Главная страница 1страница 2 ... страница 17страница 18


МЕТОДЫ ПРИКЛАДНЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Павел Романов

Елена Ярская-Смирнова

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие. Изд.2-е, дополненное. М.: Вариант, Норт-Медиа, ЦСПГИ, 2008. - 255


При участии Слепухина А.Ю. (ч.5), Ярской В.Н. (ч.1, 5)
Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы) и программы поддержки гражданского общества «Диалог»
Рекомендовано УМО вузов по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальной работы» (Решение № 36-р от 09.06.2007)



Содержание


2

Введение 4

Часть 1. Особенности прикладных 6

социальных исследований 6

Развитие прикладных социальных исследований. Зачем нужны прикладные исследования. Академическое и прикладное исследование. Анализ решений социальной политики и мер по их реализации. Оценка, диагностика, экспертиза. Акционистские и партисипаторные исследования 6

Часть 2. Стратегия прикладного социального исследования 37

Раздел 2.1. Организация исследования 37

Исследовательская стратегия. Выбор метода исследования в социальной работе. Планирование и организация исследований в области социальной работы. Программа исследования. Операционализация понятий. Шкалирование 37

Раздел 2.2. Методы сбора и анализа данных 57

Метод эксперимента. Сбор и анализ данных методом формализованного интервью (анкетирования). Интервью в качественном исследовании. Биографический метод. Наблюдение. Метод анализа текстов. Анализ нарративов. Теоретизация практики. 57

Расскажите о своей нынешней работе, должности 68

Часть 3. Организационные исследования 117

История организационных исследований в сфере социального обеспечения за рубежом. Подходы к исследованию эффективности социального менеджмента. Типы социальных служб. Стратегия кейс стади в исследовании социальных служб. Контекст и случаи. Исследования «бюрократии низового уровня» 117

Часть 4. Оценочные исследования 145

Оценка потребностей. Оценка уровня доходов получателя социальной помощи: проверка нуждаемости. Оценка программ и проектов. Дизайн оценочных исследований. Формы оценки программ. Написание отчета и распространение результатов оценивания. Оценка качества и эффективности в социальных службах: по данным одного исследования. Понятие социальной экспертизы. Гендерная экспертиза 145

Оценка качества и эффективности в социальных службах: 185

по данным одного исследования 185

Часть 5. Оценка качества социального образования 212

Понятие профессионализации. Теоретические подходы к профессионализации. Качество подготовки по социальной работе как фактор профессионализации. Подходы к оценке качества образования. 212

Часть 6. Оформление результатов исследования 233

Отчет о полевом исследовании с использованием качественной методологии. Подготовка эссе по кейс стади. Подготовка отчета по результатам оценочного исследования. Распространение и внедрение рекомендаций. Подготовка выпускной (квалификационной) работы 233

Библиографическое описание и список используемой литературы 247

Типичные ошибки в дипломных работах 252

Заключение 257




Введение

Учебное пособие «Методы прикладных социальных исследований» предоставляет материалы по методологии исследований в социальных науках, закрепляет навыки работы с основными методами и делает акцент на значении прикладных исследовательских технологий в анализе социальной политики, изучении организаций и практике социальной работы. Книга состоит из шести частей. В первой части раскрываются особенности прикладных социальных исследований, их история, задачи и разновидности. Объясняются различия между академическим и прикладным исследованиями, дается краткая характеристика анализа социальной политики, оценочных исследований, аргументируется необходимость акционистских и прикладных исследований для социальных наук и социальной практики. Вторая часть посвящена исследовательской стратегии: здесь дается представление о различных этапах подготовки и осуществления исследований, аргументируется выбор того или иного исследовательского метода, предлагается краткое описание методов. Специально обсуждается проблема операционализации понятий и шкалирования при подготовке инструментария. Особое внимание уделяется качественным методам исследований.

Третья часть рассматривает подходы к исследованию организаций и управления, в частности, в социальной сфере. В центре этого раздела – методология кейс стади. Здесь рассказывается о типах организаций, в том числе, социальных служб и приводится иллюстративный материал из проведенных авторами исследований. Четвертая часть посвящена вопросам оценивания и включает раздел по оценке потребностей клиентов, а также целый ряд разделов по особенностям, задачам, формам и процедурам оценочных исследований. Здесь приводятся примеры исследований социальных служб, а также речь идет о социальной и, в частности, гендерной экспертизе. В пятой части обсуждаются проблемы профессионализации и способы оценки качества профессиональной подготовки. Представлены подходы к оценке качества образования.

Шестая часть посвященная вопросам оформления результатов исследования. Здесь приводятся рекомендации по составлению разных жанров письменных отчетов: отчет о полевом исследовании с использованием качественной методологии, эссе по кейс стадии, отчет о результатах оценочного исследования. Обсуждаются возможные трудности и пути их преодоления при распространении и внедрении рекомендаций. В завершении даются указания по подготовке выпускной (квалификационной) работы. Чрезвычайно важно при освоении материала пособия ориентировать студентов на самостоятельные исследования, связанные с тематикой дипломного проекта. Подготовка к дипломной работе обеспечивается тренировкой исследовательских навыков, созданием и проведением пилотных проектов, в которых студенты избирают, обосновывают и проверяют тот или иной метод изучения социальных проблем, выступающих объектами прикладного социологического исследования.

В первом издании учебное пособие вышло под названием «Исследования в социальной работе» в 2004 г. в Саратове в РИО Саратовского государственного технического университета тиражом 500 экз. с грифом «рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности социальная работа». В настоящем издании расширен материал по организационным и оценочным исследованиям, обновлены списки литературы.

Учебное пособие может быть использовано на курсах образовательных программ по социальной работе: «Методика исследований в социальной работе», «Социология», «Социальная политика», «Администрирование учреждений социальной защиты», «Социальный менеджмент», а также на занятиях по курсам «Социология», «Методы социологических исследований» для студентов социально-экономических и междисциплинарных специальностей.




следующая страница >>

Смотрите также:
Методы прикладных социальных исследований павел Романов Елена Ярская-Смирнова
4195.75kb.
18 стр.
Е. Р. Ярская-смирнова нарративный анализ в социологии
333.92kb.
1 стр.
Елена Ярская-Смирнова, Ольга Григорьева
358.25kb.
1 стр.
Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов
83.97kb.
1 стр.
Рабочей программы дисциплины Методы экологических исследований
19.78kb.
1 стр.
Аннотация рабочей программы дисциплины
26.05kb.
1 стр.
Минимум требований по гос организация исследовательской деятельности. Методы социологических и прикладных исследований. II
199.42kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Методология науки и методика социологических и прикладных исследований»
293.42kb.
1 стр.
Программы учебной дисциплины «Методология исследования социальных проблем»
20.55kb.
1 стр.
Публикации института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи нан украины
58.72kb.
1 стр.
Программа наименование дисциплины методы почвенных исследований
88.52kb.
1 стр.
1: 1-6 Павел и Благая весть 1: 7-13 Павел и Римляне
2759.73kb.
12 стр.