Главная страница 1страница 2 ... страница 17страница 18
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО «Ульяновская ГСХА»

Утверждаю:

Ректор ФГОУ ВПО «УГСХА»

А.В.Дозоров


_________ 2010 г.



основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки


111400Водные биоресурсы и аквакультура

Профиль – Фермерское рыбоводство

Квалификация выпускника (степень) - Бакалавр


Нормативный срок освоения программы 4 года
Форма обучения - очная

г. Ульяновск – 2010



1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» по направлению подготовки 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура» и профилю подготовки «Фермерское рыбоводство»

Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) по направлению подготовки 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура» и профилю подготовки – Фермерское рыбоводство представляет собой систему учебно-методических документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по данному направлению подготовки первого уровня высшего профессионального образования (бакалавр рыбного хозяйства, далее бакалавр), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы в части:

- компетентностно-квалификационной характеристики выпускника;

- содержания и организации образовательного процесса;

- ресурсного обеспечения реализации ООП;

- итоговой государственной аттестации выпускников.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки – Водные биоресурсы и аквакультура

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

● Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266 – 1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125–ФЗ);

● Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года №71 (далее – Типовое положение о вузе);

● Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 111400 – Водные биоресурсы и аквакультура, увержденный приказом Минобрнауки России № 487 от 28 октября 2009 года;

● Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

● Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 111400 – Водные биоресурсы и аквакультура, утвержденная приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337;

● устав ФГОУ ВПО «Ульяновская ГСХА».



1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования бакалавриата по направлению подготовки – Водные биоресурсы и аквакультура

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению подготовки – Водные биоресурсы и аквакультура
ООП бакалавриата имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки
Целью разработки ПООП является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и разработки высшим учебным заведением ООП первого уровня ВПО (бакалавра).

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата по направлению подготовки – Водные биоресурсы и аквакультура

Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск - 4 года

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по заочной форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на один год относительно нормативного срока.

1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата по направлению подготовки – Водные биоресурсы и аквакультура

Общая трудоемкость основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура» очной формы обучения составляет 240 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.



1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.



2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки – Водные биоресурсы и аквакультура

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

- область науки и технологии, занимающуюся рациональным использованием и охраной водных биологических ресурсов, их охраной, искусственным воспроизводством, повышением экологической безопасности.

Область включает в себя:

- оценку экологического состояния и рыбохозяйственного значения естественных и искусственных водоемов;

- определение запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической продуктивности водоемов;

- искусственное воспроизводство и товарное выращивание рыб, кормовых и пищевых беспозвоночных, водорослей;

- проектирование рыбоводных предприятий;

- обеспечение экологической безопасности рыбохозяйственных водоемов, гидробионтов, процессов, объектов и продукции аквакультуры, управление качеством выращиваемых объектов;

- менеджмент в рыбном хозяйстве;

- организацию работы на предприятиях и в организациях рыбной отрасли;

- рыбохозяйственный и экологический мониторинг антропогенного воздействия на водные биоресурсы, рыбохозяйственные водоемы;

- рыбохозяйственную и экологическую экспертизу;

- надзор за рыбохозяйственной деятельностью, охрану водных биоресурсов;

- экологическое и рыбохозяйственное законодательство;

- педагогическую деятельность в учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования.



2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

- экосистемы естественных и искусственных водоемов,

- прибрежные зоны;

- водные биоресурсы, объекты аквакультуры и другие гидробионты; 

-технологические процессы и оборудование предприятий

аквакультуры;

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

Видами профессиональной деятельности выпускника являются:

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая;

- научно-исследовательская;

- проектная;

- педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.



2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр должен быть подготовлен к выполнению следующих задач профессиональной деятельности:

а) производственно-технологическая деятельность:

- участие в оценке экологического состояния и рыбохозяйственного значения естественных и искусственных водоемов;



  • применение методов и технологий искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов, борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов;

  • эксплуатация технологического оборудования в аквакультуре;

- обеспечение экологической безопасности рыбохозяйственных водоемов, гидробионтов, процессов, объектов и продукции аквакультуры, управление качеством выращиваемых объектов;

- надзор за рыбохозяйственной деятельностью, охрана водных биоресурсов.

б) организационно-управленческая деятельность:

- участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам;

- управление технологическими процессами на предприятии;

- организация работы малых коллективов исполнителей;

- разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

- экологический менеджмент предприятия;

в) научно-исследовательская деятельность:

- оценка рыбоводно-биологических показателей, физиологического и ихтиопатологического состояния объектов аквакультуры и условий их выращивания

- оценка основных биологических параметров популяций гидробионтов и водных экосистем,  экологического состояния водоемов по отдельным разделам (этапам, процессам) НИР в соответствии с утвержденными методиками;

- проведение мониторинга параметров среды, объектов промысла и аквакультуры;

г) проектная деятельность:

- участие в разработке биологического обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств;

- участие в проектно-изыскательских работах для проектирования рыбоводных предприятий.

д) педагогическая деятельность:



    - участие в образовательной деятельности учреждений системы среднего и высшего профессионального образования.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:


    а) общекультурные компетенции (ОК)

- владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

- владеем основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- владеем одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

- владеем основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15);



    - владеем средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);

г) профессиональные компетенции (ПК)

производственно-технологическая деятельность:

- способностью использовать профессиональные знания ихтиологии, аквакультуры, охраны окружающей среды, рыбохозяйственного и экологического мониторинга и экспертизы (ПК-1);

- способностью участвовать в оценке рыбохозяйственного значения и экологического состояния естественных и искусственных водоемов (ПК-2);

- способностью проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, водных биоценозов, участвовать в разработке биологических обоснований оптимальных параметров промысла, общих допустимых уловов, прогнозов вылова, правил рыболовства, мониторинге промысла (ПК-3);

- способностью применять методы и технологии искусственного воспроизводства и выращивания гидробионтов, борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов (ПК-4);

- готовностью к эксплуатации технологического оборудования в аквакультуре (ПК-5);

- способностью участвовать в обеспечении экологической безопасности рыбохозяйственных водоемов, процессов, объектов и продукции аквакультуры, управлении качеством выращиваемых объектов (ПК-6);

- умеем вести документацию полевых рыбохозяйственных наблюдений, экспериментальных и производственных работ (ПК-7);

- способностью использовать базовые знания экономики в области рыбного хозяйства (ПК-8).

- способностью осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охране водных биоресурсов (ПК-9);



организационно-управленческая деятельность:

- способностью управлять технологическими процессами в аквакультуре, обеспечивающими выпуск продукции, отвечающей требованиям стандартов и рынка, организовать работу малых коллективов исполнителей (ПК-10);

- способностью участвовать в научно-исследовательских полевых работах, экспериментах, охране водных биоресурсов, производственных процессах в рыбном хозяйстве (ПК-11);

- готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ПК-12);

- способностью реализовать эффективное использование материалов, оборудования (ПК-13);

научно-исследовательская деятельность:

- готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-14);

- способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области рыбного хозяйства (ПК-15);

- способностью применять современные методы научных исследований в области водных биоресурсов и аквакультуры (ПК-16);

- способностью самостоятельно и под научным руководством осуществлять сбор и первичную обработку полевой биологической, экологической, рыбохозяйственной информации (ПК-17);

- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-18);

проектная деятельность:

- готовностью к участию в разработке биологического обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств (ПК-19);

- готовностью к участию в выполнении проектно-изыскательских работ с использованием современного оборудования (ПК-20);

педагогическая деятельность:

- способностью участвовать в образовательной деятельности учреждений системы среднего и высшего профессионального образования (ПК-21).

Матрица формирования компетенций по направлению «Водные биоре-сурсы и аквакультура» (Приложение 1)

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки – Водные биоресурсы и аквакультура

В соответствии с п. 39 Типового Положения о вузе и Федераль­ным государственным образовательным стандартом высшего профессио­нального образования подготовки бакалавра по направлению 111400 «Вод­ные биоресурсы и аквакультура», утвержденным приказом Министра обра­зования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 года № 487 со­держание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучаю­щихся; программами учебных и производственных практик; годовым кален­дарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечи­вающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1. Примерный учебный план УМО (Приложение 2)

4.2. Учебный план подготовки бакалавра (Приложение 3)

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Аннотация

рабочей программы учебной дисциплины «История»

для подготовки специалиста квалификации «Бакалавр»

по направлению 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура»

Цель дисциплины – формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времён до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы.

Требования к усвоению содержания курса: в результате освоения дисциплины студент должен научиться владеть культурой мышления, обладать способностью к восприятию информации, её анализу и обобщению (ОК–1); умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 2); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК–9); обладать способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК–10); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК – 13).

Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.1, базовая часть, дисциплина осваивается в первом семестре.

Содержание дисциплины: Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источ­ники изучения истории. Методология исторической науки. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв. Специфика формирования единого российского го­сударства. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Особенности и основные этапы экономического развития России. Общест­венная мысль в России XIX в. Реформы в России XIX в. Проблемы экономического роста и модернизации России в XX в. Политические партии России: классификация, программы, тактика. Россия в условиях Первой мировой войны. Революции 1917 г.; гражданская война и интервенция. Социально-экономическое разви­тие страны в 20-е гг. ХХ в. Образование СССР. Социально-экономические преобра­зования в 30-е гг. ХХ в. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны; Великая Отечественная война. «Холодная война». Попытки осуществления политических и экономических реформ в 50-60-е гг. XX в. СССР в середине 60-80-х гг. ХХ в. «Перестройка». Распад СССР. Становление новой российской государственности. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Аннотация

рабочей программы «Философия»

подготовки бакалавра по направлению 111400 – Водные биоресурсы и аквакультура



Б.1 Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины. Базовая часть

Философия.

Цели дисциплины: Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии; расширить кругозор будущего бакалавра, обучить студента самостоятельному и системному мышлению.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1; ОК-2; ОК-9; ОК-10.



Место дисциплины в учебном плане: Цикл Б 1, Базовая часть, дисциплина осваивается на 2 курсе, 3 семестре.

Содержание дисциплины: Предмет и место философии в культуре человечества. История философии. Античная философия. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Иррационалистическая западная философия. Философия России 18 – нач. 20 веков. Современная западная философия. Учение о бытии. Познание и сознание. Учение об обществе. Природа человека и смысл его существования. Философские проблемы биологии и экологии.
Аннотация к рабочей программе

по дисциплине кафедры «Экономическая теория»

подготовки бакалавра по профессионально- образовательной программе 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура»

«Экономическая теория»

Цель дисциплины: Сформировать у студентов основы экономического мышления, знание и понимание теоретических основ функционирования рыночной экономики, умение оценивать сложившуюся экономическую ситуацию на микро- и макроуровнях, общекультурные личностные качества, способность применять их в будущей профессиональной деятельности.

Требования к результатам освоения курса: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-8.

Место дисциплины в учебном плане: Цикл Б.1, базовая часть, дисциплина осваивается во 5 семестре, форма контроля – зачет.

Содержание дисциплины: Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
аннотация

РАБОЧей программы

по иностранному языку

подготовки бакалавра по направлению подготовки 111400.62



Водные биоресурсы и аквакультура.

Б.1 Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины. Базовая часть

Цель дисциплины: повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: 1) речевой компетенции, направленной на развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); 2) языковой компетенции, подразумевающей овладение новыми языковыми средствами (лексическими, грамматическими, орфографическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, связанными с будущей профессиональной деятельностью студентов и решением социально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сферах деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.

В процессе освоения данной дисциплины студент демонстрирует владение иностранным языком на уровне не ниже разговорного (ОК-14).

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК- 14



Место дисциплины в учебном плане: Цикл Б.1, базовая часть, дисциплина осваивается в 1-4 семестрах.

Содержание дисциплины: Формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому и речевому материалу. Лексика в рамках обозначенной тематики и проблематики общения 4-х обязательных разделов, каждый из которых соответствует определенной сфере общения (бытовая, учебно-познавательная, социально-культурная и профессиональная сферы).

Коррекция и развитие навыков продуктивного использования основных грамматических форм и конструкций: система времен глагола, типы простого и сложного предложения, наклонение, модальность, залог, знаменательные и служебные части речи. Формирование и совершенствование орфографических навыков применительно к новому языковому и речевому материалу.



Аннотация

рабочей программы учебной дисциплины « Культурология»
для подготовки «Бакалавра»

по направлению 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура»



Цель дисциплины: сформировать представления о сущности и истории развития отечественной и мировой культуры, о разнообразии мировых культур, обосновать понятие межкультурной и межэтнической толерантности, сформировать целостный взгляд на социо-культурные процессы прошлого и современности; привить уважение к историческому наследию и культурным традициям своей страны.

Требования к уровню освоения содержания курса: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-7, ОК-9, ОК-10.

Место дисциплины в учебном плане: Б1, В1 дисциплина осваивается в 1 семестре.

Содержание дисциплины:

Предмет, объект, функции культурологии. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Культурология в системе наук о культуре. Основные методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии. Понятие «культуры»: подходы и определения. Культурные ценности и нормы. Понятие «цивилизация». «Динамика культуры». Культурные изменения и культурные традиции. Понятие «культурогенеза». Информационно-семиотический подход к культуре. Культура как мир артефактов, смыслов, знаков. Понятие «культурный текст». Основные типы знаковых систем культуры. Язык и символы культуры. Проблема межкультурной коммуникации.

Культура как многофункциональное явление. Социализация и инкультурация. Морфология культуры. Уровни и блоки культуры. Материальная, духовная, социальная культуры, их взаимосвязь, основные элементы. Культура, природа и общество. Закономерности процесса культурогенеза. Культурные процессы, их виды. Культурные революции.

Субъекты культуры. Культурная самоидентичность. Проблема типологии культур. Субкультуры и контркультуры. Этническая и национальные культуры. Элитарная и массовая культуры. Историческая типология культуры. Восточный и западный типы культур. Место и роль России в мировой культуре. Культура XX-XXI вв.: тенденции развития, черты. Культура и глобальные проблемы современности.


Аннотация

рабочей программы «Социология и политологии»

подготовки бакалавра по направлению 111400 – Водные биоресурсы и аквакультура



Б.1 Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины. Вариативная часть

Социология и политологии.

Цель дисциплины: обеспечить системное представление о современной социальной и политической организации общества, о социальных и политических взаимоотношениях, о методах социологического исследования; умение прогнозировать социальные и политические последствия своей профессиональной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10.

Место дисциплины в учебном плане: Цикл Б 1, вариативная часть, дисциплина осваивается на 3 курсе, 5 семестре.

Содержание дисциплины: Классические и современные социологические теории. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Общество и личность. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.Понятие современной политической науки. Объект и предмет политологии, ее законы, категории и принципы. Основное назначение политологии как науки и учебной дисциплины. Знание о политике, ее целях, задачах, приоритетах, нормах, противоречиях, альтернативах политической деятельности – обязательное условие компетентности. Функции политической науки. Теоретическая и прикладная политология. Политическое прогнозирование и моделирование. История развития политической науки. История развития российской политической мысли. Политическая система общества. Политическая власть. Политические режимы. Государство как политический институт. Политические партии и движения. Политическая элита и лидерство. Политический процесс и политические отношения. Политические конфликты. Политическая идеология и политическая психология. Политическая культура. Мировая политика и международные отношения
Аннотация

рабочей программы дисциплины

ИСТОРИЯ ИХТИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СРЕДНЕГО

ПОВОЛЖЬЯ

1.Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с историей изучения гидробионтов в зоне Среднего Поволжья, вклад учёных России и нашего региона в изучение родного края.



2.Место дисциплины в структуре ООП

Развитие ихтиологии в нашей стране связано с именами выдающихся русских учёных: С.П.Крашенинникова, И.И.Лепёхина, Н.Я.Озерецковского, П.С.Палласа и др.

Крупнейшие материалы о состоянии рыболовства в России и сведения о биологии рыб дали экспедиции академика К.М.Бэра и Н.Я.Данилевского. Признанным главой школы российских ихтиологов является академик Л.С.Берг.

Большой вклад российские учёные внесли и в изучение ихтиофауны Среднего Поволжья. Знание истории родного края и роль отдельных учёных в его изучение играет большую роль в патриотическом воспитании молодого человека.



3. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/зачётных единиц

Семестры

2

Аудиторные занятия (всего)

56

56

Самостоятельная работа (всего)

52

52

Вид промежуточной аттестации

зачёт

зачёт

Общая трудоёмкость, часы

зачётные единицы



108

108

3

3

Содержание дисциплины

п/п


Наименование дисциплины и её основные разделы

Трудоёмкость

акад.часов

(зач. ед.)





История рыбного промысла в России.

Рыболовство дореволюционного Поволжья.

Работы учёных Казанского университета в области ихтиологии.

Вклад ульяновских учёных в ихтиологические исследования Среднего Поволжья.

Формирование рыбного населения рек Ульяновской области


108 (3)



Аннотация

Рабочей программы дисциплины ЗООЛОГИЯ

естественно-научного цикла

1 Цели и задачи дисциплины

Изученить основные группы животных от простейших до млекопитающих, их макросистематику, морфологию, анатомии, филогению, жизненные циклы наиболее важных видов, теоретическое и прикладное значение, в первую очередь в рыбном хозяйстве. Одновременно изучить строение и получить навыки работы с оптическими приборами, методы сбора, идентификации и препарирования животных, изучить основы латинского языка, используемого в биологии.



2 Место дисциплины в структуре ООП

При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные при изучении зоологии в школе.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, используются при изучении дисциплин Гидробиология, Ихтиопатология, Ихтиология, Теория эволюции, Физиология рыб, Ихтиотоксикология, Гистология и эмбриология рыб, Основы цитологии.
3 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

Аудиторные занятия (всего)

216

36

54

Самостоятельная работа (всего)

86

36

48

Вид промежуточной аттестации

(зачет, экзамен)

Зачет, экзамен

Зачет,

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

216

72

108


6

2

4


следующая страница >>

Смотрите также:
Минсельхоз расставил индексы. Министерство сельского хозяйства подсчитало, что даже при увеличенной почти вдвое господдержке производство сельхозпродукции в 2009 году не вырастет на 3,9%, как было запланировано, а сократится на 1,7%
24.73kb.
1 стр.
Программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений М., Министерство сельского хозяйства, 1999
104.67kb.
1 стр.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь
340.35kb.
1 стр.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь
1948.77kb.
9 стр.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь департамент образования, науки и кадров
848.25kb.
6 стр.
Министерство сельского хозяйства
369.69kb.
3 стр.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь
401.27kb.
1 стр.
Министерство сельского хозяйства
1124.49kb.
7 стр.
Министерство сельского хозяйства
523.79kb.
4 стр.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь
1002.64kb.
7 стр.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь
4142.01kb.
25 стр.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь
577.01kb.
4 стр.