Главная страница 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Великосельский аграрный техникум»

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Выполнено преподавателем Чекауровой Т.В.

с. Великое
2008

В данном пособии раскрываются и конкретизируются основные этапы выполнении курсовой работы – подготовительный, работы над текстом, оформление и защита.

Учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений .

ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа – самостоятельная разработка студентами небольшого объе­ма с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентами теоретические знания и прак­тические навыки, умение работать с литературой, анали­зировать источники, делать обстоятельные выводы.

Письменные курсовые работы по дисциплинам учеб­ного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим формированию навыков самостоятель­ного научного и практического подхода к освоению учеб­ного материала. Кроме того, письменные работы, в том числе и курсовая работа, позволяют осуществить конт­роль за самостоятельной работой студента и оценить, наряду с экзаменами и зачетами, подготовленность буду­щего специалиста.

Выполнение курсовой работы базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале предприятия, экспериментальных и статистических данных. Ее выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы во теме, но и умения проводить экономико-математические, экспери­ментальные и другие исследования, увязывать вопросы теории и практики, делать обобщения, выводы и предло­жения по улучшению направлений деятельности предприятия.

Студентам заочного отделения рекомендуется выпол­нять курсовую работу на материалах предприятий, где они работают. Студентам очной формы обучения следует использовать материалы, со­бранные в период прохождения практики.

Подготовке курсовой работы, как известно, предше­ствует планомерный учебный процесс, программой кото­рого определены сроки их выполнения. Общая схема подготовки и защиты курсовой работы может быть пред­ставлена следующим образом:

1. Подготовительная работа:



  • определение общей терминологии курсовой работы;

  • определение цели курсовой работы;

  • формулировка рабочих названий наиболее пред­почтительных вариантов тем курсовой работы;

  • согласование темы;

  • определение задач курсовой работы;

  • формулировка рабочих названий частей курсовой работы;

  • определение общего порядка и методов выполне­ния работы;

  • утверждение темы;

  • получение задания на выполнение курсовок работы;

  • определение предварительного порядка построения содержания курсовой работы;

  • составление общего плана содержания;

  • получение методических рекомендаций на выполнениё курсовой работы;

  • уточнение и утверждение оглавления (содержания) курсовой работы.

2. Работа с источниками информации:

  • определение основных источников информации;

  • поиск информации в различных группах источни­ков по утвержденной теме;

  • последовательная обработка источников информа­ции (ведение рабочих записей);

  • отсев ненужных источников;

  • составление списка источников, необходимых для написания работы. .

3. Компиляция текста курсовой работы:

  • определение порядка работы с источниками ин­формации, необходимыми для написания работы;

  • систематизация и анализ записей;

  • проверка полноты и достоверности записей;

  • дополнение, уточнение и взаимоувязка рабочих за­писей в слитный текст;

  • рубрикация текста;

  • уточнение оглавления (содержания) курсовой работы;

  • привлечение дополнительных источников инфор­мации (при необходимости);

  • составление развернутого оглавления (содержания) курсовой работы.

4. Обработка скомпилированного текста:

  • редактирование основного текста;

  • дополнение содержания частями, не вошедшими в основной текст;

  • проверка текста.

5. Оформление курсовой работы:

  • оформление текстуальной части;

  • оформление иллюстрационного материала;

  • оформление приложений.

6. Подготовка к защите курсовой работы:

  • подготовка текста выступления для защиты курсо­вой работы;

  • подготовка рецензии на курсовую работу;

  • выступление (защита) курсовой работы;

  • передача курсовой работы на хранение.

Основными требованиями к содержанию курсовой работы являются:

  • обстоятельное освещение теоретических аспектов исследуемой темы;

  • полный и объективный анализ наиболее известных источников по теме курсовой работы;

  • точное описание апробации, условий проведения экспериментов, а также их результатов;

  • аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций:

  • использование (к месту) актуальных статистиче­ских данных;

  • использование (к месту) таблиц, графиков, диа­грамм, схем и т п.;

  • соответствие структуры основного текста оконча­тельному варианту оглавления содержания;

  • логичное, и лаконичное изложение содержания внутри всех частей (разделов, глав, параграфов);

  • использование соответствующей характеру курсо­вой работы унифицированной терминологии, со­кращений и т п.;

  • взвешенная критика оппонентов.

Структура курсовой работы определяется, как прави­ло, ее предназначением и спецификой темы. Однако сло­жилась определенная, устойчивая традиция формирова­ния структуры научных произведений, к которым отно­сится и курсовая работа, основными элементами которой в порядке их расположения является следующее:

1. Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Список использованных источников (библиографический список или список литературы).

7. Приложения.


1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам (см. приложение 5).

Очень краткие названия научных работ (одно-два сло­ва) свидетельствуют о том, что исследование проведено с исчерпывающей полнотой. В научных работах, освещаю­щих обычно узкие темы, заглавие должно быть более кон­кретным, а потому и более многословным. Не следует допускать в заглавии работы неопределенных формули­ровок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а так­же штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

Если автор хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

После титульного листа помещается содержание (оглавление), в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заго­ловки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.



Введение к работе. Здесь обычно обосновываются акту­альность выбранной темы, цель и содержание поставлен­ных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы), исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, пригодятся характеристика источников для написания работы и крат­кий обзор литературы, имеющейся по данной теме.

В конце вводной части желательно раскрыть структу­ру работы, дать перечень ее структурных элементов и обо­сновать последовательность их расположения.



В главах основной части курсовой работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной за­дачи, выносятся в приложения.

Содержание глав основной части должно точно соот­ветствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требова­ниям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Курсовая работа заканчивается заключительной час­тью, которая так и называется «Заключение». Как и вся­коё заключение, эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, кото­рая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, так­же наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные резуль­таты получены, какие появляются новые научные задачи в связи с проведением исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характе­ристику теоретического уровня исследования, а также показывает уровень профессиональной зрелости и науч­ной квалификации ее автора.

В некоторых случаях возникает необходимость ука­зать пути продолжения исследуемой темы, формы и ме­тоды ее дальнейшего изучения, а также конкретные зада­чи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

После заключения принято помещать библиографиче­ский список использованной литературы. Каждый вклю­ченный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический спи­сок те работы, которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных докумен­тов, выдержки из отчетных материалов, производствен­ные планы и протоколы, отдельные положения из инст­рукций и правил, ранее не опубликованные тексты, пере­писка и т. п. По форме они могут представлять собой - текст, таблицы; графики, карты. Оформление приложе­ний см.отрите в приложении

Связь основного текста с приложениями осуществля­ется чёрез ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вмес­те с шифром в круглые скобки.

2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 20-25 страниц печатного текста.

По структуре курсовая работа реферативного характера состоит:

- введение, в котором раскрывается актуальность и значение тем, формулируется цель работы;

- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможности использования материалов работы;

- список используемой литературы;

- приложение.

Структура курсовой работы практического характера:

- введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель и задачи работы;

- основная часть состоит из двух разделов: в первом содержатся теоретические основы разработанной темы; во втором разделе содержится практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.д.

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

- список использованной литературы;

- приложение.

По структуре курсовая работа опытно-экспериментального характера:

- введение;

- основная часть:

- раздел 1 – основы разработанной темы, история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;

- раздел 2 – практическая часть, в которой содержится план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов данного эксперимента;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;

- список использованной литературы;

- приложение

3. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в следующих до­кументах: ГОСТ 7.32-91. СИБИД. Отчет о науч­но- исследовательской работе. Структура и правила офор­мления; РД 40. РСФСР - 050-87. Проекты (работы) дип­ломные и курсовые и др.

Текст курсовой работы оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297 мм) и имеет поля: верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм, правое -10 мм, ле­вое - не менее 30 мм. Допускается использование от­дельных листов формата АЗ для выполнения графиков и отдельных таблиц.

Текст выполняется компьютерным способом с интер­валом между строками 1,5-2, с использованием шрифта 14-го размера (Times New Roman).

Количество строк на странице должно быть в преде­лах 30-35, количество знаков в строке - не более 60.

В отпечатанный текст отдельные слова, формулы, условные обозначения следует вписывать только черной пастой (чернилами, тушью).

В тексте курсовой работы обязательно соблюдение общепринятой экономической, технической, международной терминологии. Изложение материала должно быть четким, не допускающим различных толкований. В тексте работы необходимо выдерживать абзацы. Абзац состоит из одного или нескольких предложений, имёю­щих смысловое единство, и выделяется отступом вправо в первой строке на 5 символов. Не рекомендуется делать абзацы объемом более 0,5 страницы.

Слова в тексте должны быть написаны полностью. Допускаются только общепринятые сокращения (и так далее - и т. д., то есть - т. е., смотри - см.) (ГОСТ 7.12-77) и сокращения сложных, часто повторяющихся словосочетаний, расшифровка которых дается в тексте ра­боты, например, Федеральная таможенная служба (ФТС).

В тексте не допускается:



  • сокращать обозначения единиц физических вели­чин, если они применяются без цифр;

  • употреблять математические символы <, >, _, N, без цифр и вместо слов «меньше», «больше», «рав­но» и т. д.;

  • применять сокращения слов, кроме установлённых правилами русской орфографии, пунктуации и со­ответствующими государственными стандартами (например, «з/п»,«с/с», «гас. аппарат», «выч. систе­мы» и т п.); ,

  • использовать индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, ТУ и др.) без регистрационного номера;

  • исправлять ошибки, допущенные при написании текста, зачеркиванием, «набивками сверху» и т п.

3.2. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКОВ РАЗДЕЛОВ, ПОДРАЗДЕЛОВ

И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ

Заголовки разделов и подразделов, указанные в содер­жании (оглавлении), в тексте работы должны быть выделены и идентично пронумерованы.

Каждый раздел (введение, глава, заключение, прило­жение) начинается с новой страницы. Подразделы внут­ри раздела следуют через три интервала после оконча­ния предыдущего подраздела на той же странице, если на ней остается место для текста. Не допускается нали­чие текста вне разделов и подразделов, помещение на разных страницах заголовка подраздела и его текста. Поэтому после заголовка раздела через два интервала печатается название подраздела и далее через 1,5 интер­вала - текст подраздела.



Название (заголовок) раздела печатается заглавными буквами симметрично по отношению к тексту, без пере­носов в словах, кавычек, подчеркивания, точки в конце.

Название (заголовок) подраздела печатается строчны­ми буквами (кроме первой), без переноса слов, подчерки­вания, точки в конце.

Перед названием раздела (подраздела) ставится его порядковый номер согласно содержанию.

Не нумеруются названия отдельных составных частей курсовой работы, расположенные до введения: ВВЕДЕ­НИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ и СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАН­НОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Приложения имеют свою автоном­ную сквозную нумерацию (см. разд. 3.9).
3.3. НУМЕРАЦИЯ СТРАНИЦ

Все страницы текста курсовой работы имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа и заканчивая последней страницей последнего приложения, но сам номер страницы проставляется, начиная с содержания.

Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу листа, без точки после номера страницы.
3.4. ОФОРМЛЕНИЕ И НУМЕРАЦИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Иллюстративный материал, содержащийся в курсо­вой работе, может быть представлен чертежами, графика­ми, схемами, рисунками, фотографиями и т. п. Иллюст­рации любого вида называются рисунками. Рисунки по­мещаются сразу после первого упоминания о них в тексте или в начале следующей страницы. Рисунки выполняют­ся в черном цвете на листе текста курсовой работы или наклеиваются на нее, являясь копиями, полученными с помощью множительной техники.

Под каждым рисунком, через 1,5-2 интервала, пи­шется слово «Рис.», далее указывается его номер (с точ­кой), ставится название без кавычек, переносов в словах, точки в конце. Название рисунка записывается строчны­ми буквами (кроме первой буквы). Если оно не умещает­ся в одну строку, то следующая строка названия распола­гается ниже на 0,5 интервала.

Рисунок имеет сквозной номер внутри раздела. Номер раздела указывается перед номером рисунка через точку. Например, «Рис.1.3.». Если количество рисунков в работе незначительно (3-4), допускается их сквозная нумерация по всему тексту без указания номера раздела.

Ссылки на рисунки в тексте курсовой работы ука­зываются в круглых скобках, например, «(см. рис. 1.3.)». Если ссылка на рисунок в тексте прямо входит в состав предложения, то скобки не ставятся и сокращение не до­пускается. Например, «...как показано на рисунке 1.3...».

Примеры оформления рисунков и ссылок на них представлены в приложении 1.


3.5. ОФОРМЛЕНИЕ И НУМЕРАЦИЯ ФОРМУЛ
Формулы заносятся в текст компьютерным спосо­бом. Если это делается вручную, то используется толь­ко черная паста (чернила, тушь). Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной сво­бодной строки. На строке с формулой указывается ее порядковый номер в тексте, - справа в круглых скобках. Номер формулы состоит из цифры, обозначающей но­мер раздела (главы), и цифры (через точку), обозначаю­щей номер формулы внутри главы. Если формул в тек­сте работы мало (2-3), допускается их сквозная нумера­ция по всему тексту без указания номера раздела в номере формулы.

Если формула не умещается на одной строке, она должна быть перенесена после любого из знаков: равен­ства, сложения, вычитания, умножения и деления - на строку ниже.

Основные обозначения формулы записываются шрифтом размером заглавных букв, индексы к основ­ным обозначениям - размером строчных букв.

Каждая формула должна быть расшифрована после ее написания следующим образом:



  • после формулы ставится запятая, указывается но­мер формулы;

  • на строке ниже ставится слово «где» без двоеточия после него;

  • на этой же строке записывается первый символ, и далее (через тире) указывается наименование символа, которое начинается со строчной буквы, и может располагаться в нескольких строках, в конце наименования символа ставится точка с запятой;

  • каждый отдельный символ и его расшифровка за­писываются, начиная с новой строки. После наиме­нования последнего символа ставится точка.

При ссылках в тексте на формулы указывается ее но­мер. Например: «...как следует из формулы (2.1), анали­зируемая зависимость...», или «эта зависимость была рас­смотрена выше (см. формулу 2.1)», или «...анализ зависимости (21) показываёт, что...».

Пример оформления страницы текста работы, содержащей формулы и ссылки на формулы, дан в приложении 2.

3.6. ОФОРМЛЕНИЕ И НУМЕРАЦИЯ ТАБЛИЦ
Цифровой материал, содержащийся в курсовой рабо­те, представляют преимущественно в виде таблиц (офор­мление -- по ГОСТ 2.105).

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте или на следующей странице. При необходимо­сти таблица может быть развернута на 90 градусов по отношению к расположению основного текста. При этом верхом таблицы будет являться левая кромка листа. Если табличный материал больше, то его допускается оформ­лять на листе формата АЗ.

Каждая таблица должна иметь сверху номер и заголовок. Номер ставится арабскими цифрами в правом верхнем углу после слова «Таблица». Номер таблицы состоит из двух цифр, разделенных точкой. Первая цифра - номер разде­ла (главы), вторая - порядковый номер внутри раздела (гла­вы). На следующей строке, после обозначения «Таблица», указывается наименование таблицы строчными буквами (кроме первой буквы), без кавычек и переносов в словах, симметрично основному тексту, без точки в конце.

Структура таблицы включает: «заголовочную часть», «боковик», «строки»; «графы» (см. рис. 3.1).



Таблица 3.1.

Структура таблицы




Заголовочная

часть


Заголовки граф

Подзаголовки граф


1

2

3

4

5

строка













строка












Рис. 3.1. Схема оформления таблицы


Если таблица не умещается на одной странице, она продолжается на следующей странице. Если перенос обусловлен большим количеством граф, то на следующей странице каждый раз воспроизводится боковик, а заголо­вочная часть представляется только нумерацией граф. Если перенос таблицы обусловлен большим количеством строк, то на следующих страницах воспроизводится толь­ко нумерация граф. Название таблицы на последующих страницах не воспроизводится, но над правым верхним углом каждого продолжения таблицы делается запись «Продолжение таблицы (номер)».

Заголовки граф и строк таблицы должны начинаться с заглавных букв, подзаголовков - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с заглав­ных, если носят самостоятельный характер.

Не следует вводить в таблицу графу «N п/п». Если требуется нумерация строк, то порядковые номера про­ставляются в первой графе перед наименованием (заго­ловком) строки. Не допускается использование в заголо­вочной части таблицы диагональных линий.

Единицы измерения табличных данных могут запи­сываться в названии таблицы (если они едины для всех данных таблицы) в соответствующих строках или выно­ситься в самостоятельную графу таблицы.

Внизу таблицы указывается источник данных, содер­жащихся в таблице. Он обозначается словом «источник». После него ставится двоеточие и следует название источ­ника с указанием страницы. Источник обозначается шрифтом 12.

Таблицы могут сопровождаться справочными, пояс­няющими и уточняющими данными, которые следует располагать сразу под таблицей после слова «Примеча­ния». Если примечаний нёсколько, то после двоеточия располагаются примечания с указанием их порядкового номера. Если примечание одно, то после слова «Приме­чание» ставится точка и далее следует текст примечания.

Ссылки на таблицы в тексте курсовой работы делают­ся следующим образом:


  • если ссылка на таблицу составляет часть предложе­ния, то пишется только слово «таблица» (со строч­ной буквы) и указывается соответствующий номер таблицы. Например, «...приведенные в таблице 2.1 данные показывают, что…»

  • если ссылка на таблицу дается после окончания предложения или при изложении текста, то она бе­рется в скобки и указывается сокращенно.

Например, «Эти данные были рассмотрены ранее (см. табл. 2.1)», «Приведенные выше исходные данные (см. табл. 2.1, 2.2.) позволяют заключить...».

Примеры офор­мления таблиц приведены в приложении 3.


3.7. ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Ссылки на литературные источники в тексте курсовой работы могут быть следующих видов: .

1) внутритекстовые - делаются сразу после цитаты в круглых скобках. Например: «цитата» (Бункина М. К Основы валютных отношений. - М.: Юрайт,1998. - С. 53);

2)подстрочные - размещаются под текстом на стра­нице (текст сноски включается в общее количество строк на листе с соблюдением требования к размеру нижнего поля). Сноска печатается через 1,5 интервала. Перед ней ставится ее номер на данной странице. Например:

1. Бункина М. К. Основы валютных отношений. - М.: Юрайт,1998. - С. 53.

Если в тексте слова автора приводятся не дословно, сноска сопровождается словом «смотри» в сокращенном виде. Например:



1. См.: Бункина М. К. Основы валютных отношений. - М.: Юрайт,1998. - С. 53;

3) сделанные на источники, включенные в список лите­ратуры в конце работы - оформляются в квадратных скобках с указанием номера источника, под которым он значится в списке. Например, «Бункина М.К. [5] и Семенов [14] утверждают, что...».

Если ссылка дается на конкретные страницы книги, то оформляется она так: «Исходя из анализа, произведенно­го Бункиной М.К. [5. С. 12]». В данном случае указыва­ется номер источника по списку, ставится точка и номер соответствующей страницы.

При ссылке на многотомное издание приводится но­мер тома. Например, [6. Т. 2. С. 76].

Если дается ссылка на работы нескольких авторов, то она выглядит так: «Некоторые авторы [2, 6,13,24] считают...».

В курсовых работах следует придерживаться одного стиля оформления ссылок. Предпочтительнее пользо­ваться вторым или третьим способами.
3.8. ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы составляется в соответствии с государственными стандартами (ГОСТ 7.1-84). Он может оформляться в двух вариантах. По пер­вому варианту в начале списка содержится перечень нор­мативных источников в соответствии с их статусом, а за­тем в алфавитном порядке - названия литературных ис­точников по теме курсовой работы. Второй вариант содержит сквозной список источников в алфавитном по­рядке независимо от их вида по первым буквам названий источников или фамилий авторов. Обычно библиографи­ческий список курсовой работы насчитывает 15-20 ис­точников различного вида.

Заголовок «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕ­РАТУРЫ» выполняется симметрично тексту на первой строке листа. На следующей после заголовка строке ука­зывается: порядковый номер (с точкой) источника, фа­милия, инициалы автора (авторов), наименование ис­точника, место издательства (город), название издатель­ства, год опубликования, количество страниц в тексте источника.

Если работа выполнена несколькими авторами и вме­сто перечня их фамилий на титульном листе стоит выра­жение «Под редакцией...», то в списке она должна стоять сообразно с первой буквой ее названия.

При описании публикации в периодическом издании после фамилии автора и названия материала указывает­ся наименование газеты или журнала, год и номер, в ко­тором опубликован материал.

При выполнении списка использованной литературы между отдельными его позициями следует выдерживать 1,5 интервала.

Пример оформления списка использованной литера­туры приведен в приложении 4.


3.9. ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ
После списка использованной литературы в тексте курсовой работы следуют приложения, в которых дают­ся иллюстративный материал, таблицы, инструктивные материалы, образцы документов, другие вспомогатель­ные материалы. Они имеют соответствующий общий за­головок, выполненный заглавными буквами (ПРИЛОЖЕ­НИЯ). Далее следуют отдельные приложения по порядку номеров. Каждое из них, кроме первого, начинается с но­вого листа со слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» в правом верхнем углу, выполненного заглавными буквами, с номером пос­ле него.

На следующей строке строчными буквами (кроме первой буквы) симметрично тексту указывается назва­ние приложения без переноса слов, кавычек и точки в конце.

Текст приложения оформляется в соответствии с тре­бованиями, предъявляемыми к оформлению основного текста. Если приложение включает в себя таблицы, ри­сунки, формулы, то их нумерация осуществляется в пре­делах конкретного приложения. Например, обозначение номера таблицы в форме «П. 3.1.» означает, что она име­ет первый номер в приложении 3. Аналогично нумеруют­ся рисунки и формулы.

Если текст приложения содержит подразделы, то они нумеруются в соответствии с требованиями оформления основного текста, только перед номером подраздела ста­вится символ «П».

Если приложение занимает несколько страниц, то на каждой последующей странице в правом верхнем углу за­главными буквами записывается словосочетание «ПРО­ДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ (номер)», но заголовок приложения не воспроизводится.

Ссылки на приложения в основном тексте курсовой работы оформляются аналогично ссылкам на разделы и подразделы основного текста. Например: «Подробное из­ложение методики расчета предполагаемых затрат пред­ставлено в приложении 10», или «Исходные данные для рас­чета суммы затрат на таможенные процедуры (см. при­ложение 7) позволяют вывести...».

Примером оформления приложений служат приложе­ния к настоящему методическому пособию.

3.10. ОБЛОЖКА И ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ


Курсовая работа должна быть сброшюрована в облож­ку скоросшивателя.

Титульный лист - первый лист курсовой работы офор­мляется машинописным способом на листе формата А4 (210х297 мм) по установленной форме (см. приложение 5). Реквизиты титульного листа содержат:

  • полное наименование учебного заведения (например, Федеральное государственное образовательное уч­реждение среднего профессионального образования «Великосельский аграрный техникум»);

  • вид документа (курсовая работа);

  • наименование дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;

  • наименование темы курсовой работы;

  • инициалы, фамилия слушателя, курс и специальность, которой он обучается;

  • инициалы и фами­лия руководителя;

  • название города, год.

При оформлении титульного листа перенос слов и исправления не допускаются.
4. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ, ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
4.1. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ: УСТН0Е ВЫСТУПЛЕНИЕ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Курсовая работа в завершенном виде в соответ­ствии с графиком представления письменных работ сдается студентом руководителю для проверки. После про­верки курсовой работы и подготовки на нее рецензии, сту­дент имеет возможность ознакомиться с замечаниями, указанными в рецензии.

При подготовке курсовой работы к защите студент может подготовить ее компьютерную презентацию с по­мощью соответствующей системы MS Power Point.

Создание презентации предусматривает несколько этапов:

1. Оформление титульного слайда. Этот слайд должен содержать название темы доклада.

2. Оформление слайда-содержания. Этот слайд должен содержать план доклада, причем каждый пункт пла­на - это гиперссылка на какой-либо слайд по дан­ной теме или даже на внешний файл.

3. Оформление последовательности слайдов. Последо­вательность слайдов, раскрывающих какую-либо тему, должна иметь:


  • меню-содержание по данной теме;

  • средства навигации, которые включают кнопки листания вперед-назад и кнопку возврата на главное меню или мёню по данной теме;

  • гиперссылки, организующие какие-либо действия - вызовы других программ или переходы на другие слайды, например структурные схемы, графики, иллюстрации и т. д.

4. Текстовый материал на слайде следует подавать порционно, в той последовательности, в какой пре­дусмотрено сценарием. При этом необходимо учи­тывать, что текст, остающийся на слайде, должен содержать основные положения или определения излагаемого материала.

5. Оформление слайда с психологической точки зре­ния должно быть таким, чтобы не перегружать аудиторию изобилием звука, анимационных эф­фектов и чрезмерной яркостью и многообразием цветовой гаммы. Как правило, анимационные эффекты (реже звук) используются для акцентирова­ния внимания аудитории на каком-либо определе­нии или особенностях излагаемого материала, а также для эстетического оформления материала.
4.2. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОИ РАБОТЫ
Защита курсовой работы проходит в установленный расписанием день до сдачи экзамена по соответствующей дисциплине. Для защиты курсовой работы студент гото­вит выступление (доклад) протяженностью 5-7 минут.

Доклад должен включать следующие моменты: обо­снование актуальности темы, определение цели и задач курсовой работы, освещение результатов, полученных в ходе изучения основных вопросов темы. При этом следу­ет сосредоточить особое внимание на положениях и выводах, сформулированных автором самостоятельно. Пос­ле выступления студент отвечает на вопросы руководи­теля работы, а также лиц, присутствующих на защите. В заключение студент дает ответ на замечания, указанные в рецензии.

После завершения защиты курсовой работы руково­дитель выставляет за нее окончательную оценку, учиты­вая, как правило, уровень ее защиты.
4.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Качество курсовой работы и ее защита определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не­удовлетворительно».

Оценка «отлично» выставляется, если тема курсовой работы раскрыта в полной мере, работа выполнена само­стоятельно, содержит анализ практических проблем. Представленный в ней материал свидетельствует о глубоком, понимании автором рассматриваемых вопросов. Изложе­ние материала работы отличается логической последова­тельностью, наличием иллюстративно-аналитического материала (таблицы, диаграммы, схемы и т. д.), ссылок на литературные и нормативные источники, завершается конкретными выводами. Курсовая работа оформлена ак­куратно, в соответствии с требованиями ГОСТа. На ее за­щите сделан содержательный доклад, даны полные ответы на все вопросы по ее содержанию.

Оценка «хорошо» выставляется, если раскрыто основ­ное содержание темы, работа вьшолнена преимуществен­но самостоятельно, содержит анализ практических про­блем. Представленный в ней материал свидетельствует о достаточно глубоком понимании автором рассматривае­мых вопросов. Изложение материала работы отличается логической последовательностью, наличием иллюстра­тивно-аналитического материала (таблицы, диаграммы, схемы и т. д.), ссылок на литературные и нормативные ис­точники, завершается конкретными выводами. Имеются недостатки, не носящие принципиального характера. Кур­совая работа оформлена аккуратно, в соответствии с тре­бованиями ГОСТа. На ее защите сделан содержательный доклад, даны ответы на все вопросы по ее содержанию.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если тема курсовой работы раскрыта частично; работа выполнена в основном самостоятельно, содержит элементы анализа реальных проблем. Не все рассматриваемые вопросы из­лажены достаточно глубоко, есть нарушения логической последовательности, ограниченно применяется иллюст­ративно-аналитический материал (таблицы, диаграммы, схемы и т. д.), ссылки на литературные и нормативные ис­точники. Курсовая работа оформлена с некоторыми на­рушениями ГОСТа. При ее защите даны ответы не на все вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если не раскрыта тема курсовой работы. Работа выполнена неса­мостоятельно, носит описательный характер. Ее материал изложен неграмотно, без логической последовательно­сти, применения иллюстративно-аналитического мате­риала (таблиц, диаграмм, схем и т. д.), ссылок на литера­турные и нормативные источники, оформлен с грубыми нарушениями ГОСТа. Курсовая работа, оцененная на «неудовлетворительно», не допускается к защите.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ


СТРАНИЦЫ ТЕКСТА С РИСУНКАМИ

1. Графики импорта и экспорта строятся аналогично графикам сбережений и инвестиций (см. рис. 1.1). Экспорт не зависит от доходов, поэтому он изображается прямой линией, параллель­ной оси доходов (Y). Импорт, зависящий от доходов, изобража­ется прямой, наклонной к данной оси [IМ(Y)].

ЕМ,1М Л


EM,


IM

IM(Y)
EX




EX


Рис. 1.1. Модель доходов-расходов: функция экспорта и импорта.


Y – доход;

EX – экспорт;

IM – импорт;

IM(Y) – зависимость импорта от дохода


2. . Для обеспечения стабильности производства и реализации продукции необходимо проведение мероприятий по сокраще­нию производственных запасов по схеме, представленной на рисунке 1.2.

Материально Производ- Незавершен- Запас

техническое ственный ное произ- готовой Сбыт

снабжение запас водство продукции

Рис. 1.2. Схема связи снабжения,


Приложение 2.
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СТРАНИЦЫ ТЕКСТА

С ФОРМУЛАМИ И ССЫЛКАМИ НА ФОРМУЛЫ

Согласно теории, валютный курс определяется соотношением уровня цен в рассматриваемых странах. Таким образом:

ААв = РЕ/Рн, (2.1)

где ААв - валютный курс между валютами страны А и страны В;

РЕ - уровень цен за границей (в стране А);

Рн - уровень цен внутри страны (в стране В).




Приложение 3.

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ

Таблица 1.1

Курсы валют некоторых стран к доллару США




Экспортеры и импортеры

Экспорт

Импорт

1990

2000

1990

2000

Международные органи- зации

зации


28

45,5

27

41

Развитые страны

243

989

250

1063

США

56

126

85

213

Япония

46

316

23

281

ФРГ

14

131

8

73

Развивающиеся страны

28

69

89

63

Нигерия

0,1

2

4

3

.

Приложение 4

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ
СПИСКА ИСП0ЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отноше­ния. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001. - 296 с.

2. Вардомский Л. Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономи­ческая деятельность регионов России: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией д.г.н,, профессора В.Г. Глушковой. - М.: АРКТИ, 2002. - 320 с.

3. Внешнеэкономический комплекс России - проблемы и перспективы // МЭ и МО. - 2001. - № 5. - С. 31-43.

4. Доклад Всемирного банка об экономике России - фев­раль 2004 г. // Общество и экономика, - 2004. - № 2. - С.15-28.

5. Инструкция ЦБ РФ от 15 июня 2004г. № 111-И «0 порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществ­лении валютных операций, порядке учета уполномоченны­ми банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

6. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации,

7. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М. Г. Делягина. -- М.: ИНФРА-М, 2000. - 344 с.

8. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт­-Издат, 2003. - 247,с.

9. http://www.rg.ru

10. htth://www.donland.ru
Приложение 5
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЕЛИКОСЕЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление персоналом»
на тему:
«АНАЛИЗ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ»
Выполнил: студент 3 курса специальности

«Менеджмент» (группа 3 м/06)

Шаломин С.М.

Руководитель: Чекаурова Т.В.


с. Великое

2008


Приложение 6
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Валютное регулирование как инструмент валютной

политики государства………………………………………………. 4

1.1. Сущность валютного регулирования и его принципы………. 4

1.2. Становление системы валютного регулировании в Россий-

ской Федерации ………………………………………………… 8

Глава 2. Валютные ограничении – необходимый элемент механизма

валютного регулирования…………………………………………. 14

2.1. Содержание валютных ограничений и их основные виды…... 14

2.2. Либерализация валютного регулирования и ее влияние на

валютные ограничения…………………………………………….. 21

Заключение……………………………………………………………………… 25

Список использованной литературы…………………………………………… 27

Приложение……………………………………………………………………… 29

Приложение 1…………………………………………………………………… 29

Приложение 2……………………………………………………………………. 30



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………… 3

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………… 5

2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………………….. 6

3. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………… 7

3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 7

3.2. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКОВ РАЗДЕЛОВ, ПОДРАЗДЕЛОВ И ИХ

РАЗМЕЩЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 7

3.3. НУМЕРАЦИЯ СТРАНИЦ………………………………………………………….. 8

3.4. ОФОРМЛЕНИЕ И НУМЕРАЦИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ……………………………. 8

3.5. ОФОРМЛЕНИЕ И НУМЕРАЦИЯ ФОРМУЛ…………………………………….. 8

3.6. ОФОРМЛЕНИЕ И НУМЕРАЦИЯ ТАБЛИЦ……………………………………… 9

3.7. ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………………. 10

3.8. ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………… 10

3.9. ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ…………………………………………………… 11

3.10. ОБЛОЖКА И ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ………………………………………………. 11



4. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ, ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ И КРИТЕРИИ

ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………. 12

4.1. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ: УСТН0Е ВЫСТУПЛЕНИЕ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ……. 12

4.2. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОИ РАБОТЫ……………………………………… 12

4.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫПРИЛОЖЕНИЯ………………….. 13



ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 14

РЕЦЕНЗИЯ

на учебное пособие по дисциплине «Управление персоналом»

на тему: «Методика написания курсовой работы», выполненное

преподавателем Чекауровой Т.В.

Курсовая работа – это одна из обязательных форм учебной работы, которая выполняется студентами в соответствии с учебным планом специальности индивидуально в письменном виде под руководством преподавателя. Выполнение курсовой работы направлено на формирование у студента способности самостоятельно мыслить, сопоставлять, анализировать факты, обобщать их, логически последовательно излагать материал.

Курсовая работа выполняется по материалам конкретного предприятия, после прохождения практики по специальности, поэтому может содержать элементы исследования.

Написание курсовой работы всегда вызывает определенные трудности у студентов, т.к. часто это происходит впервые в их деятельности.



Настоящее учебное пособие поможет студентам пройти все этапы написания и защиты курсовой работы и особенно в вопросах правильного, грамотного ее оформления.


Преподаватель: Т.А. Волокитина


Смотрите также:
Методика написания курсовой работы учебное пособие
331.62kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 050509
312.33kb.
1 стр.
Решение контрольных работ Ценообразование Тарасова Л. Н. 3 курс заочное бу, фк 23. 09. 10
16.1kb.
1 стр.
Пояснительная записка курсовой работы "Обработка экономической информации с помощью файлов"
268.43kb.
3 стр.
«информационное обеспечение управления»
138.74kb.
1 стр.
Учебное пособие «Основы работы в Word»
783.49kb.
14 стр.
Учебное пособие «Основы работы в Windows»
454.51kb.
4 стр.
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов специальности 040600 «Сестринское дело»
1354.95kb.
8 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы Подготовка к защите и порядок публичной защиты курсовой работы
369.18kb.
1 стр.
Учебное пособие "Основные алгоритмы компьютерной графики" машинная графика (Учебное пособие в 3-х книгах) Книга 2 П. В. Вельтмандер
2549.88kb.
41 стр.
Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
2228.98kb.
9 стр.
Программы учебной дисциплины «нот журналиста»
19.27kb.
1 стр.