Главная страница 1
Методическое сопровождение педагогов Амурского района в условиях модернизации системы образования
Ровнова Л.В.,

директор МОУ ИМЦ г. Амурска

25.08.2011г.
В настоящее время Российское образование переходит к этапу инновационного развития.

Его содержательные приоритеты обозначены в национальной инициативе «Наша новая школа», в модели «Российское образование - 2020», в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации», которые являются главными ориентирами в модернизации системы образования.

Следовательно, основной задачей муниципальных методических служб является проведение в жизнь государственной политики в области образования, связанных с реформированием системы.

Методическая служба ближе всего стоит к учителю, а в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» важным ключевым направлением развития системы образования одним из направлений является – развитие учительского потенциала. Следовательно, новой школе нужен новый учитель! Владеющий современными образовательными технологиями, открытый новшествам.

Существует давно сложившаяся система профессионального образования и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, которая включает в себя традиционные звенья: ВУЗ – ИРО – ММС –ШМС. ВУЗ дает профессиональное образование, а цель ИРО, ММС, ШМС создать условия для непрерывного повышения квалификации, одной из задач реализации данной цели является - внедрение нового.

О том, что нового существует в педагогической практике, педагоги узнают при обучении на курсах повышения квалификации, проблемных и тематических семинарах. В нашем районе ежегодно проходят курсовую подготовку до 23 % от общего числа педагогов, через длительные курсы, и 15 % через семинары по актуальным проблемам обновления содержания образования.

Муниципальная методическая служба организует работу по освоению и внедрению того нового, что педагог узнал на курсах.

Не отказываясь от традиционных форм методической работы, мы активно внедряем в свою деятельность современные формы, которые позволяют на наш взгляд повысить заинтересованность педагога в самообразовании и внедрении инноваций.

Сетевое Методическое Сообщество (СМС) педагогов Амурского района, созданное с помощью вики-технологий на «Открытом классе» еще совсем молодое: ему чуть более 1,5 лет.

Несмотря на это, уже есть результаты и опыт. В рамках работы сообщества создана система дистанционной методической поддержки и самообразования его участников: активно работающие предметные сообщества, мастер-классы, ИКТ – конкурсы, методические семинары, дистанционные курсы, открытая общественная профессиональная экспертиза методических материалов, созданы авторские тематические блоги.

В новом учебном году планируется запустить проект «Дистанционная экологическая школа».

Самыми активными участниками СМС являются: Зотова О.А., Боровлёва С.В., Сафронова Т.И., Симаков Е.Л.

Учитывая географические особенности нашего района, удаленность образовательных учреждений от г. Амурска, одной из эффективных форм работы на наш взгляд явилась организация методических десантов с целью оказания методической помощи педагогическим коллективам отдаленных школ района: Санболи, Литовко, Джуен. Эту форму мы начали внедрять с 2010 года. Во время этих десантов методистами проводятся тематические семинары, консультации, посещение и анализ уроков, оказывается помощь в составлении плана самообразования педагога.

Другой формой повышения квалификации широко используемой при обучении педагогов, является Каскадная модель. Эту форму мы начали активно внедрять при реализации Федерального проекта «Информатизация системы образования» и продолжили при подготовке педагогов к введению ФГОС НОО.

Муниципальные команды, которые проходят обучение на региональном уровне выполняют услуги сетевого оператора в организации повышения квалификации педагогов и руководителей ОУ, выстраивая механизм обратной связи между ИРО и педагогической общественностью Амурского района. Каскад в обучении успешно реализуется школьными командами по ИСО в ЭСШ № 3 (под руководством Сафроновой Т.И.), ЭНШ № 1 (Зотовой О.А.), Литовко (Ветровой Е.Ч.).

Такая модель подготовки педагогов по вопросам внедрения ИКТ в УВП, дало положительные результаты:

Одним педагогам позволило проявить интерес, раскрыть свой талант, другим — совершить качественный скачок в профессиональном развитии.

Симаков Е.Л., одним из первых начал внедрять проведение мастер-классов в режиме он-лайн для педагогов района.

Байдакова Т.Б. для педагогов района ведет постоянно – действующий мастер – класс: уроки литературы с применением ИКТ.

Боровлевой С.В. разработаны дидактические и методические материалы для учителей русского языка и литературы в плане подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, свои наработки она представляет на образовательных сайтах, в том числе и личном, при проведении мастер-классов, разработки пользуются большим успехом у коллег.

Наиболее активные педагоги являются победителями муниципальных конкурсов, успешно представляют свои проекты на краевых и всероссийских конкурсах в области ИКТ, а на сегодняшний день они уже осваивают для себя новые роли – являются экспертами и модераторами Федерального и регионального уровней.

Нужно сказать, что учащиеся педагогов, освоивших на высоком уровне ИКТ – технологии, также показывают высокие результаты в обучении.

В результате внедрения каскадной модели обучения педагогов района по вопросам введения ФГОС НОО, и целенаправленной работы по организации курсовой подготовки для учителей начальной школы мы имеем 100 % обученных педагогов, которые начнут обучение в этом году в 1-х классах, всего же по состоянию на 20 августа у нас обучено ____ % от общего числа учителей начальных классов. Члены школьных команд прошли обучение по актуальным проблемам введения новых стандартов: разработка основной образовательной программы, программы духовно – нравственного развития, формирование УУД, ведение внеурочной деятельности.

Каскад в обучении по вопросам введения новых стандартов успешно реализуется школьными командами: в ЭНШ № 1 (Ашихминой М.Я.), СШ № 6 (Иваненко С.З.), СШ № 2 (Кузнецовой Е.В.).

В настоящее время Центр с успехом практикует и такую традиционную фор­му повышения квалификации, как мастер-класс. За три года в режиме мастер-класса прошли обуче­ние 919 педагогических работников по 17 направлениям.

Мастер – классы проводят педагоги – новаторы, педагоги – апробаторы, победители ПНПО, участники профессиональных конкурсов: Боровлева С.В., Байдакова Т.Б., Плохотнюк И.В., Симаков Е.Л., Спицына Л.Я., Ганзюков В.М., Никишина Т.А., Тарасенко С.И., Бабичук И.Н., Гаер И.В., Мерчанова О.Б., Коркина О.Ю.

В течение учебного года были организованы стажировки для учителей родного языка у учителей иностранного языка: заслуженного учителя РФ -Кочкуровой Л.В., и призера краевого конкурса «Учитель года – 2011» - Сюй Н.Ю.

Уважаемые коллеги, в ст. 48 обсуждаемого законопроекта, впервые говорится об установлении государственной поддержки молодых специалистов. И, хотелось бы сказать, что молодые педагоги нашего района не обделены заботой и поддержкой, у нас сформирована и продолжает совершенствоваться система работы с молодыми специалистами на уровне муниципалитета.

В течение двух лет реализуется районная программа адаптации молодых учителей, одним из направлений которой стало возобновление работы Клуба Молодых Учителей в новом формате на базе Центра.

С целью оказания методической и психологической помощи с молодыми учителями работают специалисты управления образования, методисты ИМЦ, педагоги-психологи, большое внимание уделяется наставничеству. Молодые учителя образовательных учреждений высоко оценивают поддержку своих наставников: Мусориной Г.Е., Заика Г.Ф., Потеха Св. Николаевны, Сиденковой Н.Е., Еремеевой Е.Э., Иванова В.А., Гассан Ев. Витальевны, Турубарова Ев. Николавевича, Зименко Нины Петровны.

В Клубе выделилась инициативная группа молодых учителей, которые принимают активное участие в методических мероприятиях не только районного, но и краевого уровня, где достойно представляют Амурский муниципальный район. Представители этой группы входят в состав районного совета молодежи при администрации Амурского муниципального района.

В числе условий, обеспечивающих творческий рост педагога и стимулирование его потребностей в совершенствовании - традиционные конкурсы профессионального мастерства: «Учитель года», «Психолог года», «Самый классный классный», «Лесенка успеха» для воспитателей ДОУ.

Муниципальная методическая служба инициирует серию конкурсных мероприятий, призванных способствовать росту педагогического мастерства.

Тематика конкурсных мероприятий разнообразна и затрагивает все направления деятельности педагога и все категории педагогических работников: кон­курс моделей методической службы образователь­ного учреждения ДОУ, смотр - конкурс методических и дидактических средств обучения, конкурс молодых учителей «Мой лучший урок» и др.

Участие в таких мероприятиях помогает педаго­гам развивать навыки описания и представления своих идей, опыта и исполь­зования современных информационных технологий.

Все вышеупомянутые формы работы способствуют обобщению педагогического опыта и опыта образовательных учреждений. За последние 2 года в районную картотеку ППО внесено 29 опытов, а опыт работы педагогов: Синяевой Л.А., Мусориной Г.Е., Ефремовой Т.В., Иванова В.А., …. и педагогического коллектива центра детского творчества «Темп» - внесены в краевую картотеку.

Развивается система распространения лучшего опыта педагогов района.



В статье 19 законопроекта говорится о том, что Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования и реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

Результатом работы по развитию инновацион­ной деятельности в образовательных учрежде­ниях является состояние инновационной и опытно- экспериментальной работы. В текущем учебном году в образовательных учреждениях района функцио­нировало 8 базовых образовательных учреждений по различным приоритетным направлениям организации УВП, 2 краевых экспериментальных площадки (ОШ 6, 9), 1 апробационная площадка (ЭНШ № 1), 2 краевых опорных площадки по организации ГОУ в ОУ (СШ 2,6).



Очень актуальной стала деятельность базовых образовательных учреждений по вопросам введения ФГТ, ФГОС.

Базовыми дошкольными образовательными учреждениями № 17, 9, под руководством старших воспитателей Свистовой С.Г., Радюкевич С.В., по внедрению ФГТ разработана и проведена не только серия методических семинаров для педагогов дошкольного образования, но и мероприятия с учителями начальных классов по вопросам преемственности.

Накопленный опыт в ходе экспериментальной деятельности по теме: «Безотметочное обучение в начальной школе» педагогическим коллективом ЭНШ № 1 позволил им стать краевой пилотной площадкой по апробации ФГОС нового поколения в Хабаровском крае, с 1 сентября это учреждение является краевым Центром трансфера по вопросам введения ФГОС.

Опыт работы школы № 6 по взаимодействию с социальными партнерами в вопросах организации дополнительного образования учащихся, позволил организовать деятельность муниципального базового учреждения по организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС НОО.

Для включения в научно – исследовательскую деятельность в ВУЗе, о чем также говорится в новом законопроекте, учащиеся уже со школьной скамьи должны быть включены в эту деятельность, поэтому не менее актуальной является работа базовых учреждений - ДЭБЦ «Натуралист», ЦДЮТиЭ по теме: «проектная и исследовательская деятельность педагога».

Результаты деятельности педагогов по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися уже традиционно представляются на научно – практической конференции «ЭВРИКА». С каждым годом увеличивается число участников этой конференции, тематика работ ….

Уважаемые коллеги!

Нужно сказать, анализ результатов внедрения инновационных технологий показывает, что хотя инновационные изменения и стали заметным явлением в системе образования района, во многих учреждениях они незначительны.

Несмотря на прилагаемые усилия всех звеньев непрерывного повышения квалификации, у большинства педагогов нет мотива к внедрению нового, как ни печально констатировать данный факт.

Причин можно назвать несколько: и некоторые из них я уже озвучивала на педагогическом совете в феврале этого года и эти причины отрицательно влияют на подготовку нового учителя для новой школы.

Рассматривая последнюю причину, нужно сказать, что технологий на сегодняшний день имеется большое количество. Проблема в том, какую из них выбрать и как выбрать. Основа выбора – не интуиция, не метод проб и ошибок, не внешняя заманчивость и привлекательность. Инструментом должна быть единая методологическая позиция, основанная на теориях обучения, достижения современной науки и практики, каждого педагога и коллектива в целом. Выработка общих целей, общих ценностей должна стать задачей корпоративного обучения в учреждениях образования.

Т.О. внедрением инноваций нужно специально заниматься, имея программу действий и управляя ее реализацией.

Если этого не произойдет, по словам Марка Поташника, то совершенно обоснованные требования Президента страны, вырвать систему образования из застоя путем освоения инноваций останутся только декларациями.

Для формирования эффективной системы управления введением инноваций на уровне образовательного учреждения и муниципалитета в том числе, нами разработана программа «Формирование инновационного поведения педагога», которая будет представлена к обсуждению на первом заседании замов......стр. 202


Методическая служба предлагает Вам, уважаемые коллеги, современные технологии, различные способы и средства внедрения этих технологий. Методические рекомендации, опыт коллег могут служить лишь помощником учителя, но не больше. Только талант педагога, его глубокие знания, любовь и горячий интерес к предмету, его непрерывные поиски обеспечивают успех и плодотворность любой педагогической технологии.
Разрешите поздравить Вас с началом нового учебного года и пожелать Вам творческих успехов!







Смотрите также:
Методическое сопровождение педагогов Амурского района в условиях модернизации системы образования
97.94kb.
1 стр.
Научно методическое сопровождение развития воспитательной системы школы Куеда 2007 Научно методическое сопровождение развития воспитательной системы школы
1196.62kb.
5 стр.
Районное методическое объединение педагогов-психологов Сергиево-Посадского муниципального района
598.92kb.
2 стр.
Главным результатом модернизации образования должно стать его соответствие целям опережающего развития
1456.4kb.
9 стр.
Консультационное сопровождение инновационной деятельности педагогов в условиях образовательной среды
82.11kb.
1 стр.
Комитет по образованию администрации Егорьевского муниципального района Московской области
823.35kb.
4 стр.
План по реализации мероприятий по модернизации общего образования
123.11kb.
1 стр.
Модель деятельности методической службы мбдоу «Детский сад ов №48» по организации процесса развития профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях реализации фгт
27.26kb.
1 стр.
«Учитель, семья, общество в модернизации муниципальной системы образования. Приоритеты деятельности системы образования на 2011 2012 год»
20.38kb.
1 стр.
Методический аспект применения компьютера на уроке учителем-предметником
36.98kb.
1 стр.
Внедрение системы управления качеством образования в педагогическом колледже
432.52kb.
3 стр.
Детский сад комбинированного вида №91
269.69kb.
1 стр.