самостоятельную деятельность учащихся;

  • к акцентированию внимания на познавательной деятельности учащихся, к взаимодействию педагога и обучаемого, т.е. к организации обучения как коллективной, совместной деятельности, сотрудничества;

Используемая мною в настоящее время на уроках биологии технология модельных уроков полностью соответствует этим тенденциям. На модельных уроках для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся, необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, электронными пособиями, интернетом, наглядными пособиями, натуральными объектами.

На основе этого для учителя возникают проблемы: как организовать самостоятельную работу каждого ученика на протяжении всего урока, как сделать эту работу интересной, насыщенной, полезной, как проконтролировать уровень его знаний, умений, навыков, как обеспечить коррекцию знаний.

Наблюдения за детьми на уроках и во внеурочное время показали, что дети охотнее занимаются решением проблемы в группах. Создаются возможности для диалога и полилога всех участников, а это развивает не только умение говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы.

Я стала понимать, что перечисленные проблемы могут быть решены в процессе организации учебной деятельности, основанной на индивидуальном подходе в условиях сотрудничества.

Основные условия работы в группах: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимная зависимость. При этом создается хороший доверительный климат в классе не только самими учащимися, но и между учеником и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Общение в группах помогает управлять каждым действием ученика при решении конкретных задач и вовремя вносить необходимую коррекцию в ходе урока. Создаются условия для самореализации возможностей ребенка, а также позволяется адаптировать содержание учебного материала, приемы и темп учебной деятельности ученика к его психологическим особенностям.

Постепенно каждая группа приобретает свое лицо, ребята чувствуют ответственность за совместно выполненную работу. Любой член группы находит в ней свою нишу: кто-то становится лидером и организатором, кто-то подает новые идеи, а вся группа активно участвует в познавательном процессе.

Главный смысл моей деятельности – создание ситуации успеха каждому ученику на каждом уроке. Мой опыт работы подсказывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, резко изменяет его деятельность. Например: ученик 7 «а» класса, воспитанник детского дома Ян Зедгенидзев всегда молчал на уроках, хотя он способный ребенок. Переломным моментом для Яна стал открытый урок по теме «Птичий калейдоскоп», где составленный им кластер был признан самым лучшим.

Очень приятно, когда в работу включаются родители. Несомненно, что при составлении кластера, Яну помогли патронатные родители. С этого урока Ян стал проявлять желание учиться, активность, лидерство в команде.

По моему мнению, у ребенка всегда должен быть шанс получить дополнительные знания, публично выступить, исправить ошибки, повысить оценку. Поэтому я просто обязана давать этот шанс детям, так и делаю. Если ребенок недоволен оценкой, хочет что-нибудь добавить, исправить в своей работе, то ему всегда дается возможность это сделать.

Как учитель биологии, я должна помочь детям осознать непреходящую ценность природы, понять уникальность, неповторимость, красоту каждого биологического вида, научить понимать, что в природе все взаимосвязано, т.е. развивать у учащихся биоэкологическое мышление.

Изучая живое, необходимо научить детей ощущать, чувствовать, входить в образ, слушать и слышать. Все это достигается в результате исследований. При этом в качестве обязательного условия выступает творческое решение исследовательских задач в различных областях науки биологии: морфологии, анатомии, систематики, экологии и других. Так, при составлении кластеров по определенной теме, ученик сталкивается с необходимостью поиска новой информации, что приводит более углубленному изучению темы. Такая работа, увлеченность ученика темой, могут привести к самостоятельной научно-исследовательской работе. Так, ученица 7 класса Саргылана Сотникова исходя из кластера «Растения семейства сложноцветных» вышла на работу «Лекарственные растения окрестностей села Балыктах». Стала лауреатом юниорских чтений «Шаг в будущее».

«Ты можешь!» - должен напоминать учитель ученику. «Он может!» - должен понимать коллектив. «Я могу!» - должен поверить в себя ученик. Доброжелательная улыбка, замечания не вызывающие обиды и неприятия, невербальное общение – все это способствует созданию положительных эмоций во время урока. За годы работы я прочно усвоила главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик был уверен, что учитель его любит. Эти мысли из сегодня будут завтра вести меня к порогу моей школы. И я снова буду сдавать экзамен «на учителя» перед своими ребятами. И снова, как всегда, со мной будут моя прямота в словах и поступках, обдуманность, решительность в действиях, благодаря которым может состояться Учитель, несущий знания детям.




Раздел 2-й

1. Обоснование выбора педагогической технологии
В концептуальном документе Министерства образования и науки РФ «Стратегия модернизации российского школьного образования» главной целью является формирование человека информационного общества, в котором выпускник видится развитой, креативной, самостоятельной и критически мыслящей личностью. Ключевой идеей становится формирование у школьников таких качеств как готовность к самообразованию, дальнейшему развитию, самостоятельности в принятии решений на основе объективной самооценки.

Способность и готовность к сотрудничеству, созидательной деятельности, толерантность – приоритетные качества современного гражданина – формируются на основе развития мышления и речи.

В связи с этим в методической науке происходят изменения в подходах изучения предметов в средней школе, позволяющие реализовать вызовы современного общества.

С этой точки зрения в своей педагогической деятельности я применяю технологию модельных уроков с применением ИКТ.


2. Описание технологии модельных уроков.
Модельный урок основывается на построении модели знаний по определённой теме (блоку, разделу) самими учащимися и углублении знаний по индивидуальным интересам, на основе увязывания уже известного с новыми знаниями.

Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойство, взаимосвязи и отношения между элементами изучаемого объекта.

Визуально – графическая модель уроков представляет собой цепь последовательного формирования и развития биологических понятий, представленных через иллюстрации, схемы, рисунки. Такая модель помогает посредством рисунков – символов, знаков – символов и схем сделать предметными абстрактные биологические понятия, невидимые явления.

Модельный урок включает три основные стадии, в каждом из которых применяются разные методические приемы.


  1. Стадия вызова

  1. Актуализация знаний.

  2. Активизация учащихся.

Применяется прием «Покопаемся в памяти»

Уровни общения: индивидуальный



парный

групповой (командный)



  1. Побуждение интереса.

  2. Создание интеллектуальной опоры.




  1. Стадия осмысления.

Работа с текстом

Применяются приемы: 1. Пометки на полях

2. Составление маркировочной таблицы


  1. Рефлексия.

  1. Кластер.

  2. Презентация

  3. Проверка знаний.

На протяжении урока школьники остаются субъектами учебной деятельности, воспринимают, осмысливают, представляют и выстраивают визуально – графическую модель (кластер) закономерностей на основе собственных наблюдений рассуждений, знаний и умозаключений.

Учитель продумывает и формулирует вопросы, задания, позволяющие актуализировать опорные знания, направлять и корректировать учебно – познавательный поиск учащихся; находить методы и методические приемы, позволяющие поддерживать любознательность, познавательный интерес детей на протяжении всего урока. Таким образом, в ходе модельного урока учитель выступает в роли:

- организатора (координатора) действий


  • руководителя работы

  • организатора сотрудничества

  • создателя ситуации успеха.

На стадии вызова применяется методический прием «Покопаемся в памяти». Учащиеся вспоминают ранее пройденные темы, отвечая на вопросы учителя, товарищей устанавливают связь между пройденной темой и новой темой. При переходе на новую тему, в результате «мозгового штурма» устанавливаются первоначальные знания по данной теме. Работая индивидуально, в парах, в группах каждая группа составляет текст, в которой актуализируются опорные знания. Эта стадия модельного урока направлена на развитие памяти учащихся.

Развитие познавательной активности поддерживается в течение всего урока. Дискуссии в группах побуждают интерес учащихся, ведут к столкновению мнений между самими учащимися и между мнениями учащихся и содержанием текста, в стадии осмысления при работе с текстом. Здесь применяются приемы: пометки на полях и составление маркировочной таблицы.

Стадия осмысления также направлена на развитие мыслительной деятельности. По В.Е. Степановой имеется два типа мыслительной деятельности:


  • эмпирической мышление (система Л.В. Занкова )

  • теоретическое мышление (система Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова).

Для эмпирического мышления характерно формальное обобщение, сравнение признаков предметов, выделение главного. Теоретическому мышлению присуще содержательное обобщение, полученное в результате поисково – исследовательской работы. При работе с текстом по приему «пометки на полях» и при составлении маркировочной таблицы у школьников преобладает первый тип мыслительной деятельности т.е. эмпирический. А, при составлении кластеров и при работе по вопросам кластера (углублении знаний) – второй тип мышления, т.е. теоретический.

Такие виды работ развивают у учащихся самостоятельное добывание знаний.

Развитие практических навыков наблюдаются в течение всего урока. Это:

- умение работать с дополнительной литературой (справочники, определители, энциклопедии, научно- популярная литература, электронные пособия, материалы из интернета).

- умение составить таблицы, начертить графики

- умение обобщить полученные знания и изобразить в виде кластера

(схем и рисунков).

Кульминационным моментом урока является составление кластера. Кластер- это модель знаний учащихся по теме. Составление кластеров требует творческого подхода, изобретательности и выдумки. Процесс учит логике изложения добытого знания, развивает фантазию.

Так как модельный урок построен на принципах сотрудничества, то в течение урока идет взаимообмен мнениями между учащимися и взаимопомощь между учащимися и учителем. Дискуссии, парный, групповой уровни общения, защита кластеров развивают монологическую, диалогическую, полилогическую речь учащихся.

Психологическое развитие школьников в процессе учебной деятельности выявляется в рефлексии. В основе психологического развития школьников лежит процесс формирования у них в ходе выполнения учебной деятельности теоретической рефлексии, анализа и планирования, которое определяет существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей.

Таким образом, основными развивающими сторонами модельного урока являются:


  • развитие памяти

  • развитие познавательной активности

  • развитие мыслительной деятельности

а/ эмпирического мышления

б/ теоретического мышления



  • развитие практических навыков

  • развитие речи

  • психологическое развитие.

Направлениями способствующими, развитию ученика как личности являются:

  • обращение к субъектному опыту учащихся (опора на первоначальные знания, индивидуальное отношение к учебной ситуации)

  • Опора на индивидуальные способности учащихся

  • Создание ситуации взаимопомощи, взаимообучения

  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика

  • Побуждение к поиску альтернативных решений

  • Обеспечение возможности для творчества

  • Самореализация школьников в учебных отношениях (в качестве консультантов, рецензентов, исследователей и.т.п.)

  • Создание ситуации выбора (уровня, профиля, объема знания)

  • Рефлексия деятельности и поведения на уроке

  • Сотрудничество ученика и учителя

  • Знание учителем личностных особенностей школьника.

Реализация теорий развивающего обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне ближайшего развития. Реализация этой теории в модельных уроках осуществляется путем:

А/ дифференциации и дозы помощи ученику

Б/ организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой.

В/ активизации и самостоятельности действий учащихся

Г/ углубление знаний по индивидуальным интересам

Задачу формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктует современное общество – усиливающийся поток информации, необходимость быстро ориентироваться в нем и извлекать наиболее существенные знания. Задача школы – научить детей самостоятельной работе с различными источниками информации, но в первую очередь с книгой. Умение работать с литературой закладывает формирование таких умений, как кратко излагать текст, ставить к нему простые вопросы, устанавливать ближайшие и отдаленные связи между понятиями и.т.д. Такие умения ведут к формированию творческих способностей и личностного развития учащихся, что является основным требованием современной школы.

Основными средствами обучения работе с литературой нами избраны действующие школьные учебники по биологии. А в виде дополнительной литературы используются справочные и энциклопедические словари, атласы- определители, научно – популярные издания, электронные пособия, материалы из интернета.

Исходным событием для начального этапа формирования интеллектуальных умений является чтение литературы. Поэтому организация обучения начинается с формирования умения бегло и осмысленно читать текст, что в значительной мере способствует развитию и учебных умений, и творческой активности учащихся.

В процессе чтения текста формируются такие умения, как:


  • Читать быстро и с необходимыми смысловыми акцентами;

  • Понимать текст;

  • Структурировать текст (наиболее трудное для формирования умение);

  • Привлекать ранее усвоенные знания для понимания текста;

  • Применять справочную литературу;

  • Определять предмет изучения;

  • Выделять основные понятия;

  • Определять понятия;

  • Устанавливать связи данных понятий с ранее изученными понятиями;

  • Устанавливать внутренние связи между понятиями и идеями текста;

  • Выделять главные идеи текста, т.е. те, которые подлежат запоминаю и пониманию в соответствии с учебной задачей.

На модельных уроках работа с текстом начинается на стадии осмысления. В качестве информационного текста чаще всего применяется параграф учебника, реже – специально подобранный, краткий текст из другой литературы. Такие приемы работы с текстом как «Пометки на полях» и «Составление маркировочной таблицы», делают эту работу особенно интересным. Задачей работы по 1 приему является понимание содержания текста и разделение текста на смысловые отрезки т.е структурирование текста. При заполнении маркировочной таблицы нужно выделить основные понятия текста, установить связи новых понятий с ранее изученными, установить внутренние связи между понятиями и идеями текста. Поэтому эта работа требует многократного пересмотра текста, его повторного чтения.

Работа с дополнительной литературой планируется при составлении кластера, в зависимости от включенных вопросов. Непосредственная работа с дополнительной литературой (нахождение ответов на вопросы кластера из дополнительной литературы) начинается сразу после презентации или, по усмотрению учителя, может выполняться как домашнее задание.

Таким образом, постепенная, но систематическая и целенаправленная работа с литературой на модельных уроках обеспечивает развитие и предметных, и интеллектуальных умений. Удачное сочетание учебника и дополнительной литературы позволяет:


  • мотивировать ученика к активной учебной деятельности;

  • обеспечить вариативное повторение понятийного аппарата, включая его в разные темы курса, в разных вариантах;

  • формировать большинство учебных навыков, вплоть до творческих;

  • организовать учебную деятельность ученика;

  • создать условия для рефлексии.

Применение компьютерных технологий позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс. Использование средств мультимедиа при изучении биологии открывает широкие возможности для эффективного наглядно – демонстрационного сопровождения на уроке и при выполнении домашних заданий; полноценного дидактического материала в условиях самообразовательной деятельности учащихся.

Сочетание в учебном процессе печатного текста, звука, анимации и видео решает дидактическую проблему: дает возможность проиллюстрировать сложные биологические явления и процессы. Весьма эффективны средства мультимедиа для организации виртуальных лабораторных и практических работ, виртуальных экскурсий.

На модельных уроках применение компьютерных технологий расширяет развивающее пространство:


  • получение необходимой информации по теме из разных источников, включая Интернет

  • выбор и применение соответствующих программ для работы

  • удобства для оформления кластеров.

Т.о., опыт работы по технологии модельных уроков по биологии показывает:



    • модельные уроки отвечают всем требованиям современного урока;

    • повышают познавательную, поисково - исследовательскую и творческую активность учащихся;

    • создаются условия для работы с ИКТ и дополнительной литературой;

    • эффективно повышается интерес к предмету, качество обучения.


3.Этапы работы по внедрению технологии модельных уроков

С технологией модельных уроков ознакомилась на курсах АПКиПРО в г. Москве в мае 2003г. Посетила мастер – классы педаговов школ г. Москвы. С осени 2003г. стала активно внедрять в своей работе. Опыт работы обобщила в докладе «Развивающие стороны модельного урока по биологии» на фестивале педагогических идей «Сельский учитель - 2003». Тезис доклада был рекомендован на публикацию в сборнике «Сельский учитель - 2003». В 2006г. доклад «Модельные уроки по биологии как форма приобщения учащихся к дополнительной литературе» опубликован в сборнике «Исследовательская деятельность учащихся как основа формирования естественно-научного мировоззрения в условиях перехода школ на профильное обучение». С темой «Технология модельных уроков по биологии» участвовала на круглом столе «Инновационные пед. технологии» в рамках республиканского НПК «Исследовательская деятельность учащихся как основа формирования естественно-научного мировоззрения в условиях перехода школ на профильное обучение» в с. Майя.

С 2005г. на уроках стала применять ИКТ. В феврале 2008г. участвовала на улусном конкурсе «Учитель – виртуоз ИКТ». На защиту модели урока был предоставлен модельный урок «Многообразие птиц и их экологические группы» в 7 кл.
Раздел3. Модельный урок по теме

«Многообразие птиц и их экологические группы» в 7 кл.

(презентация с анимацией с применением «Мимио»)



План урока:

  • Организационная часть

  • Стадия вызова

    1. Актуализация знаний

    2. Активизация учащихся

    3. Побуждение интереса

    4. Постановка цели урока

    5. Создание интеллектуальной опоры

  • Стадия осмысления

    1. Пометки на полях

    2. Составление маркировочной таблицы

    3. Составление кластеров

    4. Работа с дополнительной литературой

    5. Защита кластеров

  • Закрепление знаний

  • Рефлексия

  • Домашнее задание

  • Подведение итогов урока

Организационная часть

  • Приветствие

  • Рапорт дежурного

  • Объявление темы урока

  • Объяснение хода урока

  • Создание рабочих команд



Стадия вызова

Актуализация знаний

Побуждение интереса



  • Обсуждение вопросов в парах

  • Обсуждение вопросов в командах

  • Версии ответов команд

Чем отличаются птицы от других животных?

Птицы – покрытые перьями яйцекладущие позвоночные животные.

Температура их тела всегда высокая , и они активны независимо

от изменений температуры окружающей среды.

Каково внешнее строение птиц?

Чем отличаются скелет и мускулатура птиц?

Каковы особенности внутреннего строения птиц?


Постановка цели урока (Цель урока ставят учащиеся)

  • Углубление и обобщение знаний о внешнем и внутреннем строении птиц, расширение знаний о многообразии птиц и экологических группах птиц

  • Активизирование познавательного интереса к природе и ее изучению.

  • Привитие бережного отношения к природе.

  • Совершенствование навыков поисково – исследовательской деятельности, выполнения биологического рисунка, работы с дополнительными источниками знаний, компьютерной техники.

Создание интеллектуальной опоры

  • Просмотр видеофрагментов о птицах

  • Работа по тексту


Видеофрагменты о птицах:

Дятел (отряд дятлообразные)

Турухтан (отряд куликообразные)

Тетерев (отряд курообразные)

Гагарки (отряд гагары)

Чистик (отряд ржанкообразные)

Фламинго (отряд фламинго)

Розовая чайка (отряд чайки)

Императорский пингвин (отряд пингвины)

Киви (отряд кивиобразные)

Страус (отряд страусы)

(Видеофрагменты взяты из электронного пособия «Энциклопедия животных» «Кирилла и Мефодия»)




Такие разные птицы (раздаточные тексты):

КОЛИБРИ

СТЕРХ

СТРИЖИ

ЛИРОХВОСТЫ

КОНДОР

ФИЛИНЫ

ЖАВОРОНКИ

ПЕЛИКАНЫ.

Стадия осмысления

Прием «Пометки на полях»

  • Внимательно прочитайте текст

  • Разбейте текст на смысловые части

  • С помощью условных знаков сделайте пометки в тексте

  • Заполните маркировочную таблицу

Маркировочная таблица

  • V – мнения совпали

  • - - противоречие

  • + - новые знания

  • ? – не понятно, нужна дополнительная информация


v

-

+

?















Составление маркировочной таблицы


V

-

+

?

  • Имеют большое разнооб-разие

  • Хорошо приспособлены к средам обитания

  • Не знали принадлеж-ность к отрядам

  • К экологичес-ким группам

  • Существует свыше 30 отрядов птиц

  • Характерные признаки отрядов

  • Характерные признаки экологических групп,приспособления к среде обитания

  • Основные представители отрядов

  • Представители каких отрядов обитают в Якутии?

  • Охраняемые виды птиц Якутии

  • В каком отряде самое большое количество охраняемых видов?

  • Почему у некоторых видов потомство малочисленно?


Систематизация знаний

  • Составление кластеров

  • Работа с дополнительными источниками знаний

  • Выполнение лабораторной работы

  • Поисково – исследовательская работа

  • Оформление и защита кластеров

Дополнительные источники знаний

  • Интернет

  • Учебно – электронное пособие «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

  • Учебно – электронное пособие «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия»

  • Справочные материалы по экологии

  • Энциклопедии о животных

  • Б.И. Сидоров «Знаете ли птиц Якутии?»

Лабораторная работа
«Строение перьев птиц»


  • Рассмотрите под микроскопом контурное перо птицы

  • Найдите стержень, бородки первого порядка и второго порядка

  • Сделайте рисунок, отметьте стержень, бородки первого порядка и второго порядка

  • Рассмотрите под микроскопом пуховое перо

  • Найдите, отметьте на рисунке стержень и бородки

  • Сделайте вывод, ответив на вопросы:

Чем отличаются перья птиц?

Какое значение имеют контурные перья для летающих птиц?

Контурное перо Пуховое перо



Защита кластеров

Птицы

Кластер 1 команды




Кластер 2 команды




Закрепление знаний


Чья голова?

Определите типы развития


Определите птицу, что вы знаете о ней?
Определите отряды птиц

По признакам птиц определите их экологические группы

Тест «Птицы»

          1. Птицы отличаются от пресмыкающихся наличием в скелете:

1.Шейного отдела позвоночника

          1. Крестцового отдела позвоночника

          2. Цевки

          3. Верны все ответы

2.В коже у птиц железы

  1. Полностью отсутствуют

  2. Имеется несколько желез, выделяющих секрет для смазывания перьев

  3. Имеется только одна железа

  4. У разных видов птиц встречаются разные варианты.

3.Цевка у птиц – это

  1. Несколько сросшихся мелких костей кисти

  2. Несколько сросшихся костей стопы

  3. Сросшиеся кости голени

  4. Ни один из ответов не верен

4. Киль имеется

  1. У всех птиц

  2. Только у летающих птиц

  3. У летающих и у плавающих птиц

  4. У летающих и у бегающих птиц

5. Дятлы гнездятся:

  1. В дуплах

  2. На поверхности почвы

  3. В кустарниках

  4. В кронах деревьев

6.У сов рыхлое оперение, это приспособление:

  1. К низкой температуре воздуха

  2. Бесшумному полету

  3. Быстрому полету

  4. Жизни на деревьях

7. У птиц, ловящих насекомых в воздухе, клюв:

  1. Острый загнутый

  2. Длинный и тонкий

  3. Короткий, широко раскрывающийся

  4. Короткий и крепкий

Проверка теста

  • 1 – 3

  • 2 – 2

  • 3 – 2

  • 4 – 2

  • 5 – 1

  • 6 – 2

  • 7 – 3

(проверка ведется с применением «Мимио»)
Критерии оценок


  • 7 баллов – «5»

  • 6 баллов – «4»

  • 4-5 баллов – «3»

  • 3 балла и меньше – «2»



Выводы:

  • В классе птиц выделяют около 40 отрядов, каждый отряд имеет характерные признаки

  • Самый многочисленный отряд – воробьинообразные, включающее свыше 5 тыс. видов

  • Наиболее крупным отрядам относятся ржанкообразные, гусеобразные, курообразные, соколообразные, аистообразные

  • В связи с приспособлением к жизни в сходных условиях у птиц разных отрядов развились сходные особенности строения и поведения так сформировались экологические группы птиц

Рефлекция

Вопросы рефлексии

  • Как прошел урок?

  • Много ли нового узнали о птицах?

  • Научились ли новым навыкам работы?

  • Кластер какой команды на ваш взгляд более удачный?

  • С какими трудностями встретились?

  • Пригодятся ли полученные знания и навыки в дальнейшем?

Домашнее задание

  • Повторить §§41 – 47 учебника

  • Закончить работу по книге «Знаете ли вы птиц Якутии?»

  • Наблюдать за перелетными и оседлыми птицами, вести дневник наблюдений.

  • Сделать фотоснимки птиц, сгруппировать по экологическим группам

Итоги урока

  • Выставление оценок по командам

  • Исправление ошибок

  • Советы по составлению кластеров, по подбору дополнительной литературы



следующая страница >>

Смотрите также:
«Многообразие птиц и их экологические группы»
471.35kb.
3 стр.
«Насекомые весной»
31.64kb.
1 стр.
Многообразие рыб и их охрана
97.38kb.
1 стр.
Эколого-фаунистическая структура сообществ птиц долин малых рек севера Нижнего Поволжья
174.49kb.
1 стр.
Сценарий внеклассного мероприятия
74.07kb.
1 стр.
Как я помогаю птицам
34.6kb.
1 стр.
О сохранении каспийского тюленя Резолюция конференции «Зеленое движение России и экологические вызовы»
19.02kb.
1 стр.
Клинико-морфологические особенности нарушения метаболизма у сельскохозяйственных и экзотических птиц и коррекция его кормовыми добавками у кур 16. 00. 02 патология, онкология и морфология животных 16. 00
425.84kb.
3 стр.
«Движение»
74.24kb.
1 стр.
Управление по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Краснодар
110.26kb.
1 стр.
Урок биологии и …технологии. Тема урока: "Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана." Цель
145.07kb.
1 стр.
Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»
206.39kb.
1 стр.