Главная страница 1страница 2
К 1150-летию Великого Новгорода
Г.И. Старобинская, С.И. Козленко

Информационно-справочные материалы для методических рекомендаций представили:



С.В. Бондарь, Д. Ю. Пучков, В.В. Тороп

Сочинение-эссе по проблеме роли варягов на Руси написано А.А. Ведерниковой


Методические рекомендации

по проведению мероприятий в образовательных

учреждениях к 1150-летию Великого Новгорода
В сентябре 2009 г. будет отмечаться 1150-летие Великого Новгорода – дата, значение которой для истории Отечества, формирования российской идентичности граждан нашего государства трудно переоценить.

Председатель Новгородского областного оргкомитета по подготовке и проведению празднования, губернатор области С.Г. Митин в своем обращении подчеркнул: «В 2009 году исполнится 1150 лет Великому Новгороду, древнейшему городу России, летописная история которого начинается одновременно с историей Руси. Здесь зародились основы российского государства, демократии, экономические и культурные связи с Европой. Великий Новгород стал мощным центром православия, грамоты, просвещения и духовной культуры.

Именно на Новгородской земле впервые были найдены берестяные грамоты, ставшие сенсацией в области археологии. Именно в древнем Новгороде в XI веке Ярославом Мудрым была открыта первая русская школа. Исторический центр города – новгородский Кремль – древнейшее на Руси крепостное сооружение. В сердце Кремля находятся первый русский каменный храм Собор Святой Софии, уникальная в своем роде, крупнейшая коллекция русской иконописи, а также грандиозный монумент «Тысячелетие России», скульптурная композиция которого отображает важнейшие события в истории Государства Российского. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина предстоящему событию придан статус общенационального праздника. Это свидетельствует о признании ключевой роли Великого Новгорода в становлении российской государственности и национальной культуры. В этом же году впервые в России на территории Новгородской области пройдет европейский культурно-экономический форум «Ганзейские дни Нового времени», в котором примут участие свыше ста городов Европы. На протяжении нескольких веков Великий Новгород являлся связующим звеном между средневековой Европой и Русью, центром международной интеграции и торговли. На основе традиций средневековой Ганзы в 1980 году возник ганзейский Союз Нового времени. В 1993 году Великий Новгород вошел в состав Ганзейского Союза Нового времени…»

Празднование 1150-летия Великого Новгорода пройдет под девизом: «Великий Новгород – Родина России».

По рекомендации Департамента образования города Москвы в образовательных учреждениях в сентябре 2009 г. предполагается проведение внеклассных и внеурочных мероприятий, посвященных юбилею. Они станут важным развитием традиционного обращения к разных периодам Великого Новгорода в курсе истории России.

8 сентября 2009 г. планируется проведение Московской городской ученической конференции старшеклассников «Великий Новгород – Родина России».

В целях оказания методической помощи образовательным учреждениям Москвы, в которых будут организованы внеурочные и внеклассные мероприятия, посвященные 1150-летию Великого Новгорода, кафедра социально-гуманитарных дисциплин МИОО разработала предлагаемые ниже рекомендации.

Предлагаемые материалы и методические рекомендации адресованы не только преподавателям истории. Они рассчитаны на более широкий круг педагогов: классных руководителей, организаторов школьных музеев, преподавателей МХК, учителей, не имеющих специального исторического образования – всех тех, кто будет задействован в мероприятиях, посвященных празднованию торжественной даты.

Учителям истории и обществознания многие сведения покажутся хорошо знакомыми, известными и узнаваемыми, но и они, надеемся, найдут для себя полезный материал.

Те, кто не испытывает необходимости в конкретных методических разработках, может обратиться к нашей подборке литературы, ИНТЕРНЕТ – ресурсов и воспользоваться ими при создании собственных, авторских, разработок.


Структура методических рекомендаций


  1. Краткая справка о Великом Новгороде.

  2. Методические рекомендации по проведению внеурочных и внеклассных мероприятий.

  3. Интернет-ресурсы по истории Великого Новгород.

  4. Литература по истории Великого Новгорода.

«На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы - русские». (Академик Д.С. Лихачев).


1. Краткая справка о Великом Новгороде.
(на основе материалов Википедии – свободной энциклопедии – http://ru.wikipedia.org/wiki/).
Вели́кий Но́вгород (до 1999 года официальное название — Новгород; ст.- слав. Новъ Градъ) — город на северо-западе России, административный центр Новгородской области, Город воинской славы. Один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отмечается 1150-летие Великого Новгорода). В средние века — центр Новгородской республики, известной как «Господин Великий Новгород».

Население — 216 699 человек (на 1 января 2007 года), это около трети жителей области, площадь 90,08 км².


Географическое положение


Великий Новгород расположен на Приильменской низменности, на реке Волхов, кремль (исторический центр Софийской стороны города) в 6 км от озера Ильмень, в 552 км к северо-западу от Москвы. Южная граница городского округа Великий Новгород, с 1999 года у Рюрикова Городища и Юрьева монастыря, а северная граница, с 2004 года — микрорайон Кречевицы, расположены на расстоянии более 20 км.

Возникновение Великого Новгорода

Средневековый город сложился на месте более ранних селений у истока Волхова из Ильменя, где сгусток стоянок и поселений прослеживается со времен неолита (4-3 тыс. до н. э.). C VIII века — центр ряда селений Приильменья, в IX — XII век первая столица, затем второй по значимости после Киева центр Древнерусского государства, столица Новгородской земли до ее подчинения Московскому княжеству в 1478 году.

На современном научном уровне этнические привязки археологических культур Приильменья спорны; по данным топонимики округу заселяли праславяне, финно-угры и балты. Следы раннего железного века в округе Городищ под Новгородом есть, но следы внушительного поселения археологи пока не обнаружили. Специалистов привлекает одно из значений скандинавского имени города — Хольмгардр — «скопление поселений, затопляемых во время паводков». Вероятно, Хольмгардром считалась цепочка поселений от истоков Волхова вплоть до Холопьего городка (напротив Кречевиц). По мнению специалистов, древнескандинавское слово gardr не означало «город» и никогда не употреблялось в названиях городов. Им обозначались хутора или небольшие поселения, обнесенные оградой, и потому оно часто использовалось в названиях хуторов и усадеб.

Официальной датой возникновения Новгорода принято условно считать 859 год, исходя из упоминания города в поздней Никоновской летописи (компиляция XVI века). При этом в самой летописи не сказано об основании города именно в этот год, но под годом 6367 (859 год) содержится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины. Автором официальной даты основания города стал историк М. Е. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода.

В арабских источниках X века упоминается пункт ас-Славийа (Слава, Салау), как один из трех центров русов наряду с Куйабой (Киевом) и Артанией (идентификация неясна). Полагают, что речь идет о предшествовавшем Новгороду «старом городе» ильменских словен. Самое раннее иностранное упоминание Новгорода (Немогард) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». В скандинавских сагах город называется — Холмгардом (Holmgard) столицей Гардариков, в германских источниках — Острогардом. Также здесь происходят основные действия эпического литературного произведения XVII века «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и былины о Садко.

Русские летописи дают разные версии возникновения города. По «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) город существовал уже к моменту прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами в ходе их расселения после миграции с Дуная. По Ипатьевской летописи: «Словене же седоша около езера Илмера и прозвашася своимъ именемъ и сделаша городъ и нарекоша и Новъгородъ». Почти любое обновление поселения у Ильменя затем вопринималось как создание «нового города». Рюрик, по ипатьевскому списку, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «пришед къ Ильмєрю и сруби городе надъ Волховом и прозваша и Новъгород» (наблюдается некоторое противоречие с сообщением той же летописи об основании города словенами). Новгородская I летопись младшего извода упоминает новгородцев в недатированные времена легендарного Кия.

«Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость (свое княжение — во многих других летописях) имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше.»

Как показывают археологические данные, самые ранние из исследованных деревянных мостовых на территории современного Новгорода датируются X веком (по методике дендрохронологии). Для истории складывания средневекового Новгорода полезны данные по Рюрикову городищу (в черте города с 1999 года) в 2 км к югу от исторической части Новгорода, где поселение датируется c VIIIIX века.

Вместе с тем смешанный культурный слой глубже деревянных мостовых в Новгороде достигает до 30 см и включает предметы, которые можно датировать временем и ранее VIII века. Проблема додендрохронологического культурного слоя Новгорода остается спорной:

«Открытые во всех трех местах древнейшие (ранние) мостовые датируются серединой — второй половиной X в., однако ниже повсеместно залегают более или менее значительные прослойки более раннего времени, к сожалению, хронологически аморфные, что обычно для ранних городских напластований, когда тонкие поначалу отложения легко перемешиваются под ногами первых поколений жителей. В любом случае начало заселения древнейших (раннесредневековых) участков Новгорода возможно относить по крайней мере к первой половине X в.»

Традиционно одними из ранних поселений, объединением которых возник город, принято считать поселения на месте Неревского, Славенского и Людина концов города. Славенский конец возник на месте поселка, который в летописях именовался Холм (поселение на возвышенности). Существенных отличий по культуре у этих поселений не выявлено, в 1971 предполагалось, что Неревский конец назван по финно-угорскому племени меря (замена начальной буквы м на н), так как присутствие финно-угров четко прослеживается в археологических материалах — своеобразных кольцах. Ныне доказано, что меря обитали только в округе Ростова, что убедительно подкрепляется археологическими данными. Браслетообразные сомкнутые височные кольца теперь трактуются как преимущественно славянские. Спектр эпических, легендарных и иных дат основания предшественников Новгорода и самого города включает — в частности — 2395 г до н. э. (3113 от сотворения мира — эпического Словенска; см. Сказание о Словене и Русе), 551 г до н. э. (своды А. А. Артынова), рубеж н. э. (многие летописи; до хождений на Русь апостола Андрея и основания Киева), VI век (Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Глава 8), около 790 г. (в связи с упоминанием примерно на это время новгородских князей Бравлина и Буревоя), до 852 (842) г. (недатированные части многих летописей), 854 (ряд летописей) и т. д., вплоть до отрицания некоторыми авторитетными археологами существования города до середины X века. Все версии имеют сторонников и противников, но большинство исследователей тяготеет к обоснованию датировок около IX в. н. э. Эпические подходы вызывают все больший научный интерес (Азбелев С. Н. Устная история Великого Новгорода: Очерки IX—XVII столетий / Ответственный редактор В. Л. Янин. Великий Новгород, 2006. −307 с; Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли / Ответственный редактор В. Л. Янин. СПб., 2007. — 295 с.: илл.).

Из истории Великого Новгорода

- 862 г. – сообщение многих летописей. В переводе Д. С. Лихачева «Повести временных лет»:






«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали ссами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и ббыла у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поиищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за мморе к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и ообильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И иизбрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская зземля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были ссловене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял ввсю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому П Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — ннаходники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — ккривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муромемурома, и ннад теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И оотправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три ббрата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а ммы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир оостались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть зземлею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.»




- К началу XII века Новгородская земля включает в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала.

- C 1136 по 1478 гг. период «Новгородской феодальной республики», когда город, управлялся вечем.

- 1142 г. — «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках»; Швеция начинает борьбу против Новгорода; шведский отряд совершает разбойное нападение на новгородских купцов в южной Финляндии, погибает 150 новгородцев; финское племя емь нападает на Ладогу и убивает 400 человек; Новгород теряет контроль над Аландами, югом Финляндии, уходит с Готланда, борется со шведами за западную Карелию.

- 1228 г. — финское племя ямь нападает на Ладогу; страшный голод в Новгороде; погибло более 7 тысяч человек; люди ели мох, водяной клевер, сосновую и липовую кору.

-1234 г. — нападение литовского войска на Русу.

- 1240 г. — ярл Ульв Фасси, во главе войска, состоявшего из шведов, норвежцев, суми, ями приходит в устье Невы, собираясь взять Ладогу и Новгород; 15 июля шведы разбиты новгородцами в Невской битве.

- 1241 г. — ливонцы и чудь берут новгородские крепости Копорье, Лугу, разоряют окрестности Новгорода.

- 1242 г., 5 апреля — новгородцы во главе с князем Александром Ярославичем одерживают победу над тевтонскими рыцарями в Ледовом побоище.

- 1283 г. — шведы осаждают Ладогу, истребляют новгородских купцов, которые направляются в Обонежье.

- 1293 г. — татары вторгаются в новгородские пределы (дюденева рать), разоряют Волок.

- 1300 г. — шведы ставят крепость Ландскрону в устье Невы, на Охте (Сварта), разоряют новгородские поселения на Неве; в том же году новгородское войско разрушает Ландскрону.

- 1318 г. — новгородцы совершают поход на шведскую крепость Або.

- 1323 г. — новгородцы основывают крепость Орешек на острове Ореховый на Ладоге и останавливают шведскую экспансию; заключается Ореховский мир — первый в русской истории «вечный мир» русского княжества с соседней страной.

- 1364 г. — «приеха с Югры новгородцы дети боярские и люди молодые воеваша по Оби реки до моря, другая половина рати на верх Оби воеваша»; новгородцы проникают в Сибирь до реки Обь, устанавливают постоянный контроль над племенами ханты и манси.

- 1446 г. — голод в Новгороде; магистр ливонского Ордена устраивает блокаду голодного Новгорода, сговариваясь с Литвой, шведами, норвежцами, Данией, Ганзой, Пруссией, посылает флот для осуществления блокады к устью Невы.

- 1478 г. — Новгород и все его земли подчинены Московскому княжеству.

- Зима 15691570 гг. — войско опричников, лично возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило в поход на Новгород, поводом к которому послужил донос и подозрения в измене. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода, по пути Малюта Скуратов лично задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа. В Новгороде разгром длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано.

- 16111617 — Новгород подвергся шведской оккупации и был полностью разорен.

- c 1727 г. — центр Новгородской губернии.

- 1812 г. – формирование народного ополчения.

- Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован с 15 августа 1941 года по 20 января 1944 года и практически полностью разрушен. Восстановлением города руководил известный архитектор Алексей Викторович Щусев.

- с 5 июля 1944 г.  — центр Новгородской области.

- 26 июля 1951 г., во время археологических раскопок, в городе была найдена первая берестяная грамота.

- В 1992 году решением ЮНЕСКО памятники Великого Новгорода отнесены к всемирному наследию.

- 11 июня 1999 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон «О переименовании г. Новгорода — административного центра Новгородской области в город Великий Новгород».

- В октябре 2008 года Великому Новгороду присвоено звание «Город воинской славы».


2. Методические рекомендации по проведению внеурочных и внеклассных мероприятий.

При организации и проведении школьных мероприятий, посвященных празднованию 1150-летию Великого Новгорода, следует учесть, что история города достаточно широко представлена в школьных программах по истории основной и старшей школы.

История великого Новгорода – это одна из узловых тем школьных программ по истории.

Географическое положение, природно-климатические условия края, событийная история, политическое устройство Новгородской боярско – купеческой республики, особенности развития хозяйства, занятия и быт населения - это те вопросы, которые освещаются в курсе Истории России шестого класса при изучении истории Древнерусского государства, в период раздробленности Русских земель, борьбы народов Руси с иноземными завоевателями, формирования единого государства. Учащиеся получают представление о Новгороде как центре российской государственности и его роли в защите северо – западных границ Руси, России, СССР от иноземных завоевателей. В учебных программах и школьных учебниках достаточное внимание уделяется изучению культуры Великого Новгорода, ее богатству, многообразию проявлений, своеобразию, связи с другими сторонами жизни новгородского сообщества.

В программах по истории старших классов перечисленные вопросы представлены более глубоко и на уровне теоретических обобщений. В частности, находит более полное отражение роль геополитического, природно – климатического и других факторов в экономическом, политическом, социальном и культурном развитии края.

Изучается специфика политического устройства Новгорода. Рассматривается место и роль Великого Новгорода в Российской истории, проблема двоецентрия. Программный материал дает возможность организовать обсуждение многих дискуссионных проблем российской истории, в том числе и тех, которые непосредственно связаны с историей Великого Новгорода. В отличие от основной школы в старших классах предоставляется возможность рассмотреть проблемы взаимоотношений Москвы и Великого Новгорода на разных этапах исторического развития России.

Здесь более глубоко и подробно изучаются особенности культуры, в частности, новгородской школы иконописи, храмового зодчества, развития ремесленного искусства, устного народного творчества, быта населения.

В старших классах, особенно при изучении истории на профильном уровне, существенно возрастает доля самостоятельной работы школьников: исследовательской, проектной, дискуссионной, аналитической.

Поскольку в профильных классах учащиеся ориентированы не только на повышение информированности, но в большей степени на формирование познавательной, информационной, коммуникативной компетентности, им предоставляется возможность применить ранее приобретенные знания и умения при изучении конкретных вопросов, связанных по тематике с историей Великого Новгорода.

Мы считаем необходимым обратить внимание коллег на тот факт, что 1150-летию Великого Новгорода придан статус общенационального праздника.

При изучении программного материала советуем обращать внимание учащихся на эту памятную дату. Там, где возможно, использовать содержание материала для организации дискуссий, самостоятельной исследовательской работы учащихся, практико – ориентированной деятельности как коллективной, так и индивидуальной.

Необходимо конкретными фактами и на уровне теоретических обобщений применительно к возрасту учащихся показывать им особую роль Великого Новгорода в истории российской цивилизации, становлении древнерусской государственности. Учитывая то обстоятельство, что юбилейные торжества проходят под девизом: «Великий Новгород – Родина России», имело бы смысл несколько иначе, а именно с позиции современного видения, трактовать проблему двоецентрия на Руси.

Поскольку именно в Новгороде уже в древние времена зарождались основы демократии российского государства, важно акцентировать внимание на демократическом устройстве политической жизни города, элементах схожести демократического устройства Новгорода с городами Северной Европы. Полезно обсуждение со старшеклассниками проблемы: Великий Новгород как альтернатива политическому развитию северо – восточной Руси и почему она не состоялась.

При изучении вопросов культуры важно подчеркивать своеобразие культурного развития северо - западных земель Руси (просвещения, письменности, грамотности населения, храмового зодчества, новгородской школы иконописи и др.), на конкретных примерах показывать, что Новгород был одним из ведущих центров просвещения и духовной культуры русского средневековья, и продолжает сохранять лучшие традиции по сей день.

В основной школе особенности региональной культуры Великого Новгорода как центра Северо – Западных земель могут быть представлены

а) в форме выставок детских поделок предметов быта новгородцев (из меха, воска, березовой коры, тканей и др. материалов);

б) конкурсов макетов (для кабинета истории в школе);

в) выставок детских рисунков;

г) тематических стенгазет, письменных творческих работ школьников;

д) просмотра научно – популярных видеофильмов по данной тематике.

Во внеурочное время целесообразно проведение классных часов, исторических вечеров, устных журналов. При организации каждого из этих мероприятий возможно силами учащихся представить сценки из былины «Садко» или «Василий Буслаев», а так же продемонстрировать диалог между новгородцами (селянином и горожанином, ремесленниками разных специализаций, местным и приезжим купцом и т.д.) средствами эпистолярного жанра.

Приведем несколько примеров.

Устный исторический журнал - одна из не очень распространенных, к сожалению, форм внеурочной работы со школьниками. Между тем, она достаточно эффективна и интересна для учащихся всех возрастов, чтобы стать востребованной.

Его содержание по данной тематике может быть примерно следующим.

Вступление. ( Фрагмент из поэмы С. Наровчатова «Василий Буслаев»).

«А вокруг яснеют озера,

Темный бор переходит в рощи.

Нету в мире такого узора.

Нет красивей и нету проще.

Иглы сосен зимой полыхают,

А когда зеленеть березе,

Парни суженым посылают

Письма, писанные на бересте.

Тяжко дышат в престольный праздник

Деревянные мостовые.

Всех встречает –дельных и праздных

Белокаменная София.

Горд он колоколом недремным.

Медь гремит его гулко и веще,

Часто скопищем светлым и темным

Вкруг него собирается вече.

Горд торговыми он рядами.

Ой, богато живут новгородцы!

Завалили лавки дарами

Иноверцы да инородцы».
Страница 1. Ключевая роль Великого Новгорода в становлении российской государственности и национальной культуры. (Сообщение учащегося по материалам Обращения губернатора Новгородской области С.Г. Митина – см. выше).

Страница 2. « Где София, там и Новгород» (сообщение учащегося, работа с географической картой и картосхемой средневекового Новгорода, просмотр видеосюжета).

Страница 3. Великий Новгород как центр православия, просвещения и духовной культуры средневековья. (Представление лучших творческих работ учащихся, презентация проектов, демонстрация макетов, рисунков, предметов быта, поделок и т.п.).

Страница 4. Знаменитые новгородцы. (Сообщения учащихся о людях, оставивших живой след в истории великого города России и знаменитых новгородцах, оставивших живой след в истории России).

Страница 5. «Знаете ли вы, что ...?

Завершить устный журнал можно просмотром видеофильма о Великом Новгороде, конкурсом знатоков Великого Новгорода, или викториной на знание исторических терминов, упоминание которых ассоциируется с историей Великого Новгорода. Например:

«Иванское сто» – Объединение купцов с центром в церкви Ивана на Опоках, торговавшее воском.

Новгородское вече – народное собрание знатных и богатых новгородцев, прежде всего бояр, осуществляющее верховную власть в городе.

Посадник - выборный глава Новгородской республики. Он возглавлял войско, вершил суд, ведал казной.

«Пригороды» - города, возникшие в новгородских владениях (Псков, Ладога, Торжок).

Пятина – территориальная единица сельской общины. В Новгородской земле их было пять.

Пять «концов» Великого Новгорода – пять крупных территориальных единиц города: Плотницкий, Славенский (правобережная Торговая сторона), Неревский, Загородский, Людин ( Софийская сторона).

Кончанский староста – выборная должность в каждом из «концов».

Совет господ – с 1354 г. коллективный орган правления пяти посадников (по числу «концов») во главе с выбираемым ежегодно из их среды председателем – степенным посадником.

«Уличане» – жители менее крупных территориальных единиц, на которые делились «концы».

«Уличанский» староста – староста, выбранный на эту должность уличанами.

Ушкуйники – (от слова ушкуй – речное весельное судно, ладья) –новгородцы, совершающие набеги по водным путям с целью приобретения новых территорий, военной добычи, обложения населения данью, ведения меновой торговли.

Владыка – так новгородцы именовали своего архиепископа, главу местной Русской Православной церкви.

Тысяцкий - правая рука посадника. Главная функция – сбор налогов. Избирался вместе с посадником и вместе с ним оставлял свой пост.

В стенгазете, устном журнале, на ученической конференции может быть представлена рубрика «Знаете ли вы, что…?»

….Даже Венеция и Генуя не имели таких далеких торговых связей как Великий Новгород.

…Главным торговым партнером Новгорода были вольные города северо – германского союза Ганзы: Любек, Гамбург, Бремен.

В Константинополе работали новгородцы – переводчики и переписчики рукописей. Там была целая улица, заселенная русскими.

…Самое обстоятельное описание захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году было сделано жившим там новгородцем.

…Новгородская церковь Параскевы Пятницы объединяла вокруг себя новгородских купцов, ведших заморскую торговлю.

…У коллекционеров всего мира до сих пор сохраняется стремление каждую хорошую русскую икону объявить «Новгородской» – так высока репутация новгородских мастеров – иконописцев.

....Грамотность была распространена среди ремесленников, крестьян, среди мужчин и среди женщин …Письменность применялась в самых разнообразных случаях. Найдены частные письма, денежные расчеты, списки феодальных повинностей, завещания, ученическая тетрадь мальчика Онфима и даже избирательный бюллетень.

…Большинство пергаменных рукописных книг в ученой библиотеке при Московской типографии были новгородско – псковского происхождения.

…Градостроительная дисциплина в Новгороде была столь велика, что в течение девятисот лет ни одно здание не строилось выше собора Святой Софии, хотя за пределами города были строения и больше и выше.

…Стоя в Софии, новгородец видел перед собой могущество своего государства: он видел Сигтунские ворота, вывезенные в качестве трофея из шведского города Сигтун, он видел константинопольские и Корсунские иконы, гробницы новгородских князей. В храме находилась богатейшая новгородская казна и библиотека.

…Грамота под № 292, написанная на карельском языке, на шестьсот лет старше всех известных текстов, написанных на карельском языке.

…Уже в Х1 веке в Новгороде мостили улицы. Благоустройство Новгорода оставляло позади себя многие города Западной Европы (главная улица Парижа была вымощена в 1184 году).

…Ярославово дворище имело первый в Северной Европе водопровод, по которому в деревянных трубах бежала чистая ключевая вода.

…Главными общественными зданиями в городе служили церкви. В храме Софии принимались послы, хранились богатая казна. На площади собиралось софийское вече.

…В.Г. Белинский видел в новгородском прошлом отражение черт национального характера русского человека: его любовь к свободе, самоотверженность, удаль.

…За многие десятилетия археологических раскопок в Новгороде не было найдено лыка для лаптей – горожане носили только кожаную обувь.

...Сапожники имели свои личные колодки, на которых писали имена заказчиков и заказчиц.

…Новгород в древности называли Северная Флоренция.

…Распространенной игрой в городе были шахматы.

С учащимися можно провести викторину по истории Великого Новгорода как отдельное мероприятие с награждением победителей. Количество вопросов может быть больше или меньше в зависимости от конкретных условий.



Вопросы для викторины

  1. Москвич об отосланном письме скажет: «Я послал тебе письмо», а как об этом оповестил бы свой адресат средневековый новгородец? («Я послал тебе бересту»).

  2. Какую экономическую меру предпринимала Москва, чтобы «надавить» на непокорных новгородцев? (Перекрывала торговые пути хлебом).

  3. Наравне с каким городом выступал Древний Новгород в борьбе за лидерство в русских землях с самого начала русской государственности? ( С Киевом).

  4. Почему следует употреблять термин «раздробленность русских земель», а не « раздробленность русских княжеств»? (Новгород, в отличие от остальных земель не был княжеством).

  5. Где располагалась резиденция приглашенного князя? (За пределами боевых стен города на Рюриковом городище).

  6. Почему 1136 год считается переломным в истории Новгородских земель? (Новгородцы свергли внука Владимира Мономаха – Всеволода Мстиславича, заключили его в темницу, а затем выслали. С этого времени князей в Новгород стали приглашать).

  7. Кто был первым князем в Новгороде на договорной основе? (Черниговский князь Святослав Ольгович).

  8. Какие условия содержал «ряд», заключаемый с приглашенным князем? ( Не приобретать земли в собственность, не иметь войско и др.).

  9. Почему сепаратистские настроения новгородской аристократии не проявлялись столь отчетливо в период Древнерусского государства? (Центральная власть была относительно сильной).

  10. Почему в ХI-ХII вв. Новгород вел наступление не на северо-восточные русские земли, а на земли языческих племен: чудь, корела, емь? (На этом направлении новгородцам не противостояли сильные княжества).

  11. Какие города были спорными между Киевом и Новгородом? (Смоленск, Любеч).

  12. Что было символом вольности и независимости Новгорода? (Вечевой колокол, звон которого собирал новгородское вече).

  13. Как новгородцы величали своего архиепископа, главу местной русской православной церкви? (Владыка).

  14. Почему русские князья боролись за влияние в Новгороде? (Один из ведущих центров Руси: ремесленных, культурных. Особое стратегическое положение Новгороад).

  15. В каком году археологи обнаружили в Новгороде первую берестяную грамоту? ( В 1951году).

  16. Какой путь прошла берестяная грамота, прежде чем она оказалась в музее? (Краткое описание работы археолога, реставратора, музейного работника).

  17. В каких музеях вы видели берестяные грамоты?

  18. Какие три вражеские силы угрожали северо-западным русским землям в ХIII веке? (Рыцарско-монашеские ордена, шведы, Литовское княжество).

  19. Какую реакцию у новгородцев вызвало объявление Иваном III Новгорода своей «прародительской отчиной»?

  20. Когда Иван III въехал в «свою» отчину? (В 1478г.).

  21. Династия Рюриковичей завершилась со смертью бездетного Федора Иоанновича в 1598 году, а в каком году она началась? ( Имеется в виду не 862 год, когда начал править Рюрик, а 879 год, когда он умер и стал «править» Олег, то ли сын, то ли родственник Рюрика).

  22. Почему новгородский север победил киевский юг в 882 году?

  23. Назовите былинных героев Новгорода. (Садко, Василий Буслаев).

  24. На что Садко бился об заклад с новгородцами? (Что он скупит все товары новгородского торга)

  25. Кто разрушил планы Садко выиграть пари? (Московские купцы)

  26. По какому поводу Садко вынужден был признать: «Побогаче меня славный Новгород!» ( Московские купцы, подоспевшие со своими товарами на торг, нарушили его планы выиграть пари)

  27. Как былинный герой Садко запечатлен в российской культуре? (Художественный кинофильм «Садко», опера Н.А. Римского- Корсакова, картины И. Глазунова и других российских художников).

  28. Какой эпизод былины «Садко» свидетельствует о том, что новгородцы любили музыку? (Сцена в Подводном царстве, когда Садко растрогал и задобрил морского царя прекрасной и завораживающей игрой на гуслях).

  29. Какие музыкальные инструменты были известны новгородцам?

(Гудок, гусли, рожок, жалейка и др.)

  1. Назовите пять крупных административно – территориальных единиц («концов») Древнего Новгорода (Неревский, Загородский, Плотницкий, Людин, Славенский).

  2. Почему именно в Новгороде был сооружен памятник тысячелетию России? (Краткий рассказ о роли Великого Новгорода в истории России).

  3. Где во всеобщей истории мы уже наблюдали высокий уровень развития культуры в условиях демократии? (Имеется в виду история Древней Греции V-IV вв. до н.э. Установление рабовладельческой демократии сопровождалось расцветом культуры).

Во внеурочное время в старших классах возможно проведение общешкольной научно – практической конференции, посвященной юбилейной дате Великого Новгорода.


Примерные темы докладов
- Роль и место Великого Новгорода в истории России.

- Идея Великого Новгорода в российской истории.

- Наиболее значительные события в истории Великого Новгорода (на примере одно-двух из них) и их влияние на историю Отечества.

- Великий Новгород и Москва как альтернативы политического развития российской цивилизации.

- Берестяные грамоты новгородской земли.

- Новгородская школа иконописи.

- Храмовое зодчество Новгорода.

- Первая русская школа времен Ярослава Мудрого.

- Великий Новгород – родина российского права и государственности.

- Великий Новгород как связующее звено между средневековой Европой и Русью.

- История нашего Отечества в монументе «Тысячелетия России».

- Великий Новгород – Москва: история взаимоотношений.

- История герба Великого Новгорода.

- Великие новгородцы прошлого (на примере одной из исторических личностей).

- Великий Новгород в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В последние годы в массовой педагогической практике широко востребован жанр эссе. Он находит применение на всех этапах Всероссийских олимпиад по истории и обществознанию, при сдаче ЕГЭ. Считаем целесообразным использовать эссе в качестве одной из конкурсных форм работы с учащимися при проведении юбилейных мероприятий, связанных со 1150-летием Великого Новгорода.



Темы эссе

  1. Новгород – родина России.

  2. Древнейшие постройки Новгорода.

  3. «Новый город не должен конкурировать со старым». (Д.С.Лихачев)

  4. Белокаменное великолепие Новгорода.

  5. «Где святая София, ту и Новгород».

  6. О зодчестве Новгорода: «Идеал (его) – сила, и красота его – красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряющее». (Искусствовед И.Э. Грабарь_.

  1. Новгород – музей под открытым небом

  2. Москвичи участники боев под Новгородом, Псковом, Ладогой на фронтах Великой Отечественной войны. ( По материалам школьных музеев).

  3. Новгородцы – труженики тыла.

  4. Новгород – город воинской славы.

  5. Уникальные находки археологов. (А.В. Арциховский, В.Л. Янин и другие).

Социокультурные возможности нашего города позволяют москвичам и гостям столицы наглядно представить историю и культуру Великого Новгорода в экспозициях государственных музеев.

Так, в Государственной Третьяковской галерее представлена одна из самых крупных и самая высококачественная коллекция древнерусского искусства из всех существующих ныне музейных собраний. Здесь нашло отражение блестящее мастерство иконописцев вольных городов русского средневековья XIV – XV веков – Новгорода и Пскова. Древнерусские мастера в особых формах выражали духовные основы и нравственные идеалы христианства. Они средствами искусства иконописи передавали нашим предкам понятия о мире, мудрости, добре и зле, подвиге и чистоте глубочайшей любви.

При посещении Третьяковки (Историческое здание Третьяковской галереи. Лаврушинский переулок, 10) в разделе («Древнерусское искусство» – первый этаж, залы №№56-62) не пойдите мимо следующих шедевров древнерусской иконописи:

«Благовещение Устюжское» (XII век).

«Никола со святыми на полях» (Киев – Новгород, XII век).

«Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий» (XIV век, Псков)

«Архангел Михаил из чина» (Новгород, XIV век).

«Чудо о Флоре и Лавре» (Новгород, XV век).

«Снятие с креста» (XV век, Новгород – Каргополь).

«Положение во гроб» (Новгород – Каргополь, XV век).

В залах Центрального Музея Вооруженных сил СССР и Музея Великой Отечественной войны 1941-1945гг. можно подробно узнать о вкладе города –юбиляра в нашу великую победу над фашистской Германией. Этот вклад высоко оценен присвоением Великому Новгороду в 2008 году почетного звания «Город воинской славы».

Интересные материалы о возникновении Великого Новгорода, различных периодах его истории размещены в Государственном историческом музее.


  1. Интернет-ресурсы по истории Великого Новгорода

Очень немногие города русской земли были удостоены титула Великий. Одним из таких городов является легендарный Господин Великий Новгород. Юбилею этого города – колыбели русских городов, посвящено немалое количество статей, рефератов и т.п., размещенных в Интернете. Ссылки на абсолютное большинство этих ресурсов привести в печатном виде не представляется возможным, да и не нужным. Данные ниже интернет-ресурсы по истории Великого Новгорода, это небольшая аннотация имеющегося пласта информации по различным направлениям истории города.



http://www.novgorod1150.ru/ – официальный сайт 1150-летия Великого Новгорода. На сайте можно ознакомиться с материалами проекта «Новгородские седмицы», рассказывающего об истории Великого города с 859 по 2009 гг.

следующая страница >>

Смотрите также:
Методические рекомендации по проведению мероприятий в образовательных учреждениях к 1150-летию Великого Новгорода
463.79kb.
2 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях
400.88kb.
2 стр.
Единого урока (занятия), посвященного 50-летию полета Ю. А. Гагарина в космос
261.74kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков переписи в общеобразовательных учреждениях 18 рекомендации по проведению уроков переписи с учащимися младшего школьного возраста (2 4 классы) 18
565.21kb.
7 стр.
Методические рекомендации к проведению педагогического совета в образовательных учреждениях Северного округа города Москвы
659.8kb.
4 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях с учащимися 7-11 классов
457.08kb.
3 стр.
Рекомендации по проведению первичной профилактики наркомании в общеобразовательных учреждениях и особенностям её психологического воздействия на формирование негативного отношения подростков и молодежи к незаконному обороту наркотиков
76.57kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
98.37kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков, внеклассных занятий, посвященных 15-летию принятия
410.48kb.
2 стр.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические рекомендации по проведению семинарских занятий
381.86kb.
4 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков права в общеобразовательных учреждениях
180.86kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях
327.6kb.
1 стр.