Главная страница 1

Материалы XX Международной научно-практической конференции (17–18 апреля 2003 г.) «Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития» /Урал. соц.-эк. Ин-т АТиСО. — Ч.V. — Челябинск, 2003. — С.160–162.

И.В. Вишев


Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
ПРОБЛЕМА КЛОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ И ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ


В конце 2002 и в начале 2003 гг. появились сенсационные сообщения о первых клонированных людях. Начало их череде положила клонированная девочка под условным именем Ева, родившаяся 26 декабря 2002 г. В редакционной заставке под названием «Клонированную Еву везут в США» к соответствующим материалам, опубликованным в «Комсомольской правде», в частности, сообщается также: «До конца февраля, как обещают в Clonaid, на свет появятся еще четыре клонированных ребенка» [1, с.9]. И далее уточняется: «В двух случаях родители решили воссоздать генетические копии умерших детей, в одном — младенцем обзаведется пара лесбиянок». На «переднем крае» такого рода исследований оказалась именно указанная компания «Клонэйд», деятельность которой была инициирована и в значительной степени финансируется футуристической сектой раэлитов. Главными пунктами их кредо является вера в происхождение человечества от инопланетян и в возможность посредством клонирования достичь бессмертия людей. Фирма «Клонэйд» вырвалась вперед в острой конкурентной борьбе с итальянским врачом Северино Антинори, который, согласно радиоинформации, объявил голодовку, протестуя против ограничения и даже преследования властями его исследований в данной области. Он также обещал, что в самое ближайшее время появятся клонированные дети.

Однако пока что ни одна обещанная генетическая экспертиза по установлению идентичности клонированного ребенка и его матери не была проведена. Данное обстоятельство вполне обоснованно ставит под сомнение подлинность этих сенсационных событий. Правда, для такого рода отговорок также существуют серьезные основания вроде угрозы лишения родительских прав тех, кто клонирует ребенка из своей клетки и т.п. Но главное все-таки в другом. Были ли эти события или еще не были, ученые утверждают, что «принципиально такая операция возможна, но технически крайне сложна и рискованна» [2, с.1]. Именно в силу принципиальной возможности таких событий обсуждение данной темы вполне оправданно и, несомненно, актуально. Что же касается технической сложности клонирования человека и связанного с этим риска, то оба момента, как показывает опыт научных исследований, являются исключительно вопросом времени.

Обсуждение проблемы клонирования человека независимо от подлинности событий подобного рода сразу же приняло острейшие формы. Характерными стали, например, такие констатации: «Ватикан негодует, Белый дом расследует обстоятельства появления на свет клонированного американца» [1, с.9]. Сугубо негативную позицию по данному вопросу заняла Русская православная церковь, объявив опыты подобного рода недопустимым вмешательством в Божий замысел [3, с.9]. В пользу запрета клонирования человека высказалась и Лига исламского мира [4]. Единодушие традиционных религиозных конфессий, действительно, в решающей степени категорично и очевидно.

В немалой степени именно под их прямым или косвенным влиянием настраиваются на негативное отношение к клонированию человека, и даже клонированию вообще, некоторые ученые, политические и общественные деятели. Один из них, например, возмущается: «С божественным творением творят что угодно» [5, с.145]. Неудивительно, что он столь категоричен в своем заявлении: «Работы по клонированию должны быть запрещены, как ядерное, химическое и биологическое оружие» [5, с.147]. И добавляет: «Как смертельная угроза людям, притом не отдельным индивидам, а всему их роду на Земле». Этого автора, к сожалению, не смущает то обстоятельство, что его собственные утверждения (с которыми, кстати сказать, нельзя не согласиться): «Жизнь хочет продолжения по самой своей сути. Любовь к жизни выше поисков ее смысла и является условием его наличия» [5, с.149] — в итоге у него же совершенно выхолащиваются, обесцениваются, поскольку именно клонирование человека открывает один из важнейших путей поддержания и продления его жизни как очевидной самоценности.

Естественно, вследствие этого произойдет определенная ревизия этических воззрений и норм. Однако вряд ли существуют веские основания для серьезных опасений в связи с этим. Главное заключается в том, что клонирование человека не предполагается всеобщим и принудительным. Но в то же время недопустимо запретами на него навязать свою волю тем, кто желает использовать данный метод для удовлетворения тех или иных своих личных интересов. Свобода выбора должна быть обеспечена для всех (и для лесбиянок в том числе).

Поэтому отрадным является тот факт, что вопреки многочисленным и суровым запретам научно-оптимистические исследования в данной области все-таки продолжаются. Д.А. Рязанов, излагая суть трансгуманизма как нового направления в философии, в этой связи, в частности, особо подчеркивает: «Изменения придут объективно, хотим мы того или нет, законодательные запреты на новые технологии были бы малоэффективны (всегда найдется некто, кто будет этим заниматься) и даже опасными (тот, кто втайне будет этим заниматься, получает стратегическое преимущество, которое может быть использовано в антигуманных целях, в ином случае будет сохраняться стратегический баланс между странами)» [6, с.10]. Круг исследователей проблемы бессмертия человека в ее различных аспектах постоянно расширяется [7; 8 и др.]. Прогресс в этой области не остановим, ибо он отвечает интересам и чаяниям людей.



_____________________

  1. Клонированную Еву везут в США //Комсомольская правда, 2003, 4 января.

  2. Андреев А. Родился первый ребенок-клон //Труд, 2002, 28 декабря.

  3. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Лишь близость к Богу дает человеку силы… //Комсомольская правда, 2000, 12 июля.

  4. www.talk.ru

  5. Кутырев В. Сумерки любви //Москва. — 2002. — № 6.

  6. Рязанов Д.А. Трансгуманизм //www.bessmertie.ru

  7. Балашов Л.Е. Практическая философия. — М.: МЗ-Пресс, 2001.

  8. Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. — М.: МЗ-Пресс, 2002.


Смотрите также:
Материалы XX международной научно-практической конференции (17-18 апреля 2003 г.) «Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития» /Урал соц эк. Ин-т атиСО. Ч. V. Челябинск, 2003. С
39.16kb.
1 стр.
Призрак гендера
54.66kb.
1 стр.
Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 23-24 апреля 2003 г. Нижний Новгород: изд-во ннгу, 2003
1941.03kb.
28 стр.
Перспективы развития рынка перестрахования в россии
102.58kb.
1 стр.
Тенденции оптимизации налогового стимулирования инновационного развития экономики на примере
134.33kb.
1 стр.
Центр социологического и политологического образования института социологии ран
2945.5kb.
21 стр.
Фролов А. В. Свободная энергия
400.6kb.
2 стр.
Сборник материалов 2-й международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2006 года
65.6kb.
1 стр.
Кихней Л. Г., Сафарова Т. В. Мотив езды на лошадях в творчестве Владимира Высоцкого и проблема
241.62kb.
1 стр.
В электроэнергетику
86.13kb.
1 стр.
Тезисы лекции дж. А. Радосевич, 2011 >Дж. А. Радосевич 1,2
2810.94kb.
12 стр.
Страховое мошенничество в россии
119.82kb.
1 стр.