Главная страница 1


ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Методические указания и рекомендации по выполнению реферата для студентов вечернего и заочного отделения


Зорин Г.В.

Содержание

Аннотация 3

Введение 3

Общие принципы подготовки и требования к оформлению реферата 4

1. Цели и задачи реферата 4

2. Выбор темы и этапы работы 4

3. Структура и содержание реферата 5

4. Основные требования к объему и оформлению работы 6

5. Критерии оценки реферата 7

7. Направления исследовательской работы 9

Приложение 1. Образец титульного листа 12

Приложение 2. Образец оглавления 13

Приложение 3. Образец оформления списка литературы 14





Аннотация

Методические указания и рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «История социологии» подготовлены для студентов с целью оказания помощи в выборе темы и написании текста работы.



Введение

Неотъемлемой составной частью подготовки современного специалиста является владение им исследовательскими навыками. Написание реферата – составная часть учебного процесса, позволяющая сформировать исследовательские навыки, закрепить и расширить полученные знания. Выполнение реферата осуществляется студентами самостоятельно, составляет часть внеаудиторной нагрузки.

Цель данных рекомендаций – методическая помощь студентам при выборе темы и написании реферата по курсу «История социологии».

Выполнение рекомендаций позволит будущему специалисту подготовить реферат качественно и в срок.



Общие принципы подготовки и требования к оформлению реферата




1. Цели и задачи реферата


Написание реферата – составная часть учебного процесса, предполагающая самостоятельную работу студента. Цели реферата разнообразны: научная, познавательная, учебная, методическая. В тоже время основная цель реферата заключается в приобретении опыта самостоятельной исследовательской деятельности по историко-социологической проблематике. Достижению данных цели способствуют следующие конкретные задачи реферата:

– систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, полученных на лекциях и семинарах по истории социологии;

– приобретение опыта работы с первоисточниками (классическими трудами по социологии) – основными источниками историко-социологического и теоретико-социологического знания;

– привитие навыков самостоятельной работы по подбору литературы, работы с каталогами, в том числе, с электронными ресурсами;

– изучение научной литературы, периодических, справочных изданий;

– умение самостоятельно систематизировать и изложить знания, полученные в процессе изучения первоисточника, литературы по теме исследования, сделать обоснованные выводы;

– умение критически оценивать различные позиции ученых, использование анализа и самостоятельных выводов по проблемам истории социологии;

– углубленное изучение наиболее актуальных проблем истории социологии, уяснение роли и места данной дисциплины в системе социологического знания.


2. Выбор темы и этапы работы


Основные этапы работы при написании реферата следующие:

Выбор темы;

Подбор литературы;

Изучение литературы;

Подготовка чернового варианта реферата и представление его в электронной форме преподавателю для просмотра - работа направляется на электронный почтовый адрес, тема сообщения включает в себя: 1. номер группы (адрес сайта группы), 2. ФИО студента, 3. тема реферата.

Согласование структуры и содержания работы, устранение недоработок на основе замечаний и рекомендаций преподавателя;

Оформление окончательного варианта реферата, представление к защите.

3. Структура и содержание реферата


В реферат включается:

титульный лист;

оглавление (содержание);

введение;

основная часть (включает главы, параграфы, разделы);

заключение;

список литературы /список используемой литературы/ библиография;

приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы. Формулируются, проблема исследования, цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Анализируется литература по теме. Во введении возможно краткое изложение истории вопроса. Объем введения – не более 4-х страниц.

Основная часть состоит, как правило, из глав, разделенных на параграфы. Для реферата по истории социологии возможно ограничиться двумя главами. В первой (теоретической) главе дается анализ исследования данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе. Во второй главе (практической) дается характеристика форм проявления данного явления в практике России, в регионах, в других странах. Для второй главы характерно рассмотрение проблем и способов их решения.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам исследования, основные рекомендации и предложения.

В списке литературы перечисляются источники, которыми автор воспользовался при написании реферата.

В приложении помещается табличный материал, дополнительная информация, наглядный материал, постановления и законодательные акты, объемная статистическая информация.

Основой для написания реферата должны служить классические научные работы и монографии, статьи из периодической печати, словари и справочники, Интернет-источники. Рекомендуется использование литературы по проблеме, изданной в последние 3–5 лет. При чтении литературы необходимо сначала ориентироваться на фундаментальные работы (монографии и научные труды), затем дополнять свои знания за счет периодических изданий.

Реферат представляет собой изложение и систематизацию материала, имеющегося по заданной проблеме в отечественной и зарубежной печати.

Обязательны:

1. критический анализ теоретико-методологической позиции исследуемого автора (классика социологии),

2. выявление теоретико-методологических проблем и способов их решения,

3. изложение собственной позиции студента по заданной теме,

4. самостоятельные выводы, обоснованные теоретически и подтвержденные фактическим материалом.

Не допускается дословное переписывание материала из литературных источников без последующих авторских (собственных) выводов и обобщений.

4. Основные требования к объему и оформлению работы


Реферат должна быть написана последовательно и четко. Не допускается газетный стиль изложения. Не нужна излишняя наукообразность. В работе должны быть четко разграничены свои идеи и заимствованные, с указанием источника информации.

Титульный лист дает информацию об авторе работы и научном руководителе, теме реферата. Образец оформления титульного листа представлен в приложении 1.

Оглавление включает перечисление глав и параграфов реферата с указанием страниц. Образец оглавления представлен в приложении 2.

Все заимствованные идеи, фактический материал, цитаты из выступлений, справочные данные - должны иметь ссылки на авторов и источники. Наиболее распространены два варианта ссылок:

– постраничные, в нижней части страницы;

– внутритекстовые. С указанием в тексте в квадратных скобках номера по списку и страницы в источнике. Образцы оформления ссылок, в том числе, на электронные ресурсы, см. в соответствующих ГОСТах.

Объем печатной работы – не менее 10 и не более 30 страниц. Набор текста работы на компьютере производят через 1,5 интервал, размер шрифта – 14, Times New Roman. Поля: левое – 30 мм, правое–10 (15) мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Реферат выполняется на нелинованных листах (формат А4). Работа должна быть сброшюрована, иметь титульный лист, оформленный по правилам. Текст пишется на одной стороне листа. Каждая глава, введение, заключение и список литературы пишутся с новой страницы. Нумерация страниц сквозная, выполняется арабскими цифрами. Приложения имеют свою нумерацию (приложение 1, 2 и т. д.).

В списке литературы источники распределяются в алфавитном порядке. Интернет-источники называются в последнюю очередь, с указанием электронного адреса. Каждый источник в списке литературы должен быть описан в соответствии с общими правилами библиографического описания. Обязательно отражение следующего:

фамилия и инициалы автора;

название работы;

место издания, издательство и год для монографии, количество страниц;

название периодического издания, год и номер, страницы для статьи в периодической печати;

название сборника, составители или редакторы, место издания, издательство и год для сборника статей, количество страниц.

Образец списка литературы приведен в приложении 3.

5. Критерии оценки реферата


Реферат оценивается по пятибалльной системе. Итоговая оценка является результатом оценок текста, выступления при защите и ответов на вопросы.

Критерии оценки реферата по дисциплине «История социологии» излагаются по степени их значимости:


1. Самостоятельность исследования/ реферата/ работы

- реферат должен быть самостоятельной исследовательской работой

- текст реферата будет проверяться по электронной системе антиплагиат
2. Умение работать с первоисточниками

- поиск выбранной классической работы,

- анализ структуры и содержания социологической работы,

- описание, краткое, то есть реферативное, изложение основных концепций, теорий, идей работы


3. Уровень авторских выводов по теме исследования, уровень изложения, стиля и языка.
4. Уровень оформления реферата – степень соблюдения всех требований и общепринятых норм оформления реферативного исследования


7. Направления исследовательской работы


  1. Анализ работы Р. Арона «Этапы развития социологической мысли»




  1. Анализ теоретических предпосылок возникновения социологии по произведениям Ш. Л. Монтескье «О духе законов»; «Размышления о причинах величия и падения римлян» и Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре».




  1. Анализ одной из работ О. Конта «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии».




  1. Анализ одной из работ Г. Спенсера «Социология как предмет изучения»; «Грехи законодателей», «Основания социологии»




  1. Анализ одной из работ (на выбор) Г. Лебона «Психология народов и масс», Г. Тарда «Законы подражания», «Общественное мнение и толпа»




  1. Анализ работ Э. Дюркгейма «Метод социологии», «О разделении общественного труда», «Самоубийство: социологический этюд».




  1. Анализ одной из работ В. Парето «О применении социологических теорий»; «Трансформация демократии»; «Социалистическая опасность».




  1. Анализ одной из работ К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Анкета для рабочих»; «Оправдание мозельского корреспондента»; «Манифест коммунистической партии»; «Немецкая идеология»; «К критике политической экономии. Предисловие»..




  1. Анализ одной из работ М. Вебера: «О некоторых категориях понимающей социологии»; «Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке»; «Основные социологические понятия»; «Протестантская этика и дух капитализма»; «Хозяйство и общество»




  1. Анализ одной из работ (на выбор) Ф. Тенниса «Эволюция социального вопроса», Г. Зиммеля «Проблема социологии»; «Социальная дифференциация», «Конфликт современной культуры».




  1. Анализ работы Ф. Гиддингса «Основания социологии».




  1. Анализ одной из работ (на выбор) ведущих теоретиков Чикагской школы социологии: Р. Парка, Э. Берджесса и др.




  1. Анализ работы Х. Ортеги-и-Гассета «Эстетика. Философия культуры»




  1. Анализ работы Дж. Тойнби «Постижение истории»




  1. Анализ работы О. Шпенглера «Закат Европы»




  1. Анализ П. А. Сорокина «Система социологии»; «Социологические теории современности»; «Главные тенденции нашего времени»; «Социальная и культурная динамика».




  1. Анализ одной из работ Т. Парсонса «Структура социального действия», «Система современных обществ»




  1. Анализ одной из работ Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура»; «Социальная структура и аномия»; «Явные и латентные функции».




  1. Анализ работы Дж. Хоманса «Возвращение к человеку»




  1. Анализ одной из работ (на выбор) Дж. Г. Мида «От жеста к символу»; «Интернализованные другие и самость», Г. Блумера «Коллективное поведение», Дж. Морено «Социометрия».




  1. Анализ одной из работ А. Шюца «Структура повседневного мышления»; «Возвращающийся домой»; «Формирование понятий и теории в общественных науках».




  1. Анализ работы Л. Козера «Функции социального конфликта»




  1. Анализ работы Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта»




  1. Анализ работы З. Фрейда «Неудовлетворенность культурой».




  1. Анализ одной из работ Э. Фромма: «Иметь или быть?»; «Бегство от свободы»; «Анатомия человеческой деструктивности» и др.




  1. Анализ одной из работ (на выбор)представителей Франкфуртской школы: «Исследование авторитарной личности». Т. Адорно и др; Маркузе Г. «Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества»




  1. Анализ работы К. Мангейма «Диагноз нашего времени»




  1. Анализ работы Ю. Хабермаса «Демократия, разум, нравственность


Приложение 1. Образец титульного листа


Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет социологии


Реферат


Тема: «»

Выполнил:

студент (ка)

Вечернего отделения

Специальность «Социология»

ФИО

Проверил:

ассистент кафедры

теории и истории социологии

Зорин Г.В.


Санкт-Петербург 2007

Приложение 2. Образец оглавления





Аннотация 3

Введение 3

Общие принципы подготовки и требования к оформлению реферата 4

1. Цели и задачи реферата 4

2. Выбор темы и этапы работы 4

3. Структура и содержание реферата 5

4. Основные требования к объему и оформлению работы 6

5. Критерии оценки реферата 7

7. Направления исследовательской работы 9

Приложение 1. Образец титульного листа 12

Приложение 2. Образец оглавления 13

Приложение 3. Образец оформления списка литературы 14





Приложение 3. Образец оформления списка литературы


  1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 1998.

  2. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1998.

  3. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1998.

  4. Американская социологическая мысль. Тексты/Под ред. В. И. Добренькова М., 1996.

  5. Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

  6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

  7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

  8. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

  9. Бурдье П. Начала. М., 1994.

  10. Бурдье П. Практический смысл. М.; СПб., 2001.

  11. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

  12. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  13. Вебер М. Класс, статус, партия//Социальная стратификация/Под ред. С. Белановского. Вып. 1. М., 1992. С. 19–38.

  14. Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994.

  15. Вебер М. Аграрная история Древнего мира. М., 2000.

  16. Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.

  17. Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий //Социологическое обозрение. 2002. T. 1, № 1. С. 26–47.

  18. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии ХIX–XX вв. М., 1995.

  19. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

  20. Гофман А. Б. Эмиль Дюркгейм в России. М., 2001.

  21. Гоффман И. Представление себя в повседневной жизни. М., 2001.

  22. Дарендорф Р. Тропы из Утопии. Работы по теории и истории социологии. М., 2002.

  23. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

  24. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994. СПб., 1998.

  25. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

  26. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

  27. Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996.

  28. Западно-европейская социология XIX в.: Тексты/Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.

  29. Западно-европейская социология XIX–нач. XX веков: Тексты/Под. ред. В. И. Добренькова. М., 1996.

  30. Зиммель Г. Избранное. Т. 1–2. М., 1996.

  31. Зиммель Г. Философия денег (фрагмент)//Теория общества. Фундаментальные проблемы/Под ред. А. Ф. Филиппова. М., 1999.

  32. Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.

  33. Ионин Л. Г. Понимающая социология. М., 1978.

  34. Ионин Л. Г. Георг Зиммель — социолог. М., 1984.

  35. История социологии в Западной Европе и США/Под ред. Г. В. Осипова. 1-e изд. М., 1999; 2-e изд. М., 2002.

  36. История теоретической социологии в 4-х томах/Под ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1997.

  37. Кон И. С. Позитивизм в социологии. Л., 1964.

  38. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. М., 1997.

  39. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 1995.

  40. Лебон Г. Психология масс. М., 2001.

  41. Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. М.: Рефл-бук, 1998.

  42. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2000.

  43. Маннхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

  44. Маннхейм К. Избранное. Социология культуры. М.; СПб., 2000.

  45. Маннхейм К. Очерки социологии знания: проблема поколений — состязательность — экономические амбиции. М., 2000.

  46. Маркс К. Социология. М., 2000.

  47. Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993.

  48. Мертон Р. Референтная группа и социальная структура. М., 1991.

  49. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.

  50. Мосс М. Социальные функции священного. М., 2000.

  51. Осипова Е. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб., 2001.

  52. Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия/Под ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1994.

  53. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

  54. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

  55. Психология толп. М., 1997.

  56. Преступная толпа. М., 1999.

  57. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002.

  58. Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001.

  59. Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функции в примитивном обществе. М.: Наука, 2002.

  60. Современная западная социология/Под ред. П. Монсона. СПб., 1992.

  61. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.

  62. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  63. Социоанализ Пьера Бурдье/Ред. Н. А. Шматко. М.; СПб., 2001.

  64. Социология в России XIX–начала XX веков. Тексты. Вып. 1–3/Под ред. В. И. Добренькова. М., 1997–2001.

  65. Тард Г. Социальная логика. М., 1996.

  66. Теоретическая социология. Антология/Под ред. С. П. Баньковской. Т. 1–2. М., 2002.

  67. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: Фонд «Университет»; Владимир Даль, 2002.

  68. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

  69. Уорнер У. Живые и мертвые: исследование символической жизни американцев. СПб., 2000.

  70. Флек Л. Возникновение научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.

  71. Фуко М. Слова и вещи. М., 1976.

  72. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

  73. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. М.; СПб., 2001.

  74. Шюц А. Структура повседневного мышления//Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129–137.

  75. Элиас Н. О процессе цивилизации. Т. 1–2. М.; СПб., 2001.

  76. Элиас Н. Придворное общество. М., 2001.

  77. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.





Смотрите также:
Методические указания и рекомендации по выполнению реферата для студентов вечернего и заочного отделения
157.06kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению практической работы для студентов дневного отделения, контрольной работы студентов заочного отделения специальности 08. 01. 09 «Бухгалтерский учет, анализ, аудит»
651.56kb.
3 стр.
Методические рекомендации и задания по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения
200.85kb.
1 стр.
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения исторического факультета Издательство «Универс-групп» 2005
221.97kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению домашней контрольной работы №1 и вопросы для самоконтроля по английскому языку для студентов заочного отделения
59.81kb.
1 стр.
Методические рекомендации по их выполнению, а также тестовые задания и экзаменационные вопросы
772.21kb.
8 стр.
Методические указания для студентов очно-заочного, заочного отделений
625.54kb.
6 стр.
Методические указания для студентов заочного отделения всех специальностей Набережные Челны 2004
532.37kb.
3 стр.
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по специальности 1- 74. 02. 01
835.04kb.
4 стр.
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов дневного и заочного отделения
195.22kb.
1 стр.
Методические указания для студентов заочного отделения специальности «Государственное и муниципальное управление»
190.75kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов всех специальностей
155.79kb.
1 стр.