Главная страница 1

Литература  5



Т. Р. Винтоняк


Там русский дух … там Русью пахнет!

А. С. Пушкин.



Устное народное творчество.

П
овторить и обобщить изученное в разделе «Устное народное творчество». Развивать творческие способности учащихся, умение слышать и понимать русское слово, выразительно читать и эмоционально передавать характер прочитанного. Воспитывать речевую культуру, уважительное отношение к русскому народному творчеству, русскому языку.

На лавке восемь девочек в русских костюмах, на головах – кокошники.

Девушка-березка:

Здесь и красные девицы…

Добры молодцы кругом.

Все уселись за столом.

Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас,

Песни русские попеть,

В русский пляс с душой пуститься,

Пирогов отведать вкусных,

И чайку напиться всласть.

Все мы рады видеть вас!


У
читель:
Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет. … Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко.

Девочки поют, имитируя, что прядут:



Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

Быстро меняется мелодия, начинается хоровод под мелодию русской народной песни «А я по лугу…», девочки разрывают круг, в него, танцуя, входит добрый молодец, а девушки поют:

Я за то люблю Ивана,

Что головушка кудрява,

А бородушка кучерява,

Кудри вьются до лица,

Люблю Ваню молодца.

Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении частушек:

Ох и звонки планочки

У твоей тальяночки.

Ты играй, играй звончей,

Чтобы стало веселей.

Вот и пляска, вот и я,

Вот и выходка моя.

Не пошла бы я плясать,

Да надо выходку казать.

Под музыку проигрыша девочки садятся на свои места, снова «прядут», исполняя песню «Позолоченная прялица».



У
читель:
Устали девочки, присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг… Остановились руки, замерли все… Что же произошло? А вот что…

Дети слушают сказки. Рассказывают учащиеся: 1-й – волшебную, 2-й – бытовую.



Учитель: Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика. Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков? Чем? А кто авторы этих сказок? Да, автора у них нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ. Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.

Инсценируется одна из сказок о животных.



Учитель: А еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения. Какие?

Учащиеся называют: пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки.



Учитель: А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное – они всегда веселые. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть нескладехами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

Звучат прибаутки и небылицы.

Ученик поет:


Сидит ворон на сосне,

А сова на другой.

Гой-гой-гой на другой. (2 раза)

У совы ворон пытает?

Гу-гу-гу гуляет. (2 раза)

Кто в лесу гуляет?

Дровосеки гуляют –

Секут лес и валят,

Чах-чах-чах валят. (2 раза)

И секут и кричат,

Испугать зверей хотят. (2 раза)

Другой ученик:

  • Федул, что губы надул?

  • Кафтан прожег.

  • Можно зашить!

  • Да иглы нет.

  • А велика ли дыра-то?

  • Один ворот остался.

Учитель: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки. Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произнесли не толькокак можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки.

Итак, состязание начинается: кто первый?

Ученик говорит скороговорку:



Говорит попугай попугаю: я тебя попугаю.

Другой ученик:



Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Учитель: Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стенке, разливается тепло от русской печки…

Раздается стук в дверь.



Учитель: Кто же это? Входите.

Входит Лесовик.



Лесовик: Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам из далека. Угадайте, где я живу, откуда пришел:

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нем.

Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет.

Там, где в травах ветер сладкий, где за полем бор степной,

Собираю я загадки в кузов берестяной.

Что в нем лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете. Иду я ельником после дождя, смотрю:

В лесу под елкой крошка –

Только шапка да ножка.

Лесовик достает из кузовка крохотный грибок.




В лесу моем растет кустарник, а в нем:

Мальчик-крошка в костяной одежке. У этого мальчика

Шапочка зеленая до ушей надвинута.

Что это за мальчик?

Дети отгадывают, и он достает и называет лесные орехи.



В моем лесу под деревом Андрейки

Все в тюбетейках.

Что это такое?

Достает желуди.



Вот какой мой лес,

Полон загадок и чудес!

А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную, а кто окажется самым сообразительным. Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалка, тот и загадывает. Кто начнет считать?

Дети считаются:



На мосту сидит кукушка, скуковала раза три.

Кто вышел? Это, верно, ты.

Под горою у реки живут гномы-старики.

У них колокол висит. Рассеребряный звонит:

Диги-диги-диги-дон, выходи из круга вон!

Вдруг девушка-березка обнаруживает, что у нее пропал кокошник, ищет, не может найти.



Девушка-березка: Кто взял мой кокошник? Что же мне делать?

Один из учеников: Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдем, у кого он. Смотрите: на воре шапка горит.

О
дин мальчик хватается за голову, чем и выдает себя. Кокошник возвращают хозяйке.



Девушка-березка: А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник? (дети отвечают - пословица) А что это такое? (ответ учащихся)

Отгадайте пословицу по одному слову: … не воин. (Один в поле не воин.)

Закончите пословицу: На Москву идти… (головы не снести).

Пусто… (словно Мамай прошел).

За правое дело… (стой смело).

Учитель: А теперь посоревнуемся. Разделимся на две команды, сначала одна команда называет пословицу, а другая объясняет ее прямой и переносный смысл и придумывает ситуацию, в которой уместно ее употребить. Затем то же делает другая команда. Если команда неправильно избрала ситуацию, то выигрывает (получает «трофей») другая команда.

Идет соревнование команд.



Учитель: Быстро летит время… Пора по домам расходиться. А на прощанье расскажу одну сказочку. Согласны? Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка, по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос. Дергала, дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост. Что же дальше? А дальше то же: дергала, дергала, дергала – выдернула хвост да завязила нос…

Один из учеников рассказывает другую сказку: А я расскажу настоящую сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца… А не рассказать ли с конца?

Учитель: Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки, от слова «докучать»: слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.

Учитель объявляет оценки учащихся за работу на уроке.



Учитель: Чтобы продлить ваши встречи со сказочным Лукоморьем, где «русский дух…», где «Русью пахнет», мы дарим вам русские народные сказки. Читайте их! «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – восхищался когда-то А. С. Пушкин.





Смотрите также:
Литература  5 Т. Р. Винтоняк
68.27kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплина Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка
128.13kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине детская литература Специальность 050301. 65 «Русский язык и литература»
243.15kb.
1 стр.
Литература Средних веков с VIII в до н э. IV в. Н. Э
89.68kb.
1 стр.
Литература I. Древнерусская литература
153.95kb.
1 стр.
Литература Общая литература 1 Микропроцессорные системы в автоматизации и управлении 2 Микропроцессоры в dsp 4
304.06kb.
3 стр.
Литература. Гомбрих Э. История искусства. М.: Издательство аст, 1998. 688 с
63.43kb.
1 стр.
Урока по предмету «Музыкальная литература»
311.53kb.
1 стр.
Х. Блум. Шекспир как центр канона. Глава из книги "Западный канон"
460.51kb.
3 стр.
Х. Блум. Шекспир как центр канона. Глава из книги "Западный канон"
460.53kb.
3 стр.
Литература для педагога Литература для курсанта
1921.64kb.
14 стр.
1. Литература поздней античности как переходное явление
280.64kb.
1 стр.