Главная страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


Департамент образования города Москвы

Московский центр качества образования

Методические рекомендации
для общественных экспертов





по использованию критериев конкурсного отбора
общеобразовательных учреждений
в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»



Москва 2008 год

Методические рекомендации для общественных экспертов
по использованию критериев конкурсного отбора
общеобразовательных учреждений
в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»

Экспертная оценка деятельности Учреждения производится по критериям отбора экспертными организациями с учетом действующей программы развития образовательного Учреждения.



Критерии отбора:

  1. высокое качество результатов обучения и воспитания;

  2. эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе;

  3. обеспечение доступности качественного образования;

  4. продуктивность реализации программы развития учреждения (достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности) и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года и городской целевой программе «Столичное образование – 4» на 2005-2007 гг.;

  5. сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов школьного соуправления и самоуправления и т.п.);

  6. создание условий для сохранения здоровья обучающихся;

  7. позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к учреждению;

  8. обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в учреждении;

  9. участие в окружных, городских, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.;

  10. создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.

В ходе конкурсного отбора предполагается определить учреждения, проявляющие наибольшую активность по внедрению инновационных образовательных программ, эффективность которых подтверждается высокими показателями образовательной деятельности школы по критериям отбора. Эти данные могут присутствовать в программе развития Учреждения в различных вариантах:

  • быть включенными в информационную или аналитическую части данного документа;

  • представлять собой основное содержание программы развития;

  • служить приложением к программе развития Учреждения в виде информационной карты или справки;

  • могут быть представлены в Уставе Учреждения.

Отсутствие информации по установленным критериям в соответствии с представленными в данном разделе комментариями может трактоваться экспертами как отсутствие результатов по соответствующему направлению и вести к снижению балльной оценки.

В отличие от критериев участия, представляющих собой перечень формальных и легко фиксируемых требований, которым конкретное учреждение либо удовлетворяет, либо не удовлетворяет, в критериях конкурсного отбора есть ряд оценочных, «качественных» позиций, нуждающиеся в дополнительных комментариях. Не исключено, что содержание конкурсных материалов именно по этим позициям вызовет наибольшие трудности как при их составлении Заявителями, так и при рассмотрении экспертами.

В связи с этим для оптимизации работы экспертов, представляющих гражданские институты, а также облегчения задачи Учреждения по подготовке конкурсных материалов (программы развития школы) целесообразно добиться единого и четкого понимания как содержания самих критериев отбора, так и способов оценивания по каждому из них предложены не только показатели к каждому критерию, но и комментарии к ним.


Критерий 1. Высокое качество результатов обучения
и воспитания (образовательных результатов учащихся)




Содержание критерия


Под «высоким качеством результатов обучения и воспитания», как правило, понимается полнота реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта. Но поскольку экспертам предстоит отобрать школы, активно внедряющие инновационные образовательные программы, образовательные результаты школьников как итог реализации целей образования, обусловленных социальными ожиданиями, нельзя сводить только к обычному измерению количества учащихся, успешно освоивших учебные программы, а также к результатам Единого государственного экзамена. Эти показатели представляют собой данные о выполнении школами лишь действующего образовательного стандарта, что для оценки инновационной активности и результативности инновационной деятельности школ является недостаточным.

Поэтому, кроме степени достижения Учреждением обязательных образовательных результатов, особое внимание следует обратить на постановку и успешность достижения актуальных инновационных целей образования.



Содержательно высоким в науке и практике считается то качество обучения и воспитания, которое способствует формированию у школьников социально значимых компетентностей.

Данные, полученные на основе внутришкольного контроля, мониторинга и экспертизы, представляются Учреждением в разных формах:



  • качественные показатели (описание уровня достижения образовательных результатов на основании представленных образовательным учреждением критериев);

  • количественные (десятибалльная оценочная шкала);

  • косвенные (формальные) показатели (количество учащихся, победивших в конкурсах и олимпиадах различного уровня).



Показатели к критерию 1


1.1 Динамика качества результатов предметной обученности.

1.2 Сравнительные результаты достижения учащимися новых образовательных результатов (по инновационным программам), которые коллектив образовательного учреждения считает наиболее важными - умение работать с информацией, коммуникативные умения, социальные компетентности учащихся, например, умение работать в группе и т.д. (результаты и динамика – если есть - с описанием критериев и способов их оценивания).

1.3 Готовность к продолжению образования после окончания школы (показатель поступления учащихся в вузы, главным образом – на бюджетные отделения учреждений профессионального образования, а также показатель успешности обучения выпускников в избранных учреждениях, если такие данные могут быть получены школой).

1.4 Участие и результаты учащихся, участвующих в окружных, городских, всероссийских конкурсах, олимпиадах.

1.5 Количество учащихся, участвующих в конкурсах, проектах социальной направленности (школа может представить процент учащихся, участвовавших в проектах социальной направленности, от общего числа учеников в школе, а также процент проектов социальной направленности от общего числа проектов – в динамике, если есть; возможны и другие варианты).
Комментарий.

Особо следует обратить внимание не только на наличие в целях и задачах образовательного учреждения формулировок новых образовательных результатов учащихся, но и на способы, механизмы их достижения в учебном процессе. Высокое качество обучения с позиции реализации инновационных программ заключается не столько в высоких показателях успеваемости учащихся по предметам и их победы на олимпиадах, сколько в достижении ими новых образовательных результатов, в критериях их оценивания и в конкретных условиях способствующих их реализации в учебном процессе. Все эти условия, способы и механизмы должны быть определены и подробно описаны.



следующая страница >>

Смотрите также:
Методические рекомендации для общественных экспертов по использованию критериев конкурсного отбора
107.21kb.
1 стр.
Методические рекомендации для общественных экспертов по использованию критериев конкурсного отбора
423.52kb.
6 стр.
Методические рекомендации региональным конкурсным комиссиям о реализации
1292.01kb.
9 стр.
Методические рекомендации по реализации в Республике Татарстан Приоритетного национального проекта «образование» по направлениям
1578.85kb.
7 стр.
Методические рекомендации к критериям конкурсного отбора на получение денежного поощрения коллективами областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области
30.37kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и критериям формализованного конкурсного отбора образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы
368.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации по использованию обнинск 2005
307.09kb.
1 стр.
Методические рекомендации по использованию иллюстративного материала таблиц на уроках. В методическом руководстве помещены макеты таблиц, что облегчает учителю подготовку к урокам
476.34kb.
2 стр.
Конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Пензенского района, внедряющих инновационные образовательные программы
462.9kb.
4 стр.
Методические рекомендации по использованию «Сказки об одиноком можжевельнике». Методическая разработка составлена
154.84kb.
1 стр.
Порядок и критерии конкурсного отбора образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы
148.58kb.
1 стр.
Методические рекомендации по использованию гостов при оформлении проектов. Предназначены для студентов спбгэту "лэти" всех специальностей дневной и вечерней форм обучения
480.28kb.
6 стр.