Главная страница 1
Учреждение образования

«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»


Методические указания

для разработки курса дистанционного обучения
Раздел I

Определение целей, задач и средств дистанционного обучения

При составлении курса обучения необходимо:



  1. Определить цели и задачи курса.

  2. Учесть особенности целевой группы, для которой создается курс, и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого и целей курса.

  3. При организации учебного процесса определить методы взаимодействия преподавателя и обучаемого, виды и формы занятий.

  4. Определить средства доставки курса и информационные носители.

  5. Провести разбивку курса на разделы и разбивку содержания раздела на небольшие смысловые части-занятия (модули). Каждый раздел и каждое занятие модуля должны иметь заголовок. Курс должен быть не только хорошо изложен, но и удобно структурирован на сайте.

  6. Каждый модуль должен включать в себя:

  • Методические рекомендации по работе с модулем;

  • Цели изучения модуля;

  • Схема изучения модуля;

  • Тематика модуля;

  • Требования к работам студентам;

  • Задания для студентов;

  • Вопросы для самопроверки и рефлексии (желательно с ответами, комментариями и рекомендациями).

  1. Подготовить медиафрагменты. Разработать рисунки, таблицы, схемы, чертежи видеоряда, согласно требованиям эргономики. Скомпоновать модули каждого раздела ДО с эргономической точки зрения.

  2. Подобрать список литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов).

  3. Подобрать для каждого модуля гиперссылки на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет.

  4. Подобрать внешние гиперссылки, что является одной из самых сложных задач автора курса. Тщательный подбор ссылок на документы в сети избавит обучающегося от необходимости блуждать по Интернет в поисках информации. Размещение ссылок с аннотациями и на конкретные страницы сайта-источника при необходимости. Позволяет увязать курс с лучшими мировыми информационными источниками.

  5. Подобрать систему контроля и оценки. Подобрать тексты, задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, тем рефератов и курсовых работ, составление подсказок. Проектировать способы закрепления знаний и навыков, осуществления обратной связи.

  6. Разработать методические материалы по изучению курса, календарь курса.

  7. Модернизировать курс по результатам опытной эксплуатации курса.


Раздел II

Этапы дистанционного обучения
Мотивация – необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентом. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.

Постановка учебной цели. Студент с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для студентов), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше – в тестирующей программе, больше в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

В ходе работы с компьютером студенты должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако предпочтительно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Большинство студентов, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше. Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций

«студент – преподаватель – студенты». Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или « обучение в сотрудничестве», дискуссии.


Раздел III

Структура курсов ДО.


Курсы дистанционного обучения включают:

Фамилии авторов курса, с фотографиями автора.



Введение (Информация о курсе). Дается краткая характеристика курса, кому он предназначен, что необходимо знать и уметь для успешного усвоения, расписание, цели и задачи курса, аннотация курса, организация курса требуемая литература, порядок обучения, как работать с данным курсом, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности.

Основной текст в виде модулей с иллюстрациями, выделенными ключевыми словами (для будущего глоссария) и определениями, ссылками на другие страницы курса, другие источники информации в сети Интернет, а также основные выводы по разделу. Каждый модуль должен иметь заголовок. Возможно указание Перечня вопросов, относящихся к данному разделу. Но не вошедших в программу с указанием источников, где можно с ними ознакомиться факультативно и дополнительные материалы.

Вопросы для самостоятельного тестирования после каждого раздела, контрольных работ и тем для обсуждения на форуме данного курса. Задачи с ответами для тренинга.

Справочные материалы по предметной области курса (глоссарий), связанный гиперссылками с основным текстом. Глоссарий, по возможности должен полно отражать содержание курса (в идеале глоссарий должен содержать термины на русском и английском языках). Список сокращений и аббревиатур.

Литература – список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web – сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса.

Электронная библиотека – электронные книги с информацией, необходимой обучаемому (например, по работе с электронной почтой, по поиску информации в Интернет). Каждая ссылка должна сопровождаться аннотацией.

Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции (форум, чат)).

Практические и лабораторные работы, необходимые для качественного усвоения курса. Предварительно рекомендуется осуществить допуск к этому виду занятий, проверить знания теоретического материала.

Творческие задания (курсовые работы, эссе, задания, ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества.

Блок проблемных ситуаций (тексты на выявление глубины понимания).

База данных рефератов, курсовых работ других студентов, презентаций. Web-работы студентов (или файлы презентаций, размещенные в Интернет).

Блок с файлами (презентаций, рефератов). Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, размещенные на Web-сайте и доступные для обучающихся.

Блок мониторинга результатов учебной работы.

Пакет анкет. В комплект курса включается пакет анкет для знакомства с потенциальными учащимися и пакет текстов для определения их исходного уровня знаний по данному предмету, теме и заключительная анкета для оценки курса и тьютора.

Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок.
Раздел IV

Необходимые качества учебника для курсов ДО

Учебник для курсов ДО должен обладать следующими качествами:


  1. Развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (определения, теоремы), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей).

  2. Удобной для пользователей системой навигации, позволяющей ему легко перемещаться по курсу, отправлять электронные письма преподавателю, переход в раздел дискуссий.

  3. Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет.

  4. Наличием подсистемы контроля знаний, встроенной в учебник.

  5. Разбивка курса на небольшие блоки (страницы).

  6. Наличием глоссария (автономные справочные материалы) и ссылки на глоссарий, разрабатываемый для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.

  7. Ссылками на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.

  8. Доступностью – быстрая загрузка, без усложнения эффектами.

  9. Эффективной обратной связью с преподавателем (электронная почта, Web-конференции, IRC-технологии (chat), IRC (Internet Relay Chat)) - средство для переговоров через Интернет в реальном масштабе времени, которое дает Вам возможность разговаривать с другими людьми во всем мире в режиме прямого диалога (чаще всего с помощью набора фраз на клавиатуре компьютера).



Раздел V

Методические материалы для ДО.


Курс для ДО включает:

  • Рабочую программу;

  • лекции;

  • задачник;

  • решение типовых задач;

  • полный перечень вопросов для самоконтроля;

  • вопросы для экзаменационных билетов;

  • тесты;

  • индивидуальные задания;

  • методические рекомендации.


Раздел VI

Организация работ в ВУЗе по подготовке УМК и других материалов к публикации в электронном виде.


Разработка и внедрение новых информационных технологий в образование является необходимым условием, позволяющим повысить качество подготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса. В связи с этим, актуальной стала проблема подготовки различных материалов к публикации в электронном виде.

Наряду с традиционным планом публикации типографским способом, в вузе должен быть составлен и утвержден план электронных изданий. Для этого авторам необходимо заблаговременно подготовить и в установленные сроки сдать в центр ДО заявку, содержащую следующие сведения:



  • информацию об авторах с указанием места работы и должности;

  • название работы;

  • полное название учебной дисциплины;

  • перечень специальностей, для которых выполняется работа;

  • функциональное назначение;

  • область применения;

  • основные технические характеристики;

  • ожидаемый эффект;

  • предполагаемый уровень работы в соответствии с утвержденными критериями.

Заявка подается от лица кафедры и подписывается ее заведующим.

В план электронных изданий включаются работы, которые соответствуют второму уровню или превышают его. Как минимум, это конспекты лекций, учебные пособия, учебники на электронных носителях, информации с гипермультимедийным оформлением. После подготовки электронного издания авторами их работа поступает в УМО для редакторской проверки и корректировки.

Материалы, издаваемые в электронном виде, оформляются для УМО как текст, набираемый на ПЭВМ в текстовом редакторе WORD в одном файле.

Требования к оформлению работ едины для всего колледжа и изложены в «Требованиях к форме представления электронных документов», утвержденных на заседании методического совета, протокол №2 от 10.03.2005г.

Для электронных изданий, использующих WEB-технологии, возможности гипертекстовой организации, элементы мультимедийного представления данных, встроенные блоки автоматизированного контроля усвоения знаний, дополнительно на машинном носителе представляется работающий электронный оригинал соответствующего учебно-методического пособия.

Рукопись предоставляется со следующими сопроводительными документами:



  • выписки из протокола заседания кафедры, из протокола заседания методического совета;

  • рецензия, заверенная подписью и печатью;

  • заявка на издание рукописи с указанием позиции плана изданий (подписанная зав. каф.).

Рекомендации кабинета ДО для кафедр ВГКС по наименованию файлов, передаваемых в кабинет ДО


Цель этих рекомендаций состоит в том, чтобы однозначно определить конкретный электронный документ. Имя файла задается таким образом, чтобы наиболее полно предать идентификационную информацию о документе.
Пример имени файла MS Word, составленного таким способом:
МиФ.СЗ.2-45 01 02,2-45 01 02 31.Физика.УП.6.Мн7.doc
Расшифровка:


1

2

3

4

5

6

7

Кафедра

Уровень/Форма обучения

Специальность/

специализация



Дисциплина

Вид УМД

семестр

Город/

Год


МиФ

СЗ

2-45 01 02,

2-45 01 02 31



Физика

УП

6

Мн7

Как видно, имя файла разбивается точками на секции, каждая из которых несет определенную информацию о документе.



Секция 1: Указывает кафедру, которой принадлежит документ.

  • МиФ

  • ОТПС

  • РиР

  • ИВТ

  • ЭиУ

  • ГН

  • ТКС

  • ПОСТ

Секция 2: Указывает для какого уровня и формы обучения составлен документ.

ВЗ → высшее/заочная

СЗ → среднее/заочная

Секция 3: Эта секция определена для указания того, каким специальностям или специализациям предназначен именуемый документ.

Секция 4: В данной части указывается дисциплина, представленная в документе. Здесь возможны два случая. Если название дисциплины состоит

из одного слова, то оно и указывается. Например: «Маркетинг». Если же название дисциплины состоит из нескольких слов, то приводится аббревиатура. Например: «Цифровые микропроцессорные устройства»  «ЦМУ».



Секция 5: Отражает вид учебно-методической документации:

  1. учебные пособия, курсы лекций, конспекты лекций (УП)

  2. методические указания по выполнеию:

      • практических занятий (ПЗ)

      • лабораторных работ (ЛР)

      • домашних контрольных работ (ДКР)

      • курсовых работ (КР)

      • курсовых проектов (КП)

      • дипломных работ (ДР)

      • дипломных проектов (ДП)

      • рабочая программа (РП)

Секция 6: Отражает учебный семестр (по состоянию дел на текущий учебный год), для которого предназначен данный документ. Кодируется цифрами от 1 до 11.

Секция 7: Здесь указывается город и дата составления документа. Например: Минск, 2006 → Мн6 или Витебск, 2004 → В04.





Смотрите также:
Методические указания для разработки курса дистанционного обучения Раздел I определение целей, задач и средств дистанционного обучения
110.26kb.
1 стр.
Применение подхода многоагентных интеллектуальных систем и высокопроизводительных баз знаний для задач дистанционного обучения
26.94kb.
1 стр.
Система контент-менеджмента дистанционного обучения с мультиагентной архитектурой
31.43kb.
1 стр.
Дистанционное обучение
984.63kb.
8 стр.
Методические рекомендации по дистанционному изучению курса «Концепции современного естествознания»
99.63kb.
1 стр.
Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения
307.01kb.
1 стр.
Руководство по подготовке электронных учебных курсов для системы дистанционного обучения вгту
353.87kb.
1 стр.
Методические рекомендации по их выполнению, а также тестовые задания и экзаменационные вопросы
772.21kb.
8 стр.
Определение дистанционного образования
128.46kb.
1 стр.
Методические указания к практическим занятиям
161.39kb.
1 стр.
Методические указания и контрольные задания по курсу микро- макроэкономика для студентов экономических специальностей дистанционной формы обучения
579.1kb.
2 стр.
Состояние и перспективы технологии дистанционного обучения финансовой академии при правительстве РФ
140.37kb.
1 стр.