Главная страница 1
Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию.
Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.



Отличие эссе по обществознанию от эссе по литературе или по истории.

«Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта» ЕГЭ 2008. Обществознание. Репетитор. Москва, «Эксмо» 2008г. стр.149



Структурная схема эссе

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе

Начало (актуализация заявленной темы эссе) - 20%
Тезис

Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса - 60%


Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) - 20%
.Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).

Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.



Приемы

1. Прием «незаконченного предложения».


2. Обучение подбору аргументов.

1) произвести подбор понятий и терминов, с помощью которых можно раскрыть суть предлагаемого суждения или афоризма;

2) произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме.
4. Коллекционирование клише.

В качестве одного из вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях – рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать вместе с учащимися.



Вступление

Я согласен с данным мнением…

Я не разделяю подобную точку зрения…

Нельзя не согласиться с мнением …

Поражает глубина мысли великого…

Удивляет нестандартный подход к проблеме…

Эта фраза заставляет задуматься над…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…

Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

Я не могу присоединиться к этому утверждению…



Основная часть.

Существует несколько подходов к данной проблеме…

С незапамятных времен бытовало мнение…

Посмотрим на проблему с другой стороны…

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…

Рассмотрим несколько подходов...

Например,…

Проиллюстрируем это положение следующим примером ...

Для полемического эссе:

С одной стороны, ...

С другой стороны,…

Следует отметить…

Необходимо заметить…

Заключение

Исходя из вышесказанного…

Подводя итог размышлениям…

Таким образом,…

Подведем общий итог рассуждению...

Итак,…


Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Вот почему я согласен с мнением…

Резюмируя сказанное, следует отметить…

5.Составление портфолио ученических эссе.


6 ПОПС – формула

П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...

О - Объяснение — Потому что…



П - Пример, иллюстрация — Например, ...

С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...


Смотрите также:
Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию
37.94kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию эссе
205.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию эссе Эссе фр essai "опыт"
139.47kb.
1 стр.
Методические рекомендации по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию
84.57kb.
1 стр.
Методические рекомендации к написанию рефератов
30.98kb.
1 стр.
Методические рекомендации для обучающихся 9-х классов по подготовке к государственной итоговой аттестации по обществознанию
357.07kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке Ульяновск 2010 егэ по биологии 2009. Методические рекомендации по подготовке: учебно-методическое пособие / Авт сост.: Е. В. Спирина Ульяновск: уипкпро, 2010. 91 с
1311.72kb.
9 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009/2010 учебном году
348.69kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовых работ Составитель
71.25kb.
1 стр.
Методические указания по написанию эссе по курсу «Философские проблемы научного познания»
23.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке дипломных работ для студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит
1331.34kb.
5 стр.
Методические рекомендации по написанию эссе «Мои первые шаги в профессии» для участников конкурса «Молодой педагог»
109.26kb.
1 стр.