Главная страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (9 КЛАСС)

Горшкова Н.Н., к.ф.н.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для выпускников IX классов и направлена на подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Подготовка к единому государственному экзамену требует продуманной организации повторения учебного материала в 9 классе, специальных занятий с учащимися.

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ включают задания на актуализацию как лингвистической компетенции школьника, так и его коммуникативных умений. Поэтому необходимо в рамках основных учебных часов организовать системную подготовку к экзамену.

Учащиеся должны уметь:

– производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;


по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых, осложнённых и сложных предложений;
по связной речи: заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях; писать изложение с дополнительным заданием с использованием разных типов речи; писать изложение с элементами сочинения с использованием разных типов речи; создавать тексты всех стилей и типов речи, писать доклад на тему школьной программы, составлять тезисы, конспект; писать рецензию, реферат; читать тексты разных стилей и жанров изучающим и ознакомительным чтением; производить полный анализ текста;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; производить орфографический разбор слов; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами;
по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.

Фонетика и графика


Звуки и буквы, их соотношение. Графика. Алфавит. Звуковое значение букв е, e, ю, я. Способы обозначения мягкости согласных на письме. Употребление букв ь и ъ, их функции. Обозначение звука [j] на письме. Правила переноса слов.

Гласные и согласные звуки. Состав гласных звуков. Состав согласных звуков. Слог. Слогораздел. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Правописание гласных после шипящих и ц. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягких и твердых, глухих и звонких согласных на письме. Звук [j]. Сильные и слабые позиции звуков. Основные фонетические процессы, происходящие в слове: оглушение, озвончение, редукция, смягчение, уподобление, упрощение групп согласных. Фонетический разбор слова.

Основные нормы русского литературного произношения. Элементарные сведения о фонетической транскрипции.

Лексика


Понятие о лексике. Значение слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы.

Лексика русского языка с точки зрения происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы.

Лексика русского языка с точки зрения употребительности. Общеупотребительные слова. Устаревшие слова: историзмы и архаизмы (фонетические, словообразовательные, грамматические, лексические, семантические). Неологизмы (лексические, семантические, общеязыковые, индивидуально-авторские, номинативные, стилистические, окказионализмы).

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: профессиональные слова, диалектные слова. Жаргонная лексика. Эмоционально окрашенные слова.

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного словарного запаса. Лексический разбор слова.

Понятие о фразеологизмах. Классификация фразеологизмов и их происхождение. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов: глагольные, именные, качественные, междометные, модальные, наречные, связочные.


Лексикография


Основные типы словарей: толковые, фразеологические, иностранных слов, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные, словообразовательные, словари синонимов, антонимов, паронимов. Структура словарной статьи.

Состав слова и словообразование


Состав слова. Понятие морфемы. Приставка, корень, суффикс, окончание как минимальные значимые части слова. Постфикс. Интерфикс. Понятие о словообразовательных и формообразовательных частях слова. Основа слова и окончание. Нулевое окончание. Основные способы формообразования в русском языке. Изменения в морфемном составе слова. Морфемный разбор слова.

Правописание значимых частей слова: приставок, корней с чередующимися гласными и согласными, суффиксов, окончаний - у слов различных частей речи. Правописание слов с двойными и непроизносимыми согласными.

Основные способы словообразования в русском языке. Понятие производной и производящей основ. Различные словообразовательные средства. Морфологический способ образования слов. Морфолого-синтаксический способ образования слов. Лексико-синтаксический и лексико-семантический способы образования слов. Словообразование имен существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий. Словообразовательный разбор.



Сложные и сложносокращенные слова, их правописание.

Морфология


Классификация частей речи в русском языке. Морфологический разбор.

Имя существительное. Значение имени существительного, его грамматические признаки и синтаксическая роль в предложении. Постоянные и непостоянные грамматические признаки. Собственные и нарицательные имена существительные. Конкретные, абстрактные, собирательные, вещественные, единичные имена существительные. Одушевленность и неодушевленность. Род (мужской, женский, средний, общий). Род несклоняемых имен существительных. Род сложных имен существительных, пишущихся через дефис. Число. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Типы склонения имен существительных - первое, второе, третье склонение; разносклоняемые имена существительные; склонение по образцу имен прилагательных. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание имен существительных.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению и грамматическим признакам: качественные, относительные, притяжательные. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Качественные прилагательные: полная и краткая форма, степени сравнения. Образование сравнительной и превосходной степеней сравнения. Грамматические признаки кратких форм и форм степеней сравнения. Типы склонения имен прилагательных.

Имя числительное. Значение имени числительного и его грамматические признаки: падеж; число и род. Синтаксическая роль имен числительных. Разграничение числительных, обозначающих целые числа, и существительных. Разряды по значению: количественные (целые, собирательные, дробные) и порядковые. Числительные простые и составные. Особенности склонения числительных. Правописание имен числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений по значению и по соотносительности с другими частями речи. Грамматические признаки местоимений разных разрядов и их синтаксическая роль. Склонение местоимений и их правописание.

Глагол. Значение глагола, его грамматические признаки и синтаксическая роль.

Постоянные признаки: переходность-непереходность, вид, возвратность, спряжение. Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы. Основы глагола. Непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (в изъявительном наклонении), лицо и число (в изъявительном и повелительном наклонении), род и число (в изъявительном и условном наклонении). Неопределенная форма глагола. Безличные глаголы. Причастие и деепричастие как особые формы глагола; их синтаксическая роль. Грамматические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, их образование. Полные и краткие страдательные причастия. Склонение полных причастий. Грамматические признаки деепричастий. Образование деепричастий глаголов совершенного и несовершенного вида. Особенности употребления деепричастий. Правописание глагольных форм.



Наречие. Значение наречий, их синтаксическая роль в предложении. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий и их образование. Правописание наречий.

Предлог. Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги, их правописание.

Союз. Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Классификация сочинительных и подчинительных союзов по значению. Простые и составные союзы, их слитное и раздельное написание.

Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Отрицательные частицы не и ни; различие в их значении. Раздельное и дефисное написание частиц.

Междометие как особая часть речи. Знаки препинания при междометиях.

Синтаксис


Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Свободные и несвободные словосочетания. Синтаксический разбор простого словосочетания.

Предложение как основная единица синтаксиса. Типы предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Простые и сложные предложения.

Простое предложение. Типы предложений по структуре: двусоставные и односоставные.

Члены предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены двусоставного предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения: определения (согласованные и несогласованные), приложение как разновидность определения, дополнения (прямые и косвенные), обстоятельства (времени, места, причины, цели, условия, образа действия, уступки); способы их выражения.

Односоставные предложения: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Способы выражения главного члена односоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные; полные и неполные.

Осложнение простого предложения. Однородные члены предложения, их связь в предложении, знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные второстепенные члены предложения: определения (в том числе приложения), дополнения, обстоятельства; знаки препинания при них. Обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции, сравнительные обороты и знаки препинания при них.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи. Цитата; знаки препинания при цитатах.

Сложное предложение. Типы сложного предложения. Союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами и знаки препинания в них.

Сложноподчиненные предложения: главная и придаточная часть, средства связи между ними (подчинительные союзы и союзные слова). Виды придаточных предложений. Место придаточной части по отношению к главной. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: однородное, параллельное и последовательное подчинение придаточных частей. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными.

Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, знаки препинания в нем.

Сложные предложения с различными видами связи (бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной), знаки препинания в них.

Текст


Понятие о тексте и его частях. Основные признаки текста. Средства связи предложений в тексте. Единицы текста. Смысловые типы текстов.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.


Стили речи


Понятие о литературном языке. Функциональные стили. Разговорный стиль. Официально-деловой, научный, публицистический, художественный стили речи.
Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Месяц

Тема

Лекции

(кол-во часов)



Практич.

занятия


(кол-во часов)

1.

Сентябрь

Общие сведения о языке. Язык как система. Современный русский литературный язык, его роль в современном мире. Понятие нормы.


2




Диагностический диктант. Речевые нормы





2

2.

Октябрь

Лексика и фразеология русского языка. Слово и его значение.


2




Анализ диктанта. Лексический разбор слова. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы, их роль в языке.





2

3.

Ноябрь

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звуки речи и буквы. Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я. обозначение мягкости согласных на письме. Разделительные Ъ, Ь. Орфография.


2




Фонетический анализ слов. Правописание безударных гласных. Правописание гласных после шипящих и ц. Написание изложения.





2

4.

Декабрь

Состав слова и словообразование. Морфема как значимая часть слова. Окончание и основа слова.


2




Анализ изложения. Способы словообразования в русском языке. Разбор слова по составу и словообразовательный анализ. Правописание приставок, корней с чередованием гласных. Правописание слов с двойными и непроизносимыми согласными





2




Сессия

5.

Январь

Морфология. Классификация частей речи. Именные части речи. Значение и грамматические признаки.


2




Морфологический анализ. Правописание окончаний и суффиксов существительных и прилагательных. Правописание числительных и местоимений. Правописание сложных слов.





2




Тестирование. Консультации. Рецензирование работ. Зачёт 4 ч.

6.

Февраль

Глагол. Значение и грамматические признаки. Причастие и деепричастие. Наречие. Значение и грамматические признаки.


2










Морфологический анализ. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Образование, правописание, морфологический анализ причастий и деепричастий. Морфологический анализ наречий.





2

7.

Март

Служебные части речи. Написание сочинения-рассуждения по тексту.


2










Морфологический анализ предлога, союза, частицы. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами различных частей речи.

Слитное и раздельное написание служебных слов.







2

8.

Апрель

Анализ сочинения. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.

Простое предложение. Осложненные предложения. Обособленные второстепенные члены предложения.

Сложное предложение. Типы сложных предложений. Предложения с разными видами связи.


2




Анализ словосочетаний. Синтаксический анализ простого предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Прямая речь, знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах. Синтаксический анализ сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.





2




Сессия

9.

Май

Понятие о тексте и его частях. Основные признаки текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.


2




Стилистический, типологический, композиционно-содержательный анализы текста. Написание сочинения-рассуждения.




2




Тестирование. Консультации. Рецензирование работ. Зачёт 4 ч.


Список рекомендуемой литературы

  1. Голуб И. Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем! – М. : Эксмо, 2009. – 400 с.

  2. Гырдымова Н. А. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник. – М., 2010

  3. Егораева Г. Т. ЕГЭ-2010. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М., 2010

  4. Егораева Г. Т. Ерохина Е. Л. Русский язык. Тренировочные тестовые задания. 9 класс. – М. : Экзамен, 2010. - 104 с.

  5. Львова С. И. , Замураева Т. И. ГИА – 2010. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс. – М.: Эксмо, 2009. – 128 с.

  6. Мамона Т. Н., Сергеева Е. С. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ-2010. – М., 2010

  7. Пучкова Л. И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М. : Экзамен, 2010. – 128 с.

  8. Цыбулько И. П., Бисеров А. Ю., Васильевых И. П.ЕГЭ-2010. Русский язык. – М. : ФИПИ, ООО "Издательство Астрель. – 2010. – 192 с.

  9. Цыбулько И.П. ЕГЭ-2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. – М., 2009

INTERNET – источники

1. Тренировочный тест по Русскому языку TESTING ON-LINE »

http://www.t-e-s-t.kz/?t=test&id=22


следующая страница >>

Смотрите также:
Методические рекомендации по русскому языку программа по русскому языку (9 класс)
1692.96kb.
8 стр.
Методические рекомендации для разработки заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Методические рекомендации разработаны Методической комиссией по русскому языку
246.33kb.
1 стр.
Рабочая программа по русскому языку 8 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку
301.29kb.
1 стр.
Методические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку разработаны на основании «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»
262.05kb.
1 стр.
Программа элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
2333.54kb.
11 стр.
Тесты по русскому языку в 5 классе под редакцией Д. Ш. Матрос
259.67kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена мгимо(У) мид россии по русскому языку и литературе москва 2009
130.58kb.
1 стр.
Аналитический отчёт о результатах районного этапа олимпиады по филологическим
170.28kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей
178.62kb.
1 стр.
Рабочая программа по русскому языку 11 класс, базовый уровень Разработана Журавлёвой Н. Н
485.73kb.
4 стр.
Рабочая программа по русскому языку 8 класс
689.96kb.
3 стр.
Урок литературы и русского языка в 9 классе Учитель: Гильд Елена Васильевна Тема по литературе: И. С. Тургенев и его повесть Первая любовь (1860 год). По русскому языку : повторение изученного
101.68kb.
1 стр.